Статья 'Повышение конкурентоспособности постсоветских интегрированных национальных экономик' - журнал 'Вопросы безопасности' - NotaBene.ru
по
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > About the Journal > Requirements for publication > Editorial collegium > Peer-review process > Policy of publication. Aims & Scope. > Article retraction > Ethics > Online First Pre-Publication > Copyright & Licensing Policy > Digital archiving policy > Open Access Policy > Article Processing Charge > Article Identification Policy > Plagiarism check policy
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Back to contents
Security Issues
Reference:

Improving the competitiveness of post-Soviet integrated national economies

Abramov Valerii Leonidovich

Doctor of Economics

Professor, Chief Scientific Associate, Institute for the Research of International Economic Relations of Financial University under the Government of the Russian Federation

125993, Russia, g. Moscow, pr.Leningradskii, 49

valabr@yandex.ru
Lapenkova Natalya Vladimirovna

ORCID: 0000-0003-1644-4338

Junior Scientific Associate, Financial University under the Government of the Russian Federation (Financial University)

125167, Russia, Moscow, Leningradsky Ave., 49/2, office with a note – Institute of Economic Policy and Economic Security Problems

ms.nvla@mail.ru
Other publications by this author
 

 

DOI:

10.25136/2409-7543.2021.1.34474

Received:

30-11-2020


Published:

01-04-2021


Abstract: The subject of this research is the international competitiveness of post-Soviet national economies, within the framework of a new integration association in the post-Soviet space – the Eurasian Economic Union (EAEU). In the context of studying the competitiveness of the member-states of international regional integration associations, the authors analyze and conditionally divide the scientific and theoretical reserve of Russian and foreign scholars into several key vectors of research. The article formulates the approaches towards assessing the impact of integration processes upon the competitiveness of national economies of the EAEU member-states. For the analysis of competitiveness of the participant countries in the integration alliance, the authors applied the methodology of the Global Competitiveness Index of the World Economic Forum. The competitiveness of participant countries of the alliance was examined in accordance with the eight main criteria: the effectiveness of state institutions, infrastructure, the level of macroeconomic stability, development of financial markets, effectiveness of goods and services market, effectiveness of the job market, development of human capital, and assessment of innovation activity. The conclusion is made that all the countries participating in post-Soviet integration association indicate positive dynamics in their international competitiveness, although its level differs considerably. The approach towards assessing the impact of integration upon the competitiveness is formulated. It is noted that the achievement of higher level of competitiveness is impeded by macroeconomic instability of the national economies of post-Soviet space. Recommendations are given in the formation of their competitive advantages within the framework of the integration union.


Keywords:

Competitiveness, economic security, competitiveness of national economies, Eurasian Economic Union, EAEU, post-Soviet integration, integration processes, Global Competitiveness Index, assessment of the impact of integration, competitive advantages

This article written in Russian. You can find original text of the article here .

1. Введение.

В исследовании научной проблемы следует отметить научный и теоретический задел, сформированный в 80-х годах прошлого столетия научным коллективом Гарвардского университета во главе с признанным авторитетом в данной области М. Портером, в настоящее время утрачивающим свои научные позиции. Дальнейшее развитие теории конкурентоспособности и конкурентных преимуществ национальных экономик обусловлено приоритетным вниманием преимущественно зарубежных ученых. Значительный вклад в развитие этой теории внесли К. Фриман (1982), Р. Нельсон (1993), Б. Лундвалл (1992, 2004, 2007). Под эгидой международной Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) были реализованы проекты по количественной оценке конкурентоспособности: развитие науки, производственных отношений, особенностей трансферта технологий, оценки соотношения участников национальных инновационных систем.

В изучении конкурентоспособности государств - членов международных региональных интеграционных объединений условно можно выделить несколько основных направлений исследований. Первое из них направлено на рассмотрение региональной интеграции как фактора торговой либерализации и обеспечения большей международной конкурентоспособности за счет сокращения торговых пошлин и гармонизации. Достаточно большое количество научных работ посвящено оценке эффектов «создания» и «отклонения» торговли в различных региональных зонах свободной торговли (Я. Винер (1950), С. Гош, С. Ямарик (2004), Дж. Мусила (2005), Е. Орнелас (2005), П. Ллойд, Д. МакКларен (2004), С. Маги (2008) и др.)

