Статья 'Влияние глобализационных тенденций на становление региональных правовых систем ' - журнал 'Международное право' - NotaBene.ru
по
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > About the Journal > Requirements for publication > Editorial collegium > Peer-review process > Policy of publication. Aims & Scope. > Article retraction > Ethics > Online First Pre-Publication > Copyright & Licensing Policy > Digital archiving policy > Open Access Policy > Article Processing Charge > Article Identification Policy > Plagiarism check policy
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Back to contents
International Law
Reference:

Influence of globalization tendencies on the formation of regional legal systems.

Kaminskaya Nataliya Vasil'evna

Doctor of Law

Professor, department of General Legal Disciplines, National Academy of Internal Affairs

02094 Ukraine, Kiev, Ploshad Solomenskaya 1

na-pro@yandex.ru
Other publications by this author
 

 

DOI:

10.7256/2306-9899.2014.2.10941

Received:

18-05-2014


Published:

1-6-2014


Abstract: Topical tendencies of development of law and legal systems at the current stage of development are globalization, integration, and regionalization.  In the opinion of the author they cause transformations in law-making and legal practice at various levels.  It influences activization of the integration processes in the national legal systems, their interaction, functioning of the international law system, novel legal categories - regional legal systems, including those of European scale. For the purpose of this article the author applies a number of scientific research methods, namely, comparative legal method, historic method, systemic, structural functional method, sociological method, forecasting method, etc.  Globalization is a multi-level process, a complex of social matters, which evolution and change in time, making local problems go global.  At the same time regionalization (regionalism) is defined as the process for the formation of regional international systems, institutions and instruments.  As a result of their interaction, one may note formation of regional international law systems, which may be more efficient than international law, since they hold a somewhat intermediary position, being closer to the human being as a basic social value, territorial and other social communities, traditions, customs, existing legal systems, as well as management procedures, control for material and financial resources, responsibility issues.


Keywords:

globalization, international law, integration, regionalization, legal systems, legal standards, international organizations, international legal capacity, European legal territory, the European Union

This article written in Russian. You can find original text of the article here .
Глобализация и регионализация

Наряду с многочисленными тенденциями и закономерностями политико-правового развития в современном мире следует отметить глобализацию, интеграцию, конвергенцию, регионализацию и т. д. При этом вряд ли возможно однозначно определить преобладающие среди них на том или ином этапе развития, в той либо другой отрасли.

В частности, относительно глобализации, определения ее сути, не существует единого мнения ученых, их позиции существенно различаются. Следует согласиться, что глобализация является многоаспектным явлением, включает такие измерения: 1) глобализация как постоянно идущий исторический процесс, 2) глобализация как гомогенизация и универсализация мира, 3) глобализация как разрушение национальных границ [1].

Несмотря на то, что процессы глобализации наблюдались в предыдущие исторические эпохи, развивались по мере развития человеческого общества, данное понятие научно обосновывается лишь в конце ХХ века. Иногда его ототождествляли с французским термином «мондиализация», иногда сам термин глобализация трактовался иначе, чем сейчас, то есть как «процесс международного масштаба, обусловленный инвестициями на финансовых рынках, которые определялись техническими достижениями и дерегулированием» [2, c. 75].

В общем глобализация является широко развивающимся многоплановым процессом, комплексом социальных явлений, которые эволюционируют и видоизменяются во времени, содействуют превращению локальных проблем в глобальные, открывает широкие возможности для развития человеческой цивилизации. Под ее воздействием происходит трансформация общественного устройства, формируется новая общность, которая характеризуется как глобальная социальная система, или мегаобщество, что относится к типу открытых, слабо организованных систем [3]. Центральным элементом этой глобальной международной системы выступает система межгосударственных отношений, а в общем она отличается значительной автономией составляющих элементов.

