Статья 'Монеты как украшение и элемент традиционного костюма татар в XIX-XX вв.' - журнал 'Человек и культура' - NotaBene.ru
по
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > About the Journal > Requirements for publication > Editorial collegium > Editorial board > Peer-review process > Policy of publication. Aims & Scope. > Article retraction > Ethics > Online First Pre-Publication > Copyright & Licensing Policy > Digital archiving policy > Open Access Policy > Article Processing Charge > Article Identification Policy > Plagiarism check policy
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Back to contents
Man and Culture
Reference:

Coins as decoration and element of the Tatar traditional costume in the XIX – XX centuries

Rashitov Danil Damirovich

Head of the Voluntary Certification System "JewelerPromExper", "AEL Expert" LLC

420087, Russia, g. Kazan', ul. Kurchatova, 8, of. 54

rashitov@ael-expert.ru
Other publications by this author
 

 

DOI:

10.25136/2409-8744.2021.5.33350

Received:

01-07-2020


Published:

03-12-2021


Abstract: This article discusses the historical-culturological component of coins in jewelry and women's costume of the Volga Tatars in the XIX – XX centuries. The subject of this research is the coins of the tsarist, Soviet and modern Russian periods, which in one way or another were used as a decorative element in the Tatar national costume and jewelry. Research methodology is comprised of the general scientific and private scientific, such as culturological analysis, empirical experience of the author in jewelry restoration, and interview. The article relies on iconographic materials, jewelry, as well as essays and testimonies of the eyewitnesses. The scientific novelty lies in the thematic selection of sources and information, analysis and comparison of the facts. The author touches upon previously unstudied technical and technological aspects in preparation and processing of coins for their use as decoration. The article reveals the specificity of using coins for decorative purposes, provides information and hypotheses based on the sources that describe the use of coins in costume decoration. The author is first to carry out the classification of coins depending on the method of fixation, perforation and elements of the costume. The article describes the method of historical dating based on the technical and technological methods of processing of coins for application in jewelry.


Keywords:

jewelry, coins, precious metal, Tatars, silver, Tatar customs, Tatar costume, coins in jewelry, traditional decoration, Tatar art

This article written in Russian. You can find original text of the article here .

Культура татарского народа имеет глубокие корни и начинает свое начало с домусульманского булгарского периода. За тысячелетнюю историю татарского народа прошла огромная эволюция, которая заложила уникальные традиции и обычаи, как в материальной, так и духовной культуре народа. На наш взгляд, основным периодом становления татарского народа в традиционном понимании, является середина XIX и первая четверть XX веков. Именно в этот период можно четко определить уникальность, самобытность, расцвет культуры, зарождение интеллигенции и самосознания татарского народа.

В процессе знакомства и изучения того или иного народа, в первую очередь в большинстве случаев, основное внимание со стороны материальной культуры обращается на национальный костюм. В рамках обозначенной темы статьи, предметом изучения будет являться национальный костюм татар и ювелирные украшения, а именно, их декоративные элементы в качестве монет.

Возникновение традиции использования монет в качестве украшений и части костюма у татар имеет глубокую историю и является заимствованием от других народов. На наш взгляд, генезис этой особенности использования можно наблюдать у булгарских племен. В путевых заметках путешественника Ибн Фадлана, во время посещения Волжской Булгарии, можно прочесть его наблюдения о женской одежде местного населения: «На шеях у них несколько рядов монист из золота и серебра…» [1, с. 23]. Данный литературный факт подчеркивает, что монеты как декоративный элемент уже использовались у предков татар за долгое время до возникновения собственной культуры. Также, факт использования монет можно проследить на артефактах, сохранившихся на протяжении последующего развития культуры предков татар Поволжья, например на костюмах и украшениях Золотой орды и Казанского ханства [2, с. 280]. Формирование узнаваемого комплекса национального татарского костюма и пика его исторического становления можно отнести к середине XIX века. В татарском костюме множество видов украшений, которые подразделены на головные, височные, накосные, шейные, нагрудные, наручные, нашивные [3, с. 15-26]. Одним из интереснейших фактов является то, что практически в любом ювелирном украшении или функционально - декоративном предмете одежды, мы можем встретить серебряные монеты различного достоинства, в том числе и специально изготовленные для этих целей жетоны. Для уточнения, заметим, что использование монет в качестве декоративных украшений, по нашему наблюдению, в основном присуще только для женщин, хотя некоторые артефакты указывают на универсальность, например застежки-крючки для одежды и монеты в виде кулона.

