Статья 'Международное гуманитарное право об ограничении применения оружия неизбирательного действия' - журнал 'Международное право и международные организации / International Law and International Organizations' - NotaBene.ru
по
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > Policy of publication. Aims & Scope. > Editorial office > Council of Editors > About the journal > Requirements for publication > Peer-review process > Article retraction > Ethics > Online First Pre-Publication > Copyright & Licensing Policy > Digital archiving policy > Open Access Policy > Article Processing Charge > Article Identification Policy > Plagiarism check policy
Journals in science databases
About the Journal
MAIN PAGE > Back to contents
International Law and International Organizations
Reference:

International humanitarian norms of restriction on the use of indiscriminate weapons

Smirnova Alena Nikolaevna

Adjunct, the department Human Rights and International Law, Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation named after V. Y. Kikotya

117437, Russia, Moscow, Volgina Street 12

alenasmirnova_92@mail.ru

DOI:

10.7256/2454-0633.2017.1.22450

Received:

27-03-2017


Published:

14-04-2017


Abstract: The article is devoted to the international legal restriction of belligerent use of means of warfare, which are indiscriminate. Since, despite the active efforts of the global community, violations of one of the main principles of international humanitarian law - the principle of distinction - do not stop, the author gives an overview of the types of weapons that have indiscriminate effect: cluster munitions, incendiary weapons, anti-personnel mines and fuel-air explosives. The author also discloses the aspects of the activities of the United Nations and the International Committee of the Red Cross in the field of limiting the parties to an armed conflict in the choice of means of warfare that contradict the principle of distinction. As a methodological basis for research, the author used the method of system analysis and the comparative legal method. It is evident that there is a need to strengthen the provisions of treaties in the field of restriction of the belligerent use of indiscriminate means of warfare by making these provisions more universal, taking measures towards getting more states to accede treaties in this area, and strengthening their monitoring of compliance with their norms.


Keywords:

international humanitarian law, IHL, means of warfare, indiscriminate weapons, cluster munitions, incendiary weapons, anti-personnel mines, fuel-air explosives, ICRC, armed conflict

This article written in Russian. You can find original text of the article here .
Ограничение применения оружия неизбирательного действия

В международном гуманитарном праве (МГП) существует принцип, согласно ко­торому «право сторон в вооруженном конфликте выбирать ме­тоды и средства ведения войны не является неограниченным» [1; 8].

Сложилось правило запрещения или ограничения таких ви­дов вооружения, которые имеют неизбирательное действие, то есть опасны одинаково как для комбатантов, так и для мирного населения. Принцип ограничения воюющих в выборе методов и средств ведения войны представляет собой один из основополагающих положений в сфере МГП. В его основе заложены требования избирательности, проведения различия между военными целями и гражданскими лицами и объектами.

Согласно ст. 48 Дополнительного протокола I (ДП-I) 1977 г. к Женевским конвенциям 1949 г. на стороны конфликта налагаются обязательства «всегда проводить различие между гражданским населением и комбатантами, а также между гражданскими объектами и военными объектами и соответственно направлять свои действия только против военных объектов» [3].

Статья 51 (4) ДП-I прямо запрещает нападения неизбирательного характера. Подобные действия являются противоправными и противоречат требованиям проведения различия между военными целями и гражданскими объектами. Сюда же можно отнести нападения, не направленные против конкретной военной цели и нападения с использованием методов и средств ведения войны, которые не могут применяться в отношении конкретной военной цели, или последствия которых не могут быть ограничены. Запрещены нанесения ударов, при которых в одну цель объединяются ряд отдельно расположенных и самостоятельных военных целей (ст. 51 (5) (а) ДП-I).

Однако указанные нормы зачастую нарушаются. Так, например, вследствие проведенного агентством Human Rights Watch расследования было выявлено, что правительственными силами Украины в период с 12 по 21 июля применялись ракеты «Град», что привело к гибели как минимум 16 человек. Четыре обстрела, задокументированные Human Rights Watch, были произведены в непосредственной близости от линии фронта правительственных сил и ополченцев. По мнению экспертов, система залпового огня «Град» не может обеспечить достаточного уровня прицельности, чтобы провести различие между военными целями и гражданскими лицами и объектами[13].

