Статья 'Криминалистическое обеспечение раскрытия и расследования преступлений, предусмотренных ст. 210.1 УК РФ «Занятие высшего положения в преступной иерархии»' - журнал 'Вопросы безопасности' - NotaBene.ru
по
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > About the Journal > Requirements for publication > Editorial collegium > Peer-review process > Policy of publication. Aims & Scope. > Article retraction > Ethics > Online First Pre-Publication > Copyright & Licensing Policy > Digital archiving policy > Open Access Policy > Article Processing Charge > Article Identification Policy > Plagiarism check policy
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Back to contents
Security Issues
Reference:

Forensic Support for the Disclosure and Investigation of Crimes under Article 210.1 of the Criminal Code of the Russian Federation (Occupying the Highest Position in the Criminal Hierarchy)

Khamidullin Ruslan Sibagatullovich

PhD in Law

Head of the Department of Operational Investigative Activities of Internal Affairs Bodies, Ural Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia

620072, Russia, Sverdlovskaya oblast', g. Ekaterinburg, ul. Syromolotova, 7, kv. 11

sledgsugu@mail.ru
Other publications by this author
 

 

DOI:

10.25136/2409-7543.2023.3.38481

EDN:

ZSSAIM

Received:

19-07-2022


Published:

05-10-2023


Abstract: Based on scientific sources and practical experience, the article examines problematic issues of criminalistic support for the disclosure and investigation of crimes related to the occupation of a person of the highest position in the criminal hierarchy. The subject of the study is some features of the identification, disclosure and investigation of the crime provided for in Article 210.1 of the Criminal Code of the Russian Federation. The object of the study is public relations arising in the process of countering organized crime, in particular criminal authorities having the statute "thief in law", "polozhenets", "looker". The author examines in detail such aspects of the topic as the peculiarities of identifying persons occupying the highest position in the criminal hierarchy, establishing the circumstances of "crowning" or obtaining the appropriate status. Within the framework of forensic support, the issues of technical-forensic and tactical-forensic support for the detection of signs of a crime, material and ideal traces, as well as the specifics of their fixation and use in proving criminal cases are considered. The main conclusions of the study: effective forensic support for the disclosure and investigation of a crime under Article 210.1 of the Criminal Code of the Russian Federation "Occupying the highest position in the criminal hierarchy" is not possible without a clear legislative definition of the concept of a person occupying the highest position in the criminal hierarchy. To increase the effectiveness of the fight against organized crime, it is necessary to develop methodological recommendations and algorithms for identifying and bringing to criminal responsibility persons occupying the highest position in the criminal hierarchy.


Keywords:

criminal hierarchy, criminal community, thief in law, leader of criminal communities, higher position, posenets, looking, community service holder, thug, criminal subculture

This article written in Russian. You can find original text of the article here .

