Статья 'Понятие «Визуальный образ города» и методы его исследования' - журнал 'Социодинамика' - NotaBene.ru
по
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > About the Journal > Requirements for publication > Editorial board > Peer-review process > Policy of publication. Aims & Scope. > Article retraction > Ethics > Online First Pre-Publication > Copyright & Licensing Policy > Digital archiving policy > Open Access Policy > Article Processing Charge > Article Identification Policy > Plagiarism check policy > Editorial collegium
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Back to contents
Sociodynamics
Reference:

The concept of "visual image of the city" and its methods of study

Fil'ko Antonina

student of the Department of Cultural Studies at Siberian Federal University

660041, Russia, Krasnoyarsk Region, Krasnoyarsk, prospect Svobodny, 79

chalkywolf@gmail.com
Other publications by this author
 

 

DOI:

10.7256/2409-7144.2015.10.1647

Received:

25-09-2015


Published:

27-09-2015


Abstract: In reviewing studies of the visual image of the city following the example of Pirogov identified four research paradigms: naturalist, structuralist, constructivist and phenomenological. In this study, the most interesting structuralist paradigm, rather semiotic structuralism, as the city is featured as text readable residents and visitors. In connection with the appeal to visual signs of city system within semiotics approach, sees important to consider concept of a visual image of the city. The subject of the research is the concepts, approaches, models of research of a visual image of the city. Modern social and the humanities saved up the sufficient experience connected with methodology and a technique of research of a visual image of the city. Synthesis of this experience, allocation of key problems, the critical analysis will allow to find effective methodology for the analysis of visual images of the concrete Russian and world cities. The main method of research - the historiographic description, the critical analysis of domestic and foreign research literature. The method of allocation of key concepts, estimated judgments connected with researches of the modern cities is applied. By consideration of researches of a visual image of the city by Pirogov's example four paradigms of researches were allocated: naturalistic, structuralist, constructivist and phenomenological. Within this research the structuralist paradigm, to be exact semiotics structuralism as the city appears as the text which is read out by inhabitants and guests here is most interesting.


Keywords:

methodology, symbol, image, visualization, historiography, city, social studies, signs, space, the urban environment

This article written in Russian. You can find original text of the article here .

1 Понятие «Визуальный образ города»

В связи с обращением к визуальным знакам городской системы в рамках семиотического подхода, видится важным рассмотреть понятие визуального образа города.

В современном мире исследователи наблюдают тенденцию смены городами их специфики. Некогда индустриальные города, выходя на мировую арену, становятся постиндустриальными и стараются стать притягательными для туристов. В городе культурном и туристическом визуальный образ играет более важную роль, чем в городе индустриальном, так как это первое, по которому турист судит о городе.

Говоря о визуальном образе города, для начала стоит разделить понятия образа и облика. Облик является физической стороной города и включает в себя здания, памятники, и улицы, которые являются архитектурным полем города. Облик характеризуется активным развитием, изменчивостью и непостоянством. Образ города – это осмысление облика жителем или же гостем города. При этом облик проходит через процесс восприятия и осознания, подвергаясь личным стереотипам и представлениям. Образ, не смотря на относительно самостоятельный характер, будет находиться во взаимосвязи с обликом как объектом отражения [1]. Важно так же отметить, что эти два понятия находятся в разных сферах существования: облик существует в реальной действительности, образ — в сознании субъекта [2].

Существуют различные мнения исследователей по поводу того, чем является визуальный образ города. С.В. Пирогов выделяет четыре парадигмы, в рамках которых следует рассматривать визуальный образ города: натуралистская, структуралистская, конструктивистская и феноменологическая. [3] В рамках каждой парадигмы формируется своя модель образа. Это может быть отражение (иллюстрация), репрезентация, презентация, которая может быть реализована либо как идеализированный объект, либо как социокультурный проект.

К. Линч предполагал, что визуальный образ города – это общий ментальный рисунок физического мира города. [4] Визуальный образ города включает как объективные, так и субъективные характеристики. При этом у разных людей образ существенно отличается. На образ влияют такие характеристики как возраст, социальное положение, уровень образования. К. Линч говорит о том, что человек сам «строит» город в воображении, опираясь при этом на различные детали городского ландшафта. Такие образы города максимально индивидуализированы.

