Статья 'Некоторые вопросы организации предупредительной деятельности территориальных органов внутренних дел' - журнал 'Полицейская и следственная деятельность' - NotaBene.ru
по
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > About the Journal > Requirements for publication > Editorial collegium > Editorial board > Peer-review process > Policy of publication. Aims & Scope. > Article retraction > Ethics > Online First Pre-Publication > Copyright & Licensing Policy > Digital archiving policy > Open Access Policy > Article Processing Charge > Article Identification Policy > Plagiarism check policy
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Back to contents
Police and Investigative Activity
Reference:

Some Issues of Preventive Activities Arrangement by Internal Affairs Regional Bodies

Evseev Andrei Vasilevich

senior researcher at All-Russian Research Insitute of the Ministry of Internal Affairs of Russia

123995, Russia, Moscow, str. Povarskaya, 25

andrei.evseew@yandex.ru

DOI:

10.7256/2409-7810.2016.1.17721

Received:

25-01-2016


Published:

02-04-2016


Abstract: The subject of the research is the problems associated with arranging preventive activities by internal affairs regional bodies as well as criminological support of such activities. In his research Evseev proves that efficiency of preventive measures depends, first of all, on the adequacy of the criminological support of the managerial decision making process aimed at elimination of criminogenic threats to social order and security in the territory of the regional service of the Department of Russian Ministry of Internal Affairs. In his research article Evseev offers a definition of 'criminological support of crime prevention' and describes its purposes, objectives, optimal mechanism and main direction of efficiency perfection. The methodological basis of the research involves a universal dialectical and materialistic method of studying phenomena and processes of the reality from the point of view of interaction and interrelations between these phenomena. The scientific novelty of the research is caused by the fact that the author of the article views criminological support of activities performed by internal affairs regional bodies  as the matter under integrated research which allows to define the optimal mechanism and to develop criteria for such support in order to conduct crime preventive activities that would be adequate to the goals of social security and the criminogenic environment in the territory of the Department. 


Keywords:

crime prevention, criminological support, efficiency of prevention, adequacy of prevention, optimality of prevention, crime analysis, crime prognosis, mechanism of criminological support, managerial decision, criminogenic threats

This article written in Russian. You can find original text of the article here .

Современный этап развития нашего общества характеризуется значительными изменениями во всех сферах его жизнедеятельности. Возникновение новых политических и социально-экономических связей как внутри страны, так и за ее пределами привело к изменениям и криминальной сферы, ее количественных и качественных характеристик.

В то же время проводимая реформа МВД России, целью которой является повышение эффективности деятельности органов внутренних дел, ожидаемых результатов в полной мере еще не достигла [1]. Организационно-переходный период реформирования и существенное сокращение штатной численности органов внутренних дел на всех уровнях управления, наряду с положительными моментами, повлекли и ряд негативных последствий. В частности, ослабление деятельности, направленной на предупреждение преступлений территориальными органами внутренних дел, что не могло не сказаться на состоянии криминогенной обстановки на территориях оперативного обслуживания.

Ни для кого не является секретом, что успешная работа территориальных органов внутренних дел во многом зависит от организации деятельности по предупреждению преступлений, от того, насколько качественно обеспечена эта работа необходимыми ресурсами: правовыми, организационными, материально-техническими, финансовыми, кадровыми и др. Все они образуют систему предупреждения преступлений органами внутренних дел. И все они, так или иначе, объединяются одним общим критерием научной обоснованности. Без него ни один из обозначенных ресурсов (каждый в отдельности и вместе взятые) не будет способствовать достижению общей превентивной цели правоохранительной деятельности.

В то же время анализ современной превентивной правоохранительной практики свидетельствует о явном противоречии между достигнутыми за последние десятилетия криминологической наукой успехами в формировании системы научного знания об организации предупреждения преступлений, с одной стороны, и использованием этого знания в конкретной предупредительной деятельности органов внутренних дел, ‒ с другой.

Безусловно, это не могло не отразиться на организации предупредительной деятельности территориальных органов внутренних дел, которая в ряде подразделений осуществляется:

- без учета криминологических закономерностей территориальной преступности, определения ее приоритетов, местной криминогенной и антикриминогенной детерминации, криминологических свойств и качеств типичных нарушителей закона, а также потерпевших от преступлений и спокойствия населения;

- без криминологической оценки местных ресурсов предупреждения преступлений;

- без расчетов адекватности и оптимальности привлечения этих местных антикриминогенных ресурсов в повседневной предупредительной работе.

