Статья 'Финансовое образование в Челябинской области в условиях Великой Отечественной войны' - журнал 'Genesis: исторические исследования' - NotaBene.ru
по
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > About the Journal > Requirements for publication > Editorial collegium > The editors and editorial board > Peer-review process > Policy of publication. Aims & Scope. > Article retraction > Ethics > Online First Pre-Publication > Copyright & Licensing Policy > Digital archiving policy > Open Access Policy > Article Processing Charge > Article Identification Policy > Plagiarism check policy
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Back to contents
Genesis: Historical research
Reference:

Financial education in Chelyabinsk Region in the conditions of Great Patriotic War

Ivlev Nikita Nikolaevich

PhD in History

Docent, the department of Socio-Humanitarian and Psychological-Pedagogical Disciplines, South Ural State Institute of Arts Named After P. I. Tchaikovsky

454084, Russia, Chelyabinskaya oblast', g. Chelyabinsk, ul. Kaslinskaya, 27

Ivleven.n.n@mail.ru
Other publications by this author
 

 

DOI:

10.25136/2409-868X.2019.5.29683

Received:

06-05-2019


Published:

30-05-2019


Abstract: This article examines the system of training and advanced training of personnel for financial institutions of Chelyabinsk Region during the Great Patriotic War. It is determined that the system of full-time educational establishments that prepared specialist for financial sector was destroyed at the beginning of the war, was destroyed and failed to provide the region with personnel. There was not a single educational establishment for preparing financial specialists. Mass conscription into the army, transfer of employees to defense factories, led to human resource crisis and threat to plans for mobilization of financial means. The author conclude that the way out of crisis situation with regards to shortage of personnel was found within the framework of the system of lectures, seminars and individual traineeship. Intensive work of financial branches and regional authorities allowed overcoming the human resource crisis by 1943, as well as retain financial stability in the region.


Keywords:

The Great Patriotic War, material and technical maintenence, Financial authorities, training of personnel, education, finance, financial education, educational institutions, the USSR, Finance departments

This article written in Russian. You can find original text of the article here .

Актуальность темы определена значением финансовой сферы в обеспечении развития государства и общества. Важное значение имеет изучение опыта мобилизации ресурсов в период суровых испытаний Великой Отечественной войны. Одним из элементов достижения победы в 1945 году стало создание эффективной системы мобилизации и подготовки кадров для решения сложнейших задач, связанных с выживанием государства и общества.

Научный аспект актуальности темы определяется важностью изучения деятельности финансовой системы и финансовых институтов для взвешенного и полного понимания советской экономики и государственного строя в целом.

Несмотря на актуальность и важность изучения финансовой сферы, она остается одной из самых неизученных в комплексе историко-экономических исследований периода Великой Отечественной войны.

Описать историографию вопроса практически невозможно из-за отсутствия специальных исследовательских работ и невнимания к этой теме в рамках комплексных исследований по экономической и социальной истории Советского государства периода Великой Отечественной войны. Исследования, посвященные экономическим и финансовым вопросам, не затрагивают структуру и конкретные механизмы функционирования системы финансовых органов СССР в годы войны, тем более столь прикладного направления, как подготовка финансовых специалистов. Вопросы кадрового обеспечения финансовой системы не являлись объектом исторического исследования. В работе К.Н. Плотникова подробно изучена история государственного бюджета СССР, проанализированы мероприятия, направленные на увеличение доходов и сокращение расходов, изучены процессы сохранения финансовой стабильности в годы войны. [1, с. 325]. В исследовании М.Л. Тамарченко приведено сравнение советской экономики с экономиками западных стран в период Второй Мировой войны. Раскрыты и проанализированы основные направления деятельности советской финансовой системы, но кадровый вопрос не рассматривался [2]. Отдельные сведения о работе народного комиссариата финансов СССР можно найти в воспоминаниях А.Г. Зверева [3].

В комплексе исследований советской системы образования в годы Великой Отечественной войны вопросы подготовки финансовых специалистов не рассматривались. В поле зрения историков находятся вопросы организации учебного процесса, состава профессорско-преподавательских кадров, приема и выпуска студентов, освещаются вопросы, связанные с эвакуацией вузов из прифронтовых и угрожаемых районов [4]. Описаны достижения советской школы в организации оборонных мероприятий и достижения советской науки [5].

