Статья 'Особенности восприятия русского этноса в молодежной среде города Красноярска по результатам ассоциативного эксперимента со словом "русское"' - журнал 'Социодинамика' - NotaBene.ru
по
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > About the Journal > Requirements for publication > Editorial board > Peer-review process > Policy of publication. Aims & Scope. > Article retraction > Ethics > Online First Pre-Publication > Copyright & Licensing Policy > Digital archiving policy > Open Access Policy > Article Processing Charge > Article Identification Policy > Plagiarism check policy > Editorial collegium
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Back to contents
Sociodynamics
Reference:

Peculiarities of perception of the Russian ethnos among youth of Krasnoyarsk according to the results of the associative experiments using the word “Russian”

Kolesnik Mariya Aleksandrovna

assistant of the Department of Cultural Studies at Siberian Federal University

660041, Russia, Krasnoyarsk, str. Prospect Svobody 79, of. 452

kolesnik_ma@bk.ru
Other publications by this author
 

 

DOI:

10.7256/2409-7144.2016.4.18270

Received:

10-03-2016


Published:

27-03-2016


Abstract: The subject of this research is the specificity of perception of the Russian ethnos among the modern youth. The relevance of this research is associated with the orientation of social sciences upon the subjective images of the actors and observers of the important social processes. Cultural memory, as well as historical memory is fixed in the certain sustained images. The detection of the content, meaning, and the personal concepts of these images is essential for understanding the dynamics of social processes, cultural and social values, which predetermine these processes. Images and values that comprise the psychological reality of a person form a specific type of social behavior. The biggest associative groups of words reflect the main spheres, in which the students have established their opinion on what is Russian – national food, specificity of nature and environment, art and folklore. We can also define the spheres that are not much associated with the understanding of Russian – military and social spheres, natural resources, economics, politics, and history


Keywords:

perception, methods, social studies, qualitative methods, ethnos, culture, Russian ethnicity, youth, students, image

This article written in Russian. You can find original text of the article here .

Современные социальные исследования связаны с сочетанием количественных и качественных методов исследования. В последнее время для анализа социальных процессов изучаются не только внешние события, но и образы, впечатления от этих событий у людей, которые являются активными участниками или наблюдателями данных процессов [1; 2; 3; 4; 5; 6; 7]. Для этих целей хорошо зарекомендовал себя метод ассоциативного эксперимента по методике А.Назарова и Р. Соколова [8]. С помощью этого метода возможно выявить скрытые значения и личные смыслы, которые люди придают значимым для них социальным процессам. Большой интерес представляют пролонгированные исследования, когда в одной и той же аудитории проводятся сходные исследования с временным интервалом 5-7 лет.

В настоящее время метод ассоциативного эксперимента успешно применяется для исследования молодежной студенческой среды, поскольку возрастная категория людей 17-25 лет представлена социальными группами и индивидами, которые в ближайшем будущем будут играть ключевую роль в социальной динамике современной России [9; 10; 11; 12; 13; 14]. Представляется, что выбор данной аудитории оправдан и в контексте социальной структуры, поскольку неоднократно исследователи замечали, что социальная структура современного российского студенчества в той или иной степени отражает современную социальную структуру в целом [15; 16].

Выбор слова-стимула – «русское» – связан с актуальными процессами социальной и культурной идентификации, характерными не только для российского общества, но и для «русского мира» в целом. В связи с местом, которое занимает русский язык в современном глобальном мире, в том числе на постсоветском пространстве, выявление содержания концепта «русское» представляется важным и обоснованным [17; 18; 19; 20]. Далее будут представлены результаты эмпирического исследования со словом-стимулом «русское» в студенческой молодежной среде города Красноярска.

Ассоциативного эксперимент со словом «русское» был проведен по методике «Серия тематических ассоциаций» среди студентов I – IV курсов Сибирского федерального университета и Красноярского государственного медицинского университета им. В. Ф. Войно-Ясенецкого в 2015 г. В эксперименте принимали участие студенты, обучающиеся по следующим направлениям: гуманитарные науки, архитектура, строительство, машиностроение, транспорт, медицина.

