Статья 'Религиозные традиции как фактор формирования гендерных стереотипов (на примере индийского общества) ' - журнал 'Социодинамика' - NotaBene.ru
по
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > About the Journal > Requirements for publication > Editorial board > Peer-review process > Policy of publication. Aims & Scope. > Article retraction > Ethics > Online First Pre-Publication > Copyright & Licensing Policy > Digital archiving policy > Open Access Policy > Article Processing Charge > Article Identification Policy > Plagiarism check policy > Editorial collegium
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Back to contents
Sociodynamics
Reference:

Religious traditions as a factor of formation of gender stereotypes (on the example of Indian society)

Mukhametzyanova-Duggal Regina Massarovna

Doctor of Politics

Chief Scientific Associate, R. G. Kuzeev Institute for Ethnological Studies of Ufa Scientific Center of the Russian Academy of Sciences

450077, Russia, respublika Bashkortostan, g. Ufa, ul. Karla Marksa, 6

mdregm@yandex.ru

DOI:

10.25136/2409-7144.2019.12.31202

Received:

29-10-2019


Published:

12-12-2019


Abstract: The goal of this work lies in studying the status of Indian women. The subject of research is the formation of gender stereotypes under the influence of religious traditions, which continue to play an important role in sociopolitical development of modern India. It is noted that the status of Indian women in the modern Indian society has changes significantly; the government authorities create legal mechanisms for ensuring gender equality and legal responsibility for its violation. The conducted study demonstrates that despite the actions that have already been taken to involve women into various spheres of life, there still remains discrimination of females and gender imbalance, which causes lie behind religious traditions of the Hindus. Methodology contains the census data on Indian population (religious and gender composition), sociological surveys, relevant national and foreign publications on the subject. The conclusion is formulated that in the conditions of prevalent religious society, the gender-stereotyped attitudes not only persist, but also often supported. Discrimination on the grounds of gender identity is vividly reflected in the growing rate of selective abortion of female fetuses among Indian women.


Keywords:

religious traditions, status of women, religious factor, gender stereotypes, India, religions, Hinduism, Muslims, Christians, Sikhs

This article written in Russian. You can find original text of the article here .

Статья подготовлена в рамках госзадания ИЭИ УФИЦ РАН по теме «Религии и духовная жизнь в поликонфессиональном пространстве Южного Урала»

Религиозный фактор продолжает играть важную роль в социально-политическом развитии современной Индии. Согласно последней переписи населения Индии 2011 г., более чем 9/10 индийцев (или 99,8% населения страны) заявили, что религия играет важную роль в их жизни и отнесли себя к одной из религий. Лишь 0,2%, что в абсолютных цифрах составляет 2,9 млн. человек, не относят себя к какой-либо религии. Об определяющей роли религиозного фактора в Индии свидетельствует и тот факт, что главным принципом групповой самоидентификации в Индии по-прежнему остается религиозный, который лежит в основе переписей населения.

В опросных листах последних переписей (2001 г., 2011 г.) при ответе на вопрос о вероисповедании необходимо было написать полное название религии, а для представителей таких религий, как индуист, мусульманин, христианин, сикх, буддист, джайн, указать соответствующий код. Для лиц, не идентифицирующих себя ни с какой религией, была отведена отдельная графа «религия не указана» [2, с. 11].

Согласно результатам переписи 2001 г. население Индии по вероисповеданию распределилось следующим образом: индуисты составили 80,5% от общего населения страны, превышающего 1 млрд., мусульмане – 13,4%, христиане – 2,3%, сикхи – 1,9%, буддисты – 0,8%, джайны – 0,4%, другие религии – 0,6% (табл. 1) [5]. По данным переписи 2011 г. 79,8% населения Индии исповедовали индуизм, 14,2% были мусульманами, 2,3% – христианами, 1,7% – сикхами, 0,7% – буддистами, 0,4% –джайнами, 0,7% − исповедовали другие религии и верования, 0,2% − не отнесли себя к какой-либо религии (табл. 2) [13]. За межпереписной период зафиксирована трансформация конфессиональной структуры населения Индии. Так, за период 2001–2011 гг., численность мусульман возросла на 24,6%, индуистов – на 16,8%, христиан – на15,5%, сикхов – на8,4%, буддистов – на 6,1%, джайнов – на5,4%. При этом, население Индии увеличилось с 2001 по 2011 год на 181 миллион человек (17,7%) и достигло 1,21 миллиарда [7, p. 38].