На региональном уровне специальных работ, посвященных вопросам подготовки и переподготовки финансовых работников, также не обнаружено. В обобщающих трудах как советского периода –"Урал - фронту"[6], – так и современного – "Огненный рубеж фронта и тыла..." [7] – вопросы подготовки финансовых работников не рассматривались. Таким образом, тема подготовки и переподготовки финансовых специалистов в годы Великой Отечественной войны является практически не изученной и нуждается в специальном исследовании.

Целью работы является изучение и анализ системы подготовки и переподготовки финансовых сотрудников на территории Челябинской области в 1941 – 1945 гг.

Объект исследования – система подготовки и переподготовки финансовых специалистов, включающая в себя образовательные учреждения и механизм курсов и семинаров.

Предмет исследования – сеть, содержание, формы и результаты подготовки финансовых специалистов в Челябинской области в годы Великой Отечественной войны.

Основу источниковой базы составили неопубликованные документы двух федеральных архивов – Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ), где был изучен фонд министерства финансов РСФСР (А – 411) и Российский государственный архив экономики (РГАЭ), фонд 7733 – министерство финансов СССР. В связи со спецификой темы большая часть информации была получена при изучении фондов областного государственного архива Челябинской области (ОГАЧО), где хранятся документы областного финансового отдела (ф. Р-1029) и Челябинского облисполкома (ф. Р-274). В ходе исследования были изучены все документы указанных выше фондов касающиеся вопроса финансового образования за годы Великой Отечественной войны.

Территориальные рамки исследования распространяются на Челябинскую область. В годы Великой Отечественной войны она была крупным индустриальным центром, в котором размещались важнейшие промышленные объекты. Уральскому региону, в том числе Челябинской области, уделялось особое внимание в процессе эвакуации и второй волны индустриализации. Как и весь Уральский экономический район, Челябинская область стала сердцем советского тыла, который поставлял материальные и финансовые ресурсы для фронта и для восстановления освобожденных от оккупации районов.

При написании работы были использованы специальные методы исторического познания: хронологический и проблемный, ситуационный и ретроспективный, факторный и сравнительно-исторический. В совокупности методы позволили рассмотреть систему финансового образования Челябинской области за годы Великой Отечественной войны в динамике, выявить главные тенденции в ее развитии и деятельности, установить специфические черты.

Подготовка финансовых специалистов осуществлялась в рамках двух систем. Первая система – это стационарные высшие и средние учебные заведения. Вторая – система курсов по подготовке и переподготовке специалистов при финансовых органах.

Высших учебных заведений Народного комиссариата финансов СССР (далее – НКФ) на территории Челябинской области не существовало. К началу 1941 г. в СССР насчитывалось шесть финансово-экономических институтов, работавших в Ленинграде, Харькове, Ростове-на-Дону, Казани, Иркутске и Ташкенте. Кроме них высшее финансовое образование давали Московский Всесоюзный заочный финансово-экономический институт и Ленинградская финансовая академия.

С началом Великой Отечественной войны были закрыты шесть из восьми высших учебных заведений НКФ СССР, во второй половине 1941 г. вузы работали только в Иркутске и Ташкенте [8, л. 4].

Кроме вузов в системе учебных заведений НКФ находились финансово-экономические техникумы. До войны в составе НКФ РСФСР работал 21 техникум, с началом войны 16 из них закрылись [9, л.30]. Среди закрытых оказался и Шадринский техникум, находившийся до 1943 г. на территории Челябинской области. Из архивных документов НКФ РСФСР удалось выяснить, что он был ликвидирован в июне 1941 г., а все его площади были переданы Московскому детскому комбинату. Но в августе 1941 г. работа техникума была частично восстановлена [10, л.164].

В 1942 г. в системе НКФ РСФСР действовали 16 финансово-экономических техникумов, шесть из них не имели собственных площадей и располагались в помещениях, совершенно не приспособленных для образовательной деятельности. В их числе были и все три уральских техникума (Шадринский, Уфимский и Бузулукский) [11, л. 12].

