Статья 'Теоретико-методологические основы социокультурного проектирования' - журнал 'Социодинамика' - NotaBene.ru
по
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > About the Journal > Requirements for publication > Editorial board > Peer-review process > Policy of publication. Aims & Scope. > Article retraction > Ethics > Online First Pre-Publication > Copyright & Licensing Policy > Digital archiving policy > Open Access Policy > Article Processing Charge > Article Identification Policy > Plagiarism check policy > Editorial collegium
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Back to contents
Sociodynamics
Reference:

Theoretical and methodological foundations of social and cultural projection

Avdeeva Yuliya Nikolaevna

post-graduate student of the Department of Cultural Studies at Siberian Federal University

660041, Russia, Krasnoyarsk Region, Krasnoyarsk, pr. Svobodnyi, 79, of. 452

yulia-avdeeva2406@mail.ru
Other publications by this author
 

 

DOI:

10.7256/2409-7144.2015.10.1642

Received:

21-09-2015


Published:

27-09-2015


Abstract: The purpose of this study is the identification of the specifics of the sociocultural design for further socio-cultural research in the areas of compact residence of the indigenous peoples of the North, Siberia and the Far East. The article is a theoretical introduction to this perspective. The relevance of the research associated with the need for intensive development of the Arctic and northern areas of the Russian Federation. Socio-cultural design in these areas can not only improve the quality of life of the indigenous population, but also to make a new factor, post-industrial employment in the Russian Arctic.


Keywords:

North, indigenous peoples, methodology, theory, projection, cultural studies, social studies, Arctic, Dolgan, Hatanga

This article written in Russian. You can find original text of the article here .

Термин социальное проектирование стал употребляться относительно недавно – с 70-80 гг. прошлого столетия. Хотя, как отмечает автор одной из ранних работ по методологии социального проектирования, В. М. Розин, первую попытку разработки глобального социального проекта осуществил еще Платон, разработав учение об идеальном государстве. После революции 1917 года Россия становится огромным полем глобальных социальных экспериментов. Предметом проектирования становится общество в целом, включая человека - каждого гражданина этого общества. Задача формирования нового человека входила в программные документы КПСС. Эта установка настолько глубоко проникла в сознание многих руководителей, что в 1991 году, уже после августовского путча, на одном из региональных совещаний крупный чиновник системы образования вполне серьезно утверждал, что «задача системы образования - проектирование ребенка нового типа» [1].

Значительный интерес для данной работы представляют публикации посвященные разработке теоретико-методологических основ социокультурного проектирования: С.Э. Зуев [2; 3; 4], Марков А.П. [5], Бирженюк Г.М. [5], Дридзе Т.М., Альтшуллер Г.С., Орлова Э. [6] и др. Исходные принципы социального проектирования разрабатывались Я. Дитрихом [7], Т. Тиори, Д. Фра-ем, П. Хиллош, Ф. Ханикой и другими исследователями.

В отечественной социологии первые идеи о проектировании социальных систем были высказаны в работах И.И. Ляхова, В.Н. Дубровского, А.Г. Раппопорта, В.М. Разина, Б.В. Сазонова, Г.П. Щедровицкого и О.И. Генисаретского [8]. С точки зрения социального управления эти проблемы рассматривались В.Г. Афанасьевым, И.В. Бестужевым-Ладой [9], П.Н. Лебедевым. Собственно теоретические основы социального проектирования были проанализированы в работах Н.А. Аитова, Г.А. Антонюка, Н.И. Лапина, А.И Пригожина, Ж.Т. Тощенко [10], Н.Г. Харитонова, а также в исследованиях Т.М. Дридзе, Ю.А. Крючкова, О.Н. Яницкого и др.

Существует множество определений «социокультурного проектирования». Наиболее обобщенным из них оперирует декан факультета «Управление социально-культурными проектами» Московской высшей школы социально-экономических наук и автор книги «Социально-культурное проектирование» С.Э. Зуев: «Социокультурное проектирование – это управление изменениями объекта проектной деятельности или управление изменениями системы, внутри которой происходит реализация проекта» [4]. Само понятие проекта Зуев определяет как «механизм изменения и развития той системы, внутри которой происходит реализация замысла проекта». В своей книге Зуев так же приводит схему проектной деятельности, говорит о ресурсах социального проектирования, о постановке целей и задач в проектной работе, выделяет основные этапы стратегического планирования и стратегического управления.

В более узком значении термин «социокультурное проектирование» трактуется авторами книги «Основы социокультурного проектирования» А. П. Марковым и Г. М. Бирженюк: «Социокультурное проектирование – это специфическая технология, представляющая собой конструктивную, творческую деятельность, сущность которой заключается в анализе проблем и выявлении причин их возникновения, выработке целей и задач, характеризующих желаемое состояние объекта (или сферы проектной деятельности), разработке путей и средств достижения поставленных целей» [5]. В целом, в своей работе авторы говорят о целях и задачах проектной деятельности, типологиях проекта, приводят схему и этапы проектной деятельности, выделяют приоритетные области социокультурного проектирования и пр.

