Статья 'Формы представления контента в просветительских медиа (на примере просветительского медиапроекта Arzamas)' - журнал 'Litera' - NotaBene.ru
по
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > About the Journal > Requirements for publication > Editorial collegium > Editorial board > Peer-review process > Policy of publication. Aims & Scope. > Article retraction > Ethics > Online First Pre-Publication > Copyright & Licensing Policy > Digital archiving policy > Open Access Policy > Article Processing Charge > Article Identification Policy > Plagiarism check policy
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Back to contents
Litera
Reference:

Forms of presentation of content in educational media (on the example of the educational media project Arzamas)

Cherednichenko Lyudmila

PhD in Philology

Docent, the department of Journalism, Pacific National University

680035, Russia, Khabarovskii krai, g. Khabarovsk, ul. Tikhookeanskaya, 136

chchenko@mail.ru
Other publications by this author
 

 
Lapko Anastasiya

Senior Educator, the department of Journalism, Pacific National University

680035, Russia, Khabarovskii krai, g. Khabarovsk, ul. Tikhookeanskaya, 136

reddaktor@mail.ru

DOI:

10.25136/2409-8698.2021.5.35663

Received:

09-05-2021


Published:

16-05-2021


Abstract: The subject of the research in the article is the forms of presentation of content in educational media, which are a very voluminous developing typological group and constitute a significant segment of the Russian information market. The editorial offices of these resources use modern formats for presenting scientific and educational information from different fields of knowledge in accordance with the trends in the development of journalism and following the interests and needs of the audience. The hypothesis of the study is the idea that educational media mainly use formats with a greater engaging ability to solve creative tasks and realize their functional purpose. Using the example of publications of the Arzamas network media project, the author examines the possibilities of various forms of presentation of educational information. The article presents an intelligence study of the forms of presentation of content in educational media. The novelty of the research is due to the small knowledge of the formats of online publications of this type and consists in identifying and characterizing the main forms of content presentation in educational media in the context of the development of online journalism formats. The methodological basis of the study was a systematic approach. The forms of educational media content are considered by the author of the article in the context of the development of journalism and the characteristics of modern media text. The study uses descriptive, informative, comparative and structural-functional methods to solve a scientific problem, highlights the main forms of presentation of the content of the educational media project Arzamas, reveals their features and functional purpose. As a result of the research, the author comes to the conclusion that in order to realize their functional purpose, educational media use combined forms that allow solving educational and recreational tasks. The editorial board of the Arzamas educational media project creates a hypertextual and multimedia educational environment, addressing both traditional journalistic genres and new media formats.


Keywords:

educational media, forms of content presentation, new media formats, educational media project, popularization of science, popular science media, educational function, skynstainment, Arzamas, educational journalism

This article written in Russian. You can find original text of the article here .

Введение. Функционально-целевое назначение просветительских медиа

Сегодня репрезентация знаний из области точных, естественных и гуманитарных наук активно развивается в онлайн-пространстве. Просветительские медиа, интернет-ресурсы, посвященные науке, искусству, культуре, занимают особое место в системе СМИ. Они играют важную роль в формировании, развитии и сохранении национальных ценностей, научного, образовательного потенциала государства. Рост количества медиа просветительской направленности наблюдается с середины 2010-х гг. [3, с. 122]. Именно в этот период появляются «Гефтер», Colta, «ПостНаука», N+1, Newtonew, Indicator, «Антропогенез», Arzamas и другие. Н. Подосокорский со ссылкой на сообщество «SciTopus — Весь научпоп в одном месте» пишет о двухстах пятидесяти научно-популярных и образовательных сетевых проектах, интернет-каналах на русском языке [34]. Эта внушительная цифра говорит о наличии социального запроса на информацию о фактах, явлениях, процессах из разных областей духовного творчества.

Формирующийся сегмент просветительских интернет-медиа требует всестороннего изучения. Интерес к этой теме довольно высок, в центре внимания исследователей оказывались различные характеристики отдельных медиапроектов. Но современная наука еще не разработала единый подход к созданию типологии этой новой группы интернет-изданий, не выстроена система типоформирующих признаков. Первое комплексное исследование научно-популярных сайтов, включающих как собственно сетевые ресурсы, так и представительства традиционных СМИ, было предпринято Е. Е. Макаровой [26]. Автор диссертационного исследования в качестве типоформирующих признаков выделяет и подробно рассматривает аудиторные особенности, предметно-тематическую направленность и жанровые характеристики, но функционально-целевое назначение названного типа сайтов остается за пределами пристального внимания исследователя. Кроме того, использование понятия «научно-популярные сайты» оставляет за пределами осмысления целый ряд ресурсов. Наиболее точным обозначением этого типа является понятие «просветительские», которое предлагает использовать А. С. Колоев [21].

Просветительские ресурсы с точки зрения функционально-целевого назначения относятся к категории специализированных. Их главная задача — распространение знаний из разных областей науки, культуры, искусства в доступной форме. К этой группе изданий относятся научно-просветительские, культурно-просветительские, духовно-просветительские и литературно-художественные интернет-медиа [3, с. 123]. Данную классификацию предложил А. С. Колоев, исследовавший типологические особенности научно-просветительских печатных изданий [21]. Такой подход применим и к сетевым проектам, поскольку в его основу положены базовые типоформирующие признаки: аудитория, предметная область, целевое назначение. В этот перечень можно включить и жанрово-форматные характеристики, поскольку они связаны с функциями, которые выполняют просветительские медиа.