С.А. Степанова понятие визуального образа города обосновывает как результат визуального восприятия городской среды, который формирует в сознании человека определенный эстетический, духовно-насыщенный образ данной среды.[2] При этом она выделяет качество временной и пространственной динамики, что устанавливает связь времени с состояниями объекта. Образ, отражая элементы действительности, вместе с тем несёт в себе целостно-духовное содержание, в котором сливается эмоциональное и интеллектуальное отношение индивида к миру. Так же она отмечает, что визуальному образу присуще качество коллективности. Визуальный образ отражает общественное мнение, представляющее собой состояние массового сознания. Н.А. Хренов так же подчёркивает, что образ города соотносится с «картиной мира». [5]

Е.В. Байкова представляет визуальный образ города как визуальный код. «Визуальный код – континуальный пространственный образ, значение которого порождается всей формой как неделимой целостностью». [6]

Под визуальным образом города Е.А. Юренкова понимает схему реальности в координатах пространства и времени, охватываемую системой социально сформированных значений. Это форма визуального выражения информации, обладающая структурным соответствием с выражаемым в нем предметом и переживаемая человеком в качестве реально существующего объекта. «Основой формирования уникальных образов города являются его ландшафт и природные условия, население, история места, культурные особенности и достопримечательности». [7] Визуальный образ является инструментом и формой репрезентации и презентации какой-либо идеи.

Е.Н. Логунова определяет визуальный образ города как непрерывное, развивающееся во времени явление, зависящее от множества факторов. [8] Ею выделяются такие «образоформирующие» факторы как ландшафт города, история градостроительного освоения, «градостроительная ткань», характер и композиция застройки, функциональное зонирование города и символические элементы (ориентиры местности).

А.Н. Маслова выделяет такие свойства визуального образа города как: изменчивость, историчность, относительная устойчивость, комплексность, плюрализм точек зрения, зависимость от объективных характеристик городского развития. [9]

По мнению В.А. Харповой и Я.М. Власовой цвет является неотъемлемым компонентом визуального образа, поскольку видимый мир люди воспринимают в цвете, считая его неотъемлемой частью реальности. Цвет является активной силой в построении визуального образа. «Под визуальным образом понимается сложноорганизованный знак, включающий в себя совокупность интеллектуальных, ценностных, этических, эстетических моментов, самоорганизующихся в сознании посредством ассоциативной связи».

С. Вуд говорит о том, что городской образ представляет собой отвлеченное понятие – это идея, которая направляется создателем визуальной среды города, но воспринятая в сознании наблюдателя данной среды. [10]

Н.С. Кузеванова и Н.А. Симбирцева характеризуют визуальный образ «как результат отражения человеком предметов и явлений материального мира, относящийся к непосредственному зрительному восприятию». [11] Визуальный образ предоставляет средства для создания идеи вещи, которая рождается по «поводу» изображения.

Н.С. Кузнецова понимает визуальный образ как результат отражения человеком предметов и явлений материального мира, относящийся к непосредственному зрительному восприятию и говорит о том, что визуальные образы обусловлены культурой. [12]

Определение визуального образа обусловлено философской и эстетической системой определений художественного, изобразительного и выразительного. [2] Образ города представляет собой пространственно-временной континуум, в котором все взаимосвязано, он существует как единый монолит, выражающей себя в общей атмосфере.

Визуальный образ города может содержать два плана значений: культурно ратифицированные и общезначимые, выраженные культурными кодами, а так же значимые только для того, кто рассматривает изображение. Поэтому содержание визуального образа зависит от того, кто является субъектом восприятия, на что он обращает внимание и в какой ситуации происходит процесс восприятия образа.

В широком смысле образ города можно определить как совокупность характеристик города, отражённых в сознании людей. Визуальный образ города возникает и живёт в воображении. Он формируется из различных ассоциаций и деталей, зачастую не связанных друг с другом логически. Поэтому человеку сложно судить о том, какие детали легли в основу его личного образа города. При этом образы города не только отражают реальность, но и генерируют новые смыслы, через переживание восприятия города. Важно осознавать, что визуальный образ города не является продуктом единичного акта восприятия, но совокупностью результатов различного типа опытов и, следовательно, является изменчивым и многослойным.

Визуальный образ города является представлением самого города, его границ и структуры. Образ города базируется на основе психического сознания окружающей среды и субъективной связи существующих локаций с людскими воспоминаниями. Через него город становится изображением локального в общем. В связи с этим визуальный образ может участвовать в конструировании будущей реальности города при использовании таких визуальных инструментов как миссия города (включающая его имидж), миф города (в том числе и идеологический) и событийные технологии.

Визуальный образ города можно рассматривать и как текст. Это может быть исторически сформировавшийся интегральный образ города, выраженный его культурно-историческими особенностями. При этом основой такого образа может быть не только объект, но и событие или абстрактное понятие. Город как текст может быть вариативен и формироваться разными городскими сообществами, в зависимости от их повседневных практик проживания и переживания городской среды.