С требованиями избирательности тесно связаны требования пропорциональности, поскольку при применении избыточной силы ожидаемые сопутствующие гражданские потери и гражданский ущерб будут несоизмеримы конкретному и прямому военному преимуществу (ст. 51 (5) (b) ДП-I) [5].

Касаемо доктрины международного гуманитарного права по данному вопросу, важно упомянуть точку зрения профессора В. В. Пустогарова, который подчеркивает необходимость «строго соблюдать различие между комбатантами и гражданским населением, с тем чтобы выполнить нормы защиты населения и гражданских объектов от военных действий» [16], и выделяет данное положение в качестве одного из основополагающих принципов МГП.

Э. Давид отмечает, что применение оружия неизбирательного действия является незаконным, если не приняты особые меры предосторожности, в той же степени, что и неизбирательные нападения [2].

Также он указывает, что «в соответствии с действующими договорами запрещены три следующие вида оружия ввиду характера их действия:

- оружие, делающее смерть неизбежной;

- оружие, наносящее чрезмерные повреждения;

- оружие неизбирательного действия» [2, С. 371].

В отношении применения оружия, техники, боеприпасов, методов ведения военных действий, вызывающих чрезмерное повреждение или излишние страдания либо являющихся неизбирательными по своей сути в нарушение норм МГП, при условии, что такие методы и средства ведения войны представляют собой предметы всеобъемлющего запрещения и включены в приложение к Римскому статуту 1998 г., такие действия признаются военными преступлениями (ст. 8 п. 2 b (XX) [18].

Международный суд Организации Объединенных Наций также считает, что государства никогда не должны применять оружие, которое не дает возможности проводить различие между гражданскими и военными целями.

В Наставлении по международному гуманитарному праву для Вооруженных Сил Российской Федерации 2001 г. перечислены принципы, которыми должен руководствоваться командир при подготовке соединений, частей и подразделений к боевым действиям и при управлении ими в ходе боя, в числе которых среди прочих указаны принципы различия и соразмерности [9].

На совещании экспертов по поводу применения оружия взрывного действия в населенных пунктах, проходившем в Швейцарии в феврале 2015 г., советник по правовым вопросам Международного Комитета Красного Креста Лоран Жизель выделил три основных пункта в определении неизбирательных нападений.

Во-первых, оценка того, является ли нападение неизбирательным, должна производиться с точки зрения командира, который опирается на информацию, имеющуюся у него на момент нападения, в том числе и информацию о всех прогнозируемых последствиях применения методов или средств нападения, которой он располагает на момент нападения, и с учетом технических и иных характеристик.

Во-вторых, толкование и применение запрещения неизбирательных нападений может использоваться по мере того, как развиваются технологии, позволяющие повышать точность оружия.

В-третьих, запрещение неизбирательных нападений включает в себя не только применение методов и средств ведения военных действий, которые по своему характеру неизбирательны, но и применение таких средств и методов, которые при обстоятельствах, действующих на момент их применения, не могут быть направлены против конкретной военной цели или же последствия которых не могут быть ограничены, как того требуют нормы МГП [14].

