Статья 'К вопросу об индикаторах достижения компетенций для УГСН 51.00.00 "Культуроведение и социокультурные проекты" ' - журнал 'Современное образование' - NotaBene.ru
по
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > About the Journal > Requirements for publication > Editorial collegium > Editorial board > Peer-review process > Policy of publication. Aims & Scope. > Article retraction > Ethics > Online First Pre-Publication > Copyright & Licensing Policy > Digital archiving policy > Open Access Policy > Article Processing Charge > Article Identification Policy > Plagiarism check policy
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Back to contents
Modern Education
Reference:

On the indicators of competence achievement for the group of specialties 51.00.00 “Cultural Studies and Socio-Cultural Projects”

Bykova Natalia Ivanovna

PhD in Pedagogy

Associate professor, Department of Directing and Choreography, F. M. Dostoevskiy Omsk State University

644116, Russia, Omsk, Krasny Put str., 36, office 313

bukovani@mail.ru
Other publications by this author
 

 

DOI:

10.25136/2409-8736.2021.3.34541

Received:

06-12-2020


Published:

15-09-2021


Abstract: The subject of this research is the competencies and indicators of competence achievement in the educational standards in the sphere of culture and art. The object of this research is the group of specialties 51.00.00 “Cultural Studies and Socio-Cultural Projects”, namely the federal state educational standard of higher education – Bachelor's Degree in the field 51.03.02 “Folk Art Culture”. The article reviews the competences and indicators of achieving competences in the specialty 51.03.02 “Folk Art culture”, the discipline “Management of Film, Photo, and Video Studio”. The main research method is the analysis of literature and normative legal documents, including state educational standards and basic educational curricula in the context of competency approach. The author applies the method of describing personal experience based on the practical work of the Faculty of Culture and Arts and the actual pedagogical practice of F. M. Dostoevsky Omsk State University.  The scientific novelty consists in the development of indicators of general professional competencies for the indicated group of specialties. Currently, there is no uniform understanding of the indicators of competence achievement; it is on the stage of scientific discussion. The relevance for understanding competencies and their indicators is substantiated by the fact that the new federal state educational standards of higher education do not regulate this aspect, leaving the developers certain freedom on this matter. The competencies and indicators of competencies are considered on the example of the experience of the Faculty of Culture and Arts and actual pedagogical practice of F. M. Dostoevsky Omsk State University.


Keywords:

education, educational standard, educational program, universal competencies, professional competencies, general professional competencies, competence approach, indicators, work programs of disciplines, folk art culture

This article written in Russian. You can find original text of the article here .

Введение

Вопрос об индикаторах достижения компетенций в настоящее время является одним из наиболее актуальных в связи с тем, что вступили в действиефедеральные государственные образовательные стандарты высшего образования нового поколения, в которых пересмотрены многие аспекты, затрагивавшие компетентностный подход. Современная система высшего образования в России пребывает в стадии поиска эффективных решений, которые позволили бы реализовать идеи, заложенные в образовательных стандартах новой редакции. Многие исследователи систематически анализируют и комментируют наиболее важные аспекты этого процесса, так как разработчикам образовательных программ в вузах необходимы и научные изыскания по многим вопросам, и опыт практической работы, которой можно было бы использовать в реальной педагогической практике

В начале XXI века в Российской федерации были утверждены для системы высшего образования стандарты второго поколения. «Весомым плюсом данного образовательного стандарта являлось наличие прописанных и закрепленных в стандарте требований к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы по каждой базовой дисциплине» [1].

С 2003 года было утверждено четыре стандарта по основным направлениям подготовки в высшей школе. Анализ содержания государственных образовательных стандартов позволяет сделать вывод о том, что вся система высшего образования в России стремится к унификации. Динамика изменения отношения к содержанию образовательных стандартов прослеживается от жесткой стандартизации и нормализации до полного отказа от регламентирования содержания.

В 2017 году вступили в силу федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования, которые продолжили процесс модернизации стандартов третьего поколения [2].

Столь быстрый процесс перехода на новую модель образовательного стандарта третьего поколения обусловлен рядом факторов. Исследователи выявляют несколько причин этого явления.

