Шемякин Я.Г. —
Проблема соотношения универсального и локального – центр смыслового пространства и эпистемологический предел цивилизационного исследования
// Исторический журнал: научные исследования. – 2011. – № 12.
DOI: 10.7256/2454-0609.2011.12.5197
Читать статью
Аннотация: статья посвящена анализу ключевых проблем методологии цивилизационного подхода. Автор доказывает, что смысловым центром любого цивилизационного исследования является проблема соотношения универсального и локального измерений исторического процесса. Данная проблема представляет собой вместе с тем познавательный предел, перед которым человеческая мысль неизменно останавливается и неизменно вновь и вновь к нему возвращается, пытаясь его преодолеть. Я.Г.Шемякин показывает, что наибольшие возможности для решения сложнейших теоретических проблем, возникающих на этом эпистемологическом «фронтире», дает теория «пограничных» цивилизаций. Автор основывается на убеждении, что единство и многообразие «мира людей», универсальное и локальное измерения человеческого бытия представляют собой «равночестные», «неслиянные» и «нераздельные» онтологические реальности. Лишь при таком понимании их соотношения оказывается реально возможным диалог в том виде, как его понимал М.М. Бахтин.
Шемякин Я.Г. —
Авангард как феномен социокультурного «пограничья»: парадокс рождения целостности в условиях доминанты многообразия
// Культура и искусство. – 2011. – № 5.
DOI: 10.7256/2454-0625.2011.5.6317
Читать статью
Аннотация: в статье, к написанию которой автора побудил выход в свет фундаментального труда «Авангард в культуре XX века (1900–1930 гг.): Теория. История. Поэтика» (кн. 1–2, М.: ИМЛИ РАН, 2010), авангард рассматривается через призму концепции «пограничности», выявляется эвристический потенциал системного подхода, ставится вопрос об уточнении цивилизационного «лица» авангарда. Автор приходит к выводу, что как социокультурный феномен он глобален, но не универсален, его архаические истоки ограничиваются индоевропейским ареалом; в первые три десятилетия XX в. авангардное движение охватило близкородственные цивилизации двух типов: «классическую» западную субэкумену и «пограничные» цивилизации России, Латинской Америки, Пиренейской Европы и Балкан. Восток, если и был в какой-то степени затронут движением авангарда, то лишь на поверхностном уровне, как чужеродная новация.