Виды оружия неизбирательного действия

В середине 60-х гг. возник вопрос в связи с применением видов оружия, которые могут наносить излишние повреждения или иметь неизбирательное действие. Озабоченность по поводу этого и других видов оружия, которые считаются наносящими чрезмерный ущерб или имеющими неизбирательное действие, включая напалм и другие виды зажигательного оружия, противопехотные мины и другое оружие замедленного действия, малокалиберные пули и оружие осколочного действия (включая кассетные бомбы), привела к принятию резолюций Генеральной Ассамблеи ООН и проведению по поручению Генерального секретаря ООН исследований действия различных видов оружия. Ряд государств выдвинули предложения о разработке положений, регулирующих или запрещающих эти виды оружия. На фоне этой обеспокоенности, связанной с данными видами оружия, по инициативе МККК была развернута деятельность, направленная на подтверждение и дальнейшее развитие МГП, применяемого во время вооруженного конфликта. С этой целью к концу 60-х гг. МККК собрал необходимые документы и рассмотрел пункты, по которым существующие правовые положения нуждаются в дополнениях или доработке, а затем при содействии правительственных экспертов стал разрабатывать проекты договоров. В мае 1971 г. МККК созвал Конференцию правительственных экспертов, на которой были рассмотрены составленные им проекты договоров. Этот процесс получил продолжение на второй сессии Конференции правительственных экспертов в мае 1972 г. На этой Конференции было выдвинуто несколько предложений о включении запретов и ограничений на напалм и другие виды зажигательного оружия, оружие осколочного действия, боеприпасы объемного взрыва и противопехотные мины в проекты Дополнительных протоколов. В конечном итоге конференция ООН 1980 г. завершилась принятием текста Конвенции о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие с тремя Протоколами. Конвенция была открыта для подписания в Нью-Йорке 10 апреля 1981 г. и вступила в силу 2 декабря 1983 г. (через шесть месяцев после того, как ее ратифицировали 20 государств) [10]. В дальнейшем были приняты еще два Протокола. Протоколом II к указанной Конвенции, в который были внесены изменения в 1996 году, регулируется использование мин, мин-ловушек и других взрывчатых устройств [12]. Статья 3 п. 3 Протокола II указывает на запрещение неизбирательного применение мин и мин-ловушек. Неизбирательным применением является любая установка такого оружия: а) которая производится не на военном объекте или не направлена на него; b) которая осуществляется способом или средством доставки, не позволяющим направленное действие по конкретному военному объекту; c) которая, как можно ожидать, повлечет случайные потери жизни среди гражданского населения, ранения гражданских лиц, ущерб гражданским объектам или то и другое вместе, которые были бы чрезмерны по отношению к ожидаемому конкретному и непосредственному военному преимуществу. В п. 4 говорится об обязанности принятия всех возможных мер предосторожности для защиты гражданского населения от воздействия мин. В октябре 1996 г. по инициативе правительства Канады была созвана международная конференция, которая привела к подписанию в Оттаве Договора о запрещении применения, накопления, производства и передачи противопехотных мин и их уничтожении. Принятие Конвенции о запрещении мин самым серьезным образом повлияло на процессы уничтожения запасов этого оружия и разминирования, а также на сокращение числа потерпевших. Положительные сдвиги в решении этих вопросов привлекают также внимание к постконфликтным последствиям применения других видов оружия, в частности взрывоопасных пережитков войны, включая кассетные боеприпасы [15]. Кассетные боеприпасы – это боеприпасы, которые состоят из контейнеров, открывающихся в воздухе и разбрасывающих большое количество разрывных суббоеприпасов или «мелкокалиберных бомб» по большой территории. К сожалению, примеры из истории показывают, что большое число суббоеприпасов не взрывается при ударе, как должно. Поэтому широкомасштабное применение данных боеприпасов приводит к тому, что целые страны и регионы наводняются десятками тысяч, а порой и миллионами, неразорвавшихся суббоеприпасов, находящихся в нестабильном состоянии. Поскольку большинство суббоеприпасов не являются высокоточными, на точность их попадания в цель может влиять погода или другие факторы окружающей среды. Поэтому они могут поражать районы, находящиеся за пределами военных объектов, на которые они нацелены. Когда такие боеприпасы применяются в населенной местности или поблизости от нее, они могут представлять серьезную опасность