Можно выделить такие типы визуального образа города как внутренний и внешний. Внутренним образом города будет считаться образ, созданный жителями города, который отражает личностное отождествление горожанина с элементами города. Такой образ может отражать существующие в городе социальные и экономические проблемы. Внешний образ – тот образ, что складывается у гостей города. В основном он представляет собой массовый образ города, тиражируемый за его пределами, и является совокупностью эмоциональных и рациональных представлений о городе, складывающейся на основе всей информации, полученной из различных источников, а также собственного опыта и впечатлений.[13] В зарубежной литературе внешний образ города, если речь идёт о туристах, именуется «образом места назначения». [14]

По числу носителей визуального образа города можно выделить индивидуальный и групповой образ. Групповой (общественный) образ города создается наложением одного на другой множества индивидуальных. Групповые образы необходимы для успешного функционирования индивида в пределах своего окружения. Индивидуальный образ уникален. Он охватывает содержание, которое не передается другим, но всё равно находится в рамках общественного образа. [15]

По способу восприятия можно выделить осязаемый и неосязаемый образ города. Осязаемый образ создается при помощи 5 чувств: впечатление о городе складывается из того, что можно увидеть, услышать, почувствовать, вдохнуть, потрогать. Неосязаемый образ города является эмоциональными связями с определенным городом. [15]

Так же существует близкое к образу города понятие имиджа города. Имидж является целостным, качественно определенным образом объекта, устойчиво живущим и воспроизводящимся в массовом и/или индивидуальном сознании. Главное отличие, по мнению учёных и исследователей, кроется в том, что имидж – это целенаправленно формируемый образ (часто туристического) города с целью продвижения его или его составляющих. В то время как образ индивидуален, имидж обычно сориентирован на определённую социальную группу. Имидж города не существует сам по себе, он основывается на образе. Также как и образ города, имидж может быть внешним и внутренним, а точнее подаваемым и принимаемым. Подаваемый имидж состоит из мнения жителей о том, как должен восприниматься их город приезжими. Принимаемый имидж основан на мнении гостей города.

Основой визуального образа города служит архитектурная среда. [16] А.В. Мальцев говорит о том, что архитектурная среда города является носителем информации на функционально-морфологическом и эстетическом уровнях. [17] При этом на эстетическом уровне идёт не просто передача информации, но продуцирование новой. Архитектура так же может являться формой отражения социальных процессов. Кроме того она является носителем социальной памяти. Визуальные объекты могут изображать социальные проблемы горожан: социально-экономическое неравенство, особенности взаимодействия представителей различных социальных групп, маргинализация определённых групп горожан. [3] Так же визуальный образ города можно рассматривать как скульптурное изображение состояний сознания и культуры. [18]

При рассмотрении понятия визуального образа города были выявлены следующие его черты:

- является результатом визуального восприятия городской среды;

- существует только в сознании субъекта;

- зависит от возраста, социального положения и образования субъекта;

- опирается на различные детали городского ландшафта;

- основой визуального образа города служит архитектурная среда;

- в основе визуального образа города может быть не только объект, но и событие или абстрактное понятие;

- являет собой идею, направляемую создателем городской среды, и воспринимаемую субъектом;

- может содержать два плана значений: общезначимые и значимые только для субъекта;

- можно разделить на внутренний и внешний, групповой и индивидуальный, осязаемый и неосязаемый.

Для данного исследования актуальным является рассмотрение визуального образа города как текста формирующегося разными городскими сообществами в зависимости от возраста, социального положения, образования, повседневных практик проживания и переживания городской среды. Так же важно понимание того, что визуальный образ строится в воображении людей при опоре на реальные факторы окружающей среды, такие как ландшафт и природные условия, население, культурные особенности и достопримечательности. Необходимым для исследования является различение внешнего и внутреннего визуального образа города.

2 Методы исследования визуального образа города

Город является местом, где человек проводит большую часть жизни и, следовательно, он оказывает большое воздействие на человека, ритмы его жизненной активности и поведение. Одну из главных ролей в этом влиянии играет визуальное воздействие символических конструкций.

Исследования визуального образа города могут дать представление об общем культурном уровне города, а так же о той культуре, которая характерна для него и его жителей, поскольку город являет собой визуализацию этой культуры. Кроме того очень популярны исследования визуального образа города, который складывается у туристов, и сравнения его с образами местных жителей.

Ю.А. Пидодня настаивает на комплексном изучении города и говорит об использовании законов сочетания образов для изучения образа города.[19] Выделяется закон сложения (поглощение сильным образом более слабых характеристик), вычитания (усиление слабых черт образа не ослабляет сильный образ), деления (вычленение черты из образа города может принести изменение его оценки) и умножения (образ может переноситься с общего на частный) образов.