Доминирующим типообразующим признаком этого типа ресурсов является их функционально-целевое назначение ­— реализация в первую очередь просветительской функции журналистики, которую Г. В. Жирков выделяет как самостоятельную, исторически исконную [12]. С. П. Суворова, определяя особенности просветительской функции журналистики, рассматривает ее в тесной связи с ценностной ориентацией общества [40, с. 43]. Автор считает, что «просветительская функция журналистики есть ее особая обязанность в системе СМИ, состоящая в том, чтобы обеспечивать массовую аудиторию журналистскими текстами, в которых получают отображение новые или по каким-то причинам еще не освоенные аудиторией продукты специализированных видов творческой деятельности, содержащие в себе общественно значимые знания, нормы и ценности, а также дается анализ их с точки зрения соответствия гуманистическим тенденциям общественного развития» [40, с. 41–42]. Предметной областью просветительской функции журналистики, с точки зрения С. П. Суворовой, является духовное творчество, включающее науку, искусство и культуру [40, с. 48], а необходимым инструментом — популяризация [40, с. 38].

В целом функционально-целевое назначение «просветительских медиа можно определить следующим образом: популяризация научных знаний, способствующих расширению кругозора населения страны; информирование читателей о состоянии науки и техники в России и за рубежом; рассмотрение актуальных проблем науки и техники с целью определения подходов к их решению; распространение высоких культурных ценностей; воспитание людей на образцах общемировой культуры; содействие всестороннему развитию читателя; стимулирование формирования общественного мнения, касающегося состояния науки и культуры; содействие установлению контактов между деятелями разных областей науки и искусства и обмену опытом» [3, с. 124].

Эти характеристики относятся к качественной просветительской журналистике, которую следует отличать от sciencetainment — промежуточного направления между научно-популярной журналистикой и различными развлекательными форматами [45, с. 91]. По мнению В. С. Фоминой и И. В. Фотиевой,«если качественная научно-популярная журналистика ставит целью просвещение, то sciencetainment — развлечение» [45, с. 89]. И это, по мнению авторов, доминирующая и чаще всего единственная функция данного направления. В то же время и для качественной просветительской журналистики характерна рекреативная функция, которая обеспечивает доступность и удобство восприятия часто сложного материала. Усиление рекреативного начала в формах популяризации науки отмечает Н. В. Дивеева, обозначая положительный эффект этого процесса [11, с. 100]. Объединение просветительской и рекреативной функций журналистики определяет и выбор форм представления контента просветительских медиа аудитории.

Форматы сетевой журналистики

Форматно-жанровая система интернет-медиа находится в стадии становления, каждый год журналисты создают новые решения для выполнения творческих задач и реализации функций журналистики. Виртуальное жанроведение – активно формирующаяся сфера научного исследования, отличающаяся разнообразием точек зрения. Проблемам жанрообразования в новых медиа посвящена работа Е. Ф. Коханова, В. В. Кравцова, М. В. Шкондина [22]. Е. М. Пак, изучив подходы к идентификации сетевых жанров предлагает использовать понятие «веб-жанр» [33, с.47]. Предметом исследования становились и отдельные формы журналистских произведений: медиаинфографика [24], игровые форматы [6], лонгрид [4; 9; 20; 42; 48]. С. И. Симакова выделяет «сложные синтетические жанры», к которым относит аудиослайд-шоу, интерактивную видеоколонку, мультискрипт, мультимедийное ток-шоу или конференцию и другие. [36, с. 167]. Единая позиция по определению жанров и форматов сетевой журналистики еще не выработана. Например, разные исследователи определяют лонгрид и как жанр [20; 42], и как формат [4; 9], и как метод подачи информации [48]. Единодушие исследователей касается только определения процесса становления, изменчивости и неустойчивости классификаций и определений жанров и форматов сетевой журналистики в условиях быстро меняющейся медиареальности.

Г. В. Лазутина определяет формат как совокупность внешних характеристик предмета коммуникации, которые передают его размер и особенности формы [23, с. 20]. Это форма построения и подачи информации. Формат, применительно к журналистскому произведению, это тип материала, вбирающий в себя различные структурные компоненты (жанр, композицию, средства выражения и способ подачи информации, объем).

В зависимости от используемой технологической платформы можно выделить различные группы форматов. Под технологической платформой понимается «особая знаковая система, которая обладает специфическими функциями и характеризуется определенным набором средств создания, хранения, передачи информации в интернете» [44, с. 111]. На этом основании форматы делятся на следующие типы: текстовые, иллюстративные, видеоформаты, аудиоформаты [28, с. 67]. Форматы новых медиа отличает гипертектуальность, мультимедийность, изменчивость, адаптивность [2, 141].

А. Амзин, медиаконсультант и автор книги «Новостная интернет-журналистика», выделяет следующие форматы, появившиеся как отклик на изменение медиасреды: советы, ответы на вопросы, различного рода лайфхаки, памятки и пособия, текстовую трансляцию, статью-список, карточки, виртуальную и дополненную реальность и другие [2]. Тристан Ферне, исполнительный продюсер исследовательской лаборатории BBC, которая занимается исследованием и внедрением новых способов предъявления журналистской информации с учетом современных тенденций медиапотребления [53], в 2018 г. написал серию материалов о новых форматах [50]. Автор выделил короткие и вертикальные видео с субтитрами, сториз, мультимедийный скролителлинг, структурированные (атомизированные) новости, текстовые трансляции, списки, рассылки и саммари, таймлайны, боты, персонализированные новости, визуализацию данных, виртуальную и дополненную реальность. Маша Ковалева, делая обзор новых форматов на 2021 г. для The Fix, сетевого отраслевого журнала для профессионалов СМИ, выделяет геймифицированные форматы, интерактивные виртуальные представления, вертикальное видео, визуальные истории и иммерсивные подкасты [51]. О. Силантьева, медиаэксперт и один из авторов учебника «Мультимедийная журналистика», выделяет девяносто два мультимедийных формата, каждый из которых может быть автономным, самостоятельным произведением и элементом более объемной конструкции. Автор пишет, что это не окончательный список — каждая новая комбинация мультимедийных элементов рождает новый формат [35, с. 9].