Исследуя положительный опыт борьбы с организованной преступностью в других странах постсоветского пространства, законодатель в России принял Федеральный закон от 3 ноября 2009 г. № 245-ФЗ, который дополнил ст. 210 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее УК РФ) частью 4, предусматривающий ответственность за организацию преступного сообщества (преступной организации) лицом, занимающим высшее положение в преступной иерархии [1]. В продолжении заданной уголовно-правовой политики в законную силу вступил Федеральный закон от 1 апреля 2019 г. №46-ФЗ дополнивших Уголовное законодательство новой статьей 210.1 УК РФ, предусматривающей ответственность за занятие лицом высшего положения в преступной иерархии [2]. Проведенный анализ результатов экспертных опросов оперуполномоченных, следователей, работников прокуратуры проходящих повышение квалификации или профессиональную переподготовку в Уральском юридическом институте Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее МВД России), а также в Уральском государственном юридическом университете имени В.Ф. Яковлева показал, что в настоящее время сотрудники правоохранительных органов сталкиваются с необходимостью разъяснения множества вопросов, возникающих в процессе раскрытия и расследования преступления, предусмотренного ст. 210.1 УК РФ. Кроме того, существует потребность разработки программ криминалистического обеспечения противодействия лицам, занимающим высшее положение в преступной иерархии. Борьба с организованной преступностью была и есть одной из приоритетных направлений деятельности всех правоохранительных органов и МВД России в частности, поскольку незаконная деятельность организованных групп и организованных преступных сообществ (организаций) создает угрозу не только общественной безопасности, но и негативно отражается на экономическом состоянии государства. Одновременно с этим наибольшую опасность представляют лидеры уголовно-преступной среды, возглавляющие организованные группы и организованные преступные сообщества (организации), координируют их деятельность, создают условия для совершения преступлений. Лица, занимающие высшее положение в преступной иерархии не только влияют на взаимоотношения уголовно-преступной среды, но и вмешиваются в общественные отношения законопослушного населения, порой подменяя собой официальные органы власти. Борьба с лидерами уголовно-преступной среды обусловлена не только борьбой с действующими организованными группами и организованными преступными сообществами (организациями), но и целью пресечь возникновение новых преступных формирований, так как лица, занимающие высшее положение в преступной иерархии, по мимо прочего, ведут пропаганду уголовно-воровских традиций и норм поведения среди населения, в том числе среди молодежи. Вводя в действие новую норму уголовного законодательства, предусматривающую ответственность за занятие лицом высшего положения в преступной иерархии, законодатель призывает правоохранительные органы активизировать борьбу с организованной преступностью в целом и в особенности с лидерами уголовно-преступной среды. Выявление таких лиц, успешное раскрытие и расследование их противоправной деятельности, привлечение их к уголовной ответственности, позволит дезорганизовать незаконную деятельность преступного сообщества, обеспечив общественную безопасность и искоренение уголовно-воровских традиций и норм поведения. Кроме того, актуальность разъяснения ряда вопросов, возникающих в процессе раскрытия и расследования преступлений, предусмотренных ст. 210.1 УК РФ, обусловлена и большим числом лиц, занимающих высшее положение в преступной иерархии. Так, по данным Главного информационного центра МВД России (ГИАЦ МВД России) только за 1 полугодие 2021 года в производстве следователей органов внутренних дел находилось 45 уголовных дел в отношении 45 лиц, занимающих высшее положение в преступной иерархии в статусе "вор в законе", "положенец", "смотрящий", а всего с момента введения в действие рассматриваемой статьи Уголовного кодекса Российской Федерации в суд направлено 22 уголовных дела. Достаточно низкий показатель направления уголовных дел в отношении лиц, занимающих высшее положение в преступной иерархии для рассмотрения в суд можно объяснить наличием проблем, в том числе правового характера. В правовом плане следователи, сотрудники оперативных подразделений сталкиваются с такими проблемами как отсутствие каких-либо нормативно правовых актов, закрепляющих понятие лица, занимающего высшее положение в преступной иерархии, отсутствие разъяснений кого именно считать субъектом преступления, а также отсутствие криминалистических рекомендаций обеспечивающих эффективное противодействие. Примечательно, что в Грузии еще в 2005 году были внесены изменения, предусматривающие ответственность за членство в воровском сообществе в виде лишения свободы на срок от 3 до 8 лет, а за пребывание лица в положении вора в законе – лишение свободы на срок от 5 до 10 лет. (ст. 223.1 «Членство в воровском сообществе, вор в законе»). При этом Закон «О борьбе с организованной преступностью и рэкетом», разъясняет термины «воровской мир» и «вор в законе». В Грузии благодаря указанному закону к уголовной ответственности привлечены несколько сотен воров в законе, а в доход государства изъято имущество на огромную сумму [3]. Анализируя диспозицию статьи 210.1 УК РФ, можно сделать вывод, что субъект преступления специальный, то есть физическое, вменяемое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста, занимающее высшее положение в преступной иерархии. Так, в Российском законодательстве в отличи от Грузинского, отсутствует закрепление каких-либо критериев отнесения того или иного представителя уголовно-преступной среды к лицам, занимающим в ней высшее положение, эти понятия являются частью преступного мира, с которым и надлежит бороться правоохранительным органам. В п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.06.2010 № 12 «О судебной практике рассмотрения уголовных