Статья 'Аборигенный туризм как одно из направлений сохранения и развития культуры коренных народов Канады' - журнал 'Человек и культура' - NotaBene.ru
по
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > About the Journal > Requirements for publication > Editorial collegium > Editorial board > Peer-review process > Policy of publication. Aims & Scope. > Article retraction > Ethics > Online First Pre-Publication > Copyright & Licensing Policy > Digital archiving policy > Open Access Policy > Article Processing Charge > Article Identification Policy > Plagiarism check policy
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Back to contents
Man and Culture
Reference:

Aboriginal tourism a one of the steps towards preservation and development of the culture of Canada’s indigenous population

Karelina Nataliya Aleksandrovna

PhD in Geography

Docent, the department of Regional Studies and International Relations, M. V. Lomonosov Moscow State University

119234, Russia, g. Moscow, ul. Leninskie Gory, 1, stroenie13-14, of. 209

nata.msu@gmail.com
Other publications by this author
 

 

DOI:

10.25136/2409-8744.2019.4.30482

Received:

04-08-2019


Published:

11-08-2019


Abstract: The subject of this research is the development of aboriginal tourism in Canada as one of the priority directions towards preservation and development of the cultural heritage of its indigenous population. Aboriginal tourism in Canada is define by the activity of such tourism agencies and organizations, which mostly belong to the representatives of indigenous people – First Nations, Métis, Inuit, managed and/or controlled by them. Special emphasis is made to the economic indicators of such type of tourism industry, as well as the core activities of aboriginal tourism agencies, their concept and development trends from the perspective of sustainable development of the territories used for preservation and promotion of the traditional cultural practices and language of the First Nations communities. The conducted research demonstrates the sustainable development of aboriginal tourism in Canada, escalating interest of tourists and the indigenous population. One of the key factors contributing to such increase becomes the tourists’ intention to obtain new cultural experience and knowledge, along with the desire of aboriginal communities to improve their socioeconomic situation and promote further preservation of the traditional economy and native culture. Therefore, the author underlines the annual increase in employment rate among the representatives of indigenous population and the range of tourist activities implemented by them. Such experience is of special practical importance for the creation of regional programs for support and development of the indigenous minorities of Russia.


Keywords:

Aboriginal tourism, Ethnic tourism, Indigenous peoples of Canada, First Nations, Métis, Inuit, Aboriginal culture, traditions, cultural heritage, tourist activities

This article written in Russian. You can find original text of the article here .

В последние годы одним из популярных видов туристической деятельности становится этнотуризм, который представляет собой одно из направлений культурно-исторического туризма и предполагает ознакомление с культурой народа, исконно жившего в том или ином регионе. Как правило, речь идет о коренных народах, чьи уникальные традиции, образ жизни, язык представляют неотъемлемую культурно-историческую ценность и требуют особой защиты и охраны со стороны государства. Благодаря развитию этнотуризма с непосредственным участием и под контролем представителей коренных народов представляется возможность превращения их деятельности, которая при этом обеспечивает их экономическое и социальное благополучие, в стабильный комплекс мер, направленных на сохранение и развитие их культурного наследия. Поэтому этнотуризм становится одним из важнейших факторов устойчивого развития территории.

Этнотуризм в Канаде как самостоятельный вид развивается во всех 10 провинциях и 3 территориях страны и охватывает все группы коренного или аборигенного населения. В связи с этим для данного вида туризма часто используется другое название - аборигенный туризм (Aboriginal/Indigenous tourism – англ.). Аборигенный туризм в Канаде связан с деятельностью только тех туристических компаний и организаций, которые принадлежат и управляются в большей степени представителями коренных народов. Их деятельность осуществляется именно на той территории и в пределах того коренного сообщества, чьими представителями они являются. В полной мере они несут ответственность за жизнь и благополучие своего народа и сохранность своей территории.

В настоящее время в Канаде проживает более 1,6 млн коренных жителей. Согласно переписи 2016 г. их количество составило 4,9% всего населения страны. Официально они делятся на три группы: индейцы или как в Канаде их принято называть Первые нации; метисы – потомки смешанных браков европейцев с представителями коренного населения в начальный период освоения Канады и инуиты – жители северных территорий страны. Всего насчитывается более 600 различных аборигенных наций. Наиболее многочисленную группу составляют Первые нации – около 1 млн чел., численность метисов не превышает 600 млн. человек и жителей крайнего севера - инуитов проживает чуть более 60 тыс. чел. Около половины коренных жителей Канады проживают в резервациях [11].

