Статья 'Образование как фактор жизненного и профессионального успеха россиян' - журнал 'Социодинамика' - NotaBene.ru
по
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > About the Journal > Requirements for publication > Editorial board > Peer-review process > Policy of publication. Aims & Scope. > Article retraction > Ethics > Online First Pre-Publication > Copyright & Licensing Policy > Digital archiving policy > Open Access Policy > Article Processing Charge > Article Identification Policy > Plagiarism check policy > Editorial collegium
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Back to contents
Sociodynamics
Reference:

Education as a factor of life and career success of the Russians

Rozhkova Liliya Valerevna

ORCID: 0000-0001-7058-4871

Doctor of Sociology

Professor, the department of Economic Theory and International Relations, Penza State University

440026, Russia, Penzenskaya oblast', g. Penza, ul. Krasnaya, 40

mamaeva_lv@mail.ru
Other publications by this author
 

 
Tuguskina Galina Nikolaevna

ORCID: 0000-0002-6400-3521

Doctor of Economics

Professor, the department of Management and Economic Security. Penza State University

440026, Russia, Penzenskaya oblast', g. Penza, ul. Krasnaya, 40

galina066@mail.ru
Supikov Vadim Nikolaevich

ORCID: 0000-0002-3624-3480

Doctor of Sociology

Professor, the department of Public Administration and Sociology of the Region, Penza State University

440026, Russia, Penzenskaya oblast', g. Penza, ul. Krasnaya, 40

supikov.vadim@mail.ru
Seidov Shakhrutdin Gadzhialievich

ORCID: 0000-0003-0869-9197

Doctor of Politics

Professor, the department of State Legal Disciplines, Penza State University

440026, Russia, Penzenskaya oblast', g. Penza, ul. Krasnaya, 40

tabaris@mail.ru

DOI:

10.25136/2409-7144.2021.10.36629

Received:

12-10-2021


Published:

15-11-2021


Abstract: The problem of studying education, values of education, and educational potential of the Russians is relevant in the current context, when professional, continuing education, and self-education become the intrinsic elements of modern life. Education is the factor of achieving life and career success, a crucial competitive advantage on the job market, opens career growth opportunities, such as prestigious and top-paying job. It plays one of the key roles in social development and ensuring economic upturn of the country. The subject of this research is education within the structure of factors of life and career success. The goal lies in the analysis of education as the factor of success of the Russians. As a result of theoretical analysis, the author offers the original structural model of life and career success, new empirical data on education within the structure of values of the youth, as well as materials of qualitative research on life and career success among youth. The conducted analysis demonstrates that education, including higher education, does not hold the leading position within the structure of values of Russian youth, yielding to family, health and material well-being. It is neither among the top factors of life success. At the same time, Russian youth agree to the fact that education contributes to career growth. Young people rate the knowledge high and are willing to give their best for decent education. Self-education, lifelong learning expands the career-building opportunities, allows getting a prestigious and top-paying job. At the same time, professional success requires personal efforts of the individual and fulfillment of their potential. Certain role in this process is played by the system of useful social contacts. The current socioeconomic situation in the country also affects education and educational plans of youth.


Keywords:

values, orientations, education, educational potential, youth, social resource, personal qualities, success, life success, professional success

This article written in Russian. You can find original text of the article here .

Введение. В последние годы все чаще исследователи обращаются к проблеме жизненного и профессионального успеха в связи с их важными позициями в ряду современных ценностей. Успех, являясь ценностным основанием, задает мотивы и определяет поведение. Само понятие «успех» сложное и многогранное, проявляется в разных жизненных сферах. Успех разный – общественный, личный, групповой. Для индивида он может быть материальным, карьерным, семейным и др. В словаре под успехом рассматривается достижение поставленных целей, положительный результат, общественное признание (Д. Н. Ушаков, С. И. Ожегов) [1].

Модель жизненного успеха индивида в общем виде предстает как модель успеха общества в целом. Заложенное в ней видение успеха вместе с жизненными целями, стратегиями индивидов формирует направления социального развития общества [2, с. 506]. К сожалению, сегодня исследователи констатируют тот факт, что в современном российском обществе присутствует тенденция к доминированию индивидуального успеха над общественным как вклада в благополучие всего общества [3, с. 138].

Следует отметить разные походы к понятиям «успех» и «успешность»: одни исследователи их отождествляют, другие – разделяют, говоря о том, что «успех» фиксирует в большей степени объективные достижения в жизни и деятельности, а «успешность» связана с отражением условиий достижения успеха и субъективными переживаниями. Успешность, акцентируя внимание на личности индивида, рассматривается в качестве умения и способности достигать успеха. Успешный человек – человек, который ставит цели и достигает их [4]. Следует и различать понятия «жизненный успех», «профессиональный успех», и, прежде всего, по их направленности на разные сферы жизнедеятельности.

