Статья 'Категория композиции в молитвенном тексте' - журнал 'Litera' - NotaBene.ru
по
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > About the Journal > Requirements for publication > Editorial collegium > Editorial board > Peer-review process > Policy of publication. Aims & Scope. > Article retraction > Ethics > Online First Pre-Publication > Copyright & Licensing Policy > Digital archiving policy > Open Access Policy > Article Processing Charge > Article Identification Policy > Plagiarism check policy
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Back to contents
Litera
Reference:

Category of composition in the prayer text

Keler Anna Ivanovna

Assistant, the department of Russian Language and Stylistics, Ural Federal University named after the First President of Russia B. Yeltsin

620083, Russia, Sverdlovskaya oblast', g. Ekaterinburg, ul. Lenina, 51

panna94@mail.ru
Other publications by this author
 

 

DOI:

10.25136/2409-8698.2021.7.36019

Received:

23-06-2021


Published:

30-06-2021


Abstract: In linguistics at the turn of the XX-XXI centuries, the religious functional style is actively studied, which became possible as a result of changes in the socio-political situation in Russia. The subject of the study is the language of religious communication, individual religious genres, and the style system. The purpose of this work is to describe the compositional structure of previously unexplored prayers and to develop a basis for their classification. The subject of the study is the compositional structure of prayer as a genre of religious style. The research material was 120 texts of prayers of New Apostolic Christians created in a non-liturgical situation of communication. The specifics of creating prayers in this religious community is that the texts are created anew each time, while the canonical prayer "Our Father" is a model, which corresponds to the constructive principle of religious style — proto-textuality. By the method of categorical-textual analysis, it was found that each of the created prayers has a compositional structure containing in the main part from one to three compositional blocks correlated with the three main intentions of prayer — request, gratitude, praise. The study proposes to classify prayers based on the number of intentions included in the text and identifies mono-, bi- and polyintentional compositional structures of prayer texts. During the analysis of the texts, it was found that the main compositional structure found in the texts of the New Apostolic Christians is a biintentional structure containing the intentions of gratitude and requests in a strictly fixed sequence. The results of the work can be applied for further research of prayer texts in both liturgical and non-liturgical situations of communication.


Keywords:

compositional structure, composition category, prototextuality, prayer, genre, religious style, functional style, composition block, New Apostolic Church, intention

This article written in Russian. You can find original text of the article here .

Введение

Сегодня религиозный функциональный стиль является предметом активного изучения в лингвистике, что отражается в работах таких отечественных и зарубежных исследователей, как М. Войтак [5], А. К. Гадомский [6], Т. В. Ицкович [9], О. А. Крылова [12], Л. П. Крысин [14], Е. В. Плисов [18]. В трудах Е. В. Бобырёвой [2], И. В. Бугаевой [3], Т. В. Ицкович [8], О. А. Прохватиловой [10] описываются составляющие стиль жанры — молитва, проповедь, житие и др., а также предпринимаются попытки их систематизации на различных основаниях [9, 13].

Научный интерес к религиозной сфере деятельности и порождаемым в его рамках жанрам обусловлен изменением общественно-политической ситуации в современной России. В последние десятилетия стало возможным создание новых текстов различных жанров: создаются не только проповеди и молитвы, но и жития и акафисты, что отмечается в работах Т. В. Ицкович [8], Н. А. Рядовых [21]. Кроме того, изменение экстралингвистических факторов позволило расширить количество вероучений, исповедуемых на территории России. Так, например, в 1990-е гг. в результате деятельности миссионеров Новоапостольской церкви образовались христианские общины, исповедующие новоапостольскую веру. В рамках этого вероучения также создаются новые тексты – проповеди и молитвы. Специфика их сотворения состоит в том, что тексты создаются каждый раз заново, поскольку в данной конфессии нет установленных канонических образцов проповеди или молитвы, кроме тех, что закреплены в Евангелии [11].

