Статья 'Взаимосвязь саморазвития и ценностного отношения к здоровью учащихся лицея' - журнал 'Психолог' - NotaBene.ru
по
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > About the Journal > Requirements for publication > Editorial collegium > Editorial board > Peer-review process > Policy of publication. Aims & Scope. > Article retraction > Ethics > Online First Pre-Publication > Copyright & Licensing Policy > Digital archiving policy > Open Access Policy > Open access publishing costs > Article Identification Policy > Plagiarism check policy
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Back to contents
Psychologist
Reference:

Correlation between personal development and value attitude to health among lyceum students

Shmoilova Natal'ya Aleksandrovna

Head of the Rehabilitation and Archive Information Department at Head Department of the Ministry of Internal Affairs for the Altai Region

656031, Russia, Altaiskii krai, g. Barnaul, ul. Molodezhnaya, 59, kv. 5

nataliasch@ya.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.25136/2409-8701.2019.6.31685

Review date:

11-12-2019


Publish date:

03-01-2020


Abstract: This article examines the peculiarities of personal development among young people during studying at lyceum; special aspects of value attitude to health from the perspective of representation of the value of health in person’s mentality on the level of objective importance, subjective meanings and emotional fabric; as well as correlation between personal development and value attitude to health in young age. The subject of this research is the value attitude to health in mentality of a person striving for personal growth. The study uses the personal values diagnostic technique KVS-3 (D. V. Kashirsky), psychological wellness (C. Ryff). Self-actualization test (L. Y. Gozman), and original methodology aimed at studying value attitude to health (N. A. Shamoylova). It is establishes that full self-realization and self-growth is in the top three fundamental values among 64.5% of respondents. It is demonstrated that for a person with high and medium level of value attitude to health, the value of health in students’ mentality manifests harmoniously, without prevalence of one or another value aspect (importance, meaning, emotional fabrics). The author underlines correlation between the value attitude to health and strive for personal growth in young age.


Keywords: self-actualization of personality, self-development of personality, psychological structure of consciousness, value attitude, cultural-historical theory, psychological well-being, youth, meaning, personal meaning, sensual fabric
This article written in Russian. You can find full text of article in Russian here .

Введение

Саморазвитие личности в последнее время все чаще становится предметом изучения в научной психологии, проводятся эмпирические исследования в разных возрастных группах, уточняется понятийный аппарат данного процесса. Возросший интерес вполне объясним, поскольку со стремлением к саморазвитию связывают как профессиональные достижения личности, так и достижения в иных сферах жизнедеятельности. Началом изучения процесса саморазвития как самостоятельного психологического феномена принято называть рубеж 1990-х — 2000-х годов, когда саморазвитие личности становится предметом серьезных научных исследований, появляются обоснованные публикации, в которых представлены результаты эмпирических исследований [22],[30],[33] и др.

Однако впервые процесс саморазвития начали изучать еще в начале 20 г.г. прошлого столетия. Основой становления отечественной психологии саморазвития принято считать появление представлений о личности как субъекте развития, активном начале. Само понятие «саморазвитие» в публикациях авторов того времени не встречается, а все представления, связанные с психическими процессами, с которыми в настоящее время принято связывать саморазвитие личности, обозначались чаще всего термином «самодвижение».

Особый интерес в теме саморазвития представляют взгляды Л.С. Выготского. Именно им впервые дано объяснение механизма развития с помощью принципа самопричины («causasui») Б. Спинозы, выражающегося в противоречии сложных систем, таких как «ребенок в обществе», «Я в Мы», «личность в культуре»[10]. Л.С. Выготский связывал развитие личности с формированием высших психических функций и с овладением собственным поведением, тогда как все предшествующие теории говорили о влиянии социального или биологического факторов на процесс развития, либо их совместного влияния, например, теория конвергенции двух факторов У. Штерна. Автор культурно-исторической теории рассматривал развитие как самодвижение и обращал внимание на то, что независимая саморазвивающаяся личность благодаря внутреннему порыву устремляется к самоусовершенствованию. Л.С. Выготский называл психическую активность началом самодвижения личности. В процессе взаимодействия с миром «психика субъективно искажает действительность в пользу организма» [8], иначе говоря, психика воспринимает окружающую действительность, культуру таким образом, чтобы из нее можно было творить свой мир. Именно культурное развитие личности, как самостоятельный процесс, управляемый самой личностью, Л.С. Выготский называл саморазвитием [10].

Л.С. Выготский и последователи его теории рассматривали линию развития личности как процесс сотворения культурного средства, с помощью которого личность становится способной созидать, изменять внутреннюю и внешнюю среду.

