Статья 'Сравнительный анализ основ стратегического планирования в области национальной безопасности: экспертно-аналитический аппарат' - журнал 'Вопросы безопасности' - NotaBene.ru
по
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > About the Journal > Requirements for publication > Editorial collegium > Peer-review process > Policy of publication. Aims & Scope. > Article retraction > Ethics > Online First Pre-Publication > Copyright & Licensing Policy > Digital archiving policy > Open Access Policy > Article Processing Charge > Article Identification Policy > Plagiarism check policy
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Back to contents
Security Issues
Reference:

Comparative analysis of strategic planning principles in the sphere of national security: expert and analytical tools

Bulavin Aleksei Vladimirovich

Candidate at the Diplomatic Academy of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation

119021, Russia, Moscow, ul. Ostozhenka, 53/2, of. 220

kafedra.gunb@dipacademy.ru
Anikin Vladimir Ivanovich

Doctor of Economics

Professor at the Department of Public Administration and national security of the Diplomatic Academy of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation

119021, Russia, Moscow, ul. Ostozhenka, 53/2, of. 218

v.anikin2012@yandex.ru
Belyaev Ivan Ivanovich

Doctor of Technical Science

Adviser of the President of Russian Agricultural Bank

119034, Russia, Moscow, ul. Gagarinskii Per., 3

ivivbe@mail.ru

DOI:

10.7256/2409-7543.2017.2.22872

Received:

02-05-2017


Published:

20-05-2017


Abstract: The research object is strategic planning in the sphere of national security of the Russian Federation. The research subject is Russia’s national security threats in the long-term, specified with the help of the authors’ expert and analytical approach. The study lies within the scientific, research, and methodological tasks defined by the Provision of the scientific board under the Russian Federation Security Council. The authors describe the conditions of the results achievement, the criteria and the indexes of the comparative analysis’ results’ objectivity including the approaches to verification of the list of national security threats. The authors consider the peculiarities of development and the modern practice of strategic planning of foreign states; formulate the basic hypotheses of the choice of the scope of countries; describe the key provisions of expert and analytical tools for the comparative analysis of strategical planning documents in the sphere of national security. The tools, proposed by the authors, help build a model of the national security threats atlas of the Russian Federation for the long-term.  


Keywords:

National security, Strategic planning, Atlas of threats, national security threat, international security, strategic analysis, structural element, geopolitics, polycentric system, Think-tanks

This article written in Russian. You can find original text of the article here .

Обострение геополитической конкуренции вызывает глубокие перемены структуры международных отношений, суть которых заключается в формировании полицентричной системы миропорядка. Условия становления новой многополюсной системы миропорядка в условиях глобализации требуют переосмысления основ стратегического планирования функционирования системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

В большинстве зарубежных стран процесс разработки документов стратегического планирования в области национальной безопасности, как правило, осуществляется последовательно – формируется несколько проектных вариантов стратегий, рассматриваются альтернативы и выбирается рациональная из них, конкретизируется выбранный вариант стратегии и разрабатываются стратегические планы и программы. Организация данного процесса может заметно различаться в зависимости от степени вовлеченности в него государственных и негосударственных институтов. В интересах исследований можно выделить следующие региональные модели стратегического планирования – европейскую (условно – «западная» модель и, в частности, американская) и азиатско-юго-восточную (условно – «восточная» модель).

«Западная» модель стратегического планирования характерна тем, что ключевыми структурами по генерированию вариантов стратегий являются советы национальной безопасности, а также государственные и негосударственные «мозговые центры» или центры стратегических разработок, которые имеют, как правило, партийную принадлежность и занимаются стратегическим планированием в процессе формирования предвыборных политических программ. Положительными чертами данной модели являются – генерация и рассмотрение большого числа вариантов стратегий, вырабатываемых с участием различных групп, представляющих разносторонние интересы общества, бизнеса и государства; привлечение к разработке стратегий значительных ресурсов из негосударственных источников; апробирование в процессе предвыборных кампаний основных положений предлагаемых программ и стратегий, обеспечение их общественной поддержки на выборах.

