Статья 'Проблемы развития сельских территорий в Забайкальском крае' - журнал 'Теоретическая и прикладная экономика' - NotaBene.ru
по
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > About the Journal > Requirements for publication > Editorial collegium > Peer-review process > Policy of publication. Aims & Scope. > Article retraction > Ethics > Online First Pre-Publication > Copyright & Licensing Policy > Digital archiving policy > Open Access Policy > Article Processing Charge > Article Identification Policy > Plagiarism check policy > Editorial Board
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Back to contents
Theoretical and Applied Economics
Reference:

Problems of the development of rural territories in Zabaykalsky Krai

Taskaeva Marina Pavlovna

PhD in Economics

Docent, the department of World Economics, Entrepreneurship and Humanitarian Disciplines, Chita Institute (Branch) of Baikal State University

672030, Russia, Zabaikal'skii krai, g. Chita, ul. Fadeeva, 10, kv. 176

taskaeva_marina@mail.ru

DOI:

10.25136/2409-8647.2019.1.29022

Received:

20-02-2019


Published:

22-03-2019


Abstract: This article reviews various approaches towards the definition of “rural territory”, as well as describes problems of the development of rural territories in Zabaykalsky Krai. Analyzing the multiple definitions of the term “rural territory”, the author concludes that its includes such aspects as the territorial boundaries, availability of cheap workforce, supplier of agricultural raw materials, responsibility of local authorities for the quality of life in the region. The author believes that the variety of approaches alongside the absence of legislative recognition of the definition of “rural territory” is a stumbling block in the activity of governing bodies and advancement of economic, social, environmental, and other activity spheres of rural territories. Leaning on the statistical and sociological results, the author analyzes the dynamics of social wellbeing indicators of the rural population of Zabaykalsky Krai: wages and incomes, social structure, state of social infrastructure. Generalizing the national and foreign experience, the author notes that the priority vector of state policy is the set of measures on incentivizing food production, ensuring food security in the border region, creation of the diversified and multi-structured rural economy. Controversial is the question of the criteria, indicators, and threats to security allowing to assess potential of the region within the framework of the monitoring of food security with consideration of regional peculiarities.  


Keywords:

rural territory, rural population, Zabaikalsky Krai, rural poverty, salary, social infrastructure, food security, subsistence, state of health, life expectancy

This article written in Russian. You can find original text of the article here .

Приоритетным направлением обеспечения продовольственной безопасности в современных реалиях является поступательное развитие сельских территорий как гаранта стабильности и независимости.

В настоящее время среди ученых идет дискуссия по поводу того, какие именно территории относить к сельским.

«Понятие «сельские территории» традиционно определяется в общественных науках как обитаемая местность вне крупных городов с её природными условиями и ресурсами, сельским населением, а также разнообразными элементами материальной культуры и основных производственных фондов на данной территории» [1]. Следовательно, сельскую территорию рассматривают как сложную природно-хозяйственную территориальную систему с учетом интеграционных связей природной, экономической, социальной среды и органов управления.

Ряд ученых рассматривают сельскую территорию с территориальной точки зрения, то есть ее границы совпадают административными границами. Это необходимо для удобства сбора, анализа статистических данных, принятия управленческих решений.

Согласно Концепции устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации (2008 г.) [2], сельские территории(сельская местность, село в широком смысле) – территории за границами городов, включающие территории сельских населенных пунктов и межселенные территории.

Согласно определению Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) к сельским районам относятся, находящиеся за пределами непосредственных экономических областей влияния крупных городских центров, население, земля и другие ресурсы открытого ландшафта и мелких поселений [3]. Сельские территории характеризуются низкой плотностью населения, которое занято сельскохозяйственным трудом, отсутствием выбора трудовой деятельности, большой профессиональной и социальной однородностью населения [4].

Особенностью сельской территории является то, что она является источником множества благ: поставщик продовольствия и сельскохозяйственного сырья для легкой и пищевой промышленности, дешевой рабочей силы, кладовой природных ресурсов, местом проживания, рекреационным объектом, местом ассимиляции отходов [3].