Л.С. Выготским дано описание того, как происходит овладение внутренним миром в подростковом возрасте, говоря об этом, автор обращает внимание на то, что культурное развитие подростка происходит в процессе познания своего внутреннего мира и его возможностей, установления его независимости от внешних действий [9]. При этом жизненный путь рассматривается им как переход от положения личности подростка как объекта культурного воздействия к состоянию личности как субъекта культуры, другими словами, — как переход от развития к саморазвитию.

Ученицей Льва Семеновича, Л.И. Божович продолжена концепция саморазвития в подростковом возрасте. По ее мнению, у подростков к 14 годам появляется собственный жизненный план, строятся перспективы будущей жизни. Это период, когда молодой человек становится субъектом своей жизни, с присущей ему способностью к самопроектированию хода собственной жизни [4, c. 140]. Л.И. Божович представляет развитие личности в качестве траектории, устремленной в сторону зрелости, и выделяет в качестве критериев последней появление у человека способности быть независимым от внешних обстоятельств, а иногда быть способным действовать вопреки им, руководствуясь только выбранными собственноручно целями. Такая способность появляется вследствие активного характера поведения человека и делает его не жертвой обстоятельств, а их хозяином и субъектом своей жизни [4]. Таким образом, ключевым моментом в процессе саморазвития, по мнению Л.И. Божович, является личностная зрелость, способность субъекта к самоуправлению, т.е. управлению своей жизнью и своим процессом становления.

В работах Г.А. Цукерман отмечается, что юношеский возраст является сензитивным периодом для переориентации с детских на взрослые нормы развития. На данной стадии онтогенеза человек начинает ставить перед собой цели по самосовершенствованию и саморазвитию, намечать планы и видеть перспективы своего жизненного пути [29].

В современной литературе саморазвитие называют важной целью становления личности в период школьного образования [33]. Однако стоит заметить, что направленность на саморазвитие всегда была присуща системе образования [13].

Поскольку школьный период жизни является тем временем, когда учащимся необходимо осваивать новые знания, а образовательный процесс можно рассматривать как культурную среду, из которой подросток творит свой мир, мы, следуя логике культурно-исторической концепции Л.С. Выготского о том, что социальная среда выступает не как фактор, а как источник развития личности, предположили, что образовательный процесс выступает источником развития личности и задались вопросом, в какой степени нацелены на саморазвитие школьники и каковы особенности саморазвития в юношеском возрасте.

Однако возникает вопрос, почему человек потенциально обладая способностью к саморазвитию, не всегда использует эту возможность? Механизм интериоризации, описанный Л.С. Выготским, дает ответ на этот вопрос. Межличностные отношения, в которые включается личность, в процессе своего развития интериоризируются во внутриличностные. Но почему-то данный механизм не всегда срабатывает – далеко не каждая личность стремится к саморазвитию. И здесь уместно говорить о влиянии среды на развитие человека – «нет ничего внутри, чего не было бы вовне» [11] и о персональных особенностях каждого человека.

Изучать влияние среды на процесс саморазвития не входит в область нашего исследования на данном этапе, а вот изучение того, от чего зависят потенциальные возможности человека, представляет для нас исследовательский интерес. Человек, который стремится к саморазвитию, должен обладать потенциалом здоровья, необходимым для личностных достижений. Изучать состояние здоровья не считаем возможным, в связи с тем, что это является исключительно медицинской проблемой, а вот изучение отношения к здоровью как к ценности, личности, стремящейся к саморазвитию, считаем предметом психологического исследования. По нашим данным [14], в иерархии ценностей человека здоровье довольно часто занимает одно первых ранговых мест, однако субъективные оценки данной ценности для каждой личности, зачастую, сильно расходятся. При этом в исследованиях не представлена именно эта сторона вопроса: как соотносятся между собой отношение человека к здоровью и саморазвитие личности. Наше исследованием было направлено на изучение этой связи.

В рамках развиваемой нами подхода, личностные ценности являются принятыми личностью критериями чего-то субъективно важного для нее, что позволяет разделить такие важные понятия, как добро и зло, вред и польза и т.д. [14]. В соответствии с общепсихологической концепцией ценностей, эти критерии существуют как объективно в окружающей действительности и выражают основнуюидею культуры того или иного общества, так и субъективно – в видепринятых и интреоризированныхотдельной личностью на уровне сознания [14].

Здоровье неизменно входит в число наиболее важных личностных ценностей, поэтому его неоднократно изучали представители таких дисциплин, как философия, педагогика, психология. Несмотря на очевидную объективно высокую ценность здоровья для каждого отдельного человека, усилия, которые человек готов потратить для сохранения и укрепления своего здоровья, не представляющего на данном возрастном этапе проблем, не всегда пропорциональны высокой объективной значимости ценности здоровья.