Для США основным документом стратегического планирования является ежегодно обновляемый доклад президента Конгрессу о стратегии национальной безопасности США (Статья 108 Закона США «О национальной безопасности» от 1947 года, в которой определяются цели, задачи и направления деятельности американской администрации главным образом в сфере внешней и военной политики на предстоящий год). Стратегия национальной безопасности является связующим звеном между внешнеполитической, военной и иными стратегиями, служит их идейно-теоретической платформой. Облик системы стратегического планирования был окончательно сформирован к началу 90-годов, когда сложилось общее мнение Конгресса и Президента США о том, что наиболее важной государственной стратегической задачей должно стать устойчивое развитие страны (Соответствующим законом был образован в июне 1993 года специальный совет по обеспечению устойчивого развития для оказания помощи президенту США в выработке «…смелых планов и новых подходов по скоординированному достижению экономических целей, защите окружающей среды и обеспечению социальной справедливости…»). Видение проблем национальной безопасности в США имеет доктринальный характер. Доктрина национальной безопасности в США – это интеллектуальный продукт, совокупность взаимосвязанных идей в области управления тенденциями, реальными и прогнозируемыми, для защиты постоянных интересов общества и государства. Стратегия национальной безопасности США, периодически обновляемая, является официальным документальным резюме по вопросам национальной безопасности.

В целом доктринальное видение национальной безопасности в США имеет следующую структуру – фундаментальные (постоянные) интересы, которые, по мнению ведущих американских политологов, остаются неизменными вот уже в течение более чем 200 лет – обеспечение безопасности, процветания и свободы американского народа. Затем – соответствующая миссия страны на данном историческом этапе (это и есть доктрина, отражающая национальные интересы в конкретном понимании президента США).

«Восточная» модель стратегического планирования характерна тем, что ключевыми элементами при разработке и выборе стратегий являются глава государства, духовная и партийная элиты. Конкретизацию выбранной стратегии осуществляют национальный совет и правительство. Положительными чертами данной модели являются – практицизм в организации стратегического планирования, а также базирование стратегий на традиционные духовные и национальные основы. Однако при этом сохраняются сильная зависимость от доктринальных конфессиональных и партийных установок, а также от личных качеств руководителя страны и некоторая инерционностьреагирования на изменения в окружающем мире. В целом культура стратегического планирования в мировом сообществе сформировалась, что обусловлено влиянием процессов глобализации на масштабы и сложность задач, решаемых органами государственного управления различных уровней.

Современный мир насчитывает около двухсот суверенных государств, которые является членами ООН. Они принадлежат мировому сообществу, занимая свое особое место в нем,обладаютпри этом сугубо индивидуальными параметрами исторической динамики. Государства уникальны по своим политическим характеристикам, находятся на разных этапах социально-экономического развития, решают специфические национальные задачи[26].

В этой связи принципиальным является выявление верифицированных угроз национальной безопасности и стратегических рисков устойчивого социально-экономического развития государства ввиду процессов глобализации мирового сообщества. При этом, в частности, при разработкепроектов документов стратегического планирования зачастую используется эвристический подход – перечень угроз национальной безопасности устанавливается, как правило, экспертным путем, прогнозная часть процесса остается вне объективных оценок. Анализ проблематики в этой области показывает, что действенных научно-методических подходов и модельных представлений практического характера к настоящему времени в аналитической и экспертной среде в полном объеме не сложилось.

В то же время практическая потребность в верифицированном перечне угроз национальной безопасности Российской Федерации на среднесрочную и долгосрочную перспективу с учетом процессов глобализации мировых политических и социально-экономических процессов ощущается во всем диапазоне задач государственного стратегического управления – от формирования стратегического политического целеполагания до выверки переговорных позиций при выстраивании партнерских отношений.

Одним из возможных подходов может быть использован сравнительный анализ многообразия основ стратегического планирования в области национальной безопасности. В конкретных документахстратегического планирования в области национальной безопасности соответствующие страны-интересанты декларирую свои оценки в области собственной национальной безопасности. В такой постановке возникает научно-методическая и научно-практическая задача – разработать экспертно-аналитическую систему формирования верифицированного перечня угроз национальной безопасности Российской Федерации на среднесрочную и долгосрочную перспективу в условиях взаимозависимости и взаимообусловленности международных отношений, а также оценить объективность полученных результатов.

Современная практика сравнительного анализа насчитывает ряд методологических подходов для выявления уровня позиционирования государства в глобальном мировом сообществе. Как известно, основные уровни методологии политических исследований сложились постепенно на этапах развития политической мысли, так:

до XIX века – классический метод, связанный в основном с дедуктивным, логико-философским и морально-аксиологическим подходами;

XIX- начало XX века – институциональный период, в котором преимущество отдается историко-сравнительному и нормативно-институциональному подходам;

20-70 годы XX века – бихевиористский период внедрения в практику количественный методов оценки политического явления;

последняя треть XX века – начало постбихевиористкого периода, который характеризуется сочетанием методов предшествующих периодов.

