Статья 'Идеологические основы обеспечения безопасности дорожного движения' - журнал 'Национальная безопасность / nota bene' - NotaBene.ru
по
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > Council of Editors > Concept of the Journal > Requirements for publication > Peer-review process > Article retraction > Ethics > Online First Pre-Publication > Copyright & Licensing Policy > Digital archiving policy > Open Access Policy > Article Processing Charge > Article Identification Policy > Plagiarism check policy > Editorial board
Journals in science databases
About the Journal
MAIN PAGE > Back to contents
National Security
Reference:

Ideological grounds of ensuring traffic safety

Kalyuzhny Yurii Nikolaevich

PhD in Law

Docent, the department of Administation of Work of Public Order Units of Staff Training Centre, Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia

125171, Russia, g. Moscow, ul. Zoi I Aleksandra, 8

kaluzhniy-y@yandex.ru
Other publications by this author
 

 

DOI:

10.7256/2454-0668.2020.5.32369

Received:

11-03-2020


Published:

03-12-2020


Abstract: The subject of this research is the legal norms and scientific sources that characterize the ideological grounds of ensuring traffic safety. The object of this research is the social relations that determine the framework for ensuring traffic safety. Examination of the normative legal acts and scientific literature, allows conducting a comprehensive analysis of ideological grounds of ensuring traffic safety. The author indicates certain scientific problems of legislative regulation of the sphere under review, and resumes that the presence of state ideology within the system of legal norms is inevitable. The conclusion is formulated that the ideological grounds of ensuring traffic safety are based on the system of views, ideas, and value orientations from the perspective of personal, social, and state levels. The author claims that the state uses law as the official ideology. The ideological grounds of ensuring traffic safety, associated with implementation of state policy in indicated field of research, represent legal forms of ensuring traffic safety, which contribute to the perception of law by personal and public legal awareness, which positively impacts legal mentality of the society, reducing the risk of traffic accidents and their negative consequences. The novelty of this work consists in the comprehensive analysis of theoretical legal and organizational aspects that characterize the ideological grounds of ensuring traffic safety, determine controversial issues in legislative regulation of the system of views, ideas, and value orientations for ensuring traffic safety from the perspective of personal, social, and state levels.


Keywords:

traffic, road safety, security provision, ideology, ideological basis, state, social relation, society, legislative regulation, legal relation

This article written in Russian. You can find original text of the article here .

Обеспечение безопасности дорожного движения занимает одно из ведущих направлений деятельности нашего государства, связанного с обеспечением безопасности граждан, соблюдением их конституционных прав и свобод, реализацией социально-экономической политики устойчивого развития Российской Федерации [1].

Любое государство имеет в качестве основных своих целей (основных идей) обеспечение личной, общественной и государственной безопасности, реализация которых позволяет осуществить сохранение достигнутого уровня социального развития (экономического, политического, культурного и т.д.), необходимого для дальнейшего развития общества и его безопасности [2], в том числе и безопасности дорожного движения, как вида безопасности в целом.

Важное значение для обеспечения безопасности дорожного движения имеют идеологические основы на которых базируется, выстраивается система обеспечения рассматриваемой безопасности.

Обращаясь к смысловому значению понятия «идеология», представляется возможным установить, что оно происходит от греческого «idea» идея и «logos» учение и представляет собой систему взглядов идей, характеризующих какую-нибудь социальную группу, класс, политическую партию, общество [3], либо совокупность взглядов и идей отражающих отношение людей к действительности, в которых содержатся цели (программы) социальной деятельности, направленные на закрепление или изменение (развитие) общественных отношений [4].

Вместе с тем, анализ статьи 13 Основного закона Российской Федерации позволяет установить, что в нашей стране признается идеологическое многообразие, и никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной [5]. Означает ли идеологическое многообразие невозможность закрепления в нормах права государственной идеологии?

В данном отношении справедливо отмечает В.Д. Зорькин, что Основной закон нашей страны выступает фундаментальной правовой основой идейно-политической российской общности, представляющей собой отечественную конституционную идеологию, отделившую идеологический диктат от государственной целостности [6].