Второе основное направление исследований связано с изучением процесса взаимодействия в научно-технологической сфере. Такие исследования, как правило, проводятся на примерах интеграционных группировок, уже создавших таможенный союз и идущих в направлении большей конвергенции (П. Дикен, (2005), П. Атукорала, Н. Ямашита (2006), Ф. Кимура (2006)). В российской научной литературе этому направлению посвящены работы Ю. Шишкова, Ю. Борко, направленные на изучение механизмов взаимодействия воспроизводственных процессов в различных интеграционных союзах мира и адаптации зарубежного опыта применительно к интеграционным группировкам на постсоветском пространстве.

Третье основное направление исследований в мировой экономической науке направлено на изучение региональных интеграционных объединений с целью изменения институциональный среды и привлечения мобильных факторов производства для достижения большей конкурентоспособности (А. Либман (2009)).

Четвертое основное направление современных эмпирических исследований посвящено анализу конкурентоспособности национальных экономик в рамках интеграционных союзов: Ассоциация государств Юго-Восточной Азии - АСЕАН (П. Ллойд, П. Смит (2004), П. Гуглер, Дж. Чейс (2010), М. Вонг и др., 2011)); Карибское сообщество (англ. Caribbean Community (CARICOM)) — торгово-экономический союз стран Центральной и северо-восточной Южной Америки (М. Дзеник-Хануз, И. Миа, Э. Трихилло Херрера (2009)); МЕРКОСУР (Mercosur, сокращение от исп. Mercado Comun del Sur, что переводят как Южноамериканский общий рынок), межгосударственное экономическое объединение стран Южной Америки (К. Флорес, С. Ренато (2005)), Ассоциация регионального сотрудничества Южной Азии (англ. South Asian Association for Regional Cooperation (SAARC)) — торгово-экономический союз стран Южной Азии (З. Бутт, Ф. Расоол (2012)).

Основные тенденции и приоритеты развития исследований в мировой науке, связанные с данной проблемой, состоят в том, что на них нацелены достаточно крупные научно – исследовательские коллективы. За последние десять лет особо активно поддерживаются и финансируются международными организациями научные исследования по развитию региональной экономической интеграции в странах Африки к Югу от Сахары и в других развивающихся странах. В этих исследованиях анализируются возможности и направления объединения рынков с целью привлечения иностранных инвестиций, повышения конкурентоспособности и сокращения бедности в соответствующих регионах (Голдштейн А. (2004), Бретнон П. и др. (2007), Дж. Фрай и др. (2011)).

В Европейском Союзе над проблемами исследования конкурентоспособности стран интеграционного союза, постоянно работает более 100 ученых, которые подразделены на 3 группы: оценка европейской конкурентоспособности (К. Осбат, Дж. Ломбардо, К. Бенковских), исследование предприятий (А. Берту, П. Лопес-Гарсия), глобальные цепочки создания стоимости (Ж. Амадор, Ф. Скуделны). На основании проведенных исследований формируются рекомендации для руководящих органов Европейского союза.

Следует отметить, что число исследований, посвященных проблемам формирования конкурентоспособности в интеграционных объединениях на постсоветском пространстве весьма незначительно и они в основном посвящены трансформационным процессам. Интеграционные процессы на постсоветском пространстве исследуются в зарубежных научных центрах при значительном вкладе отечественных ученых (А. Либман, Е. Винокуров).

В российской науке изучению экономической интеграции на постсоветском пространстве уделяется внимания в большей степени, нежели в зарубежной науке. Заметный вклад в исследование проблем конкурентоспособности и региональной интеграции России с соседними странами внесли ученые институтов РАН и вузовской науки: С. Глазьев, С. Сильвестров, М. Эскиндаров, В. Абрамов, В. Перская А. Либман, Е. Винокуров, В Республике Казахстан следует выделить работы Б. Хусаинова, Г. Рахматуллиной, в Республике Беларусь – А. Тихонова, И. Точицкой.