Несомненно, последствия глобализации порождают как положительные, так и отрицательные последствия. Поэтому закономерен вывод о том, что управление этими процессами может быть обеспечено только через право как центральный нормативный регулятор в глобализирующейся социальной системе. Это обусловлавливает становление глобального права, которое пока представляет собой скорее совокупность нормативно-правовых блоков, чем систему. Хотя входящие в глобальное право блоки, такие как международное право, региональные международно-правовые системы и 193 самостоятельные национальные правовые системы, в современных условиях взаимоповязаны и взаимодействуют.

Следующая тенденция современного развития – регионализации, одно из определений которого предусматривает установление взаимоотношений между центральным и местным уровнями публичной власти на основании разграничения предметов ведения. Имеется ввиду ее внутреннее значение, когда исходя из статуса современных регионов, объема их правосубъектности, на основании институционного критерия, европейская регионалистика выделяет такие формы (модели) регионализации:

регионализация из-за федеративных образований (Австрия, Бельгия, Босния и Герцеговина, Россия, Германия, Швейцария);

региональная автономия (Испания, Италия, Великобритания);

региональная децентрализация (Франция, Венгрия, Нидерланды, Норвегия, Польша, Словакия, Чехия, Швеция);

квазирегионализация из-за местных органов власти (Финляндия, Франция);

административная (имитационная) регионализация (Албания, Армения, Белорусь, Болгария, Греция, Грузия, Дания, Литва, Португалия, Румыния, Украина, Турция, Россия при образовании федеральных округов, Великобритания в части регионализации Англии [4, с. 5-7].

Регионализация постсоветских стран, по сравнению с еропейскими моделями, определяется как смешанная, для нее характерный ассиметрический характер. В европейских странах модели регионализации не дублируют одна другую, выбор определенной модели в общем обуславливается системой административно-территориального устройства, системой публичної власти, их конституционно-правового обеспечения и политической практикой, а также, безусловно, внешними, включая геополитичексими факторами.

В свою очередь, в более широком понимании регионализация (регионализм) определяется как процесс создания региональных международных систем, соответственных институтов. Необходимым основанием для регионализации является регионализм – система взглядов и идей, с помощью которых обосновывается целесообразность утверждения региона как полноправного субъекта политического процесса, и деятельность, которая направлена на достижение этой цели. То есть он выступает как ценностно-рациональная ориентация на региональные приоритеты в противовес тенденциям политического единства, унификации и централизации [5, с.7]. Современный европейский регионализм отрицает безальтернативное доминирование государства в публично-властных отношениях.

Интеграция правовых систем

Взаимодействие, направленное на объединение, не является лишь интеграционным – процессы дифференциации так же являются неотъемлемой частью глобализации. Данные процессы интеграции и дифференциации являются двигателями глобализации, с одной стороны, и препятствиями, с другой. При этом нельзя рассматривать интеграцию лишь как процесс, способствующий глобализации, а дифференциацию как процесс, препятствующий глобализации, потому что интеграция и дифференциация, как и сама глобализация являются внутренне противоречивыми явлениями.

Глобализация требует для надлежащего своего обеспечения разработки единых правовых норм, процедур, стандартов, то есть их унификации. Именно единство права является той основой, без которой не возможна и сама глобализация. С теоретической точки зрения основой глобализации должно стать интегральное правопонимание, исходя из того, что право является его основополагающим началом, универсальным, неизменным по своей сути; в то же время – это динамичное начало, которое может изменяться, дополняться, усовершенствоваться. Высказиваются предположения о создании единого, универсального права, основываясь на интегральном подходе, которое бы стало основой интеграции различных народов в области права [6].

По мнению С. В. Полениной и других исследователей, процесс глобализации в праве проявляется в форме интеграции, но сама глобализация является новым этапом в развитии человечества, а не новым наименованием интеграции, поэтому в правовой глобалистике и других научных направлениях следует уделить надлежащее внимание этому вопросу.