для гражданских лиц как во время нанесения удара с применением этих боеприпасов, так и сразу после него [7]. В 2008 г. была принята Конвенция по кассетным боеприпасам (ее подписали 107 государств, принявших участие в дипломатической конференции в Дублине). К сожалению, далеко не все государства присоединились к указанной Конвенции, и применение данного вида оружия продолжается. Так, в 2015 г. кассетные боеприпасы использовались в Ливии, Судане, Сирии, Украине и Йемене, что повлекло недопустимый ущерб для гражданского населения [6]. Некоторые виды оружия, не запрещенные как таковые обычным правом, подпадают под действие ряда ограничений. Так, наряду, к примеру, с противопехотными минами под ограничения подпадает применение зажигательного оружия. В Протоколе III о запрещении или ограничении применения зажигательного оружия закреплено, что применять такое оружие против лиц запрещено за исключением случаев, когда для выведения из строя противника не может быть использовано менее травмирующий вид оружия. Также должны быть предприняты все возможные меры предосторожности во избежание, а также для сведения к минимуму случайных жертв среди гражданского населения и повреждения гражданских объектов [19]. Фосфорные боеприпасы представляют собой разновидность зажигательного оружия. Территория распространения воспламеняющегося вещества может достигать нескольких сотен квадратных метров. Однако наблюдатели специальной мониторинговой миссии ОБСЕ сообщили, что вооруженные силы Украины использовали при обстрелах в Донбассе фосфорные боеприпасы. Об этом заявил постоянный представитель Российской Федерации при ОБСЕ Александр Лукашевич [11]. В соответствии с Протоколом V к Конвенции 1980 г. государствами была создана система, направленная на минимизацию рисков и воздействия взрывоопасных пережитков войны в постконфликтных ситуациях (вступил в силу в 2006 г.). Протокол V был принят в 2003 г. при активном участии Российской Федерации и явился основой снижения риска для гражданского населения от неликвидированных и неразорвавшихся боеприпасов. Однако поскольку Протоколом V не предусмотрены юридически обязательные меры по предотвращению роста количества взрывоопасных пережитков войны по всему миру и также не рассматривается риск неизбирательного действия кассетных боеприпасов, Международный Комитет Красного Креста пришел к выводу о необходимости разработки нового договора в указанной сфере [17]. Необходимо заметить, что боеприпасы объемного взрыва («вакуумная бомба») и боеприпасы, содержащие обедненный уран, прямо не запрещены действующими международно-правовыми актами. В то же время, некоторые из них можно отнести к оружию неизбирательного действия. Например, касаясь бомб, использующих взрывчатую топливно-воздушную смесь (приводятся в действие сжатым воздухом), следуют заострить внимание на бомбе BLU-82 (прозванной «биг блю»). В ее третьем поколении применяется урановый порошок. Судя по масштабам взрывов этого типа бомбы, можно сделать вывод, что она не может не иметь неизбирательного действия. Ученые выражают обеспокоенность тем, что применение боеприпасов объемного взрыва на Балканах и в Афганистане, возможно, спровоцировали землетрясения в этих районах [4]. В 2011 году Международный Комитет Красного Креста заявил, что, несмотря на отсутствие четкого правового запрета на применение определенных видов оружия, следует избегать применения оружия взрывного действия, имеющего большой радиус поражения, в густонаселенных районах, так как велика вероятность неизбирательного воздействия этого оружия [14, с. 2]. Таким образом, можно сделать вывод, что вооруженные конфликты зачастую ведутся с применением вооружений, которые изначально были предназначены для ведения военных действий на открытой местности. Как правило, когда такое оружие применяется против военных целей, расположенных в пределах населенных пунктов, его действие часто имеет неизбирательный характер и несет разрушительные последствия для гражданских лиц и объектов. Несмотря на активные усилия мирового сообщества по ограничению оружия неизбирательного действия, принятие соответствующих международных документов, нарушения одного из основных принципов международного гуманитарного права – принципа избирательности – не прекращаются. В этой связи очевидна необходимость «усилить» положения договоров в указанной сфере путем придания им более универсального характера, принятия мер, направленных на то, чтобы к договорам присоединилось как можно больше государств, и чтобы соблюдение их норм контролировалось, а также направленных на создание договоров по иным видам оружия неизбирательного действия.

