Статья 'Потенциал короткого туристического маршрута на примере одной улицы: туристическая привлекательность городских пространств' - журнал 'Урбанистика' - NotaBene.ru
по
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > About the Journal > Requirements for publication > Editorial collegium > Peer-review process > Policy of publication. Aims & Scope. > Article retraction > Ethics > Online First Pre-Publication > Copyright & Licensing Policy > Digital archiving policy > Open Access Policy > Article Processing Charge > Article Identification Policy > Plagiarism check policy
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Back to contents
Urban Studies
Reference:

The potential of a short tourist route on the example of a single street: tourist attractiveness of urban spaces

Skivko Mariya

PhD in Sociology

PhD, Docent, the department of Social Systems and Law, Samara National Research University named after Academician S. P. Korolev

443086, Russia, Samarskaya oblast', g. Samara, ul. Lukacheva, 45, korpus 5

maria.skivko@gmail.com

DOI:

10.7256/2310-8673.2021.2.33001

Received:

26-05-2020


Published:

04-06-2021


Abstract: The subject of this research is tourist attractiveness of the walking rout of a section of a single street in Samara. The object of this research is such characteristics of the route as visual attractiveness, convenience and safety, atmosphere, and uniqueness. This article provides the analysis of urban space and environment on the example of a specific street in the city of Samara. The selected section directly connects the railway station, which is the place of daily arrival and transit tourists, and the Volga promenade – as one of the main symbols of the city and the center of attraction for locals and visitors. The goal of this research consists in the analysis of the existing conditions for the tourist route, which can be improved and extended for increasing the overall assessment of tourism infrastructure. The empirical framework of this research synthesizes the approaches towards interpretation of the psychogeography of the city and towards the analytics of individual experience in the urban environment. The field notes and information analysis allow examining the potential of a tourist route in this section, as well as making recommendations for increasing tourist attractiveness and development of tourism infrastructure of the city. Such pattern can be applied in the research of large and small cities for assessing the current situation and efficient planning of tourism infrastructure in the future. The author formulates the categories of tourist attractiveness that reflect physical, psychological and emotional characteristics of feasibility of urban environment for local tourism. The scientific novelty of this work consists in the development of categories for the analysis based on the key approaches of Paul Kidwell and Colin Ellard towards studying psychogeography of the city and architecture of the urban environment.


Keywords:

tourist attractiveness, tourist route, urban space, local tourism, urban environment, tourist potential, historical center, cultural environment, urban planning, tourism industry

This article written in Russian. You can find original text of the article here .

Введение

Мотивацией для проведения данного исследования послужил личный опыт автора статьи. После 10 лет проживания в другой стране автор вернулась в родной город Самару и столкнулась с переосмылением знакомых городских пространств. Появились новые городские маршруты, развилась городская инфраструктура, преобразовалась городская среда. В то же время некоторые городские проблемы так и остались нерешенными, что заметно как местному жителю, так и туристу.

Соответственно, у автора возникла исследовательская потребность изучить городскую среду на предмет потенциального развития туристического маршрута. В основе исследования лежит анализ участка одной из центральных улиц, связывающих железнодорожный вокзал, куда регулярно прибывают поезда с потенциалными туристами, и набережную реки Волги как один из символов города и одну из главных достопримечательностей Самары. Расстояние от трамвайной остановки железнодорожного вокзала по улице Красноармейской до набережной по прямой составляет чуть более двух километров, что позволяет совершить пешую прогулку до берега Волги приблизительно за полчаса в одну сторону.

Такой маршрут может подойти как транзитным пассажирам, у которых между поездами есть несколько часов свободного времени, так и прибывшим на несколько дней в город туристам. Какое впечатление может произвести на туриста подобная прогулка? Какой образ города конструируется на основе подобных впечатлений? Что и как возможно изменить в городской среде для построения более привлекательного туристического облика города? На эти вопросы и ориентировано данное исследование.