Анализ сущности и содержания понятия «успех», факторов успеха и успешности рассматривается в рамках разных научных направлений – социологии, философии, психологии, экономики, культурологии и др. В социальных науках успех рассматривается как сложное, многогранное явление. Так, успех является характеристикой и показателем пе­реживания индивидом результатов усилий и дей­ствий, а также показывает положение индивида среди других и, следовательно, отражает спе­цифику его отношений и социальных связей [5, с. 92]. Рассматривая противоречивый характер жизненного успеха, А. Д. Галюк выделяет ряд особенностей [6]. Во-первых, это противоречие в успехе субъективного (личные критерии успеха, индивидуализация личности в социальной среде) и объективного (обусловленность социальными стереотипами успешности, стремление к признанию со стороны группы, самоутверждение в ней) компонентов. Во-вторых, жизненный успех выступает как результат деятельности, достижения, и как жизненная цель. В-третьих, выделяется противоречие между притязаниями индивида и возможностями их реализации (например, нестабильность социальной среды или неумение, неготовность к жизненному планированию) [6].

Большинство исследователей сходятся во мнении, что жизненный успех детерминирован, с одной стороны, социальной средой, с другой стороны, имеющимися задатками, активностью личности. Успех индивида в обществе фиксирует признание его достижений [7, с. 91]. Поведение, ориентированное на успех, интерпретируется как активизация личных качеств и социальных ресурсов индивида, которые позволяют достичь поставленной цели, повысить социальный статус, преодолеть возможные препятствия на пути к успеху, получить внутреннее одобрение и внешнее социальное признание [7, с. 91]. Таким образом, велика роль личностных качеств и социальных ресурсов индивида в достижении успеха. Сегодня оно в значительной мере определяется знаниями, умениями, упорностью работы, усилиями индивида, его способностями адаптироваться к изменяющимся условиям социальной среды [6]. Применительно к современной ситуации, инкорпориро­вание успеха в жизнь российского общества чаще всего обращено к молодёжи, её достижительным стратегиям [8, с. 123].

Успех становится сегодня интегральной жизненной стратегией; «….понять природу успеха значит найти его основания» [9, с. 7]. В ряду факторов, оказывающих влияние на успех, особое место отводится образованию. Оно, безусловно, задает лучшую стартовую позицию и дает больше шансов на успех. Не вызывает сомнения, что индивид, стремящийся к достижению успеха, должен быть хорошо подготовлен. Образование – база для успеха. И в этой связи не диплом об образовании, а знания, умения, навыки, их расширение посредством самообразования, дополнительного образования открывает больше возможностей для достижения успеха.

Обзор литературы.

В рамках социологического подхода «жизненный успех» взаимосвязан с природными задатками и социальной средой. Он рассматривается как «самоутверждение личности в конкретной среде посредством целедостижения в результате влияния социальной заданности и имеющихся от природы задатков к различным видам деятельности» [6]; «некая нормативная мо­дель самореализации, основанная на адаптации социально значимых ценностей и пред­писаний к индивидуальным жизненным целям и возможностям их достижения в конкрет­ных социальных условиях» [10, с. 61].

Социологи рассматривают представления разных социальных групп об успехе, кри­териях и факторах жизненного, профессионального успеха. Среди них можно выделить работы Н. Е. Тихоновой [11], А. Л. Темницкого [8], А. Л. Маршака и Л. В. Рожковой [12] и др. Формирование и развитие образовательного потенциала российской безработной молодежи [13], отношение к образованию и профессиональное обучение работающей молодежи [14] рассматриваются Л. В. Рожковой. Интересный анализ представлен К. О. Паниевой, рассматривающей жизненный успех как ценностную ориента­цию. Анализируя идеи зарубежных исследователей, она приходит к выводу о том, что, несмотря на то, что их работы не были непо­средственным источником концепции жизнен­ного успеха как ценностной ориентации, но они позволяют сделать ряд выводов. Так, например, некоторые из позиций, представленных М. Рокичем, могут быть увязаны с установкой на жизненный успех [15].

«Стремление к успеху связывается с удовлетворением потребности в дости­жениях» [8, с. 122]. «Стереотипное представление о жизненном успехе часто связывается с карьерой, доходом, статусом» [16, с. 308]. «Степень успешности и благополучия людей являются яркими индикаторами места человека в стратификационной иерархии, отражая специфику занимаемой людьми статусной позиции» [11, с. 13].

Рассматривая современное российское общество, исследователи приходят к выводу о росте значимости ценностей самоутверждения, прагматических и утилитарных мотивов, ориентаций на успех любой ценой. Подчеркивается, что в фундаменте личного и социального успеха лежит индивидуализм, в основе которого реализация своих интересов за счет других, польза для себя в отношениях между людьми [17]. Сегодня активно идет процесс формирования нового типа человека: целерациональный индивидуалист, ориентированный на успех [18].

С позиции психологического подхода под успехом рассматривается достижение индивидом высоких результатов, которые отличают его от других [19, c. 91]. Успех в психологии изучается в рамках исследования категорий «успешности», «мотивации» на успех, а также изучения процесса профессионального становления и развития личности. Мотив и установка на успешность выступают определяющими для достижения успеха [20, с. 113]. Стремление к успеху – одна из потребностей человека, желание получить общественное признание, высокую оценку результатов. В психологии успешность – благополучный, благоприятный результат. Успех и успешность отражают позитивные ожидания, переживаемые эмоциональные реакции, связанные с достижением результата [21].