Целью исследования является описание композиции молитвенных текстов новоапостольских христиан и установление принципов их классификации. Гипотеза исследования заключается в том, что, несмотря на отсутствие установленных образцов для сотворения молитвы, в данной религиозной общности формируется определённый способ композиционной организации молитвенных текстов. Материалом исследования служат 120 текстов устных небогослужебных молитв новоапостольских христиан, записанных методом включенного наблюдения.

Категория композиции

В общем понимании композиция — это «схема организации и структурной упорядоченности целого текста (произведения), отражающая строение, соотношение и взаимное расположение его частей, членение на смысловые элементы, степень и характер выраженности этих элементов, порядок их следования и взаимосвязь между ними» [23, с. 168].

В лингвистике текста понятие композиции соотносится с процессами расчленения текста на содержательные фрагменты, что обусловлено наличием такой текстовой категории, выделенной И. Р. Гальпериным, как членимость [7, с. 50–51]. Реализация данной категории выражается в разбиении текстового содержания на информативные блоки и объединении информации внутри каждого сегмента и блока (и между ними) в составе текстового целого [4, с. 36]. То есть под композицией понимается расположение элементов содержания по определенной схеме, конструирующей остов, «каркас, на котором держится текст» [12, с. 178].

Понятие категории композиции разрабатывается в рамках функциональной стилистики. Согласно категориально-текстовому подходу к изучению функциональных стилей, композиция представляет собой объемную категорию, языковое выражение которой «носит текстовой характер» [15, с. 18]. Категория композиции выделяется на содержательно-структурных основаниях и «характеризуется многомерной организацией, в частности наличием и действием линейных и полевых структур» [15, с. 19].

Формальное выражение категории композиции состоит в делении текста на фрагменты. Для обозначения отдельных частей текста Т. В. Матвеева предлагает использовать термин «композиционный блок». Композиционные блоки — «наиболее значимые и наиболее крупные по объему структурно-содержательные части текста», создаваемые посредством соединения «содержательной обособленности текстового фрагмента и его относительной структурной завершенности» [15, с. 34]. В тексте композиционные блоки выделяются лексическими, грамматическими, контекстными, внешними способами.

В данном исследовании для установления композиционной структуры молитвенных текстов новоапостольских христиан применяется метод категориально-текстового анализа, разработанный Т. В. Матвеевой.

Композиционная структура молитвы «Отче наш»

Молитва – один из репрезентативных жанров религиозного функционального стиля. Согласно философской энциклопедии, молитва — «обращение человека к Богу, богам, святым, ангелам, духам, персонифицированным природным силам, вообще Высшему Существу или его посредникам. Молитва является элементом религиозного культа и индивидуальной религиозности <…>» [16]. В теологии молитва определяется как «возношение ума и сердца к Богу, являемое благоговейным словом человека к Богу» [20, с. 484]. В толковом словаре русского языка под молитвой понимается: «1. В религии: установленный канонический текст, произносимый при обращении к Богу, к святым. 2. Моление, обращенное к Богу, к святым» [17, с. 362].

В приведенных выше определениях молитвы отражены следующие элементы коммуникативной ситуации: адресант — человек, адресат — представитель высших сил, цель сообщения — обращение к высшим силам с просьбой. Для анализа композиционной структуры молитвы важен такой элемент, как цель сообщения, поскольку именно он задаёт тематическую и, следовательно, формальную организацию текста. Под целью сообщения понимается одна или несколько интенций говорящего, лексически выраженные в молитвенном тексте.

В православном богословии выделяется три цели молитвы, реализуемые в обращении к Богу: просьба (с покаянием), благодарность, хвала [22, с. 38]. Благодарственную, хвалебную и просительную интенции выделяет также Е. В. Плисов, анализируя тексты православной и католической конфессий [18, с. 87]. В катехизисе Новоапостольской церкви отмечены следующие основные цели молитвы: «В этих молитвах выражаются поклонение, благодарность, заступничество и просьба» [11, с. 370]. Согласно катехизису Новоапостольской церкви, под заступничеством понимается молитвенная просьба о предоставлении божественной защиты кому-либо, поэтому данная интенция включается в более широкую по своему наполнению цель молитвы — просьбу.

