Статья 'О происхождении названий Ессентук, Ессентучок и Ессентуки' - журнал 'Genesis: исторические исследования' - NotaBene.ru
по
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > About the Journal > Requirements for publication > Editorial collegium > The editors and editorial board > Peer-review process > Policy of publication. Aims & Scope. > Article retraction > Ethics > Online First Pre-Publication > Copyright & Licensing Policy > Digital archiving policy > Open Access Policy > Article Processing Charge > Article Identification Policy > Plagiarism check policy
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Back to contents
Genesis: Historical research
Reference:

About the origin of the names Essentuk, Essentuchok and Essentuki

Fomenko Vladimir Aleksandrovich

PhD in History

Senior Scientific Associate, Institute of Humanities Research of Kabardino-Balkar Scientific Center of the Russian Academy of Sciences

360000, Russia, Kabardino-Balkarskaya respublika, g. Nal'chik, ul. Pushkina, 18

fva2005@gmail.com

DOI:

10.25136/2409-868X.2020.8.33721

Received:

20-08-2020


Published:

27-08-2020


Abstract: The subject of the research in this article are the toponyms Essentuk, Essentuchok and Essentuki. The purpose of the work is to determine their origin. The author relies on the data of studies of the remains of the Golden Horde mausoleums of the XIV century, carried out in the second half of the XX and the beginning of the XXI century. on the outskirts and in the vicinity of the city of Essentuki, Stavropol Territory. The article takes into account the previously revealed connection between the mausoleums of the XIV century. the valley of the Podkumok River and the Kabardian-Abaza tombstones of the 18th century Cheshane located here. It is also important that during the construction of the Essentuki redoubt at the end of the XVIII century. the main population of the surrounding area were Kabardins and Abazins. In the work, the author applied an integrated approach and used various methods of historical and philological sciences. This allowed not only to speak more definitely about the origin of the toponyms Essentuk, Essentuchok and Essentuki, but also to approach the possibility of further reconstructions of the history of the Central Caucasus of the pre-Russian and Russian eras.As a result of the study, it was concluded that the name Essentuk (in later versions - Essentuchok and Essentuki) comes from the Kabardian phrase Esen tIygu - the edge (region or border) of Esen or Esen. The personal name Esen has a Turkic-Mongolian origin and is only occasionally found in the anthroponymy of the Adygs and neighboring peoples.The scope of application of the results is the history of the North Caucasus, research in the field of toponymy, museum and exhibition and excursion work, the creation of popular science and educational films.


Keywords:

North Caucasus, origin of toponyms, Essentuk, Essentuki, archaeological data, written sources, the rate of the Golden Horde khans, mausoleums, buildings-cheshane, Essentuki Redoubt

This article written in Russian. You can find original text of the article here .

Актуальность темы.

Название современного города Ессентуки и предшествующие ему ороним Ессентук и гидроним Ессентучок относятся к одному из наиболее ранних слоев топонимики Ставрополья и всего Северного Кавказа. Интерес к происхождению слова Ессентуки не ослабевает и сегодня. Дискуссия об этимологии названия этого общероссийского курорта остается открытой. Данный топоним представлял и представляет особый интерес для филологов-монголоведов, тюркологов, кавказоведов, историков, востоковедов и археологов. И все же происхождение названия Ессентуки сегодня не имеет однозначного и научно доказанного объяснения. Потому необходимость дальнейшей работы, направленной на подтверждение и уточнение этимологии слов Ессентуки, Ессентук и Ессентучок, определяет актуальность нашей статьи.

Предмет исследования.

Название города-курорта Ессентуки происходит от наименования станицы Ессентукской (официальная дата основания - 1825 г.). Считается, что эта станица получила название от Ессентукского редута - небольшого российского укрепления, построенного в 1798 г. [1, С. 28] на возвышенности у реки Ессентук (точнее у двух речек - Большого и Малого Ессентучков). Точное место расположения редута неизвестно. Однако, по данным краеведа Д. Г. Полковского, редут располагался возле древнего укрепления Ясная поляна, относящегося к предскифскому времени. Данные о поселении VIII-VII вв. до н.э. были опубликованы [11].

В нижнем течении Большого Ессентучка, недалеко от железнодорожной станции Белый уголь, находится холмообразная возвышенность, в прошлом имевшая название Ессентук. Таким образом, топонимы Ессентуки, Ессентукская, Большой и Малый Ессентучки происходят от названия возвышенности Ессентук.