В 1943 г. Шадринск был выведен из состава Челябинской области, техникум оказался на территории Курганской области и готовил специалистов для Сибири и Дальнего Востока. При этом, согласно распоряжению СНК СССР, все помещения учебных заведений НКФ СССР в 1943 г. были им возвращены [12, л. 11], а Шадринский техникум получил общежитие и системное финансирование [9, л. 2].

Уральский регион должны были обеспечивать специалистами два финансово-экономических техникума, находившихся в Уфе и Бузулуке. Но местные власти не смогли помочь техникумам ни помещениями, ни общежитиями, ни стабильным снабжением. Уфимский техникум располагался в двух подвальных помещениях, Бузулукский был вынужден снимать два частных дома для проведения занятий [9, л. 30]. Выпускники этих техникумов оставались работать в Башкирии и Чкаловской области. Никаких сведений о выпускниках названных учебных заведений в Челябинской области не обнаружено.

Таким образом, имея в непосредственной близости от своих границ три финансово-экономических техникума, Челябинская область не получала специалистов из этих образовательных учреждений, так как они имели крайне слабую материальную базу и другое территориальное направление своей деятельности.

Челябинский областной финансовый отдел (далее – облфо) взаимодействовал с финансово-экономическими образовательными учреждениями других регионов. Прежде всего, это были Казанский финансово-экономический институт и Казанский финансовый техникум. Ежегодно в эти учреждения направлялись запросы на подготовку специалистов. Так, 18 декабря 1941 г. Челябинским облфо был направлен запрос в Казанский финансовый техникум на обучение 63 специалистов [13, л. 6]. Еще одним учебным заведением, с которым сотрудничал Челябинский облфо был Омский финансово-экономический техникум. В 1942 г. двое его выпускников были трудоустроены в финансовые отделы области, но это был единичный случай, не существенный для областной финансовой системы [10, л. 10]. Таким образом, система стационарных образовательных учреждений не могла обеспечить Челябинскую область необходимым количеством квалифицированных финансовых сотрудников.

Основным способом решения кадровых проблем в финансовой сфере становится система курсов, семинаров и техническая учеба без отрыва от производства. Система начала складываться еще в 30-е гг. ХХ в., но пика своего развития и производительности она достигла в годы войны, когда благодаря ей область смогла решить вопрос с дефицитом финансовых работников.

В 1941 г., еще до нападения нацистской Германии, в Челябинской области разрабатывался план мероприятий по совершенствованию профессиональных навыков работников финансовой сферы. Планировалось повышение квалификации как сотрудников областного отдела, так и работников всех районных и городских финансовых отделов (далее – райфо и горфо). Разрабатывались программы семинаров для бухгалтеров и инспекторов. Количество обучающихся в группах и сроки проведения были разные. Так, семинар для налоговых инспекторов планировался на 30 человек продолжительностью 10 дней, семинар для инспекторов по штату – на 14 человек сроком на 3 дня. Областной финансовый отдел брал на себя все расходы, связанные с проведением семинаров. Общая стоимость обучения одного человека составляла примерно 153 руб., из которых 20 руб. составляли оплату работы преподавателей.

Кроме семинаров план предусматривал индивидуальные занятия, техническую учебу для сотрудников райфо и горфо, общие лекции для всех работников облфо. За техническую учебу и выполнение индивидуальных заданий выплачивались деньги. Неопытные работники за выполнение индивидуального задания получали пять руб., а квалифицированные специалисты, которые осуществляли контроль и помощь, получали за составление рецензии три рубля.

Начавшаяся Великая Отечественная война существенно повлияла на состояние финансового аппарата Челябинской области. Военный призыв и мобилизация на оборонные предприятия привели к тому, что к зиме 1941 г. финансовая система области потеряла 987 специалистов или 53,6 % от общего числа сотрудников [11, л. 109]. Вместе с этим перед финансовыми органами была поставлена задача максимальной мобилизации всех денежных средств населения и ужесточение контроля над бюджетными расходами, что естественно привело к усложнению и увеличению объема работы. Положение усугублялось тем, что опытные и квалифицированные специалисты были мобилизованы, а на смену пришли сотрудники, лишенные опыта и необходимого образования.