дел об организации преступного сообщества (преступной организации) или участии в нем (ней)» ° дается разъяснение о субъекте преступления, указанного в ч. 4 ст. 210 УК РФ, то есть лице, занимающим высшее положение в преступной иерархии, в привязке к преступному сообществу (преступной организации) [4]. То есть данное разъяснение не применимо к рассматриваемой норме, в которой необходимо доказать сам факт занятия лицом высшего положения в преступной иерархии. В процессе работы с лицами из уголовно-преступной среды, изучения их понятий, взаимоотношений, сотрудники правоохранительных органов и получают представление о преступной иерархии, в том числе из письменных источников этой среды, так называемых «воровских прогонов», а также из иных записей, содержащих «воровской» уклад. Исходя из обобщения полученных сведений, "воровской" уклад представляет собой сложившуюся систему подчиненности и взаимоотношений между лицами, входящими в криминальную среду и разделяющими правила и традиции "воровской" субкультуры. Данный "воровской" уклад имеет строгую вертикаль власти - преступную иерархию, требующую бескомпромиссного его выполнения, и подчинения лицам, стоящим на вышестоящем положении в преступной иерархии вообще и на определенной территории, а именно крае, области, городе, районе, улице, а также в местах изоляции, колониях, отрядах, камерах. В основном "воровской" уклад распространяется на взаимоотношения лиц, содержащихся в учреждениях пенитенциарной системы, но укоренившись в сознании осужденных, эти правила, в большей степени благодаря негативному влиянию лиц, занимающих высшее положение в преступной иерархии, распространяются и вне стен исправительных учреждений. Так существуют разные категории представителей уголовно-преступной среды, одной из которых является "черные", это те лица, которые принимают и поддерживают "воровские" традиции, установленные наивысшими лицами в преступной иерархии, так называемыми "ворами в законе", к ним относятся "положенцы" - "смотрящие", "бродяги", "блатные", "мужики". Другой категорией осужденных являются "красные", "должностные" или "вязаные", те лица, которые поддерживают правила и режим, установленные администрацией колонии, сотрудничают с представителями администрации, выполняют часть функций сотрудников колонии, являются завхозами, бригадирами каких-либо производственных, хозяйственных объектов на территории колонии. Следующей категорией осужденных являются лица с пониженным социальным статусом, в них входят: "черти", "петухи", "гадье", "крысы", это те лица, которые предали неписанные воровские законы и традиции, общий уклад преступной жизни, совершили поступок, который порочит "правильного" арестанта. Проводя анализ преступной иерархии возникает вопрос, каким статусом должно обладать лицо, чтобы являться субъектом преступления, предусмотренного ст. 210.1 Уголовного кодекса Российской Федерации. Так высшее положение во всей преступной иерархии занимает лицо со статусом "вор в законе", его назначают "воровской сходкой", то есть собранием лиц, уже обладающих статусом "вор в законе", решением большинства "воров в законе". "Вор в законе" обладает беспрекословным авторитетом в преступной среде по отношению к лицам более низкого статуса. "Вор в законе" выступает в качестве третейского судьи между различными преступными формированиями, назначает "положенцев", "смотрящих" по определенным территориям, "держателей общака", а также организует сбор "воровского общака" - преступной кассы, путем совершения преступлений в различных сферах, пропагандирует преступный образ жизни. Также "вор в законе" определяет лиц, ответственных за пополнение "общака", организует совершение преступлений, оказывает покровительство различным преступным группам. Далее по преступной иерархии идет "положенец", которые в случае отсутствия «вора в законе» представляет его интересы и принимает решения от его имени, назначается решением "воровской сходки" или решением одного "вора в законе". "Смотрящий" назначается "вором в законе" или "положенцом", отвечает за определенную территорию или сферу влияния, в том числе и за колонией, следственным изолятором (СИЗО), камерой, и является лицом, занимающим высшее положение в преступной иерархии на территории его ответственности. "Смотрящий" выполняет функции "вора в законе" на определенной ему территории, за исключением решения вопроса о судьбе человека. Так "смотрящий" решает спорные вопросы между преступными группами, оказывает им покровительство, обеспечивает формирование "воровского общака", путем совершения преступлений, оказывает поддержку лицам, отбывающим наказание. "Смотрящий" обладает беспрекословным авторитетом среди лиц из криминальной среды[5]. Несмотря на это, стоит отметить, что часть представителей правоохранительных органов придерживается мнения о том, что субъектом преступления, предусмотренного ст. 210.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, является лишь лицо, обладающее статусом "вор в законе". С другой точки зрения, лица со статусом "положенец" и "смотрящий" также обладают признаками лица, занимающего высшее положение в преступной иерархии, поскольку они обладают аналогичными функциями и "полномочиями" в уголовно-преступной среде, только их сфера влияния ограничена определенной территорией. В защиту данной позиции можно отметить, что "положенец" и "смотрящий", выполняя свои функции в процессе занятия преступной деятельностью также координируют деятельность преступных формирований, создают условия для совершения преступлений, влияют на взаимоотношения уголовно-преступной среды, и вмешиваются в общественные отношения законопослушного населения, ведут пропаганду уголовно-воровских традиций и норм поведения. Криминалистическое обеспечение раскрытия и расследования преступлений связанных с занятием лицом высшего положения в преступной иерархии заключается в особенностях получения оперативно значимой информации о том, что лицо действительно имеет соответствующий статус в криминальном мире, а