Статья 'Биобезопасность человека в условиях воздействия интенсивного низкочастотного шума и способы ее обеспечения' - журнал 'Вопросы безопасности' - NotaBene.ru
по
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > About the Journal > Requirements for publication > Editorial collegium > Peer-review process > Policy of publication. Aims & Scope. > Article retraction > Ethics > Online First Pre-Publication > Copyright & Licensing Policy > Digital archiving policy > Open Access Policy > Article Processing Charge > Article Identification Policy > Plagiarism check policy
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Back to contents
Security Issues
Reference:

Human biosafety under the conditions of intense low-frequency noise and the ways of its ensuring

Soldatov Sergei Konstantinovich

Doctor of Medicine

Leading Scientific Associate at Central Research Center of the Ministry of Defense of Russia

127083, Russia, Moscow, Petrovsko-Razumovskaya Street 12 A

gniiivm-d@yandex.ru
Other publications by this author
 

 
Zinkin Valerii Nikolaevich

Doctor of Medicine

lead research associate Central Scientific Research Institute of Russian Ministry of Defense

127083, Russia, Moscow, Petrovsko-Razumovskaya alleya St., 12-A

v.n.zinkin@yandex.ru
Other publications by this author
 

 
Dragan Sergei Pavlovich

Doctor of Technical Science

Leading Scientific Associate, State Scientific Center of the Russian Federation named after A. I. Burnazyan

123182, Russia, Moscow, Zhivopisnaya Street 46

s.p.dragan@rambler.ru
Other publications by this author
 

 

DOI:

10.7256/2409-7543.2016.1.18083

Received:

21-02-2016


Published:

31-03-2016


Abstract: The paper studies acoustic conditions and work environment at the workplaces of aviation specialists and heavy duty trucks drivers in order to reveal the peculiarities of joint effect of noise and infrasound with the purpose of developing the effective means, ways, and methods of protection against them. The simultaneous conditions of noise and infrasound at the specialists’ workplaces are considered in the article as a joint effect of the two harmful workplace factors worsening the working conditions and promoting the increase of chronic and work-related diseases. The research methodology combines the methods of hygienic studies, occupational medicine, evidentiary medicine, medical statistics, and medical acoustics. The authors conclude that under the conditions of a joint effect of noise and infrasound with the maximum spectrum in the sound range, the most frequent disease is the perceptive hearing loss (a work-related disease), and with the maximum spectrum in infrasound range – the nonspecific extracochlear pathology in the form of arterial hypertension (a work conditioned disease). The presence of frequencies of infra- and sound ranges in the spectrum of affecting noise, combined with their high level, should be taken into account when choosing the means and ways of personnel protection.


Keywords:

work safety, acoustic safety, in-plant noise, transport noise, industrial noise, harmful acoustic conditions, occupational hygiene, occupational medicine, medical acoustics, noise protection

This article written in Russian. You can find original text of the article here .
Введение

Неблагоприятное действие шума продолжает оставаться актуальной проблемой на производстве и транспорте, а доля рабочих мест, не соответствующих гигиеническим нормативам по шуму, занимает в РФ первое место среди физических факторов [1 -3].

Известно, что действие акустических колебаний, в спектре которых преобладают частоты звукового диапазона, сопровождается развитием специфической (профессиональной) клинической патологии в периферическом отделе слухового анализатора в виде нейросенсорной тугоухости (НСТ) и неспецифической (производственно обусловленной) патологии в виде артериальной гипертензии, вегетососудистой дистонии [4, 5]. В настоящее время накоплено достаточно убедительных данных об особенностях действия инфразвука (ИЗ) на организм человека. Установлено, что он способствует формированию у работников заболеваний органов дыхания, сердечно-сосудистой и нервной систем, а также и органа слуха [4, 6, 7].