Многим новым работникам была необходима специальная подготовка в сжатые сроки. Руководство областной финансовой системы понимало, что аппарат сокращается, перспектив скорого возвращения опытных или прихода новых подготовленных специалистов нет. Единственное, что самостоятельно могло сделать руководство облфо – это организовать обучение имеющихся сотрудников для совмещения должностей, но это были временные меры, не способные изменить ситуацию [14, л. 9].

Решить возникшие кадровые проблемы, только своими силами финансовым органам Челябинской области не удалось. Схожие ситуации возникали и в других регионах страны. Регулярные срывы мобилизационных планов по привлечению денежных средств показали глубину кадрового кризиса в финансовой сфере.

Менять ситуацию начали на всех уровнях. Ярким примером стремления союзных властей усилить и сохранить финансовый аппарат государства служит факт выделения средств на персональные ставки сотрудников с учеными степенями. НКФ СССР получил разрешение выплачивать три ставки по 3 тыс. руб. и пять ставок по 2,5 тыс. руб. [15, л. 4].

На областном уровне активное содействие финансовым органам в решении кадровых вопросов стал оказывать облисполком. На заседании 15 августа 1942 г. было решено, что райисполкомы должны максимально содействовать финансовым органам в их работе. Основными способами преодоления кадрового кризиса стали: возвращение на финансовую работу всех, кто ранее служил в этой сфере, и запрет на переброску финансовых сотрудников в другие сферы деятельности [16, л. 5].

Во второй половине 1942 г. областная система подготовки и переподготовки финансовых кадров адаптируется к новым военным условиям. К концу года ситуация с кадровым обеспечением немного выровнялась. Сотрудники, пришедшие в финансовую систему в 1941 г., в общих чертах ознакомились с налоговым законодательством и техникой проведения налоговых кампаний, но процессы вынужденного ухода специалистов из областной финансовой системы продолжались.

Общие данные по уволенным работникам районных и городских финансовых отделов (самые многочисленные) приведены в таблице 1.

Таблица 1

Кадровые потери райгорфо Челябинской области в 1942 г.[17, л.13]

Причина увольнения

Количество человек

Перевод на другую работу

136

Перевод на аналогичную работу

34

Освобождены как не справившиеся с работой

182

Освобождены по собственному желанию

194

Призваны в ряды РККА

422

Выбыли по другим причинам

296

Всего выбыло

1 264

Из таблицы видно, что число выбывших из финансовой системы области довольно велико. Штатная численность сотрудников областных финансовых органов составляла 2 361, становиться понятно, что потери составили 53,5 %.

Массовая подготовка и переподготовка финансовых работников началась только в конце 1942 г. Именно с этого момента она приобретает системный характер, получает нормативную, материальную базу и государственную поддержку. Постановление Наркомфина СССР о проведении курсов подготовки и переподготовки определяло задачи курсов, порядок приема и выпуска курсантов и другие аспекты работы.

Курсы организовывались при региональных финансовых отделах. Они должны были повысить теоретическую и деловую квалификацию работников финансовой системы (финансовых отделов, госстраха, сберкасс). На курсы подготовки и повышения квалификации принимались финансовые работники, имеющие образование не менее семи классов средней школы. Для поступления на курсы было необходимо представить следующие документы: личный листок по учету кадров, автобиографию, справку о состоянии здоровья. Группы насчитывали 25-30 человек, учебная программа – 48 часов, но не более восьми часов в день. Организация и закрытие курсов происходили по распоряжению НКФ СССР. Во главе курсов стоял директор, он нес полную ответственность за выполнение учебного плана, качество преподавания и успеваемость курсантов [18, л. 8]. Подробные данные о курсах и семинарах, проведенных во второй половине 1942 г., представлены в таблицах 2 и 3.