При анализе различных определений термина «сельская территория» можно сделать вывод о том, что его рассмотрение включает в себя такие вопросы, как границы территории, наличие дешевой рабочей силы, поставщик сельскохозяйственного сырья, ответственность местных органов власти за качество проживания населения на данной территории [5].

«Несколько иных подходов идентификации сельских территорий придерживаются государства мирового цивилизованного сообщества. Так, Совет Европы характеризует сельские территории как «внутренние или прибрежные районы, которые включают малые города и деревни, служат в роли заповедников или поселенческих территорий, где используются сельское и лесное хозяйство, аквакультура и рыболовство, существуют возможности экономической и культурной деятельности для сельских жителей, возможности для отдыха и проведения свободного времени. Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) к сельским регионам относит население, землю и другие ресурсы открытого ландшафта и мелких поселений за пределами непосредственных экономических областей влияния крупных городских центров. Они состоят из общин с небольшой плотностью населения и не имеют крупного городского центра» [6].

Обзор отечественной и зарубежной экономической литературы о понятии «сельская территория» позволяет нам дать свое определение, под которой понимается территория как социально-территориальная подсистема общества в рамках административных границ муниципальных образований с проживающей на ней населением, и являющаяся источником сельскохозяйственного сырья, природных ресурсов.

Разнообразие подходов к понятию «сельская территория», отсутствие закрепления на законодательном уровне дефиниции сельских территорий, на наш взгляд, является сдерживающим фактором деятельности органов управления и развития экономических, социальных, экологических и других сфер жизнедеятельности сельских территории.

Более того, дискуссионным является вопрос о критериях, показателях и угрозах безопасности, которые бы позволили оценить потенциал региона в рамках мониторинга продовольственной безопасности с учетом региональных особенностей. Основными факторами при выборе показателей должен быть собственный ресурсный потенциал (трудовые, природные, производственные, финансовые ресурсы) и привлекаемые в регион ресурсы (инвестиции), и реальные процессы, происходящие в региональной экономике [7, С. 17].

«Россия по-прежнему остается самой большой страной мира, которая в геополитическом и в экономическом смысле должна осуществлять контроль над собственной территорией и обеспечивать равные возможности для жизни всем своим жителям». Сельские территории в настоящее время находятся в состоянии глубокого кризиса и нуждаются в государственной поддержке. Этот факт подтверждается неутешительной статистикой сельской бедности во всевозможных ее проявлениях. Бедность стала главной проблемой села, которая порождает множество порочных социальных явлений, таких как маргинализация, люмпенизация, деградация [8]. В этой связи есть опасение, что масштабы деградации сельских территорий приняли необратимый характер, Высокая смертность жителей села усиливает несоответствие между численностью населения и громадными размерами сельских территорий. Это создает риск утраты контроля над территориями Российской Федерации, усиления экспансии со стороны приграничных государств.

Для характеристики благосостояния сельского населения используют динамику заработной платы и доходов населения, социальную структуру населения, состояние социальной инфраструктуры села. Несмотря на положительные тенденции роста оплаты труда россиян и работников в Забайкальском крае в результате реализации указов Президента, оплата сельскохозяйственного труда остается самой низкой среди всех видов экономической деятельности.

Рисунок 1 – Динамика среднемесячной заработной платы по экономике Забайкальского края, работников сельского хозяйства и величины прожиточного минимума в 2010-2017гг. [9]

Приведенные на рис. 1 показатели свидетельствуют о том, что уровень заработной платы работников сельского хозяйства Забайкальского края был ниже величины прожиточного минимума в 2010-2011гг соответственно на 422,4 и 159,2 руб. Начиная с 2012г., наметилась положительная тенденция роста среднемесячной номинальной начисленной заработной платы в сфере сельского хозяйства по сравнению с величиной прожиточного минимума. Так, в 2017г. средняя заработная плата в сельском хозяйстве составила 16656,5 руб., или на 5921,5 руб. выше уровня прожиточного минимума в среднем на душу населения в Забайкальском крае. Однако сохраняется тенденция значительного разрыва между среднемесячной заработной платой по экономике края и в сельском хозяйстве, хотя данный разрыв неуклонно сокращается. Так, в 2013 г. размер заработной платы в сельском хозяйстве составлял 9595,5 руб. или 32,7% по отношению к уровню заработной по экономике Забайкальского края. В 2017г. средний размер заработной платы в сельском хозяйстве составил 16656,5 руб. или 47,8% от уровня заработной платы в целом по экономике края (табл. 1).