2. Оценка влияния интеграционных процессов на конкурентоспособность национальных экономик государств – членов Евразийского Экономического союза (ЕАЭС).

Цели региональной экономической интеграции, как правило, связаны с решением задач по повышению конкурентоспособности стран-участниц.

Важнейшим этапом интеграционных процессов на постсоветском пространстве стало заключение Договора о создании Евразийского экономического союза, который начал функционировать с 1 января 2015 года [1]. Согласно статье 4 Договора о ЕАЭС основными целями Союза, наряду с созданием условий для стабильного развития экономик государств-членов в интересах повышения жизненного уровня их населения, стремлением к формированию единых рынков товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов, является деятельность, направленная на модернизацию и повышение конкурентоспособности национальных экономик в условиях глобальной экономики.

Проведенный анализ западной и отечественной литературы позволяет рассматривать конкурентоспособность национальных экономик как область экономических знаний, анализирующую явления и конкурентную политику, за счет которых происходит формирование способности страны создавать и поддерживать среду, обеспечивающую создание большей экономической ценности для ее предприятий и более высокий уровень благосостояния ее населения. Конкурентоспособность национальной экономики представляет собой ее способность к обеспечению самостоятельного политического развития и удержания устойчивых позиций в экономическом соперничестве с другими странами [3].

Региональная экономическая интеграция – многоаспектное понятие. Оценка интеграционных эффектов так же, как и конкурентоспособности экономики, связана с анализом многих параметров и индикаторов, несмотря на определенный крен в сторону анализа торговых и инвестиционных потоков. Комплексность этих двух явлений стала одной из причин отсутствия полноценных исследований их взаимного влияния. Уточним, при этом, что логически правильным и ценным с экономической точки зрения представляется оценка влияния интеграции на конкурентоспособность стран-участниц региональных объединений.

3. Индекс глобальной конкурентоспособности (Всемирный экономический форум).

Наиболее признанным в международной практике подходом к оценке конкурентоспособности стран мира является подход Всемирного экономического форума (ВЭФ), разработанный в рамках Отчета о глобальной конкурентоспособности. В отчете оценивается способность стран обеспечивать высокий уровень благосостояния своим гражданам, что, в свою очередь, зависит от того, насколько продуктивно страна использует имеющиеся ресурсы. Индекс глобальной конкурентоспособности (ИГК) оценивает деятельность различных институтов, реализованные меры политики, и другие факторы, которые определяют устойчивые текущие и среднесрочные уровни экономического благополучия страны и ее населения. В целом, ИГК объединяет макроэкономические и микроэкономические аспекты конкурентоспособности. При этом макроэкономические ряды ИГК основаны на индексе развития роста Джеффри Сакса, а микроэкономические ряды – на индексе конкурентоспособности бизнеса Майкла Портера [2]. Определение конкурентоспособности, которое формулирует ВЭФ, связано с производительностью - «совокупность имеющихся факторов производства, реализуемой экономической политики и качество институтов влияют на уровень производительности труда в стране, определяя тем самым уровень конкурентоспособности экономики». Согласно методологии ИГК, эксперты оценивают страны по 4 группам показателей (благоприятные условия, человеческий капитал, рынки и инновационная экосистема). Каждая группа включает субиндексы, которые, по сути, являются факторами конкурентоспособности страны. Субиндексы формируются на основе около сотни показателей, включающих, в том числе результаты опросов и других рейтингов.

Проведем анализ конкурентоспособности национальных экономик пяти государств, входящих в настоящее время в Евразийский экономический союз (ЕАЭС), используя данные Индекса глобальной конкурентоспособности Всемирного экономического форума (ВЭФ) за 2015-2019 годы. Рейтинг позволяет с высокой степенью достоверности и аргументированности оценить экономическую ситуацию внутри интеграционной группировки и прояснить конкурентные возможности государств-членов ЕАЭС [4]. Данные таблицы 1 свидетельствуют о том, что у всех стран отмечается положительная динамика роста конкурентоспособности.