Для привлечения туристов канадцы всегда использовали историю и культуру коренных народов. Для этого в стране создавались специальные музеи, культурные центры, организовывались сувенирные магазины и лавки, в которых зачастую туристам предлагались реплики художественных промыслов, создаваемых аборигенными мастерами. Организация праздников, выставок, фестивалей с привлечением аборигенных общин находилась в руках представителей некоренного населения. Можно сказать, что речь шла скорее об “эксплуатации” культуры коренных народов страны с целью получения дополнительной финансовой выгоды, а не о попытках привлечь внимание к исконным культурным ценностям, традициям и образу жизни коренных народов Канады. В 1982 году с принятием закона о правах коренных народов ситуация стала медленно меняться. В 1980-е гг. в стране стали появляться первые туристические компании и агентства, владельцами которых стали представители коренного населения. В 1990-е гг их число стало постепенно увеличиваться, и при поддержке государства стали создаваться организации для поддержки развития аборигенной туристической отрасли. К ним относятся Aboriginal Tourism Team Canada (ATTC), Aboriginal Tourism Canada, and Aboriginal Tourism Marketing Circle (ATMC) и др. Их деятельность была направлена на разработку единых стандартов развития отрасли, поддержку региональных и провинциальных структур. Сегодня все эти функции выполняет одна некоммерческая государственная структура Aboriginal Tourism Association of Canada (ATAC) - консорциум, созданный в 2015 г. и объединивший более 20 аборигенных туристических организаций и представителей государственной власти для скоординированного развития аборигенного туризма. Основными целями этой ассоциации является не только рост туриндустрии, но и улучшение социо-экономического положения коренных народов Канады, сохранение их культурного наследия и устойчивое развитие занимаемых ими территорий. Помощь ей оказывает другая государственная организация Destination Canada (бывшее название Canadian Tourism Commission), которая занимается развитием туризма в целом. В трех провинциях Канады (Британской Колумбии, Квебеке, Онтарио), и также двух территориях (Юконе и Северо-Западных территориях) действуют свои региональные организации по развитию аборигенного туризма [10, с.xxiii].

В настоящее время развитие аборигенного туризма представляет особый интерес и для самих коренных сообществ, т.к. позволяет им не только получать доход, повышая при этом свое материальное положение, но и сохранять свои уникальные традиции, обычаи, ремесла, блюда национальной кухни и т.д. При этом в основе их деятельности заложены определенные правила, которые являются ключевыми факторами их устойчивого развития [8, c.285]:

1) Все предоставляемые услуги должны представлять собой традиционные культурные практики, которые передавались из поколения в поколение. В качестве сувенирной продукции должны предлагаться только аутентичные ремесленные изделия.

2) Привлечение к деятельности старшего поколения – истинных «носителей культуры». Это в свою очередь позволяет передать культурные традиции остальным членам общины, тем самым обеспечить преемственность поколений.

3) Бережное отношение к окружающей природе, сложившемуся хозяйственному укладу и образу жизни. Важно именно рациональное использование всех составляющих компонентов туристической индустрии.

4) Внимательное и гостеприимное отношение к туристам с учетом их интересов и потребностей. Это предполагает обучение основам турбизнеса, регулярное проведение семинаров и мастер-классов, повышающих квалификацию представителей коренного населения занятых в данной сфере.

5) Популяризация туристической деятельности, привлечение СМИ, использование интернет-рекламы.

Существенную поддержку в организации обучения, рекламы и продвижении готового турпродукта оказывает ATAC.

В последние десятилетия в Канаде отмечается стабильный рост аборигенного туризма. С 2002 г. по 2014 г. количество туристических компаний возросло почти вдвое с 892 до 1500, их вклад в ВВП увеличился с 600 млн.$ до 1,4 млрд. $, количество занятых возросло с 13 до 33 тыс. человек. Более трети аборигенных туристических компаний находятся в провинции Онтарио, около 20% в Британской Колумбии, 13% в Квебеке [10, p. Xiii].

