Статья 'Антикоррупционное просвещение в субъектах Российской Федерации: опыт правового регулирования организации и перспективы развития ' - журнал 'NB: Административное право и практика администрирования' - NotaBene.ru
по
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > About the Journal > Requirements for publication > Editorial collegium > Editorial board > Peer-review process > Policy of publication. Aims & Scope. > Article retraction > Ethics > Online First Pre-Publication > Copyright & Licensing Policy > Digital archiving policy > Open Access Policy > Article Processing Charge > Article Identification Policy > Plagiarism check policy
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Back to contents
NB: Administrative Law and Administration Practice
Reference:

Anti-corruption education in the territorial units of the Russian Federation: the experience of legal regulation of organization and the prospects of development

Kabanov Pavel Aleksandrovich

Doctor of Law

Professor, the department of Criminal Law and Procedure, Kazan Institute of Economics, Management and Law

420111, Russia, respublika Tatarstan, g. Kazan', ul. Moskovskaya, 42, of. NII protivodeistviya korruptsii

kabanovp@mail.ru
Other publications by this author
 

 

DOI:

10.7256/2306-9945.2016.4.19728

Received:

12-07-2016


Published:

24-08-2016


Abstract: The research subject is anti-corruption education as an instrument of combating corruption in the territorial units of the Russian Federation. The purpose of the research is the assessment of the condition of anti-corruption education in the territorial units of the Russian Federation and the development of proposals (recommendations) for the improvement of application of this instrument in anti-corruption activities of local authorities. The main tasks of the study are: a) the analysis of regional anti-corruption legislation and subordinate statutory instruments regulating the issues of organization and implementation of anti-corruption education; b) the assessment of regional statutory instruments regulating the issues of organization and implementation of anti-corruption education; c) the development of proposals for the improvement of legal regulation of the issues of organization and implementation of anti-corruption education and its practices. The research methodology includes dialectical materialism and general scientific methods of analysis, synthesis, grouping, comparison, and other methods used in legal sciences. The scientific novelty of the study consists in the fact that it is the first study in Russian legal science which considers the issues of legal regulation of anti-corruption education as an instrument of corruption prevention on the local level. The author detects the drawbacks of its legal regulation and organization of anti-corruption education and proposes the measures for the further development of the anti-corruption education institution. 


Keywords:

Corruption, corruption prevention, anti-corruption policy, anti-corruption education, anti-corruption consulting, legal regulation, anti-corruption informing, anti-corruption legislation, anti-corruption behavior, anti-corruption activities

This article written in Russian. You can find original text of the article here .
Введение

Вопросы повышения эффективности противодействия коррупции в субъектах Российской Федерации являются одним из важнейших направлений современной государственной политики противодействия коррупции. Этому направлению деятельности посвящено достаточное количество федеральных и региональных нормативных правовых актов, а также исследований отечественных специалистов [6, c.34-37; 8, c.46-49; 17, c.220-225; 18, c.51-54; 21, c.184-188; 22, c.14-17; 23, c.199-202; 96, c.210-219; 97, c.171-178;]. Однако вне научного анализа остается использование на региональном уровне одного из важнейших инструментов противодействия коррупции – антикоррупционного просвещения, о необходимости применения которого на региональном уровне говорят современные российские специалисты [1; 2, c.140-141; 3, c.24-29; 4, c.136-141; 5, c.11-15; 7, c/47-53; 19, c.120-124; 20, c.85-99; 24, c.100-102; 98, c.18-22; 99, c.36-38; 100, c.47-50; 101, c.58-60; 102, c.188-191; 103, c.106-109; 104, c.5].

Целью проведенного исследования является оценка состояния антикоррупционного просвещения в субъектах Российской Федерации и выработка предложений (рекомендаций) по совершенствованию применения этого инструмента в антикоррупционной деятельности региональных органов государственной власти.

Основные задачи исследования: а) анализ регионального антикоррупционного законодательства и подзаконных нормативных правовых актов, регулирующих вопросы организации и осуществления антикоррупционного просвещения; б) оценка региональных нормативных правовых актов, регулирующих вопросы организации и осуществления антикоррупционного просвещения; в) выработка предложений по совершенствованию правового регулирования вопросов организации и осуществления антикоррупционного просвещения и практики его осуществления.

Эмпирическая база и одновременно правовая основа проведенного исследования включает в себя 438 региональных нормативных правовых актов по правовому регулированию, организации и осуществлению антикоррупционного просвещения в субъектах Российской Федерации и 92 отчета (доклада) о состоянии коррупции и реализации мер по противодействию коррупции в регионе.

Методологической основой проведенного исследования является диалектический материализм и основанные на нем общенаучные методы анализа, синтеза, группировки, сравнения и другие, используемые в современных юридических науках.

Базовые положения, основанные на наших предыдущих исследованиях, опубликованных в научных периодических изданиях и не требующие дополнительной аргументации.

Антикоррупционное просвещение как один из инструментов противодействия коррупции представляет собой систему распространения субъектами государственной политики противодействия коррупции достоверной информации любым способом, в любой форме с использованием любых коммуникативных средств в отношении неопределенного круга лиц, направленную на формирование в обществе антикоррупционного мировоззрения, антикоррупционного сознания (правосознания), антикоррупционной культуры и антикоррупционного поведения [12, c.42-51; 13, c.978-985]. Основными формами реализации антикоррупционного просвещения являются:

а) антикоррупционное консультирование – вид антикоррупционного просвещения, осуществляемый уполномоченным на то лицом, имеющим профессиональную квалификацию (антикоррупционную компетентность), в отношении не определенного круга лиц, с использованием различных форм и средств в целях формирования антикоррупционного поведения, антикоррупционной культуры и антикоррупционного сознания (правосознания) у лиц, обратившихся за консультацией (индивидуальное антикоррупционное просвещение) [10, c. 14-20; 11, c.634-642];

б) антикоррупционное информирование – целенаправленная деятельность субъектов государственной политики противодействия коррупции, направленная на предоставление достоверной информации неопределенному кругу лиц, с использованием различных средств, методов и технологий, обеспечивающая достижения целей антикоррупционного просвещения – формирования антикоррупционного мировоззрения, антикоррупционной культуры и основанного на них антикоррупционного поведения (общее антикоррупционное просвещение) [9, c.40-46].