По данным за 2017-2018 гг. лидером по конкурентоспособности среди стран-участниц ЕАЭС была российская экономика, которая в анализируемом периоде поднялась в рейтинге на 38 место с 67 позиции в 2012 -2013 году, однако за 2018-2019 гг. утратила набранные позиции и вернулась на 43 место рейтинга как в 2016-2017 гг., сохранив при этом звание лидера. Республика Казахстан занимает 55 место, поднявшись на 2 позиций, Республика Армения оказалась на 69 месте, поднявшись на 4 позиций вверх в рейтинге, Кыргызская Республика находится на самой низкой позиции, занимая 96 место, но при этом в рассматриваемом периоде она значительно улучшила свой конкурентный ранг на 6 позиций [5, 6]. (см. Таблица 1).

Таблица 1. Динамика рейтингов конкурентоспособности государств-членов ЕАЭС с 2012 по 2019 гг.

Наименование государства

2012-

2013гг.

2013-

2014 гг.

2014-

2015 гг.

2015-

2016 гг.

2016-

2017 гг.

2017-

2018 гг.

2018-

2019 гг.

Позиция в Рейтинге

Позиция в Рейтинге

Позиция в Рейтинге

Позиция в Рейтинге

Позиция в Рейтинге

Позиция в Рейтинге

Позиция в Рейтинге

Республика

Армения

82

79

85

82

79

73

69

Республика

Беларусь*

61

55

90

87

84

48

-

Республика

Казахстан

51

50

50

42

53

57

55

Кыргызская

Республика

127

121

108

102

111

102

96

Российская Федерация

67

64

53

45

43

38

43

Источник: составлено авторами на основе данных Всемирного экономического форума (http://reports.weforum.org/global-competitiveness-index).

* Рейтинг Республика Беларусь не представлен в данном рейтинге. Он рассчитан авторами на основе исследования CASE Belarus «Индекс глобальной конкурентоспособности (GCI): динамика позиции Беларуси» и НИЦ Мизеса АЦ «Стратегия» «Индекс глобальной конкурентоспособности (GCI): динамика позиции Беларуси» и НИЦ Мизеса АЦ «Стратегия».

Разница в конкурентных позициях национальных экономик страны лидера и аутсайдера является весьма существенной и составляет величину в более чем 50 единиц. Благодаря Индексу глобальной конкурентоспособности предоставляется возможным выявить слабые и сильные стороны экономик государств-членов ЕАЭС, и понять, какие же меры необходимо предпринять в экономическом развитии и управлении, чтобы уменьшить данные разрывы и поднять их на более высокий уровень.

4. Формулирование подхода к оценке влияния интеграции на конкурентоспособность.

Формально влияние интеграции на конкурентоспособность прослеживается во многих сферах, поскольку сферы связаны между собой. Для определения перечня таких сфер Евразийской экономической комиссией был проведен детальный анализ Индекса глобальной конкурентоспособности Всемирного экономического форума (ВЭФ), который является общепризнанным подходом к оценке уровня конкурентоспособности стран. Ниже представлены сферы, выделенные экспертами как наиболее подверженные влиянию развития интеграционных процессов.

1.Макроэкономическая стабильность

Обеспечение макроэкономической стабильности является одной из сфер конкурентоспособности экономики, которую можно отнести к наиболее подверженной влиянию интеграции. Связано это с тем, что более тесное взаимодействие объективно приводит к сближению и синхронизации деловых циклов стран. Однако важно отметить, что могут наблюдаться эффекты как положительного, так и отрицательно характера. В случае если у одной из стран интеграционного объединения наблюдается экономический подъем, это может способствовать росту экономик партнеров по объединению («заражение ростом»), в случае же если одна из стран союза находится на стадии экономического спада – происходит «заражение кризисом».