Зачастую производственный шум имеет сложный спектральный состав. Учитывая, что в патогенезе неблагоприятного действия интенсивного низкочастотного шума и ИЗ имеется много общего, можно прогнозировать, что одновременное действие разных акустических диапазонов может сопровождаться изменением (модификацией) клинических проявлений шумовой патологии. Целенаправленных научных исследований в этом направлении не проводилось. Одновременное действие шума и ИЗ представляет не только научный интерес, но и имеет больше практическое значение, так как такое сочетание имеет широкое распространение в промышленности и, особенно, на транспорте (авиационном, железнодорожном, морском и т.д.). Это обусловлено, как правило, наличием нескольких источников шума, высокой энерговооруженностью и крупными габаритами транспортных средств.

Поэтому весьма актуальными является проведение исследований акустической обстановки и условий труда на рабочих местах авиационных специалистов и водителей тяжелых грузовиков для выявления особенностей сочетанного действия шума и ИЗ в интересах разработки эффективных средств, способов и методов защиты от них.

Характеристика акустической обстановки на рабочих местах авиационных специалистов и водителей тяжелых грузовиков

Было проведено исследование акустической обстановки и условий труда на рабочих местах в двух профессиональных группах: инженерно-технический состав авиации (ИТС) и водители тяжелых грузовиков. Измерения шума и ИЗ выполняли в соответствии с требованиями ГОСТ 12.1.050-86 и СН 2.2.4/2.1.8-95 [8 - 10]. Для регистрации акустических сигналов использовали следующую аппаратуру: конденсаторные микрофоны фирмы «Брюль и Къер» тип 4193 и ВМК-201; прецизионный интегрирующий шумомер фирмы «Брюль и Къер» тип 2250; цифровой регистратор «Gitac А-320» в комплекте с 16-канальным АЦП «Dark-card-16 EM1». Замеры проводили на рабочих местах ИТС при подготовке летательных аппаратов (самолетов, вертолетов) к полетам на аэродроме и в кабинах водителей тяжелых грузовиков.

Результаты измерения уровня звукового давления (УЗД) в октавных полосах со среднегеометрическими частотами от 2 до 8000 Гц представлены в табл. 1.

Таблица 1 – Уровни звукового давления на рабочих местах обследуемых

Среднегеометрические

частоты октавных

полос, Гц

Уровни шума, дБ

Группа обследуемых

ПДУ

ИТС

Водители

2

96–104

66–110

100

4

95–112

65–108

95

8

96–113

69–113

90

16

96–112

70–106

85

31,5

96–116

71–99

107

63

97–118

68–97

95

125

98–121

65–86

87

250

101–123

64–87

82

500

102–126

62–90

78

1000

101–127

55–83

75

2000

103–127

53–83

73

4000

101–128

55–83

71

8000

97–123

48–79

69

Примечание: Полужирным шрифтом выделены значения, превышающие ПДУ.

Показано, что УЗД на рабочих местах ИТС в инфразвуковом диапазоне колебались от 95 до 113 дБ, а у водителей – от 65 до 113 дБ. Во всех случаях максимальные выявленные значения этого показателя превышали предельно допустимый уровень (ПДУ) в октавных полосах 2–16 Гц. Минимальные значения УЗД на рабочих местах водителей были ниже ПДУ, а у ИТС они были равны или превышали допустимые значения.

В звуковом (слышимом) диапазоне УЗД на рабочих местах ИТС колебались от 96 до 128 дБ и были выше, чем в области инфразвука (табл. 1), превышая ПДУ практически во всех октавных полосах на 2–46 дБ. На рабочих местах водителей значения этого показателя изменялись в диапазоне от 53 до 99 дБ и были ниже, чем в области инфразвука.

На рабочих местах ИТС при подготовке летательных аппаратов к вылету уровень шума изменяется в зависимости от работы вспомогательного оборудования и этапа прогрева самолетного двигателя. В промежутках между выпусками самолетов ИТС находится в помещении, где уровень шума и инфразвука не превышает ПДУ. Водители тяжелых грузовиков в процессе рабочей смены находятся в кабине при работающих двигателях. Уровни шума на стоянках транспорта соответствуют минимальным значениям, приведенным в табл. 1, и существенно повышаются при движении, достигая максимальных значений при движении и открытых окнах.

