Статья 'Влияние на завистливость юношей и девушек смысложизненных и карьерных ориентаций родителей' - журнал 'Психолог' - NotaBene.ru
по
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > About the Journal > Requirements for publication > Editorial collegium > Editorial board > Peer-review process > Policy of publication. Aims & Scope. > Article retraction > Ethics > Online First Pre-Publication > Copyright & Licensing Policy > Digital archiving policy > Open Access Policy > Article Processing Charge > Article Identification Policy > Plagiarism check policy
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Back to contents
Psychologist
Reference:

The impact of life-meaningful and career orientations of parents upon formation of enviousness in young people

Letyagina Svetlana Konstantinovna

PhD in Sociology

Docent, the department of Legal Psychology, Forensic Science and Pedagogy, Saratov State Law Academy

410056, Russia, Saratovskaya oblast', g. Saratov, ul. Ul. Vol'skaya, 1

let71@mail.ru

DOI:

10.25136/2409-8701.2019.4.30625

Received:

25-08-2019


Published:

16-09-2019


Abstract: The subject of this research is the connection between formation of enviousness in young people and life-meaningful and career orientations of their parents. The object of this research is envy understood as the socio-psychological state of a person, which includes a set of negative emotions, realization of personal lower status, desire of direct or indirect leveling of sensed supremacy in the consistent social behavior. The question of contribution of parenting to the formation of personal enviousness in children of both genders remains insufficiently studied within the Russian and foreign literature. The empirical research surveyed 109 nuclear families, 59 of which had a daughter child and 50 have a son. Both, parents and their children of student age became the respondents. Diagnostic tools are comprised of the following questionnaires: “Methodology of studying personal enviousness” of T. V. Beskova, methodology “Career anchor” of E. Schein in adaptation of V. A. Chiker and V. E. Vinokurov, and the test “Life-meaningful orientation” of D. A. Leontiev. The conducted empirical research proves that the life-meaningful orientations of mothers do not affect the formation of enviousness in sons and daughters. Enviousness – disaffection among children of both genders is related to life perception of their fathers. In most cases, the enviousness of sons depends on the career orientations of fathers. Enviousness would be minimal, if their fathers are highly professional and successful.  


Keywords:

envy, personal envy, career orientation, career orientations, the meaning of life, meaning-life orientations, gender, personality, gender stereotype, envy is discouragement

This article written in Russian. You can find original text of the article here .

Введение в проблему

Ведущая роль в развитии и формировании личности человека принадлежит семье и семейным отношениям. Также очевидно, что при воспитании ребенка большое значение имеет его пол и особенности взаимодействия с ним отца и матери. Как отмечает И. С. Кон, отношение родителей к ребенку и его воспитание осуществляется по – разному в зависимости от его пола [7], и поэтому совершенно по-разному сказывается на его развитии.

Анализ эмпирических исследований, посвященных различным аспектам влияния родителей на личность ребенка, показывает, что в отечественной и зарубежной литературе малоизученным остается вопрос, касающийся воспитательного вклада родителей в формирование личностной завистливости детей обоих полов.

Под завистью мы будем понимать социально-психологическое отношение личности, включающее в себя комплекс негативных эмоций, осознание своего более низкого статуса, желание прямо или косвенно уравнять обнаруженное превосходство в последовательном социальном поведении [4, с.187]. Ранее нами предпринимались попытки исследовать влияние личности родителей на формирование завистливости детей [9,10]. Было доказано, что в семье зависть у ребенка вне зависимости от его пола развивается под влиянием завистливости матери.

В данном исследовании нашей целью является изучение влияния на завистливость юношей и девушек смысложизненных и карьерных ориентаций родителей.

Проблемы психологии, связанные с осознанием смысла человеческой жизни, поднимались многими учеными, среди которых можно назвать А. Маслоу, В. Франкла, Э. Эриксона, К. Г. Юнга. В отечественной науке данная проблема получила свою интерпретацию в теории смысложизненных ориентаций, разработанной Д. А. Леонтьевым, Н. Л. Быковым, А. А. Скрипкиным и др. [5, с.29].