также особенности обнаружения, фиксация и процессуального оформления как идеальных следов (показаний), так и материальных (вещественных доказательств) с целью привлечения таких лиц к установленной законом ответственности. В специализированных оперативно-розыскных подразделений, таких как отделы по борьбе с организованной преступностью (ОБОП) МВД России ведутся соответствующие дела учета, в которых концентрируется информация о лицах, занимающих высшее положение в преступной иерархии и осуществляется их «разработка», то есть сбор сведений об их преступной деятельности для задержания и привлечения к уголовной ответственности. В случае достаточности данных свидетельствующих о том, что лицо занимает высшее положение в преступной иерархии, результаты опреативно-розыскной деятельности передаются в следственные подразделения для принятия процессуальных решений, таких как например возбуждение уголовного дела (ВУД) по статье 210.1 УК РФ. Стоит отметить что лица, являющиеся криминальными авторитетами зачастую являются соучастниками и организаторами множества других преступлений (вымогательства, грабежи, разбои, убийства, мошенничества, взяточничество) [6]. Так, в ходе тактико-криминалистического и технико-криминалистического обеспечения следственной и оперативно-розыскного деятельности осуществляется сбор доказательственной базы о совокупности преступных эпизодов лица, занимающего высшее положение в преступной иерархии и предъявляется ему обвинение. Таким образом, криминалистическое обеспечение раскрытия и расследования преступления, предусмотренного ст. 210.1 УК РФ «Занятие высшего положения в преступной иерархии» представляет собой комплекс мер, направленных на обеспечение субъектов уголовного преследования знаниями о наиболее эффективных и рациональных криминалистических средствах, приемах и методах в целях установления обстоятельств, имеющих значение для полного и всестороннего расследовании преступления [7]. В настоящее время перед правоохранительными органами осуществляющими противодействие организованной преступности, в том числе лицам занимающим высшее положение в преступной иерархии, возникают проблемы установления местонахождения такого лица. В связи с ведением соответствующей уголовной ответственности МВД России фиксирует массовый выезд преступных авторитетов за территорию Российской Федерации, при это современные информационно-телекоммуникационные возможности позволяют, организовывать и контролировать преступную деятельности в дистанционном формате находясь на территории государств где нет соответствующей уголовной ответственности. Кроме того, соответствующими оперативно-розыскными подразделениями фиксируются события связанные с тем, что некоторые преступные авторитеты добровольно отказываются от соответствующего статуса в криминальном мере с целью избежание уголовной ответственности и попыткой легализации своей деятельности. На основании изложенного, лица обладающие статусом "положенец" и "смотрящий" также представляют опасность для общественной безопасности и в связи с чем, также подлежат уголовной ответственности по ст. 210.1 Уголовного кодекса Российской Федерации. Привлечение к ответственности только лиц, обладающих статусом "вор в законе" не позволит достичь цели пресечения деятельности организованных преступных формирований, поскольку наибольшее распространение "воровских" традиций происходит в не больших и отдаленных территориях. При этом стоит отметить, что лица, обладающие статусом "вор в законе", представляют большую общественную опасность и способны нанести больший вред общественным отношениям. Однозначно разрешить проблему определения кто же все-таки подлежит привлечению к уголовной ответственности по ст. 210.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, на наш взгляд позволит законодательное закрепление понятия лица, занимающего высшее положение в преступной иерархи в примечании к рассматриваемой статье. Кроме того, ввиду разной общественной опасности лиц, занимающих высшее положение в преступной иерархии, считаем возможным разделить диспозицию статьи на две части, предусматривающих разную ответственность для лиц, имеющих статус "вора в законе" и для лиц со статусом "положенец", "смотрящий". Например, диспозицию части первой статьи 210.1 Уголовного кодекса Российской Федерации можно изложить в следующей редакции: "занятие высшего положения в преступной иерархии, сопряженного с функциями "вора в законе". Диспозицию части второй рассматриваемой статьи изложить следующего содержания: "занятие высшего положения в преступной иерархии, сопряженного с функциями "положенца (смотрящего)". При этом, примечание к данной статье может содержать расшифровки статуса "вора в законе" и "положенца (смотрящего)" следующего содержания: "под лицом, занимающим высшее положение в преступной иерархии, сопряженное с функциями "вора в законе" с настоящей статье и части 4 статьи 210 настоящего Кодекса понимается лицо, возглавляющее преступную иерархию, и обладающее организационно-распорядительными, нормативно-регулирующими и дисциплинарными функциями в уголовно-преступной среде на территории Российской Федерации, субъекта Российской Федерации. Под лицом, занимающим высшее положение в преступной иерархии, сопряженное с функциями "положенца (смотрящего)" с настоящей статье и части 4 статьи 210 настоящего Кодекса понимается лицо, возглавляющее преступную иерархию, и обладающее организационно-распорядительными, нормативно-регулирующими и дисциплинарными функциями в уголовно-преступной среде на территории муниципального образования". Закрепление в законе названых криминальных статусов и дифференцированной ответственности за занятие высшего положения в преступной иерархии разного уровня позволит разработать эффективные и рациональные криминалистические средства, приемы и методы борьбы с организованной преступностью. Изменения дадут возможность верно трактовать норму и снимут неопределенность отнесения того или иного лица к специальному субъекту преступления.