Средства антикоррупционного просвещения:

- средства массовой информации,

- массово-коммуникационная сеть Интернет;

- научная и учебная литература;

- средства антикоррупционной рекламы;

- конкурсы и выставки по вопросам противодействия коррупции;

- средства непосредственного информационного воздействия (лекции, беседы, консультации, брифинги, круглые столы, конференции, коллегии, совещания и т.д.) [14, c.22-30; 15, c.12-27; 16, c.853-864].

Основное содержание работы (исследовательская часть)

Проведенное нами исследование показало, что антикоррупционное просвещение как один из инструментов противодействия коррупции закреплено в региональном антикоррупционном законодательстве 19 субъектов Российской Федерации (Архангельская [35], Белгородская [36], Калининградская [37], Костромская [38], Липецкая [33], Новосибирская [30], Рязанская [34], Тамбовская [43], Томская [44], Ульяновская [45] и Ярославская [29] области, республики: Дагестан [41], Карелия [46], Калмыкия [42] и Чувашия [47], Еврейская автономная область [48], Пермский [40] и Красноярский [39] края, город Санкт-Петербург [26]).

Организация антикоррупционного просвещения в субъектах Российской Федерации регламентируется различными нормативными правовыми актами. В одних субъектах региональными Программами антикоррупциорнного просвещения (Республика Дагестан [87], Чувашская Республика [88] и Новосибирская область [86]), в других, региональными Планами антикоррупционного просвещения (Республика Крым [66]), в третьих – ведомственным Порядком либо Положением об организации антикоррупционного просвещения с утверждением плана и/или графика проведения [54; 62; 72; 77; 83; 84]. Однако значительная доля вопросов организации антикоррупционного просвещения размещена в региональных документах среднесрочного и/или краткосрочного планирования (антикоррупционных программах и/или планах противодействия коррупции субъекта Российской Федерации) [70]. Идеальным вариантом оформления для которых является наличие раздела «Антикоррупционное просвещение» [63; 93]. При этом в документах антикоррупционного планирования специальный раздел «антикоррупционное просвещение» объединяется с другими, например, «антикоррупционное образование» (Московская [69] и Ульяновская [59] области, Республики Тыва [32] и Крым [66]) или «антикоррупционная пропаганда» (Республика Адыгея [28] и Ярославская область [60]) либо объединяет одновременно эти три направления [68; 91]. Однако чаще всего в них включаются отдельные мероприятия антикоррупционного просвещения, например, «Организация работы "прямых линий" органов исполнительной власти с гражданами по вопросам антикоррупционного просвещения» [65; 67; 71; 90; 94;]. Вместе с тем, при констатации необходимости совершенствования антикоррупционного просвещения в документах антикоррупционного планирования не предусматривается конкретных мер по его реализации [25; 92].

В ежегодных сводных отчетах (докладах) субъектов Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции, размещенных на сайтах органов государственной власти в массово-коммуникационной сети Интернет говорится лишь о некоторых вопросах организации антикоррупционного просвещения: создании «горячей линии» по антикоррупционному просвещению; о проведенных консультациях по вопросам противодействия коррупции государственных (муниципальных) служащих; изданных методических пособиях (рекомендациях) по вопросам противодействия коррупции [55; 57; 58; 61].

Субъектами организации антикоррупционного просвещения на региональном уровне закреплены органы субъектов Российской Федерации по профилактике коррупционных и иных правонарушений [27; 49; 56; 79; 80; 81; 82], а на ведомственном уровне подразделения и/или должностные лица кадровых служб по профилактике коррупционных и иных правонарушений [50; 95]. На уровне муниципальных образований вопросы организации и осуществления антикоррупционного просвещения среди населения не урегулированы, имеются лишь положения в отдельных нормативных правовых актах муниципальных образований об организации некоторых мер по его осуществлению [52; 53; 78; 85] и возложения функции антикоррупционного консультирования на подразделения органов местного самоуправления по профилактике коррупционных и иных правонарушений [51; 73; 74; 75; 76].

Государственный контроль за исполнением мер антикоррупционного просвещения в государственных региональных органах, учреждениях и организациях в соответствии с требованиями Указа Президента Российской Федерации «О мерах по совершенствованию организации деятельности в области противодействия коррупции» [31], осуществляют органы субъектов Российской Федерации по профилактике коррупционных и иных правонарушений. Однако правового закрепления осуществления контроля за организацией и осуществлением антикоррупционного просвещения в муниципальных образованиях и органах местного самоуправления этим нормативным правовым актом, как и региональными нормативными правовыми актами по организации деятельности этих специализированных антикоррупционных органов не предусмотрено.

выводы (основные результаты исследования)

Анализ региональных нормативных правовых актов и практики реализации Программы по антикоррупционному просвещению на 2014 - 2016 годы [89] в субъектах Российской Федерации позволяет сделать некоторые выводы.

Во-первых, антикоррупционное просвещение как инструмент противодействия коррупции в антикоррупционном законодательстве большинства субъектов Российской Федерации не закреплен.

Во-вторых, в региональных нормативных правовых актах антикоррупционного планирования (антикоррупционных программах и планах противодействия коррупции) не в полной отражаются возможности применения всех сил и средств по его осуществлению. В них не закреплены показатели эффективности антикоррупционного просвещения в субъектах Российской Федерации в связи с этим становится минимальным возможность контроль за исполнением его применения.

В-третьих, в субъектах Российской Федерации отсутствует правовое закрепление механизма государственного контроля за исполнением функции антикоррупционного просвещения в органах местного самоуправления.

В-четвертых, не в полном объеме выполнены положения Программы по антикоррупционному просвещению на 2014 - 2016 годы устранение выявленных очевидных недостатков не возможно без продления сроков исполнения на более длительный период с внесением в неё необходимых изменений и дополнений или принятие новой.

В целях повышения эффективности антикоррупционного просвещения как средства противодействия коррупции в ближайшей перспективе необходимо осуществление ряда организационно-правовых мер.

Во-первых, Правительству Российской Федерации продлить срок действия Программы по антикоррупционному просвещению на 2014 - 2016 годы до 2020 года с внесением в неё необходимых изменений и дополнений.