Под интеграцией правовых систем понимается процесс, направленный на унификацию правовых систем различных стран, выработку системы единых наднациональных норм, стандартов. При существовании этой системы не отрицается возможность существования и национальных подсистем права. Однако таким образом, чтобы они не противоречили единой системе. Определенные процессы интеграции были до начала глобализации. Тут возникает вопрос, как соотносить данную интеграцию и глобализацию?

Учитывая различия процессов взаимодействия между странами, отдельными их регионами, международными организациями, а также процесса глобализации, можно предположить, что существовавшая рецепция представляет собой первоначальный процесс, определивший, в определенной части, основу и характер интеграции правовых систем. Совреминный этап интеграции отличается осознанием того, что важно создать нормативно-правовую основу для рационального и бесконфликтного взаимодействия между участниками процесса глобализации, темпами внедрения международно-значимых норм, процедур, стандартов в правовую структуру участников глобализации.

В процессе правовой глобализации существуют два возможных пути: 1) взаимное построение единой системы, основанное на признании одними субъектами значимости и необходимости других, – интеграция; 2) силовое внедрение основных правовых институтов, характерных для развитых стран, но это будет уже не глобализация, а своего рода колонизация, в результате чего корпорации могут стать как бы государствами без определенной территории и получится многополюсная система, находящаяся на грани самоуничтожения [7].

Взаимное построение единой правовой системы – это тот путь, по которому должны идти субъекты глобализации, потому что он основывается на признании каждого субъекта глобализации, который имеет свое правовое пространство. При этом теория и практика должны динамично и глубоко взаимодействовать друг с другом. Взаимное построение единой системы может в свою очередь пойти также двумя путями: либо путем согласования интересов, либо путем компромисса. Международное право, как известно, создается так же в процессе согласования воли сторон международных отношений, установления их общеобязательного характера.

И. И. Лукашук подчеркивает, что управляемость международной системы в условиях глобализации демонстрирует кризисное состояние международного права, проявляющееся, прежде всего, в существенном разрыве между правотворчеством и правореализацией [8]. Причина этого видится в несоответствующим духу современной эпохи усилиям государств по совершенствованию нормотворческой базы, постоянной кодификации развивающихся отраслей международного права, ненадлежащем исполнении международно-правовых обязательств государств, иных субъектов международно-правовых отношений.

Регионализация и европейское правовое пространство

Глобализация существенно меняет соотношение национального государства и международного сообщества, взаимодействие национальных правовых систем и системы международного права, региональных международно-правовых систем. Под ее воздействием деятельность государств еще больше становится зависимой от принятых международных обязательств.

Следует обратить внимание на той факт, что одно государство, примером Франция, обязана выполнять одновременно обязательства в рамках ЕС, а также взятые за другими международно-правовыми договорами, включая в рамках Совета Европы, ОБСЕ, международных организаций универсального уровня (ООН, ВТО) и т.п. Это подчеркивает то, что глобализация не исключает, а только усиливает расширение наднациональных структур, организаций.

Международный регионализм имеет много граней: политических, идеологических, экономических, юридических. Раньше это была реакция на неблагоприятное международное окружение, сейчас это положительное явление, отражающее более тесную, чем на всемирном уровне, солидарность. В результате формируется тесная сеть отношений сотрудничества и принудительные для государств механизмы контроля (например, в рамках Совета Европы и ОБСЕ). В некоторых условиях регионализм способствует появлению специфических видов правопорядка – наднационального правопорядка в рамках ЕС, как и единого таможенного или экономического союза. По мнению ряда ученых, они опираются на общую экономическую политику, подчиняющую государства-члены более эффективному международному экономическому порядку, чем тот, что существует во всемирном масштабе [9, с. 36].

Политика «регионализации» повлекла кардинальные изменения практически во всех странах мира, которые касаются оснований, принципов и философии государственного управления и местного самоуправления. Главные направления этих изменений нацелены на дальнейшую демократизацию управления, административные реформы органов власти, децентрализацию и деконцентрацию полномочий и ответственности. Изменения также ощущаются в условиях формирования и развития понятия «европейское правовое пространство» как юридического следствия общеевропейского процесса [10].