Анализ источников по проблеме исследования

Факторам формирования образа города как у местных жителей, так и у туристов посвящено немало исследований. Одни исследователи делают акцент на реконструкции исторических центров крупных городов для повышения туристической привлекательности [1]; другие уделяют внимание значимости планирования общественных пространств в исторической среде города для институционализации городской культуры и социальной коммуникации [2]. Особо отмечено влияние преобразований городской среды на городской ландшафт [3].

Помимо этого, социально-культурные преобразования меняют архитектурную среду и также способстуют формированию образа конкретного города [4]. Согласно некоторым исследованиям, организация культурной среды города и городских общественных пространств отражается на удовлетворенности населения качеством жизни в данной среде, а также способствует социальному и экономическому развитию городских территорий [5]. Отдельно можно выделить исследования, направленные на структурно-пространственный анализ восприятия горожанами или туристами города целиком или конкретных городских пространств [6,7,8].

Проблема конструирования как туристической привлекательности городов [9,10], так и городских имиджевых объектов является одной из ключевых для развития городов и туристической индустрии как внутринациональной, так и внешней. Развитие соответствующей инфраструктуры и туристических объектов напрямую влияет на конкурентоспособность туристического центра и его дальнейшее успешное развитие на локальном и глобальном уровнях [11]. Локальный туризм имеет все шансы набирать популярность у россиян в ближайшем будущем, потому возникает необходимость исследовать потенциал уже существующих туристических объектов и направлений на предмет реорганизации территорий, устранения недочетов в инфраструктуре и усовершенствования туристической отрасли.

Туристская привлекательность как фактор повышения конкурентоспособности города

Индустрия туризма как динамично развивающаяся высокодоходная отрасль определенным образом трансформирует социальное, экономическое и культурное развитие туристических объектов, в частности городов [12,13]. Сегодня наряду с развитием транспортной системы, внедрением цифровых технологий на культурных объектах, популяризацией локального туризма наблюдаются определенные значимые проблемы, замедляющие формирование привлекательного имиджа города как туристского центра. Так, например, неразвитость инфраструктуры, низкий уровень сервиса, неналаженная транспортная система, отсутствие грамотной политики туристической отрасли, непроработанные туристические маршруты и культурные объекты на местах снижают потенциал города как туристического центра и негативно отражаются на образе города в целом. Необходимость стратегического менеджмента и вовлечение профессионалов из разных отраслей для оценки туристской привлекательности и проработки туристических сценариев могут улучшить ситуацию и вывести индустрию туризма на качественно новый уровень.

Туристскую привлекательность некоторые исследователи [14,15] свызывают с набором характеристик определенной территорией, таких как историко-культурные и природные объекты, инфраструктура, экономика, социальная сфера и др., а также с оценкой этих характеристик относительно развития туристической отрасли. Современная многоэтажная застройка в историческом центре, как и усиление функциональной нагрузки на центральные районы города не всегда положительно отражаются на внешнем облике города, снижают историческую и культруную ценность видов и панорам, нивелируют культурный колорит и самобытность отдельных районов. К тому же, современная стилистика архитектурных сооружений, как и обилие наружной рекламы на фасадах отвлекают внимание от ценности исторической застройки.

Отдельно стоит отметить исследование схожего с объектом данного исследования объекта, а именно железнодорожного вокзала города Самары как туристического центра с потенциалом развития туристических маршрутов для транзитных пассажиров [16]. Исследователи заявляют о необходимости использовать потенциал крупного железнодорожного узла и его удобное расположение в историческом центре города для развития экскурсионных маршрутов, в том числе и для транзитных пассажиров. В силу отсутствия необходимой информации о возможных туристических прогулках и низкого уровня реализации подобных туристических маршрутов потенциальная доходность от туристической активности не наблюдается. Исследователи подчеркивают, что только кооперация действий по усовершенствованию туристической инфраструктуры (транспорт, общепит, объекты культурного и исторического наследия, модернизация и реконструкция, совершенствование городских систем, развитие и поддержка малого бизнеса) может способствовать повышению инвестиционной и туристической привлекательности города Самары.