С учетом циклограмм выполнения профессиональной деятельности проведены расчеты эквивалентного уровня звука на рабочих местах ИТС и водителей (табл. 2).

Таблица 2 – Диапазон колебания интегральных показателей акустической обстановки на рабочих местах

Специальность

Эквивалентный уровень звука, дБА

Общий эквивалентный УЗД, дБ Лин

Максимум УЗД, дБ

Октавные полосы, УЗД в которых превышает ПДУ, Гц

ИТС

94–120 (107)

117–129 (123)

119–128

125–8000

Водители

70–90 (80)

77–113 (98)

90–113

2–16

ПДУ

80

100

Примечание: В скобках показаны средние значения акустических показателей, а полужирным шрифтом выделены значения, превышающие ПДУ.

Эквивалентный уровень звука на рабочих местах ИТС колебался от 94 до 120 дБА и был выше ПДУ на 14–40 дБА, а у водителей он был существенно ниже (70–90 дБА), и только максимальные значения его превышали допустимых значений до 10 дБА (табл. 2). Общий эквивалентный УЗД на рабочих местах ИТС колебался от 117 до 129 дБ Лин и был выше ПДУ на 17–29 дБ Лин, у водителей УЗД достигал лишь 77–113 дБ Лин, максимальные значения его превышали допустимые значения до 13 дБ Лин. На рабочих местах ИТС максимумом УЗД приходился практически на все октавные частоты звукового диапазона, а у водителей – на инфразвуковой диапазон.

Таким образом, ИТС и водители на своих рабочих местах подвергаются сочетанному воздействию двух вредных факторов – непостоянного широкополосного шума и ИЗ. У ИТС уровни шума и ИЗ достигают высокоинтенсивных значений, так как УЗД превышают 100 дБ практически во всех октавных полосах частот, с максимумом акустического спектра в области звукового диапазона от низких до высоких частот. На водителей действует интенсивный шум (УЗД в октавных полосах звукового диапазона не превышают 100 дБ) и высокоинтенсивный инфразвук (УЗД в октавных полосах инфразвукового диапазона превышает 100 дБ) с максимумом акустического спектра в области инфразвуковых частот.

Гигиеническая оценка условий труда

При оценке условий труда на рабочих местах руководствовались требованиями Руководства Р 2.2.2006-05 [11]. Расчет статистических показателей профессионального риска по данным заболеваемости проведен с учетом соответствующих рекомендаций [12].

Гигиеническая оценка рабочей среды ИТС показала, что условия труда этих специалистов относятся к вредным и опасным. Так, уровни шума превышают ПДУ на 14–40 дБА, поэтому условия труда по шуму соответствуют классам 3.2–4, по ИЗ (превышение ПДУ на 17–29 дБ Лин) – классам 3.3–4. Условия труда водителей квалифицируются как допустимые и вредные: превышение ПДУ шума до 10 дБА (классы 2–3.2), превышение ПДУ ИЗ до 13 дБ Лин (классы 2–3.3). Следовательно, на рабочих местах ИТС шум и ИЗ являются более значимым неблагоприятным фактором по сравнению с водителями.

Способы защиты от интенсивного низкочастотного шума

В соответствии с требованиями по технике безопасности на рабочих местах, где не удается добиться снижения шума до ПДУ техническими средствами или это невозможно по технико-эксплуатационным соображениям, следует применять средства индивидуальной защиты (СИЗ) от шума. Основное предназначение последних – перекрыть пути проникновения акустических колебаний в организм. Между тем количество работающих, страдающих от неблагоприятного воздействия шума, не уменьшается. Одной из ведущих причин этому является недостаточная эффективность существующих СИЗ от шума и отсутствие таковых для ИЗ.