Исследования особенностей медиапотребления уже не первый год фиксируют рост интереса аудитории к аудиоформатам. Согласно данным исследовательского центра компании «Делойт» в СНГ, в 2020 г. был заметен рост времени прослушивания подкастов, по общей популярности лидируют подкасты на тему кино, музыки, искусства. В тройку лидеров вошли также научно-познавательные программы [27, с. 6]. Стоит обратить внимание на наметившуюся тенденцию развития подкастинга [47]. Это проявляется в увеличении количества платформ для данного типа контента и росте популярности среди аудитории. Появляются новые разновидности аудиоформатов, иммерсивные аудиопроизведения, в которых при помощи звука создается эффект присутствия. Например, проект «Tell Me Your Secrets: Binaural» [52], размещенный на платформе BBC Taster, определяется одним из его авторов, Майклом Оруэллом, как интерактивный графический роман [52]. Кроме возможности для игрока выбрать ход развития событий, этот проект, как отмечено в самом названии, имеет бинауральную характеристику. Технология бинаурального звука позволяет создавать иммерсивное пространственное звучание. Чтобы полностью погрузиться в историю, аудиторию просят использовать наушники. Это пример использования формата аудио 360 градусов.

Развитие и использование новых технологий в современной журналистике, изменение медиапотребления, особенностей восприятия информации и взаимодействия с ней привело к серьезным изменениям в системе СМИ, технологиях журналистского творчества, способах и формах предъявления информации и в жанрах. Сетевая среда создала возможности использования разных семиотических систем для конструирования и передачи смысла текста и множество вариантов комбинации форматов, «инфомолекул» (фотолент, фоторепортажей, статичных иллюстраций, подкастов, видеоиллюстраций, мультискриптов, эксплейнеров и др.) [25, с. 132].

Особенности представления контента в медиапроекте Arzamas

Современные медиаусловия определяют и формы предъявления информации просветительских медиа. Особенности форм репрезентации науки, культуры и искусства ранее не становились объектом комплексного изучения. Исследователи рассматривают лишь некоторые аспекты данной темы, не углубляясь в характеристики и функциональное значение используемых в просветительских медиа форм контента. О. В. Трофимова и Е. А. Набиева выдвигают гипотезу о формировании «сетевого просветительского жанра», в которых «гармонично сочетаются просветительские интенции авторов и принципы текстопорождающей практики, основанные на эдьютейменте» [43]. Авторы обращают внимание на эффективные коммуникативные стратегии и тактики и текстообразующую категорию тональности [43]. Д. С. Воловецкий и С. В. Белковский, исследуя научно-популярную журналистику в форматах новых медиа, выделяют две группы жанровых форм: «разновидности традиционных журналистских жанров» и «жанры, появление которых обусловлено дигитальной основой функционирования новых медиа» [7, с. 59]. А. С. Калмыкова дает краткую характеристику интернет-ресурсам «Наука и техника» и «ПостНаука» и называет такие формы популяризации науки, как видеоподкасты, спецпроекты, статьи, главы из книг, инфографику, игры, мультфильмы [17, с. 80-81]. Е. Д. Павлова, А. А. Гридчина рассматривают особенности популяризации гуманитарного знания на примере портала Arzamas. Авторы обобщенно характеризуют особенности работы сетевого ресурса и отмечают разнообразие его форматов [32].

Медиапроект Arzamas посвящен истории культуры, литературы, искусства, антропологии, истории и другим гуманитарным наукам [30]. Он был создан Филиппом Дзядко и запущен в январе 2015 г. С начала своего существования проект позиционировался именно как просветительский, в котором главным приоритетом является академическая достоверность [49]. «О литературе, культуре и истории ресурс рассказывает в форматах искусствоведческих и научно-популярных статей, аудио- и видеолекций, фотогалерей, интервью, игр, тестов, шпаргалок, рекомендаций, обзоров, списков, инструкций, хрестоматий, видеоучебников, подкастов, аудиоверсий текстов, анонсов, трансляций и записей событий» [46, с. 254]. Arzamas, по данным компании «Медиалогия», входит в пятерку самых цитируемых СМИ научно-популярной тематики [37]. В 2017 году ежемесячная аудитория медиапроекта составила миллион уникальных посетителей и более четырех миллионов просмотров [38].

В Arzamas четыре раздела. «Курсы» — это собрание аудио- или видеолекций с дополнительными материалами для изучения, тестами и играми. Раздел имеет тематическую и форматную рубрикацию: история России, искусство, литература, антропология, спецпроекты, ликбез. Первые лекции были записаны в формате видео, но с октября 2016 г. начинают выходить аудиолекции. Филипп Дзядко объяснил это особенностями медиапотребления аудитории проекта, которая предпочитала слушать видеолекции, а не смотреть [8].

В «Журнале» выделены те же тематические рубрики, публикуются статьи, отрывки из книг, списки, шпаргалки, тесты, разборы, интерактивные таблицы, инструкции и многие другие форматы. Раздел «Детская комната» – проект в проекте, большой спецпроект для детей. В нем выделены рубрики-действия: смотреть, слушать, читать, узнавать, играть. И размещены мультфильмы, тесты, лекции, книги, игры и другие интересные и полезные материалы для организации досуга и занятий с детьми. «Радио Arzamas» представляет описание характеристик приложения для смартфонов с платным контентом, которое было запущено в конце 2017 г. На мобильной платформе наряду с размещенными на основной площадке публикуются и специально созданные для приложения материалы. Например, курсы «Стругацкие: от НИЧАВО к Зоне», «Лесков и его чудные герои», «Данте и «Божественная комедия», «Кафка и кафкианство» и многие другие могут прослушать только подписчики.

Первыми материалами, размещенными на ресурсе, стали курсы. Шеф-редактор Arzamas К. Головастиков определяет этот формат проекта как гибридный, как журнал или «гуманитарный сериал» на определенную тему. Видео- или аудиоматериалы дополняются «разными популярными медиажанрами», которые значительно расширяют контекст, «иногда это маленькие заметки на полях, иногда — огромные интервью, большие фичеры» [29].