Использование монет в качестве украшений можно условно разделить на три вида:

1. Нашивные монеты. [Рис. 1] Монеты с отверстием, которые пришивались нитками к тканевым элементам одежды и украшений. Такой способ декорирования применялся в основном к одежде и повязкам. Этим методом монеты нашивались на ткань головных повязок, таких как «мангай тэнкэсе», «янак», «жилкэлек арты» и др. Встречается такой вид крепления монет на накосных украшениях «тезмэ» - это полоса ткани, на которую вертикально вдоль дины нашивались серебряные монеты в ряд, в основном нашивалось от одного до трех рядов. Тезмэ являлось частью девичьего калфачного комплекса головного убора. Традиционный головной убор татарок - калфак в начале ХХ века тоже украшался нашивными монетами [рис. 2], до этого калфак в основном декорировали золотым шитьем [5, с. 30]. Также нашитые монеты мы можем встретить на шейно - грудных частях женского костюма, например на перевязи «хэситэ». Данная перевязь являлась как декоративной, так и обрядово — культовой, на которой кроме монет нашивались и другие декоративные предметы, такие как бляхи, амулеты, полудрагоценные камни, коранницы, но несмотря на это, были перевязи, которые украшались исключительно монетами. Еще неотъемлемой частью нагрудного участка являлись матерчатые украшения с нашитыми монетами в виде ожерелья, их виды назывались «изю», «тушлек», «сакал» и др. [4, с. 45] Для данных видов украшений характерна чешуеобразная зашивка монетами [рис. 3]. Как на нагрудниках, так и на перевязях типа хэситэ, монеты нашивались в определенном порядке. При нашивании монет соблюдалась соразмерность монет и их номинал, обязательно была ритмическая композиция в размещении монет и угадывалась намеренная лаконичность и завершенность. Исключением в композиционном плане могут стать, только немногочисленные примеры хэситэ, где скорей всего, случайным выбором места для пришивания монеты могла послужить причина человеческого фактора или стечение неизвестных нам обстоятельств.

