Статья 'Некоторые аспекты теории социальных ценностей' - журнал 'Социодинамика' - NotaBene.ru
по
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > About the Journal > Requirements for publication > Editorial board > Peer-review process > Policy of publication. Aims & Scope. > Article retraction > Ethics > Online First Pre-Publication > Copyright & Licensing Policy > Digital archiving policy > Open Access Policy > Article Processing Charge > Article Identification Policy > Plagiarism check policy > Editorial collegium
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Back to contents
Sociodynamics
Reference:

Some Aspects of the Theories of Social Values

Bukova Mariya Igorevna

PhD in Philosophy

senior lecturer of the Department of Cultural Studies at Siberian Federal University

660041, Russia, g. Krasnoyarsk, ul. Prospekt Svobodnyi, 79, of. 452

milbeykina@mail.ru
Other publications by this author
 

 

DOI:

10.7256/2409-7144.2014.12.1390

Received:

29-11-2014


Published:

13-12-2014


Abstract: The subject of research is genesis of the theory of social values. The author pays special attention to a place of a problem of values in social philosophy, considers some aspects of an axiology. The theory of social values, according to the author, appears during an era of Antiquity and reaches a certain culmination in concepts of representatives of neokantian school who created culture philosophy as philosophy of values. Paying special attention to consideration of the theory of social values in Wilhelm Windelband's, Heinrich Rickert's and Nicolai Hartmann's works, objective and idealistic character of their theory of social values is emphasized. However in concepts of a neokantianstvo concepts of values were developed most deeply and originally. The methodology of research is connected with application of a comparative-historical way of research. The categorial and conceptual analysis of values is applied, the dialectic principle of unity of historical and logical development is used. Novelty of research is that the theory of social values is considered by means of interdisciplinary approach where conceptual and methodological opportunities of various branches of social knowledge unite: philosophies, anthropology, cultural science. The main conclusion is connected with that the principle of unity of sociocultural space and values is actual and demanded for modern Russian outlook, for development of technologies of formation of positive Russian cultural identity.


Keywords:

values, sociocultural processes, culture, Neo-Kantianism, Heinrich Rickert, Wilhelm Windelband, Nicolai Hartmann, axiology, sociocultural space, identity

This article written in Russian. You can find original text of the article here .

Теория социальных ценностей – область, относящаяся к социальной философии и социальной антропологии, которая опирается на понятия: «общество», «социальные коммуникации», «культура» и «ценность». Социальная философия в целом – область, отвечающая за познание социальной действительности, законов функционирования общества и самих себя, своих целей, желаний, потребностей. В данном исследовании представляет интерес аспект социального познания, связанный с ценностями (валюативная социальная философия) и осознанием смыслов существования человека в социуме и культуре [60; 61; 63; 64]. Кроме того, рассмотрение социально-культурных ценностей важно и с позиции социальной антропологии – межкультурной дисциплины, изучающей человека и конкретные формы его существования (системы родства, стратификации, ритуальной стороны) на уровне общества [53-57]. Работая в общем поле социальной философии, необходимо обратиться к философской аксиологии, и более предметно – к конкретным теориям ценностей. Ценностная система культуры является одной из тех закономерностей, которые являются предметным пространством современной социальной философии [5; 9; 15; 19; 20; 31; 51]. Изучение подобных механизмов позволяет ответить на многие вопросы, в том числе и на вопросы социального детерминизма и идентичности [3; 4; 8; 10; 13; 16; 54-57].

Само понятие «ценность» – ключевое для современного социального познания – есть составная часть понятия «бытие», которое наряду с понятием «реальность» образует два разных объекта желаний и устремлений человека [38]. В этом случае ключевая роль аксиологии заключается в презентации того, как существует «ценность» в составе «бытия» и как она соотносится с «реальностью» [36; 40].