Таблица 1

Религиозная структура населения Индии

(по переписи 2001 г.)

Все насел.

Индуисты

Мусульмане

Христиане

Сикхи

Буддисты

Джайны

Прочие

Религия не указана

Кол-во,

(млрд. чел.)

1,029

0,828

0,138

0,024

0,019

0,008

0,004

0,007

0,0007

Доля, %

100,00

80,5

13,4

2,3

1,9

0,8

0,4

0,6

0,1

Таблица 2

Религиозная структура населения Индии

(по переписи 2011 г.)

Все насел.

Индуисты

Мусульмане

Христиане

Сикхи

Буддисты

Джайны

Прочие

Религия не указана

Кол-во,

(млрд. чел.)

1,210

0,966

0,172

0,028

0,021

0,008

0,005

0,0007

0,0003

Доля, %

100,00

79,8

14,2

2,3

1,7

0,7

0,4

0,7

0,2

Индия одна из немногих стран, где мужское население преобладает над женским. Согласно переписи населения 2011 г. мужское население страны составляет 51,5%, женское − 48,5%, соотношение женщин и мужчин в целом по стране составляет 943:1000 соответственно (табл. 3) [1, с. 61],[5],[8]. Впервые за всю историю проведения переписей в Индии было учтено трансгендерное население. Для записи ответов о половой принадлежности использовались коды: мужской - 1, женский - 2 и другой - 3 [6, p. 12]. Третий пол в Индии составил 490,000 человек [10].

Таблица 3

Доли мужского и женского населения, соотношение полов в Индии, 1901-2011 гг.

Перепись

Доля мужчин во всем населении, %

Доля женщин во всем населении, %

Число женщин на 1000 мужчин, чел.

1901

50,7

49,3

972

1911

50,9

49,1

964

1921

51,1

48,9

955

1931

51,3

48,7

950

1941

51,4

48,6

945

1951

51,4

48,6

946

1961

51,5

48,5

941

1971

51,8

48,2

930

1981

51,7

48,3

933

1991

51,9

48,1

927

2001

51,7

48,3

933

2011

51,5

48,5

943

Религиозные традиции, наряду с особенностями исторического, социально-экономического развития, а также государственно-политического устройства, важнейший фактор, под влиянием которого во многих странах складывались гендерные стереотипы. В индийском обществе, в котором несмотря на предпринятые меры по широкому вовлечению женщин в различные сферы жизнедеятельности, до сих пор имеют место дискриминация женщин, гендерный дисбаланс. В соответствии с официальной терминологией индийские женщины отнесены к так называемым слабым группам населения, наряду с представителями "неприкасаемых" каст и детьми.

К числу важнейших источников затрагивающих вопросы положения женщины относятся тексты священных книг древней и средневековой Индии (Веды, Упанишады, памятники литературно-брахманского жанра - дхармасутры и дхармашастры (смрити), их комментаторская литература, а также имеющие большое ценностное значение памятники индийского эпоса – «Рамаяна» и «Махабхарата». В связи с анализом литературных, философско-религиозных и правовых памятников Индии проблемы положения женщин Индии являлись предметом рассмотрения российских ученых в трудах А.А. Вигасина, А.М. Самозванцева, А.А. Куценкова, Г.Г. Котовского, Т.Я. Елизаренковой, А.Я, Сыркина, И.П. Глушковой, М.Ф. Альбедиль, Е.Ю. Ваниной, Н.Н. Гусевой, Е.С. Юрловой и др., а также зарубежных – в работах А. Альтекара, Д. Муллу, Д.Деретта, П. Дивана, К. Роя, Дж. Форбс, М. Кришнарадж, Г. Муршида и др. Однако вопрос влияния религиозного фактора на формирование гендерных стереотипов в индийском обществе продолжает быть малоизученным и актуальным. Актуальность данного вопроса заключается в том, что не смотря на всю специфичность проблем женщин в совремнной Индии, оня являются чстью общих проблем, присущих многим странам, а гендерные отношения выходят на передний план в развернувшейся в мире дискуссии о правах и роли женщин в семье и обществе.