Успех в рамках экономических исследований рассматривается с позиции категорий «эффективность» и «результативность». Эффективность деятельности – составляющая успешности. Оценка профессиональной успешности имеет внешнюю (оценка результата, достигнутого в процессе профессиональной деятельности) и внут­реннюю (удовлетворенность деятельностью) стороны. Результативность рассматривается как количество высококачественно произведенных единиц про­дукции. Она выступает в качестве показателя успешности деятельности, зависит от знаний, умений, мотивов деятельности, психологических, психофизиологических характеристик индивидов [22].

Профессиональная успешность и успешность индивида могут быть рассмотрены в единстве процессов социальной адаптации, самореализации и самоутверждения личности. В зарубежных исследованиях профессиональный успех определяют как совокупность положительных результатов, накопленных в течение карьеры в срезе профессиональных достижений [23]. Профессиональная успешность – интегральное качество личности про­фессионала, которое обеспечивает раскрытие, наращивание инди­видуального потенциала с учетом новых изменяющихся условий и требований [5]. Профессио­нальная успешность отражает соответствие профессии, стремление к самореализации, удовлетворенность трудом индивида [22].

Таким образом, жизненный успех связан с достижениями, самореализацией и самоутверждением личности в конкретной среде, постановкой жизненных целей и возможностями их достижения. Профессиональный успех является частью жизненного успеха и связан с полным раскрытием трудового потенциала. На него оказывают влияние ряд объективных и субъективных факторов. В структуре жизненного и профессионального успеха выделяются различные компоненты. На рисунке 1 представлена авторская структурная модель жизненного и профессионального успеха.

Рисунок 1 – Жизненный и профессиональный успех: понятие, факторы, виды, компоненты [составлено авторами]

Образование рассматривается в качестве одного из компонентов жизненного и профессионального успеха. Образование – фундамент, на котором строятся карьера и будущее [24]. Оно может считаться основой успеха по следующим основным причинам: образование позволяет самоопределиться в жизни, обрести уверенность, получить актуальные навыки, которые повысят конкурентоспособность, обучиться технологиям личностного планирования и др. [24, с. 318].

Человек, который стремится к знаниям, получает и использует их, способен работать в заданных условиях, например, выполнять работы в условиях многозадачности. Образованный человек сможет найти баланс личной и профессиональной жизни. Исследователи констатируют: образование, безусловно, влияет на профессиональный успех, что подтверждается данными о занятости людей с достаточно высоким уровнем образования, более быстрым карьерным ростом, объемом заработной платы [24, с. 319].

Рассматривая высшее образование, следует отметить, что оно традиционно считается ресурсом, способствующим подъему по социальной лестнице. Следует отметить, что в 1990-е гг. успешными могли быть и не самые образованные люди, в достижении успеха которых значительную роль играли энергия и социальный капитал – использование наработанных социальных связей, которые компенсировали или замещали опыт и образование [25]. Сегодня наличие высшего профильного образования не всегда важно для профессиональной успешности. Однако данные западных исследований показывают связь успешности профессиональной деятельности с профильным образованием. Фактор наличия профильного образования, как отмечает Э. М. Коротков, может иметь разное влияние на профессиональную успешность. Во-первых, образование может способствовать карьере за счет обладания необходимыми профессиональными навыками и знаниями или, наоборот, снижать индивидуальный потенциал ввиду действия устойчивых стереотипов в мышлении. Во-вторых, отсутствие образования может тормозить профессиональную успешность или, наоборот, повысить ее при реализации способности к переобучению [26]. Таким образом, резюмируя вышесказанное, образование – путь к достижению профессионального и личностного успеха.

Материалы и методы. Основной целью исследования являлся анализ образования как фактора жизненного и профессионального успеха россиян. Для достижения поставленной цели предполагалось решение следующих задач: теоретический анализ понятий «жизненный успех», «профессиональный успех», разработка структурной модели жизненного и профессионального успеха, выделение образования в качестве фактора успеха, на основе материалов эмпирических исследований, определение места образования в структуре жизненных ценностей и факторов жизненного, профессионального успеха россиян и молодежи, комплексный анализ ценностных компонентов образовательного потенциала молодежи, выявление влияния современных социально-экономических условий на образование молодежи. Объект исследования – россияне в возрасте старше 15 лет. Предмет исследования – образование в структуре факторов жизненного и профессионального успеха.