В 2018 г. ATAC был принят первый пятилетний план ускоренного развития аборигенного туризма. Согласно этому плану в 2109-2024 гг. на финансовую поддержку туристических компаний, маркетинг, рекламу, привлечение СМИ и т.д. предполагаются затраты в объеме 14 млн.$ ежегодно, что позволит увеличить ежегодный вклад в ВВП страны до 2,2 млрд.$ и количество занятых до 49 тыс. человек. Важной составляющей этого плана является увеличение различных видов туристической деятельности. В 2015 г. их было не более 80, например: посещение деревень коренных жителей, как в резервациях, так и за их пределами; участие в проведении традиционных культурных практик (танцы, обряды, приготовление национальных блюд и т.д), участие в мастер-классах по изготовлению традиционных сувениров; знакомство с окружающей природой; охота; рыбалка и т.д. В 2024 г. их число должно достигнуть 200 различных видов. Это позволит не только привлечь внимание еще большего числа туристов, но и культурно обогатить их представления о коренных народах страны. Уже в настоящее время каждый третий турист, приезжающий в Канаду, готов поближе познакомиться с историей и традициями ее коренных жителей и проявляет именно к данному виду туристической деятельности особый интерес. Зачастую именно этот интерес ложится в основу всей поездки. На данный момент наибольшую заинтересованность проявляют туристы из Франции и Германии, за ними следуют путешественники из США и Китая. Наибольшее количество посетителей составляют сами канадцы, при этом 55% из них проживают в непосредственной близости от посещаемых ими туристических мест, 22% - приезжают специально из других регионов страны [10, с.xiv].

История и культурные традиции коренных народов Канады отличаются богатством и разнообразием. Среди туристов наибольшей популярностью пользуются мероприятия, проводимые на свежем воздухе (знакомство с хозяйственным укладом индейских деревень, общение с их жителями, участие в фестивалях и праздниках, прогулки на каноэ, изучение окружающей природы и т.д.), а также посещение музеев, художественных галерей, мастерских, сувенирных магазинов. Некоторые посетители предпочитают останавливаться в небольших индейских отелях или гостевых домах [10, с.xiii]. В большинстве случаев туристам предлагается целый комплекс всевозможных мероприятий, которые позволяют им поближе познакомиться с культурными традициями индейских общин. Продолжительность туров варьируется от одного дня до недели, как в самих резервациях, так и за их пределами. Например, резервация Кюрв Лейк, расположенная в округе города Питерборо провинции Онтарио, радушно принимает гостей с конца мая до середины октября. Во время экскурсии «старожилы» деревни рассказывают о своей жизни и истории своего народа, у костра знакомят с обрядовыми танцами, ритуалами, интересными мифами и легендами. Туристов приглашают посетить священное место – Петроклиф-парк, где хранится неразгаданное послание древнейших жителей Канады в виде камня с вырезанными на нем пророческими рисунками. Здесь же располагаются магазин и художественная галерея, где представлены работы индейских художников. В конце экскурсии гости могут отправиться в круиз по великолепным озерам Трент-Северн, где находится 1128 островов. В четырех резервациях в окрестностях Национального парка Райдинг-Маунтин можно поучаствовать в конной охоте на дикого зверя. На острове Энтони (Сгаанг Гваи) в Британской Колумбии в деревне индейцев племени Нинстинц хранителей уникальной культуры хайда можно увидеть яркие тотемные столбы, которые отражают образ жизни племен, живших здесь столетия назад [2]. В провинции Онтарио в начале августа можно посетить фестиваль «Пау-Вау» – древний, яркий ритуальный праздник, на который приезжают индейцы со всей Северной Америки, увидеть ритуальные танцы в красочных национальных костюмах, посетить ярмарку, попробовать блюда индейской кухни, в том числе известный кленовый сироп. В деревне Аврора (г. Йеллоунайф, Северо-Западные территории) в сопровождении аборигенного экскурсовода можно получить захватывающие впечатления, увидев северное сияние. Тесная связь с живой природой, веками накопленный опыт общения с окружающим миром позволяют коренным жителям наилучшим образом показать и объяснить все детали местной флоры и фауны, научить их правильному восприятию. Поэтому очень популярны экскурсионные туры, в время которых можно понаблюдать за китами, медведями (в провинциях Квебек или Британская Колумбия), изучить лекарственные растения и способы их применения.