На слово-стимул «русское» всего было получено 148 анкет, в результате их обработки всего было получено 1231 слово и 519 ассоциаций. Наиболее часто повторялись следующие слова-ассоциации (здесь и далее в скобках указан процент от общего числа полученных в анкетах слов): поле – 31 (2,5%), медведь – 31 (2,5%), водка – 29 (2,3%), слово – 26 (2,1%), матрешка – 24 (1,9%). Все эти слова можно отнести к стереотипам, которые ассоциируются с русским у большинства людей, живущих за пределами России.

Малое количество повторений в анкетах и большое разнообразие слов-ассоциаций указывает на то, что среди молодых людей в России на данный момент нет четко сформированного и единого представления о «русском». Более того, у многих респондентов в ходе эксперимента возникали трудности с написанием ассоциаций, в результате чего некоторые студенты вообще отказались что-либо писать, либо написали менее 5 слов-ассоциаций.

Последующая обработка полученных ассоциаций дала следующие результаты: были выделены группы позитивных и негативных слов (Рисунок 1), также слова были распределены в группы по смыслу. Все смысловые группы оказались достаточно малыми по количеству слов в соотношении с общим количеством полученных в анкетах ассоциаций.

Позитивные ассоциации, встречающиеся в анкетах респондентов, преобладают в сравнении с негативными почти в три раза. Помимо этого, некоторые позитивные ассоциации (такие как сила – 9 (0,7%), щедрость – 5 (0,4%), доброта – 5 (0,4%), великое – 4 (0,3%), сильное – 4 (0,3%), душевное – 3 (0,2%), качественное – 3 (0,2%), могущество – 3 (0,2%), мужество – 3 (0,2%), патриотизм – 3 (0,2%), победа – 3 (0,2%), свобода – 3 (0,2%), счастье – 3 (0,2%)) повторяются значительно чаще, тогда как самая частая негативная ассоциация дураки повторяется только в четырех анкетах. Также в группе слов с позитивным окрасом в основном преобладают обозначения качеств характера, например, гостеприимство, щедрость, доброта, мужество, смелость, отзывчивость, великодушие, дружелюбие, храбрость.

Самой многочисленной группой слов-ассоциаций оказались слова, обозначающие еду, что указывает на то, что представление о «русском» сильнее всего закрепилось в сфере, связанной с национальными едой и напитками. Слово водка названо чаще всего, является стереотипным представлением о том, что пьют русские. Интересно, что два респондента назвали блюда азиатской и кавказской национальной кухни как связанные с представлением о русском (халва, шашлык).

Также одной из самых больших (по количеству встречающихся в анкетах слов) группа ассоциаций, обозначающих природное пространство, что свидетельствует о том, что «русское» в сознании молодежи соотносится, прежде всего, со специфическим природным пространством (поле, лес, береза) и условиями проживания (мороз, снег, холод, север).

По количеству полученных группа слов, относящихся к сфере искусства, одна из самых больших в сравнении с другими группами ассоциаций. Также как и предыдущая группа ассоциаций, она показывает, что понимание того, что является «русским» укоренилось в сфере искусства, либо может быть сформировано посредством произведений искусства.

В группе ассоциаций, относящихся к фольклору/народному творчеству/ремеслам, наблюдается большое разнообразие слов, достаточно высока частота их упоминания в анкетах. Ассоциация матрешка является одной их немногих, которые упоминались респондентами чаще других. Это самый распространенный сувенир и известный символ, который связывается с представлением о «русском». Также здесь представлены слова, которые связаны с народными ремеслами, музыкой, сказаниями и сказками. Таким образом, представление о том, что является «русским», тесно связано с различными формами народного творчества.

Респонденты также часто ассоциируют «русское» с определенным характером человека или народа. Следует отметить, что в данной группе ассоциаций преобладают позитивно окрашенные слова, многие связаны с волевыми качествами характера, создающими образ сильного, стойкого человека (сила, могущество, мужество, сильное, могучее, мощь, бесстрашное, выдержка, коня на скаку остановит, мужественная, непобедимость, самопожертвование, сила воли, сильная, храбрость).