Теоретико-методологическую основу исследования составили труды экономистов и социологов, занимающихся изучением проблем молодежи и образования. В качестве прикладных методов использовался вторичный анализ материалов общероссийских социологических исследований (ФОМ, ФНИСЦ РАН, РАНХиГС и др.), а также результаты авторских социологических исследований: качественных (фокус-группа среди Молодежи Пензенской области, 2021 г., n=9) и количественных – «Модернизационный потенциал» (2010 г.; n = 1254, студенческая молодежь, республики Мордовия и Татарстан, Пензенская и Ульяновская области); «Социальный потенциал» (2018-2019 гг.; молодежь регионов: Пензенская, Саратовская области, Республика Мордовия, n = 754; Крым, n = 400; Санкт-Петербург, n = 554; Москва, n = 675; «Гражданско-патриотический потенциал» (2020 г., молодежь, Пензенская область, n = 660); «Политический и протестный потенциал» (2021 г., молодежь в возрасте 14-24 года, Пензенская область, n = 160). Для достижения валидности результатов исследований использовалась компьютерная программа «Sociology».

Результаты исследования. По данным исследования «Семья и семейные ценности: взгляд поколений» (ФНИСЦ ИСПИ РАН, 2019 г.; респонденты в возрасте от 14 до 50 лет, Россия, Беларусь, Таджикистан, n= 1652) [27] наиболее значимыми ценностями для поколения родителей (35–50 лет) являются (в порядке убывания): хорошее здоровье, наличие близкого человека, возможность обеспечить детям образование, материальное благополучие. Наименее значимыми ценностями являются досуг и наличие возможности не работать. Для поколения молодежи и подростков выделяются следующие главные ценности: здоровье, материальное благополучие, любимая работа, любовь и путешествия. Ценность «иметь высшее образование» занимает в ряду ценностей старшего поколения 16 ранговое место, у молодежи – 18, у подростков – 14 [27].

Материалы авторских исследований показывают, что образование в ценностях молодежи не лидирует (таблица 1).

Таблица 1 – Базовые ценности молодежи, в %

Наиболее важные ценности (многовариантные ответы)

Исследование 2010 г., студенты вузов Поволжья, n=1254

Исследование 2018 г., молодежь Поволжья, n=754

Исследование 2018 г., молодежь Крыма, n=400

Исследование 2018 г., молодежь Москвы, n=657

Исследование 2019 г., молодежь Санкт-Петербурга, n=554

Исследование 2020 г., молодежь Пензенской области, n=660

Исследование 2021 г., учащаяся молодежь Пензенской области, n=160

Хорошее образование

29%

30,52%

25,35%

14,54%

20,14%

23,03%

17,91%

Интересная работа

34%

32,76%

30,99%

44,05%

45,32%

36,52%

43,28%

Престижная работа

26%

28,79%

18,31%

13,66%

16,91%

27,42%

24,63%

Материальный достаток

42%

36,21%

40,85%

41,41%

36,33%

40,61%

41,04%

Хорошее здоровье

50%

43,97%

47,89%

45,37%

45,32%

47,42%

42,54%

Семья

70%

65,34%

73,94%

67,84%

64,39%

50,76%

57,46%

Удовольствие от жизни

26%

26,90%

43,66%

51,54%

51,08%

35,91%

33,73%

Другое

4%

4,48%

4,93%

3,96%

5,40%

0,91%

0%

По данным социологического исследования «Современный успешный человек» (2018 г.; жители крупных городов России, Польши, Беларуси) [7] наиболее значимыми ресурсами достижения успеха в целом являются здоровье (75,8 %), поддержка семьи и близких (61,6 %), личные усилия (54,9 %), материальные средства и капитал (49,8 %), хорошее образование и профессиональная подготовка (46,7 %) – рисунок 2.

Рисунок 2 – Образование в структуре факторов жизненного успеха россиян [составлено по: 7].

При этом, в порядке значимости среди «успешных» респондентов (по их самооценкам) отмечается здоровье (79,2 %), поддержка семьи и близких (66,8 %), личные усилия (60,8 %), тогда как «неуспешные» респонденты в вопросе важности ресурсов целедостижения отдают предпочтение здоровью (70,5 %), материальным средствам и капиталу (62,3 %) поддержке семьи и близких (52,5 %). В целом можно отметить, что группа респондентов, определяемая как «успешные», в большей степени полагается на использование личных внутренних ресурсов (собственные усилия, образование, профессионализм) при построении стратегии достижения успеха. Данная группа респондентов в меньшей степени ориентирована на использование внешних ресурсов (полезные связи, состояние экономики), а, значит, и менее от них зависима. И, наоборот, у респондентов из группы «неуспешные» менее выражена ориентация на личностные качества и ресурсы в процессе целедостижения, они более подвержены воздействию внешних факторов [7].

По данным исследований НИУ ВШЭ в достижении успеха, подъеме по социальной лестнице более значимы полезные связи, чем опыт и образование [25]. Материалы опроса РАНХиГС (2013 г., n=4000) свидетельствуют, что россияне не рассматривают качество образования как важный фактор достижения успеха – по мнению 17 % респондентов успеха добиваются обеспеченные за счет хорошего образования. Треть респондентов выделили образование как фактор успешности [25].