Необходимо понимать, что эффективность управленческих решений предупредительного характера зависит от того, насколько адекватно и оптимально в территориальных органах внутренних дел организована работа по наполнению полицейской практики криминологически обоснованной и значимой информацией. Иными словами, от адекватности криминологического обеспечения предупреждения преступлений органами внутренних дел существующим криминогенным угрозам на территории оперативного обслуживания.

Криминологическое обеспечение предупреждения преступлений территориальными органами МВД России представляет собой деятельность руководства, служб, подразделений и сотрудников, направленную на изучение и оценку: состояния, тенденций и закономерностей преступности; причин и условий совершения преступлений; закономерностей индивидуального преступного поведения, личности преступника и потерпевших от преступлений; приоритетных криминогенных угроз и состояния безопасности населения от совершения преступлений с целью определения прогнозов возможного развития криминальных ситуаций на обслуживаемой территории, способствующих выработке адекватных и оптимальных мер предупредительного характера и обеспечения безопасности населения. Самостоятельным аспектом (этапом) криминологического обеспечения предупреждения преступлений должна стать криминологическая оценка эффективности проводимых территориальным органом внутренних дел мероприятий, направленных на нормализацию криминогенной обстановки на обслуживаемой территории [2, с. 7].

В свою очередь, целями криминологического обеспечения предупреждения преступлений территориальными органами внутренних дел являются:

- определение криминогенных угроз общественному порядку и общественной безопасности на территории обслуживания (У)ОМВД, нейтрализация которых должна являться приоритетом предупредительной деятельности;

- выработка эффективных управленческих решений предупредительного характера, позволяющих успешно противодействовать криминогенным угрозам на территории оперативного обслуживания.

Исходя из отмеченных целей криминологического обеспечения полицейского контроля над преступностью определяются его основные задачи:

1) определение видов, объема, источников получения криминологической информации, ее носителей, сроков поступления и форм представления;

2) обеспечение сбора и хранения поступающей криминологической информации, своевременного ее поиска, выдачи и накопления;

3) оценка информации о состоянии преступности на обслуживаемой территории, ее тенденциях и закономерностях, причинах и условиях, результатах практической деятельности субъектов предупреждения преступлений по выполнению возложенных на них задач и условиях, в которых эти задачи решаются;

4) прогнозирование будущего состояния преступности и определение факторов, влияющих на его изменение;

5) выработка адекватных, оптимальных и эффективных мер предупреждения преступлений;

6) планирование мероприятий предупредительного характера;

7) исследование отдельных проблем противодействия преступности;

8) оценка эффективности проводимых мероприятий предупредительного характера;

9) методическое обеспечение предупредительной деятельности;

10) мониторинг целенаправленного и обоснованного использования криминологической информации в полицейской практике.

Отмеченное свидетельствует о том, что криминологическое обеспечение деятельности территориальных органов внутренних дел является важным элементом системы организации предупреждения преступлений, оптимальный механизм которого состоит из следующих этапов:

1) сбор криминологически значимой и обоснованной информации;

2) анализ состояния, тенденций и закономерностей преступности, причин и условий совершения преступлений, закономерностей индивидуального преступного поведения, личности преступника и потерпевших от преступлений;

3) подготовка прогнозов возможного развития криминальных ситуаций на обслуживаемой территории;

4) формулирование криминогенных угроз, нейтрализация которых должна являться приоритетом предупредительной деятельности (У)ОМВД России на районном уровне;

5) выработка адекватных мер предупреждения преступлений;

6) оценка эффективности проводимых мероприятий предупреждения преступлений.

В настоящее время основным субъектом предупреждения преступлений в структуре органов внутренних дел являются территориальные (У)ОМВД России на районном уровне.

Проведенные исследования [3] состояния организации криминологического обеспечения предупреждения преступлений территориальными органами внутренних дел на районном уровне показали, что сегодня процесс наполнения полицейской практики криминологически обоснованной и значимой информацией не полной мере соответствует существующим криминогенным угрозам по следующим основаниям:

1) используются не все источники криминологической информации;

2) имеющаяся криминологическая информация не доступна в повседневной полицейской практике для сотрудников, непосредственно выполняющих задачи по обеспечению общественного порядка и безопасности на обслуживаемой территории;

3) аналитические материалы, подготавливаемые руководителями структурных подразделений и штабами (У)ОМВД, не содержат всестороннего и глубокого анализа причин преступности и условий, ей способствующих, лиц, совершивших противоправные деяния, и жертв преступных посягательств, эффективности предпринимаемых мер предупредительной направленности;

