Статья 'Стратегические оценки экономической безопасности стран БРИКС (энергетический вектор) ' - журнал 'Вопросы безопасности' - NotaBene.ru
по
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > About the Journal > Requirements for publication > Editorial collegium > Peer-review process > Policy of publication. Aims & Scope. > Article retraction > Ethics > Online First Pre-Publication > Copyright & Licensing Policy > Digital archiving policy > Open Access Policy > Article Processing Charge > Article Identification Policy > Plagiarism check policy
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Back to contents
Security Issues
Reference:

Strategic assessment of the economic security of the BRICS-member states (energy vector)

Anikin Vladimir Ivanovich

Doctor of Economics

Professor, the department of Public Administration and National Security, Diplomatic Academy of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation

119992 Russia, Moscow, Ostozhenka Street 53/2, office #220

kafgunb@mail.ru
Other publications by this author
 

 

DOI:

10.7256/2409-7543.2014.6.14761

Received:

09-03-2015


Published:

23-03-2015


Abstract: The article presents the relevant aspects of economic and energy security of the BRICS countries and shows an urgent need to assess the strategic development and interaction of these economies. It is noted that the rising tensions within the international community and the general instability of the political situation, the aggravation of contradictions in the world's financial, energy centers and regions, have caused the urgent need for reforms both in the system of global governance in the world under the auspices of the UN and in the financial and economic system. The author notes that under these circumstances the creation, establishment and further development of the BRICS group is evaluated as an adequate response to the existing imbalance of powers on the world stage, elimination of contradictions and concentration of common efforts of these countries in the first place in the general economic and energy spheres. Using various methods of comparative analysis and ratings the author shows that since 2008 the pace of economic development of the BRICS countries has been slowing down, but at the same time every year the cooperation between these countries enters a new high-quality format, and aiming at the improvement of the states' energy efficiency and diversification of energy sources triggered by climate change are largely determined by the importance of energy security provision on the basis of renewable energy sources. The author concludes that the BRICS countries are and will remain among the major players on the global energy field, and today the interaction in the sphere of BRICS energy is bilateral but irregular in the degree of development of connections, which is also determined by the varying need for access to energy resources of each country to ensure energy security of the member-states.


Keywords:

strategic assessments, foreign policy, geo-economic instability, geopolitics, economic security, energy security, BRICS, energy efficiency, power imbalances, Energy Association BRICS

This article written in Russian. You can find original text of the article here .

В рамках межгосударственных отношений принято выделять экономические аспекты национальной и международной безопасности, причем в российской науке данная проблема разработана достаточно глубоко и независимо от западных исследователей. Принципиальное различие между отечественной и западной «школами» экономической безопасности заключается в более узкой и конкретной трактовке западными специалистами термина «безопасность» государства. В контексте биполярного противостояния сверхдержав главная теоретическая проблема с точки зрения «международных экономических аспектов безопасности» состоит в поиске оптимального соотношения между объемами и структурой расходов на оборону, с одной стороны, и экономической эффективностью и конкурентоспособностью национальной экономики, с другой [1],[2],[3],[4].

Проводимая в настоящее время экономическая, финансовая и энергетическая политика США и ведущих стран Запада привела к росту напряженности в мировом сообществе, нестабильности общей политической ситуации в Европе, обострению противоречий в мировых финансовых, энергетических центрах и регионах. Она вызывает настоятельную, жизненную необходимость проведения реформ как в системе глобального управления в мире под эгидой ООН, так и в финансово-экономической системе, речь идет, прежде всего, о реформе МВФ и Всемирного банка.

В современных условиях геополитической и геоэкономической нестабильности, когда негативные последствия регулярно повторяющихся экономических и финансовых кризисов, очевидная уязвимость экономик перед лицом глобальных катастроф, неустойчивость мировой финансовой системы вышли на уровень реальной экономической угрозы для каждой страны – все это подчеркнуло и придало новый смысл и актуальность понятию «экономическая безопасность». Естественно, что в этих условиях создание, становление и развитие группы стран БРИКС оценивается как достойный ответ к сложившемуся дисбалансу сил, устранению противоречий и концентрации общих усилий стран в первую очередь на экономическом направлении (концепте).