2. Навесные монеты. К этой категории мы относим монеты, которые имеют отверстия (редко) или напаянные ушки и соединяются с металлическими украшениями механическим способом. Данный вид крепления монет применялся во множестве украшений. Самым ярким и узнаваемым украшением с навесными монетами, на наш взгляд, являются накосники «чулпы» [рис. 4]. Чулпа представляет из себя многосоставное композиционное украшение, центром которого является чаще сканная (филигранная) бляха с плоским овальным камнем по середине, камень в основном был сердолик или его имитация. От центральной части шли перемычки с ушками, к которым дополнительно цеплялись схожие элементы в случае сложнокомпозиционного варианта оформления, в простом оформлении присутствовала только центральная бляха. И в сложном и простом варианте нижняя часть чулпы заканчивалась в основном тремя, или одной подвешенными через переходные кольца в ушки монетами. Монеты на чулпах шли большого номинала преимущественно это были серебряные полтины и рубли. По замыслу, крупная монета должна была выполнять функцию звенящего украшения, а так же, по мнению людей того времени оттягивать косу, что способствовало здоровому росту волос. Иногда, но не часто, монеты встречаются на серьгах, как правило, они имеют небольшой вес, в основном использовались 15 или 20 копеечные серебряные монеты. Малая величина монеты в серьге обуславливалась практической составляющей в плане тяжести изделия, если она будет слишком тяжелой, то она будет вытягивать ухо и её будет неудобно носить. Небольшие серебряные монеты встречаются и на височных подвесках, традиционно они навесками располагаются снизу от трех и более штук. Обилие монет и основную составляющую их как украшения можно встретить на шейных изделиях. К таким предметам относятся гривны, ожерелья [рис. 5], браслеты. Нам известны несколько видов ожерелий состоящих из серебряных монет, монеты между собой соединены ажурной плетеной цепочкой выполненной также, из серебра. Браслеты встречаются двух видов, в первом случаем монеты соединены на шарнирах или переходных колечках, во втором случае встречаются напаянные монеты на жесткий каркас с шарнирными прокатными ушками, застегивающийся путем крючка [рис. 6]. На гривнах обычно подвешивали одну или три монеты. На ожерельях типа воротниковой застежки «яка чылбыры» присутствовала целая композиция из нескольких рядов монет, которые полностью закрывали грудную часть, в данном случае использовались крупные серебряные монеты номиналом от 25 копеек до рубля. Из описанных украшений реже всего нам встречались кольца с монетами. Такого типа кольца имели классическую форму простого обручального кольца, на которых были напаяны переходные колечки, из увиденных образцов попадались с количеством монет от одной до трех, монеты были номиналом 5 копеек или мелкие жетоны. На наш взгляд, такого вида кольца имеют локальное место производства и являются экспериментами, также можно предположить, что их делали крещенные татары, учитывая территориальное происхождение подобных колец.

3. Монета как самостоятельное украшение. Данный вид использования монеты самый редкий, если рассматривать его с точки зрения видового количества. Самым простым, но наиболее часто используемом видом является монета - талисман на кожаном или простом шнурке, монета продевалась через отверстие и носилась на шее в качестве оберега или как памятной вещи. Такой кулон являлся не только женским, но и мужским украшением. Также совершенно самостоятельно монета с отверстием часто была в употреблении как простейшая чулпа-накосник, на тесьме она вплеталась в косу и таким образом имела замещала функцию традиционной чулпы [5]. Для начала ХХ века и вплоть до революции 1917 года среди татарок были популярны броши, которые были спаяны из нескольких серебряных монет преимущественно номиналом 10 и 20 копеек [6. с. 139], [рис. 7]. Композиция таких брошек была линейной или дуговой, напаивались монеты чешуеобразно, в стык никогда не паялись. Броши из монет нередко декорировались цепочками, на которых висела небольшая выгравированная табличка с инициалами владелицы или другим декоративным нанесением. Причиной входа в традиционный костюм брошей у татарок явилась тенденция проникновения западной моды в городские и зажиточные слои населения.