Таблица 1

Соотношение средней заработной платы по экономике Забайкальского края, в сельском хозяйстве и величины прожиточного минимума

за 2013-2017гг. [9]

Показатели

2014г.

2015г.

2016г.

2017г.

Среднемесячная заработная плата по экономике, руб.

29318,5

30930,8

32654,3

34847,6

Среднемесячная заработная плата по сельскому хозяйству, руб.

9595,5

13178,7

13482,7

16656,5

Соотношение среднемесячной заработной платы по экономике и сельскому хозяйству, руб.

32,7

42,6

41,3

47,8

Величина прожиточного минимума в среднем на душу населения, руб.

8324,2

10230,4

10492,1

10735

Соотношение средней заработной платы и величины прожиточного минимума

в целом по экономике края

3,5

3,0

3,1

3,2

по сельскому хозяйству

1,2

1,3

1,3

1,6

Начиная с 2013г. реальные располагаемые денежные доходы населения имеют тенденцию к снижению и в 2017г. этот показатель составляет 98,9% к предыдущему году. Низкий уровень оплаты труда не позволяет сельским жителям обеспечивать восстановительный уровень потребления, что негативно отражается на расширенном воспроизводстве человеческого капитала.

Ресурсная необеспеченность сельских жителей отрицательно сказывается на состоянии здоровья, продолжительности жизни, уровень образования сельских тружеников. Так, по данным официальной статистики продолжительность жизни у мужчин, проживающих в сельской местности Забайкальского края, составляла 62,9года, в то время как у проживающих в городской местности – 65,3 года; у городских женщин – 75,2 года, у сельских женщин – 73,4 года [9].

Низкий уровень заработной платы является одной из причин низкого уровня назначенных пенсий сельских работников по сравнению с пенсиями городского населения. Средний размер назначенных пенсий в сельской местности на 15% ниже, чем у горожан [9, с. 82].

Располагаемые доходы в расчете на одного члена семьи в месяц в сельской местности Забайкальского края составляет 14,9 тыс. руб., что на 38% меньше, против аналогичного показателя для городского населения. В результате риск оказаться в группе «бедные» у сельского населения гораздо выше. Не спасает сельских жителей продукты питания для собственного потребления и доходы от продажи продуктов питания от личного подсобного хозяйства, которые составляют примерно десятую часть от располагаемых доходов сельской семьи [9, с. 83].

Низкий уровень жизни населения в сельской местности и увеличение доли платного сегмента в профессиональном обучении существенно снизило его доступность для сельской молодежи. Так, 2016-2017гг. выпуск квалифицированных рабочих с начальным профессиональным образованием для сельского, лесного и рыбного хозяйства, ветеринарии и зоотехники Забайкальского края сократился в государственных и муниципальных образовательных учреждениях с 186 до 123 чел. Снижение выпуска квалифицированных рабочих можно объяснить тем, что снизился престиж рабочих профессий у сельской молодежи. Это связано с низким уровнем заработной платы сельских тружеников, с высоким уровнем работ с вредными и (или) опасными условиями труда. Так, число занятых в сельском хозяйстве Забайкальского края под воздействием факторов трудового процесса – тяжести снизилось незначительно и составило 23,6% от общей численности занятых по данному виду экономической деятельности. Доля занятых под воздействием факторов трудового процесса – напряженности увеличилась с 8,9% в 2016г. до 11,2% в 2017г. Численность специалистов со средним профессиональным образованием по программам подготовки специалистов среднего звена для сельского, лесного и рыбного хозяйства, ветеринарии и зоотехники увеличилась за аналогичный период с 134 до 175 чел. или на 30,6%. Выпуск бакалавров, специалистов государственными образовательными организациями высшего образования по программам подготовки сельское и рыбное хозяйство увеличилось с 47 чел. в 2014г. до 133 чел. в 2017г. В 2017г. доля квалифицированных работников сельского хозяйства составляет чуть более одной пятой от общей численности занятых в экономике Забайкальского края. Таким образом, уровень образования работников, занятых в сельском хозяйстве, заметно ниже, чем по экономике в целом по Забайкальскому краю [9].