Статистика и социологические исследования свидетельствуют, что в основной массе индийские женщины остаются более приниженной частью населения. Так, изучение занятости и безработицы в стране показало, что около 39 % населения страны, как правило, были заняты. Эта доля составила 41 % в сельских районах и 35 % в городских. Гендерная дифференциация по числу работающих оказалась ярко выражена. Доля работающих сельских мужчин составила 55 %, а для сельских женщин − 26 %. В городских районах этот показатель составил 54 % для мужчин и 14 % для женщин [11]. Как правило, неработающие женщины − домохозяйки и находятся в полной экономической зависимости от мужа и его семьи. Особенно заметно отставание женщины в области просвещения и образования. Согласно данным переписи населения Индии 2011 г. уровень грамотности в целом по стране составляет 72,9% (в 2001 - 64,8%), среди женщин − 64,6% (в 2001 – 53,7%), в то время как среди мужчин эта цифра в целом по стране составляет – 80,9% (в 2001 – 75,2%) [8],[5]. Подобное положение дел связано изначально со становлением и институционным оформлением в древнеиндийской религии и в массовом религиознотрадиционном мировоззрении нормативно-ценностных установок о социальном неравенстве женщин с мужчинами. Только в колониальный период начались изменения в социально-правовом статусе индийских женщин, обусловленных отходом от политики «религиозного нейтралитета», и созданием так называемого религиозного персонального «англо-индусского права». Конституция и законы Индии, принятые после независимости страны предусматривают равные права женщин и мужчин. В них гарантируется запрет на дискриминацию по половому признаку, устанавливается моногамия, а также юридическая возможность развода; индуски наделяются правом на наследство; запрещается приданное; ограничиваются ранние браки. Однако как показала практика, не все следуют этим правовым нормам. Тем не менее, они являются индикаторами того, в каком направлении должно двигаться общество. Ярким примером дискриминация по половому признаку является рост числа абортов среди женщин, беременных девочками. По данным переписи населения 2011 г. за последние годы на 11 004 520 родившихся мальчиков пришлось 9 893 708 девочек [12]. Результатом такой дискриминации является значительная половая диспропорция.

Согласно закону 1994 г., запрещающего аборты по половому признаку, врачам запрещено определять пол плода по просьбе родителей. В письменном заключении ультразвукового исследования беременной женщины обязательным является упоминание о том, что врач никому и ни под каким предлогом не раскрывал и не разглашал информации о поле будущего ребенка. Несмотря на запрет абортов после ультразвукового определения пола нерожденного ребенка, они имеют широкое распространение. В 2006 г. сообщалось, что индийскому врачу и его ассистенту был вынесен приговор о лишения свободы на два года, отмечалось, что с 1994 года это был первый приговор за предоставление подобных услуг.

Корни женской дискриминации следует искать в обычаях и традициях Индии. Причины такого положения кроются в традиционной системе ценностей индуистов – индуизме. По мнению известного ученого-индолога Е. С. Юрловой, значительная часть трудов которой посвящена проблемам индийских женщин в исторической ретроспективе и до настоящего времени, «религия и кастовая система консервировали зависимое состояние женщин в семье и обществе» [4: с. 16]. Согласно ведическим текстам достичь состояния мокши, освобождения от цепи бесконечных перерождений, может только мужчина. Женщина тоже может достичь такого состояния, но только через служение мужу. Поэтому иметь мальчика у индусов, считается, предпочтительнее. В тоже время свидетельства почетной и высокой роли женщины в древнеиндийских источниках встречаются ничуть не реже, чем призывы к покорности и послушанию. Предпочтение мальчиков девочкам связано и с культом предков, сын – продолжатель рода, в нем возрождается отец, ему принадлежит право наследовать имущество, он совершает заупокойные жертвоприношения, он же зажигает погребальный костер отца, который благодаря сыну достигает бессмертия [3, с. 72]. Появление же девочки на свет часть индийских семей воспринимает как обузу и несчастье для семьи. Так как после замужества девочка покидает семью. Чтобы найти достойного жениха, невесту необходимо обеспечить солидным приданым.

Анализ данных переписи населения 2011 г. показал, что наименьшее число женщин приходится именно на индуистское и сикхское население и составляет 48,4% у индуистов и 47,4% у сикхов. У мусульман и джайнов этот показатель равен 48,8%. Самый высокий показатель числа женщин имеют христиане (50,6%), за ними следуют представители «других религий и верований» (50,2%) и буддисты (49,1%) [9]. Схожие данные содержатся в материалах переписи 2001 г. (табл. 4) [5].

