Статья 'Роль Италии в гражданской войне в Испании глазами советской печати (1936-39)' - журнал 'Genesis: исторические исследования' - NotaBene.ru
по
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > About the Journal > Requirements for publication > Editorial collegium > The editors and editorial board > Peer-review process > Policy of publication. Aims & Scope. > Article retraction > Ethics > Online First Pre-Publication > Copyright & Licensing Policy > Digital archiving policy > Open Access Policy > Article Processing Charge > Article Identification Policy > Plagiarism check policy
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Back to contents
Genesis: Historical research
Reference:

The role of Italy in Spanish Civil War through the lens of Soviet press (1936-1939)

Makulov Sergei Sergeevich

Educator, the department of International Journalism, Moscow State University of International Relations

109451, Russia, Moscow, Verhniye Polya Street 38, building #1, unit #89

macvlov@yandex.ru
Other publications by this author
 

 

DOI:

10.25136/2409-868X.2017.11.24923

Received:

07-12-2017


Published:

21-12-2017


Abstract: The subject of this research is the role of the fascist Italy in Spanish Civil War (1936-1939) reflected on the pages of Soviet periodicals of the time. This conflict became the first military clash between USSR and Italy, which resulted in the rapid deterioration of relations between the two stats. The goal of this work lies in studying the key methods applied by the Russian journalists and publicists for describing the indicated events in the context of Soviet-Italian relation and international status of USSR and Italy overall. The author used the historical method, text analysis, methods of scientific generalization, various newspaper and journal publications of the period at hand introduced into the scientific discourse for the first time, as well as works of the contemporary historians and specialists of international relations. Conclusion is made that the confrontation between USSR and Italy within the framework of Spanish conflict forced the Soviet press to strong criticism of the Italian fascism and militarism, however such campaign had certain peculiarities.


Keywords:

Spain, intervention, Italy, Germany, fascism, totalitarism, Franco, Mussolini, Soviet periodicals, propaganda

This article written in Russian. You can find original text of the article here .

30-годы ХХ века стали периодом острого мирового противостояния между силами, руководствовавшимися коммунистической и фашистской идеологиями. Термин «фашизм» здесь является достаточно условным – речь идет как о собственно итальянских фашистах, так и о германских национал-социалистах, испанских фалангистах и т. д. К середине 30-х гг. движения подобного толка определяли внутреннюю и внешнюю политику довольно большого количества европейских стран. Им активно противостояли Коминтерн и СССР как в первое в мире социалистическое государство. Если в начале 30-х Советы активно противодействовали в том числе европейским социал-демократам, то после прихода к власти в Германии А. Гитлера и установления в этой стране нацистской диктатуры главным противником большевиков окончательно стал фашизм.

Следует отметить, что попытки противопоставить германскому и итальянскому режимам местные компартии успехом не увенчались – как вследствие внутренних противоречий внутри самих партий, так и благодаря усилиям властей и их успешной социальной демагогии. Однако усиление экспансионистских настроений правительств Германии и Италии должно было рано или поздно привести к вооруженному конфликту, в котором могли широко поучаствовать коммунисты и близкие им силы (анархисты, социал-демократы). Если в ходе итало-абиссинской войны 1935-36 гг. такого случая не представилось, то гражданская война в Испании 1936-39 гг., начавшаяся с военного мятежа против законного республиканского правительства, дала эту возможность. И Германия с Италией, и СССР, и множество других движимых фашистской и коммунистической идеологией сил приняли в ней активное участие. В данной работе мы рассмотрим, как в СССР, чья пресса была полностью большевистской, описывалось участие в войне на стороне франкистских мятежников Италии.

Гражданская война в Испании стала первым вооруженным конфликтом, в котором коммунистический СССР и фашистская Италия оказались по разную сторону баррикад. Показательно, однако, что поддержка враждующих сторон в этом конфликте практически не нанесла ущерб взаимовыгодным на тот момент советско-итальянским экономическим отношениям и даже сотрудничеству в военной сфере.