Экономическая безопас­ность (в том числе ее энергетические аспекты) представляет особый интерес в свете ин­теграционных процессов как характерной черты развития современных международных эконо­мических отношений, как тесная взаимосвязь экономических, политических, внутренних и внешних интересов. Все пять стран-участниц БРИКС объединяет не только сходство интересов и общность вызовов, в первую очередь, ускорения модернизации во всех сферах деятельности, но и взаимодополняющий характер экономических комплексов, природных, технологических и интеллектуальных ресурсов всех пяти стран. Концепция БРИКС возникла не как дипломатическая, а как рыночная инициатива и, представляя собой управление с позиции модной «мягкой силы», площадка БРИКС позволяет обсуждать разнообразные и эклектичные по существу проблемы, несмотря на наличие в каждой стране собственной политической повестки дня. Благодаря БРИКС «Большая двадцатка» (G20) становится важнейшим механизмом изменений в мировой экономике и политике, имея ввиду серьезные перспективы его расширения по структуре и экономическому потенциалу, включая энергетический В странах БРИКС объем потребления энергии (4620 млн. т н.э.) несколько меньше объема производства (4700млн. т н.э), что дает возможность самообеспечения энергией за счет внутренних взаимных поставок. По группе стран G7 аналогичные цифры - ( 3625 млн. т н.э.) и (2667 млн. т н.э) свидетельствуют о 36% дефиците энергии, требующем значительного объема импорта энергии. Более того в результате закрытия АЭС Германии и Японии дефицит энергии возрастет, перекрыть его увеличением добычи сланцевого газа вряд ли реально по экологическим ограничениям.

Восходящая по развитию дюжина стран (Рис.1,табл.1) выступает как чистый экспортер энергии, особенно Россия (80% к собственному потреблению энергии), Индонезия (89%), Иран (67%), Вьетнам (9%) и Мексика (23%). В то же время ряд стран являются чистыми импортерами энергии ( Индия – 28%, Китай – 11%, Республика Корея – 82%, Турция – 71%) причем импорт будет нарастать. Значительные объемы мировой природной ренты сейчас получают Россия, Индонезия, Иран, Вьетнам. Однако в перспективе, при опережающих темпах экономического роста и исчерпании месторождений, масштабы экспорта энергии и ренты будут сокращаться, а потребность в импорте нарастать. Это характерно в целом для всех групп стран и явится основой в дальнейшем для глобального энергетического и экологического сотрудничества с разработкой долгосрочной стратегии, в том числе при освоении энергоресурсов Арктики и мировых океанов. Объем мировой природной ренты достигал в международной торговле природными ресурсами по оценкам Всемирного банка 5,1% мирового ВВП (3 трлн 718 млрд долл.) в 2012 году. Россия, Бразилия, ЮАР получают значительный ресурс развития за счет поступлений мировой ренты.

Опыт кризиса 2008 года, ситуация 2014-2015 гг. с введением значительного объема санкций со стороны США и стран ЕС выявили высокую уязвимость российской экономики от мирового финансового рынка, дискриминационное регулирование, включая занижение кредитных рейтингов, предъявление особых требований по открытости внутреннего рынка и соблюдению финансовых ограничений, навязывание механизмов неэквивалентного внешнеэкономического обмена, в которых Россия ежегодно теряет около 100 млрд. долл. В том числе, около 60 млрд. долл. уходит из страны в форме сальдо по доходам от иностранных кредитов и инвестиций и около 50 млрд. долл. составляет нелегальная утечка капитала (По данным ЦБ отток капитала из России составил в 2012 году ~ 57 млрд. долл., в 2013 ~ 62,7 млрд. долл., в 2014 году – 151,5 млрд. долл.).Накопленный объем последнего достиг 0,5 трлн. долл., что в сумме с прямыми иностранными инвестициями российских резидентов составляет около 1 трлн. долл. вывезенного капитала.