Выделенные цели, или интенции сотворения молитвы находят отражение и в структуре текста. Так, в исследовании Т. В. Ицкович предлагается использовать каждую из перечисленных интенций в качестве маркеров композиционного членения текста, что демонстрируется на примере анализа канонической молитвы «Отче наш» [9, с. 101–103].

Опираясь на категориально-текстовые и коммуникативно-прагматические основания, Т. В. Ицкович выделяет следующие композиционные блоки в молитве «Отче наш»: «обращение, хвала, просьба, покаяние, итог», при этом отмечено, что блок покаяние включается в композиционный блок просьба [9, с. 102]. Таким образом, исследователь выделяет следующую структуру протожанра (см. рис. 1): обращение

Рис. 1. Композиционная структура молитвы «Отче наш»

Композицию нехудожественных произведений представляют как последовательность трех частей речевого сообщения: вступления, основной, или главной части, заключения. Данный тип членения признается содержательно-тематическим, поскольку «одно и то же трехчастное деление свойственно текстам, композиция которых различна» [Кожина 2006: 169]. Таким образом, в молитве «Отче наш» вступительной частью является композиционный блок обращение, основной — композиционные блоки хвала и просьба, заключительной — итог. Данная выше композиционная структура молитвы «Отче наш» может быть представлена в форме таблицы следующим образом (см. Табл. 1):

Табл. 1. Композиционная структура молитвы «Отче наш»

Трехчастное деление

Вступление

Основная часть

Заключение

Композиционные блоки

Обращение

Хвала

Просьба

Итог

Текстовое воплощение

Отче наш, сущий на небесах!

да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе;

хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не

введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки.

Аминь.

В тексте молитвы «Отче наш» реализуется две интенции из трех: хвала и просьба. В настоящем исследовании предлагается считать композиционную структуру, в которой используется две из трёх основных интенций, биинтенциональной.

Композиционная структура молитвенных текстов новоапостольских христиан

Композиционная структура канонической молитвы служит инвариантной и, следовательно, является образцом для создания новых текстов, что соответствует конструктивному принципу религиозного стиля — прототекстуальности. Данный принцип, обоснованный Т. В. Ицкович, предполагает «обязательную для каждого из последующих религиозных текстов опору на религиозный прототекст (для русского православия — текст Евангелия). Так обеспечивается преемственность и сохранность канонических мировоззренческих конструктов, в концентрированном виде содержащихся в прототекстах» [10, с. 11].

Анализ небогослужебных молитв новоапостольских христиан показывает, что наиболее частотная структура построения молитвенных текстов, кроме обязательных блоков обращение и итог, составляющих композиционную рамку, включает блоки с интенциями благодарности и просьбы (см. рис. 2).

Рис. 2. Биинтенциональная композиционная структура новоапостольской молитвы

Представленная композиционная структура показывает, что, в отличие от инвариантной структуры, одним из ее обязательных элементов является композиционный блок благодарность, в то время как композиционный блок хвала, присутствующий в молитве «Отче наш», в данном случае отсутствует. Кроме того, в текстовом материале прослеживается фиксированный порядок композиционных блоков, который обозначен скобками; индексом n на рис. 2 отмечено возможное количество повторений пары блоков.

Анализ композиционной структуры молитвы проводится путём деления текста на композиционные блоки, при этом маркерами такого деления на фонетическом уровне является большая пауза, на лексическом уровне — слова со значением просьбы, благодарности или хвалы, на синтаксическом — законченность высказывания. Под высказыванием понимается «единица сообщения, обладающая смысловой целостностью и могущая быть воспринятой слушающим в данных условиях языкового общения» [1, с. 94].