Смысложизненные ориентации, по мнению вышеперечисленных авторов, участвуют в процессе регуляции поведения и деятельности личности. А в ситуации переживания жизненных кризисов они детерминируют их течение и динамику внутренних преобразований иерархической системы личностных ценностей.

В. Э. Чудновский под смыслом жизни, при условии его адекватности, понимает основополагающее направление жизни, которое задает активность личности, раскрывающей свой потенциал, и позволяющей реформировать обстоятельства и трансформировать собственную личность [12, с.20].

Д. А. Леонтьев определяет смысл жизни как систему, которая придает жизни субъекта общую направленность жизни [8, с.113]. Следует заметить, что ценностные и смысложизненные ориентации имеют динамику и могут трансформироваться в течение всей жизни человека.

Построение карьеры дает возможность личности реализовать свои потребности и потенциал. Карьерная направленность создает мотив для построения карьеры. Ее содержательная сторона находит свое выражение посредством карьерных ориентаций, состоящих из системы представлений личности о ведущей установке своего карьерного развития и конкретных формах реализации карьерных достижений [11, с.78]. В основе выбора той или иной карьерной ориентации обычно лежит сформированное представление о смысле жизни или его отсутствии.

Выборка и методы исследования

В эмпирическом исследовании приняли участие 109 полных семей, из них 59 семей, имеющих ребенка девочку (девушку), и 50 семей – ребенка мальчика (юношу). Респондентами выступили оба родителя и их дети студенческого возраста.

Диагностический инструментарий исследования представлен следующими опросниками:

1.«Методика исследования завистливости личности» Т. В. Бесковой [3]. Методика содержит три шкалы: зависть – неприязнь (ЗН), зависть – уныние (ЗУ), интегральный показатель зависти (МИЗЛ).

2.«Якоря карьеры» – методика диагностики ценностных ориентаций в карьере Э. Шейна в адаптации В. А. Чикер, В. Э. Винокурова.

3.Тест «Смысложизненные ориентации» (методика СЖО) Д. А. Леонтьева.

Результаты исследования

Обратимся к анализу результатов исследования, полученных по методике СЖО.

Таблица 1- Корреляционные связи завистливости юношей и девушек и смысложизненных ориентаций родителей

МАТЬ

ДОЧЬ

СЫН

ЗН

ЗУ

МИЗЛ

ЗН

ЗУ

МИЗЛ

Цели в жизни

-0,16

0,10

0,01

-0,01

-0,05

0,09

Процесс жизни

-0,03

-0,03

-0,03

-0,04

0,07

0,10

Результативность жизни

-0,09

-0,13

0,04

0,13

0,06

0,22

Локус контроля — Я

-0,03

-0,13

0,00

0,06

0,09

0,22

Локус контроля — жизнь

-0,17

-0,16

-0,09

-0,03

-0,11

0,07

ОТЕЦ

ДОЧЬ

СЫН

ЗН

ЗУ

МИЗЛ

ЗН

ЗУ

МИЗЛ

Цели в жизни

0,16

0,01

0,14

0,18

0,14

0,27

Процесс жизни

0,26*

0,16

0,16

-0,33*

-0,24

-0,23

Результативность жизни

0,10

-0,02

0,11

0,01

-0,01

0,10

Локус контроля — Я

0,01

-0,11

-0,03

-0,08

-0,10

0,04

Локус контроля — жизнь

-0,15

-0,23

-0,13

-0,05

-0,09

0,04

Примечание: * – уровень значимости 0,05

Как видно из представленных в таблице 1 результатов, смысложизненные ориентации матерей не имеют статистически значимых связей с завистливостью дочерей и сыновей. Можно предположить, что, не смотря на происходящую трансформацию ролей мужчин и женщин в семье и обществе, влияние гендерных стереотипов по – прежнему остается актуальным. Профессиональный успех, серьезные цели и результаты являются мерилом качества жизни в большей мере мужчин, нежели женщин. Соответственно и зависть у детей в отношении жизненных целей и достижений не связывается с материнской фигурой.

Смысложизненная ориентация «Процесс жизни» у отцов имеет связь со шкалой «зависть – неприязнь» в группах детей обоих полов. Но с дочерьми эта связь положительная, а с сыновьями – отрицательная. Т.е. чем больше отцы воспринимают сам процесс своей жизни как эмоционально насыщенный, увлекательный и наполненный смыслом, тем выше зависть – неприязнь у их дочерей и меньше у сыновей.