Большинство курсов состоит из трех – девяти лекций и трех – десяти материалов. Например, курс № 87 «История русской еды» [14] состоит из четырех аудиолекций Галины Кобаковой и трех материалов. Каждая лекция имеет расшифровку, это позволяет пользователю выбирать форму ее изучения. Хронометраж — от тринадцати до двадцати минут. Вербальная информация в расшифровке дополнена изобразительными материалами, которые ее подтверждают и выполняют иллюстративную функцию. Некоторые слова текста имеют значок «i», нажав на который читатель может ознакомиться с определением малознакомых слов и понятий. Для расширения контекста и получения дополнительных сведений, связанных одним историческим периодом, фактом, событием, в теле текста размещены гиперссылки, ведущие на другие публикации Arzamas. Так в расшифровке первой лекции тематическая внетекстовая гиперссылка «Берестяные грамоты — 2020» размещена под изображением берестяной грамоты, контекстуальные внетекстовые гиперссылки — в конце материала.

В материалах курса — две статьи и игра (тест), в которой за минуту нужно ответить на 30 вопросов, определить, какие из собранных авторами устаревших слов обозначают «съедобное» или «несъедобное». Ответы на вопросы теста, которые можно посмотреть после его прохождения, представлены в виде словаря. Этот материал также имеет познавательное значение, он погружает в мир русской кухни и русского языка. Редакция предлагает расширить познания в области предложенной темы и ознакомиться с материалами других разделов и рубрик, которые подверстаны в конце страницы курса.

Курс № 37 «Весь Шекспир» включает семь видеолекций театроведа Алексея Бартошевича и шесть материалов [5]. Видеолекции содержат графический материал, он представлен в виде таймлинии, иллюстраций, фотографий, в кадре рядом с лектором также появляется справочная информация, которая раскрывает значение используемых понятий, имен собственных. У каждой лекций есть «обложка». Расшифровка не содержит изобразительной информации и гиперссылок.

Материалы курса представлены интерактивной сравнительной таблицей, игрой, двумя статьями-списками, форматом вопрос-ответ, ретроспективой. В «Сравнительной таблице гениев» биография Шекспира и других писателей соотносится по признакам гениальности [39]. Читатель может выбрать имя, критерий и кликнуть на соответствующую точку таблицы, в диалоговом окне, открывающемся поверх материала, дается информация о пожизненном или посмертном признании, отношениях с властью, создании нового направления в литературе и другое. Всего таких критериев шестнадцать. Просмотренные ячейки отмечаются кружочком. Arzamas обозначает этот формат как шпаргалку.

Игра «Обзывайтесь, как Шекспир» представляет конструктор фраз. Пользователь может составить ругательство, выбрав три слова из предложенного списка «нехороших слов», которые использовал драматург в своих произведениях. Или, нажав на иконку «кости», получить случайное сочетание. В игре есть возможность аудиовоспроизведения фразы на русском и английском языках.

Статьи-списки раскрывают «16 фактов, которые помогут понять классические пьесы» [39] и «7 произведений, которые обидно не знать» [39]. В форме «вопрос-ответ» дается шекспировский вопрос — «Кто писал за Шекспира?», излагаются шесть версий, которые распространены в шекспироведении. Все три публикации имеют изобразительные материалы, выполняющие иллюстративную функцию и подтверждающие написанное.

Ретроспектива — короткое двухминутное видео с вариантами звучания гамлетовского вопроса, это смонтированные фрагменты из российских и зарубежных фильмов, спектаклей, мультфильмов, где актер, персонаж произносит только «Быть или не быть». Варианты звучания этой фразы связаны с разной трактовкой шекспировского героя. Этот короткий формат заставляет задуматься о значении трагедии, образа Гамлета и истории его понимания в искусстве. Материал хорошо ложится на подготовленную лекциями и другими публикациями курса основу. Просмотр этого видео стимулирует дальнейшие раздумья о полученной информации и помогает сформировать потребность более глубокого изучения темы. Для ответа на такой запрос Arzamas подготовил «другие материалы на эту тему». Как и в курсе №87, они из разных разделов проекта и подверстаны в конце страницы.

Arzamas создает и суперкурсы. Курс «История русской культуры» [15] выполняет не только просветительскую, но и образовательную функцию, он отличаются степенью глубины, детализации и широтой охвата темы. Это первый проект онлайн-университета Arzamas. Суперкурс состоит из семи модулей, состоящих из одинакового количества лекций и материалов. В каждом модуле рассматриваются ключевые для определенного периода российской истории события, явления. Результат изучения материалов можно проверить на экзамене, который сдается в форме теста.

Структура модуля похожа на привычную арзамасовцам модель, но есть и отличия. Открывается раздел введением с хронометражем три-пять минут, где в лаконичной форме даются основные факты, характеристика исторического периода. Форму этого видео можно обозначить как сториз, в нем могут сочетаться фотографии, анимированные фотографии, иллюстрации, коллажи, видеофрагменты, скринкасты, чаты, облака слов и другие формы, смена которых сопровождается закадровым голосом. Более развернутый материал такого плана редакция называет ликбез, его хронометраж от восемнадцати до двадцати шести минут. Ликбез дает только базовую информацию в легкой и доступной форме.

