Хазиме С.М. —
Процесс институализации суннитской общины в Ливане с 1945 по 1990-е годы
// Law and Politics. – 2014. – № 8.
– С. 1249 - 1259.
DOI: 10.7256/2454-0706.2014.8.42496
Читать статью
Аннотация: Одной из особенностей ливанского общества является то, что сложная поликонфессиональная ситуация наложила отпечаток на его социальную организацию и политическую жизнь, в том числе и на функционирование партийной системы. Партии и общественные движения, как правило, формировались в рамках той или иной религиозной группы. Достаточно часто руководство партийной организацией и общиной осуществлялось одним и тем же лицом, что впрочем, не мешало возникновению и нескольких партий на базе одной конфессии.
В научной литературе подробно рассмотрен вопрос институализации и развития шиитских политических партий (Хизбалла и Амаль). Вопрос же о суннитских политических объединений практически не рассматривается. Скорее всего, это связано с тем, что первые являются нестандартным явлением, а вторые – прошли более традиционный путь развития. Но без понимания политического развития суннитской общины невозможно рассмотреть конфессиональные проблемы, которые появляются в стране.
Целью и задачей данной статьи является сравнительный анализ возникновения и развития с 1945 года по 1990 год трех основных суннитских партий – Хизб ат-Тахрир аль-Исламий, аль-Джамаа аль-Исламийа, аль-Ахбаш. Несмотря на то, что все эти партии образовались после обретения Ливаном независимости, они прошли совершенно разные пути развития.
Основными методами стали – теоритический анализ источников (партийные документы, программы, официальные заявления членов партии), индуктивный анализ, а также проведение своих собственных интервью с представителями партий. Практическим значением данного исследование является то, что противоречия между этими силами и конкуренция между ними помогают понять, почему суннитская община Ливана так и не смогла консолидироваться в единое целое и осталась довольно фрагментированной.
Таким образом, выводы, сделаные по итогам анализа могут быть применены в будущих исследованиях, посвященных анализу конфессионализма и внутри- и межконфессиональных противоречий на уровне политических институтов.
Хазиме С.М. —
Подходы западных авторов к анализу суннитско-шиитских противоречий в странах Машрика (на примере Ирака, Ливана и Сирии) в начале XXI в.
// Национальная безопасность / nota bene. – 2014. – № 2.
– С. 292 - 303.
DOI: 10.7256/2454-0668.2014.2.11273
Читать статью
Аннотация: Разделение на шиитов и суннитов в исламском мире существует с давних времен, но противоречия между ними в новейшей истории никогда не достигали такого высокого уровня, как в последние десятилетия. Внутриконфессиональные противоречия выходят не только на политический уровень внутри стран – эта тенденция наблюдается в масштабе всего ближневосточного региона.
Как в отечественных, так и в западных ближневосточных исследованиях всегда осознавалось значение данного явления. Как заметил профессор Реймонд Хиннебуш, любая аналитика, посвященная Ближнему Востоку, должна включать в себя понимание важности этноконфессиональной идентичности.
Однако среди ученых ведутся споры по ряду вопросов. Во-первых, какие причины повлияли на эскалацию внутриконфессиональных противоречий. Во-вторых, являются ли они внутрисистемным фактором, который существует с момента разделения мусульман на шиитов и суннитов. Или же мы говорим об их инструментализации политическими силами.
Таким образом, предметом данной статьи являются различные подходы ученых и экспертов к вопросу суннитско-шиитских противоречий. Цель статьи – разделение основных работ по данному вопросу на определенные направления. Основными методами для достижения поставленной цели стали теоритический анализ научной литературы и индуктивный анализ.
По итогам исследования можно сделать вывод, что все выдвигаемые гипотезы можно условно разделить на три направления: конструктивизм, неореализм и неоконсерватизм.
Практическим итогом работы следует считать применение ее результатов в исследовании внутриконфессиональных конфликтов, как на Ближнем Востоке, так и в мире в целом.