В группе слов-ассоциаций, обозначающих человека, заметно, что женские образы преобладают (девушка, баба, мама, женщина, красна девица, славянка, баба с ведром, девушка в народном костюме, злюка, истеричка, красавица, красивые женщины, подруга, сибирячка), что позволяет говорить о связи «русского» в сознании респондентов с преимущественно женским началомразомов связаноо связиущественно женск.

Выделены слова, обозначающие одежду и внешность человека. Основное внимание респондентов сконцентрировано на деталях костюма, скорее национального, поскольку такие элементы облика, как валенки, кокошник, ушанка, сарафан, шаль не свойственны образу современного человека. Названы в основном теплые вещи, соответствующие климатическим условиям. Слова, обозначающие типичные черты внешности человека, складываются в образ светловолосых и голубоглазых мужчин и женщин.

В основном социум характеризуется общими, формальными словами, так, общество просто указывает на то, что есть некая группа людей, связанных чем-то общим (территорией, отношениями, управлением). Остальные ассоциации встречались в анкетах редко, таким образом, «русское» как социум с особенными уникальными характеристиками не связывается.

По преимуществу названы светские или же связанные с языческой традицией праздники. Масленица выделена как наиболее характерный для русского мира праздник, в котором переплелись языческая и христианская традиции, отображаются особенности климата и жизненного цикла, представлена национальная кухня.

«Русское» чаще всего ассоциируется именно с православием, хотя несколько раз упомянутое слово церковь указывает на то, что в первую очередь респонденты связывают сферу религии с формальной организацией. Малое количество слов данной группы показывает, что «русское» в своем религиозном аспекте выделяется современной молодежью крайне редко.

Ассоциации слова «русское» с языком не являются многочисленными, тем не менее, слово – четвертое по частоте упоминаний в анкетах, ассоциация язык также упоминалось относительно часто. Представление о «русском» как языке несколько уступает визуальным представлениям.

Представления о «русском» мало связаны с историческими событиями, ассоциация история упоминается крайне редко, лишь в семи анкетах. Никаких конкретных исторических событий, кроме ассоциации 1941- 1945, респонденты не назвали.

Слово медведь является одной из немногих наиболее часто упоминаемых ассоциаций, отражает стереотипное представление иностранцев о русском, наравне с водкой и шапкой-ушанкой.

На основе проведенного эксперимента сделаны следующие выводы:

- интерпретация результатов ассоциативного эксперимента показывает, что представление о русском на сегодняшний день в молодежной среде является неоднозначным, дробным, не обладает целостностью. Об этом свидетельствует большое разнообразие полученных ассоциаций и малое количество слов, которые упоминались в анкетах по нескольку раз;

- следует отметить, что русское воспринимается респондентами в основном в позитивном ключе;

- наиболее часто упоминались следующие слова: поле – 31 (2,5%), медведь – 31 (2,5%), водка – 29 (2,3%), слово – 26 (2,1%), матрешка – 24 (1,9%). Все они отражают стереотипное представление о русском;

- самые крупные по количеству ассоциаций группы слов отражают основные сферы, в которых у студентов закрепилось представление о том, что является русским. Это национальная еда, специфика природного окружения, искусство и фольклор;

- русское во многом связано с представлениями о человеке, его характере, внешности, занятиях;

- интересно, что русское практически не ассоциируется с православием (слова, связанные с православием, указывают на формальную организацию, нежели на традиции, нечто близкое человеку). В религиозном контексте наиболее актуальными представляются более древние религиозные традиции и верования, бытовавшие на Руси до прихода христианства;

- также на основе полученных данных можно выделить сферы, которые мало связаны в сознании студентов с пониманием русского, например, военная и социальная сферы, природные ресурсы, экономика, политика, история. Причем все группы слов, соответствующие этим сферам, содержат часто негативные ассоциации, тогда как в более крупных группах слов превалируют позитивные ассоциации.

References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
Link to this article

You can simply select and copy link from below text field.


Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.