Статья 'Медико – педагогическая подготовка населения к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций' - журнал 'Вопросы безопасности' - NotaBene.ru
по
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > About the Journal > Requirements for publication > Editorial collegium > Peer-review process > Policy of publication. Aims & Scope. > Article retraction > Ethics > Online First Pre-Publication > Copyright & Licensing Policy > Digital archiving policy > Open Access Policy > Article Processing Charge > Article Identification Policy > Plagiarism check policy
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Back to contents
Security Issues
Reference:

Medical and pedagogical training of population for actions in emergency situations

Chvyakin Vladimir Alekseevich

Professor, M.A. Budanova Department of Theoretical and Special Sociology, Moscow Pedagogical State University

117405, Russia, Moscow region, Moscow, Varshavskoe Shosse str., 152-8-109

170558@inbox.ru
Other publications by this author
 

 

DOI:

10.25136/2409-7543.2020.3.32480

Received:

27-03-2020


Published:

04-09-2020


Abstract: The subject of this research is the system of measures for scientific substantiation of medical and pedagogical training of population for actions in emergency situations. The author examines such aspects of the topic as the scientific substantiation of measures of medical and pedagogical training of population aimed at the development of rational behavior in emergency situations. Attention is focused on the need for elaboration of questions for ensuring active and appropriate behavior of people affected in order to preserve their own lives and health. Readiness of the person depends on their ability to prepare for rational actions under the aggravated external circumstances. Research methodology leans on the determination theory of medicine, which serves as a platform for studying multiple vectors of emergency medicine. The scientific novelty of this work consists in substantiation of the medical-pedagogical approach as the basis of a complex of preventive measures for increasing capacity of life support in the context of factors of extreme determination. Such training is complies with methodology of rendering medical assistance to the population in the conditions of emergency situations; and is a part of such measures as conduct of special tactical trainings (preparation of equipment and gear; simulation of the flow of suffered and injured, skill training on rendering aid; examination of reliability of the shelter, effective interaction with different services, etc).


Keywords:

Medical and pedagogical training, Disaster medicine, Methodology of disaster medicine, The conditions of emergency situations, Functional state of the body, Population migration, Aggressive environment conditions, Extreme living conditions, Rational behavior, Stress setting

This article written in Russian. You can find original text of the article here .

Актуальность исследования медико-педагогических проблем медицины чрезвычайных ситуаций обусловлена рядом обстоятельств, общая совокупность которых включает в себя миграционную активность населения, периодически возникающие чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, вспышки инфекционных заболеваний и эпидемиологическое неблагополучие в целом. Одной из адекватных моделей значимого нарушения баланса в системе человек-среда считаются миграционные перемещения [9]. Связано это с тем, что миграционные процессы приводят к перемещению значительных контингентов населения и это позволяет сопоставлять с достаточно высокой степенью надежности результаты исследования местного населения и групп мигрантов. Сравнительный анализ позволяет выявить и разграничить влияние самих новых условий жизни и степени их необычности для мигрантов. Но перемены, связанные с миграцией, наступают одномоментно, в четко определённых временных интервалах, и поэтому методология выявления динамики в состоянии здоровья мигрантов заключается в исследовании адаптационных изменений (психических, физиологических, биохимических и др.) организма мигрантов.

Однако, применительно к человеку, внезапно оказавшемуся в условиях стихийного бедствия или катастрофы, результаты таких исследований не приемлемы [11]. Это совсем другая модель здоровья человека. Связано это с тем, что катастрофа чаще всего представляет собой неожиданность. Неожиданность как фактор экстремальной детерминации, занимает одно из центральных мест в медицине экстремальных ситуаций. Именно этот фактор обуславливает необходимость предварительного обучения, подготовки и формирования установок противодействия экстремальным факторам [3].

Сравнительный анализ мероприятий по ликвидации последствий крупных катастроф показывает, что в случае предварительной подготовки и обучения населения и медицинского персонала навыкам поведения в таких условиях отмечается гораздо меньшее число жертв. В СССР такое обучение проводилось достаточно систематическим образом в 60-е – 70-е годы прошлого века [4]. И в большинстве других стран мира организационно-педагогические аспекты медицины экстремальных ситуаций также были предметом особого внимания со стороны властей. Все это свидетельствует о том, что роль и значение превентивной медико-педагогической подготовки населения на случай возникновения событий чрезвычайного медико-биологического значения чрезвычайно велики.