4) прогнозы возможного развития криминологических ситуаций на обслуживаемой территории, как правило, не подтверждаются реальным состоянием криминологической обстановки;

5) регулярное наполнение повседневной полицейской деятельности органов внутренних дел новой научно-аналитической информацией криминологического характера осуществляется не во всех (У)ОМВД;

6) мероприятия планов работы, направленные на предупреждение правонарушений, носят общий характер и не являются индикаторами в определении адекватности предпринимаемых на обслуживаемой территории мер;

7) постоянный криминологический контроль (мониторинг) над целенаправленным и обоснованным использованием криминологической информации в полицейской практике не осуществляется;

8) сотрудники информационно-аналитических подразделений ряда (У)ОМВД не обладают необходимыми знаниями как в определении источников криминологически значимой и обоснованной информации, так и в проведении глубоких и всесторонних анализов криминологической обстановки, позволяющих осуществлять подготовку прогнозов возможного развития криминологической ситуации на обслуживаемой территории.

В целях организации оптимального и адекватного криминологического обеспечения органов внутренних дел на районном уровне необходимо:

1) осуществлять сбор криминологической информации из всех имеющихся в настоящее время источников;

2) создавать информационные системы, позволяющие получать, перерабатывать, систематически пополнять и использовать в полицейской практике необходимую криминологическую информацию на всех уровнях управления, включая территориальные подразделения (У)ОМВД России, опорные пункты полиции, автомобили, а также использовать сотрудниками персонально;

3) совершенствовать аналитическое обеспечение предупреждения преступлений, в ходе которого основное внимание уделить:

- нормативному закреплению методов, технологии, структуры, объема и последовательности анализа и прогнозирования криминальной ситуации на территориях оперативного обслуживания;

- изучению и оценке общественного мнения населения, проживающего на обслуживаемой территории, причин и условий, способствующих совершению преступлений [4];

- оценке оперативно-служебной деятельности, эффективности использования сил и средств, задействованных в предупреждении преступлений, а также эффективности проводимых мероприятий.

4) на базе образовательных организаций МВД России организовать обучение инспекторского состава штабов органов внутренних дел;

5) организовать всестороннее и углубленное изучение опыта использования в полицейской практике зарубежных стран штатных криминологов с целью дальнейшего его использования в практической деятельности органов внутренних дел.

Критерием адекватности криминологического обеспечения территориальных органов внутренних дел на районном уровне является эффективность противодействия преступности на территории оперативного обслуживания, которая характеризуется оценками:

- состояния защищенности населения от криминогенных угроз;

- повышения уровня доверия населения к органам внутренних дел;

- состояния, уровня, динамики, структуры и характера преступности, отдельных ее видов и наиболее распространенных преступлений, совершенных на обслуживаемой территории;

- состояния преступности: несовершеннолетних, организованной, рецидивной, экономической, миграционной, в сфере бытовых отношений, в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ;

- латентной преступности;

- состояния криминогенных и антикриминогенных факторов, влияющих на общее состояние преступности и отдельные ее показатели;

- уровня преступной активности отдельных групп населения, в том числе: несовершеннолетних, лиц без постоянного места жительства и не имеющих постоянного источника доходов, женщин, лиц, ранее совершавших преступления и др.;

- виктимологических показателей преступности с определением статистических и социологических критериев;

- состояния правопорядка на улицах и в других общественных местах;

- состояния безопасности дорожного движения.

References
1. Sostoyanie prestupnosti za yanvar' – dekabr' 2014 g. – URL: https://mvd.ru/folder/101762/item/2994866/ (data obrashcheniya: 31.01.2015).
2. Evseev A.V. Kriminologicheskoe obespechenie preduprezhdeniya prestuplenii territorial'nymi organami MVD Rossii na raionnom urovne: lektsiya. – Domodedovo: VIPK MVD Rossii, 2015. – 35 s. – S. 7.
3. Kriminologicheskoe obespechenie predupreditel'noi deyatel'nosti organov vnutrennikh del v prigranichnykh regionakh evropeiskoi chasti Rossii (po materialam Smolenskoi oblasti): nauchno-analiticheskii obzor / ruk. avt. kol. dokt. yurid. nauk, professor S.Ya. Lebedev. – Moskva: Moskovskii universitet MVD Rossii, 2014. – 63 s.
4. Cherkasov R.V. O rezul'tatakh monitoringa obshchestvennogo mneniya ob urovne bezopasnosti lichnosti i deyatel'nosti politsii. – Sovetnik yurista, 2013. – № 4. S. 29.
Link to this article

You can simply select and copy link from below text field.


Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.