Концепция этого пространства является результатом длительного исторического развития идей обеспечения единства государств европейского континента при помощи правовых средств, а ее историческим прототипом было средневековое ius commune как разработанная постглоссаторами на основании римского права система норм, общих для стран континентальной Европы.

Европейское правовое пространство содержит все положительное, что достигнуто во взаимоотношениях государств Европы в различных правовых формах их сотрудничества. Вместе с тем европейское правовое пространство предполагает дальнейшее развитие не только с помощью международного права, но и путем соответствующей эволюции и сближении европейских национальных правовых систем.

По нашему убеждению, это своеобразная региональная правовая система наднационального характера, объединяющая национальные правовые системы европейских стран и правовые системы участвующих в общеевропейском процессе международных организаций (ЕС, Совет Европы, ОБСЕ и др.).

Понятие «европейское правовое пространство» включает в себя сложившееся и направленные на взаимопонимание и сотрудничество правовые установки, процедуры, механизмы (организация взаимоотношений государств исключительно на правовой основе, уважение международного права и признание его принципов и норм во внутригосударственном законодательстве; договорно-правовые и институциональные механизмы, и т.д.). Но оно шире и включает новый момент, а именно развитие национальных правовых систем, с тем чтобы обеспечить необходимые предпосылки общеевропейской правовой общности.

Его содержание определяется не только нормами, принципами и стандартами, созданными национальными правовыми системами государств Европы, европейскими региональными организациями, а и соответствующими механизмами сближения этих систем, их интернационализацией. Сближения правовых систем охватывает, в свою очередь, не только правовые нормы, а и такие важные юридические явления как правовая культура, правовое сознание, преставления о ценности права [11, с. 8-14].

Если раньше, говоря о сотрудничестве и сближении государств, акцентировалось в основном на международном праве и его развитии, то теперь к этому следует добавить национальное правовое развитие в направлении к правовой государственности. Ученые-юристы выделяют несколько уровней анализа европейского правового пространства: правовая семья, правовое государство, сотрудничество в рамках международных организаций, сотрудничество между самими международными организациями, взаимодействие правовых систем и т.д.

Таким образом, глобализация, международное право и его прогрессивное развитие, соответствующая этому эволюция внутригосударственного законодательства, судебной практики, а также сравнительное изучение правовых систем их взаимодействие, ряд других факторов наибольшим образом повлияли и продолжают влиять на становление региональных международно-правовых систем. Безусловно, самой эффективной среди них является соответствующая система европейского уровня, то есть европейское правовое пространство (в некоторых странах ее отождествляют с понятием европейского права в широком понимании) либо правовая система Европейского Союза, – это вопрос для дальнейших научных дискуссий.

В отличии от глобального или международного права, региональные международно-правовые системы могут оказаться наиболее эффективными, поскольку занимая своего рода промежуточное положение, они ближе и доступнее к основной социальной ценности – человеку, территориальным общинам и другим социальным общностям, традициям и обычаям, существующим правовым системам и правовым семьям, равно как и к процедурам управления, контроля материально-финансовых ресурсов, привлечения к ответственности. В любом случае, это результат и глобализационных, и интеграционных тенденций, и соответственно процесса регионализации.

Чтобы надлежащим образом регулировать глобализационные процессы, на сегодняшний день в системе международного права (пока не утвердился качественно новый правопорядок, правовая система) необходимо решить ряд существенных проблем. Прежде всего, это институт международной правосубъектности, который не кодифицирован и регулируется чаще всего установившимися в международном праве обычными, реже договорными нормами. Может быть, поэтому правосубъектность Южной Осетии, Абхазии, Палестины и других участников международно-правовых отношений не является общепризнанной [12].