Методология

В основе методологии для данного исследования лежит комбинация подходов по изучению влияния городской архитектуры и среды на человека. Во-первых, используются идеи Пола Кидуэлла [17] о том, что грамотные планирование и проектирование внешнего вида домов, улиц и районов способствуют повышению качества жизни в городе и создают благоприятную городскую среду, привлекательную как для местных жителей, так и для туристов. Как заявляет автор работы по психологии города, «главная улица, как артерия, питает весь город и поддерживает жизнь местного сообщества. Это выход в другие части города и одновременно вход для новоприбывших. В идеале здесь встречаются местные жители и гости ради обоюдной выгоды — коммерческой, социальной и культурной» [17, c.105].

Во-вторых, применяются разработки Колина Элларда [18] по определению взаимосвязей между жизненным опытом и местами его приобретения. Понимание того, как влияют пространство и среда на мышление и поступки людей, может способствовать принятию верных административных решений, особенно в современных условиях изменения климата, глобализации, урбанизации и миграционных процессов. Британский исследователь обращает внимание на глубинную взаимосвязь природы и человека, а также влияние развития технологий на такое взаимодействие со средой. С одной стороны, технологии помогают ученым лучше исследовать эффекты и перспективы взаимодействия человека с природной средой. С другой стороны, в современном мире наблюдается явное отдаление человека от природы: «одной из предпосылок постепенного отдаления человека от природы можно считать развитие крупных городов с их плотной населенностью, конфликтной атмосферой и, что особенно важно, физической инфраструктурой, усугубившей нашу обособленность от среды, в которой существовали древнейшие люди» [18, c.53].

Как было указано выше, в данной статье исследуется туристический потенциал улицы, связывающей вокзал (как место прибытия туристов) и набережную (как одну из главных достопримечательностей города). Улица Красноармейская проходит через исторический центр города и отражает как застройку старого типа, так и новострой последних лет, совмещает как функции связующей артерии города, так и ординарной центральной улицы города. Автор статьи прошла по предлагаемому туристическому маршруту и зафиксировала основные наблюдения о городском пространстве, среде и архитектуре согласно предложенной схеме.

Для анализа были сформулированы три основных критерия, по которым в данном исследовании рассматривается туристический потенциал. Первый критерий относится к физическому пространству, второй к психологическому состоянию, которое формируется в этом физическом пространстве. Наконец, третий критерий выражает эмоциональный компонент, образующийся при взаимодействии первых двух критериев.

1. Визуальная привлекательность

Внешний вид улицы в первую очередь создает позитивное или негативное впечатление о пространстве, формирует либо желание пройтись по этой улице, либо найти другой маршрут для прогулки. Как утверждает Кидуэлл [17, c.33], таинственность и затейливость пространства пробуждают любопытство и интерес; это касается ландшафта, фасадов и архитектуры зданий, элементов декора. В то же время, как заявляет Эллард [18, c.128], типовая застройка и безликие фасады вызывают у людей скуку и негативные эмоции, отрицательно сказываются на оживленности улиц и покупательской активности. Таким образом, сложные и разнообразные структуры, в отличие от «мест скуки», биологически приятнее человеку, добавляют ощущение новизны и снижают стресс в городе, стабилизируют поведенческие реакции в городской среде.

Улица Красноармейская представляет собой архитектурный микс, обусловленный как историческими трансформациями городской среды, так и современным хаотичным строительством. Здесь присутствуют, например, образцы деревянного зодчества начала XX века, кирпичные особняки периода Самары купеческой (например, доходный дом Д.Е.Челышева 1899 года постройки), некоторые памятники федерального значения (Кухмистерская, или Пивной бар фон Вакано, 1903 года постройки) и объекты культурного наследия местного значения (Дом промышленности в стиле конструктивизм, середина 1930х гг.), образец архитектуры начала XX века в стиле модерн (Особняк Курлиной), жилой дом в стиле сталинский ампир (середина 1940х гг.), а также типовые пятиэтажки и разнообразие новостроя из конца 1990х и 2000х гг.