Выбор СИЗ от шума рекомендуется производить применительно к характеру спектра и уровню шума на рабочих местах. Для защиты органа слуха от шума до 100 дБА необходимо использовать один из типов противошумов: втулки, вкладыши, тампоны или наушники. При уровнях свыше 100 дБА для защиты органа слуха целесообразно применять противошумные наушники в комбинации с другими типами противошумов. Перечисленные СИЗ предназначены для защиты органа слуха от средне- и высокочастотных звуков, так как именно в диапазоне частот от 1 кГц до 8 кГц табельные противошумы обеспечивают ослабления звука на 20–40 дБ. На частотах ниже 500 Гц многие наушники и вкладыши малоэффективны (ослабление звука не превышает 0–15 дБ), а значит, они не полностью защищают работающих от неблагоприятного действия интенсивного низкочастотного шума [13].

При уровнях шума свыше 110 дБА необходима защита не только органа слуха, но и головы, чтобы обеспечить уменьшение влияния высокоинтенсивного шума на костный путь проведения звука. Поэтому рекомендуют использовать дополнительно противошумный шлем.

При уровнях шума свыше 125 дБА необходима защита не только органа слуха и головы, но и грудной клетки, и брюшной полости, чтобы обеспечить их защиту от «воздушной вибрации». С этой целью следует дополнительно использовать противовибрационные средства (ботинки и пояса) и противошумный костюм [14]. Однако последнее СИЗ от шума отсутствует, если не считать упоминание о нем в ГОСТ 12.1.029-80 и некоторых публикациях.

В настоящее время защита от авиационного шума представляет большую проблему, что обусловлено его акустическими особенностями. Во-первых, авиационный шум широкополосный и представлен во всем частотном звуковом диапазоне с максимумом уровня звукового давления в области средних и высоких частот. Во-вторых, проблема защиты усугубляется наличием в спектре его низкочастотных составляющих и ИЗ, обладающих высокой проникающей способностью и оказывающих влияние на организм человека как через слуховой анализатор, так и за счет непосредственного (прямого) воздействия на все органы и ткани. В связи с отсутствием СИЗ от ИЗ при действии авиационного шума, в спектре которого инфразвуковые частоты превышает УЗД 100 дБ, рекомендуется использовать комбинацию противошумов для органа слуха, головы и тела [14].

Важная роль в обеспечении защиты персонала на рабочих местах от высокоинтенсивного шума (уровнем свыше 110-125 дБА), наряду с использованием СИЗ, принадлежит организационно-техническим мероприятиям по оптимизации условий профессиональной деятельности (применение коллективных средств защиты, снижение продолжительности пребывания в зоне шума, чередование периодов работы с отдыхом и др.) [15]. Необходимо учитывать, что периоды работы, связанные с обслуживанием производственного оборудования («активный период акустической нагрузки»), чередуются с деятельностью, не связанной с обслуживанием источников шума («пассивный период акустической нагрузки»). В это время важно создать комфортные акустические условия и можно проводить реабилитационные мероприятия.

Таким образом, использование СИЗ от шума является наиболее эффективным способом борьбы с авиационным шумом, поскольку защита органа слуха предупреждает развитие НСТ и нарушения в других органах и системах организма. Выбор СИЗ от шума должен производиться на основании гигиенической оценки акустической обстановки на рабочих местах авиационных специалистов. Отсутствие эффективных табельных средств коллективной и индивидуальной защиты от авиационного шума и ИЗ требует проведения дальнейших исследований в этом направлении с целью разработки новых средств, способов и методов защиты.

Заключение

Одновременное наличие шума и инфразвука на рабочих местах специалистов необходимо рассматривать как сочетанное воздействие двух вредных производственных факторов, способствующих ухудшению условий труда и обусловливающих увеличение хронических и профессиональных заболеваний.

Сочетанное действие шума и инфразвука вызывает у работающих заболевания, характерные как для шума, так для инфразвука, что указывает на суммирование вредного действия этих физических факторов и приводит к снижению восприятия звуков практически во всем диапазоне исследуемых частот. Вероятность развития патологии органа слуха выше значений, установленных ISO 1999:1990, также указывает на потенцирующий эффект неблагоприятного действия этих физических факторов.