Стоит отдельно рассмотреть способы и технологические особенности подготовки монет к их использованию в качестве украшений. С первого взгляда, нет ничего проще, чем отверстие на монете, или припаянное к ней ушко, но хоть это и очевидность, мы постараемся раскрыть некоторые причинно - следственные связи и историческую хронологию. Стоит начать с того, каким образом появлялось отверстие на монете и каким инструментом оно выполнялось. Ранние артефакты, которые встречались, например, петровские «чешуйки» пробивались любым острым металлическим предметом, этому способствовало, то что толщина монеты была очень небольшой. Более поздние экземпляры, например екатерининские полтинники и рубли пробивались уже по другой технологии, по поведению металла к деформации на подавляющем большинстве монет, мы можем наблюдать, что изготовление отверстия было произведено более тупым и толстым пробойником, о чем свидетельствует ореол со стороны выхода пробойника и четкие фаски на стороне входа, как правило на аверсе. Ближе к середине XIX века и вплоть до начала XX мы наблюдаем более аккуратные отверстия на монетах. Данный факт дает предполагать, что в центрах массовой обработки и декора одежды монетами начинают применяться матричные пробойники, которые не раздавливают металл в стороны, или же не оставляют ореолы на точке выхода, а пробивают отверстие, выдавливая диаметр отверстия фрагментально [рис. 8]. К началу XX века мы можем видеть, что отверстия в большинстве монет высверливаются сверлами, о чем свидетельствуют практически неотличимые места входа и выхода сверла, только небольшие косвенные признаки в качестве облоев дают понятие о выходе или заходе сверла [рис. 9]. Также, на протяжении всей изучаемой хронологии в рамках заданной темы, мы можем наблюдать четырехгранные виды пробоев отверстий на монетах, исключением не являются и такие поздние образцы, как 30-40 е годы ХХ века. Четырехгранное отверстие на монете свидетельство того, что монета была пробита в кустарных условиях. Инструментом для данной операции, по нашим догадкам, является кованый гвоздь, который очень легко пробивал монету и очень сильно портил ее. Часто, отверстие пробивалось на деревянном пеньке, прошедший сквозь монету гвоздь, уходивший дальше в древесину, разбивал отверстие на четыре стороны, а также выдавливал монету в чашеобразную форму в силу того, что клиновидность гвоздя оказывало деформирующее влияние. После пробивки чашеобразную форму монеты рихтовали тем же молотком по плоскости, следы которого мы также наблюдаем на поверхностях монет такого вида обработки [рис. 10].

Стоит рассмотреть и напайные ушки, которые монтировались к многочисленным монетам рассматриваемого периода. Напайные ушки использовались на всех тех монетах, которые не пришивались к ткани, где требовалось не только отверстие, а были дополнительными шарнирными декоративными элементами каких либо отдельных украшений, чаще всего это накосники – чулпы [рис. 11]. Такого рода ушки можно разделить на два типа полосно - проволочные и прокатные. Полосно-проволочные являются более ранним видом ушек, они изготавливались или из проволоки или же из листа нарезанного в необходимых размерах, рихтовались под диаметр переходного колечка и напаивались на монету с двух сторон. Прокатный вид ушек являлся более поздним видом, эта разновидность является производной от более ранней полосной техники. Прокатная техника отличается от полосной тем, что заготовка в виде прутка прокатывается в вальцах с фигурным профилем и рисунок нанесенный на валы отпечатывается на полоске прокатанного прутка. Также, возможно применялась и техника проколотки в таком виде ушек, процесс заключается в том, что полоску металла накладывают на стальную матрицу с гравированным рисунком и отстукивают молотком, пока выгравированный рисунок не отобьется на прутке.

В период конца XIX и первой половины XX веков в целях декоративного использования были практически все монеты, которые попадались людям того времени. Исключительными в данном аспекте можно назвать только золотые монеты регулярного чекана, это было связано с дороговизной самих монет и строгой регламентацией в законе о денежных единицах. В середине ХIХ века в России был принят закон о запрете использования золотых монет в украшениях, их порчи и переплавки, нарушение которого строго наказывалось и считалось уголовным сроком на 6 лет, вплоть до 1912 г. [7. c. 9] В целом, государством запрещалось портить и любые другие монеты Российской империи, но серебряные монеты все же активно использовались у татар и народов Поволжья, о чем говорят многочисленные артефакты и сохранившиеся изделия.