Обсуждение

Н. В. Скачкова подчеркивает мысль об отсутствии координационной связи между образовательными стандартами и профессиональными стандартами. «Вместе с этим стал очевидным существенный недостаток ФГОС 3+: отсутствие согласованности в перечне формируемых у выпускников компетенций (результаты освоения ОПОП) и требований работодателей, выраженных в профессиональных стандартах соответствующих видов деятельности. Необходимость устранения этого недостатка предопре­делила появление новой редакции ФГОС ВО 3++» , [3, с. 104].

Н.А. Василькова отмечает необходимость осмысления «механизмов и инструментов оценки сформированности компетенций обучающихся, разрабатываемых с учетом требований профессиональных стандартов, с одной стороны, и с другой - отсутствие общих методических установок по разработке фонда оценочных средств, единых для определенных предметных областей обусловливают актуальность рассмотрения нормативно-методических аспектов процесса формирования фондов оценочных средств…»[4. C.64-65].

Федеральные государственные стандарты высшего образования предоставляют «богатые возможности в аспекте выбора изучаемых дисциплин, так как главной задачей является формирование обозначенных в стандарте компетенций. Согласно концепции Министерства образования и науки РФ, образовательные учреждения самостоятельно принимают решение о наполняемости образовательной программы теми дисциплинами, которые будут способствовать выработке этих компетенций».Все ФГОС ВО 3+ структурированы практически одинаково. Они предоставляют возможности наполнения содержания и регламентированы в аспекте заданных компетенций [2].

Определенные достоинства разработанных образовательных стандартов и отдельные несогласованные компоненты вызывали множество споров среди исследователей и педагогов-практиков. Мнение некоторых ученых после вступления в действие федеральных государственных стандартов высшего образования модификации 3+ были достаточно критичны.

Например, С. В. Аржанухин и Г.В. Макович в 2016 г. пишут о том, что образовательные стандарты, задавая компетентностный подход, ориентируют на формирование идентичных профессиональных компетенций по одному направлению подготовки на всех уровнях подготовки. Авторы подчеркивают, что «еще сложнее ситуация с реализацией стандартов в каждом конкретном вузе: рабочие учебные программы по подготовке к заявленным стандартом компетенциям строятся на достаточно эмоциональном и мало аргументированном уровне, отсутствует осмысленная система подготовки специалиста на различных уровнях обучения, не продумываются уровни формируемой компетенции в зависимости от того, где происходит обучение - в бакалавриате или магистратуре. Дилетантизм в управлении образованием оборачивается авантюризмом в подготовке студентов» [5, с. 249].

Таким образом, необходимость пересмотреть многие аспекты образовательных стандартов возникла практически сразу же после их утверждения. Именно поэтому следующая модификация появляется уже к 2017 г.

Во ФГОС ВО 3++ появляются универсальные компетенции, единые (по уровням образования) для всех областей образования, которые начинают высту­пать средством интеграции образовательных программ, так как носят сквозной характер формирования и необходимы для эффективной трудовой деятельности в рамках различных профессий и сфер деятельности [4].

В образовательные стандарты включается пункт, который обязывает образовательную организацию устанавливать индикаторы достижения компетенций: универсальных, общепрофессиональных и, при наличии, обязательных профессиональных компетенций - в соответствии с индикаторами достижения компетенций, установленными ПООП. Образовательная организация самостоятельно планирует результаты обучения, однако эти результаты должны быть соотнесены с установленными в программе индикаторами достижения компетенций.

Универсальные компетенции - одна из инноваций модернизированного Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования. Это значимый инструмент унификации образовательных результатов и обеспечения преемственности уровней высшего образования. Само понятие «универсальные» предполагает, что эти компетенции присутствуют везде - во всех модулях образовательной программы и в различных видах деятельности. Это влечет за собой идею оценки средового компонента образовательных программ, а именно наличие видов деятельности аутентичных для формирования универсальных компетенций [6, с. 127].

Универсальные компетенции – это компетенции, которые принципиально меняют понимание той части компетентностной модели, которая предполагала формирование в образовательном стандарте базового общекультурного блока. Универсальные компетенции приходят на смену общекультурным компетенциям.

Второй важный инновационный аспект – индикаторы. Перед разработчиками и исследователями встал вопрос о понимании значения категории «индикаторы» по отношению к образовательным стандартам.

Индикаторы - ведущие для компетенции структурные элементы, в которых проявляется деятельность. Индикаторы компетенций должны характеризоваться такими качествами, как достаточность, измеряемость, четкость формулировок и преемственность по уровням образования. При этом формулировку индикатора следует приводить в форме отглагольного существительного (анализ..., использование..., ранжирование... и т. д.) [6, 7]].