Представители аборигенного туризма отмечают, что несмотря на существенные сдвиги по развитию данной отрасли, требуется приложить еще немало усилий для того, чтобы наладить взаимодействие между региональными туроператорами для разработки скоординированного плана развития, решить проблемы нехватки инфраструктуры, сферы услуг, рекламы и квалифицированных кадров [10, с.xvi-xvii]. Требуется выработка определенного кодекса поведения и для туристов, посещающих уникальные деревни и места природопользования индейских общин [13]. Данный вид туризма отличается тем, что достопримечательностями здесь являются не только материальные ценности, но и духовные представления, мировоззренческие установки, вековые традиции представителей древнейших индейских племен, нарушить которые очень легко.

Безусловно, данный вид туризма представляет особый интерес для ценителей традиционный культуры и их количество с каждым годом возрастает. Для коренных жителей Канады предоставляется новая возможность устойчивого развития и сохранения собственной культуры, передачи ее молодым поколениям. Важным аспектом такого развития становится возможность участия многих членов индейской общины. При этом виды их деятельности чрезвычайно разнообразны и интересны и позволяют сформировать различные варианты предоставляемых услуг [1].

Многие десятилетия канадские власти пытались ассимилировать коренные народы, уничтожить их язык и культуру [5]. Такая политика уже в прошлом. В настоящее время правительство страны пытается решить проблемы коренных жителей, дать им возможность сохранить свои культурные ценности и представления. Аборигенный туризм является одним из направлений для достижения поставленных целей, который активно поддерживается на федеральном и региональном уровнях.

Опыт Канады в этом вопросе приобретает особую практическую значимость для разработки региональных программ поддержки и развития малых коренных народов России.

References
1. Aboriginal Cultural Experiences: National Guidelines: www.aboriginalbc.com/assets/corporate/AboriginalCulturalExperiencesGuide_2013-s.pdf (data obrashcheniya: 10.06.2019)
2. Aboriginal Tourism BC: www.aboriginalbc.com/corporate/ (data obrashcheniya: 22.06.2019)
3. Authentic Indigenous: http://www.authenticindigenous.com/ (data obrashcheniya: 9.07.2019)
4. Centre for First Nations Governance: http://fngovernance.org/ (data obrashcheniya: 9.07.2019)
5. Coates, Ken S. A global history of indigenous peoples: Struggle and survival. New York, NY: Palgrave MacMillan, 2004.
6. Destination Canada: https://www.destinationcanada.com/en (data obrashcheniya: 17.06.2019)
7. Indigenous Tourism Association of Canada: https://indigenoustourism.ca/corporate/ (data obrashcheniya: 18.06.2019)
8. Introduction to Tourism and Hospitality in BC by Morgan Westcott. Capilano University, Victoria, B.C. 2015. 115 p.
9. Native Education College. www.necvancouver.org (data obrashcheniya: 24.07.2019)
10. O’Neil, B., Payer, B., Williams, P., Morten, K., Kunin, R., & Gan, L. National Aboriginal tourism research project 2014. Vancouver, BC: Aboriginal Tourism Marketing Circle, 2014.
11. Statistics Canada: https://www.statcan.gc.ca/eng / (data obrashcheniya: 4.06.2019)
12. UN Declaration on the Rights of Indigenous People: www.un.org/esa/socdev/unpfii/documents/DRIPS_en.pdf (data obrashcheniya: 11.06.2019)
13. Wilson, K. & Henderson, J. First Peoples: A guide for newcomers. Vancouver: City of Vancouver. 2014 http://vancouver.ca/files/cov/First-Peoples-A-Guide-for-Newcomers.pdf (data obrashcheniya: 1.08.2019)
14. WWF International Arctic Programme. (n.d.). Code of conduct for Arctic tourists. www.panda.org/downloads/arctic/codeofconductforarctictourists(eng).pdf (data obrashcheniya: 12.07.2019)
Link to this article

You can simply select and copy link from below text field.


Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.