Статья 'Влияние религиозности человека на интенсивность переживания им зависти' - журнал 'Психолог' - NotaBene.ru
по
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > About the Journal > Requirements for publication > Editorial collegium > Editorial board > Peer-review process > Policy of publication. Aims & Scope. > Article retraction > Ethics > Online First Pre-Publication > Copyright & Licensing Policy > Digital archiving policy > Open Access Policy > Article Processing Charge > Article Identification Policy > Plagiarism check policy
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Back to contents
Psychologist
Reference:

The Influence of Religiosity on the Intensity of Envy

Beskova Tatiana Viktorovna

PhD in Pedagogy

professor of the Department of Legal Psychology, Forensic Enquiry and Pedagogics at Saratov State Law Academy

410056, Russia, Saratovskaya oblast', g. Saratov, ul. Vol'skaya, 1

tatbeskova@yandex.ru
Other publications by this author
 

 

DOI:

10.25136/2409-8701.2019.4.30439

Received:

02-08-2019


Published:

16-09-2019


Abstract: The subject of the research is envy as a socio-psychological attitude of a person accompanied with a number of negative emotions, realisation that someone's position is worse than that of others, desire to directly or indirectly to level out that superiority which is realized in certain continuous social behavior. Negative consequences of envy show off at intra-individual, inter-personal, intergroup and intragroup levels. This actualizes the search for multilevel mechanisms of regulation of envy (social, socio-psychological and psychological). In her research Beskova focuses on the evaluation of spiritual mechanisms in the process of regulation of envy, in particular, the influence of different components of religiosity on the level and intensity of envy. The main research method is the method of psychological testing. The author has used a combination of tests, in particular, Personal Envy Inventory offered by T. V. Beskova, Envy and Self-Evaluation of Envy Questionnaire (T. V. Beskova), questions to assess religiosity (from the inventory 'Influence of Social Capital on Economic Consequences' (A. N. Tatarko, N. M. Lebedeva), and Personal Religiosity Scale (R. Yavorsky). The research involved 145 respondents who believed themselves to be Orthodox but demonstrated different level and valency of Orthodox religiosity. For the first time in the academic literature the author has carried out empirical research of the influence of different elements of religiosity on his or her feeling of envy. The results of the research demonstrate that religious valency has a significant influence on the level of envy (opposed to the level of religiosity declared by an individual) and so does a special element of personal religiosity called 'religious practices as behavioral component of religiosity. The influence of other parameters and elements of religiosity on envy is either insignificant or null. 


Keywords:

envy, envy-hostility, envy-despondency, objects of envy, regulatory mechanisms, religiosity, level, valency, components of religiosity, influence

This article written in Russian. You can find original text of the article here .

Зависть, независимо от исторического этапа развития общества и его формации, неизбежно присутствует в отношениях между людьми, нанося определенный вред, как объекту зависти, так и самому ее субъекту. Эффекты зависти весьма разнообразны и могут проявляться на разных уровнях: межличностном (нарушение общения [10] и асоциальное поведение [11]); интраиндивидном (личностные деструкции и психосоматические нарушения [9]); ингрупповом (моббинг [6, с. 76]) и межгрупповом (способы групповой компенсации неблагоприятного исхода социального сравнения ингруппы с аутгруппой схожи со способами, используемыми на межличностном уровне субъектами зависти). Иначе говоря, зависть вне зависимости от ее уровня проявления может детерминировать нарушения коммуникации между субъектами отношений, конфликты и другие негативные явления, что обуславливает значимость поиска механизмов ее регуляции.

Полагаем, что механизмы регуляции зависти также образуют разноуровневую систему: от социальных (представляющих собой способы преобразования тех общественных условий, которые в наибольшей степени способствуют формированию зависти) до психологических и социально-психологических (психологической защиты, копинг-стратегий, ценностных и духовных механизмов). Анализ литературы по теме исследования дает нам основание говорить о фрагментарности разработки проблемы регуляции зависти в психологической науке и сосредоточенности вокруг обсуждения психологических защит субъекта зависти. Однако большинство механизмов психологической защиты работают на подсознательном уровне, ограждая человека «от осознания негативных духовно-нравственных свойств и состояний» [8, с. 13], и приводя «к нарушениям его духовно-психологического и психофизического здоровья» [8, с. 13].