Таблица 1. Энергоэкологическая динамика потребления энергии и изменения выбросов СО2 различных групп стран мира в 1990-2012 гг. [5]

Потребление энергии

Чистый экспорт энергии в % к потреблению

Выбросы СО2

Мировая природная рента, % к ВВП

млн т

нефтяного эквивалента

на душу населения, кг нефтяного эквивалента

млн т

на душу населения, т

1990

2011

1990

2011

1990

2011

1990

2010

1990

2010

2012

Мир

8574

12716

1665

1890

-3

-3

22223

33615

4,2

4,9

5,1

1. Китай

871

2728

767

2029

1

-11

2461

8287

2,2

6,2

5,8

2. Индия

317

749

365

414

-8

-28

691

2009

0,8

1,7

5,6

3. Россия

879

731

5929

5113

47

80

2140

1741

14,4

12,2

18,7

4. Бразилия

140

270

937

1371

-26

-8

209

420

1,4

2,2

6,3

5. ЮАР

91

141

2584

2741

26

15

334

460

9,5

9,0

7,9

6. Индонезия

99

212

552

857

71

89

150

434

0,8

1,8

7,1

7. Иран

69

212

1230

2813

171

87

211

272

3,7

8,7

24,5

8. Турция

53

112

975

539

-51

-69

151

298

2,8

4,0

0,5

9. Республика Корея

93

250

2171

5232

-76

-82

247

568

5,8

11,5

0,1

10. Вьетнам

24

64

368

745

20

20

21

127

0,3

1,5

10,4

11. Мексика

122

174

1453

1559

59

26

326

476

3,9

4,3

7,3

12. Аргентина

46

80

1419

1967

5

-4

113

181

3,5

4,5

5,7

А. Страны со средними доходами,

(% к миру)

2982

(35)

6183

(49)

821

(49)

1280

(68)

18

(-)

8

(-)

7159

(32,2)

16555

(49,2)

2,9

(69)

3,4

(69)

8,7

(171)

13. США

1915

2191

7672

7032

-14

-19

4768

5433

19,1

17,6

0,1

14. Канада

276

409

7505

7333

31

62

450

499

16,2

14,7

4,5

15. Германия

351

312

4421

3811

-47

-60

930

745

11,6

9,1

0,2

16. Великобритания

206

188

3597

2973

1

-31

571

494

7,9

8,5

1,2

17. Франция

224

263

3835

3869

-50

-46

399

361

6,8

5,6

0,2

18. Италия

147

167

2584

2819

-83

-81

418

407

7,4

6,9

0,2

19. Япония

439

462

3556

3610

-83

-89

1095

1171

8,9

9,2

0,0

20. Испания

90

126

2319

2686

-62

-75

219

217

5,6

5,8

0,2

21. Нидерланды

66

77

4393

4638

-8

-17

163

182

10,9

11,0

1,0

22. Швеция

47

49

5515

6140

-37

-34

51

53

60

56

1,1

23. Польша

103

101

2705

2609

1

-32

367

317

9,6

8,3

1,9

24. Австралия

83

123

5053

5501

83

147

297

399

16,8

16,9

8,0

Б. Страны с высокими доходами,

(% к миру)

5436

(63)

6300

(50)

4776

(287)

4877

(255)

-5

(-)

-1

(-)

13510

(60,8)

14902

(44,3)

11,9

(283)

11,6

(337)

3,4

(67)

Отношение

А к Б, %

55

98

17

20

-

-

53

111,1

24,4

29,3

256

Источник: 2014 World Development Indicators. Washington: The World Bank, 2014.

Составные элементы внешнеэкономической безопасности определены в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года [6]. К главным стратегическим рискам и угрозам (согласно статье 55) относятся шесть основных элементов:

  1. сохранение экспортно-сырьевой модели развития национальной экономики;
  2. снижение конкурентоспособности и высокая зависимость ее важнейших сфер от внешнеэкономической конъюнктуры;
  3. потеря контроля над национальными ресурсами;
  4. ухудшение состояния сырьевой базы промышленности и энергетики, неравномерное развитие регионов и прогрессирующая трудонедостаточность;
  5. низкая устойчивость и защищенность национальной финансовой системы;
  6. сохранение условий для коррупции и криминализации хозяйственно-финансовых отношений, а также незаконной миграции.