Во-вторых, высшим должностным лицам органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

а) принять нормативные правовые акты по организации и осуществлению антикоррупционного просвещения в субъекте Российской Федерации, в которых закрепить порядок организации и осуществления антикоррупционного просвещения и показатели его эффективности, а также механизмы государственного и общественного контроля за качеством его исполнения;

б) обеспечивать обсуждение результатов реализации в субъекте Российской Федерации Программы по антикоррупционному просвещению на 2014 - 2016 годы на заседании Комиссии по координации работы по противодействию коррупции;

в) в ежегодных отчетах (докладах) о состоянии коррупции и мерах противодействия ей в субъектах Российской Федерации предусмотреть самостоятельный раздел об эффективности реализации мер антикоррупционного просвещения с перечнем достигнутых результатов.

В-третьих, научно-исследовательским и образовательным учреждениям высшего образования осуществлять качественное научно-методическое сопровождение вопросов организации и обеспечения антикоррупционного просвещения, в том числе разработать методические рекомендации по организации и осуществлению антикоррупционного просвещения в органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления.

References
1. Akunchenko E.A., Damm I.A. Organizatsiya antikorruptsionnogo prosveshcheniya molodykh izbiratelei: opyt izbiratel'noi komissii Krasnoyarskogo kraya. – Krasnoyarsk, 2015.
2. Belyi Yu.V. Metodika antikorruptsionnogo prosveshcheniya v ramkakh prepodavaniya kursa pravovykh distsiplin v vysshem uchebnom zavedenii //Rol' sovremennogo universiteta v tekhnicheskoi i kadrovoi modernizatsii rossiiskoi ekonomiki: sbornik trudov IKh Mezhdunarodnoi nauchno-metodicheskoi konferentsii. – Kostroma, 2015. – S.140-141.
3. Gadzhiev S.M., Ivanov V.F. Antikorruptsionnoe prosveshchenie – vazhnaya sostavlyayushchaya preduprezhdeniya korruptsii // Vestnik Akademii prava i upravleniya. – 2015. – №40. – S.24-29.
4. Gamraev Yu.P. Realizatsiya praktiko-orientirovannogo podkhoda v antikorruptsionnom prosveshchenii // Problemy i perspektivy razvitiya gosudarstva i prava v XXI veke: Materialy VI mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, posvyashchennoi 10-letiyu Yuridicheskogo fakul'teta / Pod red. I.A. Sharaldaevoi. – Ulan-Ude, 2015. – S.136-141.
5. Garmaev Yu.P., Falileev V.A. Realizatsiya mer antikorruptsionnogo prosveshcheniya organami prokuratury vo vzaimodeistvii s yuridicheskimi vuzami // Gosudarstvennaya vlast' i mestnoe samoupravlenie. – 2015. – №1. – S. 11-15.
6. Zhukova A.S. Osobennosti zakonodatel'nogo obespecheniya protivodeistviya korruptsii v sub''ektakh RF (na primere Zabaikal'skogo kraya, Respubliki Buryatiya, Irkutskoi oblasti) // Gosudarstvennaya vlast' i mestnoe samoupravlenie. – 2013. – № 10. – S.34-37.
7. Zemlin A.I. O novatsiyakh i deformatsiyakh antikorruptsionnogo prosveshcheniya i vospitaniya v sovremennoi Rossii // Protivodeistvie terrorizmu. Problemy XXI veka. – COUNTER-TERRORISM. – 2014. – №2. – S.47-53.
8. Isaeva G. Natsional'nyi plan protivodeistviya korruptsii i ego realizatsiya v Kostromskoi oblasti // Nauchnye osnovy protivodeistviya korruptsii: sbornik dokladov studentov na VII Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii (Kostroma, 11 dekabrya 2009 g.). – Kostroma, 2010. – S.46-49.
9. Kabanov P.A. Antikorruptsionnoe informirovanie kak forma antikorruptsionnogo prosveshcheniya: Ponyatie i soderzhanie // Monitoring pravoprimeneniya. – 2015. – №2. – S.40-46.
10. Kabanov P.A. Antikorruptsionnoe konsul'tirovanie kak pravovaya kategoriya i ee soderzhanie // Sledovatel'. – 2015. – №8. – S.14-20.
11. Kabanov P.A. Antikorruptsionnoe konsul'tirovanie kak raznovidnost' antikorruptsionnogo prosveshcheniya: ponyatie i soderzhanie // Administrativnoe i munitsipal'noe pravo. – 2015. – №6. – S.634-642;
12. Kabanov P.A. Antikorruptsionnoe prosveshchenie kak sredstvo protivodeistviya korruptsii: ponyatie i soderzhanie // Aktual'nye problemy ekonomiki i prava. – 2014. – №4. – S.42-51.
13. Kabanov P.A. O sootnoshenii antikorruptsionnogo obrazovaniya i antikorruptsionnogo prosveshcheniya kak vidov antikorruptsionnoi deyatel'nosti // Administrativnoe i munitsipal'noe pravo. – 2015. – № 9. – S.978-985.
14. Kabanov P.A. Otsenka effektivnosti antikorruptsionnogo prosveshcheniya kak sredstva profilaktiki korruptsii: ot edinichnykh pokazatelei k ikh sisteme monitoringa // Sledovatel'. – 2015. – №7. – S.22-30.
15. Kabanov P.A. Ponyatie i soderzhanie antikorruptsionnogo prosveshcheniya kak sredstva profilaktiki korruptsii // Yuridicheskie issledovaniya. – 2015. – № 2. – S.12-27.
16. Kabanov P.A. Sistema kolichestvennykh pokazatelei rezul'tativnosti antikorruptsionnogo prosveshcheniya kak instrumenta protivodeistviya korruptsii: pravovoe regulirovanie i klassifikatsiya //Administrativnoe i munitsipal'noe pravo. – 2015. – № 8. – S.853-864.
17. Kiseleva A.S. Korruptsiya v sfere zdravookhraneniya i protivodeistvie ei (na primere Smolenskoi oblasti) // Organizovannaya prestupnost' i korruptsiya: rezul'taty kriminologo-sotsiologicheskikh issledovanii. Vyp. 6. – Saratov, 2011. – S.220-225.
18. Kochoi M.V. O protivodeistvii korruptsii v Kirovskoi oblasti // Pravo i praktika. Nauchnye trudy Kirovskogo instituta Moskovskoi gosudarstvennoi yuridicheskoi akademii. – 2010. – № 7. – S.51-54.