Далее — восемь лекций и два дополнительных материала. Аудиолекция по времени длится в среднем двадцать пять минут. Расшифровка не содержит иллюстративный материал. Главные события модуля представлены таймлайном, который открывается на соответствующем теме периоде. Есть возможность посмотреть общий таймлайн, где сведены все данные не только русской истории и культуры, но и западной [41]. Справочные материалы дают информацию по ключевым образам периода и аннотированный список литературы по теме. Ключевые образы раскрываются через значимые произведения искусства. Например, «Ключевые образы Московской Руси» [19] — на иконах Андрея Рублева и неизвестного автора, акварелях Аполлинария Васнецова и Алексея Кившенко, на гравюрах и в других произведениях (некоторые материалы этого типа имеют внутритекстовые тематические и контекстуальные гиперссылки на другие публикации Arzamas). Материал «Где узнать больше про Московскую Русь» отвечает на вопрос «что почитать по теме?». Аннотированный список литературы представлен в форме интерактивной таблицы, где информация систематизирована по типу и тематике [10]. Завершается модуль экзаменом в форме теста, вопросы в нем более сложные, об этом сразу говорится в аннотации к экзамену. В предлагаемых заданиях нужно не только выбрать правильный ответ из четырех вариантов, но построить правильную хронологию или иерархию, установить соответствие. Для сдачи экзамена нужно ответить на тринадцать из пятнадцати вопросов.

Всего в курсе «История русской литературы» пятьдесят шесть лекций, слушать их, изучать дополнительные материалы можно в удобной для пользователя последовательности. Arzamas создал хорошо разветвленный гипертекст, все его материалы связаны системой ссылок с другими публикациями проекта. Это создает целостную картину, где каждая деталь связана со множеством других, где выстраивается сложная система связей между событиями, явлениями, процессами разного уровня. Такая архитектура позволяет аудитории составить общее или более глубокое представление об интересующей теме и подолгу оставаться на сайте.

Спецпроекты просветительского медиа отличает разнообразие длинных форм, они могут быть мономедийными, имеющими одну доминирующую знаковую систему и одно-два вспомогательных средства, такие материалы размещаются на одной странице и читаются линейно. Примером такой формы представления контента является аудиогид «28 историй от Одинцово до Лобни» [1], основой которого являются аудиотреки, дополненные расшифровками и игрой. Каждый трек длится не более пяти минут, общее время — полтора часа. Это примерное время движения по центральному диаметру, аудиогид можно слушать в дороге и в зависимости от направления движения переключать последовательность треков от Одинцова до Лобни или от Лобни до Одинцова. Игра, которой заканчивается аудиогид, тоже связана с дорогой. Ответы нужно давать на каждой станции, по пути следования есть три несгораемые пункта.

Среди спецпроектов Arzamas есть комбинированные формы, включающие разные мультимедийные средства, имеющие несколько частей и нелинейную организацию. Публикация «Как устроен балет» [16] состоит из двух частей, первая «Как устроена «Шахерезада» в постановке Алексея Мирошниченко» — текстовая по своей основе — включает видеофрагменты, фотографии, вторая «Как создавался спектакль» — восемь подкастов с расшифровками, проиллюстрированными фотографиями. Пользователь может выбирать траекторию движения по проекту, но входящие в его состав произведения имеют линейную структуру.

Спецпроект «Открывая Россию: Нижний Новгород» [31], посвященный истории Нижегородской области, также имеет комбинированную форму и состоит из двух частей: лекций и путеводителя. Лекции записаны в ставшей традиционной для проекта Arzamas аудиоформе с расшифровкой, тематическими и контекстуальными внетекстовыми внутренними гиперссылками, которые содержат дополнительную информацию. Путеводитель в форме четырех подборок рассказывает о примечательных местах Нижегородской области, местах его силы: пространстве Нижнего Новгорода, музеях, юге области и Заволжье. Каждая глава путеводителя имеет несколько лаконичных параграфов и снабжена картой с геометками и фотографиями мест, о которых рассказывается. Для удобства навигации по тексту слева имеется кликабельное содержание и пользователь может перемещаться по материалу, выбрать нужную статью.

Arzamas использует игровые форматы: тесты, ребусы, конструкторы фраз и другие. Они могут быть частью комбинированных форм или самостоятельным материалом.

«Игра: переживите все революции» — интерактивный квест по истории Франции [13]. Он входит в состав курса № 23 «Повседневная жизнь Парижа». Игроку последовательно предлагаются разные ситуации, от выбора решения зависит «жизнь» в игре и появление следующего эпизода, каждый шаг может закончится «смертью». Оценка ответа показывает степень рискованности принятого решения, комментарий — как в действительности разрешилась ситуация. Следующий шаг определяется предыдущим. В квесте заложены разные игровые траектории. Пройдя весь путь игрок получает карточку с описанием своей судьбы. Перечень ситуаций, возможные варианты действий игрока в них, комментарий после полученного ответа имеют историческое, познавательное значение, это реальные события Великой Французской революции. Квест позволяет примерить на себя роль представителей разных общественных групп, участвовавших или не участвовавших в политической жизни Франции того времени, соотнести знания, полученные при изучении лекций и материалов курса, с чертами своего характера.

Подобную модель имеет и тест «Кем бы вы были в 1917 году?» [18]. Создатели предлагают выбрать экономические суждения, отношение к правам и свободам, войне и армии, текущим политическим вопросам, политическому будущему России, которые более соответствуют мнению игрока. На основе полученных ответов определяется политическая сила, на стороне которой он мог бы выступать в 1917 г. Перед началом игры пользователь может ознакомиться с характеристикой каждой, представленной на интерактивной системе координат, осями которой являются «левые — правые» и «авторитаризм — демократия». «Точки» в системе расставлены в соответствии с программой действия каждой из партий или фракций. После прохождения теста в системе координат появляется и «точка» игрока, можно также сравнить свои ответы с мнением той политической силы, к позиции которой ближе всего оказался пользователь.

Подобные игры имеют просветительское значение, стимулируют интеллектуальную активность аудитории, совмещают времена, устанавливая связь и преемственность между прошлым и настоящим, и стимулируют интерес к дальнейшему изучению темы.