Очевидно, что сын осваивает свою половую принадлежность, подражая родителю своего пола. Подсознательно у него складывается определенная модель мужского поведения, которой он в большой степени будет придерживаться во взрослой жизни, желая того или нет. У мальчиков, в отличие от девочек, эталон мужчины не бывает собирательным – он запечатлевается только с одного объекта подражания. Стереотипы мужского поведения входят в сознание ребенка через непосредственное наблюдение за поведением мужчин, которые его окружают. И если у сына складывается образ уверенного в себе, успешного отца, то подражая ему они развивают в себе качества настоящего мужчины, способного справляться с трудностями, достигать поставленных целей, рассчитывая на себя и веря в себя. А эти качества не способствуют формированию зависти у сыновей в любых ее проявлениях.

Если отцы способны реализовать свой потенциал, если их жизнь наполнена желаниями, переживаниями, преодолениями, достижениями, то в аспекте проблемы личностной завистливости дочерей такой успешный и авторитетный отец, может повлиять на жизненный выбор дочери, на понимание того, что она достойна всего самого лучшего. Т. В. Андреева, С. О. Муромцева, исследуя воспитательную роль отца в становлении личности дочери пришли к заключению, что чем лучше отношение отца к дочери и чем больше его воспитательный вклад, тем выше ее самооценка, симпатия к себе, самопринятие, самоуверенность [2, с.194]. Возможно поэтому успехи и достижения другого в какой-то степени принижают и обесценивают собственные достижения дочерей, снижают их самооценку и вызывают злость и раздражение.

И наоборот, при низких показателях по шкале «Процесс жизни», когда предположительно отцы не получают удовлетворения от жизни и не справляются с жизненными обстоятельствами, по мнению К. А. Абульхановой, их личность ломается, пропадает воля к жизни и сама потребность жить. И тогда ценностью их жизни может стать злоба и агрессия, как своеобразная месть всем вокруг за свое поражение. Но возможен и другой вариант жизни – принятие пассивной позиции, когда личность не живет, а существует, адаптируется к обстоятельствам, выбирая наиболее простые и легкие пути и решения [1, с.100]. Соответственно сыновья усваивают первый активно – агрессивный вариант завистливого поведения, а дочери – второй пассивный.

Теперь проанализирует взаимосвязи завистливости юношей и девушек и карьерных ориентаций родителей (табл.2).

Таблица 2 - Корреляционные связи завистливости юношей и девушек и карьерных ориентаций родителей

МАТЬ

ДОЧЬ

СЫН

ЗН

ЗУ

МИЗЛ

ЗН

ЗУ

МИЗЛ

Профессиональная компетентность

0,11

-0,09

-0,02

0,05

-0,01

-0,07

Менеджмент

0,02

-0,11

-0,04

0,09

0,02

-0,17

Автономия (независимость)

0,03

-0,05

-0,01

0,08

-0,03

-0,15

Стабильность работы

-0,02

0,04

0,08

-0,06

0,12

0,09

Стабильность места жительства

-0,05

-0,11

-0,04

0,15

0,34*

0,42**

Служение

0,09

-0,06

0,10

0,20

0,19

0,16

Вызов

0,09

0,04

0,10

0,11

0,08

-0,11

Интеграция стилей жизни

-0,09

-0,31*

-0,20

0,00

-0,03

-0,15

Предпринимательство

-0,01

-0,16

-0,09

0,20

0,07

0,04

ОТЕЦ

ДОЧЬ

СЫН

ЗН

ЗУ

МИЗЛ

ЗН

ЗУ

МИЗЛ

Профессиональная компетентность

-0,11

0,07

-0,08

-0,39**

-0,33*

-0,39**

Менеджмент

-0,18

-0,04

-0,11

-0,23

-0,30*

-0,43**

Автономия (независимость)