19. Kramorova M.V. O protivodeistvii korruptsii v tamozhennykh organakh putem sovershenstvovaniya organizatsionnykh osnov antikorruptsionnogo prosveshcheniya //Nauka i obrazovanie: khozyaistvo i ekonomika; predprinimatel'stvo; pravo i upravlenie. – 2015. – № 11 (66). – S.120-124.
20. Kurikov V.M. Opyt realizatsii zakonodatel'stva po antikorruptsionnomu prosveshcheniyu grazhdan Dumoi Khanty-Mansiiskogo avtonomnogo okruga – Yugry // Formirovanie antikorruptsionnogo povedeniya sredi molodezhi: sbornik materialov konferentsii. – Khanty-Mansiisk, 2015. – S.85-99.
21. Luchnikova O.A. Regional'nyi opyt protivodeistviya korruptsii (na materialakh tyumenskoi oblasti) // Akademicheskii vestnik TGAMEUP. –2012. – № 1 (19). – S.184-188.
22. Makarov A.V. Osobennosti zakonodatel'nogo protivodeistviya korruptsii v sub''ektakh Rossiiskoi Federatsii (na primere sub''ektov RF-Zabaikal'skogo kraya, Respubliki Buryatiya, Irkutskoi oblasti) // Gosudarstvennaya vlast' i mestnoe samoupravlenie. – 2012. – №10. – S.14-17.
23. Makarov V.A. Korruptsiya v ryadakh sotrudnikov pravookhranitel'nykh organov i protivodeistvie ei na regional'nom urovne (na primere Kemerovskoi oblasti) // Organizovannaya prestupnost' i korruptsiya: rezul'taty kriminologo-sotsiologicheskikh issledovanii. Vyp. 6. – Saratov, 2011. – S.199-202.
24. Marzoeva I.O. Antikorruptsionnoe prosveshchenie i antikorruptsionnoe obrazovanie kak mery protivodeistviya korruptsii // Dialektika protivodeistviya korruptsii: Materialy V Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem. – Kazan', 2015. – S.100-102.
25. O gosudarstvennoi Programme Kurganskoi oblasti "Protivodeistvie korruptsii v Kurganskoi oblasti" na 2014-2018 gody: postanovlenie Pravitel'stva Kurganskoi oblasti ot 14.10.2013 №486 (v red. ot 14.07.2015 №211) // Novyi mir. – 2013. – 15 noyabrya.
26. O dopolnitel'nykh merakh po protivodeistviyu korruptsii v Sankt-Peterburge: zakon Sankt-Peterburga ot 14.11.2008 №674-122 (v red. ot 09.06.2016 № 335-57) // Vestnik Zakonodatel'nogo Sobraniya Sankt-Peterburga. – 2008. – №39.
27. O komitete Pravitel'stva Novgorodskoi oblasti po profilaktike korruptsionnykh i inykh pravonarushenii: ukaz Gubernatora Novgorodskoi oblasti ot 08.06.2016 №202 // Novgorodskie vedomosti. – 2016. – 10 iyunya.
28. O Kompleksnoi programme "Profilaktika korruptsii" na 2014-2016 gody: rasporyazhenie Glavy Respubliki Adygeya ot 15.07.2013 №127-rg (v red. ot 27.05.2016 №80-rg) // Sobranie zakonodatel'stva Respubliki Adygeya. – 2013. – №7.
29. O merakh po protivodeistviyu korruptsii v Yaroslavskoi oblasti: zakon Yaroslavskoi oblasti ot 09.07.2009 №40-z (v red. ot 04.04.2016 №13-z)// Gubernskie vesti. – 2009. – 13 iyulya.
30. O merakh po profilaktike korruptsii v Novosibirskoi oblasti: zakon Novosibirskoi oblasti ot 27.04.2010 №486-OZ (v red. ot 02.07.2014 №461-OZ) // Sovetskaya Sibir'. – 2010. – 30 aprelya.
31. O merakh po sovershenstvovaniyu organizatsii deyatel'nosti v oblasti protivodeistviya korruptsii: ukaz Prezidenta Rossiiskoi Federatsii ot 15 iyulya 2015 goda №364 // Sobranie zakonodatel'stva RF. – 2015. – №29 (chast' II). – St.4477.
32. O Plane protivodeistviya korruptsii v Respublike Tyva na 2016-2017 gody: ukaz Glavy Respubliki Tyva ot 25.05.2016 №61.
33. O preduprezhdenii korruptsii v Lipetskoi oblasti: zakon Lipetskoi oblasti ot 07.10.2008 №193-OZ (v red. ot 15.12.2015 №477-OZ) // Lipetskaya gazeta. – 2008. – 17 oktyabrya.
34. O protivodeistvii i profilaktike korruptsii v Ryazanskoi oblasti: zakon Ryazanskoi oblasti ot 15.07.2010 №70-OZ (v red. ot 22.04.2014 №21-OZ) // Ryazanskie vedomosti. – 2010. – 20 iyulya.
35. O protivodeistvii korruptsii v Arkhangel'skoi oblasti: zakon Arkhangel'skoi oblasti ot 26 noyabrya 2008 goda №626-31-OZ (v red. ot 17.10.2013 №13-2-OZ) //Volna. – 2008. – 9 dekabrya.
36. O protivodeistvii korruptsii v Belgorodskoi oblasti: zakon Belgorodskoi oblasti ot 07.05.2010 №338 (v red. ot 06.06.2016 №82) // Belgorodskie izvestiya. – 2010. – 28 maya.
37. O protivodeistvii korruptsii v Kaliningradskoi oblasti: zakon Kaliningradskoi oblasti ot 10.03.2009 №332 (v red. ot 13.12.2010 №520) // "Komsomol'skaya pravda" v Kaliningrade. – 2009. – 13 marta.
38. O protivodeistvii korruptsii v Kostromskoi oblasti: zakon Kostromskoi oblasti ot 10.03.2009 №450-4-ZKO (v red. ot 21.03.2016 № 80-6-ZKO) // SP – normativnye dokumenty. – 2009. – №9.
39. O protivodeistvii korruptsii v Krasnoyarskom krae: zakon Krasnoyarskogo kraya ot 07.07.2009 №8-3610 (v red. ot 21.04.2016 № 10-4437) // Vedomosti vysshikh organov gosudarstvennoi vlasti Krasnoyarskogo kraya. – 2009. – №37(333).
40. O protivodeistvii korruptsii v Permskom krae: zakon Permskogo kraya ot 30 dekabrya 2008 goda №382-PK (v red. ot 22.12.2014 №429-PK) // Sobranie zakonodatel'stva Permskogo kraya. – 2009. – №2. (II chast').
41. O protivodeistvii korruptsii v Respublike Dagestan: zakon Respubliki Dagestan ot 7 aprelya 2009 goda №21 (v red. ot 30.12.2013 №106) // Sobranie zakonodatel'stva Respubliki Dagestan. – 2009. – №7. – St. 275.
42. O protivodeistvii korruptsii v Respublike Kalmykiya: zakon Respubliki Kalmykiya ot 27.06.2008 №18-IV-Z (v red. ot 20.11.2015 № 156-V-Z) // Khal'mg unn. – 2008. – 1 iyulya.
43. O protivodeistvii korruptsii v Tambovskoi oblasti: zakon Tambovskoi oblasti ot 4 iyunya 2007 goda №205-Z (v red. ot 09.03.2016 №638-Z) // Tambovskaya zhizn'. – 2007. – 8 iyunya.