При сочетанном действии шума и инфразвука с максимумом спектра в области звукового диапазона наиболее часто развивается нейросенсорная тугоухость (профессиональное заболевание), а при максимуме спектра в инфразвуковом диапазоне - неспецифическая экстракохлеарная патология в виде артериальной гипертензии (производственно обусловленное заболевание).

Наличие частот инфра- и звукового диапазонов в спектре воздействующего шума в сочетании с высоким их уровнем должно быть учтено при выборе средств и способов защиты: при уровне шума до 100 дБА целесообразно использовать противошумные наушники для защиты органа слуха, свыше 100 дБА – комбинацию противошумов для защиты органа слуха, свыше 110 дБА – комбинацию СИЗ органа слуха и головы, свыше 125 дБА – комбинацию противошумов для защиты органа слуха, головы и тела.

References
1. Soldatov S.K., Zinkin V.N., Bogomolov A.V., Kukushkin Yu.A. Chelovek i aviatsionnyi shum // Bezopasnost' zhiznedeyatel'nosti. 2012. № 9 (prilozhenie). 24 s.
2. Zinkin V.N., Kukushkin Yu.A., Bogomolov A.V., Soldatov S.K., Alekseenko M.S. Issledovanie effektivnosti sredstv individual'noi i kollektivnoi zashchity ot shuma na osnove otsenki potentsial'noi nenadezhnosti professional'noi deyatel'nosti aviatsionnykh spetsialistov // Bezopasnost' zhiznedeyatel'nosti. 2010. № 11. S. 2-6.
3. O sanitarno–epidemiologicheskoi obstanovke v Rossiiskoi Federatsii v 2009 godu: Gosudarstvennyi doklad. M.: Federal'nyi tsentr gigieny i epidemiologii Rospotrebnadzora, 2010. 456 s.
4. Zinkin V.N., Bogomolov A.V., Eremin G.I., Dragan S.P. Tekhnologiya issledovaniya akusticheskoi effektivnosti sredstv zashchity ot nizkochastotnogo shuma i infrazvuka // Mir izmerenii. 2011. № 10. S. 40-45.
5. Kirii S.V., Kukushkin Yu.A., Bogomolov A.V., Soldatov S.K., Shcherbakov S.A., Zinkin V.N., Shishov A.A. Metodika otsenivaniya umstvennoi rabotosposobnosti i nadezhnosti professional'noi deyatel'nosti spetsialistov, podvergayushchikhsya vozdeistviyu aviatsionnogo shuma // Biomeditsinskaya radioelektronika. 2008. № 1-2. S. 50-56.
6. Zinkin V.N., Bogomolov A.V., Dragan S.P., Akhmetzyanov I.M. Analiz riskov zdorov'yu, obuslovlennykh sochetannym deistviem shuma i infrazvuka // Problemy analiza riska. 2011. T. 8. № 4. S. 82-92.
7. Zinkin V.N., Soldatov S.K., Bogomolov A.V., Kukushkin Yu.A., Akhmetzyanov I.M., Sheshegov P.M. Riski zdorov'yu, obuslovlennye kumulyativnym deistviem aviatsionnogo shuma, i meropriyatiya po bor'be s nim // Problemy bezopasnosti i chrezvychainykh situatsii. 2011. № 1. S. 80-88.
8. GOST 12.1.050–86. Metody izmereniya shuma na rabochikh mestakh.
9. Soldatov S.K., Bogomolov A.V., Dragan S.P., Kukushkin Yu.A. Sredstva i metody personifitsirovannogo akusticheskogo monitoringa // Gazovaya promyshlennost'. 2015. № 7 (725). S. 79-81.
10. SN 2.2.4/2.1.8–95. Gigienicheskaya otsenka fizicheskikh faktorov proizvodstvennoi i okruzhayushchei sredy.