Так, например, в одной из молитв квадратными скобками обозначаются границы композиционных блоков: [Дорогой Небесный Отец //] [Благодарим Тебя за сегодняшний день / за то что нам даровал // Благодарим Тебя за то / что смогли прийти в дом Божий / что мы собрались здесь //] [Просим Тебя / будь с нами в завершение этого дня / ещё дай нам сил на предстоящую неделю // Начинается у всех студентов сессия / пожалуйста / помоги / чтобы Ты сохранял / оберегал / чтобы у нас всё получилось // Просим Тебя за дороги и пути домой // кто-то / может быть / поедет вдаль / пожалуйста / дай же ангелов-хранителей в пути / чтобы оберегали их // Благослови наших близких / кто вдали от нас кто может быть рядом и дома сейчас нас ждёт // Пребудь с нами и когда придёшь / не пройди мимо нас //] [Во имя Иисуса Христа // Аминь //]

Так, за обращением «Дорогой Небесный Отец», выделенном большой паузой и интонационно,следует композиционный блок с интенцией благодарения, которая выражается в двухкратном использовании личной формы глагола благодарим. Сигналом завершенности высказывания является большая пауза, за которой следуют пять высказываний, образующих композиционный блок просьба. Просительная интенция выражена повторяющимся глаголом просим в форме 1-го лица, множественного числаи императивами дай, помоги, благослови, пребудь. В завершении молитвы использована заключительная формула, типичная для новоапостольских молитв, которая отделяется от основной части текста большой паузой, и скрепой «аминь».

Тенденция к сохранению определенной последовательности композиционных блоков благодарность и просьба в небогослужебных молитвах прослеживается на материале 96 текстов из 120, что позволяет считать данную биинтенциональную композиционную структуру основной. Обратный порядок композиционных блоков просьба и благодарность встречается только в одном тексте.

Следует также отметить, что в корпусе молитв обнаруживаются композиционные структуры, которые предлагается считать факультативными. Так, в корпусе расшифрованных небогослужебных молитв есть один текст, который содержит композиционные блоки, соответствующие инвариантной структуре молитвы (см. рис. 1), но расположенные в инверсионном порядке:

[Дорогой Отец //] [Я присоединяюсь к этой молитве / потому что она очень чудесно высказывает почти все наши пожелания наших сердец / поэтому благослови того / кто прочитал эту молитву / благослови всех нас / благослови весь предыдущий день / который мы проживём в любви и согласии с Тобой //] [Мы Тебя любим и поклоняемся Тебе всем сердцем / всей душой / всей крепостью своей //] [Будь благословен во имя Иисуса Христа // Аминь //]

В представленной выше молитве интенция просьбы выражена трёхкратным повтором глагола благослови в повелительном наклонении, интенция хвалы — в использовании личной формы глаголов любим и поклоняемся, а также кратким прилагательным благословен с глаголом-связкой будь в повелительном наклонении, в желательной модальности.

Один текст из всего корпуса молитв имеет биинтенциональную композиционную структуру, включающую в себя композиционные блоки хвала и благодарность. Способы их выражения типичны и совпадают с теми, что описаны выше.

Кроме того, существуют тексты молитв, включающие все три основные интенции (см. рис. 3).

Рис. 3. Вариант полиинтенциональной композиционной структуры новоапостольской молитвы

Изображенная композиционная структура содержит блоки хвала, благодарность, просьба. Двунаправленные стрелки показывают свободный характер комбинаторики блоков, индексом n обозначено количество их повторений. Порядок расположения блоков на рис. 3 продиктован ориентацией на инвариантную структуру молитвы (рис. 1), однако следует отметить, что в текстах новоапостольских молитв композиционный блок хвала располагается в постпозиции относительно блоков просьба или благодарность.

Данная композиционная структура реализована в сравнительно небольшом количестве молитвенных текстов — в 16 молитвах из 120. Ниже представлен пример молитвы с полиинтенциональной композиционной структурой:

[Дорогой Господь / Отец наш Небесный //] [Мы благодарны Тебе за возможность быть в доме Твоём / слышать слово от алтаря милости // Мы благодарны / что имеем ангельскую защиту / дары и таинства //] [Дорогой Господь / мы преклоняемся перед Твоим величием / перед Твоей славой / перед Твоим всемогуществом /] [и просим Тебя / если будет на то Твоя воля / помоги всем / кто нуждается в Твоей помощи // Всем / кто болен / всем / кто находится в печали или в унынии // Также мы просим за души ушедших в вечность прежде нас // Даруй им спасение / прости им вольные или невольные прегрешения и также помилуй нас / грешных // Дай нам мудрости осознавать свою греховность в поступках / делах и особенно в мыслях // Укрепи нашу веру / благослови наших священнослужителей / благослови народ Свой / благослови дело Своё и услышь во имя Сына Твоего / Спасителя нашего / Иисуса Христа / Сына Бога живого //] [Аминь //]

В композиционном блоке благодарность соответствующая интенция синтаксически представлена двумя высказываниями и лексически выражена краткой формой прилагательного благодарны во множественном числе. Композиционный блок хвала содержит одно высказывание. Для экспликации хвалебной интенции используется личная форма глагола в форме настоящего времени преклоняемся и ряд существительных, называющих атрибуты Бога (величие, слава, всемогущество). Композиционный блок просьба является более объёмным — включает в себя шесть высказываний. Просительная интенция эксплицируется типичным для новоапостольских молитв способом — использованием личной формы глагола просим во множественном числе, а также рядом глаголов в форме повелительного наклонения: помоги, даруй, прости, дай, укрепи, благослови.

В корпусе небогослужебных молитв также встречаются тексты, имеющие моноинтенциональную композиционную структуру (см. рис. 4).

Рис. 4. Моноинтенциональные композиционные структуры новоапостольской молитвы

Из них четыре текста содержат интенцию просьбы, один — интенцию благодарности. Перечисленные интенции эксплицируются типичными для новоапостольских молитв способами, которые описаны ранее на материале текстов с би- и полиинтенциональными структурами.

Выводы

В результате сравнительного анализа молитвенных текстов Новоапостольской церкви с канонической молитвой «Отче наш» в исследовании описаны моно-, би- и полиинтенциональные композиционные структуры текстов, основанные на включении в текст трёх основных интенций (хвалы, просьбы и благодарности) в различных комбинациях.

Выявлено, что наиболее частотная композиционная структура текста небогослужебной молитвы содержит в основной части два композиционных блока, вследствие чего считается биинтенциональной. Основная композиционная структура содержит композиционные блоки обращение — (благодарностьпросьба)n итог, при этом их расположение является строго фиксированным. Факультативные поли-, би- и моноинтенциональные структуры характеризуются вариативной комбинаторикой композиционных блоков. Кроме того, установлено, что композиционный блок, содержащий высказывания с хвалебной интенцией, используется значительно реже и находится относительно других блоков в постпозиции.

Таким образом, материал исследования показывает, что в Новоапостольской церкви небогослужебная ситуация общения обусловливает формирование определенного способа построения молитвенных текстов.

References
1. Akhmanova O. S. Slovar' lingvisticheskikh terminov / O. S. Akhmanova. – M.: Editorial URSS, 2004. – 571 s.
2. Bobyreva E. V. Religioznyi diskurs: tsennosti, zhanry, yazykovye kharakteristiki: Monografiya / E. V. Bobyreva. – Volgograd: Peremena, 2007. – 385 c.
3. Bugaeva I. V. Stilisticheskie osobennosti i zhanry religioznoi sfery / I. V. Bugaeva // Stilistika teksta. Mezhvuzovskii sbornik nauchnykh trudov / Otv. red. E. V. Plisov. – N. Novgorod: NGLU im. N. A. Dobrolyubova, 2005. – S. 3–11.
4. Valgina N. S. Teoriya teksta / N. S. Valgina. – M.: Logos, 2003. – 173 s.
5. Voitak M. Religioznyi stil' v genologicheskoi perspektive / M. Voitak // Stereotipnost' i tvorchestvo v tekste: Mezhvuzovskii sb. nauch. tr. – Perm': Permskii gosudarstvennyi universitet. – Vyp.
6 – 2003. – S. 323–338.