По данным анализа, проведенного А. Л. Темницким на основе материалов социологических исследований, было установлено, что большинство россиян связывают жизненный успех с семьей, детьми, интересной работой [16, c. 310]. Анализ был направлен на выявление баланса семьи и работы как факторов успеха. По результатам было выявлено, что баланс работы и семьи способствует более высоким самооценкам успеха [16, c. 320]. Важными жизненными ценностями являются семья, интересная работа, надежные друзья [8, c. 122].

По данным исследования ФОМ «Поколение- XXI» выявлялся образ жизненного успеха у молодежи, притязания, ресурсы и стратегии. Большая часть респондентов считают, что трудно добиться успеха, но к этому стремятся (92 %) [28, c. 25]. По мнению 72 % россиян трудно добиться успеха «таким людям как они». Достижение успеха респонденты связывают с рядом факторов. Во-первых, место проживания. В сельской местности, малых городах сложнее найти работу, получить образование (трудно достичь успеха 55 % респондентам из Москвы, 68 % из малых городов и 81 % из сел). Во-вторых, материальное положение. На трудности в достижении успеха указали 68 % представителей низкодоходных группе и 48 % - высокодоходных. В-третьих, это образование. Трудности в достижении успеха отметили 63 % респондентов с высоким уровнем образования и 70 % - с низким. Более оптимистичные оценки возможностей достижения успеха дают студенты, чем другие группы молодежи. Добиться успеха легче 27 % молодежи из семей с высоким статусом и материальным положением и сложнее 79 % из необеспеченных, низко статусных семей. Наиболее важными факторами успеха, по мнению молодежи, являются семья, реализация планов и достижение целей, хорошая, высокооплачиваемая работа. Следует подчеркнуть, что в ряду факторов успеха образование не рассматривается молодежью в качестве важной составляющей [28, c. 25].

По данным фокус-группы среди Молодежи Пензенской области (2021 г., n=9) было установлено, что жизненный успех молодые люди связывают и с профессиональным успехом, в числе важных показателей успеха – здоровье, семья, карьера, самореализация.

Студент, А., жен., 20 лет

«Жизненный успех многогранное понятие, в том числе включает в себя и профессиональный успех. Жизненный успех включает хорошую семью, успех в карьере, во взаимоотношениях с другими людьми, успех в уровне здоровья».

Руководитель отела персонала в гипермаркете, С., жен., 34 года

«Жизненный успех связан с самореализацией»

Администратор, А., жен., 30 лет

«Жизненный успех – поставленные и выполненные цели, уважение со стороны общества, признание достижений».

Рассматривая профессиональный успех, было установлено, что профессиональный успех молодые люди связывают с работой, карьерным, профессиональным ростом, самореализацией.

Студент, А., жен., 20 лет

«Профессиональный успех я рассматриваю с точки зрения карьеры, престижной работы, хорошего уровня заработка».

Администратор, А., жен., 30 лет

«Профессиональный успех – признание, уважение на работе, когда большой круг людей признает тебя успешным».

Материалы авторских исследований показывают, что усилия, трудолюбие – самые важные факторы жизненного успеха (таблица 2).

Как отмечает А. Л. Темницкий, при наличии более высокого дохода и высшего образования снижается роль материальной составляющей (богатства и престижной собственности) в представлениях о жизненном успехе [8, с. 127].

Таблица 2 – Факторы жизненного успеха, в %

Наилучшие условия для успеха

(многовариантные ответы)

Исследование 2010 г., студенты вузов Поволжья, n=1254

Исследование 2018 г., молодежь Поволжья, n=754

Исследование 2018 г., молодежь Крыма, n=400

Исследование 2018 г., молодежь Москвы, n=657

Исследование 2019 г., молодежь Санкт-Петербурга, n=554

Собственные усилия, упорство и трудолюбие

80

64,31%

86,62%

80,62%

84,53%

Хорошее образование

53

37,59%

38,73%

27,75%

29,86%

Хорошее здоровье*

-

42,59%

33,80%

20,70%

28,78%

Материальная обеспеченность

23

25,17%

19,01%

12,33%

15,11%

Нужные, полезные связи

52

35,86%

31,69%

49,78%

47,12%

Продуманные планы на будущее

39

32,59%

42,25%

38,33%

35,61%

Случай, везение, стечение обстоятельств

24

19,66%

19,72%

38,33%

31,30%

Другое

1

6,21%

2,82%

1,76%

3,24%

Примечание: * - вариант ответа отсутствовал в опросе 2010 г.

Данные фокус-группы среди Молодежи Пензенской области (2021 г.) показывают, что образование играет весомую роль в достижении успеха.

Студент, В., жен., 21 лет

«Образование влияет на успех. Если мы берем педагогическую деятельность, медицину, то образование в этих сферах прямо напрямую влияет на успешность профессиональной деятельности, поскольку без образования в этих сферах нельзя добиться успеха.. необходимо всю свою профессиональную карьеру учиться, чтобы добиться профессионального успеха»

Руководитель отела персонала в гипермаркете, С., жен., 34 года

«Постоянное обучение – залог успеха»

Предприниматель, И., муж., 30 лет

«Образование является основой скорее профессионального успеха, чем жизненного успеха. Если ты получаешь образование, значит, ты получаешь новые знания и сам развиваешься. И это является основой твоего профессионального успеха»

Студент, Н., муж., 19 лет

«Если ты учишься или обучался в каком то престижном вузе, например, за рубежом (Кэмбридж, Гарвард), то это может способствовать успеху..»