Возможность просмотреть, сопоставить стандарты разных поколений и проследить процессы их модернизации предоставляет портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образова­ния [8].

Научные дискуссии о необходимости введения измеряемых для компетенций категорий, которые вводятся новыми стандартами, ведутся на протяжении многих лет. Исследователи подчеркивали необходимость ориентироваться на конкретные виды профессиональной деятельности и отмечали мысль о том, что сформированность компетенций должна отражаться в паспорте и программе формирования компетенции [9].

Важным аспектом обсуждения на определенном этапе явился вопрос об уровнях сформированности компетенций. В научной литературе можно найти материалы, раскрывающие механизмы формирования компетенций по уровням на примере педагогического опята. Ю.И. Печерский, анализируя навыки поведения в конфликтной ситуации описывает уровни (низкий, средний, высокий) сформированности конфликтной компетентности [10]. Опыт формирования подобного рода компетенций на конкретных примерах крайне важен в практической работе.

Поиск механизмов оценивания компетенций привлекает внимание к различным видам заданий и формам контроля, таким как эссе, кейсы, проектная деятельность, моделирующие упражнения и подобным [11,14].

В процессе обсуждения поднимается важная проблема согласования предусмотренных стандартами компетенций и профессиональных стандартов. Горохова С.С подчеркивает мысль о том, что формирование профессиональных стандартов и образовательных стандартов происходит на основе разных подходов [12]. Одна из проблем, вытекающих из механизма процедуры оценивания компетенций, по мнению Е.А. Попова, Т.Ф. Кряклиной, – это недостаточный уровень подготовленности педагогов, в частности, неумение преподавателей составлять сложные задания, решение которых востребовало бы применение нескольких компетенций [13].

Серьезную проблему в рамках данной дискуссии поднимает В.А. Литвинов, обращая внимание на оценки уровней сформированности компетенций, которые традиционно получены на основе итогов промежуточных аттестаций, предлагая увеличить вклад отдельных дисциплин в оценку уровня сформированности компетенций в зависимости от специализации [15].

Таким образом, динамичные процессы, происходящие в системе высшего образования последнего десятилетия, направлены на поиски наиболее эффективных путей реализации задуманной модели образования.

Результаты исследования

Динамика обозначенной тенденции прослеживается на материале нескольких стандартов. Если рассмотреть три редакции государственного образовательного стандарта одного направления подготовки, то можно проследить, как меняется понимание компетенций. Например, направление подготовки «Народная художественная культура» из группы специальностей 51.00.00 Культуроведение и социокультурные проекты.

ФГОС ВПО 2009 г. в аспекте компетенций представляет собой достаточно подробно регламентированный документ. В п. 5.1. образовательного стандарта прописаны общекультурные компетенции. Общекультурных компетенций шестнадцать. Компетенции ориентированы на такие результаты освоения образовательной программы, которые предполагали формирование навыков, регламентирующих содержание практически всех общегуманитарных дисциплин. Компетенции сформулированы четко и логично, однако, с одной стороны, в некоторых аспектах отмечалась повторяемость, с другой стороны, количество. Шестнадцать общекультурных компетенций – это чрезмерно сложная задача для разработчиков образовательных программ и рабочих программ дисциплин.

Компетенции должны выходить на результат. И именно методика оценивания и измерения результатов становится наиболее дискутируемой в это время.

Кроме общекультурных компетенций образовательный стандарт ФГОС ВПО 2009 г. по направлению подготовки «Народная художественная культура» в п. 5.2. регламентирует профессиональные компетенции. Их также слишком много. По видам профессиональной деятельности сформулировано 27 компетенций. Педагогическая деятельность – 9;. художественно-творческая – 4; методическая – 3; организационно-управленческая – 5; культурно-просветительская – 6. Исходя из того, что каждая образовательная организация предполагала в образовательной программе два или три вида профессиональной деятельности, вновь вставала проблема большого количества профессиональных компетенций, которые необходимо было вырабатывать. И оставался абсолютно открытым вопрос о путях достижения компетенций и о возможностях измерить результат сформированности этих компетенций.

Следующий шаг в направлении модернизации федеральных государственных образовательных стандартов вполне логично вытекает из обозначенной проблемы. И мы видим во всех стандартах следующей редакции тенденцию на уменьшение количества компетенций. Если посмотреть ФГОС ВО 2015 г. по направлению подготовки «Народная художественная культура», то намеченная тенденция прослеживается достаточно четко.