Таким образом, необходимо иметь такое отношение к здоровью, которое помогает человеку, еще не потерявшему его, позаботиться о нем ради долгой и полноценной жизни.

Анализ показывает, что в работах психологов здоровье предстает в качестве обретаемой индивидом в процессе его развития целостности, предполагающей личностную зрелость (Г. Олпорт[23], Ф. Перлз[24], Л.А. Рудкевич[27] и др.); интеграции жизненного опыта (К.А. Абульханова-Славская[1], К. Роджерс[26] и др.), детерминанты полноценной самоактуализации (К.А. Абульханова-Славская[1], Н.А. Коваль [17], А. Маслоу[21] и др.). Теоретико-методологической основой исследования сознания личности и ценностей в структуре сознания выступили: общепсихологическая концепция личностных ценностей Д.В. Каширского [14], общепсихологическая теория деятельности А.Н. Леонтьева [18], теоретические исследования структуры сознания Ф.Е. Василюка [6;7]

Изучению ценностного отношения к здоровью и психологического благополучия личности посвящены работы Б.С. Братуся [5], Д.В. Каширского и Н.А. Шмойловой [16], Д.А. Леонтьева [19, 20], Г.С. Никифорова[25], Белинской Т.В. [3], Сухомлиновой Е.Н.[28] и др.

Однако анализ имеющихся работ по изучаемой проблеме показывает, что большинство психологических исследований чаще всего направлены на изучение лишь внешней «назывной» стороны ценности здоровья, то есть представленности ее в сознании лишь на уровне значения. В то время как субъективное значение ценности здоровья для личности и должно стать предметом истинного психологического изучения, поскольку психология, не исследующая ценности со своей глубоко субъективной («страдательной») стороны, психология, не рассматривающая ценности на уровне личностного смысла и чувственной ткани (сопряженных с эмоциями), обедняет своей предмет изучения в данном исследовательском направлении. По сути, исследования ценностей психологами, являются в своем большинстве, скорее, социологическими, чем собственно психологическими, а изучаются в них, скорее, не личностные ценности, а ценностные ориентации как ориентации субъекта на те или иные ценности [2],[15],[16],[19],[20].

В связи с этим, проблема исследования состоит в изучении взаимосвязи ценностного отношения к здоровью и саморазвития личности в юношеском возрасте. При этом под ценностным отношением к здоровью в контексте настоящего исследования мы понимаем высокую объективную значимость ценности здоровья для личности, а также особый личностный смысл, вкладываемый в эту ценность и проекции ее (ценности здоровья) в окружающую действительность в виде действий, направленных на сохранение собственного здоровья.

В соответствии с изложенными выше представлениями, была разработана модель представленности ценности здоровья в психологической структуре сознания (рис. 1).

Надпись: Внутренний «подстилающий» слойНадпись: Внешний «назывной»
слой

Рис. 1. Ценность здоровья в психологической структуре сознания

Прежде, чем приступить к рассмотрению ценностного отношения к здоровью с позиции представленности ценности здоровья в сознании личности, считаем целесообразным рассмотреть теорию А.Н. Леонтьева, в соответствии с которой в структуре сознания выделяются уровни значения, личностного смысла и чувственную ткань сознания [18].

Чувственный состав образов реальности создается благодаря чувственной ткани сознания через получение информации, воспринятой человеком ранее и всплывающей в памяти в виде ассоциации с отображаемой картиной будущего. Благодаря чувственной ткани картине мира субъекта придается реалистичность, то есть мир видится субъектом как объективно существующий именно благодаря чувственной наполненности сознания. Чувственная ткань не самый важный «пласт» сознания, но все-таки является необходимой составляющей, так как в случае лишения человека этих чувственных компонентов сознание становится невозможным в следствие того, что именно чувственная ткань сознания играет важную роль в отображении реальной картины мира, которую ничем нельзя заменить. В рамках настоящего исследования, ценность здоровья проецируется в окружающую действительность в виде активности, направленной на сохранение и укрепление здоровья. Обогащаясь, чувственная ткань приобретает свою означенность, поэтому значения являются вторым важнейшим «пластом» структуры сознания.

Говоря о значениях, стоит заметить, что они не создаются отдельным человеком само по себе. В процессе познания мира значений, человек принимает их как опыт, приобщается к нему и вносит в него собственный вклад. Значения, писал А.Н. Леонтьев, «преломляют мир в сознании человека» [18]. Значения бывают как объективно существующими в окружающей действительности и осознаваемыми индивидом, так и субъективными для конкретного человека, то есть наполненными личностным смыслом для него. Именно личностный смысл и придает субъективность значениям, а также создает пристрастность сознания человека. Сознание человека – это не сумма отдельных элементов, находящихся в сознании, а особое внутреннее движение образов и процессов сознания, включенных в общий поток человеческой деятельности в реальной жизни.