А.И. Овчинников в данном контексте указывает на возникновение правовой дилеммы. С одной стороны, в правовом государстве идеология не должна быть обязательной, но с другой стороны, без нее правовые формы обеспечения национальной безопасности будут неработоспособны. Соответственно, государственная идеология неизбежно присутствует в системе правовых норм, а также в современной системе права и правовой системе России [7].

Право, с момента своего появления представляет собой важнейшее средство охраны и регулирования общественных отношений [8]. То есть, в нормах права аккумулируются основные идеологические основы, отражающие отношение общества и государства к состоянию (основным показателям) обеспечения безопасности дорожного движения и дальнейшим стратегическим, национальным приоритетам в данной и смежных сферах безопасности.

Исследуя историко-теоретические вопросы источников права А.А. Васильев, указывает, что правовая идеология представляет собой составную часть государственной идеологии [9].

Таким образом, применительно к сфере обеспечения безопасности дорожного движения необходимо отметить, что идеологические основы обеспечения рассматриваемой безопасности представляют собой совокупность взглядов и идей отражающих отношение социума к окружающей действительности, выраженное в нормативных правовых актах, закрепляющих или изменяющих (развивающих) общественные отношения указанной сферы.

Действительно, для обеспечения безопасности дорожного движения у государства должна существовать четкая государственная позиция показывающая отношение государства к обеспечения рассматриваемой безопасности, выраженная в национальных целях, стратегических задачах, государственных идеалах.

Идеал являет собой стержень логических и ценностных ориентиров определяющих национальную шкалу ценностей, связанных с обеспечением безопасности дорожного движения.

Подвергая анализу нормативные правовые акты представляется возможным установить идеологические основы обеспечения безопасности дорожного движения.

Федеральный закон от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» учитывает в качестве объектов защиты жизнь, здоровье и имущество граждан, их права и законные интересы, а также интересы общества и государства путем предупреждения аварийности, снижения тяжести её последствий.

Таким образом, идеологические основы, сформированы с опорой на совокупность взглядов, идей, ценностных ориентиров, связанных с обеспечением безопасности дорожного движения с позиций личностного, социального и государственного уровней.

Кроме того, в качестве основополагающих начал обеспечения рассматриваемой безопасности закреплены приоритет жизни и здоровья личности, над экономическими результатами деятельности государства и ответственности государства над ответственностью граждан [10]. Тем самым, идеология государства, изложенная в рассматриваемом федеральном законе в полной мере соответствует идеологии, закреплённой в Конституции Российской Федерации, выраженной в установлении высшей ценности для государства и ответственности государства за них.

В нашей стране проводится целенаправленная государственная политика в области обеспечения безопасности дорожного движения. Вместе с тем, идеология обеспечения безопасности дорожного движения не остается неизменной. Социально-экономические преобразования, происходящие в нашем государстве, постановка руководством страны в целях дальнейшего развития общества и государства стратегических целей и задач, национальных приоритетов призваны изменить систему взглядов и ценностных ориентиров в отношении обеспечения безопасности дорожного движения и соответственно деятельности её субъектов.

Так, реализация комплекса мероприятий по обеспечения безопасности дорожного движения, предусмотренных федеральными целевыми программами повышения безопасности дорожного движения, происходящие процессы глобализации в данной сфере и снижение уровня количества погибших в автоавариях, позволили изменить отношение к обеспечению рассматриваемой безопасности и определить новые стратегические ориентиры. Стратегией безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018-2024 годы в качестве стратегического ориентира обозначается стремление к нулевой смертности в дорожно-транспортных происшествиях к 2030 году [11].

Таким образом, мировоззренческое отношение государства, социума и личности в отношении показателей обеспечения безопасности дорожного движения изменяется с учетом трансформации общественных отношений, изменяется совокупность взглядов и идей, отражающих отношение людей к проблемам обеспечения рассматриваемой безопасности, что находит свое выражение в нормативных правовых актах.

Корреляционная взаимосвязь основных задач обеспечения безопасности дорожного движения, изложенных в указанной Стратегии, нашла своё отражение в стратегических задачах дальнейшего развития нашей страны, изложенных в Указе Президента РФ от 07 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [12].