Интересным явлением рассматриваемого периода можно отметить, что огромный спрос на монеты создал и предложение для данной отрасли. В первую очередь, можно отметить казанское производство фабриканта 2й гильдии Дмитрия Кучкина, который на своей фабрике металлических изделий, в числе своего ассортимента производил и монетовидные жетоны. Жетоны Кучкина были ориентированы на Поволжскую аудиторию использовавшую в своих костюмах и украшениях монеты, были специализированные образцы и для казанских татар [8]. Основными сюжетами в жетонах Кучкина были подражания на иностранную и российскую монету, изображались профили девушек, мужчин, двуглавый орел - герб Российской Империи, также присутствовали растительные мотивы. Специальным выпуском для казанских татар был жетон с двуглавым орлом, на щите которого был изображен герб Казани змей Зилант [рис. 12]. Также, специальным выпуском можно считать жетоны имитирующие османские монеты, на них изображалась арабская вязь и подобие тугры, данные жетоны пользовались особой популярностью у татар исповедующих Ислам [рис. 13]. Продукция Кучкина была очень востребована, стоила она 3 копейки за 10 штук жетонов, таким образом эти жетоны выполняли функцию украшения и невольно сохраняли от порчи и вывода из обращения серебряной монеты. В 1898 году Кучкин открывает большой завод в Москве, где начинает производство памятных медалей. Было большое количество разнообразных медалей, среди которых приуроченные к ярким событиям, посвященные выдающимся деятелям, также были медали к 300-летию дома Романовых. После революции 1917 года фабрикант продолжает свое дело до конца НЭПа, производя жетоны и медали приуроченные к новой власти, к 30-м годам фабрика переходит государству.

Для татар мусульман были интересны все монеты, где были арабские надписи, таким образом, руководствуясь статьей Евгения Арсюхина, нам известно, что в изучаемый нами период были крымские и дагестанские подражания османской монете, такие монеты удовлетворяли спрос татарского потребителя даже больше, чем продукция Кучкина. Обусловлено это тем, что татарский народ охотнее украшал себя жетонами и монетами с арабскими надписями из за визуальной принадлежности к исламскому миру. Так описывает свою мысль Арсюхин: «Идея, которую, кажется, проводят авторы таких жетонов – воспоминание о былом величии Казанского ханства и пан - ордынском прошлом» [8].

Из всего многообразия государственных монет и фабричных жетонов стоит отметить и народно – кустарное производство изделий соответствующие классу монет для украшения костюма. В Поволжье, в частности в украшениях татар, где преобладает большое количество нашиваемых в ряд монет можно встретить так называемое «одностороннее подражание» [рис. 14]. Такое название получила монета изготовленная путем литья «в землю», данная технология литья является очень древней и в то же время очень доступной и простой. Качество отливок получалось очень низкого качества. Предположительно, основы данной технологии пришли с новгородских земель, где существовала древняя технология литья икон. На наш взгляд, технология была популяризирована предками русских ювелиров из Рыбной Слободы, которые и основали этот центр кустарной ювелирной промышленности. В литых односторонних монетах мы видим только одну сторону монеты, вторая гладкая, в основном отливали аверс монеты с орлом, реверс тоже встречается, но значительно реже. Монеты отливались только с одной стороны для того, чтобы изготовителя не могли обвинить в фальшивомонетчестве, а также одну сторону технологически легче отлить, чем с обеих сторон. На затертой оборотной стороне, некоторые мастера оставляли свое клеймо-именник, [рис. 15] данный вид клеймения дополнительно указывал на принадлежность предмета к декоративным функциям, а не к попытке подделки. Данный способ был не сильно распространен и встречается реже обычных монет и жетонов.

Среди кустарного производства монетовидных жетонов у татар, можно рассмотреть достаточно распространенный способ пластинчатых подвесов, которым пользовались умельцы и ювелиры. Технология заключалась в том, что брали тонкий 0.7- 0.8 мм толщиной прокатный лист металла, вырезали его в виде круга необходимого диаметра, часто оставляли с торца полоску металла, чтобы скрутить подвесное ушко, если полоски не оставлялось, то жетон просверливали или пробивали внутри диаметра как монеты. После изготовления самого жетона он декорировался, основным сюжетом был растительный орнамент и арабская вязь или нечитаемое подражание под арабскую стилистику [9. с. 375]. Качество и способ декора зависел от мастерства исполнителя, на изученных жетонах мы наблюдали в основном две техники:

- Рисунок набивался с помощью плоского чекана, для такого рода характерен примитивный рисунок напоминающий растительный орнамент или набор арабских букв. Эти жетоны предположительно изготавливались народными умельцами или кузнецами, для которых это не было ремеслом, а просто интересным занятием в свободное от повседневных работ время.