Таблица 2

Курсы по подготовке и повышению квалификации финансовых работников во второй половине 1942 г. [17, л. 43]

Наименование курсов

Количество человек

Сроки

Повышение квалификации налоговых инспекторов

110

1 месяц

Повышение квалификации бухгалтеров госдоходов и налогов

29

1 месяц

Повышение квалификации бухгалтеров бюджета

30

1 месяц

Повышение квалификации бухгалтеров Госплана

20

6 месяцев

Повышение квалификации инспекторов госдоходов

12

15 дней

Подготовка инспекторов бюджета из числа инвалидов войны

25

2 месяца

Подготовка бухгалтеров налогов и госдоходов из числа инвалидов войны

25

3 месяца

Подготовка инвалидов войны, находящихся в госпиталях

37

3 месяца

Итого

288

Таблица 3

Семинары, проводимые облфо во второй половине 1942 г. [17, л. 39]

Наименование семинаров

Количество человек

Сроки (дни)

Краткосрочный семинар с оперативным составом облфо, управления сберкасс, управление госстраха

79

5

Краткосрочный семинар со старшими инспекторами налогов

66

4

Краткосрочный семинар с налоговыми агентами

686

3

Краткосрочный семинар на местах с налоговым аппаратом и кассирами-счетоводами

1 170

3

Итого

2 001

Итоги и результаты проводимой работы стали очевидны в 1943 г., когда произошли коренные изменения в обеспеченности финансовой системы области работниками. На курсах слушатели получали только необходимый минимум знаний, доучиваться приходилось уже в процессе работы. Но занятия позволяли приобрести необходимую базу, служили основой для развития будущих профессиональных финансистов.

В 1943 г. в области смогли уменьшить текучесть кадров и сократить число вакантных должностей. За год из финансовых отделов области выбыло 749 человек. Если сравнить эти показатели с данными 1942 г., то положительная динамика очевидна. В 1942 г. из финансовых отделов выбыло 1 264 человек, а в 1943 г. – 749 [17, л. 15].

Продолжалась работа по поиску и подготовке новых сотрудников вместо ушедших на фронт. Финансовые органы провели кампанию по возвращению в свои ряды всех бывших работников. На эти цели НКФ СССР в 1943 г. выделил 2,8 млн. руб., которые должны были быть израсходованы на единовременную материальную помощь нуждающимся сотрудникам, вернувшимся в финансовую систему. Персональная помощь планировалась в от одной до двух тыс. руб. [18, л. 16]

Еще одним способом восполнения кадровых потерь стали курсы в госпиталях и спецдомах, где инвалидам войны предлагали получить новую профессию для реализации себя в мирной жизни. Такие курсы были организованны в Шахматовском спецдоме инвалидов. Была разработана программа «Вернуть инвалидов к труду». Направлениями подготовки были: бухгалтера налогов и бухгалтер государственных доходов. Основными дисциплинами стали русский язык, математика, хозрасчет, экономика. В группу записались 35 человек. В Челябинском госпитале организовали группу из 27 человек с профилем инспектора государственных доходов. Таким образом, из числа инвалидов войны курсы переподготовки прошли 87 человек, которые после окончания были направлены на работу в финансовые органы области.

Сроки обучения курсантов были различными. Для инвалидов Великой Отечественной войны требовались более длительные программы, за счет включения общеобразовательных предметов. На курсах повышения квалификации срок обучения сокращался – за счет опыта курсантов и отсутствия общеобразовательных предметов.

Таким образом, в 1943 г. на этих курсах были подготовлены 288 человек, из них со средним образованием – 53 человека, с высшим образованием – один, окончивших 7-9 классов – 234. Никто из обучавшихся не имел стажа работы в финансовых учреждениях. Из числа окончивших курсы 50 % составляли женщины (144 человека) [19, л.15].

В 1944 г. работа по подготовке и переподготовке кадров была продолжена. На курсах и семинарах обучались 424 человека, в том числе на семинарах – 231 человек, на курсах – 194. Были организованы курсы по подготовке инспекторов по налогам, государственным доходам, бюджету и бухгалтеров бюджета. Всего на этих курсах прошли обучение 100 человек. Кроме обучения курсантов на шестимесячных курсах, из числа слушателей при учебном комбинате Госплана 20 человек были переквалифицированы и направлены в райгорфо, из них шесть человек оставлены в аппарате облфо.

Еще одной формой повышения квалификации работников стали краткосрочные семинары. Для сотрудников налоговых отделов они проводились в конце каждого квартала и перед началом налоговых кампаний (введением военного налога, изменением сельскохозяйственного и др.). Активно развивалась система наставничества. В 1943 г. эта система получила государственное признание и поддержку. НКФ СССР выпустил постановление, которым рекомендовал платить по 300-350 руб. в месяц, за каждого человека, тем опытным специалистам, которые занимаются подготовкой молодых сотрудников [20, л. 31]. В 1944 г. путем наставничества были обучены 120 человек, которые остались работать в финансовой системе области.