В коллекцию форм представления контента просветительского медиа Arzamas входят также инструкция (мануал), разбор, фактчек, плейлист, хронология, интервью, подкаст и другие. В архиве хранятся около девяноста микрорубрик со своими форматами. Каждая форма, произведение выполняют в первую очередь просветительскую функцию. Все они связаны между собой гиперссылками, подборками, тегами, показывая таким образом каждое явление в системе связей со множеством других событий, феноменов, и создают единую просветительскую среду.

Выводы. Перспективы дальнейшего исследования

Просветительские медиа относятся к новой типологической группе СМИ, выполняют важную социальную функцию и связаны с ценностной ориентацией общества. В качестве инструмента просветительства ресурсы этого типа используют популяризацию, предоставляют часто сложную для восприятия информацию в доступной и легкой форме. В лекциях, статьях, справочных и других материалах проекта Arzamas нет сложной научной терминологии. Все материалы подготовлены экспертами в своей области и в соответствии с политикой редакции проверены фактчекером. Редакция медиапроекта для реализации функций использует широкий перечень форматов, обращаясь как к традиционным (интервью, научно-популярная статья, справочная заметка, путеводитель), так и новым формам представления контента (лонгриды, таймлайны, тесты, игры и др.), разрабатывает собственную систему форматов (ликбез, шпаргалка и др.), совмещает просветительский и рекреационный материал, воздействующий на эмоциональную сферу.

Объемные материалы Arzamas имеют модульную структуру, разную степень охвата тематики и погружения в предмет. Такой подход позволяет аудитории регулировать не только последовательность просмотра, слушания, чтения, но и степень глубины или широты изучения темы. Игровые механики и форматы, используемые редакцией Arzamas, выполняют рекреативную и просветительскую функции, связаны с материалами курсов и спецпроектов, требуют интеллектуальных усилий от аудитории, имеют познавательную ценность, позволяют получить новые знания и проверить приобретенные. Также, как и другие материалы, они работают на расширение контекста, тематики изучаемых вопросов. Игровые формы способствуют также привлечению внимания и удержанию аудитории, ее взаимодействию с ресурсом, вовлечению в процесс изучения материалов, стимулируют исследовательскую, познавательную активность, деятельное восприятие контента.

Формы представления контента медиапроекта Arzamas создают для аудитории условия активной познавательной деятельности, творческого взаимодействия с информацией. Использование разных комбинаций из форматов-«инфомолекул» для производства одного материала устанавливает новые связи между разными семиотическими системами, наделяет публикации медиапроекта большей воздействующей силой. Все материалы Arzamas связаны между собой гиперссылками и тегами. Таким образом редакция формирует широкий контекст, единую картину гуманитарных процессов и явлений, показывает, что в истории нет разрозненных разобщенных фактов. Arzamas работает для того, чтобы вместе с просвещением пробуждать интерес, вызывать любопытство и задавать направление дальнейшему интеллектуальному движению. Выбранные редакцией формы представления контента позволяют в полном объеме реализовать основную просветительскую функцию.

Формирование жанрово-форматной системы просветительских медиа еще не завершено, в настоящее время идет процесс поиска новых, наиболее эффективных форм представления информации. Настоящее исследование не претендует на полноту и исчерпанность. Дальнейшим направлением изучения форм представления контента просветительских медиа может стать соотношение форматных и жанровых характеристик, взаимосвязь уровня сложности темы и формы его представления, тематических особенностей публикуемых материалов, в отдельное направление исследования можно выделить детскую просветительскую журналистику, особенности использования форматов для детской аудитории.