- Рисунок комбинированно наносился насечкой (подобие гравировки штихелем) и вычеканивался. Для данной техники характерны более выразительные и четкие орнаменты, что свидетельствует о компетентности и опыте мастера. На подобных образцах мы замечаем уже читаемые арабские надписи. На этих жетонах обычно писались имена хозяек, благожелательные тексты или другая подобная информация. Такого рода жетоны дают предположение, что изготавливались они, непосредственно ремесленниками, которые занимались этим делом на постоянной основе или выполняли систематически под заказ. [6, с. 137]

Рассматривая образцы татарских украшений с монетами, мы несомненно обращаем внимание на годы их чеканки. На первый и неискушенный взгляд, логический подход в датировке украшения исходит от года выпуска монеты. На наш взгляд, год чеканки монет не всегда может являться неоспоримым фактом для временной атрибуции изделия в целом. Стоит начать со слов Е. Арсюхина в его статье: «Изредка, когда крестьяне находили клады ордынского серебра XIV-XV вв,, денги-дирхемы также шли в дело» [8]. Это говорит о том, что в достаточно поздних украшениях мы можем наблюдать очень древние монеты. Такие факты ошибок достаточно часто встречаемое явление в современном обществе любителей антиквариата и начинающих исследователей. И, тем более, атрибуция татарских украшений с использованием монет периода XIX-XX веков становится еще сложней. Для более точного определения временного промежутка изготовления украшения нужно пользоваться дополнительными косвенными признаками, такими признаками являются:

-стилевая форма украшения

-техника изготовления

- технологические способы изготовления

- осмотр на наличие реставрированных элементов

- химический анализ образцов

Для первых трех пунктов характерны аналогичные методы исследования, исходя из того, что в процессе развития того или иного вида деятельности каждый хронологический промежуток имеет свои стилевые и технологические особенности, которые дают достаточно точно определить время и место изготовления при сравнительном анализе. Химический анализ имеет огромный потенциал и очень сильно помогает в атрибуции артефактов, на наш взгляд это отдельная тема для исследования и требует индивидуального внимания и освещения.

Более подробно нужно остановиться на третьем пункте, а именно, на изучение в нашем случае монет со следами эксплуатации и реставрации. На многих изделиях конца XIX и первой половины XX века мы наблюдаем преимущественно серебряные монеты, которые уже были в употреблении на других украшениях – более ранних. На данный факт указывают реставрационные действия ювелиров изучаемого нами временного промежутка. Такие монеты можно выявить при их детальном рассмотрении, как правило, эти монеты XVIII или начала XIX веков, на которых были отверстия. Отверстия бывают как стертые от активности эксплуатации, так и практически без таких следов. Иногда отверстия запаивали, но часто встречаются и не запаянные монеты. Реставрированные монеты с запаянными отверстиями пробивались заново, некоторые мастера шли более простым путем, отверстие не запаивали, а пробивали новое рядом. Также был распространен вид реставрации с помощью напайных ушек. Такой вид восстановления давал сразу два преимущества, с помощью ушка появлялся новый вид крепления монеты и одновременно ушко закрывало старое отверстие. Реставрация монет была обусловлена тем, что не приходилось портить новые монеты, которые имели платежную способность, старые монеты можно было повторно использовать для более актуальных моделей украшений для того времени.