2.Эффективность рынка товаров и услуг

Наиболее наглядно влияние интеграционных процессов отражается на развитии рынка товаров и услуг. Создание единой таможенной территории, отсутствие таможенного контроля упрощают ведение трансграничной торговли, что в свою очередь оказывает влияние на уровень конкуренции на национальных рынках. С развитием интеграционных процессов эти рынки становятся более открытыми для предприятий из стран-партнеров по объединению, при этом эффект будет более выраженным в случае, если интеграция развивается в соответствии с концепцией «открытого регионализма», поскольку интеграция способствует росту торгового взаимодействия не только со странами-участниками интеграционного объединения, но и с третьими странами. Функционирование и развитие в рамках ЕАЭС единой таможенной территории, наряду с отсутствием таможенного контроля на внутренних границах ЕАЭС существенно повысило открытость государств-членов к осуществлению внешнеторговой деятельности. Наличие единого технического регулирования позволяет постепенно устранить административные и технические барьеры в торговле, повышать качество и безопасность производимой продукции, ее конкурентоспособность как на внутреннем рынке ЕАЭС, так и на внешних рынках. Кроме того, свобода трансграничной торговли улучшает конкуренцию на рынке, расширяется количество субъектов в секторах экономики, что в перспективе также повышает конкурентоспособность экономики в целом. Положительный эффект может быть достигнут в сфере антимонопольной политики, в том числе посредством обмена опытом и применения наилучших практик в рамках интеграционного объединения (в случае проведения единой антимонопольной политики). Отметим также, что свободное перемещение товаров, услуг, капитала и рабочей силы в рамках ЕАЭС позволило компенсировать небольшой размер внутреннего рынка, характерный для малых экономик ЕАЭС – Республики Армения и Кыргызской Республики.

3.Эффективность рынка труда

Эффективность рынка труда также выделен как один из факторов конкурентоспособности, испытывающих наибольшее влияние развития интеграционного сотрудничества-в части повышения мобильности рабочей силы, легкости найма иностранной рабочей силы, уровня защиты прав трудящихся. Результатом создания единого рынка труда стало увеличение взаимных потоков граждан стран ЕАЭС. Другой положительный эффект проявился в улучшении условий труда мигрантов за счет предоставления гражданам государств – членов ЕАЭС прав на социальное и медицинское обеспечение при осуществлении трудовой деятельности.

4.Инфраструктура

Создание единых рынков товаров и услуг, капитала и трудовых ресурсов способствует развитию транспортной и логистической инфраструктуры. В частности, международная экономическая интеграция может оказывать влияние на качество транспортной инфраструктуры, поскольку повышение открытости рынков создает повышенный спрос на инфраструктуру и проекты в этой области становятся более востребованными. Эффект может быть более выраженным в случае, если интеграция развивается в соответствии с концепцией «открытого регионализма» – развитие торгового взаимодействия не только со странами-участниками интеграционного объединения, но и с третьими странами приведет в дальнейшем к повышению интегрированности национальных логистических сетей в мировую сеть. Для государств – членов ЕАЭС участие в процессах евразийской интеграции предоставляет дополнительные возможности по реализации крупных (в том числе трансграничных) инфраструктурных проектов, значимых для экономики страны. Так, строительство отдельных отрезков международных транспортных магистралей, проходящих по территории стран ЕАЭС, проекты по реконструкции энергетической инфраструктуры осуществляются, в том числе за счет средств межгосударственных финансовых институтов ЕАЭС: Евразийского банка развития (ЕАБР) и Евразийского фонда стабилизации и развития (ЕФСР). Результатом реализации проектов по развитию инфраструктуры становится в части транспортной инфраструктуры – повышение транспортной связанности территорий, в части инженерной инфраструктуры – обеспечение надежности поставок электроэнергии, очищенной воды и пр., что положительно отражается на уровне конкурентоспособности экономик государств – членов ЕАЭС.

