Статья 'Проблемы инкорпорации принципов международного права в систему нормативно-правового обеспечения социального обслуживания РФ и их влияние на подготовку кадров для социальных служб' - журнал 'Международное право' - NotaBene.ru
по
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > About the Journal > Requirements for publication > Editorial collegium > Peer-review process > Policy of publication. Aims & Scope. > Article retraction > Ethics > Online First Pre-Publication > Copyright & Licensing Policy > Digital archiving policy > Open Access Policy > Article Processing Charge > Article Identification Policy > Plagiarism check policy
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Back to contents
International Law
Reference:

Problems of incorporation of the principles of international law into the system of normative legal support of social welfare of the Russian Federation and their impact upon training of personnel for social services

Novikova Svetlana Alekseevna

Master's Degree, the department of Pedagogy and Educational Technologies, Yelets State Ivan Bunin University

398000, Russia, Lipetskaya oblast', g. Lipetsk, ul. Papina, 21, of. 1

romanianoa@gmail.com
Nadtochii Igor' Olegovich

Doctor of Philosophy

Professor, Head of the department of Humanities, Russian and Foreign Languages, Voronezh State Institute of Physical Culture

394000, Russia, g. Voronezh, ul. Karla Marksa, 59, of. 1

romanianoa@gmail.com

DOI:

10.25136/2644-5514.2021.1.34903

Received:

15-01-2021


Published:

22-01-2021


Abstract: The subject of this article is the theoretical and practical aspects of application of the experience of other countries of the modern world (from the perspective of the concept) in the process of raising the effectiveness of social welfare system of the Russian Federation as a whole, and the system of training social workers in particular. Since the late XX century, key difference of the current stage of global development, and namely of international law is the gradual shift of legal norms and political practice away from the traditional concepts of economic, social and humanistic policy, which for a long time formed the fundamental discourses of the domestic and international social life. The author states the fact on the need accelerate inclusion of the Russian Federation into the global social cont1ext on both, theoretical and practical levels. Reception of the norms of international law, especially of humanistic nature, historically contributed to the improvement of legal systems of the so-called counties of “catch-up development”; in a certain way, the Russian Federation can also be attributed to this group. On the one hand, Russia has a rich tradition of creating the norms of perfect social legislation (including a fairly effective system of training social workers), whole on the other hand, in recent years we can observe the processes of “erosion” of social rights of the citizens.


Keywords:

law, system, personnel, preparation, experience, act, principle, world, globalization, concept

This article written in Russian. You can find original text of the article here .

Особенностью современного этапа в развитии глобального права, как частного, так и публичного, является отход от традиционных концептов экономической, социальной, гуманитарной политики. В мире в наши дни происходят радикальные общественно-политические трансформации, причем в государствах как так называемой «традиционной демократии», так и в тех странах, которые в позднесоветской традиции именовались «третьим миром».

Так или иначе, но пожалуй, все страны современного мира вынуждены в наши дни делать непростой выбор между полной реализацией концепта социального государства, или, иначе говоря, «государства благоденствия» и задачами долговременного экономического развития. С данных позиций опыт различных стран мира может представлять исключительную ценность для Российской Федерации, которая вот уже два десятилетия пытается с переменным успехом реформировать собственную социальную сферу. В контексте ее реформирования периодически возникают различные проблемы. Одной из таковых представляется задача повышения эффективности подготовки работников социальной сферы. Современный социальный работник должен обладать широкими компетенциями: знаниями права, основ педагогики, психологии, социологии и пр.

Однако, на наш взгляд. первоочередным компонентом среди его компетенций должен выступать этический, причем не в плане следования нормам некой «бытовой этики», а в отношении собственной мировоззренческой позиции работника социальной сферы в отношении прав и свобод человека и гражданина. Концепт прав человека, который исторически стал имманентной чертой публично-правового порядка многих государств современного мира, по определению влияет на деятельность всех звеньев системы социального обеспечения государства.

Целью современных российских реформ в сфере социального обслуживания является формирование системы защиты прав и интересов всех социальных групп на основе международных норм, законодательства РФ и европейских стандартов. Формирование новой модели социальной политики государства связано с изменениями нормативно-правового обеспечения сферы социального обслуживания и повышением эффективности подготовки кадров в этой сфере[8].

Идеал социальной справедливости издавна оказывал влияние на ключевые правовые дискурсы. Еще европейскому средневековому социуму необходимым представлялось упорядочение управления и привнесение в общественное сознание идеалов Справедливости[4], а также искоренение правового нигилизма, который исторически присутствует в общественном сознании как особое свойство национальной психологии, менталитета народа[5]. В дальнейшем идея прав человека стала краеугольным камнем государственно-правовой конструкции всех стран современного мира.