В процессе изучения татарских монист и других украшений с монетами, мы неоднократно встречались с фактами ремонта и восстановления. Например, можно проследить обратный процесс от вышеизложенного. Встречаются украшения с многообразием монет определенного периода, но среди них мы видим более поздние образцы, которые были применены вместо утраченных. Это дает предположить, что некоторые образцы старинных украшений сохранились и имели утилитарный характер вплоть до момента их восстановления. Можно сказать больше, по заявлению исследователей, татарские традиционные украшения полностью утратили актуальность в начале XX века, а после Октябрьской революции и вовсе исчезли из обихода, но это не так. На многочисленных образцах татарских традиционных украшений, где применялись монеты, было обращено внимание, что вплоть до 70х годов XX века были следы реставрации путем дополнения утраченных старинных монет современными. Так, мы встречаем монеты «перепутки» НЭПа [рис. 16], далее встречаются «ранние советы», самыми современными замеченными монетами времен СССР являются регулярные чеканы 70х годов. Некоторым связующим фактом является то, что в не зависимости от принадлежности к политическому строю и другим внешним факторам, монеты подбирались исключительно серебряные или из белого металла, хотя на момент СССР были более крупные медные и латунные монеты меньшего номинала.

Таким образом, пользуясь данными признаками можно более глубоко изучить некоторые образцы ювелирных украшений с монетами и дополнить общую картину их происхождения.

Касаемо современной ситуации использования монет в национальном костюме и украшениях татар можно сказать, что данный факт подтверждается наличием таких украшений. На сегодняшний день, татарский национальный костюм образца конца XIX и начала XX веков в своем значении имеет функцию сценического реквизита и никак не может претендовать на повседневную одежду ни в селе, ни в городе, обусловлено это непрактичностью и неудобством для современных условий, а также всеобщей глобализацией. Но с точки зрения культурного материального наследия традиционный костюм татар является самобытным и выразительным атрибутом народа. По этой причине он укоренился в разнообразных татарских ансамблях и театрах. Использование монет в костюмах также присутствует, но по экономическим соображениям используются современные монеты из простого металла [рис. 1] или специальные нашивные штампованные бляшки, в единичных случаях нами были замечены и просто гладкие алюминиевые кружки с отверстием нашитые на национальную одежду артистов.

В заключение стоит отметить, что на основе изученного материала и артефактов, мы можем сделать вывод, что такой интересный всемирный феномен использования монет в качестве украшений является очень масштабным и востребованным. Очевидно, что это не уникальная традиция татарского народа, но мы наблюдаем, что использование монет в одежде и качестве украшений уходит далеко к истокам возникновения татар и их предков. При рассмотрении татарского народа в контексте народов Поволжья, мы выяснили, что схожесть традиций с другими соседними народами в использовании монет в одежде и украшениях не дает 100% сходства. Существует ряд уникальных традиционных способов использования монет присущих только татарам, а также изготовлению данных монет и жетонов.

Результаты исследования могут быть использованы в рамках проектов по возрождению традиционных искусств и ремесел народов России [10], в целях обучения ювелиров, реставраторов, а также в целях оценки соответствия объектов социально-культурной деятельности [11]. Особое значение изучение и возрождение традиций татарского искусства имеет для городского брендирования и развития туризма в Республике Татарстан [12]. Татарстан обладает значительным социальным и духовным потенциалом для развития специальных научных направлений, включающих практики по возрождения культурных традиций [13], а также значительным опытом, накопленным благодаря деятельности по включению памятников культуры в список всемирного наследия ЮНЕСКО [14].

Изображения:

Рис. 1 Нашивной вид декорирования, на новодельном калфаке (Калфак с монетами, автор Резида Ишмуратова)

Рис.2 Калфак начала ХХ века расшитый монетами.

Рис. 3 Пример чешуеобразной нашивки монет на нагрудном украшении

Рис. 4 Накосник-чулпа начало XХ в.

Рис. 5 Ожерелье с применением монет

Рис. 6. Шарнирный браслет из монет нач. ХХ в.

Рис. 7. Брошь-булавка из монет нач. ХХ в.

Рис. 8. Пробитое пробойником отверстие в монете.