6. Gadomskii A. K. O zhanrakh religioznogo yazyka v russkoi i pol'skoi teolingvistike / A. K. Gadomskii // Stil. – 2009. – № 8. – S. 107–118.
7. Gal'perin I. R. Tekst kak ob''ekt lingvisticheskogo issledovaniya / I. R. Gal'perin. – M.: Nauka, 1981. – 139 s.
8. Itskovich T. V. Zhitie: zhivaya zhizn' zhanra / T. V. Itskovich // Khrestomatiya teolingvistiki : sbornik statei / OOO "Master Studiya"; Instytut Slawistyki Uniwersytetu Opolskiego (Polska); FGBOU VO Kazanskii GMU Minzdrava Rossii. – Ul'yanovsk : OOO "Master Studiya", 2019. – S. 236–244.
9. Itskovich T. V. Zhanrovaya sistema religioznogo stilya / T. V. Itskovich. – Moskva: FLINTA, 2021. – 400 s.
10. Itskovich T. V. Prototekstual'nost' kak konstruktivnyi printsip religioznogo stilya // Vestnik VolGU, Ser. 2. Yazykoznanie. – 2018. – T. 17. – № 1. – S. 6–16.
11. Katekhizis Novoapostol'skoi tserkvi. – M.: Religioznaya organizatsiya «Upravlencheskii tsentr Novoapostol'skoi tserkvi v Rossii», 2012. – 498 s.
12. Kozhin A. H., Krylova O. A., Odintsov V. V. Funktsional'nye tipy russkoi rechi / A. N. Kozhin, O. A. Krylova, V. V. Odintsov. – M., 1982. – 224 s.
13. Kozhina M. N. Stilistika russkogo yazyka: uchebnik / M. N. Kozhina, L. R. Duskaeva, V. A. Salimovskii. – M.: Flinta: Nauka, 2008. – 464 s.
14. Krysin L. P. Religiozno-propovednicheskii stil' i ego mesto v funktsional'no-stilisticheskoi paradigme sovremennogo russkogo literaturnogo yazyka / L. P. Krysin // Poetika. Stilistika. Yazyk i kul'tura. – M., 1996. – S. 135–138.
15. Matveeva T. V. Funktsional'nye stili v aspekte tekstovykh kategorii. – Sverdlovsk, 1990. – 172 s.
16. Novaya filosofskaya entsiklopediya [Elektronnyi resurs]: V 4 t. – Pod red. V. S. Stepina. – M.: Mysl', 2001. – URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/8696/%D0%9C%D0%9E%D0%9B%D0%98%D0%A2%D0%92%D0%90 (data obrashcheniya: 21.06.2021).
17. Ozhegov S. I. i Shvedova N. Yu. Tolkovyi slovar' russkogo yazyka / S. I. Ozhegov, N. Yu. Shvedova. – M.: RAN, 2006. – 944 s.
18. Plisov E. V. Kompozitsionnye i leksiko-grammaticheskie osobennosti svyashchennicheskoi molitvy na chasakh (na primere nemetskikh katolicheskikh molitv) / E. V. Plisov // Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. – 2012. – № 6. – S. 87–91.
19. Prokhvatilova O. A. Pravoslavnaya propoved' i molitva kak fenomen sovremennoi zvuchashchei rechi / O. A. Prokhvatilova. – Volgograd: Izd-vo Volgogradskogo gos. un-ta, 1999. – 364 s.
20. Rineker F., Maier G. Bibleiskaya entsiklopediya Brokgauza / F. Rineker, G. Maier. – M.: Logos, 1994. – 1240 s.
21. Ryadovykh N. A. Osobennosti kompozitsii zhanra akafista (na materiale «Akafista svyatym Tsarstvennym strastoterptsam») // Tserkov'. Bogoslovie. Istoriya. – 2020. – №1. – S. 56–62.
22. Slobodskoi S. Zakon Bozhii dlya sem'i i shkoly. – M.: Dar'', 2006. – 672 s.
23. Stilisticheskii entsiklopedicheskii slovar' russkogo yazyka / pod red. M.N. Kozhinoi. – M. Flinta: Nauka, 2006. – 696 s.
Link to this article

You can simply select and copy link from below text field.


Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.