В п. 5.2. обозначено 9 общекультурных компетенций. Однако появляется нововведение – общепрофессиональные компетенции. Их немного – всего три. Тенденция на уменьшение количества компетенции коснулась и профессиональных компетенций. В п. 5.4. обозначено 17 профессиональных компетенций. Научно-исследовательская деятельность – 3, педагогическая – 3; художественно-творческая – 2; методическая – 3; организационно-управленческая – 3; культурно-просветительская – 3. Таким образом, заметана эффективная тенденция на уменьшение общего количества компетенций. Формулировки компетенций становятся более емкими по содержанию, что также стало важным шагом на пути преодоления повторяемости и некоторой размытости формулировок.

Вопрос об измеряемости степени сформированности компетенций остается открытым. Разработчики образовательных программ, понимая значимость внесения в образовательные стандарты компетенций, которые должны быть сформированы как результат освоения программы, идут традиционным путем. И мы видим и в образовательных программах, и в рабочих программах дисциплин традиционный подход через «знания», «умения», «владения».

Продолжаются научные дискуссии, и как результат – новая редакция ФГОС ВО, которую принято называть 3++. К этому моменту принципиально меняется понимание того, какими должны быть регламентированные компетенции. В п. 3.2. ФГОС ВО 2017 г. по направлению подготовки «Народная художественная культура» обозначены универсальные компетенции, которые пришли на смену общекультурным. Их количество равно восьми. Это значимый прогресс в понимании механизма формирования обязательных категорий. Невозможно на уровне различных образовательных программ в кардинально не похожих между собой вузах сформировать большое количество одинаковых компетенций.

Был преодолен барьер, который препятствовал процессу оптимального получения результата. Сохранились общепрофессиональные компетенции, их представлено четыре в новой редакции стандарта. Принципиально значимый аспект – отсутствие регламентированных образовательным стандартом профессиональных компетенций.

Таким образом, федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования принимает ту форму, от которой сегодня отталкиваются разработчики образовательных программ в вузах. Динамика развития данного процесса прослеживается очень четко: от желания запрограммировать как можно большее количество формируемых компетенций до их минимального уменьшения и стремления определить уровни и качество сформированных компетенций. То есть намечается процесс ориентирования, в первую очередь, на результат. Необходимость увидеть результат становится основополагающей, поэтому в п. 3.7 и п. 3.8 образовательного стандарта появляются «индикаторы достижения компетенций».

Перед разработчиками встает вопрос не только о понимании категории «индикаторы», но и о необходимости конкретных поисков индикаторов и их формулировок через измеряемые формулировки.

Для решения поставленной задачи проанализируем индикаторы достижения компетенций по одному направлению подготовки. За основу в анализе возьмем реализуемое на факультете культуры и искусств Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского направление подготовки «Народная художественная культура», профиль подготовки «Руководство студией кино-, фото-, видеотворчества».

В группу специальностей 51.00.00. Культуроведение и социокультурные проекты входит несколько востребованных направлений подготовки, которые реализуют вузы культуры и факультеты культуры. На факультете культуры и искусств Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского осуществляется подготовка бакалавров по трем направлениям этой группы: 51.03.02 Народная художественная культура – профиль подготовки «Руководство студией кино-, фото-, видеотворчества»; 51.03.03 Социально-культурная деятельность – профиль подготовки «Менеджмент в социально-культурной деятельности»; 51.03.05 Режиссура театрализованных представлений и праздников – профиль подготовки «Режиссура театрализованных представлений и праздников».

Разработчиками образовательных программ университета предложены формулировки индикаторов универсальных компетенций, единых для всех реализуемых программ бакалавриата. Разработчиками образовательных программ 51.03.05 Режиссура театрализованных представлений и праздников, 51.03.02 Народная художественная культура, 51.03.03 Социально-культурная деятельность предложены формулировки индикаторов достижения общепрофессиональных компетенций.

По направлениям подготовки Народная художественная культура и Социально-культурная деятельность предложено четыре общепрофессиональные компетенции, по направлению подготовки Режиссура театрализованных представлений и праздников - три общепрофессиональные компетенции.

В соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования разработчиками образовательных программ сформулированы индикаторы достижения компетенций в соответствии с требованиями единообразия для образовательных программ единого блока (таблица 1).