Согласно А.Н. Леонтьеву, «личностный смысл отражает субъективную значимость тех или иных событий, явлений действительности к интересам, потребностям, мотивам человека. Он создает пристрастность человеческого сознания» [18].

В свете представлений А.Н. Леонтьева о структуре сознания можно сказать, что, значение ценности здоровья, преломляясь в сознании человека, приобретает особый личностный смысл. В контексте настоящего исследования, личностный смысл – это субъективное значение здоровья, которое оно приобретает для конкретного человека.

Исследования, проводимые современными психологами, позволяют сказать, что отношение к здоровью как ценности в сознании человека имеет возрастную динамику [15]. Вначале субъект относится к нему как естественному состоянию, поскольку объективно не сталкивался с проблемами со здоровьем. На данной ступени развития здоровье может занимать одно из первых мест в ценностной иерархии личности, но не иметь для индивида субъективного смысла. На второй стадии, когда человек испытал первые проблемы со здоровьем либо в силу традиций общества ориентир его поведения развернулся в сторону здорового образа жизни, ценность здоровья уверенно входит в число приоритетных. Субъект начинает рассматривать здоровье как важный ресурс для реализации остальных сфер жизни. На третьей стадии возрастного развития здоровье в иерархии жизненных ценностей становится самой важной ценностью, по сути, как и сама жизнь, только чаще всего в этот период состояние здоровья уже настолько неудовлетворительное, что все действия человека направлены лишь на поддержание необходимого уровня существования.

В связи с вышесказанным, возникают вопросы, требующие детального исследования: каким должно быть отношение к здоровью; какова структура ценностного отношения к здоровью; в какой связи находятся отношение к здоровью и саморазвитие личности.

В психологических исследованиях взаимосвязь ценности здоровья и саморазвития личности до сих пор считается малоизученной. Неоспоримым является то, что здоровье является объективно ценным для каждого, однако какой личностный смысл вкладывается в эту ценность, а также каким образом ценность здоровья проецируется в окружающий мир – очевидно различаются у всех, у личности, стремящейся саморазвитию эти различия так же очевидны.

Таким образом, цель нашего исследования – изучение взаимосвязи ценностного отношения к здоровью с позиции представленности ценности здоровья в сознании личности на уровне объективного значения, субъективного смысла, чувственной ткани личности и саморазвития личности.

Предмет данного исследования – ценностное отношение к здоровью с позиции представленности в сознании личности, стремящейся к саморазвитию.

Гипотеза исследования заключается в том, что гармоничная представленность ценности здоровья в сознании личности на уровне объективных значений, субъективных смыслов и чувственных образов способствует саморазвитию личности.

Исследование проводилось в 2019 году среди учащихся 10-11 классов среднего общеобразовательного учреждения, возраст участников 16-18 лет (N=152).

Методы исследования: методика диагностики системы ценностей KVS-3 [16], шкала психологического благополучия К. Рифф в адаптации Т.Д. Шевеленковой и Т.П. Фесенко [31], самоактуализационный тест - САТ (Л.Я. Гозмана и др.) [12], анкеты «Ваш образ жизни» (коэффициент Кронбахаα=0,847), «Субъективная оценка здоровья» (α=0,834), «Знания о способах сохранения и укрепления здоровья» (α=0,851) (Н.А. Шмойлова, 2007) [32]. В качестве статистических методов анализа данных использовались: корреляционный анализ Ч. Спирмена, коэффициент α-Л. Кронбаха для оценки надежности авторских методик.

Результаты и их обсуждение

В результате проведенной диагностики получены следующие результаты.

Методика «Ценность здоровья в психологической структуре сознания» (Н.А. Шмойлова), включающая 2 блока – «Здоровье-Болезнь» и «Незаконченные предложения», направлена на изучение представленности ценности здоровья в сознании личности на уровне значения, смысла и чувственной ткани. При анализе данных, полученных с помощью этой методики, мы учитывали, на каком из трех уровней сознания присутствует ценность здоровья. Предполагается, что по каждому утверждению возможна представленность ценности здоровья как на одном из уровней сознания, так и на нескольких, либо всех. В результате нами получены следующие нормативные показатели:

– высокий уровень ценностного отношения к здоровью личности – ценность здоровья входит в структуру сознания, как на уровне объективных значений, так и субъективных смыслов и чувственных образов, то есть личностью осознается объективная значимость здоровья, она приобретает субъективное значение для личности и проецируется в окружающую действительность в виде высокой активности, направленной на сохранение собственного здоровья.