Идеологические основы обеспечения безопасности дорожного движения, связанные со стремлением к нулевому уровню смертности, а также достижением показателей социального риска, не превышающего четырех человек на 100 тысяч населения, а также устранение мест концентрации автоаварий изложены в структуре комплексной системы основных идеи и взглядов социально-экономического развития нашего государства, общества и личности на среднесрочный период.

Фактически, в указе главы нашего государства сформированы основные идеологические приоритеты обеспечения безопасности дорожного движения и дано поручение Правительству Российской Федерации осуществить разработку национального проекта по созданию безопасных и качественных автомобильных дорог с опорой на обозначенные приоритеты, что и было воплощено в объективной действительности на основе преемственности идеологических основ, закрепленных в нормативных правовых актах, определяющих стратегическое развитие нашей страны, социума и индивида [13].

Таким образом, необходимо отметить, что идеологические основы обеспечения безопасности дорожного движения, выраженные в отдельных направлениях деятельности субъектов обеспечения рассматриваемой безопасности, связанные с реализацией государственной политики в исследуемой области, находят свое выражение в иных нормативных правовых актах (в качестве самостоятельной составной части внутренней национальной безопасности [14], в сфере развития транспорта [15] и др.), что в своём комплексе позволяет их отнести к идеологическим основам государственного уровня.

Социальный уровень заключается в осознании проблемы обеспечения безопасности дорожного движения не исключительно как государственной проблемы, но и как социальной проблемы, где степень её решения зависит от общества в целом и каждого участника дорожного движения.

При этом, очевидно, что определение вектора развития государства, связанного со стремлением к нулевому уровню смертности и сокращением социального риска аварийности не представляют собой смену парадигм национального самоопределения, а представляют собой следующую ступень социально-экономического, нравственного и духовного развития общества, его отношения к безопасности дорожного движения в целом. Но, проводимый государством комплекс мероприятий и действий, направленных на достижения сокращения к минимуму автоаварий и количества погибших в них (ужесточение административной ответственности, введение уголовной ответственности по ст.264.1 УК РФ) порой сопровождается изменением мировосприятия социальной действительности, смене отдельных ценностей, как для общества, так и для индивида, что может порождать социальную неприязнь вводимых изменений.

В данном отношении необходим баланс учета интересов государства и общества. Не случайно глава Правительства нашей страны М.В. Мишустин указал на необходимость уменьшения размера санкций, предложенных при разработке проекта КоАП РФ [16], что показывает необходимость более активного использования форм убеждения для формирования социального восприятия и общественного согласия в отношении используемых способов достижения приоритетов, определенных и реализуемых в сфере государственной политики обеспечения безопасности дорожного движения.

В данном контексте справедлива философская позиция Г. В. Ф. Гегеля, исследовавшего взаимообусловленность общества и государства и указывающего, что в государстве, признающем права и свободы человека высшей ценностью способны стать неоспоримыми идеологическими основами власти только те идеи, которые поддерживаются обществом [17]. При этом, без действенного механизма реализации конституционных прав и свобод личности, гражданское общество не способно к качественному развитию, а правовое государство остается за гранью своего предназначения [18].

Те есть, от взаимоотношений между социумом и государством, от влияния общества и его институтов на государственные интересы зависит развитие гражданского общества, формирование правовой идеологии, совершенствование законодательства и правовой системы, дальнейшее развитие правового государства [19], но и государство обладает всеми необходимыми средствами для обеспечения претворения в социальную действительность национальных целей и стратегических задач дальнейшего развития личности, общества и государства.

Руководство федерального органа исполнительной власти, осуществляющего выработку государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения вполне следует достижению баланса интересов личности, общества и государства. Так, подводя итоги деятельности российской полиции за 2019 год в вопросах реализации основных направлений обеспечения рассматриваемой безопасности В. А. Колокольцев указывает, что между властью и социумом в отношении жёсткости реагирования государства на нарушение императивных норм обеспечения рассматриваемой безопасности должно быть полное взаимопонимание, так как речь идет о жизнях ни в чём не повинных людей [20].