References
1. "28 istorii ot Odintsova do Lobni. Audiogid po stantsiyam MTsD-1 // Arzamas. URL: https://arzamas.academy/special/mcd (data obrashcheniya 23.03.2021).
2. Amzin, A.A. Novye i eksperimental'nye formaty // Kak novye media izmenili zhurnalistiku. 2012-2016 / A. Amzin, A. Galustyan, V. Gatov i dr. ; pod nauch. red. S. Balmaevoi i M. Lukinoi. Ekaterinburg : Gumanit. un-t, 2016. 304 s. S. 140-151.
3. Belova, T. E., Cherednichenko, L. V. Funktsional'no-tipologicheskie osobennosti prosvetitel'skikh media // Mezhkul'turnyi dialog v prostranstve stran Aziatsko-Tikhookeanskogo regiona: sb. nauch. st. po material. II Mezhdunarodnoi studencheskoi nauchno-prakticheskoi zaochnoi konferentsii «Mezhkul'turnyi dialog v prostranstve stran Aziatsko-Tikhookeanskogo regiona» (20 yanvarya 2018 g.) / otv. red. dots. L. V. Cherednichenko. – Khabarovsk: Izd-vo Tikhookean. gos. un-ta, 2018. S. 121-127.
4. Bulaeva, M. N. Mul'timediinyi longrid kak novyi zhurnalistskii format // Zhurnalistskii ezhegodnik. Tomsk, 2015. №4. 207 s. S. 121–123.
5. Ves' Shekspir // Arzamas. URL: https://arzamas.academy/courses/37/1 (data obrashcheniya 23.03.2021).
6. Volkova I. I. Igrovye formaty mul'timediinoi zhurnalistiki // Vestnik RUDN, Seriya: Literaturovedenie. Zhurnalistika, 2014, № 1, s. 105–112.
7. Volovetskiĭ, D. S., Belkovskiĭ, S. V. Vklad novykh media v otechestvennuyu nauchno-populyarnuyu zhurnalistiku // Nauchno-populyarnaya zhurnalistika: opyt sistemnogo analiza. Sb. materialov kaf. zhurnalistiki. Nizhniĭ Novgorod: Izd-vo NNGU, 2018. 104 s. S. 52–63.
8. Vorotyntseva, K. Obshchestvo Arzamas: kak sdelat' znanie modnym // Gazeta «Kul'tura». 2020. 29 iyun. URL: https://portal-kultura.ru/articles/country/327251-obshchestvo-arzamas-kak-sdelat-znanie-modnym/ (data obrashcheniya 23.03.2021).
9. Galustyan, A. A., Kul'chitskaya, D. Yu. Mul'timediinye longridy kak novyi format onlain-zhurnalistiki // Kak novye media izmenili zhurnalistiku. 2012–2016 / A. Amzin [i dr.] / pod nauch. red. S. Balmaevoi i M. Lukinoi. Ekate¬rinburg: Gumanitarnyi universitet, 2016. 304 s. S. 179–205.
10. Gde uznat' bol'she pro Moskovskuyu Rus' // Arzamas. URL: https://arzamas.academy/university/timeline (data obrashcheniya 23.03.2021).
11. Diveeva, N. V. Rekreativnaya funktsiya populyarizatsii nauki i formy ee realizatsii // Izvestiya vuzov. Severo-Kavkazskii region. Seriya: Obshchestvennye nauki. 2014. №2 (180). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rekreativnaya-funktsiya-populyarizatsii-nauki-i-formy-ee-realizatsii (data obrashcheniya: 30.04.2021).
12. Zhirkov, G. V. Prosvetitel'skaya funktsiya zhurnalistiki v istoricheskoi retrospektive // Relga. Nauchno-kul'turologicheskii zhurnal. 2004. № 3. URL: http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/wa/Main?textid=111&level1=main&level2=articles
13. Igra: perezhivite vse revolyutsii // Arzamas. URL: https://arzamas.academy/materials/835 (data obrashcheniya 23.03.2021).
14. Istoriya russkoi edy // Arzamas. URL: https://arzamas.academy/courses/87/2 (data obrashcheniya 23.03.2021).
15. Istoriya russkoi kul'tury // Arzamas. URL: https://arzamas.academy/university (data obrashcheniya 23.03.2021).
16. Kak ustroen balet // Arzamas. URL: https://arzamas.academy/special/shaherezada (data obrashcheniya 23.03.2021).
17. Kalmykova, A.S. Novye formy populyarizatsii dostizheniĭ nauki i tekhnikiv sovremennom mediaprostranstve (na primere internet-resursov «Nauka i tekhnika» i «PostNauka») // Nauchno-populyarnaya zhurnalistika: opyt sistemnogo analiza. Sb. materialov kaf. zhurnalistiki. Nizhniĭ Novgorod: Izd-vo NNGU, 2018. 104 s. S. 77–82.
18. Kem by vy byli v 1917 godu? // Arzamas. URL: https://arzamas.academy/materials/1258 (data obrashcheniya 23.03.2021).
19. Klyuchevye obrazy Moskovskoi Rusi // Arzamas. URL: https://arzamas.academy/materials/1506 (data obrashcheniya 23.03.2021).
20. Kolesnichenko, A.V. Dlinnye teksty (longridy) v sovremennoi rossiiskoi presse / A. V. Kolesnichenko // Mediaskop. — 2015. — №1 // URL: http://www.mediascope.ru/node/1691 (data obrashcheniya 23.03.2021).
21. Koloev, A. V. Nauchno-prosvetitel'skie izdaniya kak tipologicheskaya nisha // Mediaskop. 2012. Vyp. №2. URL: http://www.mediascope.ru/en/node/1089 (data obrashcheniya 23.03.2021).
22. Kokhanov, E. F. Zhanrovaya struktura novykh media v usloviyakh transformatsii mediasistemy / E. F. Kokhanov, V. V. Kravtsov, M. V. Shkondin // Vestnik VUiT. 2015. №2 (18). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zhanrovaya-struktura-novyh-media-v-usloviyah-transformatsii-mediasistemy (data obrashcheniya: 14.03.2021).
23. Lazutina, G. V. Zhanr i format v terminologii sovremennoi zhurnalistiki // Vestnik Mosk. un-ta. Seriya 10. Zhurnalistika. 2010. № 6. S. 14–21.
24. Laikova, Ya. V. Mediainfografika kak format mediateksta v rossiiskikh onlain–SMI: avtoref. diss. … kand. filol. nauk: 10.01.10 / Ya. V. Laikova. M., 2015. 27 str.
25. Loseva N. Konvergentsiya i zhanry mul'timedia // Zhurnalistika i konvergentsiya: pochemu i kak traditsionnye SMI prevrashchayutsya v mul'timediĭnye / pod red. A.G. Kachkaevoĭ. M., 2010. 200 s.
26. Makarova E. E. Nauchno-populyarnye saĭty v sisteme SMI: tipologicheskie i profil'nye osobennosti: avtoref. dis... kand. filol. nauk: 10.01.10. – M.: MGU, 2013. 26 s.