– средний уровень ценностного отношения к здоровью – ценность здоровья преобладает на уровне объективной значимости, имеет выраженное субъективное значение для личности, но активность, направленная на сохранение собственного здоровья, проявлена в незначительной степени;

– низкий уровень ценностного отношения к здоровью личности – ценность здоровья преобладает на уровне объективной значимости, но не имеет для личности субъективного значения и не находит своего выхода в объективную действительность в виде действий, направленных на сохранение здоровья.

В диапазоне самоактуализации находится 64,2 % респондентов, 21,5 % имеют высокий уровень самоактуализации, 14,3 % – низкий уровень.

Среди респондентов с высоким уровнем самоактуализации в 83,3 % случаев ценность здоровья представлена на уровне значения, на уровне личностного смысла – 75,0 %, на уровне чувственной ткани – 75,0 % (рисунок 1).

Рисунок 1. Представленность ценности здоровья в сознании личности с высоким уровнем самоактуализации

Среди учащихся с высоким уровнем самоактуализации ценность здоровья в сознании личности представлена наиболее гармонично на всех уровнях, что свидетельствует о том, что ценность здоровья для таких учащихся является объективно значимой, наполнена субъективным смыслом и проецируется в окружающую действительность в виде активности, направленной на сохранение здоровья.

Среди респондентов со средним уровнем самоактуализации в 77,7 % случаев ценность здоровья представлена на уровне значения, на уровне личностного смысла – 72,2 %, на уровне чувственной ткани – 55,5 % (рисунок 2).

Рисунок 2. Представленность ценности здоровья в сознании личности со средним уровнем самоактуализации

Для таких респондентов чуть в меньшей степени характерна гармоничная представленность ценности здоровья на всех уровнях сознания. В целом, они придают важное значение ценности здоровья, она для них наполнена личностным смыслом и они готовы прикладывать усилия для сохранения и укрепления здоровья.

Рисунок 3. Представленность ценности здоровья в сознании личности с низким уровнем самоактуализиции

Среди респондентов с низким уровнем самоактуализации в 75,0 % случаев ценность здоровья представлена на уровне значения, на уровне личностного смысла – 37,5 %, на уровне чувственной ткани – 25,0 % (рисунок 3). Это свидетельствует о том, что ценность здоровья для людей с низким уровнем самоактуализации, в основном, представлена на уровне значения, принятых норм в обществе. Для них в большей степени характерно перекладывание ответственности за свое здоровье на внешние обстоятельства. То есть ценность здоровья воспринимается такой личностью как значимая, так как это транслируется окружающими, однако смысл, который индивид вкладывает в ценность здоровья, очень слабо проявлен. На уровне чувств ценность здоровья у учащихся с низким уровнем самоактуализации не воспринимается.

Сравнение всех стимульных слов, связанных с ценностью здоровья по представленности на уровне сознания, выполнено с помощью критерия Пирсона (Х2 показывает какая из ячеек представлена с большей частотой), который показал статистически значимые различия в выборках учащихся с разным уровнем самоактуализации по представленности ценности здоровья на уровне сознания – значения, личностного смысла, чувственной ткани. Для личности с высоким и средним уровнем самоактуализацииценность здоровья в сознании учащихся проявляется гармонично, т.е. без выраженности того или иного ценностного слоя (значения, смысла, чувственной ткани) (p>0,05), тогда как в группе респондентов с низким уровнем самоактуализации преобладает уровень значения (p≤10-5) при низкой выраженности личностного смысла и чувственной ткани.

Проведенный анализ позволяет утверждать, что высокий и средний уровни самоактуализации преимущественно имеют респонденты, у которых отмечена гармоничная представленность ценности здоровья на всех уровнях сознания.

Выявлена положительная корреляционная зависимость между высоким уровнем ценностного отношения к здоровью и интегральным показателем самоактуализации (rs = 0.727; p≤0,001), а также базовыми шкалами самоактуализационного теста – шкале поддержки (rs =0.488; p≤0,001) и компетентности во времени (rs = 0.56; p≤0,001), что говорит о том, что личность, у которой ценность «здоровье» входит в структуру сознания не только на уровне объективных значений, но и субъективных смыслов и чувственных образов отличают такие черты, как независимость собственных действий, стремление к руководству в жизни своими целями и установками, наличие внутреннего локуса контроля. Для такой личности характерно стремление ценить настоящий момент времени, проживать его максимально полно и интересно, при этом личность воспринимает свою жизнь целостной, ценит опыт прошлого и с оптимизмом воспринимает будущее. Такое мироощущение, психологическое восприятие времени характеризует личность как самоактуализириующуюся. Также выявлена положительная корреляционная зависимость высокого уровня ценностного отношения к здоровью с такими шкалами САТ как: ценностных ориентаций (r=0,614; p≤0,01), гибкости поведения (r=0,505; p≤0,001), спонтанности (r=0,483; p≤0,01), взгляда на природу человека (r=0,395; p≤0,001), самопринятия (r=0,584; p≤0,01), контактности (r=0,534; p≤0,001), познавательных потребностей (r=0,395; p≤0,005). То есть респонденты данной группы четко понимают природу своих потребностей, способны к максимальной рефлексии своих ощущений и чувств. Им присущи ценности, характерные для человека, стремящегося к самоактуализации, а также стремление к постоянному приобретению знаний об окружающем мире.