44. O protivodeistvii korruptsii v Tomskoi oblasti: zakon Tomskoi oblasti ot 7 iyulya 2009 goda №110-OZ (v red. ot 13.04.2016 №27-OZ) // Tomskie novosti. – 2009. – 16 iyulya.
45. O protivodeistvii korruptsii v Ul'yanovskoi oblasti: zakon Ul'yanovskoi oblasti ot 20 iyulya 2012 goda №89-ZO (v red. ot 09.03.2016 №16-ZO) // Ul'yanovskaya pravda. – 2012. – 24 iyulya.
46. O protivodeistvii korruptsii: zakon Respubliki Kareliya ot 23.07.2008 №1227-ZRK (v red. ot 03.03.2010 № 1372-ZRK) // Kareliya. – 2008. – 5 avgusta.
47. O protivodeistvii korruptsii: zakon Chuvashskoi Respubliki ot 4 iyunya 2007 goda №14 (v red. ot 22.11.2013 №83) //Sobranie zakonodatel'stva Chuvashskoi Respubliki. – 2007. – №5. – St.253.
48. O profilaktike korruptsii v Evreiskoi avtonomnoi oblasti: Zakon Evreiskoi avtonomnoi oblasti ot 25.02.2009 №526-OZ (v red. ot 25.11.2015 №821-OZ) // Birobidzhaner shtern. – 2009. – 5 marta.
49. O sozdanii departamenta po profilaktike korruptsionnykh i inykh pravonarushenii Primorskogo kraya i ob utverzhdenii Polozheniya o departamente po profilaktike korruptsionnykh i inykh pravonarushenii Primorskogo kraya: postanovlenie Administratsii Primorskogo kraya ot 06.11.2015 №426-pa (v red. ot 07.12.2015 №472-pa) // Primorskaya gazeta. – 2015. – 13 noyabrya.
50. O tipovom polozhenii o podrazdelenii po profilaktike korruptsionnykh i inykh pravonarushenii kadrovoi sluzhby gosudarstvennogo organa Respubliki Severnaya Osetiya-Alaniya: rasporyazhenie Glavy Respubliki Severnaya Osetiya-Alaniya ot 11.09.2012 №163-rg.
51. Ob organe munitsipal'nogo obrazovaniya munitsipal'nyi raion "Yukhnovskii raion" po profilaktike korruptsionnykh i inykh pravonarushenii: reshenie Raionnogo Sobraniya predstavitelei MO "Yukhnovskii raion" Kaluzhskoi oblasti ot 11.02.2016 №43 // Yukhnovskie vesti. – 2016. – 1 marta.
52. Ob organizatsii raboty "pryamoi linii" po voprosam antikorruptsionnogo prosveshcheniya grazhdan v Administratsii Miasskogo gorodskogo okruga: rasporyazhenie administratsii Miasskogo gorodskogo okruga Chelyabinskoi oblasti ot 16.11.2015 №310-r.
53. Ob organizatsii raboty "Pryamoi linii" s grazhdanami po voprosam antikorruptsionnogo prosveshcheniya, otnesennym k sfere deyatel'nosti administratsii Amurskogo munitsipal'nogo raiona: rasporyazhenie Administratsii Amurskogo munitsipal'nogo raiona Khabarovskogo kraya ot 08.06.2015 №98.
54. Ob organizatsii raboty po provedeniyu "pryamykh linii" s grazhdanami po voprosam antikorruptsionnogo prosveshcheniya: prikaz Minprirody Kabardino-Balkarskoi Respubliki ot 29.10.2014 №176/OD.
55. Ob otchete administratsii Tambovskoi oblasti o realizatsii mer, napravlennykh na povyshenie effektivnosti protivodeistviya korruptsii, za 2014 god: postanovlenie Tambovskoi oblastnoi Dumy ot 27.02.2015 №1397.
56. Ob Upravlenii Glavy Respubliki Adygeya po profilaktike korruptsionnykh i inykh pravonarushenii: ukaz Glavy Respubliki Adygeya ot 30.09.2015 №142 // Sobranie Zakonodatel'stva Respubliki Adygeya. – 2015. – №9.
57. Ob utverzhdenii Doklada o protivodeistvii korruptsii v Volgogradskoi oblasti v 2009 godu: postanovlenie Administratsii Volgogradskoi oblasti ot 28.06.2010 №295-p.
58. Ob utverzhdenii itogovogo otcheta o realizatsii dolgosrochnoi tselevoi programmy Moskovskoi oblasti "Protivodeistvie korruptsii v Moskovskoi oblasti na 2009-2011 gody": postanovlenie Pravitel'stva Moskovskoi oblasti ot 31.07.2012 №954/27 // Informatsionnyi vestnik Pravitel'stva Moskovskoi oblasti. – 2012. – №10.
59. Ob utverzhdenii oblastnoi programmy "Protivodeistvie korruptsii v Ul'yanovskoi oblasti" na 2016-2018 gody: postanovlenie Pravitel'stva Ul'yanovskoi oblasti ot 14.03.2016 №5/92-P // Ul'yanovskaya pravda. – 2016. – 17 marta.
60. Ob utverzhdenii oblastnoi tselevoi programmy "Protivodeistvie korruptsii v Yaroslavskoi oblasti" na 2016 i 2017 gody: postanovlenie Pravitel'stva Yaroslavskoi oblasti ot 04.12.2015 №1307-p (v red. ot 26.05.2016 №607-p) // Dokument-Region. – 2015. – 11 dekabrya.
61. Ob utverzhdenii otcheta o realizatsii Oblastnoi dolgosrochnoi tselevoi programmy "Protivodeistvie korruptsii v Rostovskoi oblasti" na 2010-2014 gody za 2013 god": postanovlenie Pravitel'stva Rostovskoi oblasti ot 15.05.2014 N 365 // Sobranie pravovykh aktov Rostovskoi oblasti. – 2014. – №5 (chast' I). – St. 848.
62. Ob utverzhdenii Plana meropriyatii ministerstva obrazovaniya i molodezhnoi politiki Stavropol'skogo kraya po protivodeistviyu korruptsii i antikorruptsionnomu prosveshcheniyu na 2016 god: prikaz minobrazovaniya Stavropol'skogo kraya ot 28.12.2015 №1802-pr.
63. Ob utverzhdenii Plana meropriyatii organov gosudarstvennoi vlasti Sverdlovskoi oblasti po protivodeistviyu korruptsii na 2016-2017 gody: rasporyazhenie Gubernatora Sverdlovskoi oblasti ot 18.04.2016 № 95-RG (v red. ot 31.05.2016 №150-rg) // Ofitsial'nyi internet-portal pravovoi informatsii Sverdlovskoi oblasti http://www.pravo.gov66.ru, 20.04.2016.
64. Ob utverzhdenii Plana meropriyatii po antikorruptsionnomu prosveshcheniyu v Respublike Krym na 2015-2016 gody: rasporyazhenie Soveta ministrov Respubliki Krym ot 26.12.2014 №1584-r.
65. Ob utverzhdenii Plana meropriyatii po protivodeistviyu korruptsii v organakh ispolnitel'noi gosudarstvennoi vlasti Orlovskoi oblasti na vtoroe polugodie 2016 goda i 2017 god: rasporyazhenie Pravitel'stva Orlovskoi oblasti ot 26.05.2016 №230-r // Gosudarstvennaya spetsializirovannaya informatsionnaya sistema "Portal Orlovskoi oblasti-publichnyi informatsionnyi tsentr" http://orel-region.ru, 30.05.2016.