Преподаватель, Е., муж., 30 лет

«Образование не дает гарантии того, что ты реализуешься в профессии, здесь многое играют личные качества, как ты стремишься к успеху, какой твой потенциал, как ты используешь приобретенные знания»

По данным авторских исследований, рассматривая личностные качества, которые способствуют успеху, молодые люди выделили: воля, целеустремленность, настойчивость, уверенность, лидерские качества, творческое мышление, готовность к риску [12, с. 159]. По результатам опроса среди москвичей в возрасте 25-30 лет, которые оценивают себя как успешных людей, подтверждается вывод о росте прагматических, утилитарных мотивов в поведении. Однако их жизненный и деловой успех связан с социальной и личной ответственностью, они способны соотносить свои и чужие интересы. «Их индивидуализм социален, детерминирован продуманной позицией по вопросам социальной справедливости и солидарности» [17, с. 67].

Исследования «Семья и семейные ценности: взгляд поколений» [27] показывают, что достичь успеха можно, если много и добросовестно работать. Кроме того, жизненному успеху способствуют способности, таланты, умение строить отношения с людьми. Респонденты также обращают внимание на такие факторы, способствующие достижению успеха, как личные связи, знакомства, удача. Высокий уровень образования и культуры среди факторов успеха выделили 15–16 % респондентов. Для большинства россиян успех связан с реализацией в карьере и творчестве [27, с. 84-85].

Как подтверждают материалы вторичного анализа социологических исследований и данные авторских исследований сегодня современная молодежь не рассматривает образование как гарант жизненного успеха. По данным авторских исследований 2018-2019 гг. доля таких респондентов составила 50,86 % молодежи Поволжья, 58,45 % молодежи Крыма, 71,81 % молодежи г. Москвы, 77,34 % молодежи г. Санкт-Петербурга. Однако, современные молодые люди высоко ценят знания [29, с. 176] – таблица 3.

Таблица 3 – Отношение к альтернативным суждениям; молодежь российских регионов от 14 до 29 лет (в %)

С каким суждением Вы бы скорее согласились?

Регионы Поволжья, n=754

Республика Крым, n=400

г. Москва, n=675

Г. Санкт-Петербург, n=554

Знания - это главное достояние человека

60,86%

62,68%

62,56%

66,19%

Можно обойтись без знаний, были бы деньги

39,14%

37,32%

37,44%

33,81%

По материалам авторских исследований 2018-2019 гг. основные условия получения хорошего образования: собственные усилия, хорошие способности, система нужных связей – таблица 4.

Таблица 4 – Основные условия получения «хорошего образования»; молодежь российских регионов от 14 до 29 лет (в %)

Каковы основные условия получения хорошего образования?

(многовариантные ответы)

Регионы Поволжья, n=754

Республика Крым, n=400

г. Москва, n=675

Г. Санкт-Петербург, n=554

Собственные усилия, упорство

71,21%

84,51%

85,90%

86,33%

Хорошие способности

42,24%

67,61%

64,32%

61,87%

Материальная обеспеченность

31,90%

28,17%

28,63%

31,30%

Нужные, полезные связи

36,55%

29,58%

32,60%

25,54%

Затрудняюсь ответить

10%

3,52%

0,88%

2,16%

Другое

4,31%

1,41%

1,76%

5,40%


Следует подчеркнуть, что девушки, оценивая условия получения образования, чаще выбирали способности и упорство, юноши – полезные связи и материальную обеспеченность. Учащиеся и студенты чаще выбирали фактор «упорство в получении знаний»; молодые предприниматели - «хорошие способности»; работники частных и государственных предприятий - «полезные связи и знакомства» [30].

Успех достигается в обществах стабильных и нестабильных по-разному. Так, в стабильном обществе имеются устоявшиеся критерии жизненного успеха. В нестабильном обществе ценностные ориентиры размываются, критерии жизненного успеха и социальные ориентиры отсутствуют. Нестабильная социальная среда на достижении успеха может отражаться двояко: или стимулировать повышенную агрессивность, или формировать конформизм и пассивность [3].

По данным исследований 2018-2019 гг. среди молодежи было установлено, что кризисные явления, нестабильность в стране, регионе оказывают влияние на образование и планы молодежи – рисунок 4.

Рисунок 4 – Влияние на образование, образовательные планы молодежи кризисных явлений, нестабильности в стране, регионе, в %

Заключение и обсуждение.