Рис. 9. Пример высверленного отверстия на жетоне

Рис. 10. Примеры пробитых гвоздем отверстий.

Рис. 11 Пример чулпы-накосника, состоящего из монет с напайными ушками.

Рис. 12. Жетон фабрики Кучкина, выполненный для казанских татар

Рис. 13. Жетон фабрики Кучкина, подражание османской монете

Рис. 14. Отлитая монета, «одностороннее подражание».

Рис. 15. Отлитая монета, «одностороннее подражание» с клеймом-именником мастера

Рис. 16. Поздние образцы монет, использовавшиеся после революции

References
1. Kniga Akhmeda ibn-Fadlana o ego puteshestvii na Volgu v 921-922 gg. Kovalevskii A.P. M., 1956 g. – 23 s.
2. Gosudarstvennyi Ermitazh. Sokrovishcha Zolotoi Ordy.-SPb.: AO «Slaviya», Sankt-Peterburg, 2000. – 280 s.
3. Suslova S.V. Tatarskie yuvelirnye ukrasheniya. Kazan': Tatknigoizdat, 1980. – S. 15-26.
4. Zhenskie ukrasheniya Kazanskikh tatar serediny XIX-nachala KhKh v.
5. Daminova D.F. Informator, RT, Kamsko-Ustinskii r, d. Barguzino 2005 g.
6. Zav'yalova M.K. Tatarskii kostyum: iz sobraniya gosudarstvennogo muzeya Respubliki Tatarstan. – Kazan': Izdatel'stvo «ZAMAN», 1996. – 256 s.
7. Yuvelir 1912 g, s 9, «Plavka monety» SPB
8. Arsyukhin E.V. Ispol'zovanie vostochnykh monet v kachestve ukrashenii narodami Rossiiskoi imperii v XVIII-XX vv. [Elektronnyi resurs] // http://archeologia.narod.ru/doklad.htm (Data obrashcheniya: 21.01.2020).
9. Vorob'ev N.I. Kazanskie tatary (etnograficheskoe issledovanie material'noi kul'tury dooktyabr'skogo perioda). Kazan': Tatgosizdat, 1953. – 383 s.
10. Rashitov D.D., Lestev A.E. Sotsial'no-kul'turnaya deyatel'nost' po vozrozhdeniyu natsional'nykh traditsii yuvelirnogo iskusstva v Respublike Tatarstan // Sbornik mat.-ov mezhdunarodnogo sammita po kul'ture i obrazovaniyu, posvyashch-go 50-letiyu KazGIK. Kazan'.: KazGIK, 2019. S. 53-56.
11. Kubrik K.Yu., Lestev A.E. Otsenka sootvetstviya ob''ektov sotsial'no-kul'turnoi deyatel'nosti v tselyakh bezopasnosti i zashchity prav potrebitelei // Sotsial'no-kul'turnaya deyatel'nost': vektory issledovatel'skikh i prakticheskikh perspektiv. – Kazan': «Astor i Ya», 2018. S. 138-141.
12. Lestev A.E. Skazochnye sushchestva Kazani // Kazan'. 2015. №1. S. 24-27.
13. Lestev A.E. Sotsial'nyi potentsial razvitiya podvodnoi arkheologii v Respublike Tatarstan // Sotsial'nyi i dukhovnyi potentsialy regiona i ikh realizatsiya: mat.-ly Vserossiiskoi nauch.-prakt. konf. s mezhd. uchast., posv.-i 75-letiyu akad. AN RB, d. f. n., prof. Faizullina F.S.-Ufa: RIK UGATU, 2017. S. 249-252.
14. Valeev R.M. Istoriko-kul'turnyi potentsial Bolgara kak ob''ekta vsemirnogo naslediya YuNESKO i razvitie turizma v Tatarstane // Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv. 2019. № 1. S. 9-13
Link to this article

You can simply select and copy link from below text field.


Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.