Таблица 1. Общепрофессиональные компетенции и индикаторы их достижений

Компетенция

Формулировка компетенции

Индикаторы

ОПК-1

Способен применять полученные знания в области культуроведения и социокультурного проектирования в профессиональной деятельности и социальной практике

ОПК-1.1. Осуществляет отбор и анализ необходимой информации на основе имеющихся знаний из области культуроведения и социокультурного проектирования.

ОПК-1.2. Выбирает оптимальные варианты решения поставленных задач в профессиональной деятельности и социальной практике.

ОПК-1.3. Организует профессиональную деятельность на основе синтеза полученной информации в области культуроведения и социокультурного проектирования.

ОПК-2

Способен решать стандартные задачи профессиональной деятельности с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности

ОПК-2.1 Осуществляет выбор информационно-коммуникационных технологий с учетом задач профессиональной деятельности и требований информационной безопасности.

ОПК-2.2 Организует профессиональную деятельность на основе выбранных информационно-коммуникационных технологий.

ОПК-3

Способен соблюдать требования профессиональных стандартов и нормы профессиональной этики

ОПК-3.1 Проводит анализ структуры и содержания профессиональных стандартов и норм профессиональной этики.

ОПК-3.2 Организует профессиональную деятельность с учетом требований профессиональных стандартов и норм профессиональной этики.

ОПК-4

Способен ориентироваться в проблематике современной государственной культурной политики Российской Федерации.

ОПК-4.1 Ориентируется в проблематике современной государственной культурной политики Российской Федерации.

ОПК-4.2 При реализации профессиональных задач учитывает проблему сохранения культурного наследия.

ОПК-4.3 Организует профессиональную деятельность с учетом требований государственной культурной политики.

Индикаторы для общепрофессиональных компетенций ориентированы на содержание компетенций и могут быть сформулированы как более широко, так и более узко. Содержание индикатора направлено на достаточность и четкость формулировок. Предложенные формулировки индикаторов не претендуют на единственно возможные, однако они создавались на первичном этапе с целью их использования в практике преподавания дисциплин трех направлений подготовки 51.03.02 Народная художественная культура; 51.03.03 Социально-культурная деятельность; 51.03.05 Режиссура театрализованных представлений и праздников». Таким образом, содержание индикаторов должно быть применимо к разным направлениям подготовки.

Так как общепрофессиональные компетенции не ориентированы на конкретное направление подготовки, то достаточно важным становится фактор формулирования индикаторов для профессиональных компетенций.

Индикаторы достижения ОПК-1, которая ориентирована на получение, в первую очередь, знаний в сфере культуры определяются через такие критерии, как «осуществляет отбор и анализ», «выбирает оптимальные варианты», «организует профессиональную деятельность».

Индикаторы достижения ОПК-2, которая предполагает формирование, в первую очередь, информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности заявлены через «осуществление выбора» и «организацию профессиональной деятельности».

Индикаторы достижения ОПК-3, ориентированной на профессионализм и профессиональную этику определяются через «анализ структуры» и «организацию профессиональной деятельности».

Индикаторы достижения ОПК-4, которая формирует представления о культурной политике измеряются через «ориентирование в проблематике», понимание «проблемы сохранения культурного наследия», «организацию профессиональной деятельности» на основе государственной культурной политики.

Поиск индикаторов достижения компетенций – эта задача, которая должна быть реализована в соответствии со многими аспектами, том числе в соответствии с требованиями к рабочим программам дисциплин, с целями и задачами этих дисциплин.

В зависимости от содержания конкретной дисциплины индикатор должен позволить измерить уровень сформированности заданной компетенции. И здесь задача ставится крайне важная, так как профессиональных дисциплин в любой образовательной программе достаточно много, а вырабатываемых компетенций не может быть много, иначе встанет проблема с их формированием.

Таким образом, возникает необходимость, прежде всего на уровне индикаторов согласовать преемственность дисциплин и понять, какие индикаторы позволят измерить достаточность сформированности компетенции применительно к дисциплинам, ориентированным на профессиональные компетенции и типы задач профессиональной деятельности. Научные дискуссии о возможностях, проблемах и перспективах новых образовательных стандартов и опыт практической работы в образовательных учреждениях в настоящее время помогают определиться, в каком направлении двигаться, в частности в области поиска эффективности индикаторов достижения компетенций.

References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
Link to this article

You can simply select and copy link from below text field.


Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.