Согласно полученным данным по методике К. Рифф, 17,1% респондентов показали низкий уровень психологического благополучия; 51,9% опрошенных – средний уровень, 31,0 % – высокий.

Среди респондентов с высоким уровнем психологического благополучия в 85,1 % случаев ценность здоровья представлена на уровне значения, на уровне личностного смысла – 76,6 %, на уровне чувственной ткани – 72,3 %.

Среди респондентов со средним уровнем психологического благополучия в 85,8 % случаев ценность здоровья представлена на уровне значения, на уровне личностного смысла – 69,6 %, на уровне чувственной ткани – 53,2 %.

Среди респондентов с низким уровнем психологического благополучия в 76,9 % случаев ценность здоровья представлена на уровне значения, на уровне личностного смысла – 34,6 %, на уровне чувственной ткани – 23,0 %.

Составляющие компоненты ценности здоровья в психологической структуре сознания показали положительные корреляции с итоговым показателем теста Риффа, (rs = 0.629. p≤0,01), а также с такими шкалами, как «Личностный рост» (rs = 0.45. p≤0,01), «Цель в жизни» (rs = 0.55. p≤0,01), «Самопринятие» (rs = 0.54p≤0,01), что свидетельствует о том, что личность, для которой ценность здоровья является не только высокозначимой, но и наполнена субъективным смыслом и проецируется в окружающую действительность, отличает такие черты как стремление к постоянному развитию, самореализации, открытость новому опыту, активность, готовность к встрече с незнакомыми обстоятельствами, независимость в суждениях и поведении, самоуверенность, ориентированность на свой внутренний мир. Такой человек испытывает чувство реализации своего потенциала, наблюдает улучшения в себе и своих действиях с течением времени, изменяется в соответствии с собственными познаниями и достижениями. Видит смысл, как в своем прошлом, так и в будущей жизни, придерживается убеждений, которые являются источниками цели в жизни, имеет намерения и цели на всю жизнь, характеризуется позитивным отношением к себе, знает и принимает положительные и отрицательные свои личностные качества. Благополучие, ощущение полноты жизни, успешность в жизни характерно для человека, стремящегося к саморазвитию.

По данным методики KVS-3 такую ценность как полная самореализация, саморазвитие (полная реализация себя в жизни, максимальное развитие своих способностей, воплощение в жизнь своего потенциала, своих возможностей) в числе первых трех значимых ценностей назвали 64,8 % респондентов. При этом на высокую реализацию в жизни данной ценности отметили лишь 39,3%, а удовлетворенность от реализации высказались 35,7 %.

Выявлена положительная корреляционная зависимость между значимостью полной самореализацией и следующими шкалами методики САТ: опора (r=0,717, p≤0,01), ориентация во времени (r=0,502, p≤0,01), гибкость поведения (r=0,606, p≤0,01), ценностные ориентации (r=0,588, p≤0,01), взгляд на природу человека (r=0,506, p≤0,01), самопринятие (r=0,522, p≤0,01), контактность (r=0,583, p≤0,01), познавательные потребности (r=0,707, p≤0,01) и интегральным показателем самоактуализации (r=0,707, p≤0,01). Полученный результат свидетельствует о том, что юноши и девушки проявляют независимость в принятии решений, стремятся к руководству в жизни своими целями и установками, имеют внутренний локус контроля. Для такой личности характерно желание ценить настоящий момент времени, проживать его максимально полно и интересно. Такая личность воспринимает свою жизнь целостной, ценит опыт прошлого и с оптимизмом воспринимает будущее.

Полная самореализация положительно коррелирует с итоговым показателем теста Рифф (r=0,506, p≤0,01), а также с такими шкалами, как «Личностный рост» (r=0,522, p≤0,01), «Цель в жизни» (r=0,707, p≤0,01), «Автономия» (r=0,522, p≤0,01), что свидетельствует о том, что юноши и девушки стремятся постоянно развиваться и двигаться вперед, любят совершенствовать умения, учиться чему-то новому, развивать собственный потенциал. Такая личность имеет четкую цель в жизни, к которой идет, использует опыт прошлого, анализирует совершенные ошибки и применяет полученный опыт в саморазвитии, имеет реалистичные представления о жизни и четко понимает запросы окружающего мира, проявляет независимость в принятии решений, действует самостоятельно, не поддаваясь социальному давлению.