В западных подходах ключевыми являются экономические стратегии, в которых глобализационные экономические процессы предстают как один из основных механизмов межгосударственной конкурентной борьбы и экспансии. На практике экономическое измерение национальной безопасности, как правило, рассматривают через призму внешней торговли государства и ее роли. Зависимость от импорта товаров и услуг может восприниматься как признак внешней «уязвимости» государства. Здесь необходимо выделить три важнейших международных аспекта экономической безопасности:

  • импортные поставки «жизненно важных» товаров – продовольствия, энергоносителей, «стратегического сырья»;
  • импорт высокотехнологичной продукции и прогрессивных технологий;
  • военные виды продукции и вооружения.

Необходимо обратить внимание на различие подходов к трактовке понятия «экономическая безопасность» в США и Японии, когда традиционная «безопасность поставок» рассматривается только с точки зрения внешних угроз, в то время как важнейшая азиатская держава – Китай – в качестве приоритетов выделяет два показателя - конкурентоспособность и независимый экономический суверенитет. Причем на первом месте стоит «экономический суверенитет» и независимость в принятии внешнеполитических решений, несмотря на серьезные трудности Китая в повышении уровня основных экономических показателей.

Но независимо от различий в теоретических подходах к рассматриваемой проблеме общим для них является принятие решений на основе полученной предварительно информации. Ценность любого из них, в конечном счете, определяется возможностью прогнозирования и предварительного выявления, как самого факта, так и степени внешнеэкономической угрозы. В этом ракурсе хотелось бы высказать несколько позиций в отношении финансовой политики США и ее роли, влиянии на ситуацию в мире.

Федеральная резервная система (ФРС), выполняющая функции центрального банка США, занималась и занимается накачкой дешевых кредитов, которые растекаются по всему миру, способствуя раздуванию финансовых пузырей краткосрочных спекуляций ценными бумагами и их многочисленными производными.

За исключением Китая и Индии, которые предусмотрительно развили институты стратегического планирования и сохранили валютный контроль, руководство ведущих стран мира легкомысленно доверилось адептам неолиберальной идеологии, полагаясь на «невидимую руку» рынка, примитивные рекомендации международного валютного фонда (МВФ) и безответственные рейтинговые агентства. Россия же (в отличие от Китая и Индии), следуя рекомендациям вашингтонских финансовых институтов ("Вашингтонский консенсус"), подсадила свою финансовую систему на иностранные кредиты, жестко привязав эмиссию национальной валюты к приросту валютных резервов. Вследствие этого экономика России оказалась чрезвычайно уязвимой (что проявилось в кризисах 1997-1998 и 2008-2009 годов). В конечном итоге, игнорирование рекомендаций ученых и слепая вера в догмы рыночного фундаментализма не позволила руководству стран "восьмерки" выработать эффективные антикризисные меры. При этом больше всех пострадали страны, в которых высокая открытость экономики дополнялась политикой отказа от валютного контроля и регулирования финансового рынка.

Из стран «восьмерки» наибольшее падение производства произошло в Японии, Германии и России. При этом в России наиболее глубокое падение ВВП сочеталось с наивысшим уровнем инфляции. Следовательно, шагая в русле экономической парадигмы неолиберализма, господствующей с начала 80-х годов не только в американской, но и в мировой экономике, Россия повторяла системные ключевые ошибки, потерпевшей крах идеологии неолиберализма.

Возможные сценарии экономического развития России до 2050 г. по прогнозным оценкам российских ученых представлены на Рис.1. (объем ВВП в трлн. долл. США 2007г./год).

1_01

Рис.1. Прогноз динамики ВВП для различных возможных сценариев экономического развития России до 2050 года [7].