Защита прав и свобод человека – основная задача социальной работы. РФ в 2009 году практически полностью ратифицировала Европейскую социальную хартию. Хартия гарантирует основные права по социальной защите, касающиеся следующих вопросов:

- правовой статус ребенка;

- обращение с несовершеннолетними правонарушителями;

- защита от жестокого обращения и насилия;

- запрет любых форм эксплуатации;

- правовой статус семьи;

- право на социальную безопасность, социальное обеспечение и социальные услуги;

- право на защиту от бедности и социального отчуждения;

- уход за детьми;

- особые меры по питанию пожилых людей;

- право женщин и мужчин на равное обращение и равные возможности в сфере занятости;

- право инвалидов на социальную интеграцию и участие в жизни общества;

- экономическую и социальную политику, направленная на обеспечение полной занятости;

- доступ к работе для инвалидов;

- интеграцию в школе детей с особыми возможностями; - доступ к образованию и профессиональной подготовки для лиц с ограниченными возможностями;

- защита материнства;

- сокращение числа бездомных[9].

Однако реальное полное выполнение обязательств, которые взяла на себя РФ является достаточно сложной задачей и возможно при условии приближения уровня жизни населения к европейским стандартам. Образцом европейской модели социального обеспечения, основанного на социальной справедливости, является Европейский кодекс социального обеспечения[1].

РФ согласно нормам внутреннего законодательства, взяла на себя обязательства оказывать социальную помощь, в частности:

- по состоянию здоровья;

- из-за безработицы и старость;

- в случае производственной травмы;

- семьям с детьми и по беременности и родам;

- по инвалидности и по случаю потери кормильца (См.: Конституция РФ)

Российская Федерация также, согласно Хартии приняла на себя обязательства по воплощению в общественную практику основных европейских ценностей – принципов демократии, верховенства права и защиты прав человека.

Система социальной работы РФ на протяжении всех этапов функционирования находится в состоянии постоянной доработки, что связано со структурными изменениями в сфере социальной работы и возможностями социальных служб предоставлять качественные социальные услуги всем уязвимым категориям населения. Реформирование системы социальных услуг в РФ начато в 2000-х гг., когда и государственные, и общественные институты разрабатывают собственные стратегии преодоления бедности, в которых определены основные направления реализации данной задачи:

- углубление адресности государственной социальной помощи;

- замена отдельных льгот населению на социальные услуги;

- развитие центров комплексного социального обслуживания;

- передача органам местного самоуправления полномочий планирования, финансирования и организации предоставления социальных услуг. Эти направления остаются актуальными и сегодня[2].

Система предоставления социальных услуг является многогранным сложным процессом, требующим наличие эффективного механизма и инструментов государственного управления, а также четкого и последовательного взаимодействия центральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и общественного сектора.

Исполнительным органам власти в РФ и других странах мира делегированы полномочия по предоставлению социальных услуг лицам и семьям с детьми, которые находятся в сложных жизненных обстоятельствах и нуждаются посторонней помощи, бездомным лицам, иным лицам, находящимся в сложной жизненной ситуации. Перспективными направлениями совершенствования функционирования системы социального обслуживания является. на наш взгляд, децентрализация и демонополизация социальных услуг[6].

Во всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 году, в статье 22 указано, что «каждый человек [...] имеет право [...] на осуществление необходимых для поддержания достоинства и свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства»[7]. Базой для разработки соответствующих законов и подзаконных актов, реализующих принципы международного права, является Конституция РФ, которая устанавливает право граждан на социальную защиту.

Анализ основополагающих международных актов в сфере социальной защиты населения позволяет констатировать, что социальная работа рассматривается в мире как самостоятельная прикладная наука. Она направлена на разработку и систематизацию научно-практических и методологических рекомендаций по предоставлению социальных услуг людям, которые оказались в сложных жизненных обстоятельствах, и является инструментом реализации государственной социальной политики.

Проблема социальной защиты населения является предметом изучения различных отраслей отечественной правовой науки. По нашему мнению, социальная работа, согласно доктрине международного права, есть подвид интегрированного, универсального вида государственной деятельности, направленного на удовлетворение социально-гарантированных и личностных интересов и потребностей людей, прежде всего уязвимых категорий населения.

Социально-педагогическая работа, со своей стороны, рассматривается как разновидность социально-педагогической деятельности в самой широкой ее трактовке. В контексте того, важно отметить, что социально-педагогическая работа направлена на различные категории детей, молодежи, взрослых или отдельные социальные группы, а с учетом места, где она происходит, различают социально-педагогическую работу в учебном заведении, реабилитационном центре, и т. д.

К общей категории особо уязвимых граждан международная практика относим беженцев, людей пожилого возраста, представителей этнических и расовых меньшинств, инвалидов, лиц, вышедших из психиатрических больниц или тюрем, больных, бездомных или живущих в трудных условиях, родителей-одиночек, женщин, имеющих на иждивении других членов семьи, безработных, работающих лиц пожилого возраста, молодых людей и детей.