По сути, все аксиологические концепции строились по принципу развития аспектов этой мысли. Структурировать их можно по-разному: к примеру, М.С. Каган в монографии «Философская теория ценности» [6] приводит огромное количество возможных классификаций: по направлениям аксиологических исследований (идеалистическое, натуралистическое и прагматическое, согласно классификации М. Мерфи и Ж. Берга), по типам теории ценностей (теоретический социологический, метафизический, негативно-критический, выделенные Т. Любимовой), по направлениям теории ценностей (феноменологическое, идеалистическое, идеалистически-реалистическое, реалистическое, о чем писал А. Мессер), по течениям, по подходам и т.п. Западные исследователи аксиологических ценностей (А. Эдель, А. Мессер, В. Веркмайстер) разделяют аксиологию на направления теоретических разработок (идеалистическое, прагматическое, натуралистическое; феноменологическое, реалистическое и т.п.), на подходы к изучению ценностей (экономический, утилитаристский, метафизический, феноменологический, и т.д.). Иными словами, существует множество аксиологических концепций.

В акциологии принято выделять следующие школы и направления:

а) натуралистический психологизм;

б) трансцендентализм;

в) персоналистический онтологизм;

г) культурно-исторический релятивизм;

д) социологизм.

При описании каждого направления выделяется генеральная идея и философы, представляющие конкретную концепцию. Такой подход информативен и подробен, однако взгляд на культуру и ее место в системе «бытие – реальность и ценность» дискретен, поэтому интерпретация культуры исходит из установок того или иного философского принципа, сквозь призму которого проводится анализ [31; 45; 46].

Предлагается несколько иной принцип рассмотрения ведущих западных и отечественных идей: кроме представления основных философских идей (автора, философской школы), будет фиксироваться возможная вещественная форма реализации социально-культурных ценностей и их влиянии на социальную деятельность человека.

Проследить теоретическое развитие социально-культурных ценностей на Западе можно с эпохи Античности. Тогда еще понятие «ценность» как некая самостоятельная философская категория не выделялось. Однако развитие философской мысли и ее различных прикладных аспектов (эстетика, этика, гносеология) неразрывно связано с категориями «совершенного» и «прекрасного», в соответствии с которыми задачей индивида было самосовершенствование и улучшение окружающего мира. Сократ конкретизирует понятие «прекрасного»: оно приобретает качество исключительности, редкости и требует оценки. Платон разрабатывает иерархию ценностей, которая во многом базируется на основополагающем для античного мировоззрения принципе антропоцентризма, соизмеримости с человеческими законами и желаниями. Аристотель вводит понятие «мнение», которое может быть абсолютным и относительным («кажущееся» прекрасным и прекрасное «на деле»), и понятие «ценимое», под которым понимается некий первопринцип бытия. Эпоха эллинизма, как эпоха нарастающего субъективизма и внимания к внутренним личностным процессам, смещает понимание «ценности» в сторону пользы и общезначимости. Средневековье разрабатывает учение, согласно которому высшей ценностью является религиозное слияние субъективного бытия человека и объективного божественного бытия. Высшие ценности в христианском вероучении не разграничиваются: эстетические, моральные, интеллектуальные идеалы являются единым ориентиром для личности верующего (трактаты Аврелия Августина). Это своего рода эманации божественного начала. Всей их совокупности противопоставлены мирские ценности. Эпоха Возрождения становится провозвестником релятивистской точки зрения в аксиологии: значимость каждого индивидуума и его точки зрения на мир соединяет в «ценности» высшее благо и утилитарную полезность. «Ценность» должна и может иметь практическую, «земную» природу происхождения. Новое время с приматом рационализма не только в качестве способа познания, но и в качестве способа мировоззрения утверждает ценности «прогрессивные»: свободу воли, практическую пользу, разум (Р. Декарт, Г. Лейбниц, Т. Гоббс и т.д.). Определять «ценности» задача разума, но не индивидуального, а всеобщего, объективизирующего ценности исходя из их единой пользы и блага для людей (здесь речь может идти об экономическом, социально-политическом, нравственном благе) [1].