Таблица 4

Характеристика религиозных групп Индии

(по переписи 2001 г.)

Религиозная группа

Доля в населении страны,

(%)

Прирост с 1991 по 2001 гг.,

(%)

Пропорция полов (число женщин на

1 тыс. мужчин)

Доля грамотных,

(%)

Доля работающих,

(%)

Индуисты

80,46

20,3

931

65,1

40,4

Мусульмане

13,43

36,0

936

59,1

31,3

Христиане

2,34

22,6

1009

80,3

39,7

Сикхи

1,87

18,2

893

69,4

37,7

Буддисты

0,77

18,2

953

72,7

40,6

Джайны

0,41

26,0

940

94,1

32,9

Парсы

0,006

1050

97,9

35,2

Анимисты, другие религии и вероисповедания

0,65

103,1

992

47,0

48,4

Отметим, что результаты переписи населения Индии 2001 г. впервые после достижения страной независимости отразили подробные данные по социально-экономическому развитию религиозных общин: динамику роста с момента предшествующей переписи (1991 г.), распределение на территории страны, пропорцию полов, а также уровень грамотности (в целом и отдельно - мужского и женского населения), долю работающего населения и другие. Эти данные позволяют оценить уровень развития различных конфессий, а также очертить круг проблем, с которыми они сталкиваются в социальной и экономической сферах. В колониальный период развития страны, такие социальные характеристики религиозных общин, как образование, возраст и семейное положение, фиксировались во время проведения переписей и затем публиковались. Однако после достижения страной независимости данные по религиозным общинам были представлены только полом и местом проживания. В связи с отсутствием публикаций с социально-экономическими характеристиками религиозных общин, которые позволили бы оценить уровень их развития в социальной и экономической сферах, статистическая служба Индии часто подвергалась критике. В результате учета требований ряда организаций, а также во исполнение рекомендаций Национальной комиссии по меньшинствам, данные по религиозным общинам в 2001 г. стали классифицироваться по различным социально-экономическим характеристикам [5].

Диспропорции половой структуры в Индии имеют значительные региональные особенности. В южных штатах нарушение баланса между полами не столь значительно, как на севере страны, где сформировался пояс штатов с наиболее несбалансированной половой структурой населения. Данный пояс совпадает с географией распространения фундаменталистских течений индуизма [1, с. 61-62].

Правительство Индии предпринимает ряд мер, направленных на повышение статуса женщин, преодоление гендерного разрыва. Так, Законом о регулировании и недопущении злоупотреблений пренатальной диагностической техникой (1994 г.) аборты по причине выбора пола ребенка были запрещены. Еще в 1956 г. был принят закон о борьбе с торговлей людьми. Тогда же женщине было разрешено наследовать собственность мужа, даже если у нее нет сыновей. В 2006 г. был принят закон о защите женщин от домашнего насилия. Дочерям было разрешено наследовать имущество отца. Правительственные программы нацелены на повышение благосотояния обездоленных слоев меньшинств. Прежде всего, это программы по развитию ребенка (Integrated Child Development Services), всеобщего среднего образования (Sarva Shiksha Abhiyan), образования для девочек им. Кастурбы Ганди (Kasturba Ghandi Balika Vidyalaya Scheme), строительства жилья им. Индиры Ганди (Indira Awaas Yojana) и другие. Министерство по делам меньшинств в области образования осуществляет присуждение трех специальных стипендиальных программ для студентов, принадлежащих к общинам меньшинств: в сфере технического и профессионального образования (Merit-cum means based Scholarship Scheme), в области довузовского (Pre-Matric Scholarship Scheme) и высшего образования (Post-Matric Scholarship Scheme). Они нацелены на малоимущие слои учащихся и студентов, доход родителей которых не превышает 100 – 250 тыс. руп. в год. Расходы по финансированию программ практически полностью несет центральное правительство. Выполняются они через правительства штатов и администрации союзных территорий. Принимая во внимание факт, что уровень образования девушек значительно ниже уровня образования юношей, во всех программах содержится условие предоставления 30% стипендий девушкам.