События в Испании не угрожали существованию СССР и его геополитическим интересам, в то время как для Италии Пиренейский полуостров являлся чрезвычайно важным регионом - усиление влияния в Западном Средиземноморье позволяло как создать непосредственную угрозу Гибралтару, обладание которым позволяло Великобритании контролировать выход в Атлантику, так и оказывать давление на Францию. Еще в марте 1934 г. в Риме был заключен договор между Б. Муссолини и сторонниками испанской монархии, согласно которому дуче обещал содействие в свержении республиканского правительства оружием и деньгами[1]. 28 июля 1936 года, после франкистского мятежа, в Испанское Марокко прибыли первые итальянские и германские транспортные самолеты, а в начале августа в испанские территориальные воды вошли военные корабли этих держав.

Германия, активно сближавшаяся в середине 30-х с Италией (что привело в 1937 г. к присоединению последней к "Антикоминтерновскому пакту"), была заинтересована в создании южного противовеса своему потенциальному противнику - Франции, управляемой левым правительством Л. Блюма. Советская пресса подчеркивала также наличие германских интересов в Испании и Марокко[2], а также тот факт, что успех Франко и интервентов в Испании мог поспособствовать укреплению позиций Гитлера и Муссолини на внутриполитической арене. «...спасаясь от собственного народа ценой войны с другими народами, фашизм обречен страшиться мира, как чорт ладана» - формулирует "Красная новь"[3] распространенную в те годы в коммунистической среде мысль.

Как указывает Ю. Е. Рыбалкин, вопрос о помощи республиканской Испании не мог не быть решен в СССР положительно – помощь демократическим и национально-освободительным движениям рассматривалась большевиками как обязательная часть внешней политики[4]. Только в сентябре-октябре 1937 г. в Испанию было направлено 17 транспортов со спецгрузами[5], велика была роль советских военных советников. Когда помощь франкистам начала оказывать нацистская Германия, немецкая печать стала утверждать, что настоящей целью вмешательства Гитлера во внутренние дела Испании являлась борьба с Советским Союзом[6]. Обвиняла СССР в «дестабилизации международной обстановки» и британская пресса[7].

События в Испании по причине их общемировой значимости освещались в советской печати очень широко. Материалы о войне появляются на страницах практически всех общественно-политических изданий. Так, «Красная звезда» делала акцент на анализ военной стороны конфликта, «За рубежом» активно публиковал переводные статьи и т. д. В данной работе рассматриваются материалы, печатавшиеся в различных журналах тех лет. Их большой объем позволял публиковать крупные статьи и репортажи, представляющие особый интерес для историка. Так, «Большевик» и «Спутник агитатора» являлись идеологическим рупором ВКП(б), «За рубежом» перепечатывал материалы ряда иностранных изданий и делал качественные обзоры международного положения, а «Крокодил» был ведущим сатирическим журналом, регулярно высмеивающим внешних врагов СССР.

Непосредственное вступление в войну итальянских войск вызвало крайне негативную реакцию в СССР – во многом из-за своего завуалированного характера. В начале второй половины 1936 года в прессе начинают во все возрастающем количестве появляться сообщения об участии фашистских частей в испанских событиях[8]. Особое возмущение вызывало то, что экспедиционные войска направлялись на Пиренеи под видом добровольцев. Всего в войне успело поучаствовать около 150 тысяч итальянских военнослужащих, а суммарный объем финансовой помощи, оказанной режимом Муссолини мятежникам, оценивается в 200 млн. долларов (в ценах 1930-х гг.)[9]. Как и во время войны в Абиссинии (1935-36 гг.), подчеркивалось нежелание простых итальянцев участвовать в боевых действиях, описывался ряд акций протеста в стране[10]. Широко цитируются публикации иностранных изданий («Таймс», «Манчестер гардиан», «Люмьер»).