Институциональный метод характеризуется стремлением выявить влияние политических институтов (парламент, правительство, политические и иные партии, избирательные процедуры, механизм разделения властей, конституционное устройство и др.) на устойчивое развитие общества – анализ строится исходя из сложившихся и общепризнанных политических форм.

Сравнительный (компаративный) метод заключается в сопоставлении двух и более объектов с целью выявления либо их общих черт и установления подобия, либо определения признаков, по которым они различаются. В качестве объектов сравнительного анализа могут выступать политическая система в целом либо ее формы, типы и разновидности. Сюда же относятся – государственные институты, законодательные органы, партии, партийные и избирательные системы, официальные социально-экономические парадигмы, а также концептуальные и доктринальные положения по укреплению общественных отношений и становлению государственности. Следовательно, решение задачипо формированию верифицированного перечня угроз национальной безопасности Российской Федерации на долгосрочную перспективу в условиях глобализации международных отношений путем использования соответствующего методического аппарата сравнительного анализа основ стратегического планирования в области национальной безопасности представляется оригинальным политологическим подходом.

Общий замысел экспертно-аналитического аппарата сравнительного анализа основ стратегического планирования в области национальной безопасностиможет быть представлен таким образом:

во-первых, выбирается базовый документ стратегического планирования в области национальной безопасности (в частности, Стратегия национальной безопасности Российской Федерации);

во-вторых, выполняется декомпозиция базового документа стратегического планирования в области национальной безопасности на ключевые признаки или структурные элементы (структурный элемент текста документа стратегического планирования представляет собой такую структурно-смысловую единицу текста, которая, исходя из соображений семантики, является конечной, а исходя из морфологии документа – делима; ключевой признак – такая структурно-смысловая единица текста, которая исходя из соображений семантики и морфологии документа – конечна и неделима. Ключевой признак документа стратегического планирования представляет собой структурный раздел (совокупность структурных элементов), отражающий общее свойство документа стратегического планирования в области национальной безопасности);

в-третьих, производится соответствующая декомпозиция сравниваемого с базовым документа стратегического планирования в области национальной безопасности;

в-четвертых, проводится сопоставление параметров (ключевых признаков и структурных элементов) с аналогичными (либо близкими к этому) параметрам сравниваемого документа стратегического планирования в области национальной безопасности;

в-пятых, выполняется сравнительный синтезе оценок и формулируются частные и общие выводов сравнительного анализа выбранных документов стратегического планирования в области национальной безопасности в виде угроз национальной безопасности Российской Федерации на заданный горизонт планирования;

в-шестых, проводится оценка качества полученных результатов сравнительного комплексного анализа выбранных документов стратегического планирования в области национальной безопасности, включая верификацию перечня угроз национальной безопасности Российской Федерации на соответствующий горизонт планирования.

Выявление в каждом из анализируемых документов стратегического планирования в области национальной безопасности основных параметров (ключевых признаков и структурных элементов)осуществляется с использованием методов структурно-морфологического анализа. Структурно-морфологический анализ – выявление внутреннего состава документа стратегического планирования в области национальной безопасности, т.е. выявление с охранением их функциональности базовых параметров (ключевых признаков, структурных элементов) в каждом из исследуемых документов стратегического планирования. Основу реализации общего замысла экспертно-аналитического аппарата сравнительного анализа основ стратегического планирования в области национальной безопасности составляют следующие базовые гипотезы:

гипотеза А– предположим, что перечень угроз национальной безопасности, составленный для стран, имеющих аутентичный вектор устойчивогоразвития, является инвариантным по отношению к стране-аналогу, то есть перечень угроз национальной безопасности верифицирован в пределах соответствующего кластера стран. Под устойчивым развитием государства будем понимать рациональную и комплексную сбалансированность задач социально-экономического развития и задач укрепления национальной безопасности страны;

гипотеза В– предположим, что перечень угроз национальной безопасности, составленный для стран, принадлежащих разным кластерам, но имеющих в целом совпадающий вектор устойчивого развития, является для них общим, т.е. перечень угроз национальной безопасности верифицирован по основанию – стратегические национальные интересы Российской Федерации;

гипотеза С– предположим, что перечень угроз национальной безопасности, составленный для стран, принадлежащих к разным кластерам и имеющих разнонаправленный по отношению к России вектор устойчивого развития, имеет упреждающий характер в рамках партнерских отношений, т.е. перечень угроз национальной безопасности верифицирован по основанию – геополитические интересы Российской Федерации.