В свое время США, преодолев экономические трудности 70-х годов прошлого века, сменила кейнсианскую модель экономического развития на неолиберальную, получив на первых этапах потребления сравнительно высокие темпы экономического роста, стабильную занятость и низкий уровень цен. Однако, со временем в экономике США с укреплением неолиберальной системы усиливалась, так называемая «финансиализация», то есть процесс изменения традиционного способа создания прибыли (через производство и торговлю) в способ создания прибыли через финансовые и спекулятивные сделки. В 80-е годы США накапливали торговый дефицит, а страны с преуспевающей экономикой, промышленностью (Япония, Германия, Южная Корея и др.) вышли на большой профицитный бюджет. При этом дефицит внешнеторгового баланса после 70-х годов продолжался накапливаться как дисбаланс платежного баланса. Значительную роль здесь сыграла «рециркуляция доллара» - обратная циркуляция денежного фонда из стран с активным сальдо в США. Обратное циркулирование доллара при этом осуществлялось не кредитованием, а капиталовложением, то есть США в действительности не считали это долгом, поддерживая уровень экономики через рециркуляцию доллара, имея преимущества, сделав доллар мировой ключевой валютой. Важную роль в поддержке неолиберализма играл рост потребления в секторе частного потребления, а увеличение потребления через рост задолженности выполняло положительную роль, но только определенный период. Однако, дебитор не может справиться с долгом потребления, что неизбежно способствует несостоятельности финансовых учреждений в лице кредиторов, а увеличение несостоятельности финансовых учреждений ведет к сокращению реального сектора, что ясной тенденцией прослеживалось и в экономике Российской Федерации.

После распада Бреттон-Вудской валютной финансовой системы, господства доллара, США стали страной, которая может потреблять больше, чем позволяют экономические возможности, которыми она обладает. Экономика США перешла на систему потребительской, ориентированной на финансы. Потребительский подход имеет тесную связь с расширением финансового обеспечения по финансиализации экономики и возникновением «мыльных пузырей». Потребительская задолженность США достигла своего предела и вызвала последствия, мешающие нормальному функционированию экономики. Эти структурные противоречия и дисбаланс экономики, собственно, и явились сутью провала неолиберальной системы.

Следует обратить внимание еще на один аспект внешнего и внутреннего дисбаланса - это крайне серьезное расслоение общества и неравенство доходов и богатства по социальным группам в мировом масштабе. Валовый доход, который принадлежал 1% «высокодоходным» слоям населения, например, в 1979 году составлял всего лишь 8,9% по отношению к ВВП, а к 2007 г. вырос до 23,5%. Уровень роста среднего дохода 90% «низкодоходных» слоев населения за последние 40 лет был зафиксирован на уровне 4,2% (в 4 раза выше, чем у верхних слоев – 1%). Однако в период неолиберализма произошли резкие изменения, и средний заработок 90% «низкодоходных» слоев населения не только не увеличивался, а даже уменьшался, но средний доход 1% «верхних слоев» населения увеличивался на 4,7% в год. Это ясно показывает, что распределение доходов в эпоху развитого неолиберализма осуществлялось по несправедливому принципу «богатый становится еще богаче, а бедный – беднее»[8]. Однако последние несколько лет, начиная с 2008 г., характеризуются замедлением темпов экономического развития стран БРИКС, что вызывает вопросы относительно дальнейших перспектив группы у многих аналитиков [9].

В то же время с каждым годом сотрудничество стран выходит на новый качественный уровень, что находит отражение в итоговых документах саммитов, практических действиях и разработке мер по решению задач в определённых областях.

На сегодняшний день к ключевым сферам сотрудничества стран группы относятся: торго­вое и инвестиционное взаимодействие, финан­сы, создание эффективных институтов их ре­гулирования, выработка решений по вопросам глобальной политики, промышленное развитие, финансирование инфраструктурных проектов, фондовые рынки, транспорт, продовольственная безопасность, наука, культура и туризм, а также энергетическая безопасность.