References
1. On amendments to the Criminal Code of the Russian Federation and Article 100 of the Code of Criminal Procedure of the Russian Federation: Feder. Law of November 3, 2009 No. 245-FZ. Collected. legislation Ros. Federation. 2009. No. 45, art. 5263.
2. On amendments to the Criminal Code of the Russian Federation and the Code of Criminal Procedure of the Russian Federation in terms of combating organized crime: Feder. Law of April 1, 2019 No. 46-FZ. Collected. legislation Ros. Federation. 2019. No. 14 (part 1), art. 1459.
3. Truntsevsky, Yu. V., & Sukharenko A.N. (2016). Legal regulation of the fight against thieves in law in the CIS countries. International public and private law, 2, 45.
4. On the judicial practice of considering criminal cases on the organization of a criminal community (criminal organization) or participation in it (her): Resolution of the Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation of June 10, 2010 No. 12. Bulletin of the Supreme Court of the Russian Federation, 8.
5. Grigoriev, D.A., & Morozov, V.I. (2014). How to determine the person occupying the highest position in the criminal hierarchy? Legal science and law enforcement practice, 4(30), 50-52.
6. Retyunskikh, I.A. (2022). Peculiarities of checking the message about occupying the highest position in the criminal hierarchy. Law and State: Theory and Practice, 1(205), 142-144.
7. Khamidullin, R.S. (2018). Forensic support of the activities of the investigator on the application of the norms of a special procedure for criminal proceedings when concluding a pre-trial agreement on cooperation: author. dis. … cand. legal Sciences: 12.00.12. R.S. Khamidullin. Yekaterinburg.