11. R 2.2.2006-05. Rukovodstvo po gigienicheskoi otsenke faktorov rabochei sredy i trudovogo protsessa. Kriterii i klassifikatsiya uslovii truda. Utverzhdeno Glavnym gosudarstvennym sanitarnym vrachom Rossiiskoi Federatsii 29 iyulya 2005 g. Vvedeno v deistvie s 1 noyabrya 2005 g. M.: Dean, 2006. 240 s.
12. Metodicheskie rekomendatsii po otsenke professional'nogo riska po dannym periodicheskikh meditsinskikh osmotrov. / Pod red. N.F.Izmerova. M.: NII meditsiny truda RAMN, 2006. 17 s.
13. Dragan S.P., Zinkin V.N., Bogomolov A.V., Soldatov S.K., Drozdov S.V. Akusticheskaya effektivnost' sredstv zashchity ot shuma // Meditsinskaya tekhnika. 2013. № 3. S. 34-36.
14. Soldatov S.K. Sredstva i metody zashchity ot aviatsionnogo shuma: sostoyanie i perspektivy razvitiya / S.K.Soldatov [i dr.] // Aviakosmicheskaya i ekologicheskaya meditsina. 2011. T. 45. № 5. S. 3-11.
15. Shcherbakov S.A., Kirii S.V., Kukushkin Yu.A., Soldatov S.K., Bogomolov A.V., Zinkin V.N., Shishov A.A., Pereborov A.A. Rezul'taty issledovanii akusticheskoi obstanovki na rabochikh mestakh inzhenerno-tekhnicheskogo sostava aviatsii // Problemy bezopasnosti poletov. 2007. № 3. S. 27.
16. Zinkin V.N., Soldatov S.K., Bogomolov A.V., Kukushkin Yu.A., Akhmetzyanov I.M., Sheshegov P.M. Aviatsionnyi shum kak faktor ekologo-sotsial'nogo neblagopoluchiya // Problemy bezopasnosti poletov. 2010. № 10. S. 3-13.
17. Shcherbakov S.A., Kukushkin Yu.A., Soldatov S.K., Bogomolov A.V., Zinkin B.N., Shishov A.A., Kirii S.V. Metodicheskoe obespechenie i rezul'taty issledovaniya akusticheskoi obstanovki na rabochikh mestakh spetsialistov, podvergayushchikhsya vozdeistviyu aviatsionnogo shuma // Biomeditsinskaya radioelektronika. 2007. № 12. S. 21-27.
18. Zinkin V.N., Soldatov S.K., Bogomolov A.V., Dragan S.P. Aktual'nye problemy zashchity naseleniya ot nizkochastotnogo shuma i infrazvuka // Tekhnologii grazhdanskoi bezopasnosti. 2015. T. 12. № 1. S. 90-96.
19. Dragan S.P., Soldatov S.K., Bogomolov A.V., Drozdov S.V., Polyakov N.M. Otsenka akusticheskoi effektivnosti sredstv individual'noi zashchity ot ekstraaural'nogo vozdeistviya aviatsionnogo shuma // Aviakosmicheskaya i ekologicheskaya meditsina. 2013. T. 47. № 5. S. 21-26.
20. Simukhin V.V., Vorona A.A., Bogomolov A.V., Kukushkin Yu.A., Ryzhenkov S.P. Mediko-biologicheskie effekty impul'snykh shumov i osobennosti ikh gigienicheskogo normirovaniya // Bezopasnost' v tekhnosfere. 2012. № 6. S. 36-43.
21. Zinkin V.N., Soldatov S.K., Kukushkin Yu.A., Afanas'ev R.V., Bogomolov A.V., Akhmetzyanov I.M., Svidovyi V.I., Pirozhkov M.V. Gigienicheskaya otsenka uslovii truda rabotnikov "shumovykh" professii aviaremontnykh zavodov // Meditsina truda i promyshlennaya ekologiya. 2008. № 4. S. 40-42
Link to this article

You can simply select and copy link from below text field.


Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.