Заключение и выводы

Таким образом, проведенное исследование позволило сформулировать следующиевыводы:

1. Саморазвитие присуще личности с внутренним локусом контроля, что говорит о саморазвитии как самостановлении и самодвижении.

2. Юноши и девушки, выделяющие саморазвитие как важную ценность своей жизни, обладают высокими коммуникативными способностями, легко устанавливают контакт с окружающими людьми, четко осознают требования окружающей действительности, проявляют пластичность мышления в новых условиях.

3. Ценностное отношение к здоровью с позиции представленности ценности здоровья в структуре сознания – это высокая объективная значимость ценности «здоровье» для личности, а также особый личностный смысл здоровья и проекция ее в окружающую действительность в виде действий, направленных на сохранение собственного здоровья.

4. Для личности с высоким и средним уровнем самоактуализации характерен высокий уровень ценностного отношения к здоровью – ценность здоровья входит в структуру сознания, как на уровне объективных значений, так и субъективных смыслов и чувственных образов, то есть личностью осознается объективная значимость здоровья, она приобретает субъективное значение для личности и проецируется в окружающую действительность в виде высокой активности, направленной на сохранение собственного здоровья.

5. У личности с низким уровнем самоактуализации ценность здоровья в большей степени представлена на уровне значения, принятых норм в обществе. Для таких учащихся в большей степени типично перекладывание ответственности за свое здоровье на внешние обстоятельства. То есть ценность здоровья воспринимается ими как значимая, так как это транслируется окружающим их обществом, однако смысл, который они вкладывают в это понятие, очень слабо проявлен, на уровне чувств ценность здоровья у учащихся с низким уровнем самоактуализации не воспринимается.

6. Гармоничное присутствие трех сопряженных форм существования ценности здоровья в сознании учащихся – уровня объективных значений, субъективных смыслов и чувственной ткани образа свидетельствует о том, что ценность здоровья выступает психологическим средством саморазвития личности.

7. Юноши и девушки, у которых ценность здоровья присутствует на всех трех уровнях сознания – уровне значения, субъективного смысла и чувственной ткани, стремятся к постоянному развитию, самореализации, открыты новому опыту, проявляют активность, готовность к встрече с незнакомыми обстоятельствами, независимость в суждениях и поведении, самоуверенность, ориентированность на свой внутренний мир.