Первым же шагом на пути к регуляции зависти, по мнению Н. В. Дмитриевой [5, с. 241], должно быть ее осознание человеком, признание ее присутствия у себя, что полностью согласуется с христианской традицией преодоления грехов. Этот сложный путь последовательно включает в себя осознание, раскаяние, покаяние и искупление. Согласно христианскому религиозному мировоззрению, зависть включена в список семи смертных грехов, которые верующий человек должен всячески искоренять в себе («если в наше сердце закрадывается зависть, нужно бороться с ней всеми силами» [7]). Отметим, что под грехом (с греч. – промах, минование цели) в религиозной этики понимается «всякое отступление от заповедей Божьих и нарушение закона Божия делом, словом, помышлением» [8, с. 28].

Итак, целью настоящего исследования является оценка эффективности духовных механизмов регуляции зависти посредством выявления характера влияния различных компонентов религиозности на ее переживание человеком.

В качестве диагностического инструментария использовались следующие методики:

1) «Методика исследования завистливости личности» (Т.В. Бескова) [1], диагностирующая выраженность у человека зависти-неприязни и зависти-уныния, отличающихся между собой как в эмоциональном, так и поведенческом плане;

2) опросник «Проявления зависти и ее самооценка» (Т.В. Бескова) [3, с. 310-311], измеряющий уровень зависти к различным предметным сферам;

3) вопросы для оценки религиозности (из опросника «Влияние социального капитала на экономические представления» (А.Н. Татарко, Н.М. Лебедева)) [12], посредством которых измеряется уровень и валентность (степень позитивности) религиозности;

4) «Шкала персональной религиозности» (Р. Яворски), включающая в себя четыре измерения: вера, моральность, религиозные практики и религиозное «Я» [13].

В исследовании принимали участие 145 человек, из которых 44,8% мужчин и 55,2% женщин в возрасте от 18 до 53 лет (Mx=29,6, Mo=25, Md=22). Все респонденты относят себя к православной культуре, при этом имеют разный уровень и валентность православной религиозности.

На первом этапе эмпирического исследования был осуществлен анализ распределения респондентов по уровню и валентности их религиозности. Анализ данных показал следующее (табл. 1).

Таблица 1

Уровень религиозности (%)

Валентность религиозности (%)

Атеист

11

Неприязнь

8

Безразличен к религии

12,4

Безразличие

44

Допускаю существование высших сил

38,6

Уважение

68

Верующий человек

33,1

Радость, любовь

22

Верую и соблюдаю обряды

4,9

Большое счастье

3

Сравнивая результаты уровня и валентности религиозности, представляется возможным констатировать, что в их распределениях такие меры центральной тенденции как мода и медиана одинаковы (Mo=3, Md=3), однако средние величины отличаются между собой на уровне статистической значимости (t=2,172, р<0,01). Еще более серьезные различия наблюдаются между их асимметриями и эксцессами.Если распределение валентности религиозности близко к нормальному распределению (асимметрия (0,039) и эксцесс (0,076) меньше своих стандартных ошибок), то распределение уровня религиозности имеет существенные различия с распределением Гаусса (As=-0,27, Ex=-0,52). В последнем случае мы имеем дело с правосторонней асимметрией и плосковершинным эксцессом, что свидетельствует о преобладании в выборке более высоких значений уровня религиозности, а также о более низкой встречаемости средних значений, нежели при нормальном распределении.

Таким образом, в распределении значений по уровню религиозности испытуемых существует значительный сдвиг в область более высоких значений, тогда как в распределении уровня валентности (степени позитивности религиозной идентичности) подобных сдвигов не наблюдается. Возможно, это связано с тем, что второй вопрос анкеты («с каким чувством у вас ассоциируется ваша религия?») приводит респондентов к более глубокой рефлексии собственной религиозности, чем первый («как вы оцениваете уровень своей религиозности?»).

На втором этапе исследования нами анализировалась взаимосвязь различных компонентов религиозности респондентов с уровнем их зависти и ее видами (табл. 2).