Но проблема исследования возможностей превентивной медико-педагогической подготовки населения в том, что самостоятельно люди не желают тратить свое свободное время освоению навыков рационального поведения в условиях стресса. Эта история известна давно и, например, по данным K. Jones (1980) лишь незначительное количество граждан уделяют внимание и находят время для специальной педагогической подготовки по вопросам стихийных бедствий и катастроф [13]. Более того, следует отметить, что существовавшая ранее система подготовки людей по вопросам гражданской обороны уже почти прекратила своё существование. Принято считать, что в СССР такая система обеспечивала надежную медико-педагогическую подготовку населения, но это не совсем корректно отражает состояние этого вопроса. Не случайно, например, оценивая вклад Гражданской обороны и, особенно, ее медицинской службы в ликвидацию последствий катастроф, В.А. Самородов еще на Всеармейской научной конференции и ХХХ1У пленуме УМС ЦВМУ СССР (20-22 марта 1990 г.) отмечал, что возлагаемые на нее надежды не оправдались. В связи с неподготовленностью людей к адекватным действиям, способам сохранения собственной жизни и т.п., в настоящее время уязвимость граждан в агрессивных условиях бедствий и катастроф существенно возросла.

Поэтому не только актуальность исследования проблем медико-педагогической подготовки обусловливает необходимость исследования возможностей по превентивному научению населения, но и отсутствие четкой методологии этого вопроса требуют разработки комплекса мер по медико-педагогической подготовке граждан страны на случай возникновения чрезвычайных ситуаций [2, 9].

Методология исследования. В качестве методологического основания исследования медико-педагогических проблем медицины чрезвычайных ситуаций целесообразно использовать детерминационную теорию медицины. Эта теория представляет собой надежную платформу для исследования многих направлений медицины экстремальных ситуаций и медико-педагогическое направление занимает в ней одно из центральных мест [6].

В качестве методов исследования использованы аксиоматический метод как метод теоретического познания, а также общелогические методы и приемы исследования (анализ, обобщение, системный подход). Для рассмотрения развития процесса освоения возможностей медико-педагогической подготовки населения как функционирующей системы был применен структурно-функциональный метод (в качестве разновидности системного подхода).

Предмет исследования – система мер научного обоснования медико-педагогической подготовки населения к условиям чрезвычайных ситуаций.

Научная новизна исследования заключается в обосновании медико-педагогического подхода как основы комплекса мер превентивного характера по повышению потенциала жизнеобеспечения человека в условиях действия факторов экстремальной детерминации.

Результаты исследования и их обсуждение. Теоретическая направленность исследования проблем медико-педагогической подготовки населения на случай чрезвычайных ситуаций позволяет систематизировать факты и подходы к организации общественного здравоохранения таким образом, чтобы получить новое знание об организационно-педагогических возможностях медицины чрезвычайных ситуаций.

В качестве подтверждения необходимости использования потенциала медико-педагогической подготовки населения для противодействия факторам экстремальной детерминации можно привести положение дел в системе здравоохранения Италии в период эпидемии короновирусной инфекции (2020 год). Речь идет о том, что эффективность противоэпидемических мероприятий в этой стране оказалась чрезвычайно низкой по причине, прежде всего, неготовности и нежелания населения следовать установкам рационального поведения в сложившихся условиях.

Исследование проблем медико-педагогического характера свидетельствует о том, что моделей и вариантов специальной подготовки населения к действиям в жизнеугрожающей обстановке существовало множество. Они имеются и сейчас, но эффективность их использования явно недостаточная [4]. Низкая эффективность такой подготовки связана с утратой научного понимания ее смысла. Вся работа в этом направлении сводится к администрированию процесса, когда создаются различные нормативные документы, схемы и пр. [8]. Все это необходимо, но важно понимать, что эффективность такого рода мероприятий зависит не только от внешних организационных форм (какими бы идеальными они не были), но еще и от внутренних стимулов системы, суть которых заключается в умении самого человека активно и со знанием дела противостоять действию губительных факторов агрессивной среды.