Peer Review

Peer reviewers' evaluations remain confidential and are not disclosed to the public. Only external reviews, authorized for publication by the article's author(s), are made public. Typically, these final reviews are conducted after the manuscript's revision. Adhering to our double-blind review policy, the reviewer's identity is kept confidential.
The list of publisher reviewers can be found here.

The subject of the study is the legal aspects of criminalistic support for the disclosure and investigation of crimes provided for in Article 210.1 of the Criminal Code of the Russian Federation "Occupying the highest position in the criminal hierarchy". The methodology consists of theoretical and practical aspects. The author analyzes the works of scientists and empirical data, in particular, special terminology and rules of life in places of detention. Based on the above, it follows that the author applied an empirical method, methods of analysis, synthesis, and comparison. General legal methods, methods of deduction and induction. The chosen topic is relevant, since the amendment to the Criminal Code introduced in 2019 needs legal reflection, as well as monitoring of practical application. The scientific novelty consists in an informal author's approach, proposed recommendations and solutions. The style of the article as a whole should be characterized as scientific with elements of journalistic presentation. The structure of the article includes an introduction, the main and the operative parts. In the introduction, the author substantiates the importance of the study, informing readers that the analysis of the results of expert surveys of operatives, investigators, prosecutors undergoing advanced training or professional retraining at the Ural Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation (hereinafter the Ministry of Internal Affairs of Russia), as well as at the Ural State Law University named after V.F. Yakovlev showed that currently For a long time, law enforcement officers are faced with the need to clarify many issues that arise in the process of disclosing and investigating a crime under Article 210.1 of the Criminal Code of the Russian Federation. In addition, there is a need to develop programs for criminalistic counteraction to persons occupying the highest position in the criminal hierarchy. The content of the article reveals the stated topic. The author believes that by putting into effect a new norm of criminal legislation providing for responsibility for a person occupying the highest position in the criminal hierarchy, the legislator calls on law enforcement agencies to intensify the fight against organized crime in general and in particular with the leaders of the criminal environment. The identification of such persons, the successful disclosure and investigation of their illegal activities, bringing them to criminal responsibility, will allow disorganizing the illegal activities of the criminal community, ensuring public safety and the eradication of criminal theft traditions and norms of behavior. Analyzing the disposition of Article 210.1 of the Criminal Code of the Russian Federation, the author concludes that the subject of the crime is a special one, that is, a natural, sane person who has reached the age of sixteen, occupying the highest position in the criminal hierarchy. Thus, in Russian legislation, unlike in Georgian, there is no consolidation of any criteria for classifying one or another representative of the criminal environment to persons occupying a higher position in it, these concepts are part of the criminal world, which law enforcement agencies should fight. The author's proposals regarding the consolidation of the criminal statuses studied in the article and differentiated responsibility for occupying the highest position in the criminal hierarchy of different levels are also of interest. The author believes that this will make it possible to develop effective and rational forensic tools, techniques and methods to combat organized crime. The changes will make it possible to correctly interpret the norm and remove the uncertainty of attributing a person to a special subject of a crime. The bibliography includes current sources, including works published in 2022. The article may attract readers' interest and is recommended for publication.
Link to this article

You can simply select and copy link from below text field.


Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.