5.Инновационная активность

В современных условиях уровень инновационной активности в экономике является одним из главных факторов повышения ее конкурентоспособности. Влияние интеграции на возможности повышения инновационной активности реализуется с точки зрения повышения доступности ресурсов, необходимых для инновационной деятельности (обеспечение разнообразия рабочей силы, финансирование инновационных проектов наднациональными институтами, развитие международного сотрудничества институтов, лабораторий и пр.). Деятельность Евразийской экономической комиссии по данному направлению включает в себя реализацию проектов, направленных на содействие и углубление промышленного сотрудничества и кооперации между государствами – членами ЕАЭС с целью стимулирования развития высокотехнологичных производств, создания центров компетенций в интересах повышения глобальной конкурентоспособности промышленного сектора ЕАЭС. Одним из инструментов развития сотрудничества в научно-технической, инновационной и производственной сферах в ЕАЭС стало создание Евразийских технологических платформ и Евразийского инжинирингового центра.

6.Институты

Международная экономическая интеграция может оказывать влияние на качество институтов посредством обмена наилучшими практиками и их имплементации, а также благодаря конкуренции юрисдикций в рамках интеграционного объединения. Влияние конкуренции юрисдикций будет при прочих равных более выраженным, если доля государства в экономике меньше, а также при снижении или полном отсутствии барьеров на пути движения труда и капитала. В рассматриваемом периоде 2010-2019 гг. во всех государствах – членах ЕАЭС было зафиксировано улучшение субиндекса качества институтов. Бремя государственного регулирования компаний и бизнеса снизилось: в Республике Армения с 91 места в 2010 году на 28 в 2019 году, Республике Казахстан – с 73 на 34 место, Кыргызской Республике – с 84 на 84 место, Российской Федерации – с 128 на 90 место [7].

7.Развитие финансовых рынков

Участие в интеграционных объединениях может также оказывать влияние на развитие финансовых рынков. Устранение или снижение барьеров для движения капитала способствует, во-первых, более эффективному распределению капитала, конкуренции за его привлечение и размещение, во-вторых, способствует проникновению на рынок технологий и практик предоставления финансовых услуг [8].

8.Развитие человеческого капитала

Важнейшим фактором роста конкурентоспособности экономики в современном мире является сфера образования и повышения квалификации кадров. В настоящее время полномочия Евразийской экономической комиссии ограничены в данном направлении, но при этом оно включено в стратегическую повестку развития евразийской интеграции. Перспективным направлением работы в сфере развития человеческого капитала является расширение сотрудничества государств – членов ЕАЭС в части реализации проектов студенческого обмена и профессионального обучения. Важно отметить, что с момента создания ЕАЭС международная интеграция в сфере образования интенсифицируется. Доля граждан, прибывших из других государств – членов ЕАЭС, в численности обучающихся по программам высшего профессионального образования в государствах-членах выросла с 0,91% в 2010 году до1,81% в 2017 году [7].

5. Заключение.

Подводя итоги проведенного анализа, можно сделать вывод о том, что национальные экономики постсоветского пространства, создавшие Евразийский экономический союз, продемонстрировали рост конкурентоспособности и интеграционные эффекты, что, безусловно, благоприятно отразилось на обеспечении как экономической, так и национальности безопасности стран-участниц.

Несмотря на то, что национальные экономики ЕАЭС сильно отличаются по уровню своей международной конкурентоспособности, они демонстрируют положительную динамику продвижения в рейтингах глобальной конкурентоспособности. Целью международных сопоставлений факторов конкурентоспособности является определение положения стран в мировой экономике, которое, в свою очередь, позволяет оценить уровень доверия иностранных инвесторов к государству в целом, включая деятельность правительства и институтов, способствуя притоку иностранных инвестиций в страну, повышению уровня эффективности производства, предоставлению доступа на международные рынки или расширению уже имеющегося, а также определению сравнительных преимуществ [9, 10].

Для формирования конкурентных преимуществ государств-участников ЕАЭС необходимо применение инструментов и механизмов взаимодействия по трем основным направлениям: реализация потенциала интегрированных рынков товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов; углубление промышленной кооперации; развитие научно-технического сотрудничества. Интеграционное взаимодействие в данных направлениях будет способствовать повышению конкурентоспособности, как национальных экономик, так и интеграционного объединения в целом.