References
1. Gaagskoe polozhenie o zakonakh i obychayakh sukhoputnoi voiny ot 18 oktyabrya 1907 g. // Deistvuyushchee mezhdunarodnoe pravo. V 3 t. / Sost. Yu. M. Kolosov, E. S. Krivchikova. – T.2. – M., 1999. – S. 575.
2. David E. Printsipy prava vooruzhennykh konfliktov. – M., 2011. – S. 173.
3. Dopolnitel'nyi protokol I k Zhenevskim konventsiyam ot 12 avgusta 1949 g., kasayushchiisya zashchity zhertv mezhdunarodnykh vooruzhennykh konfliktov, ot 8 iyunya 1977 g. // Deistvuyushchee mezhdunarodnoe pravo. V 3 t. / Sost. Yu. M. Kolosov, E. S. Krivchikova. – T. 2. – M., 1999. – S. 731.
4. Ezhegodnik Organizatsii Ob''edinennykh Natsii po razoruzheniyu // Departament po voprosam razoruzheniya. – N'yu-Iork, 2005. – C. 254.
5. Ischezayushchaya praktika. Ispol'zovanie kassetnogo oruzhiya Rossiei i Gruziei v avguste 2008 g. // Human Rights Watch. 14 aprelya 2009. – S. 14-15.
6. Kassetnye boepripasy v 2015 g. ispol'zovalis' v 5 stranakh. 3 sentyabrya 2015 // Sait Human Rights Watch. URL: https://www.hrw.org/ru/news/2015/09/03/280726 (data obrashcheniya 11.11.2016).
7. Kassetnye boepripasy: chto eto takoe i v chem zaklyuchaetsya problema? 22 iyulya 2010 // Sait MKKK. URL: https://www.icrc.org/rus/resources/documents/legal-fact-sheet/cluster-munitions-factsheet-230710.htm (data obrashcheniya 11.11.2016).
8. Konventsiya o zapreshchenii ili ogranichenii primeneniya konkretnykh vidov obychnogo oruzhiya, kotorye mogut schitat'sya nanosyashchimi chrezmernye povrezhdeniya ili imeyushchimi neizbiratel'noe deistvie, ot 10 oktyabrya 1980 g., s popravkami ot 21 dekabrya 2001 g. // Vedomosti Verkhovnogo Soveta SSSR. – 1984. – № 3. – St. 50.
9. Kotlyarov, Ivan Ivanovich. Mezhdunarodno-pravovoe regulirovanie vooruzhennykh konfliktov: osnovnye teoreticheskie problemy i praktika: dissertatsiya ... doktora yuridicheskikh nauk: 12.00.10 / Kotlyarov Ivan Ivanovich; [Mesto zashchity: Moskovskii universitet MVD RF] – Moskva, 2008. – S. 77-78.
10. Mat'yuz Robert Dzh. Konventsiya 1980 goda o konkretnykh vidakh obychnogo oruzhiya: khoroshaya osnova vopreki prezhnim razocharovaniyam // Sbornik statei MZhKK. – 2001. – S. 215-219.
11. OBSE: VSU primenyayut v Donbasse fosfornye boepripasy. 11.11.2016. Sait DNR24. URL: http://dnr24.com/main/25542-obse-vsu-primenyayut-v-donbasse-fosfornye-boepripasy.html (data obrashcheniya 14.11.2016).
12. Obychnoe oruzhie. 29 oktyabrya 2010 // Sait MKKK. URL: https://www.icrc.org/rus/war-and-law/weapons/conventional-weapons/overview-conventional-weapons.htm (data obrashcheniya 11.11.2016).
13. Primenenie neizbiratel'nogo oruzhiya po naselennym punktam nedopustimo. 02 avgusta 2014. URL: https://www.novayagazeta.ru/articles/2014/08/02/60581-171-primenenie-neizbiratelnogo-oruzhiya-po-naselennym-punktam-nedopustimo-187 (data obrashcheniya 12.11.2016).
14. Primenenie oruzhiya vzryvnogo deistviya v naselennykh punktakh: gumanitarnye, pravovye, tekhnicheskie i voennye aspekty. Soveshchanie ekspertov, Shavann‐de‐Bozhi // Mezhdunarodnyi Komitet Krasnogo Kresta. 24‐25 fevralya 2015. – S. 22-23.
15. Protivopekhotnye miny. Obzor 15 noyabrya 2012 // Sait MKKK. URL: https://www.icrc.org/rus/war-and-law/weapons/anti-personnel-landmines/overview-anti-personnel-landmines.htm (data obrashcheniya 09.11.2016).
16. Pustogarov V. V. Mezhdunarodnoe gumanitarnoe pravo: Ucheb. posobie / Akad. pravovoi un-t pri In-te gosudarstva i prava RAN. – M.: In-t gosudarstva i prava RAN, 1997. – 53 s.
17. Rakhimov S. F. Zashchita prav rebenka i problemy zapreshcheniya oruzhiya neizbiratel'nogo deistviya // Probely v rossiiskom zakonodatel'stve. Yuridicheskii zhurnal. – 2009. – №1. – S. 106-108.
18. Rimskii statut Mezhdunarodnogo ugolovnogo suda ot 17 iyulya 1998 g. // UN Doc. A/CONF.183/9.
19. Khenkerts Zhan-Mari Issledovanie, posvyashchennoe obychnomu mezhdunarodnomu gumanitarnomu pravu: luchshe i polnee soblyudat' normy prava vo vremya vooruzhennogo konflikta // Mezhdunarodnyi zhurnal Krasnogo Kresta. – Tom 87. – 2005. – № 857. – S. 254-255
Link to this article

You can simply select and copy link from below text field.


Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.