Ежегодно на повестку дня выносится широ­кий круг задач, среди которых вопросы энерге­тики и энергетического сотрудничества с целью обеспечения безопасности занимают заметное место. В частности, речь идёт об обеспечении стабильности поставок энергоресурсов, а также производстве и потреблении энергии в наиболее экологически приемлемом варианте. Кроме того, отдельно стоит выделить использование энергии с учётом экономической конкурентоспособно­сти страны. Важным является и поиск баланса между энергетическими и прочими вопросами.

Первое упоминание о сотрудничестве в энергетической сфере присутствует в «Сов­местном заявлении лидеров стран БРИК» от 16 июня 2009 г. по итогам I саммита стран группы в Екатеринбурге. Наравне со стремлением к ре­формированию международных финансовых институтов, развитием международной тор­говли и реализацией концепции устойчивого развития, в нём было выражено стремление к укреплению «координации и сотрудничества стран в энергетической области… в усилиях по снижению неопределённости и обеспечению стабильности и устойчивости», создании новой энергетической инфраструктуры, повышении энергоэффективности и диверсификации источ­ников энергии [10]. С течением времени форму­лировка вопроса претерпевала видоизменения, но от саммита к саммиту развитие энергетиче­ского сотрудничества неизменно оставалось на повестке дня [11].

На II встрече лидеров стран БРИК в столице Бразилии 15 апреля 2010 г., по итогам которой было принято «Совместное заявление глав госу­дарств и правительств стран-участниц Второго саммита БРИК», вопросы энергетики были уже выделены в отдельный блок и определены как «важный ресурс для повышения уровня жиз­ни». В документе подчёркивается, что «доступ к источникам энергии имеет огромное значение для экономического роста при соблюдении ра­венства и включении в социальную ткань» [12].

В 2011 г. на саммите в Санья (Китай), озна­меновавшимся присоединением к группе ЮАР, впервые особое внимание было уделено вопро­сам атомной энергетики как «важному элемен­ту в будущем энергетическом балансе стран БРИКС». С учётом проведения активных мер по восстановлению экономик стран после финансо­вого кризиса 2008 г. в документе делается акцент на волатильность цен на энергоносители и выра­жается чёткое стремление стран к «уменьшению действия искажающих факторов» [13], наращи­ванию производственных мощностей, сбаланси­рованию спроса и предложения, использованию финансовых инструментов для стабилизации сырьевых рынков.

В «Делийской декларации», принятой по итогам саммита 28 – 29 марта 2012 г., впервые чётко обуславливается необходимость обеспече­ния энергетической безопасности, которая игра­ет одну из ключевых ролей в решении вопроса экономического развития. На саммите в Дели большое внимание было уделено различным ас­пектам сотрудничества в энергетической сфере. Так, в Декларации затрагиваются негативные последствия изменения цен на энергию, а также особо фокусируется внимание на поиске путей взаимодействия по исследованию возобновляе­мых источников энергии: «Мы будем расширять использование чистых и возобновляемых источ­ников энергии, а также энергосберегающих и альтернативных технологий для удовлетворения возрастающих потребностей наших экономик и народов и решения проблем, связанных с кли­матом» [14].

Это и нашло отражение в ходе V саммита БРИКС, состоявшегося в ЮАР 26 - 27 марта 2013 г., в ходе которого российская сторона внесла предложение о разработке стратегии долгосроч­ного экономического сотрудничества, «которая учитывала бы национальные планы развития и способствовала бы укреплению роста экономик всех стран пятёрки» , а также инициативу о налаживании сотрудничества в обрабаты­вающих отраслях [15],[16]. Данное предложение чётко увязывается с целями, обозначенными в «Концепции участия Российской Федерации в объединении БРИКС» от 9 февраля 2013 г., в ко­торой подробно обозначено, как видит Москва своё будущее в блоке. По итогам саммита был подписан ряд соглашений, в том числе о сотрудничестве в сфере «зелёной экономики», включая софинансирование в сфе­ре вторичной переработки сырья и разработке энергосберегающих технологий, что по сути добавляет ещё один плюс к общему рейтингу группировки. Кроме того, энергетика вошла в состав списка новых областей сотрудничества.