Общие результаты работы системы подготовки и переподготовки стали очевидны к началу 1944 г. Прежде всего, это выразилось в сокращении дефицита кадров, вакантные места были заняты на 90%. Так, если в 1942 г. только среди налоговых отделов вакантными были 276 должностей, то в конце 1943 г. во всех финансовых органах области насчитывалось 225 вакантных должностей. Аппарат райгорфо был укомплектован на 87 %. [21, л. 65].

Важнейшей и системной проблемой финансовой сферы в годы войны стало материально-техническое обеспечение. Областные финансовые органы испытывали острую нехватку в служебных помещениях, транспорте, кассовой технике, пишущих машинках. На протяжении всех военных лет остро стоял вопрос с подготовкой служебных помещений к отопительному сезону. Руководство облфо регулярно обращалось к облисполкому с просьбой улучшить продуктовое снабжение своих сотрудников [22].

Все эти проблемы затрагивали и систему подготовки и переподготовки кадров областной финансовой системы. Материальных средств, выделяемых на проведение курсов и семинаров, категорически не хватало, а от этого зависела и успеваемость групп. Так, в III квартале 1944 г. успешно были проведены курсы по подготовке контролеров-ревизоров, курсанты полностью выполнили программу и получили квалификацию. На эту группу облфо смог найти средства и курсанты были обеспечены общежитием и двухразовым питанием. Но все остальные группы выполнить программу не смогли, поскольку облфо смог обеспечить их только одноразовое питание и не мог предоставить жильё – курсанты разъехались по домам.

В том же году в Челябинске были организованы курсы подготовки налоговых инспекторов сроком на два месяца, но облфо не удалось договориться с облторгом об обеспечении курсов питанием. Курсы были закрыты через месяц, обучение продолжили в форме дневных семинаров с вызовом сотрудников в Челябинск на пять - десять дней, что было крайне не эффективно [18, л. 38].

Подобная ситуация возникла весной 1944 г. Челябинский облфо организовал курсы налоговых инспекторов, куда были приглашены 60 человек. Занятия начались 15 мая 1944 г., через десять дней после начала занятий облфо был вынужден приостановить работу курсов и распустить курсантов, так как продовольственные карточки, выделенные слушателям, действовали только 10 дней, а добиться выделения дополнительных средств не удалось [18, л. 37].

Таким образом, в годы Великой Отечественной войны областная финансовая образовательная система столкнулась с многочисленными трудностями. В Челябинской области отсутствовали профильные образовательные учреждения. Ближайшие финансово-экономические техникумы находились в Уфе, Бузулуке, Шадринске, а финансовые институты – в Казани и Омске. Количество, выделяемых для области мест, было строго ограничено и выпускников не хватало для восполнения кадровых потерь. Так, областной финансовый отдел запрашивал квоту на обучение 63 специалистов, отмечая, что и её крайне мало для области, а получил только двух подготовленных специалистов.

До войны в Челябинской области не был создан стабильно работающий механизм по обучению специалистов при областном финансовом отделе с использованием краткосрочных подготовительных курсов, семинаров и других способов образовательной деятельности без длительного отрыва от работы. В условиях начавшейся Великой Отечественной войны финансовая система области испытывала острый кадровый дефицит, возникший из-за призыва на воинскую службу, сокращения штатов, перевода финансовых работников в другие сферы деятельности.

Важен и тот факт, что региональные власти с невниманием относились к проблемам финансовых учреждений в первые годы войны и не оказывали содействия в преодолении кадрового кризиса. Существенной проблемой областной финансовой образовательной системы был крайне низкий материально-технический уровень снабжения. Областные финансовые органы были способны предоставить опытных сотрудников готовых выполнять функции преподавателей, были и желающие стать курсантам, но изыскать только собственными силами необходимые помещения, продовольственные карточки, учебные материалы облфо был не в состоянии.

