Толпегин П.В. —
«Понятное правительство» — новый формат диалога граждан и власти
// Юридические исследования. – 2013. – № 12.
– С. 11 - 22.
DOI: 10.7256/2305-9699.2013.12.1000
URL: https://e-notabene.ru/lr/article_10008.html
Читать статью
Аннотация: В статье обсуждается «Понятное правительство» — проект «Открытого правительства», являющийся одним из инструментов открытости государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц. «Понятное правительство» предусматривает выработку мер, направленных на решение главной задачи — гарантированного законодательно и обеспеченного процедурно представления федеральными органами исполнительной власти общедоступной информации гражданам.
Актуальность проекта обусловлена слабым пониманием гражданами действий современной власти и проводимой политики, что с учётом феномена «правового нигилизма» негативно сказывается на проводимых государством реформах. Неверная интерпретация мер государственной политики гражданами делает их уязвимыми к протестным настроениям, увеличивает подверженность слухам, а также укрепляет ложные стереотипы общества о тотальной коррумпированности и непрозрачности власти.
В статье описываются подходы к реализации «Понятного правительства» и, наряду с этим — актуальные проблемы, окутывающие этот институт. Наряду с высокой степенью политической и общественной актуальности, автором даётся скептическая оценка полноценной реализации данного проекта.
Abstract: The article concerns "comprehensible government" as an "open government" project, which is one of the instruments for the open state bodies, municipal bodies and their officials. "Comprehensible government" presupposes choice of measures for the legislatively and procedurally guaranteed provision of accessible information by the federal executive bodies to the general public. The topicality of the project is due to the lack of understanding of the modern government actions and its policy by the general public, which in combination with the "legal nihilism" phenomenon has a negative impact upon the reforms by the state. The incorrect interpretation of the state policy measures by the citizens makes the people vulnerable to protest attitudes, rumors, and it also supports false social stereotypes of totally corrupt and non-transparent government. The article describes the approach towards implementation of the "comprehensible government" project, as well as some topical problems in this sphere. In addition to being highly politically and socially topical, the author provides a skeptical evaluation of full-scale implementation of this project.
Толпегин П.В. —
Внесудебная защита в рамках судебного процесса: о праве стороны по делу знакомиться с истребованной судом медицинской документацией
// Юридические исследования. – 2013. – № 11.
– С. 112 - 125.
DOI: 10.7256/2305-9699.2013.11.9805
URL: https://e-notabene.ru/lr/article_9805.html
Читать статью
Аннотация: В статье рассматривается одновременно два правовых аспекта.
Первый касается внесудебного подхода к защите прав и законных интересов гражданина в случае, когда эти права нарушаются в судебном процессе, однако обжаловать процессуальные действия судьи в вышестоящую судебную инстанцию не представляется возможным.
Второй аспект непосредственно даёт ответ на вопрос, можно ли стороне по гражданскому делу в судебном процессе знакомиться с истребованной судом медицинской документацией. Неоднозначность вопроса возникает в связи с тем, что запрашиваемая судом медицинская документация не является доказательством по делу (доказательством является проведённая по документации экспертиза), однако сама медицинская документация может являться объектом почерковедческой и экспертизы другого рода.
Проблематика рассмотрена на имевшем реальное место гражданском процессе, в процессе которого автор прибегал в целях внесудебной защиты права на ознакомление с материалами дела к помощи различных должностных лиц органов. Среди них председатель районного суда, руководство суда субъекта Российской Федерации, Администрация Президента Российской Федерации и Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации.
Доказана эффективность внесудебной формы защиты субъективных прав и законных интересов даже при наличии открытого судебного правоотношения.
Abstract: The article is devoted to simultaneous study of two legal aspects. The first aspect concern non-judicial approach to protection of lawful rights and interests of a person in cases when such rights are infringed within judicial process, however, it is not possible to challenge the acts of a judge into a court of higher instance. The second aspect provides a direct response to an issue of whether a party to a civil case may get acquainted with the medical documents requested by the courts. The ambiguity within this issue is due to the fact that medical documents requested by the court as such are not evidence (while the expert opinion based on it is evidence), but the medical documents may be subject to graphologic or other type of expertise. The problems are analyzed based upon the facts of a specific civil process, where the author used non-judicial protection in the form of being familiarized with the materials of the case with the assistance of various officials and official bodies, including the Chairperson of a District Court, Chiefs of the Court of the Constituent Subject of the Russian Federation, Administration of the President of hte Russian Federation and the Plenipotentiary on Human Rights in the Russian Federation. The author proves efficiency of non-judicial forms of protection of subjective rights and lawful interests even in an on-going judicial case.