66. Ob utverzhdenii plana meropriyatii po protivodeistviyu korruptsii v Respublike Krym na 2016-2017 gody: ukaz Glavy Respubliki Krym ot 26.11.2015 №364-U // Ofitsial'nyi sait Pravitel'stva Respubliki Krym http://rk.gov.ru, 26.11.2015.
67. Ob utverzhdenii Plana meropriyatii po protivodeistviyu korruptsii v Respublike Kalmykiya na 2016 god: rasporyazhenie Glavy Respubliki Kalmykiya ot 23.03.2016 №57-rg (v red. ot 09.06.2016 №120-rg) // Khal'mg unn. – 2016. – 30 marta.
68. Ob utverzhdenii Plana meropriyatii po protivodeistviyu korruptsii na territorii Respubliki Kareliya na 2014-2016 gody: rasporyazhenie Glavy Respubliki Kareliya ot 13.05.2014 №153-r (v red. ot 15.01.2016) // Sobranie zakonodatel'stva Respubliki Kareliya. – 2014. – №5. – St.760.
69. Ob utverzhdenii Plana protivodeistviya korruptsii v Administratsii Gubernatora Moskovskoi oblasti na 2016 god: rasporyazhenie Administratsii Gubernatora Moskovskoi oblasti ot 25.12.2015 №171-RAG (v red. ot 20.05.2016 №191-RAG).
70. Ob utverzhdenii plana protivodeistviya korruptsii v Arkhangel'skoi oblasti na 2016-2017 gody: ukaz Gubernatora Arkhangel'skoi oblasti ot 05.05.2016 №46-u // Ofitsial'nyi internet-portal pravovoi informatsii http://www.pravo.gov.ru, 12.05.2016.
71. Ob utverzhdenii Plana protivodeistviya korruptsii v organakh ispolnitel'noi vlasti Omskoi oblasti na 2016-2017 gody: ukaz Gubernatora Omskoi oblasti ot 25.02.2016 № 41 (v red. ot 31.05.2016 №93) // Omskii vestnik. – 2016. – 4 marta.
72. Ob utverzhdenii Plana raboty po antikorruptsionnomu prosveshcheniyu gosudarstvennykh grazhdanskikh sluzhashchikh Ministerstva promyshlennosti i torgovli Kabardino-Balkarskoi Respubliki na 2014-2016 gody: prikaz Minpromtorga Kabardino-Balkarskoi Respubliki ot 14.07.2014 №81.
73. Ob utverzhdenii Polozheniya o podrazdelenii administratsii Vilyuchinskogo gorodskogo okruga po profilaktike korruptsionnykh i inykh pravonarushenii: postanovlenie Administratsii Vilyuchinskogo gorodskogo okruga Kamchatskogo kraya ot 20.01.2016 №31 // Vilyuchinskaya gazeta. – 2016. – 26 yanvarya.
74. Ob utverzhdenii Polozheniya o podrazdelenii Administratsii Soletskogo munitsipal'nogo raiona po profilaktike korruptsionnykh i inykh pravonarushenii: postanovlenie Administratsii Soletskogo munitsipal'nogo raiona Novgorodskoi oblasti ot 11.09.2015 №1294 // Byulleten' «Soletskii vestnik». – 2015. – 29 sentyabrya.
75. Ob utverzhdenii Polozheniya o podrazdelenii po profilaktike korruptsionnykh i inykh pravonarushenii v administratsii goroda Svobodnogo: postanovlenie Administratsii goroda Svobodnogo ot 28.10.2014 №1868.
76. Ob utverzhdenii Polozheniya o podrazdelenii po profilaktike korruptsionnykh i inykh pravonarushenii: postanovlenie Glavy Odesskogo munitsipal'nogo raiona Omskoi oblasti ot 29.10.2015 №492.
77. Ob utverzhdenii Polozheniya o poryadke organizatsii "Pryamoi linii" s grazhdanami po voprosam antikorruptsionnogo prosveshcheniya: prikaz ministerstva imushchestvennykh otnoshenii Irkutskoi oblasti ot 29.10.2015 №65-mpr // Oblastnaya. – 2015. – 4 dekabrya.
78. Ob utverzhdenii polozheniya ob organizatsii i poryadke provedeniya "pryamoi linii" s grazhdanami po voprosam antikorruptsionnogo prosveshcheniya, otnesennym k sfere deyatel'nosti administratsii Izobil'nenskogo munitsipal'nogo raiona Stavropol'skogo kraya: postanovlenie administratsii Izobil'nenskogo munitsipal'nogo raiona Stavropol'skogo kraya ot 13.03.2015 №485 // Izobil'nenskii munitsipal'nyi vestnik. – 2015. – 25 marta.
79. Ob utverzhdenii Polozheniya ob otdele po profilaktike korruptsionnykh pravonarushenii apparata Pravitel'stva Stavropol'skogo kraya: postanovlenie Gubernatora Stavropol'skogo kraya ot 11.10.2015 №556 (v red. ot 20.06.2016 №300) // Ofitsial'nyi internet-portal pravovoi informatsii Stavropol'skogo kraya www.pravo.stavregion.ru, 19.10.2015.
80. Ob utverzhdenii Polozheniya ob upravlenii Glavy Respubliki Marii El po profilaktike korruptsionnykh i inykh pravonarushenii: ukaz Glavy Respubliki Marii El ot 15.10.2015 №287 // Ofitsial'nyi internet-portal Respubliki Marii El http://www.portal.mari.ru, 19.10.2015.
81. Ob utverzhdenii Polozheniya ob upravlenii po profilaktike korruptsionnykh i inykh pravonarushenii pravitel'stva Voronezhskoi oblasti: ukaz Gubernatora Voronezhskoi oblasti ot 25.04.2016 №137-u // Informatsionnaya sistema "Portal Voronezhskoi oblasti v seti Internet" http://www.govvrn.ru, 25.04.2016.
82. Ob utverzhdenii Polozheniya ob Upravlenii pri Glave Respubliki Sakha (Yakutiya) po profilaktike korruptsionnykh i inykh pravonarushenii: ukaz Glavy Respubliki Sakha (Yakutiya) ot 07.04.2016 №1074 // Yakutskie vedomosti. – 2016. – 12 aprelya.
83. Ob utverzhdenii Poryadka provedeniya "pryamykh linii" s grazhdanami po voprosam antikorruptsionnogo prosveshcheniya i protivodeistviya korruptsii v Ministerstve kul'tury Respubliki Altai: prikaz Minkul'tury Respubliki Altai ot 16.12.2015 № 333-p //Ofitsial'nyi portal Respubliki Altai http://www.altai-republic.ru, 22.12.2015.
84. Ob utverzhdenii Poryadka provedeniya "pryamykh linii" s grazhdanami po voprosam antikorruptsionnogo prosveshcheniya, otnesennym k sfere deyatel'nosti ministerstva obrazovaniya Krasnoyarskogo kraya: prikaz ministerstva obrazovaniya Krasnoyarskogo kraya ot 25.05.2015 №22-11-04 // Nash Krasnoyarskii krai. – 2015. – 10 iyunya.