0,03

0,17

0,04

-0,38**

-0,50***

-0,59***

Стабильность работы

-0,12

0,04

0,00

-0,16

0,05

-0,12

Стабильность места жительства

-0,07

0,01

0,01

-0,04

0,12

0,20

Служение

-0,06

0,11

0,04

-0,38**

-0,11

-0,29*

Вызов

-0,06

0,04

-0,04

-0,36*

-0,09

-0,29*

Интеграция стилей жизни

-0,11

0,05

-0,04

-0,28*

-0,17

-0,24

Предпринимательство

-0,14

0,05

-0,11

-0,20

-0,32*

-0,37**

Примечание: * – уровень значимости 0,05;

**– уровень значимости 0,01;

*** - уровень значимости 0,001

Нами выявлена одна обратная связь зависти – уныния дочерей со шкалой «Интеграция стилей жизни» в группе матерей. То есть, чем лучше матери удается найти и сохранить баланс между семейной, личной жизнью и карьерой, тем меньше выражена зависть – уныние у дочерей. Если матерям не свойственно чем – то жертвовать, если они адаптируют свое поведение к текущим обстоятельствам и желаниям значимого окружения, то дочери получают достаточно внимания и заботы со стороны матери, не чувствуют обиды и обделенности, трансформирующихся в дальнейшем в мощное переживание тотальной несправедливости, свойственной зависти – унынию.

Мы не выявили ни одной корреляции зависти дочерей с карьерными ориентациями отца. Скорее всего это происходит потому, что планирование карьеры девушками осуществляется на основе идентификации с образом матери.

Результаты корреляционного анализа зависти сыновей с карьерными ориентациями матерей позволили обнаружить две прямые взаимосвязи: зависть – уныние и интегральный показатель зависти коррелируют со шкалой «Стабильность места жительства» у матерей. Зависть – уныние и интегральный показатель зависти тем выше, чем более мать ориентирована на выбор работы, не связанной с переездами и командировками, даже в ущерб профессиональной карьере. В. Н. Дружининым было замечено, что мальчики предъявляют высокие требования к своим матерям [6]. Можно допустить, что у сыновей зависть тем выше, чем больше времени мать уделяет сыну. Проявление излишней заботы и опеки по отношению к мальчикам формируют у последних потребность в постоянном уходе и внимании. И если они этого не получают, то с большей долей вероятности будут чувствовать себя обиженными, неуверенными, обделенными, что свойственно проявлениям зависти – уныния [9, с.378].

В процессе корреляционного анализа зависти сыновей с карьерными ориентациями отцов было выявлено наибольшее число обратных связей. Шкалы зависти связаны со всеми видами карьерных ориентаций, кроме шкал «Стабильность работы» и «Стабильность места жительства».

Все виды зависти наиболее тесно обратно коррелируют со шкалами «Профессиональная компетентность» и «Автономия». Сыновья тем реже будут переживать чувство зависти, чем больше их отцы направлены на развитие своего профессионального мастерства, и чем более они независимы в отношении выполняемой деятельности.

Зависть – неприязнь сыновей имеет отрицательную связь со шкалами «Служение», «Вызов», «Интеграция стилей жизни». Иными словами, образ профессионально успешного отца, способного воплощать в профессиональной деятельности свои цели и ценности, преодолевать препятствия, не бояться конкуренции, умеющего создавать гармонию между карьерой и личной жизнью, является примером идентификация сына с ним, формирует у последнего активную жизненную позицию в решении профессиональных задач, свободную от агрессивно – враждебных проявлений, свойственных зависти – неприязни.

Зависть – уныние отрицательно связана со шкалами «Менеджмент» и «Предпринимательство». То есть, чем более успешен отец, обладающий лидерскими качествами управления людьми, занимающий высокую должность или владеющий собственным бизнесом, тем ниже у сыновей выраженность зависти – уныния, проявляющейся в чувстве обиды и незаслуженной обделенности.

Выводы

Смысложизненные ориентации матерей не влияют на завистливость дочерей и сыновей.

С завистью – неприязнью юношей и девушек связана единственная смысложизненная ориентация отцов – «Процесс жизни». Чем более отцы воспринимают процесс своей жизни как эмоционально насыщенный, увлекательный и наполненный смыслом, тем выше зависть – неприязнь у их дочерей и меньше у сыновей.