Личностный уровень, проявляющийся в диалектической взаимосвязи человека и общества.

Одним из аспектов взаимообусловленности человека и общества выступает социальная детерминация сознания человека, его деятельности, которая обусловливает весь процесс развития личности, происходящий неразрывно от развития самого социума [21]. Конечно же, представляется не совсем уместным рассматривать взаимодействие личности и общества, как равных субъектов взаимодействия. Вместе с тем, социализация личности определяются сознательным поведением человека в обществе и соответствием данного поведения системе социальных ценностей, связанных с обеспечением безопасности дорожного движения.

Основной стержень государственной идеологии представлен общественным идеалом, от которого зависит мотивация поведения граждан в процессе выстраивания эффективной модели личностного, общественного и государственного устройства [7], и, как следствие, обеспечения безопасности дорожного движения.

Идеологические основы обеспечения безопасности дорожного движения, воплощенные в нормативных правовых актах, выражая общую (согласованную) волю социума, способствует развитию тех отношений, в которых заинтересованы как отдельные индивиды, так и общество в целом [22].

Юридическая норма, выступая регулятором общественных отношений должна соответствовать сформированному в государстве уровню экономики, культуре, морально-этическим нормам [23]. Важное значение для обеспечения безопасности дорожного движения имеет правовая культура граждан, их правосознание.

Таким образом, государство использует право в качестве официальной идеологии. Идеологические основы обеспечения безопасности дорожного движения, связанные с реализацией государственной политики в исследуемой области, представляют собой правовые формы обеспечения рассматриваемой безопасности, способствующие восприятию права личностным и общественным правосознанием, что положительно сказывается на правовом менталитете общества, снижении аварийности и её негативных последствиях.