References
1.
Abul'khanova-Slavskaya K.A. Strategiya zhizni. – M.: Mysl', 1991. – 299 s.
2.
Alekseeva V.G. Tsennostnye orientatsii kak faktor zhiznedeyatel'nosti i razvitiya lichnosti // Psikhologicheskii zhurnal. 1984. №5. T. 5. S. 63-70.
3.
Belinskaya T. V.Psikhologicheskie sostavlyayushchie razvitiya tsennostnogo otnosheniya k zdorov'yu u studentov pedagogicheskogo vuza: avtoreferat ... kand psikh. nauk : 19.00.07.-Kaluga, 2005.-23 s.
4.
Bozhovich L.I. Lichnost' i ee formirovanie v detskom vozraste. SPb.: Piter, 2008. s. 322.
5.
Bratus' B.S. Anomalii lichnosti. – M.: Mysl', 1988. – 301 s.
6.
VasilyukF.E.Psikhotekhnika vybora / Psikhologiya s chelovecheskim litsom: gumanisticheskaya perspektiva v postsovetskoi psikhologii / Pod red. D.A. Leont'eva, V.G. Shchur. M.: Smysl, 1997. S. 284-314.
7.
Vasilyuk F.E. Struktura obraza// Voprosy psikhologii. 1993. № 5. S. 5-19.
8.
Vygotskii L.S. Sobranie sochinenii: V 6-ti t. T. 1. Voprosy teorii i istorii psikhologii / Pod red. A.R. Luriya, M.G. Yaroshevskogo. – M.: Pedagogika, 1982. – 488 s.
9.
Vygotskii, L.S. Sobranie sochinenii: V 6-ti t. T. 3. Problemy razvitiya psikhiki / L.S. Vygotskii-M.: Pedagogika, 1983. – S.327-328.
10.
Vygotskii L.S. Sobranie sochinenii: v 6 t. T. 5 :Osnovy defektologii/ Pod red. T.A. Vlasovoi. — M.: Pedagogika, 1983. – 369 s.
11.
Vygotskii L.S. Razvitie vysshikh psikhicheskikh funktsii.-M.: Prosveshchenie, 2008.-500 s.
12.
Gozman L.Ya., Kroz M.V., Latinskaya M.V. Samoaktualizatsionnyi test. M.: RPA, 1995. 52 s.
13.
Ivanova V.P. Razvitie intellekta kak osnovanie lichnostno-professional'nogo stanovleniya studentov: avtoreferat dis… d-ra psikh. nauk. M., 2013. – 55 s.
14.
Kashirskii D.V. Psikhologiya lichnostnykh tsennostei: diss. … d-ra psikhol. nauk. M.: RGGU, 2014. – 550 c.
15.
Kashirskii D.V., Sabel'nikova N.V. Tsennost' zdorov'ya v fokuse psikhologicheskogo analiza //Vestnik psikhologii i pedagogiki Altaiskogo gosudarstvennogo universiteta. 2018. №2. – S. 19-24.
16.
Kashirskii D.V., N.A. Shmoilova Zdorov'e v sisteme tsennostei samoakualiziruyushcheisya lichnosti // Lichnost' kak predmet klassicheskoi i neklassicheskoi psikhologii: XIII mezhd. Chteniya pamyati L.S. Vygotskogo (Moskva, 13-17 noyabrya 2012 g.) / pod red. V.T. Kudryavtseva: V 2t. T. 1. – M.: RGGU, 2012. – S. 18-23.
17.
Koval' N. A. Dukhovnost' v sisteme professional'nogo stanovleniya spetsialista: Dis. ... d-ra psikhol. nauk: 19.00.13: Moskva, 1997. – 464 c.
18.
Leont'ev A.N. Deyatel'nost'. Soznanie. Lichnost'. M.: Politizdat, 1977. 303 s.
19.
Leont'ev D.A. Psikhologiya smysla: priroda, stroenie i dinamika smyslovoi real'nosti. M.: Smysl, 2003. 487 s.
20.
Leont'ev D.A. Tsennost' kak mezhdistsiplinarnoe ponyatie: opyt mnogomernoi rekonstruktsii // Voprosy filosofii. 1996. №3. S. 15-26.
21.
Maslou A. Psikhologiya bytiya. – M.: Refl-Buk; K., Vakler, 1997. – 304 s.
22.
Nizovskikh N. A. Zhiznennye printsipy v lichnostnom samorazvitii cheloveka: avtoreferat diss...doktora psikhol. nauk. M.: MPGU, 2010. 44 s.
23.
Olport G. Stanovlenie lichnosti. M., 2002. – 462 s.
24.
Perlz F., Khefferlin R., Gudmen P. Opyty psikhologii samopoznaniya. M., 1993. – 240 s.
25.
Psikhologiya zdorov'ya: Uchebnik dlya VUZov / Pod red. G.S. Nikiforova. – SPb.: Izd-vo S-Peterburgskogo universiteta, 2000. – 504 s.
26.
Rodzhers K. Vzglyad na psikhoterapiyu. Stanovlenie cheloveka. M., 2001. – 354 s.
27.
Rudkevich L.A. , Rybalko E.F. Vozrastnaya dinamika samorealizatsii tvorcheskoi lichnosti // Psikhologicheskoe problemy samorealizatsii lichnosti / Pod red. O.G. Kukosyana. SPb: Izd-vo SPbGU. – 504 s.
28.
Sukhomlinova E. N. Formirovanie tsennostnogo otnosheniya k zdorov'yu u starshikh shkol'nikov : dissertatsiya ... kand. psikh.nauk: 19.00..-Sochi, 2012.-197 s.
29.
Tsukerman, G.A. Psikhologiya samorazvitiya [Tekst]/ G.A. Tsukerman, B.M. Masterov.-M.: Interpraks,1995. S. 96.
30.
Chernyavskaya G. K. Samopoznanie i samorealizatsiya lichnosti: Metodol. probl.: dissertatsiya ... doktora filosofskikh nauk. Ekaterinburg, 1994.-263 s.
31.
Shevelenkova T.D., Fesenko T.P. Psikhologicheskoe blagopoluchie lichnosti // Psikhologicheskaya diagnostika. 2005. №3. S. 95-121.
32.
Shmoilova N.A. Tsennostnoe otnoshenie k zdorov'yu i samoaktualizatsiya lichnosti // Omskii nauchnyi vestnik. 2007. № 4. S. 126-130.
33.
Shchukina M.A. Psikhologiya samorazvitiya lichnosti: monografiya.-SPb: SPbGU, 2015. 348 s.
Link to this article

You can simply select and copy link from below text field.


Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.
"History Illustrated" Website