О комплексном подходе к изучению происхождения топонимов.

В научной и научно-популярной литературе, а также в сети Интернет известны несколько полностью или частично взаимоисключающих гипотез о происхождении топонима Ессентуки / Ессентук.

Филологи-топонимисты предложили и развивают монгольско-калмыцкую версию (от калм. йисн - девять, туг - знамя, флаг) [7, С. 278, 516; 9, С. 86], а среди местных краеведов популярен тюркский перевод топонима (эсен тюк - здоровая шерсть) [21, С. 40]. В литературе по топонимике Северного Кавказа известна и адыгская версия происхождения: «пристанище, привычный угол» (от йессен и тыку) [19, С. 132]. Топонимист С. Х. Ионова предложила абазинский вариант перевода: АйсантIыгв / ЕсентIыгв - «Айсановых (фамилия абазин-тапанта) междуречье» [4, С. 293].

Перечисленные версии этимологии не разработаны в достаточной степени и остаются, если так можно выразиться, догадками, не подкрепленными основательно данными исторических наук.

В данной ситуации большое значение приобретают привлечение и использование сведений из письменных источников, этнографические наблюдения, и, в значительной степени, материалы археологических раскопок.

Связь между названием города Ессентуки и местными памятниками золотоордынского времени была установлена в 1960-е гг. [10; 16], хотя еще в 1953 году, краеведом А. П. Руничем в окрестностях Ессентуков был исследован самый первый в данном районе мавзолей XIV в. [16, С. 262]. Относительно недавно обстоятельные статьи, посвященные археологическому обоснованию происхождения названия «Ессентуки», опубликовал краевед Д. Г. Полковский [14; 15]. В одной их своих работ Дмитрий Георгиевич пишет об истории золотоордынской версии происхождения данного топонима, приводит биографические данные о Т. Б. Палимпсестовой - одном из создателей Ессентукского краеведческого музея и открывателе местных золотоордынских древностей [14].

Татьяна Борисовна Палимпсестова (28.06.1907 - 30.11.1993) – известный кавминводский краевед. По данным Д. Г. Полковского, с 1958 г. до начала 80-х гг. она проживала в городе Ессентуки. В начале создания в Ессентуках краеведческого музея (с 1963 г.) Татьяна Борисовна работала заместителем его директора. Занималась обустройством музея и научной деятельностью [14, С. 240-241].

Татьяну Борисовну интересовала топонимика Ессентуков. В 1963 г. она ведет переписку с известным археологом-востоковедом М. Е. Массоном по поводу происхождения топонима Ессентуки и других географических названий. Михаил Евгеньевич предположил, что слово «Ессентуки» может быть связано с эпохой существования Золотой Орды. Среди феодальной знати того времени было распространено имя Эссен или Есен (буквально – «здоровый»). Вторая часть топонима «тук» может быть переведена с тюркских языков как «сытый», «тучный», «дородный» или как «туг» - «знамя», «бунчук» [14, С. 241-242].

М. Е. Массон также обратил внимание местных краеведов на тот факт, что относительно недавно близ Ессентуков находили остатки строения из кирпичей монгольского времени и эти развалины могли быть мавзолеем - усыпальницей феодала Ессентука. Руководители Ессентукского музея, В. П. Шпаковский и Т. Б. Палимпсестова, вскоре узнают от местных жителей, что у отдельных казаков в домах были печи, украшенные старинными «мамайскими» кирпичами синего цвета. Старожилы показали также место, где находили подобные кирпичи. В том же 1963 г. при участии краеведов А. П. Рунича и Е. Е. Ивашнева были проведены раскопки остатков мавзолея. По сведениям Д. Г. Полковского, раскопки посетили археологи М. Е. Массон и Г. А Пугаченкова, которая составила план исследованного мавзолея [14, С. 242-243].

В 1971 г. остатки мавзолеев XIV в. на окраине Ессентуков у железнодорожной станции Белый Уголь также были исследованы пятигорским краеведом-археологом А. П. Руничем при участии Т. Б. Палимпсестовой и учеников ессентукских и кисловодских школ [17].