Таким образом, женское неравенство в значительной мере было обусловлено религиозным фактором: созданием варновой системы, закреплением за мужчинами-брахманами роли толкователей индуизма, знатоков ритуала жертвоприношений и, вместе с тем, приниженного, зависимо-неравноправного, положения женщины в древнеиндийском обществе и формирующейся патриархальной семье. Патриархальная культура продуцирует иерархичность, дуализм тела и духа и тем самым определяет женщину в религии через ту же систему, что и в обществе — систему политических практик. В современной Индии декларируется равноправие мужчин и женщин перед законом, органами государственной власти создаются правовые механизмы обеспечения гендерного равенства и правовой ответственности за его нарушение. С 2007 г. по 2012 г. впервые за годы независимости Индии должность президента страны занимала женщина − 72-летняя Пратибха Патил. Данное обстоятельство яркий пример того, что в последние десятилетия положение индийской женщины значительно изменилось: выросла их роль в социально-экономической и общественно-политической сферах жизни, повысилась грамотность, возросла продолжительность жизни, снизилась младенческая смертность, усилилось женское движение за отказ от института приданного. Однако в реальной жизни индийские женщины значительно отстают от мужчин по многим показателям и продолжают подвергаться дискриминации. В условиях фактически тотально религиозного общества стереотипные установки по отношению к гендерным ролям сохраняются и часто поддерживаются.

References
1. Indiya segodnya. M.: Institut vostokovedeniya RAN, Ariavarta-Press, 2005. 592 c.
2. Mukhametzyanova-Duggal R.M. Religioznye men'shinstva v sovremennoi Indii. Ufa: IEI UNTs RAN, 2011. 100 s.
3. Yurlova E.S. Zhenshchina v induizme // Induizm i sovremennost'. Materialy nauchnoi konferentsii. M.: Tsentr indiiskikh issledovanii Instituta vostokovedeniya RAN, 1994. S. 70-75.
4. Yurlova E.S. Zhenshchiny Indii. Traditsii i sovremennost'. M: Institut vostokovedeniya RAN, 2014. 520 s.
5. Census Data 2001.India at a glance. Statistics On Demographic & Socio-Economic Characteristics. New Delhi: Registrar General & Census Commissioner, India, Ministry of Home Affairs. 2001, available from http://www.censusindia.gov.in/Census_Data_2001/India_at_glance/glance.aspx (accessed 25.08.2019).
6. Census of India 2011.Meta Data, available from http://www.censusindia.gov.in/2011census/HLO/Metadata_Census_2011.pdf (accessed 25.08.2019).
7. Census of India 2011. Provisional population totals Paper 1 of 2011 India Series 1. New Delhi, Office of Registrar General & Census Commissioner. 2011. P. 38, available from http://www.censusindia.gov.in/2011-prov-results/prov_results_paper1_india.html (accessed 25.08.2019).
8. Census Provional Population Totals. The Registrar General & Census Commissioner, India. (2011), available from http://censusindia.gov.in/2011census/censusinfodashboard/index.html (accessed 25.08.2019).
9. C-3 (Appendix) Marital status By Religious Community, Age And Sex (India & States/UTs), available from http://www.censusindia.gov.in/2011census/population_enumeration.html (accessed 25.08.2019).
10. Nagarajan, R. First count of third gender in census: 4.9 lakh, available from https://timesofindia.indiatimes.com/india/First-count-of-third-gender-in-census-4-9-lakh/articleshow/35741613.cms (accessed 25.08.2019).
11. NSSO (2010) Employment and Unemployment Situation in India 2007-08, NSS 64th round (July 2007 – June 2008), New Delhi: Ministry of Statistics &Programme Implementation, Government of India, available from http://mospi.nic.in/sites/default/files/publication_reports/NSS_Report_No_537.pdf (accessed 25.08.2019) .
12. Number Of Women And Currently Married Women By Present Age, Educational Level, Number Of Births Last Year By Sex And Birth Order – 2011, available from http://www.censusindia.gov.in/2011census/F-series/F-11.html (accessed 25.08.2019).
13. Population Enumeration Data (Final Population). Data on Religion. Religion PCA (India & States/UTs/District/Sub-Distt/Town Level), available from http://www.censusindia.gov.in/2011census/Religion_PCA.html (accessed 25.08.2019).
Link to this article

You can simply select and copy link from below text field.


Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.