Экспертно-аналитическая система сравнительного анализа основ стратегического планирования в области национальной безопасности опирается на ключевое предположение о том, что если уровень декомпозиции базового документа стратегического планирования на ключевые признаки и структурные элементы конечен (то есть они морфологически и семантически неделимы), тогда гипотезы А, В, С – нефальсифицируемы (т.е. научны и методологически верны). В свою очередь обобщенная оценка объективности сравнительного анализа основ стратегического планирования в области национальной безопасности состоит в определении условий достижения объективности, критериев объективности, а также показателей объективности в виде соответствующей математической модели.

Основными условиями достижения объективности сравнительного анализа основ стратегического планирования в области национальной безопасности являются:

первое условие – качественная и конечная декомпозиция базового и сравниваемого документов стратегического планирования в области национальной безопасности;

второе условие –сравнительный анализ документов стратегического планирования в области национальной безопасности проводится с учетом конкретных исторических, геополитических и социально-экономических условий развития соответствующих государств;

третье условие – главная цель сравнительного анализа документов стратегического планирования в области национальной безопасности заключается выявление верифицированного перечня угроз национальной безопасности путем сравнительного синтеза оценок сравнения.

Основными критериями объективности сравнительного анализа основ стратегического планирования в области национальной безопасности являются:

ключевой критерий – практическая востребованность полученных результатов в интересах организации информационно-аналитической поддержки в первую очередь деятельности заинтересованных структур и органов исполнительной власти, входящих в систему обеспечения национальной безопасности;

первый дополнительный критерий – соответствие полученных результатов исторической парадигме политического и социально-экономического развития соответствующего государства;

второй дополнительный критерий – соответствие полученных результатов выбранным методическим средствам и приемам;

третий дополнительный критерий – выбор и последовательность использования приемов, способов, подходов и методов определяется содержательно-сущностными параметрами сравниваемых документов стратегического планирования в области национальной безопасности.

Оценка объективности сравнительного анализа основ стратегического планирования в области национальной безопасности выполняется на основании следующей математической модели с использованием экспертных оценок. В частности, в сравниваемых документах стратегического планирования в области национальной безопасности выделяются следующие главные компоненты:

– степень соответствия стратегической целевой установке (стратегической задаче)– частный показатель качества документов стратегического планирования в области национальной безопасности в области национальной безопасности;

- степень раскрытия предметной области – частный показатель качества документа стратегического планирования в области национальной безопасности;

- степень раскрытия угроз национальной безопасности – частный показатель качества документа стратегического планирования в области национальной безопасности.

Тогда обобщенный показатель качества документа стратегического планирования в области национальной безопасности можно представить в виде суммы показателей качества главных компонент документа стратегического планирования в области национальной безопасности. Далее на основании полученного значения обобщенного показателя качества документа стратегического планирования в области национальной безопасности принимается решение относительно качества проведенного сравнительного комплексного анализа основ стратегического планирования в области национальной безопасности согласно следующей гипотезе. Допустим, что качество сравнительного анализа документов стратегического планирования в области национальной безопасности отвечает сформулированным требованиям, если результат находится в соответствующем доверительном интервале. С другой стороны оценка степени верификации угроз национальной безопасности осуществляется в предположении, что каждому стратегическому национальному приоритету соответствует некоторое количество угроз национальной безопасности, а проявление угроз национальной безопасности – суть независимые вероятностные события. При этом будем полагать, что достаточным условием удовлетворительной степени верификации угроз национальной безопасности будет неравенство, которое характеризуется попаданием вероятности воздействия угрозы на стратегический национальный приоритет в доверительный интервал, который устанавливается экспертным путем.

Таким образом, представленные подходы и предложенные рекомендации позволят создать систему стратегического анализа и планирования национальной безопасности, помогут сформировать прогнозную научно обоснованную методологическую базу принятия государственных и внешнеполитических решений, а также уточнить и расширить понятийный аппарат в области национальной безопасности при реализации комплекса мер по предупреждению и противодействию рискам социально-экономического развития государства и угрозам национальной безопасности в политической, военной, экономической и иных сферах. Показанный в статье экспертно-аналитический аппарат сравнительного анализа основ стратегического планирования в области национальной безопасности был апробирован на примере стратегий национальной безопасности России и Японии[4], а реализация методологической функции экспертно-аналитической системы анализа основ стратегического планирования в области национальной безопасности при разработке верифицированного перечня угроз национальной безопасности позволила составить макет Атласа угроз национальной безопасности Российской Федерации на долгосрочную перспективу[22]. Верифицированный по угрозам национальной безопасности и актуализируемый на регулярной основе Атлас угроз национальной безопасности Российской Федерации на долгосрочную перспективу может представлять практический интерес для работы заинтересованных структур, входящих в систему обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
Link to this article

You can simply select and copy link from below text field.


Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.