Таблица 2

Взаимосвязь составляющих религиозности с завистью

Религиозность

Зависть

Религиозность

Шкала персональной религиозности

Уровень

Валент-ность

Вера

Мораль

Религиоз. практики

Религиоз. «Я»

Зависть-неприязнь

-0,060

-0,182*

0,059

0,144

0,007

0,075

Зависть-уныние

-0,077

-0,201*

-0,025

-0,031

-0,195*

-0,033

Интегр. показатель зависти

-0,073

-0,205*

0,015

0,054

-0,110

0,018

Примечание: * – уровень значимости 0,05.

Таким образом, если уровень религиозности, определяемый у себя респондентами, не имеет связей с завистью, то валентность их религиозности, напротив, отрицательно коррелирует как с интегративным показателем зависти, так и с двумя ее разновидностями (завистью-неприязнью и завистью-унынием). Иначе говоря, простое отнесение человека себя к различным группам по критерию его отношения к православной религии (от убежденного атеизма до верования с соблюдением религиозных обрядов), никаким образом не влияет на уровень его зависти к превосходящим в чем-либо другим. В тоже время глубокая рефлексия своих религиозных чувств (в диапазоне от неприязни к религии до большого счастья от принадлежности к ней) статистически значимо влияет на переживание субъектом зависти. Чем больше человек чувствует радость, любовь и счастье от своей принадлежности к религии и соприкосновения с Богом, тем меньшую зависть к другим он испытывает. Причем это касается как зависти-неприязни, со свойственными ей негативными эмоциями (раздражение, злость, негодование) и активными поведенческими действиями, направленными на Другого, так и зависти-уныния, направленной, в первую очередь, на «поедание» самого себя и переживание отчаяния, подавленности, уныния и разочарования. Можно предположить, что при отнесении себя к той или иной группе (по критерию своего отношения к религии) человек не всегда разделяет свою принадлежность к православной культуре или же собственно к православной религии, тогда как при рефлексии своих религиозных чувств присутствует более точное понимание своего отношения и принадлежности к православию.

Что же касается корреляций зависти со шкалами методики персональной религиозности (Р. Яворски), то здесь также наблюдаются не столь однозначные результаты. Лишь один из компонентов персональной религиозности («религиозные практики») обратно коррелирует с одним из видов зависти, а именно с завистью-унынием. То есть, на первый план в данном случае выходит поведенческий компонент религиозности, касающийся не только и не столько религиозных убеждений и чувств, а сколько ее поведенческих проявлений (посещение церкви, молитвы, совершенствование религиозных знаний). Говоря другими словами, именно воцерковленный человека «защищен» от зависти-уныния, от переживания досады, обиды, грусти и уныния в связи с успехами Другого. Однако отсутствие других взаимосвязей компонентов персональной религиозности с завистью порождает множество вопросов, ответы на которые найти не так просто. Предположим, что при отсутствии поведенческого компонента религиозности, воцерковленности человека, его вера имеет несколько поверхностный характер и не защищает его от такого греха как зависть. Вероятно, именно осуществление религиозных практик и характеризует человека как истинно верующего, старающегося соблюдать все основные христианские заповеди, одна из которых гласит: «Не желай жены ближнего твоего и не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабы его, ни вола его, ни осла его, ни всего, что есть у ближнего твоего» [4, с. 195-196]. Краткая формулировка этой заповеди – «не завидуй».

Третий этап эмпирического исследования был посвящен выявлению взаимосвязей разных составляющих религиозности с завистью к различным предметным сферам. Изначально нами сопоставлялись результаты взаимосвязей уровня и валентности религиозности с предметной завистью.

Как уровень, так и валентность религиозности оказывают значительное влияние на снижение зависти к материальному достатку Другого (r=-0,186, р<0,05; r=-0,261, р<0,01), его профессиональным и учебным успехам (r=-0,209, р<0,05; r=-0,214, р<0,05), интеллекту и способностям человека (r=-0,245, р<0,01; r=-0,226, р<0,01), а также его положительным личностным характеристикам (r=-0,196, р<0,05; r=-0,169, р<0,05). Но влияние положительной валентности религиозности, в отличии от ее уровня, оказывает дополнительное влияние на нейтрализацию зависти к разного рода социальным успехам Другого. Чем более позитивные чувства к религии испытывает человек, тем в меньшей степени у него проявляется зависть к карьере другого человека (r=-0,220, р<0,01), его социальному статусу (r=-0,216, р<0,05), его популярности и похвале значимым человеком (r=-0,178, р<0,05), а также к его возможностям путешествовать (r=-0,266, р<0,01). Таким образом, в очередной раз мы удостоверяемся, что валентность религиозности, оказывает более существенное влияние на искоренение такого христианского греха как зависть, чем декларируемый самими респондентами уровень их религиозности.