Суть готовности человека обычно связывается с его умением целесообразно, то есть рациональным образом организовывать свое поведение в агрессивных условиях внешней среды. Вопрос о поведении, как особой форме адаптации наиболее полно был рассмотрен У. Эшби (1964). Анализ поведенческих реакций, представленный У. Эшби, по сути, не касается ни медицинских, ни технических вопросов. Построенный на строгих логических принципах и доведенный до «кондиции» математики, анализ поведения приобретает некую абстрактную форму, что позволило этому исследователю с математической строгостью рассматривать сложные взаимодействия организма с агрессивной средой его обитания [12]. Важно отметить, что этот принцип позволяет рассматривать не только разумные поведенческие акты, характеризующие человека с точки зрения его личностных качеств, но и те поведенческие реакции, которые формируются в подсознании при переработке центростремительной информации, поступающей от экстеро - и интерорецепторов. Такую форму поведения, по-видимому, нельзя назвать только инстинктивной, так как последняя означает поведение животного в его обычном, здоровом состоянии. Инстинкт является «наследственно обусловленной реакцией, приспособленной к естественным условиям жизни вида и свойственной нормальным индивидам… с нормальным функционированием их органов» [10]. Но имеются научные сведения и о том, что в ряде случаев инстинктивные формы поведения присущи и для человека именно в таком виде, которые наблюдаются у животных.

Речь идет о том, что устойчивость к действию сверхэкстремальных факторов в значительной мере зависит от сформированности в структурах мозга определенных программ сохранения жизни в опасных условиях. По мнению В.И. Медведева и А.В. Миролюбова (1984), такие программы представляют собой генетически детерминированные психофизиологические механизмы, которые в условиях опасности обеспечивают реализацию императива сохранения своей собственной жизни [7]. По мнению авторов, таких программ много (это, так называемые, психофизиологические метапрограммы), но все они, дублируя друг друга, реализуются помимо воли человека в ситуациях, когда в них возникает необходимость. В качестве подтверждения данного факта, можно привести образцы инстинктивного поведения в ситуациях мгновенной и реальной угрозы, когда мать, подчиняясь императиву сохранения жизни, сохраняет жизнь свою, а не собственного ребенка [11].

Реализация психофизиологических метапрограмм позволяет также объяснить факты, когда при работе в экстремальных условиях среды у лиц, родившихся и постоянно проживающих в этих условиях, почти не наблюдается срывов адаптационных изменений, которые довольно часто отмечаются у приезжего населения (в том числе, и у самих спасателей).

Проблема медико-педагогической подготовки по своему существу реализуется через научение человека навыкам правильного условиях действия факторов экстремальной детерминации. Но в данном случае необходимо научное понимание организации двигательных мотивов, которые, с одной стороны, детерминированы сформировавшимися навыками, а с другой – инстинктами поведения в экстремальных условиях. Вероятность целесообразного поведения в таких условиях достаточно случайна и в значительной мере зависит от волевой организации личности человека. Особенности поведения человека в экстремальных ситуациях (степень настойчивости, энергичности, целеустремленности, решительности, упорства и пр.) предполагают наличие одноименных личностных качеств или свойств [5]. Поэтому можно утверждать, что эффективность медико-педагогической подготовки в конечном итоге зависит от соотношения таких характеристик рационального поведения, как автоматизация навыков и сила воли пострадавших.

В процессе медико-педагогической подготовки следует выделять первопричины деятельности, то есть то, ради чего осуществляется конкретная деятельность и что выступает перед человеком как жизненная задача, обращаемая в виде определенных потребностей. Готовность к конкретно направленному виду деятельности создают психологические образования (установки, волевые компоненты, мотивации и др.), которые и служат основой для выбора целей, средств и способов действия. Кроме того, в борьбе за сохранение жизни человека в экстремальных условиях бедствия важное значение принадлежит использованию приемов самопобуждения (самоприказы, самоодобрение, самоободрение, самовнушение и др.). Однако владеть приемами только самопобуждения еще недостаточно, надо еще уметь регулировать свои состояния. Были выявлены зависимость эмоциональной устойчивости от морально-волевых качеств человека, умения произвольно тормозить нежелательные эмоциональные реакции; связь с общей тренированностью человека в произвольной саморегуляции различных процессов [5]. Не меньшее значение в поддержании эмоциональной устойчивости имеют тип нервной системы, владение профессиональными навыками, готовность к действиям в неожиданно изменяющейся ситуации, умение быстро ориентироваться в сложных и опасных ситуациях, знание способов адекватного разрешения сложившихся ситуаций, физическое состояние человекаи другие факторы (Аболин Л.М.) [1]. В итоге стали говорить не о волевой регуляции деятельности, а об эмоционально-волевой регуляции. Все это должно иметь прямое отношение к формированию программ медико-педагогической подготовки населения к действиям в экстремальных условиях чрезвычайных ситуаций.