Требует реформирования и усовершенствования договорная основа функционирования Организации Объеденных Наций, созданная в 1945 года. С того времени существенно изменились сами международные отношения, их участники, приоритеты и направления развития мирового сообщества. Не уменьшая роль и предназначение ООН, эта организация не всегда своевременно реагирует на вызовы современного мира, той же глобализации. То есть необходимо усовершенствование и институционального механизма ООН, ее специализированных учреждений.

Безусловно, следует удалять внимание и эффективности функционирования других международных организаций, равно как межправительственного, так и неправительственного характера, наднациональным образованиям, транснациональным компаниям, роли и значению человека и гражданина в современном урбанизированном мире, глобализированном информацинном обществе.

По нашему мнению, целесообразным является разработка и внедрение механизмов имплементации норм международного права, обеспечения надлежащего исполнения взятых международных обязательств, как и сближения национальных правовых систем, взаимодействия региональных международно-правовых систем в условиях их интеграции и глобализации. Важно обратить внимание и на проблемы исполнения решений международных судебных органов, мирного разрешения международных споров, решения социально-экономических проблем, борьбы с преступностью и т. п.

В связи с этим большие надежды возлагаются на современную науку, в частности, теоретико-правовые науки, историко-правовые науки, науку международного права, сравнительного правоведения, политическую регионалистику, юридическую глобалистику и т.д., исследования различных сторон, тенденций и перспектив правового развития.

