Клягин Н.В. —
П. Рикёр и историческая истина
// Философия и культура. – 2013. – № 11.
– С. 1548 - 1558.
DOI: 10.7256/2454-0757.2013.11.9130
Читать статью
Аннотация: Поль Рикёр (1913–2005) известен философским исследованием феномена человеческой воли, человека как субъекта, сообщающего смысл окружающей действительности, и человека как носителя сознания, дающего материал для своего рода феноменологии духа. В настоящей статье мы обратимся к философско-историческим взглядам мыслителя, касающимся объективности и субъективности в истории, что актуально не только для философии и исторической науки, но и для человеческого мировоззрения вообще.
Для историко-философской концепции П. Рикёра характерно внимание к субъективизму историка. Эту концепцию можно дополнить такими объективными началами исторического исследования, как материалистическое понимание истории и антропологическое понимание истории. Рикёр предложил своего рода триаду в понимании им субъективной стороны исторического исследования: субъект такого исследования, его субъективность, предвзятость и опосредующие звенья между исследователем и его предметом, так называемые исторические следы. Последнее не потеряло актуальности и по сей день.
Клягин Н.В., Рябушкина И.Б. —
Что мы знаем о будущем?
// Философия и культура. – 2013. – № 10.
– С. 1379 - 1392.
DOI: 10.7256/2454-0757.2013.10.9575
Читать статью
Аннотация: Футурологи рассматривают будущее как результат логичного развития прошлого и настоящего, что лишает их видения качественных перемен в будущем. Как отечественные, так и зарубежные футурологи возлагают традиционные надежды на термоядерный синтез в духе стеллараторов и токамаков. Между тем, существуют опасения, что названные устройства принципиально не осуществимы. Имеются и другие романтические надежды в футурологии (постиндустриальное общество услуг, глобальное потепление вплоть до расплавления легкоплавких металлов и т.п.). Между тем, нам было бы интересно увидеть будущее в качественно новом свете. Например, большие надежды возлагаются на композиционные материалы. Однако их возможности ограничены свойствами составных частей. Уже сейчас можно предложить «волшебную» технологию получения материалов и энергоносителей с заранее заданными свойствами на основе теории так называемой «матрицы суперструны», развивающей классическую теорию суперструн. Касательно глобального потепления футурологам следовало бы посоветовать государствам низменных регионов перенести свою промышленность и сельское хозяйство в возвышенные регионы, чего, конечно, никто делать не будет.
Клягин Н.В. —
Р. Докинс о человеческом Я
// Педагогика и просвещение. – 2013. – № 4.
– С. 336 - 348.
DOI: 10.7256/2454-0676.2013.4.11778
Читать статью
Аннотация: Предметом исследования является критический анализ концепции «гена-эгоиста» Р. Докинса. Докинс доказывал, что каким бы альтруистичным ни казалось поведение любого живого существа, в конечном счете оно приводит к возрастанию частоты встречаемости в популяции определяющего этот признак «гена-эгоиста». В статье показано, что генотип является подлинным агентом явлений жизни. Характерные черты его поведения служат архетипами для поведения человека. Люди не подозревают об этом. Однако анализ поведения генотипов позволяет объяснить природу наиболее сложных форм поведения человека. Так, территориальная экспансия генотипов регламентируется такими экологическими факторами, как пищевая пирамида и популяционные волны. У людей познание сущностей вещей регламентируется их пирамидальной иерархией и количественной ограниченностью. Эти свойства сущностей являются калькой экологических норм жизни, присущих генам. Автор прибегает к критической оценке социобиологии, проводит сравнение с нравственными оценками, которые сложилась в этике на протяжении ее многовекового развития. Объяснившись в генетическом детерминизме, мы не стремились реанимировать вульгарный материализм в науках о человеке. Мы лишь хотели показать, что неумеренно завышенная оценка роли человеческого Я в понимании нашего проникновения в сущности вещей «не дружит» с научной объективностью. Научная же необъективность прямо пропорциональна неспособности людей взглянуть на свое Я со стороны. Внутренняя же его оценка представляет разве что камерный интерес.
Клягин Н.В. —
Греческое чудо
// Философия и культура. – 2012. – № 5.
DOI: 10.7256/2454-0757.2012.5.5537
Читать статью
Аннотация: Оставаясь психологически дикарями, микенские греки подготовили «греческое чудо».
Клягин Н.В. —
Первый мыслитель
// Философия и культура. – 2012. – № 3.
DOI: 10.7256/2454-0757.2012.3.5399
Читать статью
Аннотация: по лингвистическим данным, кениантроп владел генетическим и индуктивным методами выявления сущностей вещей.
Клягин Н.В., Рябушкина И.Б. —
Общество будущего
// Философия и культура. – 2012. – № 2.
DOI: 10.7256/2454-0757.2012.2.4709
Читать статью
Аннотация: Виртуальная реальность поможет обществу грядущего пережить коллапс Вселенной.
Клягин Н.В. —
Инфантильная наука
// Философия и культура. – 2011. – № 3.
DOI: 10.7256/2454-0757.2011.3.3503
Читать статью
Аннотация: Статья посвящена эпохальным сдвигам от неотеничного состояния людей к акселерированному. Неотеники взвешены и традиционны. Акселераты инфантильны и революционны. Некоторые научные достижения акселератов наивны, чему приведены примеры, связанные с пространственными измерениями, магнитным монополем, «темной энергией», всемирными оледенениями, фаунистическими вымираниями, яркими историческими событиями, глобальным потеплением и детьми индиго.