Случаям перехода солдат итальянского экспедиционного корпуса на сторону республиканцев придавалось очень важное значение. Они были призваны проиллюстрировать тезис о враждебности простого итальянца фашизму, готовности сражаться против этой системы[11]. "В плену я себя чувствую лучше чем дома" - цитирует «Спутник агитатора» (№ 3/38) письмо итальянского солдата своей невесте. Боевые качества итальянских войск часто становились предметом насмешек:

«Не посылайте, пожалуйста, больше тяжелых орудий: с ними чертовски неудобно отступать» - жалуется вышестоящим итальянский офицер с карикатуры Л. Генча («Крокодил», № 9/37).

Особую (но полярную) реакцию советской печати вызвали два военных эпизода с участием итальянцев: потопление итальянскими (формально франкистскими) подводными лодками следовавших в республиканскую Испанию теплоходов с мирным грузом и разгром итальянского экспедиционного корпуса при Гвадалахаре[12]. Италия прямо обвинялась в пиратстве; советские протесты, по сообщениям прессы, задевали не только Германию и Италию, но и "британских твердолобых и <...> французских реакционеров"[13]. Напротив, победа республиканцев при Гвадалахаре, к которой приложили руку и советские военные специалисты, вызвала в печати ликование.

Франко изображался в советской печати того времени не иначе, как марионетка Гитлера и Муссолини (именно в годы войны в Испании количество карикатур и разоблачающих материалов о дуче достигло, пожалуй, наивысшей отметки). «Крокодил» в №32 за 1937 г. публикует снимок «Кто вмешивается?». «Раненые в Испании регулярные «итальянские добровольцы» на параде в Венеции, где Муссолини раздавал им ордена. О каком вмешательстве в испанские дела может быть речь?! Это Франко иногда позволяет себе вмешиваться в итальянские дела в Испании»[14] - гласила подпись.

Несмотря на поражение республиканцев, одной из главных, по мнению большевистской печати, целей войны - улучшения внутриполитического климата в Италии - дуче не добился. «Муссолини уверял народные массы Италии, что им станет лучше, когда будет завоевана Абиссиния. Ныне Абиссиния залита кровью, но каковы результаты этой войны для трудящихся масс Италии?! Обманутым массам твердят ныне, что всему виной народный фронт в Испании и СССР; не будь этого, Италия стала бы страной молочных рек и кисельных берегов»[15]. Более того, после абиссинской кампании и интервенции в Испанию итальянская экономика и вооруженные силы были ослаблены, что во многом предопределило решение Муссолини не ввязываться в сентябре 1939 г. во Вторую мировую войну. Новые территории и военные базы по итогам испанских событий Италии не достались, а Франко впоследствии отказался от участия во Второй мировой войне на стороне стран Оси. Исходя из этого, можно утверждать, что геополитических выгод участие в гражданской войне на стороне мятежников Италии не принесло, в то время как потери среди советских военных специалистов в Испании составили всего 127 чел. убитыми на более чем 4 тыс.[16], а приобретенный в ходе войны опыт широко использовался СССР в последующих военных кампаниях.

Для советской прессы война также стала хорошей подготовкой к событиям 1941-45 гг. Как репортажи с места событий (И. Эренбурга, М. Кольцова), так и аналитические и пропагандистские материалы и написанные постфактум книги были высокого качества. В.В. Подгорная отмечает, что создаваемый советской печатью информационный фон облегчил Москве принятие решения о начале военной помощи республиканцам[17]. Однако необходимость освещать события в выгодном СССР свете делала их заведомо предвзятыми к противнику. На общем фоне именно итальянцев, в отличии от гитлеровцев и франкистов, чаще показывали жертвой обстоятельств, чем злобным агрессором. По мере втягивания Италии в конфликт тон отечественной прессы становился все более жестким по отношению к режиму Муссолини, что было вызвано нарастанием международной напряженности. Пресса США, Англии, Франции во время войны также в основном поддерживала законное испанское правительство, поэтому угол зрения советской печати в целом совпадал с западным.

References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
Link to this article

You can simply select and copy link from below text field.


Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.