Определение «ценности» как философского понятия происходит в 60-е годы XIX века: немецкий философ Герман Лотце в работе «Основания практической философии» [28] выделяет «ценности» как особый мир, принципиально отличный от мира реального и от мира науки. «Мир внутренних ценностей» и «мир явлений» соотносятся между собой как «царство средств» и «царство целей». Последнее, где «все имеет цену, или достоинство» [36], постигается способностью души получать удовольствие, т.е. иметь возможность суждения. Особое значение придается эмоциональной связи человека с миром, что соответствует романтической позиции: духовная жизнь человека, имея потенциал эмоциональной активности, способна не только к познавательной, но и к творческой деятельности, а следовательно, оказывается способной к суждению, выделению «значимого» и «незначимого». Способность творить суждения формируется в особой сфере человеческой деятельности – в культуре. Лотце выделяет в культуре особую область – религию: в религии мир ценностей получает наиполнейшую вещественную форму, где в едином Боге достигается единство фактов и ценностей.

Дальнейшие философские исследования категории «ценности» разделились в суждениях о ее природе и о ее функционировании. Романтической позиции Лотце (а по сути – идеалистически-религиозной) близки идеологи Баденской школы неокантианства – Вильгельм Виндельбанд, Генрих Риккерт и их последователи.

В теории ценностей, разрабатываемой В. Виндельбандом («История новой философии», «Прелюдии. Философские статьи и речи», «Философия культуры и трансцендентальный идеализм»), главенствует идея трансцендентальной онтологии ценностей. Исследователь отделяет понятия «ценности» и «реальности» друг от друга. Носителем ценностей является практический разум, способный к вынесению оценок, отсюда философия – это область, способная рефлексировать культуру исходя из самого хода развития культуры: «У нее своя собственная область и своя собственная задача в тех общезначимых ценностях, которые образуют общий план всех функций культуры и основу всякого отдельного осуществления ценностей» [24]. Влияние ценностного мира на эмпирический мир образует культуру. Ценности (Виндельбанд выделяет гуманистические ценности – истину, добро и красоту) – это сущность, которая конструирует объективный мир и культуру, ядро практического разума, стоящего выше разума теоретического. Каких-либо объективных закономерностей возникновения феноменов человеческого бытия выделить невозможно, поскольку смысл – а значит, качество общности, объективности – имеют лишь те феномены действительности, которые могут быть отнесены к ценностям. Кроме того, ценности как проявления высшей реальности являются теми принципами, что отделяют деятельность человека от процессов, происходящих в природе.

Таким образом, «реальность» и «ценность» противоположны, «реальность» индивидуальна («идиографична»), «ценность» стоит выше индивидуального и претендует на объективность, она надвременна, внеисторична, априорна, дидактична и является призмой-фильтром для конкретных проявлений реального (мир «того, что есть» и мир «того, что должно быть» несоизмеримы друг другу). Неразрешимая проблема дуализма этих двух явлений частично снимается, по Виндельбанду, в религии, в едином Боге. Однако объяснений сосуществования мира сущего (природы) и мира должного (ценностей) не дает и это практическое воплощение, поскольку подведение единичного под общее не вскрывает единичное полностью (в единичном сохраняются границы непознанности).

Генрих Риккерт, ученик Виндельбанда, относит культуру к идиографическому способу, т.е. способу мышления, позволяющему охватить неповторимое множество индивидуальных, специфичных, эмпирических фактов в истории человеческих отношений. Ценности для Риккерта есть принцип универсальной истории, рефлексия, способствующая объяснению индивидуальных свойств проявлений реальности. Познание ценности происходит как рационализация иррационального, и сам акт познания является важнейшим умением человека («мыслить – значит оценивать»). Ценности, сообщаясь с реальностью, позволяют выбирать среди второстепенного главное, отбирать в бесконечности чувственных вещей конечное количество значимых индивидуальностей, объединять разное в целостное и прогнозировать его развитие. Мир ценностей относится к сфере «понимаемого», поскольку его нельзя воспринять чувственно; ценности, воплощаясь в культуре, проводят разделительную черту между миром природы и миром человека. Ценности абсолютны и представляют собой идеальное бытие, они не зависят от человеческих желаний и потребностей и не относятся ни к сфере действительности, ни к сфере духа. Они обуславливают и порождают шесть сфер собственного проявления (логическую, эстетическую, мистическую, нравственную, личностную, религиозную). Сфера религиозной веры выступает зоной, где ценности и их вещное проявление совпадают в большей степени соответствия. Таким образом, универсальное (ценности) реализуется в уникальном (культура).