References
1. Kalyuzhnyi, Yu.N. Osnovnye zakonodatel'nye initsiativy, svyazannye s fiksatsiei administrativnykh pravonarushenii v oblasti dorozhnogo dvizheniya tekhnicheskimi sredstvami // Rossiiskaya yustitsiya.-2019. № 4. S. 67-70.
2. Pozharskii D.V. Okhranitel'naya funktsiya gosudarstva (teoretiko-metodologicheskie problemy): dis. … dokt. yurid. nauk. M., 2014. 418 s.
3. Ozhegov S.I. Slovar' russkogo yazyka: Ok. 57000 slov / Pod red. chl.-korr. AN SSSR N.Yu. Shvedovoi. – 20-e izd., stereotip. M.: Rus. yaz., 1988. 750 s.
4. Bol'shaya Sovetskaya Entsiklopediya. (V 30 tomakh) / Gl. red. A.M. Prokhorov. Izd. 3-e. M.: «Sovetskaya Entsiklopediya», 1972. T. 10. Iva-Italiki. 1972. 591 s.
5. Konstitutsiya Rossiiskoi Federatsii ot 12 dekabrya 1993 g. (v red. ot 21 iyulya 2014 g.) // Rossiiskaya gazeta. 1993. 25 dekabrya; Sobranie zakonodatel'stva RF. 2014. № 31 (Ch. 1). St. 4398.
6. Kommentarii k Konstitutsii Rossiiskoi Federatsii / Pod red. V.D. Zor'kina – 2-e izdanie, peresmotr (stat'i 5, 11, 66, 71-73, 83, 84, 90, 136, 137). – Norma: Infra-M. Moskva, 2011. 1008 s.
7. Ovchinnikov A.I. Osnovy natsional'noi bezopasnosti: Uchebnoe posobie / A.I. Ovchinnikov, A.Yu. Mamychev, A.G. Kravchenko – Moskva: ITs RIOR, NITs INFRA-M, 2016. 235 s.
8. Obshchaya teoriya prava i gosudarstva: Uchebnik. / Pod red. V.V. Lazareva. 3-e izd., pererab. i dop. M.: Yurist'', 2001. 520 s.
9. Vasil'ev A.A. Pravovaya doktrina kak istochnik prava (istoriko-teoreticheskie voprosy): dis. kand. yurid. nauk. Barnaul, 2007. 192 s.
10. O bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya: federal'nyi zakon ot 10 dekabrya 1995 g. № 196-FZ (v red. ot 30 iyulya 2019 g.) // Sobranie zakonodatel'stva RF. 1995. № 50. St. 4873; Rossiiskaya gazeta. 2018. 29 dekabrya.
11. Ob utverzhdenii Strategii bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya v Rossiiskoi Federatsii na 2018-2024 gody: rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 08 yanvarya 2018 g. № 1-r // Sobranie zakonodatel'stva RF. 2018. № 5. St. 774.
12. O natsional'nykh tselyakh i strategicheskikh zadachakh razvitiya Rossiiskoi Federatsii na period do 2024 goda: Ukaz Prezidenta RF ot 07 maya 2018 g. № 204 (v red. 19 iyulya 2018 g.) // Sobranie zakonodatel'stva RF. 2018. № 20. St. 2817; 2018. № 30. St. 4717.
13. Pasport natsional'nogo proekta «Bezopasnye i kachestvennye avtomobil'nye dorogi» (utv. prezidiumom Soveta pri Prezidente RF po strategicheskomu razvitiyu i natsional'nym proektam, protokol ot 24 dekabrya 2018 g. № 15) [Elektronnyi resurs] // Ofitsial'nyi sait Konsul'tantPlyus. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&ts=114014172702397808230623275&cacheid=EAA14D5993E69267E3F987BCF02D5772&mode=splus&base=LAW&n=319305&rnd=EE95897B09DFF41D7DD7CB99039BD10F#2i2o4lluom0 (data obrashcheniya: 27 fevralya 2020 g.).
14. O Strategii natsional'noi bezopasnosti Rossiiskoi Federatsii: Ukaz Prezidenta RF ot 31 dekabrya 2015 g. № 683 // Sobranie zakonodatel'stva RF. 2016. № 1 (Ch. 2). St. 212.
15. O transportnoi bezopasnosti: federal'nyi zakon ot 9 fevralya 2007 g. № 16 FZ (v red. ot 2 avgusta 2019 g., s izm. ot 30 yanvarya 2020 g.) // Sobranie zakonodatel'stva RF. 2007. № 7. St. 837; 2019. № 30. St. 4134.
16. Mishustin nazval predlagaemye dlya avtomobilistov shtrafy neposil'nymi [Elektronnyi resurs]. URL: https://www.mk.ru/auto/2020/02/06/mishustin-nazval-predlagaemye-dlya-avtomobilistov-shtrafy-neposilnymi.html (data obrashcheniya: 2 marta 2020 g.).
17. Gegel' G. V. F. Filosofiya prava. Per. s nem.: Red. i sost. D. A. Kerimov i V. S. Nersesyants. M.: Mysl', 1990. 524 s.
18. Kirichek E.V. Organizatsionno-pravovoi mekhanizm obespecheniya konstitutsionnykh prav i svobod cheloveka i grazhdanina v usloviyakh vzaimodeistviya politsii i institutov grazhdanskogo obshchestva v Rossiiskoi Federatsii: diss. … dokt. yurid. nauk. M., 2015. 537 s.
19. Annin A.G. Vliyanie institutov grazhdanskogo obshchestva na pravovuyu sistemu sovremennoi Rossii // Vestnik ekspertnogo soveta №1 (16). 2019. S.75-80.
20. Zasedanie kollegii MVD Rossii [Elektronnyi resurs]. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/62860 (data obrashcheniya: 2 marta 2020 g.).
21. Teoriya gosudarstva i prava: Uchebnik / Pod red. A.S. Pigolkina. M.: Yurait-Izdat, 2005. 613 s.
22. Obshchaya teoriya prava i gosudarstva: uchebnik / Pod red. V.V. Lazareva. 3-e izd., pererab. i dop. M.: Yurist'', 2001. 520 s.
23. Bakhrakh D.N., Rossinskii B.V., Starilov Yu.N. Administrativnoe pravo: uchebnik dlya vuzov. 3-e izd., peresmotr, i dop. M.: Norma, 2007. 816 s
Link to this article

You can simply select and copy link from below text field.


Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.