Толпегин П.В. —
Юридическая процедура внесудебного рассмотрения обращений граждан и организаций
// Право и политика. – 2012. – № 10.
DOI: 10.7256/2454-0706.2012.10.6615
Читать статью
Аннотация: С теоретико-правовых позиций рассматривается юридическая процедура рассмотрения обращений граждан и организаций, возникающая вследствие реализации гражданином конституционного права на обращение в органы исполнительной и законодательной власти, органы местного самоуправления, а также органы и институты, не отнесённые ни к одной ветви власти. Выделены три архитектуры прохождения документа (обращения) в органе: нисходящая, восходящая, транзитная, смешанная; предложены определения термину поручение как указанию между должностными лицами внутри органа, так и при межсубъектном взаимодействии.
Процедура рассмотрения обращений, включающая в свои границы юридическую процедуру доклада обращения, сопоставляется с процедурой правоприменения. Выявлено, что поручение является актом применения права юридической процедуры доклада обращения. Описаны различия в процедуре правоприменения при рассмотрении обращений различных видов. Установлено, что внесудебное рассмотрение обращений, содержащих сведения о нарушении субъективных прав, законных интересов и действующего законодательства, осуществляется посредством особой юридической процедуры внесудебной защиты прав и законных интересов, основным для которой является охранительное правоотношение.
Толпегин П.В. —
Юридическая процедура внесудебного рассмотрения обращений граждан и организаций
// Law and Politics. – 2012. – № 10.
DOI: 10.7256/2454-0706.2012.10.42096
Читать статью
Аннотация: С теоретико-правовых позиций рассматривается юридическая процедура рассмотрения обращений граждан и организаций, возникающая вследствие реализации гражданином конституционного права на обращение в органы исполнительной и законодательной власти, органы местного самоуправления, а также органы и институты, не отнесённые ни к одной ветви власти. Выделены три архитектуры прохождения документа (обращения) в органе: нисходящая, восходящая, транзитная, смешанная; предложены определения термину поручение как указанию между должностными лицами внутри органа, так и при межсубъектном взаимодействии.
Процедура рассмотрения обращений, включающая в свои границы юридическую процедуру доклада обращения, сопоставляется с процедурой правоприменения. Выявлено, что поручение является актом применения права юридической процедуры доклада обращения. Описаны различия в процедуре правоприменения при рассмотрении обращений различных видов. Установлено, что внесудебное рассмотрение обращений, содержащих сведения о нарушении субъективных прав, законных интересов и действующего законодательства, осуществляется посредством особой юридической процедуры внесудебной защиты прав и законных интересов, основным для которой является охранительное правоотношение.
Толпегин П.В. —
Особенности правоприменительного толкования терминов «вмешательство» и «давление» в процедуре внесудебного рассмотрения обращений граждан и организаций
// Law and Politics. – 2012. – № 8.
DOI: 10.7256/2454-0706.2012.8.42040
Читать статью
Аннотация: Излишне широкое правоприменительное толкование терминов «вмешательство» и «давление» препятствует эффективной внесудебной защите прав заявителей. Правоприменительная практика госорганов сложилась неоднозначно; и при неблагоприятном для заявителя сценарии его обращение, содержащее сведения о нарушении законодательства и субъективных прав, не пересылается по компетенции, как это предписывает Закон, а возвращается с указанием на недопустимость вмешательства в деятельность органов прокуратуры, следствия и др.
В статье попрецедентно показана диаметрально разная реакция органов власти на правозащитные обращения, имеющие общие предмет и цель; просканировано законодательство на предмет анализа контекстных упоминаний о вмешательстве и давлении. Предложены рекомендации и показано, что принятое (широкое) толкование исследуемых терминов необоснованно, а направление или переадресация обращений граждан и организаций любыми субъектами (в т.ч. общественными объединениями, политическими партиями, депутатами и иными должностными лицами) по компетенции не является вмешательством или давлением, если сопряжено с процедурой внесудебного рассмотрения обращений.
Сформулированная позиция подтверждена комментарием помощника Президента Российской Федерации — начальником Государственно-правового управления Президента Российской Федерации.