Говоря о парадигмах визуального образа города, С.В. Пирогов так же отмечает и методологию исследований в рамках этих парадигм. [3]

Натуралистическая парадигма изучает городскую морфологию на предмет социально-экономической и политической организации, а так же занимается поиском проблем данного общества. Данная парадигма ориентируется на позитивистскую методологию. Город предстаёт исследователю как материальный объект, основой которого является совокупность архитектурных и инфраструктурных компонентов. Визуальные образы города рассматриваются как своеобразный документ, требующий интерпретации, который можно исследовать соответствующими методами. С помощью визуальных материалов можно изучать и сравнивать индустриальный и постиндустриальный ландшафт. К данной парадигме можно отнести исследование Е.Н. Логуновой [8] панорам и силуэтов города Красноярска, изучение С.А. Степановой [2] динамики визуального образа, анализ визуальной репрезентации городской инфраструктуры Р.Ю. Порозова [20] и исследование Л.С. Ахмедовой [21] становления и трансформации визуального информационно-коммуникативного поля города в его архитектурно-пространственных параметрах и элементах. Из зарубежных исследований сюда можно отнести рассмотрение С. Сак и И. Баса архитектурного произведения в качестве основополагающего элемента формирования визуального образа города [15] и изучение А. Милманом визуального образа Берлина по почтовым открыткам. [22] К.В. Соболева в рамках данной парадигмы изучает различные изображения Санкт-Петербурга в СМИ, социальных сетях и на открытках. [23]

Структуралистская парадигма изучает визуальный текст города (семиотика городской среды) и ориентируется в своих исследованиях на системно-семиотический анализ. Здесь есть два вида анализа городской среды: структурный функционализм и семантический структурализм. Структурный функционализм представляет город функционально структурированное пространство – систему зон жизнедеятельности. В семиотическом структурализме город является текстом. В рамках данной парадигмы работает Е. А. Юренкова, используя в своём в исследовании семиотический анализ. [7] С. Вуда также можно отнести к структуралистской парадигме, поскольку он исследует эстетически единый и привлекательный образ города с помощью детального критического анализа структурных форм районов города, его топографического облика и тематического содержания. [10] Мишель де Серто говорил в своих исследованиях о городе как тексте, который прочитывается во время прогулки.[24]

В поле исследований конструктивистской парадигмы находится публичное пространство города, его функции и проблемы. Эта парадигма пользуется анализом ситуации возникновения и функционирования явления, а так же дискурсивным анализом. Здесь в фокус внимания попадает роль социокультурного фона как смыслопорождающего контекста. В рамках исследований выделяются и изучаются с помощью визуальных средств такие функции публичных пространств как формирование идентичности, самопрезентация городских сообществ и формирование толерантности как пространственного равенства. Данная парадигма рассматривает такие модели города, как ценностно-рациональный проект, мифологический конструкт, идеологический проект, виртуальный проект, дизайн-проект имиджа города. Так же в рамках данной парадигмы происходит изучение перфомансов в публичных пространствах как модели взаимодействия людей и механизма, влияющего на восприятие среды. Исследования проводятся с помощью метода наблюдения. В рамках данной парадигмы работали Дж. Карсе и Т. Шортел, изучая визуальные образы публичных мест различных глобальных городов мира [25] и Ф. Фердос, рассматривая визуальные образы городских площадей. [26] Сюда можно отнести изучение с помощью видеоматериалов, которое предоставляет возможность рассмотреть взаимосвязь визуального образа с поведенческими практиками людей.

Феноменологическая парадигма рассматривает образ города как проекцию жизненного мира человека, которая формируется в процессе переживания актуальной жизненной ситуации. Парадигма ориентируется на анализ смысла, как производителя, так и потребителя визуальных образов. Предметом анализа здесь выступает повседневный образ города, который можно изучать с помощью ментальных карт. К данной парадигме можно отнести Е.М. Войнову, которая говорит о методе картографирования. «Нанося данные на карту, можно получить особое визуальное поле – внешне наблюдаемые объекты городского пространства, которые иллюстрируют действительность и обеспечивают наглядность». [27] Данный метод может быть использован для раскрытия особенностей перемещения людей в городской среде по внешним проявлениям и признакам, выделяя расположение интересующих исследователя категорий объектов в городском пространстве (применение тематических карт). Метод может выявить зависимость между явлениями, происходящими внутри города.

Вывод

При рассмотрении исследований визуального образа города по примеру Пирогова были выделены четыре парадигмы исследований: натуралистическая, структуралистская, конструктивистская и феноменологическая.

В рамках данного исследования наиболее интересна структуралистская парадигма, а точнее семиотический структурализм, поскольку город здесь фигурирует как текст, считываемый жителями и гостями.

References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.
69.
70.
71.
Link to this article

You can simply select and copy link from below text field.


Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.