Успех становится сегодня интегральной жизненной стратегией. Стремление к успеху, выступая в качестве ценностного основания, мотивирует деятельность и определяет поведение индивида. Жизненный успех – сложная и многогранная категория. Он раскрывает самореализацию и самоутверждение личности в конкретной среде, постановку жизненных целей и возможностей их достижения, адаптацию ценностей, а также выступает показателем положения индивида в обществе. Профессиональный успех включается в понятие жизненный успех и характеризует успех в профессиональной сфере. Он представляет собой интегральное качество личности про­фессионала, определяется достижением поставленных целей в работе, профессиональной самореализацией, полным раскрытием потенциала, профессиональными достижениями и их признанием. Образование является фактором достижения жизненного и профессионального успеха, выступает в качестве важного конкурентного преимущества на рынке труда, открывает возможности для карьерного, профессионального роста, получения престижной и высокооплачиваемой работы.

Проведенный анализ показал, что образование, в том числе и высшее образование, в структуре ценностей россиян и молодежи не занимает лидирующие позиции, уступая место семейным ценностям, здоровью и материальному благополучию и др. В ряду факторов жизненного успеха оно также не имеет значительной поддержки. Вместе с тем россияне и молодые люди согласны с мнением о том, что оно способствует профессиональному успеху. Молодые люди высоко ценят знания; они готовы прилагать максимум усилий для получения хорошего образования. Самообразование, обучение в течении всей жизни расширяет возможности для построения карьеры, получения престижной работы с хорошей оплатой труда. Вместе с тем профессиональному успеху способствуют личные усилия индивида, раскрытие своего потенциала. Определенную роль в этом процессе играет и система полезных связей и знакомств. Следует также отметить и роль макрофактора – социально-экономической ситуации в стране, которая оказывает влияние на образование, образовательные планы молодежи.