Помимо этого на улице расположены несколько скверов, спортивный стадион, самая большая площадь в Европе и соседствующий с набережной Струковский сад, берущий историю с начала XIX века. По дороге можно встретить продовольственные и непродовольственные магазины, салоны красоты, аптеки, заправку, кафе и бары. Из неспосредственно культурных и туристических объектов нужно отметить историко-краеведчекий музей им. П.В.Алабина и музей Модерна. На одном из фасадов современного жилого здания можно заметить масштабный рисунок граффити с цитатой Льва Толстого: «Каждый думает изменить мир, но никто не думает изменить себя».

Под понятием «места любви» [18, c.83] Эллард понимает пространства с определенными характеристиками, которые обеспечивают человеку чувство контроля над ситуацией, чувство безопасности и содержат личную с ним связь. В силу визуального разнообразия улица Красноармейская как минимум вызывает интерес; с точки зрения туристической привлекательности улица вполне имеет шанс создать приятное впечатление у туристов в силу отличающихся друг от друга зданий и объектов. Что касается видимых признаков развитой туристической инфраструктуры, тут достаточно сложно выделить какие-либо конкретные характеристики.

Таким образом, визуальная составляющая улицы несет в себе важную историческую, архитектурную и градостроительную информацию.

2. Удобство и безопасность

Как заявляет Кидуэлл [17, c.48], тревожность у человека вызывают хаотичная застройка и беспорядок форм. На выбранном для исследования участке по улице Красноармейская подобный беспорядок наблюдается: смешение архитектурых стилей, контрастная этажность зданий, обилие рекламных вывесок не создают идеальной картинки пешеходной туристической улицы.

Кроме того, уровень тревоги в городском пространстве зависит от самого пространства (формы, объекты, сенсорная перегруженность, наличие конкретной физической угрозы) и воздействует на индивидуальное и коллективное поведение. Грамотное планирование и продуманная городская застройка, архитектурный дизайн могут благотворно влиять на ощущения человека в конкретной городской среде. Соответственно, непривлекательность городского пространства, которое Эллард обозначает как «места тревоги» [18, c.147], создает стрессовое ощущение и не мотивирует человека в этом пространстве находиться. Относительно туристической перспективы, «места тревоги» снижают туристическую привлекательность места и снижают туристический интерес.

В то же время ощущение безопасности в городе может зависеть от степени оживленности и концентрации людей в определенном районе [19]. Также развитая транспортная система способствует развитию экономического капитала территории, а также привлекает пешеходов. В исследуемом случае по улице Красноармейской проходят несколько маршрутов трамваев и автобусов, что обеспечивает свободное перемещение по городскому пространству, в особенности при движении от вокзала к набережной и обратно. К тому же, соседство с железнодорожным вокзалом и остановками общественного транспорта способствуют достаточной оживленности и высокой концентрации пешеходов на исследуемой улице и прилегающих к ней.

Однообразие плотной городской застройки разбавляют зеленые зоны: для перемещения в тени деревьев в солнечный день и для отдыха в зеленом оазисе исследуемый участок улиц полон таких возможностей. Такие зеленые зоны создают более привлекательную городскую среду и улучшают внешний вид улиц, а также создают благоприятную среду для пешеходов. В летний сезон для Самары характерна высокая температура воздуха, а зеленые насаждения дают и прохладу, и тень.

3. Самобытность и колорит

Атмосферные места в городе придают городским пространствам определенный колорит и культурное насыщение. Это могут быть как исторические памятники, так и точки притяжения субкультур; такие места могут иметь изюминку во внешнем облике, создавая символическую ценность места, или являются важным местом притяжения, местом действия городской легенды или мифологии [17, c.140]. Городские истории, ежедневные практики горожан, отражающиеся в городском пространстве, городские ритуалы наполняют место определенным значением, ценностью.

«Местами страсти» называет Эллард те пространства, которые наполняют человека положительными эмоциями и впечатлениями [18, c.94]; посещение таких мест создает определенную привязанность. Это, в первую очередь, относится к культовым и символическим местам и объектам в городе, туристическим дестинациям. Тем не менее, даже на типичной городской улице без явных признаков подобных символических мест возможно обнаружить те пространства и точки, которые вызывают подобные эмоции у человека. Аутентичное и нестандартное привлекает больше внимания, порождает интерес и заставляет создавать некую связь с определенным местом.