В целом, социальная работа с уязвимыми категориями населения предусматривает в мире их широкую и многостороннюю социальную защиту. Понятие «социальная защита» мы понимаем как практическую деятельность государства и общества по реализации основных направлений социальной политики с целью обеспечения права уязвимых категорий населения на достойные условия жизни. Социальная защита в европейской традиции ориентирована на высокий уровень, многообразие и действенность гарантий, то есть на создание условий и средств, обеспечивают реализацию конституционных прав граждан.

Социальная защита как социально ориентированная деятельность государства осуществляется через комплекс организационно-правовых и социально экономических мероприятий - социальные услуги. Основными формами предоставление социальных услуг (осуществление социальной защиты населения) является материальная помощь (то есть социальное обеспечение) и социальное обслуживания. Законодательство РФ определяет комплекс мероприятий по оказанию помощи лицам, отдельным социальным группам, находятся в сложных жизненных обстоятельствах и не могут самостоятельно их преодолеть, с целью решения их жизненных проблем[3]. Под сложными жизненными обстоятельствами мы понимаем обстоятельства, вызванные инвалидностью, возрастом, состоянием здоровья, социальным положением, жизненными привычками и образом жизни, вследствие которых лицо частично или полностью не имеет способности или возможности самостоятельно заботиться о себе и участвовать в общественной жизни.

Реализация задач социальной политики РФ в сфере подготовки кадров социальной работы реализуется и через подзаконные акты, определяющие направления предоставления социальных услуг:

- социальная услуга профилактики;

представительство интересов; кризисного и экстренного вмешательства дневного ухода;

ухода на дому;

паллиативного ухода;

стационарного ухода;

социального сопровождения семей (лиц), которые находятся в сложных жизненных обстоятельствах;

социальной адаптации;

поддержанного проживания пожилых людей и лиц с инвалидностью.

Органы местного самоуправления в РФ в настоящее время к сожалению не имеют достаточно стимулов для всесторонней поддержки учреждений, оказывающих социальные услуги. Повышение эффективности социальной работы с уязвимыми категориями населения целесообразно осуществлять путем децентрализации управления, усиление роли местного самоуправления, изменения финансовых стимулов и устранения ресурсного принципа финансирования.

В целом, очевидно, что в РФ уязвимыми категориями является довольно значительная группа населения, сама проблема по праву относится к числу «вечных», что закономерно требует широкого применения социальными кадрами не только норм российского законодательства, но и гуманистических принципов европейского права. Поэтому задача инкорпорирования международных норм на сегодняшний день является важной задачей не только российского законодателя. Социальные работники также должны руководствоваться общими принципами международных актов в своей деятельности.

References
1. Andrienkova N. V. Problema sotsializatsii lichnosti. Sotsial'nye issledovaniya. Moskva: Institut sotsiologii, 2019. Vyp. 17. S. 42–53.
2. Balabanova L. V., Sardak O. V. Upravlenie personalom. URL: http:// uchebnikionline.com/menedgment/upravlinnya_personalom_balabanova_l_v/ upravlinnya_personalom_-_balabanova_l_v.htm (data obrashcheniya: 19.6.2020).
3. Kasarkina E. N. Tipologii klientov sotsial'noi raboty. Mordovskii gosudarstvennyi universitet imeni N. P. Ogareva. Saransk, 2003. URL: 223 http://www.rusnauka.com/6_PNI_2012/Psihologia/14_102218.doc.htm (data obrashcheniya: 1.12.2020).
4. Novikov O.A. Institut Vselenskikh sudei v Vizantii vo vtoroi polovine XIV-XV vekakh / O.A. Novikov // Istoriya gosudarstva i prava. 2008. № 16. S. 34-36.
5. Novikov O.A. Ob istokakh pravovogo nigilizma v obshchestvennom soznanii Vizantiiskoi imperii / O.A. Novikov // Pravovaya nauka i reforma yuridicheskogo obrazovaniya. 2007. № 21. S. 151.
6. Kucher G. Social work in Ukraine, development in modern conditions. Sciences of Europe. Vol 2, № 30. Praha, Czech Rebublik, 2018. P. 27–31.
7. Nieto Masot, Ana, Alonso, Gema Cardenas 25 Years of the Leader Initiative as European Rural Development Policy: The Case of Extremadura (SW Spain). European Countryside The Journal of Mendel University in Brno. (Jun 2017). Volume 9, Issue 2. P. 302–316.
8. Pavliuk S. The theoretical basis and practical courses for sustainable development of rural territories in Ukraine. Sustainability of rural areas in practice: conference proceedings from international scientific conference (Nitra, Slovakia, 3–4 December 2015). Nitra, Slovakia, 2015. R. 307–312.
9. European social charter // URL: https://www.coe.int/ru/web/moscow/evropejskaa-social-naa-hartia (data obrashcheniya: 11.01.2020).
Link to this article

You can simply select and copy link from below text field.


Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.