85. Ob utverzhdenii Poryadka provedeniya v Administratsii goroda Gorno-Altaiska "pryamoi linii" s grazhdanami po voprosam antikorruptsionnogo prosveshcheniya i protivodeistviya korruptsii: rasporyazhenie Administratsii goroda Gorno-Altaiska Respubliki Altai ot 04.12.2015 №1915-r // Ofitsial'nyi portal munitsipal'nogo obrazovaniya "Gorod Gorno-Altaisk" http://www.gornoaltaysk.ru, 10.12.2015.
86. Ob utverzhdenii programmy "Antikorruptsionnoe prosveshchenie v Novosibirskoi oblasti na 2015-2016 gody": postanovlenie Pravitel'stva Novosibirskoi oblasti ot 28.01.2015 №26-p // Sovetskaya Sibir'. – 2015. – 21 fevralya.
87. Ob utverzhdenii Programmy po antikorruptsionnomu prosveshcheniyu v Respublike Dagestan na 2014-2016 gody: rasporyazhenie Pravitel'stva Respubliki Dagestan ot 21.08.2014 №263-r // Sobranie zakonodatel'stva Respubliki Dagestan. – 2014. – №16. – St. 942.
88. Ob utverzhdenii Programmy po antikorruptsionnomu prosveshcheniyu v Chuvashskoi Respublike na 2016-2017 gody: rasporyazhenie Kabineta Ministrov Chuvashskoi Respubliki ot 18.12.2015 №831-r // Sobranie zakonodatel'stva Chuvashskoi Respubliki. – 2016. – №12. chast' 3. – St. 1590.
89. Ob utverzhdenii Programmy po antikorruptsionnomu prosveshcheniyu na 2014-2016 gody: rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 14 maya 2014 goda №816-r // Sobranie zakonodatel'stva RF. – 2014. – №21. – St. 2721.
90. Ob utverzhdenii Programmy protivodeistviya korruptsii v Volgogradskoi oblasti na 2016-2018 gody: postanovlenie Gubernatora Volgogradskoi oblasti ot 28.10.2015 №965 (v red. ot 27.05.2016 №362) // Volgogradskaya pravda. – 2015. – 5 noyabrya.
91. Ob utverzhdenii Programmy protivodeistviya korruptsii v Irkutskoi oblasti na 2014-2016 gody: rasporyazhenie Pravitel'stva Irkutskoi oblasti ot 30.05.2014 №428-rp (v red. ot 27.05.2016 №248-rp) // Oblastnaya. – 2014. – 27 iyunya.
92. Ob utverzhdenii Programmy protivodeistviya korruptsii v Primorskom krae na 2016-2018 gody: postanovlenie Administratsii Primorskogo kraya ot 27.05.2016 №228-pa // Primorskaya gazeta. – 2016. – 3 iyunya.
93. Ob utverzhdenii programmy protivodeistviya korruptsii v Stavropol'skom krae na 2016 god: postanovlenie Pravitel'stva Stavropol'skogo kraya ot 20.02.2016 №68-p (v red. ot 31.05.2016 №208-p).
94. Ob utverzhdenii regional'noi programmy "Protivodeistvie korruptsii v Respublike Komi (2016-2020 gody)": postanovlenie Pravitel'stva Respubliki Komi ot 27.05.2016 №268 // Vedomosti normativnykh aktov organov gosudarstvennoi vlasti Respubliki Komi. – 2016. – №11. – St.136.
95. Ob utverzhdenii Tipovogo polozheniya o podrazdelenii kadrovoi sluzhby gosudarstvennogo organa Saratovskoi oblasti po profilaktike korruptsionnykh i inykh pravonarushenii: postanovlenie Gubernatora Saratovskoi oblasti ot 04.10.2010 № 220 (v red. ot 29.06.2015 №263) // Sobranie zakonodatel'stva Saratovskoi oblasti. – 2010. – №28.
96. Plokhov S.V. Protivodeistvie korruptsii v sotsial'noi sfere: regional'naya spetsifika (na primere Volgogradskoi i Saratovskoi oblastei) // Organizovannaya prestupnost' i korruptsiya: rezul'taty kriminologo-sotsiologicheskikh issledovanii. Vyp. 6. – Saratov, 2011. – S.210-219.
97. Pulyaevskaya N.I. Problemy soblyudeniya zakonodatel'stva o protivodeistvii korruptsii v ispolnitel'nykh organakh gosudarstvennoi vlasti Irkutskoi oblasti // Problemy organizatsii organov gosudarstvennoi vlasti i mestnogo samoupravleniya: istoriya, teoriya, praktika i perspektivy: sbornik nauchnykh trudov. – Irkutsk, 2014. – S.171-178.
98. Slyusareva T.G. Antikorruptsionnoe prosveshchenie kak effektivnoe napravlenie v bor'be s korruptsiei // Nauchnyi vestnik Gosudarstvennogo avtonomnogo obrazovatel'nogo uchrezhdeniya vysshego professional'nogo obrazovaniya "Nevinnomysskii gosudarstvennyi gumanitarno-tekhnicheskii institut". – 2015. – № 4. – S.18-22.
99. Truntsevskii Yu.V. Organizatsiya antikorruptsionnogo prosveshcheniya kak odno iz napravlenii pravookhranitel'noi deyatel'nosti po profilaktike korruptsii // Yuridicheskoe obrazovanie i nauka. – 2015. – №3. – S.36-38.
100. Truntsevskii Yu.V., Azimov N.B. Organizatsiya antikorruptsionnogo prosveshcheniya kak odno iz napravlenii pravookhranitel'noi deyatel'nosti po profilaktike korruptsii: zarubezhnyi opyt // Vestnik Tadzhikskogo natsional'nogo universiteta. – 2014. – № 3-9 (154). – S.47-50.
101. Khairutdinova L.R. Antikorruptsionnoe konsul'tirovanie: ponyatie, vidy i soderzhanie // Politika, gosudarstvo i pravo. – 2015. – №6. – S.58-60.
102. Khairutdinova L.R. Antikorruptsionnoe prosveshchenie kak effektivnyi sposob protivodeistviya korruptsii // Dialektika protivodeistviya korruptsii: materialy IV Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, 3 dekabrya 2014 g. – Kazan', 2014. – S.188-191.
103. Khairutdinova L.R. Antikorruptsionnoe prosveshchenie: ponyatie, tseli i znachenie // Gumanitarnye nauchnye issledovaniya. – 2015. – №1-1 (41). – S.106-109.
104. Yusupov M.R. Antikorruptsionnoe prosveshchenie v Rossii – apologet pravovoi gramotnosti // Vertikal'naya vlast' federatsii. – 2015. – №2-3.-S.5.
105. Kabanov P.A. Antikorruptsionnaya agitatsiya kak
informatsionnoe sredstvo protivodeistviya
korruptsii: ponyatie i soderzhanie // Administrativnoe i munitsipal'noe pravo. - 2014. - 2. - C. 178 - 185. DOI: 10.7256/1999-2807.2014.2.10111.