Отличным примером подобных «мест страсти» могли бы служить магазины локальных товаров и местных мастеров; подобные объекты всегда отражают культурный колорит и привлекают туристов своим своеобразием и возможностью найти уникальный товар как впечатление о городе. На улице Красноармейской не было обнаружено магазинов с локальными товарами или товарами ручной работы. Атмосферу здесь создают зеленые зоны и самая большая площадь Европы, по краю которой улица Красноармейская и проходит. Открытое пространство, место отдыха горожан, место встречи субкультур (скейтбордисты, роллеры), эта площадь привлекает внимание и туристов. Также атмосферным местом можно назвать в данном контексте пункт назначения данного маршрута, набережную реки Волги.

Более того, Эллард отдельно отмечает «места благоговения» [18, c.179] как те пространства, которые внушают удивление и страх. Те места, которые являются самыми популярными туристическими объектами, must-visit для каждого города. Такие места возможно конструировать согласно запросам и целям туристических проектов, но они несомненно положительно отражаются на самобытность и колорите города. Такими местами опять же могут служить площадь Куйбышева и волжская набережная, но они косвенно относятся к исследуемому участку улицы.

Заключение

Таким образом, исследуемый участок по улице Красноармейской имеет все шансы стать развитым и популярным туристическим коротким маршрутом, которым могли бы пользоваться как транзитные пассажиры, так и обыкновенные туристы. Визуальная привлекательность маршрута определяется разнообразием застройки и соседством уникальных образцов деревянного зодчества, зданий в стиле модерн с современными жилыми комплексами. Удобство среды выражается в наличии зеленых зон как пространств для отдыха в жаркую погоду; эффект безопасности городской среды на данном маршруте обеспечивается высокой концентрацией пешеходов, обусловленной близостью железнодорожной станции. Атмосферу создают историческая застройка на протяжении всего маршрута, городские музеи, кафе, а также знаковые для города площадь Куйбышева и волжская набережная как центры притяжения местных жителей и туристов.

Однако, стоит отметить, что созданию туристической привлекательности данного маршрута на сегодняшний день препятствуют несколько значимых проблем. Во-первых, отсутствие информации о такой возможности для транзитных пассажиров и туристов (инфостенды на железнодорожной станции, указатели на улице, карты маршрута, плакаты, раздаточная информация и др.), что могло бы стимулировать их заинтересованность. Во-вторых, отсутствие точек локального бизнеса (проовольственные, непродовольственные товары, сувениры, изделия ручной работы и др.), которые также могли бы заинтересовать потенциальных туристов своим колоритом и самобытностью. В-третьих, отсутствие туристического инфоцентра на маршруте (от небольшого передвигаемого киоска до полноценного стационарного пункта), который бы дополнительно привлекал внимание, где бы оказывались различные туристические услуги (справочная информация, карты города, продажа сувенирной продукции, бронь билетов в музеи и др.).

Подобные изменения могли бы внести значительный вклад в развитие туристической индустрии города Самары и положительно повлиять как на туристическиую привлекательность города, так и на его имидж в целом. Предложенная в статье аналитическая схема может быть использована для исследования различных больших и малых городских пространств, туристических маршрутов и объектов. Физические, психологические и эмоциональные аспекты, составляющие оценку туристической привлекательности городского пространства, могут быть дополнены исследованием образа города в глазах как местных жителей, так и туристов.