27. Mediapotreblenie v Rossii – 2020 // Deloit. URL: https://www2.deloitte.com/ru/ru/pages/technology-media-and-telecommunications/articles/media-consumption-in-russia.html (data obrashcheniya 23.03.2021).
28. Mul'timediinye tekhnologii SMI: Uchebnoe posobie / N. O Avtaeva, V. A. Beinenson, K. A. Boldina, A. L. Kodanina, O. N. Savinova. Nizhnii Novgorod, 2020. 171 s.
29. Munipov, A. «Eto kak «Afisha», tol'ko pro Novgorod XII veka»: kak delaetsya proekt «Arzamas» // Afisha Daily. 2015. 16 fev. URL: https://daily.afisha.ru/archive/vozduh/technology/eto-kak-afisha-tolko-pro-novgorod-xii-veka-kak-delaetsya-proekt-arzamas/ (data obrashcheniya 23.03.2021).
30. O proekte // Arzamas. URL: https://arzamas.academy/about (data obrashcheniya 23.03.2021).
31. Otkryvaya Rossiyu: Nizhnii Novgorod // Arzamas. URL: https://arzamas.academy/special/nnovgorod (data obrashcheniya 23.03.2021).
32. Pavlova, E. D., Gridchina, A. A. Osobennosti populyarizatsii gumanitarnogo znaniya (na primere proekta Arzamas) // Nauchno-populyarnaya zhurnalistika: opyt sistemnogo analiza. Sb. materialov kaf. zhurnalistiki. Nizhniĭ Novgorod: Izd-vo NNGU, 2018. 104 s. S. 88–95.
33. Pak, E. M. Zhanroobrazovanie v setevykh smi: tekhnologicheskie i tvorcheskie faktory: diss. ... kand. filol. nauk: 10.01.10 / E. M. Pak. S–Pb., 2014. 261 s.
34. Podosokorskiĭ, N. Ogromnyĭ spisok nauchno-populyarnykh i obrazovatel'nykh kanalov na russkom yazyke // Livejournal. 2018. 17 yanv. URL: https://philologist.livejournal.com/9976164.html (data obrashcheniya 23.03.2021).
35. Silant'eva, O. 92 mul'timediinykh formata: Spravochnik-navigator po raznoobraziyu mul'timediinykh formatov i servisov dlya ikh sozdaniya [Elektronnaya kniga]. Ridero, 2018. 119 s.
36. Simakova, S. I. Vliyanie novykh tekhnologii na vizual'nyi kontent zhurnalistskikh materialov // Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta. 2015. № 5 (360). Filologiya. Iskusstvovedenie. Vyp. 94. Chelyabinsk, 2015. S. 163–169.
37. SMI nauchno-populyarnoi tematiki: II kvartal 2020 // Medialogiya. 2020. 30 sent. URL: https://www.mlg.ru/ratings/media/sectoral/7761/ (data obrashcheniya 23.03.2021).
38. Sokolova M. Strashno uvlekatel'naya veshch' // Kommersant. 2017. 26 okt. URL: https://www.kommersant.ru/doc/3442882 (data obrashcheniya 23.03.2021).
39. Sravnitel'naya tablitsa geniev // Arzamas. URL: https://arzamas.academy/materials/1035 (data obrashcheniya 23.03.2021).
40. Suvorova S. P. Realizatsiya prosvetitel'noi funktsii zhurnalistiki v sovremennykh obshcherossiĭskikh gazetakh : diss. ... kand. filol. nauk: 10.01.10 / S. P. Suvorova. M., 2006. 234 s.
41. Taimlain: vsya istoriya i kul'tura za 12 vekov // Arzamas. URL: https://arzamas.academy/university/timeline (data obrashcheniya 23.03.2021).
42. Tertychnyi, A. A. Osobennosti zhanroobrazovaniya v internet-SMI // Nauchnye vedomosti Belgorodskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki. Belgorod, 2013. Vypusk № 6 (149). T. 17. S. 172–179.
43. Trofimova, O. V., Nabieva, E. A. Issledovanie setevogo prosvetitel'skogo zhanra na primere mediaproekta Newtonew // Medialingvistika. 2018. №5 (3). 314–329. https://doi.org/10.21638/spbu22.2018.305 URL: https://medialing.ru/issledovanie-setevogo-prosvetitelskogo-zhanra-na-primere-mediaproekta-newtonew/ (data obrashcheniya 23.03.2021).
44. Universal'naya zhurnalistika: Uchebnik dlya vuzov / Pod red. L. P. Shesterkinoi. M.: Izdatel'stvo «Aspekt Press», 2016. 480 s.
45. Fomina, V. S., Fotieva, I. V. Mesto sciencetainment v sfere nauchno-populyarnoĭ zhurnalistiki // Mediaissledovaniya 2019 / pod red. T. A. Semilet, I. V. Fotievoĭ. Barnaul : Izd-vo Alt. un-ta, 2019. 408 s. S. 88–93.
46. Cherednichenko, L. V. Tipy kontenta setevykh nauchno-prosvetitel'skikh media // Gumanitarnyĭ nauchnyĭ vestnik. 2020. No6. S. 251-257. URL: http://naukavestnik.ru/doc/2020/06/Cherednichenko.pdf (data obrashcheniya 23.03.2021).
47. Chukovskaya, A. Bol'she 5,5 mln proslushivanii: kakim 2020 god okazalsya dlya rynka podkastov // Forbes. 2020. 22 dek. URL: https://www.forbes.ru/forbeslife/416951-bolshe-55-mln-proslushivaniy-kakim-2020-goda-okazalsya-dlya-rynka-podkastov (data obrashcheniya 23.03.2021).
48. Shpileva, D. V. Longrid kak aktual'nyi zhurnalistskii metod podachi informatsii // Mediasreda. 2019. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/longrid-kak-aktualnyy-zhurnalistskiy-metod-podachi-informatsii (data obrashcheniya: 12.04.2021).
49. Arzamas: pro biznes, a ne pro prosveshchenie // Roem.ru. 2015. 29 yanv. URL: https://roem.ru/29-01-2015/181908/arzamas-pro-biznes/ (data obrashcheniya 23.03.2021).
50. Ferne, T. Beyond 800 words – part 1: new digital story formats for news // Medium. BBC News Labs. URL: https://medium.com/bbc-news-labs/beyond-800-words-new-digital-story-formats-for-news-ab9b2a2d0e0d (data obrashcheniya 23.03.2021).
51. Kovalyova, M. 5 innovative news formats to try out in 2021 – and tools to implement them // THE FIX. Jan. 25. 2021. URL: https://thefix.media/2021/01/25/5-innovative-news-formats/ (data obrashcheniya 20.03.2021).
52. Tell Me Your Secrets: Binaural // BBC Taster. URL: https://www.bbc.co.uk/taster/pilots/tell-me-your-secrets (data obrashcheniya 23.03.2021).
53. We are BBC News Labs // BBC News Labs. URL: https://bbcnewslabs.co.uk/about (data obrashcheniya 23.03.2021).
Link to this article

You can simply select and copy link from below text field.


Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.