106. Kabanov P.A. Ponyatie i soderzhanie
antikorruptsionnoi propagandy
kak pravovoi kategorii
v rossiiskom regional'nom
antikorruptsionnom zakonodatel'stve // Administrativnoe i munitsipal'noe pravo. - 2013. - 9. - C. 878 - 884. DOI: 10.7256/1999-2807.2013.9.9428.

107. Kabanov P.A. Antikorruptsionnaya propaganda kak instrument
protivodeistviya korruptsii v respublike Tatarstan:
voprosy povysheniya kachestva
pravovogo regulirovaniya // Pravo i politika. - 2013. - 9. - C. 1130 - 1138. DOI: 10.7256/1811-9018.2013.9.9466.

108. Kabanov P.A. Antikorruptsionnye funktsii podrazdelenii
kadrovykh sluzhb po profilaktike korruptsionnykh
i inykh pravonarushenii organov publichnoi
vlasti: ponyatie, soderzhanie, vid // Administrativnoe i munitsipal'noe pravo. - 2014. - 9. - C. 981 - 992. DOI: 10.7256/1999-2807.2014.9.12769.

109. V.N. Ageev Pravovye mekhanizmy proti vodeistviya korruptsii
v Rossiiskoi Federatsii: regional'nyi opyt
(na primere Respubliki Tatarstan) // Administrativnoe i munitsipal'noe pravo. - 2013. - 1. - C. 16 - 23. DOI: 10.7256/1999-2807.2013.01.4.

Link to this article

You can simply select and copy link from below text field.


Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.