Бедность сельского населения, а также специфический образ жизни селян сокращает возможности для проведения досуга. По данным органов статистики Забайкальского края в структуре потребительских расходов домашних хозяйств на организацию отдыха и культурные мероприятия жители Забайкальского края в 2017г. затратили 4,7% от общей суммы расходов. Причем с 2012г. наметилась тенденция снижения этих доходов в структуре потребительских расходов.

Рисунок 2 – Расходы на организацию отдыха и культурные мероприятия одного жителя Забайкальского края в 2012 и 2017 гг.

На рисунке 2 представлена сумма расходов на организацию отдыха и культурные мероприятия в среднем на одного жителя Забайкальского края в 2012 и 2017гг. [9, с. 85].

Как видно из рис. 2 видно, что в 2012г. в среднем один житель Забайкальского края тратил на услуги центров отдыха и туризм 272,84 руб. в год, то в 2017г. эта сумма на 13,7% больше и составила 310,15 руб.

За анализируемый период существенно снизились (на 40,2%) расходы на приобретение аудиовизуального и фотооборудования, оборудования для обработки информации: с 330,28 руб. в 2012г. до 197,37 руб. в 2017г. Как положительный момент следует отметить рост затрат (в 7,1 раза) забайкальцев на организацию досуга.

Проведенный социологический опрос показал, что сельские жители крайне редко пользуются услугами культуры, в частности посещают кинотеатры. Респонденты отметили, что слишком много домашней работы, уход за огородом, домашним скотом, дороговизну билетов, не с кем оставить детей дома, наличие альтернативных способов проведения свободного времени: клубы, спортклубы, Интернет, туризм. Только 2% респондентов посещают драматический театр, когда бывают в краевом центре. Посещают сельские жители краеведческий музей и выставки 1-2 раза в год, и это в основном школьники, которые приезжают в краевой центр на олимпиады или на каникулы.

Несмотря на динамично развивающуюся социальную инфраструктуру российского села, более четверти сельских населенных пунктов Забайкальского края не имеют дорог с твёрдым покрытием, каждое десятое село не имеет телефонной, мобильной и почтовой связи. Данные официальной статистики свидетельствуют, что 10,8% сельского жилого фонда оборудована водопроводом, 8,7% – канализацией, 11,5% – отоплением, 5,8 горячей водой, 39,5% газифицировано [9, с. 89].

Процесс реформирования и оптимизации учреждений здравоохранения и образования привело к тому, что снижается территориальная доступность базовых социальных услуг, особенно в сельской местности.

Обобщая сказанное, можно отметить, что бытовые условия селян не отвечают требованиям времени и закрепляют в сознании, в первую очередь у молодежи, негативное представление о сельском образе жизни и способствуют миграционному оттоку молодежи из села.

Изучая мировой опыт можно отметить, что «одним из приоритетных направлений государственной политики Европейского Союза и ряда стран Западной Европы является создание условий для устойчивого развития сельских территорий. Более полувека назад эти регионы столкнулись с проблемами, характерными для современной России: массовым оттоком сельского населения в города и последовавшим процессом обезлюдения целых районов, формированием обширных зон «депрессии». Поэтапная целенаправленная политика развития сельских регионов, включающая в себя, с одной стороны, комплекс мер по стимулированию производства продуктов питания и обеспечению продовольственной безопасности, с другой, создание диверсифицированной, многоукладной сельской экономики, а также меры по поддержанию экологической безопасности природной среды, позволила справиться со сложившейся ситуацией и вывести сельские территории этих регионов на цивилизованный уровень развития [2,4,8].