Советский и российский литературовед и культуролог В. А. Луков в своем учебном пособии «Социальное проектирование» [11] дает следующее определение: «Социальное проектирование – это конструирование индивидом, группой или организацией действия, направленного на достижение социально значимой цели и локализованного по месту, времени и ресурсам». Учебное пособие ориентировано на раскрытие технологии социально-проектной деятельности, в нем представлены главным образом те аспекты теории, знание которых помогает усвоить навыки реального социального проектирования. Автор стремится показать, что социально-проектный подход позволяет объединить пути решения целого комплекса задач социокультурного характера. Луков так же описывает в пособии современные концепции и подходы социально-проектной деятельности: социальная инженерия, антиутопии и дистопии, философия социального проектирования, объектно-ориентированный подход, проблемно-ориентированный подход, субъектно-ориентированный (тезаурусный) подход. Кроме того, автор выделяет типологию социальных проектов по характеру проектируемых изменений (инновационные, поддерживающие), по направлениям деятельности (образовательные, научно-технические, культурные), по особенностям финансирования (инвестиционные, спонсорские, кредитные, бюджетные), по их масштабам (микропроекты, малые проекты, мегапроекты), по срокам реализации (краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные), престижпроекты и псевдопроекты.

Понятие «социальное конструирование реальности», на которое в своих работах опирался Луков, было разработано известными современными социологами Питером Бергером и Томасом Лукманом [12].

Авторы другого учебного пособия «Социальное проектирование» В.И. Курбатов и О.В. Курбатова [13] дают несколько иное определение интересующему нас термину: «Социальное проектирование – это научно-теоретическая и одновременно предметная практическая деятельность по созданию проектов развития социальных систем, институтов, социальных объектов, их свойств и отношений на основе социального предвидения, прогнозирования и планирования социальных качеств и свойств, являющихся значимой социальной потребностью». В учебном пособии развита идея математического моделирования социальных процессов и социальных технологий. Данное пособие отличается введением ряда инновационных принципов и понятий. К ним относится методология концепции возможных миров для анализа многофакторности и многовариативности социально развития. Новым понятием является понятие «социальной проекции», включающего в себя понятия «социального ожидания» и «социальной селекции». Авторы пособия уделяют особое внимание таким понятиям как «планирование», «предвидение», «прогнозирование» для более точного и однозначного осмысления сути проектирования.

По определению видного российского социолога Жана Терентьевича Тощенко, «социальное проектирование – это специфическая деятельность, связанная с научно-обоснованным определением вариантов развития новых социальных процессов и явлений и с целенаправленным коренным изменением конкретных социальных институтов» [10].

Российские специалисты в области управления проектами О.В. Россошанская и Н.В. Журавлева в своей статье «Проект» и «Проектирование» как базовые категории компетентностного подхода в социокультурной деятельности» затронули вопрос об отсутствии однозначного трактовки понятий «проект», «проектирование», «социокультурное проектирование». Авторы отмечают, что данные термины получили наибольшую раскрутку в шоу-бизнесе [14], но знакомство с конкретной литературой по шоу-бизнесу показывает, что методология управления проектами в ней используется очень эпизодически. Кроме того, исследователи обращают внимание на то, что зачастую в научной литературе используется словосочетание «социальное проектирование» и решают провести сравнительный анализ терминов «проект» и «проектирование» как в контексте профессиональной социокультурной сферы деятельности, так и в междисциплинарных аспектах. В результате исследования были сделаны следующие выводы:

− в основе любой деятельности лежит целеориентированная активность человека, как духовно целостной личности преодолевшей социально-ролевые ограниченности. Поэтому любая деятельность является социально-ориентированной по своей сути;

− из анализа существующих определений («социально-политического», «социокультурного», «социально-экономического проектирования»), авторы пришли к выводу, что ни одно из них не содержит отличительных признаков таких категорий как «социум», «культура» и «политика» и, таким образом, проектирование рассматривается как «наддеятельностная» деятельность. В реальной практике средством этой деятельности выступает «наддеятельностное» понятие – проект;

− полученные сведения дали основание для формирования авторами собственного определения: «Проект – это временная деятельность для создания ценности благодаря уникальным свойствам продукта проекта в рамках достижения миссии социально-экономической системы».

Предложена классификация видов проектирования, в основу построения которой заложена системная модель жизнедеятельности.

На основе вышеизложенного авторы предлагают применять для всех видов проектирования единую методологию, которая базируется на компетентностном подходе в управлении проектами.