Завистливость дочерей не связана с карьерными ориентациями отца, но зависит от способности матерей к интеграции стилей жизни. Чем лучше матери удается найти и сохранить баланс между семейной, личной жизнью и карьерой, тем меньше выражена зависть – уныние у дочерей.

Зависть – уныние сыновей усиливается, если матери ориентированы на выбор работы, не связанной с переездами и командировками, даже в ущерб профессиональной карьере.

Наибольшее число взаимосвязей зависти сыновей выявлено с карьерными ориентациями отцов. Завистливость сыновей будет минимальной, если их отцы направлены на развитие своего профессионального мастерства и достижение целей, независимы в отношении выполняемой деятельности, способны преодолевать препятствия, управлять людьми и собственным бизнесом, а также создавать гармонию между карьерой и личной жизнью.

Следовательно, образ профессионально успешного отца, живущего активной, осмысленной жизнью позволяет в процессе идентификации с ним сына развивать в себе качества настоящего деятельного уверенного в себе мужчины, способного справляться с трудностями, достигать поставленных целей, не тратя время и энергию на переживание зависти в любых ее проявлениях.

Полученные данные требуют дальнейшего исследования и подтверждают необходимость их учета при разработке рекомендаций по вопросам воспитания и влияния родителей на личность ребенка.

References
1. Abul'khanova K.A. Lichnostnaya organizatsiya vremeni zhizni / K.A. Abul'khanova // Mir psikhologii. 2011. №3 (67). S.93 – 104.
2. Andreeva, T.V., Muromtseva, S.O. Vospitatel'naya rol' ottsa i stanovlenie lichnosti docheri / T.V. Andreeva, S.O. Muromtseva // Vestnik SPbGU. Seriya 12. 2011. Vyp. 1. S.188 – 194.
3. Beskova T.V. Metodika issledovaniya zavistlivosti lichnosti / T.V. Beskova // Voprosy psikhologii. № 2. 2012. S. 127 – 141.
4. Beskova T.V. Struktura, atributivnye svoistva i parametry zavisti kak sotsial'no – psikhologicheskogo otnosheniya lichnosti / T.V. Beskova // Mezhdunarodnyi nauchno – issledovatel'skii zhurnal «Uspekhi sovremennoi nauki». 2017. № 4. S. 184 – 190.
5. Buchatskaya M.V., Vasina N.V., Kostyrya S.S. Gendernye osobennosti smyslozhiznennykh orientatsii v period krizisa serediny zhizni i v predpensionnom vozraste / M.V. Buchatskaya, N.V. Vasina, S.S. Kostyrya // Servis plus. 2013. № 3. C.29 – 32.
6. Druzhinin V.N. Psikhologiya sem'i / V.N. Druzhinin. – M.: Nauka, 1996. – 160 s.
7. Kon I. S. Rebenok i obshchestvo / I.S. Kon. – M.: Nauka, 1988. – 272 s.
8. Leont'ev D. A. Psikhologiya smysla / D.A. Leont'ev. – M.: Smysl, 2007. –511 s.
9. Letyagina S.K. Osobennosti vzaimosvyazi zavisti roditelei i ikh detei studencheskogo vozrasta / S.K. Letyagina // Azimut nauchnykh issledovanii: pedagogika i psikhologiya. 2018. T. 7. № 2 (23). S. 376 – 380.
10. Letyagina C. K. Vyrazhennost' zavisti u yunoshei i devushek s raznoi siblingovoi pozitsiei v sem'e / S.K. Letyagina // Izvestiya saratovskogo universiteta. Seriya Akmeologiya obrazovaniya. Psikhologiya razvitiya. 2019. Vypusk 3 (31) S.240 – 247.
11. Mel'nikova N.N. Kar'ernye orientatsii: gendernye razlichiya i vozrastnaya dinamika / N.N. Mel'nikova // Vestnik YuUrGU. Seriya «Psikhologiya». 2016. T. 9, № 3. S. 76 – 86
12. Chudnovskii V.E. Smysl zhizni: problema otnositel'noi emansipirovannosti ot «vneshnego» i «vnutrennego» / V.N. Chudnovskii // Psikhologicheskii zhurnal. 1995. T. 16. № 2. S. 15–25.
Link to this article

You can simply select and copy link from below text field.


Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.