Данные об изучении погребальных памятников ордынской знати на окраинах и в окрестностях города Ессентуки в 50-х - начале 70-х гг. ХХ в. были обобщены в совместной статье А. П. Рунича и Т. Б. Палимпсестовой [12], где названные краеведы делают вывод о том, «что на месте Ессентуков было не летнее кочевье, как это считалось до сих пор, а постоянный населенный пункт и, видимо, место пребывания золотоордынских феодалов» [12, С. 238]. Основанием для такой гипотезы стали факты довольно многочисленных находок мавзолеев XIV в. у современного города Ессентуки [16; 12] и появившаяся возможность локализовать здесь место нахождения ставки хана Узбека, которую в 1334 г. посетил арабский путешественник Ибн-Батутта [20, С. 289-296, 298-301]. Важно также, что в годы правления Узбек-хана ислам утверждается в Золотой Орде в качестве государственной религии [3, С. 82, 93]. Таким образом, золотоордынская версия происхождения названий Ессентук и Ессентуки, предложенная М. Е. Массоном, была подтверждена археологическими исследованиями.

По данным краеведа Д.Г. Полковского, опубликованным в виде интервью в местной газете, при повторных раскопках в 2003 году на месте исследований 1963 г. были выявлены остатки пяти мавзолеев с различной архитектурой. Кроме того, рядом «... находились остатки еще по крайней мере шести мазаров и десятка захоронений с признаками мусульманской погребальной обрядности» [13, С. 12].

Погребальные постройки XIV и XVIII вв.

В долине реки Подкумок в окрестностях современного города Ессентуки еще до конца 20-х гг. XIХ в. сохранялись несколько каменных мавзолеев-чэщанэ, построенных в XVIII в. Ученый и путешественник П. С. Паллас, побывавший в Пятигорье в конце ХVIII в., писал: «Дорога простиралась на юг вдоль берега Подкумка у подножия гор. Здесь мы видели несколько могил абазин и черкесов на возвышенностях вдоль долины: все они были из камня, сложенного в виде полого куба, и все они имели на каждом из углов широкие столбы, увенчанные изображением человеческой головы» [26; 2, С. 12-13]. Рисунки двух мавзолеев, сделанные до 1829 г. архитектором Горячих Вод (с 1830 город Пятигорск) Дж. Бернардацци, были опубликованы в работах известного советского этнографа Л. И. Лаврова [8, С. 56–57, 79–80]. Обе каменные постройки располагались в окрестностях нынешних Ессентуков.

Краеведом М. И. Рыбенко было замечено, что расположение каменных построек-чэщанэ, зафиксированных Дж. Бернардацци, совпадает с местом находок в районе Ессентуков остатков мавзолеев золотоордынского времени (у станций Белый Уголь и Скачки) [24, С. 47, 51, 53-54], исследованных А. П. Руничем в 50-70-х гг. ХХ в. (см. предыдущий раздел статьи).

Очевидно, мавзолеи ордынской знати, воспринимались в XVIII в. как мусульманские святыни и были ориентиром для возведения рядом сооружений-чэщанэ для адыгской и абазинской элиты. К финалу 1820-х гг. наземные части мавзолеев ХIV и XVIII вв. были разобраны и использованы как строительный материал при основании станицы Ессентукской [12, С. 238].

Мавзолеи-чэщанэ XVIII в. долины реки Подкумок довольно близки части бескупольных построек Кабарды этого же периода (группы мавзолеев существовали у селений Куба, Чегем, Лечинкай, Заюково) [23, С. 67-70]. Эти намогильные сооружения возводились для адыгской феодальной знати.

Приведенные выше рассуждения говорят о некой преемственности между конфессиональными и отчасти социально-ранговыми характеристиками населения Центрального Предкавказья в ХIV и в XVIII вв. Это позволяет предположить возможность сохранения в исторической памяти кабардинцев до конца XVIII в. имени золотоордынского феодала Эсена или Есена, а также сведений о месте его погребения. На рубеже XVIII и XIX вв. кабардинцы вместе с абазинами и ногайцами оставались основным населением в долине реки Подкумок. Поэтому российским военным, строителям Ессентукского редута, название местности скорее всего было передано кабардинцами. В современном языке словосочетание Есен тIыгу переводится как край (область или граница) Есена / Эсена. Тюркское или тюркско-монгольское личное имя Эсен эпизодически встречается в антропонимии адыгов (современная фамилия Есенкуловы, фамилия героев фольклора Ешаноковы [6, С. 175-182]), а также у соседних народов [5, С. 33]. Кабардинское слово тIыгу [18, С. 644] в наши дни почти не употребляется, но в прошлом использовалось шире, в т. ч. и при указании на какую-то удаленную местность (консультации Б. Х. Бгажнокова и Т. Р. Загазежева).