References
1. Usmanov I.Yu., Lebedev A.I., Abrakhmanova Z.R., Matveeva L.D. Evolyutsiya tsentra krupnogo goroda: sotsio-ekologo-ekonomicheskii proekt // Innovatsionnye podkhody k obespecheniyu ustoichivogo razvitiya sotsio-ekologo-ekonomicheskikh sistem: sb. materialov II Mezhdunarodn. Konf. 2015. S. 110–115.
2. Votinov M.A. Sovremennye priemy formirovaniya obshchestvennykh prostranstv v istoricheskoi srede goroda // Vestnik BGTU imeni V.G. Shukhova. 2013. №5. S. 11–14.
3. Ikonopistseva O.G. Sovremennye strukturoformiruyushchie faktory gorodskoi sredy (na primere Orenburga) // Vestnik OGU. 2011. №9 (128). S. 111–118.
4. Cherkasova Yu.V. Tsentr kak integrirovannyi obraz goroda (na primere g.Komsomol'ska-na-Amure) // Vestnik TOGU. 2011. №2 (21). S. 201–208.
5. Zakharova E.E. Kul'turnaya sreda goroda kak chast' obshchestvennogo prostranstva // Chelovek i kul'tura. 2020. № 1. S. 73–80.
6. Gorelova Yu.R., Mezhevikin I.V. Sotsiokul'turnoe prostranstvo goroda: problema zonirovaniya gorodskikh territorii v vospriyatii gorozhan // Vestnik Omskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Gumanitarnye issledovaniya. 2017. №2 (15). S. 14–17.
7. Davydkina L.V. Issledovanie obraza goroda Samary studentov raznykh professional'nykh grupp // Russian Journal of Education and Psychology. 2012. №1. S. 697–714.
8. Perfil'eva L. V. Issledovanie traditsionnykh «Psikhologicheskikh raionov» v strukture «Obraza goroda» zhitelei Samary // Izvestiya Samarskogo nauchnogo tsentra RAN. 2009. №4 (1). S. 137–141.
9. Rogach O.V. Sotsial'noe konstruirovanie turisticheskoi privlekatel'nosti rossiiskikh gorodov // Urbanistika. 2019. № 3. S. 37–47.
10. Shalygina N.P., Selyukov M.V., Kurach E.V. O roli brendinga v formirovanii turistskoi privlekatel'nosti regiona // Fundamental'nye issledovaniya. 2013. № 8 (5). S. 1165–1168.
11. Kalashnikova S.V., Khanakhok Z.A. Turistskaya privlekatel'nost' regiona kak odin iz klyuchevykh faktorov ego konkurentosposobnosti // Novye tekhnologii. 2015. №4. S.89–93.
12. Yuvanen E.I., Shmidt Yu.D. Otsenka rekreatsionno-turistskoi privlekatel'nosti territorii // Prakticheskii marketing. 2006. №10 (116). S. 23–27.
13. Orlova N.V., Sizeneva L.A. Otsenka faktorov, vliyayushchikh na turistskuyu privlekatel'nost' regiona // Audit i finansovyi analiz. 2015. №3. S. 398–401.
14. Pershina N.V., Ugryumova S.V. K voprosu o turistskoi privlekatel'nosti territorii // Molodoi uchenyi. 2016. № 16 (120). S. 187–189.
15. Teten'kina O. L. K voprosu ob opredelenii ponyatiya «Turisticheskaya privlekatel'nost' regiona» // Ekonomika i sovremennyi menedzhment: teoriya i praktika. 2013. №27. S. 198–202.
16. Orlova N.A., Orlov D.N., Grumeza O.D. Potentsial samarskogo zheleznodorozhnogo vokzala kak tsentra turisticheskikh uslug // Traditsii i innovatsii v stroitel'stve i arkhitekture. Gradostroitel'stvo: sbornik statei. Pod redaktsiei M.V. Shuvalova. Samara, Izdatel'stvo: Samarskii gosudarstvennyi tekhnicheskii universitet (Samara). 2018. S. 328–332.
17. Kiduell P. Psikhologiya goroda. Kak byt' schastlivym v megapolise. Mann, Ivanov i Ferber, 2018. 288 s.
18. Ellard K. Sreda obitaniya. Kak arkhitektura vliyaet na nashe povedenie i samochuvstvie. Al'pina Pablisher, 2019. 288 s.
19. Dzhekobs D. Smert' i zhizn' bol'shikh amerikanskikh gorodov. M.: Novoe izdatel'stvo, 2019. 512 s.
Link to this article

You can simply select and copy link from below text field.


Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.