Таким образом, проблемы сельских территорий очевидны, вместе с тем очевидно возникновение опасности сохранения территориальной целостности России. Отсутствие дифференцированного подхода к развитию сельских территорий привело к формированию преимущественно аграрного сектора сельской экономики, зачастую нерациональному размещению производительных сил, неразвитости социально-бытовой инфраструктуры и другим серьезным проблемам.

References
1. Lomakin A.A., Fedotova M.Yu. Ustoichivoe razvitie sel'skikh territorii kak napravlenie strategii ikh funktsionirovaniya.– Penza, 2013. – 240 s.
2. Kontseptsiya ustoichivogo razvitiya sel'skikh territorii Rossiiskoi Federatsii na period do 2020 goda //[Elektronnyi resurs] Rezhim dostupa https://rg.ru/2010/12/14/sx-territorii-site-dok.html (data obrashcheniya 05.02.2019g).
3. Tashmagambetov T.Zh. Kazakhskii agrotekhnicheskii universitet im. S. Seifullina Sel'skie territorii: ponyatie, funktsii, razvitie //[Elektronnyi resurs] Rezhim dostupa http://be5.biz/ekonomika1/r2010/01517.htm (data obrashcheniya 05.02.2019g).
4. Michurina F.Z. Optimizatsiya ekonomicheskikh i sotsial'nykh faktorov razvitiya sel'skikh territorii [tekst]: monografiya / F.Z. Michurina, L.I. Ten'kovskaya, E.V. Rozhentseva.-Perm': Izd-vo FGOU VPO «Permskaya GSKhA», 2012.-330 s.
5. Starodubrovskaya I. V. Problemy sel'skogo razvitiya v usloviyakh munitsipal'noi reformy v Rossii. – M.: In-t Gaidara, 2010. – 116 s.
6. Moreva S.N. Turisticheskii klaster kak mekhanizm razvitiya sel'skikh territorii // Sotsial'no-ekonomicheskie yavleniya i protsessy. – 2014. – №2. – s.86-91
7. Kisloshchaev P.A., Kapitonova N.V. Sistema kriteriev, pokazatelei i ugroz ekonomicheskoi bezopasnosti // Vestnik Buryatskogo gosudarstvennogo universiteta. – 2014. – №4. – S.12 – 18.
8. Filippova E.N. K voprosu o sovremennykh problemakh razvitiya sel'skikh territorii // Vestnik Altaiskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta . – 2012. – №3 (89). – S. 19-27.
9. Zabaikal'skii krai-2017: stat.sb./ Zabaikalkraistat. – Ch., 2018 – 299s.
10. Blokhin V. N. Znachenie strategii ustoichivogo razvitiya v sotsial'no-ekonomicheskoi dinamike sel'skikh territorii //[Elektronnyi resurs] Rezhim dostupa http://edrj.ru/article/13-01-16 (data obrashcheniya 05.02.2019g).
11. Kalugina Z.I. Sotsial'nyi vektor rossiiskikh agrarnykh reform //Region: ekonomika i sotsiologiya. – 2014. – №4 (84). – S. 85-102.
12. Korolenko A.V. Tendentsii i perspektivy demograficheskogo razvitiya sel'skikh territorii regionov Severo-Zapadnogo federal'nogo okruga // Migratsiya i sotsial'no-ekonomicheskoe razvitie. – 2017. – Tom 2. – № 1. – doi: 10.18334/migration.2.1.38392
13. Ivanova O. A. Sel'skaya molodezh' kak strategicheskii resurs ustoichivogo razvitiya sel'skikh territorii // [Elektronnyi resurs]. – Rezhim dostupa: http://jurnal.org/articles/2011/sociol2.html (data obrashcheniya 05.02.2019)
Link to this article

You can simply select and copy link from below text field.


Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.