References
1. Pantin V.I. Tsikly i volny global'noi istorii. Globalizatsiya v istoricheskom izmerenii. M., 2003. S.5-11.
2. Shakhrai S.M. Globalizatsiya v sovremennom mire: politiko-pravovye aspekty. SPb : Fond podderzhki nauki i obrazovaniya v oblasti pravookhranitel'noi deyatel'nosti «Universitet», 2004.S.75.
3. Bogatyrev V.V. Globalizatsiya prava Avtoreferat dissertatsii na soiskanie uchenoi stepeni doktora yuridicheskikh nauk Spetsial'nost' 12.00.01 – teoriya i istoriya prava i gosudarstva; istoriya uchenii o prave i gosudarstve, Vladimir: VYuI FSIN Rossii, 2012. / Elektronnyi resurs. – http://www.famous-scientists.ru/list/13144
4. Topalova E. Kh. Nablizhennya vіtchiznyanoї sistemi vryaduvannya do єvropeis'kikh standartіv: regіonal'nii rіven' : avtoref. dis. na zdob. nauk. stupenya kand. nauk z derzh. upravl. : spetsіal. 25.00.02 . Od., 2008. 20 s.
5. Єvropeis'ka khartіya regіonal'noї demokratії: naukovo-praktichnii komentar/ Avtori-ukladachі: T. M. Bezverkhnyuk ta іn.; Asotsіatsіya doslіdnikіv derzh. upravlіnnya. Od.: KhOBBIT PLYuS, 2008. 186 s.
6. Levkina T. Globalizatsiya i integratsiya : Voprosy teorii i praktiki : Doklad na Mezhdunarodnoi studencheskoi nauchnoi konferentsii ¨Globalizatsiya i pravo : Obshchepriznannye printsipy i normy natsional'nogo zakonodatel'stva¨ / Elektronnyi resurs. – Rezhim dostupa: http://law.edu.ru/doc/document.asp?docID=1220803
7. Tikhomirov Yu.A. // Globalizatsiya i razvitee zakonodatel'stva: Ocherki / Otv. red. Yu.A. Tikhomirov, A.S. Pilolkin – M.: OAO «Izdatel'skii dom “Gorodets”, 2004. S.71–73.
8. Lukashuk I.I. Globalizatsiya i gosudarstvo / Zhurnal rossiiskogo prava. 2001. №4. / Elektronnyi resurs. – Rezhim dostupa: http://www.skrypnik.kharkov.ua/Umor/1/1kniga49.htm
9. Nguen Kuok Din', Patrik Daie, Allen Pelle. Mezhdunarodnoe publichnoe pravo. V 2-kh t. T. 1. Kn. 1: Formirovanie mezhdunarodnogo prava. Kn. 2: Mirovoe soobshchestvo / Per. s fr. K.: Sfera, 2000. 440 s.
10. Saidov A. Kh. Kontseptsiya «evropeiskogo pravovogo prostranstva»: problemy i perspektivy // Moskovskii zhurnal mezhdunarodnogo prava. 1992. №3. S. 59—72.
11. Gnatovs'kii M. M. Stanovlennya ta tendentsії rozvitku єvropeis'kogo pravovogo prostoru : disert. na zdob. nauk. stupenya kand. yurid. nauk za spetsіal'nіstyu 12.00.11 – mіzhnarodne pravo. K., 2002. 19 s.
12. Aktual'nye problemy progresivnogo razvitiya mezhdunarodnogo prava v usloviyakh globalizatsii // Evraziiskii yuridicheskii zhurnal. 2012, №5. / Elektronnyi resurs. – Rezhim dostupa: http://www.eurasialaw.ru/
13. N.A. Remezova. Predposylki formirovaniya evraziiskoi integratsionnoi gruppirovki. // Mezhdunarodnoe pravo i mezhdunarodnye organizatsii / International Law and International Organizations.-2010.-№ 1.
14. M.M. Akilova. Sovremennoe evraziistvo i Tadzhikistan: chast' i tseloe. // Politika i Obshchestvo.-2010.-№ 6
15. R.A. Gurbanov. Nadnatsional'noe pravo, ego sudebnaya garantiya na nadnatsional'nom urovne i integratsiya vo vnutrennie pravoporyadki kak faktory stimulirovaniya vzaimodeistviya organov pravosudiya na evropeiskom prostranstve. // Politika i Obshchestvo.-2011.-№ 9
16. A. Yu. Yastrebova. Mezhdunarodno-pravovoe regulirovanie migratsii: evolyutsiya, osnovy, immigratsionnye prioritety Rossiiskoi Federatsii i stran Evropeiskogo soyuza. // Mezhdunarodnoe pravo i mezhdunarodnye organizatsii / International Law and International Organizations.-2012.-№ 1.-C. 91-99.
17. Chovgan I.V. Analiz vliyaniya protsessa globalizatsii na obespechenie natsional'noi bezopasnosti gosudarstva v sfere vysshego obrazovaniya // NB: Voprosy prava i politiki. - 2013. - 5. - C. 135 - 149. URL: http://www.e-notabene.ru/lr/article_739.html
18. A.Yu. Bel'yaninov Politicheskaya i sotsial'no-ekonomicheskaya
rol' Rossii v integratsionnom protsesse
na postsovetskom prostranstve // Politika i Obshchestvo. - 2013. - 5. - C. 597 - 605. DOI: 10.7256/1812-8696.2013.05.8.

19. Gligich-Zolotareva M.V. «Mayatnik» federalizma // NB: Problemy obshchestva i politiki. - 2013. - 4. - C. 59 - 81. URL: http://www.e-notabene.ru/pr/article_581.html
20. Kireeva N.V. Funktsional'nye otnosheniya chastei v integratsionnom tselom i opredelenie sub''ektov mezhdunarodnykh integratsionnykh protsessov // Politika i Obshchestvo. - 2013. - 12. - C. 1505 - 1517. DOI: 10.7256/1812-8696.2013.12.10199.
21. Ursul A.D., Ursul T.A. Globalizatsiya v perspektive ustoichivogo budushchego // NB: Voprosy prava i politiki. - 2013. - 5. - C. 1 - 63. URL: http://www.e-notabene.ru/lr/article_794.html
22. V. B. Ryzhov Formirovanie universal'nogo mezhdunarodnogo prava:
otnosheniya ES so stranami yuzhnogo polushariya // Pravo i politika. - 2011. - 7. - C. 1149 - 1153.

Link to this article

You can simply select and copy link from below text field.


Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.