Уаге М.Б. —
Сравнительно-правовые особенности института комплексного природопользования в Российской Федерации и зарубежных странах
// Law and Politics. – 2016. – № 1.
– С. 127 - 135.
DOI: 10.7256/2454-0706.2016.1.42653
Читать статью
Аннотация: В статье рассмотрен опыт Российской Федерации и зарубежных стран в области комплексного природопользования. Приведены положения Директивы ЕС о комплексном контроле и предотвращении загрязнений. Отмечается, что действующая в настоящее время в Российской Федерации система выдачи разрешений на природопользование имеет ряд недостатков. Во-первых, федеральный, региональный и локальный уровень выдачи разрешений на использование природных ресурсов осуществляется различными органами исполнительной власти, каждый из которых предъявляет к заявителям свои требования. Во-вторых, отсутствуют единообразные требования, предъявляемые к заявителям. В-третьих, отсутствие комплексного подхода, когда при осуществлении хозяйственной или иной деятельности оказывается воздействие и на другие природные объекты, а не только на те, которые предоставлены в пользование. Сама по себе идея комплексного природопользования и замены многочисленных разрешений и лимитов представляется прогрессивной, однако требует ряда доработок. Подчеркивается, что введение системы комплексного природопользования будет способствовать снижению административных барьеров, внедрению экологических чистых технологий, реализации природоохранных предприятий. При подготовке статьи использовались как общенаучные методы, такие как анализ, синтез, индукция, дедукция и диалектический метод, так и частнонаучные, в том числе сравнительно-правовой метод. Научная новизна заключается в том, что автором дается сравнительно-правовой анализ института комплексного природопользования, существовавшего в России до 2002 года, и вводимого с 1 января 2015 года в соответствии в Федеральным законом от 21.07.2014 № 219 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Автором делается вывод, что в переходный период действия ФЗ-219 необходимо использовать не только положительный опыт зарубежных стран, давно применяющих институт комплексного природопользования и выдачи комплексных природоохранных разрешений, но и иные имеющиеся в России инструменты природоохранного регулирования. Это позволит достигнуть баланса государственных и частных интересов в решении вопросов природопользования и охраны окружающей среды.
Abstract: This article examines the experience of the Russian Federation and foreign countries in the area of comprehensive natural resource management. It is noted that the current system of licensing for natural resource management in the Russian Federation has a number of flaws. Firstly – federal, regional, and local level of licensing for natural resource management is conducted by separate branches of executive power, each of which presents their own requirements. Secondly, there are no unified requirements for the applicants. Thirdly, the lack of a comprehensive approach in the cases where the licensed activity affects other natural objects than those licensed for use. The scientific novelty consists in original comparative-legal analysis of the institution of comprehensive natural resource management that existed in Russia until 2002, and the new institution introduced on January 1, 2015 in accordance with the Federal Law from 07.21.2014 No. 219 “On Introduction of Amendments to the Federal Law “On Environmental Protection” and separate legal acts of the Russian Federation”.