Все вышеперечисленные сложности областной финансовой системе удалось решить. Начиная с 1942 г., когда под угрозой оказались планы по мобилизации денежных средств, облисполком и обком ВКП(б) стали активно интересоваться проблемами финансовых органов. За 1942 – 1943 гг. была сформирована эффективная курсовая база, где использовались разнообразные формы подготовки и переподготовки сотрудников (курсы, семинары, индивидуальное обучение, общие лекции).

Остро стоял вопрос о профессиональных качествах сотрудников, подготовленных на курсах. Безусловно, нельзя сравнивать выпускника финансово-экономического института, который 6 лет изучал особенности и специфику финансовой деятельности, и выпускника курсов, который за несколько месяцев получил необходимый минимум знаний и был направлен на работу. Но другого способа обеспечить финансовые учреждения области кадрами, кроме курсовой подготовки, не было.

Таким образом, к концу 1943 г. реализованные мероприятия позволили ликвидировать кадровый дефицит и наладить подготовку специалистов. На начало 1943 г. штатная численности финансовых органов Челябинской области составляла 2586 человек, фактически 2361, недокомплект – 225 человек, в тоже год на курсах и через систему наставничества было подготовлено 408 новых специалистов в финансовой сфере. Впервые за военные и предвоенные годы удалось не только решить проблему дефицита, но и создать определенные кадровый резерв, который позволил успешно решать задачи по финансированию завершающего этапа войны и послевоенного восстановления экономики.

Созданная система подготовки и переподготовки позволила безболезненно пережить процессы реэвакуации населения западных областей СССР, в ходе которой область покинули десятки финансовых сотрудников. Кроме этого, область смогла подготовить финансистов, которые были направлены в освобожденные от нацистских захватчиков районы для восстановления финансовой работы [23, л 37].

References
1. Plotnikov K. N. Ocherki istorii byudzheta Sovetskogo gosudarstva. M.: Gosfinizdat 1955. 556 s.
2. Tamarchenko M. L. Sovetskie finansy v period Velikoi Otechestvennoi voiny. M.: Finansy, 1967. 143 s.
3. Zverev A. G. Zapiski ministra. M.: Politizdat, 1973. 270 s.
4. Sovetskaya vysshaya shkola v gody Velikoi Otechestvennoi voiny. — M. : Vysshaya shkola, 1980. — 232 s.
5. Kruglyanskii, M. R. Vysshaya shkola SSSR v gody Velikoi Otechestvennoi voiny — M. :Vysshaya shkola, 1976. — 314 s.
6. Ural – frontu / pod red. A. V. Mitrofanovoi – M.: Ekonomika, 1985. 344 s.
7. Pavlenko V. D., Pavlenko G. K. Ognennyi rubezh fronta i tyla. Chelyabinskaya oblast' v 1941-1945 gg. Chelyabinsk, 2005. 312 s.
8. Rossiiskii gosudarstvennyi arkhiv ekonomiki (RGAE). F. 7733. Op. 27. D. 34.
9. Gosudarstvennyi arkhiv Rossiiskoi Federatsii (GARF). F. A-411. Op. 1. D. 2645.
10. GARF. F. A-411. Op. 1. D. 2608.
11. GARF. F. A-411. Op. 1. D. 2617.
12. RGAE. F. 7733. Op. 27. D. 73.
13. Oblastnoi gosudarstvennyi arkhiv Chelyabinskoi oblasti (OGAChO). F. R-1029. Op. 7. D. 379.
14. OGAChO. F. P-2006. Op. 1. D. 9.
15. RGAE. F. 7733. Op. 27. D. 54.
16. OGAChO. F. R-274. Op. 3. D. 1488.
17. OGAChO. F. R-1029. Op. 7. D. 395.
18. OGAChO. F. R-1029. Op. 7. D. 394.
19. RGAE. F. 7733. Op. 28. D. 48.
20. OGAChO. F. R-1029. Op. 7. D. 396.
21. RGAE. F. 7733. Op. 28. D. 49.
22. Ivlev N.N. Material'no-tekhnicheskaya baza finansovykh organov Chelyabinskoi oblasti v gody Velikoi Otechestvennoi voiny // Samarskii nauchnyi vestnik. 2018 t. 7 № 4 s.257-262.
23. OGAChO. F. R-274. Op. 3. D. 5115.
Link to this article

You can simply select and copy link from below text field.


Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.