Анализируя взаимосвязи предметной зависти с персональной религиозностью, отметим, что из четырех только два ее компонента имеют отрицательные корреляции с завистью к отдельным предметным сферам – «религиозные практики» и «религиозное “Я”». Чем выше показатели по данным шкалам, тем меньше зависть к карьерным достижениям Другого (r=-0,224, р<0,01; r=-0,276, р<0,001), к социальном статусу человека (r=-0,206, р<0,01; r=-0,240, р<0,01), к его возможностям путешествовать и полноценно проводить свой досуг (r=-0,237, р<0,01; r=-0,167, р<0,05). Что же касается таких компонентов персональной религиозности, как «вера» и «мораль», то в этом случае мы наблюдаем полное отсутствие каких-либо связей с предметной завистью.

Можно сказать, что для нейтрализации зависти к социальным успехам Другого, оказывается недостаточно простого доверия к Богу, веры в его милосердие, готовности согласовывать личный жизненный план с Божьим планом. Борьба с грехом зависти становится эффективной, если верующий человек ощущает гордость и удовлетворение от своей принадлежности к христианству, чувство идентификации с Богом, а также придает большое значение исполнению религиозных практик (регулярно посещает церковь, молится за других, пополняет свои религиозные знания, находит радость в размышлениях на религиозные темы).

По результатам настоящего эмпирического исследования представляется возможным сформулировать ряд выводов.

Уровень и валентность религиозности, являясь ее измерениями, имеют различное распределение в выборке и по-разному влияют на интенсивность зависти. Серьезный сдвиг распределения уровня религиозности в область высоких значений, и, напротив, близость распределения валентности (степени позитивности религиозной идентичности) к нормальному распределению, позволяют предположить, что именно второй показатель, является параметрическим и более точно измеряет религиозность человека, подводя его к глубокой рефлексии своего отношения к религии и Богу. Именно валентность, а не уровень религиозности оказывает решающее влияние на снижение интенсивности зависти, будь то зависть-неприязнь, характеризующаяся агрессивными эмоциями и действиями, направленными на более успешного Другого, или же зависть-уныние, разрушительное действие которой направлено на самого субъекта зависти. Подобная закономерность наблюдается и в отношении предметной зависти: валентность, помимо общих с уровнем религиозности влияний на зависть к отдельным сферам (материальному достатку, профессиональным успехам, интеллекту и личностным качествам), нейтрализует зависть к различного рода социальным успехам человека.

Не все компоненты персональной религиозности оказывают значимое влияние на нейтрализацию зависти. Так снижение зависти-уныния, включающей в себя ряд негативных эмоций, направленных на самого субъекта зависти («подавленность, отчаяние, разочарованность, уныние, пессимизм, ощущение себя несчастливым человеком, у которого отсутствуют надежды и силы на изменение ситуации» [2, с. 93]), происходит не просто у верующего, а только у воцерковленного человека, придающего большое значение религиозным практикам. Иначе говоря, для искоренения зависти-уныния не достаточно наличия у человека религиозных чувств (аффективный компонент) и убеждений (когнитивный компонент). На первый план здесь выходит поведенческий компонент религиозности, характеризующий, по-видимому, истинно верующего человека. Этот же компонент религиозности совместно с компонентом «религиозное “Я”», отражающим глубокую религиозную самоидентификацию человека, способствует снижению зависти к успехам Другого в социальной сфере (карьерным, статусным, досуговым).

Таким образом, на снижение уровня зависти решающее влияние оказывает валентность религиозности и такой компонент персональной религиозности как «религиозные практики». Воздействие же других параметров и компонентов религиозности на зависть носит либо несущественный характер, либо вовсе отсутствует. На наш взгляд, результаты данного исследования расширяют как научные знания по детерминантному комплексу зависти, так и по познанию разноуровневых механизмов ее регуляции.

References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
Link to this article

You can simply select and copy link from below text field.


Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.