В статье «Социокультурное развитие региона: понятие, направления, проблемы» [15] авторы оперируют таким понятием, как геокультурное пространство, еще не установившимся в географической науке. Работа посвящена проблемам исследования геокультурного пространства, в котором, в первую очередь, задействован метод социокультурного проектирования. В статье социокультурное проектирование определяется как особый вид деятельности, который учитывает состояние материальной и духовной культуры в регионе, имеет законодательную базу на федеральном и региональном уровнях. Данный метод подразумевает исследование организации и технологии культурной жизни общества, деятельности учреждений культуры, культурных центров досуга, методику проведения массовых культурных мероприятий. Исследование геокультурного пространства и разработка проекта проводилась на территории Пермского края в рамках программы «Государственная охрана, сохранение и популяризация объектов культурного наследия Пермского края». Новый проект отражает наиболее актуальные проблемы сохранения культурного наследия в новых социально-политических и экономических условиях. Выявленные проблемы планируется разрешить в срок до 2016 года, поскольку в этой стезе проводятся активные работы.

Авторы учебного пособия «Основы социокультурного проектирования» А.П. Марков и Г.М. Бирженюк [5] формулируют основные принципы социокультурного проектирования:

1) Принцип так называемого «критического порога модификации», который учитывает степень корректируемости социокультурных процессов. В основе принципа лежит идея, выявляющая возможности и пределы вмешательства в функционирование систем. Всякая система является сложноорганизованной и потенциально содержит в себе множество путей развития, отвечающих ее природе, поэтому проектирование должно осуществляться согласно внутренней логике развития самой системы. Реализация данного принципа позволяет максимально сохранить возможность саморазвития культуры, ограничить возможность вмешательства в культурную жизнь. Принцип отвергает идею насильственного преобразования, его главной целью является создание условий для саморазвития и самоорганизации субъекта социокультурной жизни.

2) Принцип оптимизации «зоны ближайшего развития» личности. Разработка условий, способствующих саморазвитию социально-культурного субъекта посредством решения или предупреждения проблем. Подразумевается оптимизация непосредственной среды обитания человека, создание условий, стимулирующих личностное развитие. Необходимость в этом объясняется тем, что социокультурная среда является основополагающим фактором, определяющим человеческие ценности, нормы, идеалы т.д.

3) Принцип персонифицированности процесса и результатов социокультурного проектирования. Альтернативность идей и проектов, создающая условия для самореализации человека средствами культурной деятельности. Кроме того, подразумевается ценностная причастность автора программы к проектируемым процессам – восприятие себя как части целого культурного мира.

4) Принцип оптимальной ориентации на сохранение и изменение. Оптимальное соотношение между процессами воспроизводства культурного наследия и процессами культурной инновации предполагает безусловное доминирование ориентации на сохранение (традиций, ценностей, форм жизнедеятельности и т.д.), поскольку культура – это не столько настоящее, сколько прошлое, в котором она обретает свою подлинность.

5) Принцип проблемно-целевой ориентации. Целевая ориентация программы на решение широкого спектра проблем, носителями которых является личность, социум, определенная территория; их ориентация на самоосуществление личности и социальной группы, на самореализацию человека в социокультурной сфере. К проблемно-целевой ориентации можно отнести и многообразие адресата социально-культурной программы. Данный принцип также осуществляет поиск соответствующих социальных сил, заинтересованных в разрешении тех или иных проблем.

К наиболее частым принципам социокультурного проектирования авторы относят принцип соразмерности проектируемых перемен (их соответствия физиологической, психической, экологической и социокультурной природе человека); принцип социальной и личностной целесообразности (достижение соответствия ожидаемых результатов нормативным целям и личностным потребностям); принцип комплексности (учет всех основных направлений и форм взаимосвязи человека с его окружением); принцип реалистичности (решение культурно значимых проблем с опорой на действительные, поддающиеся учету и использованию ресурсы).

Выводы

Социокультурное проектирование представляет собой инновационную деятельность, имеющую своей целью достижение желаемого и должного результата, путем создания, модернизации или поддержания какой-либо материальной или духовной ценности в изменяющихся условиях. Подобного рода деятельность имеет пространственно-временные и ресурсные границы и несет социокультурную значимость. В качестве объектов социокультурного проектирования могут выступать: человек, с его потребностями, ценностными установками, социальным статусом; различные элементы социальной структуры общества (трудовые коллективы, социальные группы, регионы и т.п.); общественные отношения – межличностные, семейно-бытовые, политические, идеологические и др.; элементы образа жизни (качество и стиль жизни, жизненные позиции, способы жизнедеятельности и т.п.). Проект по большей части означает текстовое описание этапов его жизненного цикла. Применительно к социокультурным проектам обозначают следующие этапы:

1) разработка концепции проекта;

2) оценка жизнеспособности проекта;

3) планирование проекта;

4) составление бюджета;

5) защита проекта;

6) предварительный контроль;

7) реализация проекта;

8) коррекция проекта по итогам мониторинга.

References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.
69.
70.
71.
72.
73.
74.
75.
76.
77.
78.
79.
80.
81.
82.
83.
84.
85.
86.
87.
88.
89.
90.
91.
92.
93.
94.
95.
96.
97.
98.
99.
100.
101.
102.
103.
104.
105.
106.
107.
108.
109.
110.
111.
112.
113.
114.
115.
116.
117.
118.
119.
120.
Link to this article

You can simply select and copy link from below text field.


Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.