Заключение

Медико – педагогическая подготовка населения к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций вновь приобретает актуальное значение. Такая подготовка согласуется с методологией оказания медицинской помощи населению в условиях экстремальных ситуаций. Она структурно вписывается в комплекс, например, таких мероприятий как проведение тактико-специальных учений (подготовка оборудования, снаряжения; имитация потока раненых и пострадавших, отработка навыков по оказанию приёмов само- и взаимопомощи; проверка надежности укрытия, эффективности взаимодействия различных служб и многое другое). Создание теоретических и практических программ медико – педагогической подготовки (в т.ч. с использованием современных цифровых и имитационных технологий) для различных контингентов населения, наращивание материальной базы таких структур будет способствовать повышению безопасности человека в чрезвычайных ситуациях жизнедеятельности.

References
1. Abolin L.M. Emotsional'naya ustoichivost' i puti ee povysheniya//Voprosy psikhologii, 1989.-№ 4.-S. 141-149
2. Anyugin I. Obrazovatel'nye tekhnologii v oblasti zashchity ot ChS//OBZh.-2002.-№ 1.-S. 54.
3. Bodrov V.A. Psikhologicheskii stress: razvitie i preodolenie. – M.: PER SE.-2006. – 526 s. ISBN 5-9292-0146-3
4. Esavkina N.A., Vinokurova N.G., Malygina E.A. Pedagogicheskie aspekty professional'noi podgotovki sotrudnikov spetsial'nykh podrazdelenii Federal'noi protivopozharnoi sluzhby MChS Rossii k deistviyam v usloviyakh chrezvychainykh situatsii//Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta Gosudarstvennoi protivopozharnoi sluzhby MChS Rossii», 2016.-№ 3. – S. 127-133.
5. Ivannikov V.A., Monroz A.V. Sravnitel'nyi analiz ustoichivykh kharakteristik volevoi aktivnosti v raznykh vidakh zhiznedeyatel'nosti//Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta, 2016.-№ 1. – S. 16 – 24.
6. Lisitsyn Yu.P., Petlenko V.P. Determinatsionnaya teoriya meditsiny: doktrina adaptivnogo reagirovaniya/Yu.P. Lisitsyn, V.P. Petlenko.-SPb.: Gippokrat, 1992. – 414 s. ISBN 5-8232-0077-3
7. Medvedev V.I., Mirolyubov A.V. Problema upravleniya funktsional'nym sostoyaniem cheloveka//Fiziologiya cheloveka, 1984.-№-5. S. 761–770.
8. Polozhenie o podgotovke naseleniya v oblasti zashchity ot chrezvychainykh situatsii prirodnogo i tekhnogennogo kharaktera (utv. postanovleniem Pravitel'stva RF ot 4 sentyabrya 2003 g. N 547)
9. Samsonova M.A. Vozmozhnye puti resheniya problem podgotovki naseleniya k deistviyam v chrezvychainykh situatsiyakh//Zhurnal GKU RS(Ya) «Sluzhba spaseniya RS(Ya)» g. Yakutsk, 2018.-№ 1 (9). – S. 383-385.
10. Slonim A.D. Instinkt. Zagadki vrozhdennogo povedeniya organizmov.-L.: Nauka, 1967. – 160 s.
11. Chvyakin V.A. Metodologiya meditsiny katastrof.– Diss. dokt. filos. n. – SPbPU, 1994. – 223 s.
12. Eshbi U.R. Proiskhozhdenie adaptivnogo povedeniya. – M., 1964. – 411 s.
13. https://www.imhoclub.lv/ru/material/kak_gotovitsja_k_katastrofe
Link to this article

You can simply select and copy link from below text field.


Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.