Сохранение у кабардинцев фамилий с корнем Есен свидетельствует о тесных культурных контактах адыгов с тюрками и монголами в далеком прошлом. Интересно также сопоставление в статье А. М. Шаззо исторически абадзехской фамилии Едыдж (Едыге), этнонима «адыг» и адыгского фамильного имени «Едыге» с именем знаменитого темника Золотой Орды Едигея. Впрочем, автор упомянутой работы приходит к выводу о том, что образование фамилии Едыге в иноязычной среде от этнонима «адыгэ» вероятно, а основание фамилии Едыгэ историческим Едигеем маловероятно [25, С. 36-39].

Выводы и научная новизна.

Таким образом, использование в настоящей работе комплексного подхода, включающего различные методы исторических и филологических наук, позволило уточнить и дополнить золотоордынскую версию происхождения топонима Ессентук (в более поздних вариантах - Ессентучок и Ессентуки).

Принципиальным отличием нового варианта этимологии от большинства выше названных версий (монгольско-калмыцкой, тюркской, адыгской и абазинской) является подтверждение связи топонима Ессентук / Ессентучек / Ессентуки с именем феодала Эссена, погребенного в XIV в. в мавзолее в долине р. Подкумок.

В соответствии с нашим вариантом этимологии Ессентук / Ессентуки топоним происходит от кабардинского словосочетания Есен тIыгу - край (область или граница) Есена / Эсена. В антропонимию адыгов тюркско-монгольское имя Эсен, видимо, попало очень давно и потому в наши дни распространенным названо быть не может.

Новый вариант этимологии топонима Ессентук / Ессентуки, по нашему мнению, позволит в дальнейшем перейти к более детальным и развернутым реконструкциям некоторых аспектов истории адыго-золотоордынских и кабардинско-российских отношений.

Благодарности.

Пользуясь случаем, автор благодарит доктора исторических наук Б. Х. Бгажнокова и аспиранта Кабардино-Балкарского научного центра РАН Т. Р. Загазежева за консультации по значению некоторых слов кабардино-черкесского языка и по распространенности адыгских фамилий с корнем эсен / есен.