References
1. Oreshkin V. G. Kategoriya «uspekh» v kontekste sovremennogo obrazovaniya // Nepreryvnoe obrazovanie: XXI vek. 2016. Vyp. 2 (14). S. 109-117. DOI: 10.15393/j5.art.2016.3130
2. Sedova N. N. Zhiznennyi uspekh molodezhi-ot Moskvy do samykh do okrain // Monitoring obshchestvennogo mneniya: Ekonomicheskie i sotsial'nye peremeny. 2019. № 6. S. 505-529. https://doi.org/10.14515/monitoring.2019.6.26.
3. Kelas'ev V. N., Pervova I. L. Uspekh v zhizni: lichnoe i obshchestvennoe // Uchenye zapiski Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo instituta psikhologii i sotsial'noi raboty. 2018. Tom 29. № 1. S. 137–142.
4. Vichuzhanin E. O. Fenomen ponyatiya «uspekh» v sovremennom rossiiskom obshchestve // Mir nauki. Sotsiologiya, filologiya, kul'turologiya, 2016. T. 7, №1. https://sfk-mn.ru/PDF/11SFK116.pdf
5. Teplinskikh M. V. Kontseptual'nye podkhody k probleme opredeleniya uspeshnosti professional'noi deyatel'nosti spetsialistov sotsial'noi sfery // Sibirskii psikhologicheskii zhurnal. 2007. № 25. S. 92-97.
6. Galyuk A. D. Osobennosti predstavlenii molodezhi o zhiznennom uspekhe v sovremennoi Rossii: avtore.. diss. kand. sots. nauk: 22.00.06. Ekaterinburg, 2004. 22 s.
7. Yakovleva N. I. Sotsial'nye resursy i prepyatstviya v dostizhenii zhiznennogo uspekha // Vestnik gosudarstvennogo sotsial'no-gumanitarnogo universiteta. 2019. № 2. S. 89-95.
8. Temnitskii A. L. Tsennosti zhiznennogo uspekha i ikh voploshchenie u rabotayushchego naseleniya Rossii // Vestnik Instituta sotsiologii. 2018. T. 9, № 3(26). S. 121-142 DOI: https://doi.org/10.19181/vis.2018.26.3.529
9. Liki uspekha (seriya: Sekrety razvitiya) / O. V. Grigor'eva, E. L. Yakovleva, M. A. Zaichenko, G. V. Yusupova, A. A. Kabirova; pod red. O. V. Grigor'evoi, E. L. Yakovlevoi. Kazan': Izd-vo «Poznanie» Instituta ekonomiki, upravleniya i prava, 2013. 216 s
10. Reutov E. V., Reutova M. N., Shavyrina I. V. Zhiznennyi uspekh i shansy na ego dostizhenie v predstavleniyakh zhitelei rossiiskoi provintsii // Sotsiologicheskie issledovaniya. 2020. № 6. S. 61-71. DOI: 10.31857/S013216250009480-1
11. Tikhonova N. E. Faktory zhiznennogo uspekha i sotsial'nogo statusa v soznanii rossiyan // Vestnik sotsiologii. 2018. T.9, № 4(27). S. 11-43 DOI: 10.19181/vis.2018.27.4.536
12. Rozhkova L. V., Marshak A. L. Zhiznennyi uspekh v predstavleniyakh rossiiskoi molodezhi // Sotsiologicheskie issledovaniya. 2015. № 8. S. 157-160
13. Rozhkova L., Vlazneva S., Salnikova O., Mkrtchyan V. Formation and Development of Educational Potential of Russian Unemployed Adolescents // International Journal of Virtual and Personal Learning Environments, 2021, 11(2), rr. 48–64. DOI: 10.4018/IJVPLE.2021070104
14. Rozhkova L., Vlazneva Sv., Salnikova O., Dubina A. Attitude to education and vocational training of working youth of Russian cities // European Proceedings of Social and Behavioural Sciences. ISMGE 2020 II International Scientific and Practical Conference "Individual and Society in the Modern Geopolitical Environment". DOI: 10.15405/epsbs.2020.12.04.88 https://www.europeanproceedings.com/files/data/article/10050/12864/article_10050_12864_pdf_100.pdf
15. Panieva K. O. U istokov kontseptsii zhiznennogo uspekha kak tsennostnoi orientatsii molodezhi (nekotorye idei amerikanskoi sotsiologii i sotsial'noi psikhologii) // Znanie. Ponimanie. Umenie. 2013. № 4. S. 315-319
16. Temnitskii A. L. Rol' sbalansirovannosti raboty i sem'i v dostizhenii zhiznennogo uspekha u naemnykh rabotnikov Rossii // Monitoring obshchestvennogo mneniya: Ekonomicheskie i sotsial'nye peremeny. 2019. № 3. S. 306-323. https://doi.org/10.14515/monitoring.2019.3.17
17. Vozmitel' A. A. Sotsial'nye i sotsial'no-psikhologicheskie kharakteristiki uspekha v sovremennoi Rossii // SocioTime / Sotsial'noe vremya. 2018. № 2(14). S. 67-74. DOI: 10.15350/2410-0773.2018.2.67
18. Vozmitel' A. A. Aktual'nye teoretiko-metodologicheskie i metodicheskie voprosy sotsiologicheskogo analiza uspekha v postsovetskoi molodezhnoi srede // Mir nauki. Sotsiologiya, filologiya, kul'turologiya. 2020. T.11, № 3. https://sfk-mn.ru/PDF/29SCSK320.pdf
19. Shevkieva N. B. Ponyatiya «uspekh» i «uspeshnost'» v rakurse otechestvennoi psikhologii // Sovremennaya nauka: aktual'nye problemy teorii i praktiki. 2018. № 12. S. 91-93.
20. Konyukhova T. V. Izuchenie problemy uspekha i uspeshnosti lichnosti v kontekste mezhdistsiplinarnogo podkhoda // Izvestiya Tomskogo politekhnicheskogo universiteta. 2009. T. 314, № 6. S. 112-116
21. Dvoretskaya M. Ya., Loshchakova A. B. Obraz uspeshnosti v sovremennykh psikhologicheskikh issledovaniyakh // Mir nauki. 2016. T. 4, № 2 https://mir-nauki.com/PDF/09PSMN216.pdf
22. Kacharova Yu. A. Professional'naya uspeshnost' cheloveka i kriterii ee otsenki // Aktual'nye voprosy sovremennoi nauki. 2009. № 6-3. S. 62-67
23. Khammer Ya. S. Professional'nyi uspekh i ego determinanty // Voprosy psikhologii. 2008. № 4. S. 147-153.
24. Polyakova N. Yu. Rol' obrazovaniya dlya dostizheniya uspekha v zhizni // Epokha nauki. 2020. № 24. S. 316-320
25. Selina M. V. Rossiyane ne veryat v uspekh bez svyazei. 30.05.2014. URL: https://iq.hse.ru/news/177667406.html
26. Korotkov E. M. Obrazovanie kak faktor professional'nogo uspekha // Elitarium. URL: http://www.elitarium.ru/obrazovanie_kak_faktor_professionalnogo_uspekha/
27. Rostovskaya T. K., Knyaz'kova E. A. Sistema tsennostei i zhiznennyi uspekh: vzglyad raznykh pokolenii // Sotsial'naya politika i sotsiologiya. 2020. T. 19. № 1 (134). S. 81–89. DOI: 10.17922/2071-3665-2020-19-1-81-89
28. Shilova L. S. Obraz uspekha i zhiznennye strategii molodezhi// Vestnik Omskogo universiteta. Seriya: Sotsiologiya. 2008. №1/2. S. 24-36.
29. Rozhkova L. V., Vlazneva S. A. Obrazovatel'nyi potentsial stolichnoi i provintsial'noi molodezhi // III Chteniya pamyati V.T. Lisovskogo: sbornik nauchnykh trudov. 18.12.2019 ISPI RAN / Pod red. T.K. Rostovskoi – M.: Izd-vo «Ekon-Inform», 2020. – 205 s. S. 175-179
30. Rozhkova L. V., Vlazneva S. A., Sal'nikova O. V. Obrazovanie v strukture sotsial'nogo potentsiala molodezhi Povolzh'ya // Chelovek. Obshchestvo. Inklyuziya. 2018. № 2 (34). S. 29-3
Link to this article

You can simply select and copy link from below text field.


Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.