Нет сомнений в том, что именно экономика Российской Федерации является движущей силой внешней торговли интеграционного альянса. В силу большого размера внутреннего рынка, а также относительной закрытости страны в сфере торговли Россия предоставляет свой рынок для сбыта товаров стран-участниц. Необходимо отметить, что в большей степени эффекты от взаимной торговли в рамках ЕАЭС получают другие страны интеграционного объединения, в первую очередь Республика Казахстан, Республика Беларусь и Республика Кыргызстан.

Для формирования конкурентных преимуществ государств-участников ЕАЭС необходимо применение инструментов и механизмов взаимодействия по трем основным направлениям: реализация потенциала интегрированных рынков товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов; углубление промышленной кооперации; развитие научно-технического сотрудничества. Интеграционное взаимодействие в данных направлениях будет способствовать повышению конкурентоспособности, как национальных экономик, так и интеграционного объединения в целом.

References
1. "Dogovor o Evraziiskom ekonomicheskom soyuze" (Podpisan v g. Astane 29.05.2014) (red. ot 08.05.2015) (s izm. i dop., vstup. v silu s 12.08.2017).
2. Global Competitiveness Report 2004-05: Sweden’s Business Competitiveness.
3. Abramov V.L. (2017). Znachenie makroekonomicheskoi ustoichivosti dlya formirovaniya konkurentnykh preimushchestv natsional'nykh ekonomik gosudarstv-chlenov EAES// Vestnik ekonomiki, prava i sotsiologii. № 4. S. 8-10.
4. The Global Competitiveness Report 2017-2018. – Geneva: World Economic Forum. Elektronnyi resurs: [http://reports.weforum.org/global-competitiveness-index)/]
5. The Global Competitiveness Report 2018. – World Economic Forum. Elektronnyi resurs: [https://www.weforum.org/reports/the-global-competitveness-report-2018]
6. The Global Competitiveness Report 2019. – World Economic Forum. Elektronnyi resurs: [https://gtmarket.ru/files/research/global-competitiveness-index/Global_Competitiveness_Report_2019.pdf]
7. Doklad o khode realizatsii Osnovnykh napravlenii ekonomicheskogo razvitiya EAES po itogam 2015-2016 gg., vklyuchaya rezul'taty analiza ekonomicheskogo razvitiya integratsionnogo ob''edineniya v 2010-2014 gg. Evraziiskaya ekonomicheskaya komissiya. 2017. Elektronnyi resurs: [http://www.eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_makroec/dep_makroec_pol/seminar/Documents/%D0%94%D0%BE%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D0%B4_20171002%20(%D1%81%20%D1%83%D1%87%20%D1%82%D0%B5%D1%85%20%D0%B7%D0%B0%D0%BC%20%D0%A0%D0%91).pdf#2]
8. Krasavina L.N., Khomyakova L.I. (2019) Analysis of the Problems of Creating a Common Financial Market of the Eurasian Economic Union as a Factor of its Integration Interaction. Reproductive Approach. Proceedings of the External Challenges and Risks for Russia in the Context of the World Community's Transition to Polycentrism: Economics, Finance and Business (ICEFB 2019). Atlantis Press, Advances in Economics, Business and Management Research, Volume 107, pp. 60-63.
9. Tarr David G. (2016). The Eurasian Economic Union of Russia, Belarus, Kazakhstan, Armenia, and the Kyrgyz Republic: Can It Succeed Where Its Predecessor Failed? Eastern European Economics. Vol. 54, Issue 1, rr. 1-22.
10. Krasavina L.N., Khomyakova L.I. (2019) Systemic Approach to the Analysis of the Mutual Settlements in the National Currencies of the Eurasian Economic Union. Proceedings of the External Challenges and Risks for Russia in the Context of the World Community's Transition to Polycentrism: Economics, Finance and Business (ICEFB 2019). Atlantis Press, Advances in Economics, Business and Management Research, volume 107, p. 128-131.
Link to this article

You can simply select and copy link from below text field.


Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.