Религию как пространство абсолютности проявленных ценностей определяет и немецкий философ культуры Эрнст Трельч. Религия – это набор индивидуальных фактов, реализовавшихся в истории, часть из которых имеет божественную природу, объясняемую присутствием Абсолютного в конечном. Ценности становятся ценностями лишь постольку, поскольку представляют собой творящую силу постоянного (абсолютного) духа.

Мысль об интеграции и проявлении ценностей в особых сферах культуры развивает американский антрополог Альфред Луис Кребер («Антропология», «Природа культуры»). Он называет такими сферами искусство, философию, религию и нравственные нормы, объединенные качеством, которое исследователь именует «этос». «Этос» представляет собой некую квинтэссенцию идеальной культуры, которая контролирует составляющие человеческой культуры в целом. Особо стоит отметить идею о том, что культурные идеалы необязательно одинаково проявляются во всех сферах культурной жизни человечества: являясь импульсом, объединяющим людей, они могут быть сосредоточены в какой-то одной сфере.

Идею о том, что ценности объективны и являются тем, что относится к духовной жизни человека, развивает немецкий философ Макс Шелер, основоположник социологии знания и философской антропологии («Формализм в этике и материальная этика ценностей», «Феноменология и теория познания»). Шелер строит систему объективных ценностей (в то время как субъекту – человеку – отдается пассивная роль воспринимающего), разделяя их на абсолютные ценности и эмпирические переменные. На низшей ступени располагаются чувственные ценности, далее – жизненные (витальные), затем духовные (в том числе эстетические), морально-правовые, гносеологические и на верхней ступени находятся религиозные, являющиеся высшей формой духовной сферы. Важным моментом философии Шелера становится суждение о том, что изменчивы не сами ценности (которые всегда остаются абсолютными и диктуют отношение к себе и к миру, будучи «самоданными»), а форма их существования в истории: существует бесчисленное множество условий разной степени реализации бытия ценности. Ценности относятся к сфере духа, которая противоположна сфере жизни (сфере реальных факторов). Выделяя, как и Виндельбанд, разные типы мышления по отношению к ценностям, Шелер в качестве инструмента познания ценности называет акт вчувствования: сопричастность бытию возможна на спиритуалистической основе, а не на интеллигибельной. Ценности объективны, априорны и опредмечиваются в духовном акте любви, который и «запускает» процесс сопричастности жизни, включения в мир реальных факторов, инстинктов, интересов.

Объективистского взгляда на природу ценностей также придерживается немецкий философ Николай Гартман («Эстетика»). Ценности выступают идеальными объективными сущностями, наделяя качеством ценного все то, что к ним относится. Ценность становится качеством, присущим сфере идеального, надматериального бытия, и может быть постигнута не рациональным, а интуитивным образом. Философом была разработана иерархическая система существования ценностей.

Таким образом, объективистски-идеалистическая позиция в отношении социально-культурных ценностей определяет последние либо как особые трансцендентальные явления, отражающиеся в реальности, либо как результат проявления духовного бытия в реальности. Высшей ценностью чаще всего определяется религиозная (нематериальная) ценность; все остальные ценности – ступени восхождения к ней. Они формируют и фиксируют идеалы, предпочтения, цели, убеждения человека. Мир культуры является производной ценностей: культура – мир воплощенных в социальной жизни ценностей. Способность отбирать и оценивать важное присуща только человеку, что, по сути дела, и отделяет человеческий мир от мира природного, делает человека человеком. Кроме того, задача ценностей – выступать универсалиями, определяющими уникальное: это некие конкретные модели, порождающие особенное (несмотря на то, что между порождающим и порождаемым неизбежно остаются несоответствия, «интервалы»).

References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.
69.
70.
71.
72.
73.
74.
75.
76.
77.
78.
79.
80.
81.
82.
83.
84.
85.
86.
87.
88.
89.
90.
91.
92.
Link to this article

You can simply select and copy link from below text field.


Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.