References
1. Andreev Yu. P. Essentukskaya letopis'. Nevinnomyssk: ZAO «Nevinomysskaya gorodskaya tipografiya», 2001. 287 s.
2. Gorislavskii I.A. On vypolnil ukaz Ekateriny II // Kavkazskii krai. Pyatigorsk. 1992. № 5 (31). S. 12-13.
3. Zilivinskaya E.D. Kul'tovye postroiki vremeni Uzbeka v Zolotoi Orde // Zolotoordynskaya tsivilizatsiya / gl. redaktor I.M. Mirgaleev. Nauchnyi ezhegodnik. Kazan': Institut istorii im. Sh. Mardzhani AN Respubliki Tatarstan, 2013. Vyp. 6. S. 82-97.
4. Ionova S. Kh. Toponimika kak pamyatnik istorii i kul'tury abazin // Elektronnaya biblioteka Muzeya antropologii i etnografii im. Petra Velikogo (Kunstkamera) RAN. URL: http://www.kunstkamera.ru/lib/rubrikator/03/03_05/978-5-88431-298-2 (data obrashcheniya: 8.06. 2020).
5. Isaeva 3. G. Osetinskaya antroponimiya. Lichnye imena. Ordzhonikidze: Ir, 1986. 107 s.
6. Kabardinskii fol'klor / nauchn. red. R. U. Tuganov. Nal'chik: El'-Fa, 2000. 650 s.
7. Kalmytsko-russkii slovar'. Okolo 26000 slov / red. B. D. Muniev. M.: Russkii yazyk, 1977. 765 s.
8. Lavrov L. I. Epigraficheskie pamyatniki Severnogo Kavkaza (na arabskom, persidskom i turetskom yazykakh). M., 1968. Ch. II.: nadpisi XVIII-XX vv. 248 s.
9. Mandzhieva E. B., Kichikova N. A. Gidronimy kalmytskogo proiskhozhdeniya na territorii yuga Rossii // Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Seriya: Filologicheskie nauki. Volgograd: Izdatel'stvo VGSPU «Peremena», 2017. № 8 (121). S. 86-90.
10. Palimpsestova T. B. «Tupoi ugol» ili «devyat' znamen»? //Ural'skii sledopyt. Sverdlovsk, 1968. № 6. S. 38-40.
11. Palimpsestova T. B. Ukreplenie i poselenie «Yasnaya Polyana» u goroda Essentuki // Sovetskaya arkheologiya. M., 1978. № 2. S. 195-203.
12. Palimpsestova T.B., Runich A.P. O essentukskikh mavzoleyakh i stavke Uzbek-khana. // Sovetskaya arkheologiya. M.: Nauka, 1974. № 2. S. 229-239.
13. Petrova V. Arkheologicheskie tainy kurorta // Essentukskaya panorama. Essentuki, 21 fevralya 2019 g. № 7 (1391). S. 12.
14. Polkovskii D. G. K voprosu o proiskhozhdenii nazvaniya «Essentuki» i issledovaniya zolotoordynskikh pamyatnikov v okrestnostyakh goroda Essentuki // Materialy i issledovaniya po arkheologii Severnogo Kavkaza. Armavir-Krasnodar: Nasledie Kubani, 2012. Vyp.13. S. 240-250.
15. Polkovskii D. G. Materialy iz raskopok zolotoordynskikh mavzoleev v raione g. Essentuki 1963 i 1971 godov (T. B. Palimpsestova i A. P. Runich) // Materialy Pervogo madzharskogo arkheologicheskogo foruma. Seriya «Arkheologiya evraziiskikh stepei». Vyp. 23. Kazan': Izdatel'skii dom «Kazanskaya nedvizhimost'», 2016. S. 130-135.
16. Rtveladze E. V. Dva mavzoleya zolotoordynskogo vremeni iz raiona Pyatigor'ya // Sovetskaya arkheologiya. M.: Nauka, 1969. № 4. S. 262-265.
17. Runich A. P. Otchet o polevykh issledovaniyakh v raione Kavminvod za 1971 g. // Arkhiv Instituta arkheologii RAN. Fond R-1. № 4633.
18. Slovar' kabardino-cherkesskogo yazyka. Adygebze psal''al''e. Okolo 31000 slov / Institut gumanitarnykh issledovanii Kabardino-Balkarskogo nauchnogo tsentra RAN. M.: Digora, 1999. 852 s.
19. Tverdyi A. V. Kavkaz v imenakh, nazvaniyakh, legendakh: opyt toponimicheskogo slovarya / red. Yu. G. Makarenko. Krasnodar: Platonov I., 2008. 432 s.: il.
20. Tizengauzen V. G. Sbornik materialov, otnosyashchikhsya k istorii Zolotoi Ordy. Tom I. Izvlecheniya iz sochinenii arabskikh. SPb.: Tipografiya Imperatorskoi Akademii nauk, 1884. XVI, 564 s.
21. Toponimika raiona Kavkazskikh Mineral'nykh Vod: materialy regional'noi nauchno-prakticheskoi konferentsii / otv. red. L. I. Krasnokutskaya. Pyatigorsk: Reklamnoe agentstvo «Rossika», 1999. 50 s.
22. Fomenko V. A. O mavzoleyakh XVIII v. v doline reki Podkumok // Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya. Krasnodar: Izdatel'skii dom «Khors», 2015. № 17. S. 125-127.
23. Fomenko V.A. Pamyatniki kabardinskoi znati kontsa XVII – serediny XIX v. (mavzolei i zagorodki iz kamnya) // Obshchestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura. Krasnodar: Izdatel'skii dom «Khors», 2019. № 11 (67). S. 67-70.
24. Fomenko V. A. Pyatigor'e v XV – seredine XVIII v. Pyatigorsk: Tekhnologicheskii universitet , 2002. 76 s.
25. Shazzo A. M. K skhozhesti adygskoi familii Edydzh i istoricheskogo imeni Edigei // Vestnik nauki Adygeiskogo respublikanskogo instituta gumanitarnykh issledovanii im. T. M. Kerasheva. Maikop, 2018. Vyp. №16 (40). S. 36-39.
26. Pallas P. S. Bemerkungen auf einer Reise in die südlichen Statthalterschaften des Russischen Reichs in den Jahren 1793 und 1794. Leipzig, 1799. V. 1. 516 S
Link to this article

You can simply select and copy link from below text field.


Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.