Последний VI саммит группы прошёл в Бра­зилии 14–16 июля 2014 г. Основным вопросом на повестке дня стало подписание соглашения об учреждении Банка развития БРИКС (New Development Bank – NDB) и пула валютных ре­зервов (Contingent Reserve Arrangement – CRA). В ходе переговоров российской стороной ещё раз была подчеркнута необходимость укрепле­ния сотрудничества непосредственно в формате «пятёрки» особенно в условиях нестабильной экономической и политической ситуации в мире. По итогам лидерами стран группы были приняты декларация и план действий, а также особо под­черкнута необходимость и стремление стран к разработке «Стратегии развития экономическо­го сотрудничества стран БРИКС» [17].

В контексте энергетического вопроса важ­ным является то, что впервые на повестку дня российской стороной были вынесены конкрет­ные меры по данному направлению - учрежде­ние Энергетической ассоциации БРИКС, а также Резервного банка топлива и Института энерге­тической политики БРИКС под её эгидой. Как было отмечено в заявлениях официальных лиц, данная инициатива сочетает в себе необходи­мость более тесного сотрудничества на энерге­тическом поле, как со стороны государства, так и бизнес-кругов («Эти шаги позволили бы укре­пить энергобезопасность стран»).

Несмотря на то, что предложение пока ещё находится в стадии проработки, данный шаг является, во-первых, отражением актуализации сотрудничества БРИКС в области энергетической безопасно­сти и первым конкретным действием в данном направлении; во-вторых, следствием сложив­шейся экономической и политической ситуации в мире и необходимости, для России, прежде всего, как инициатора, диверсификации рын­ков сбыта энергоресурсов; в-третьих, отража­ет глубокий подход к сотрудничеству, который предполагает проведение информационно-ана­литической работы, анализа рынков, подготовку кадров, обмен опытом на постоянной основе, создание совместных институтов, что могло бы вывести и закрепить взаимодействие на пяти­стороннем уровне; в-четвёртых, свидетельствует о стремлении БРИКС к усилению своей роли на мировой арене за счёт использования конку­рентных преимуществ стран.

Однако по официальным данным, до 2014 г. ни одного конкретного действия в направлении укрепления сотрудничества в энергетической сфере не было сделано, как и не было проведено ни одной встречи на уровне министров энерге­тики, что постепенно снизило интерес к данной области в рамках рассматриваемой группы. На первый план вышли более перспективные области, такие, как взаимодействие в сфере инфраструктурных проектов, а также создание совместных финан­совых институтов – Банка развития БРИКС.

Для конструктивного подхода к анализу, можно рассмотреть энергетическое сотрудничество на примере двух групп ресурсов. Это, во-первых, традиционные не возобновляемые ископаемые источники, такие как уголь и нефтепродукты, природный газ и, во-вторых, такие новые источники энергии, как жидкое и твёрдое биотопливо: этанол, биодизель, биогаз, древесные материалы.

В части, касающейся первой группы, схема взаимодействия выглядит закономерной, если её классифицировать с точки зрения подхода «экс-портёр-импортёр». Россия и Бразилия являются экспортёрами энергоресурсов, а Индия, Китай и ЮАР имеют постоянно возрастающую потребность в них, что напрямую связано с обеспечением потребностей населения и промышленности, то есть поддержанием имеющегося стабильного уровня функционирования, а также развитием новых мощностей. Китай, Индия и ЮАР, кроме того, являются крупными потребителями угля. По данным на 2012 г. на Китай приходится 46%, Индию – 10%, ЮАР – 3%, а всего – 59% мирового объёма потребления. Принимая во внимание стремление блока к снижению зависимости от США и ЕС как основных поставщиков, а также общую тенденцию к развитию «чистой экономики», взаимодействие стран обретает зримую перспективу и потенциал, несмотря на имеющиеся препятствующие факторы.

Россия является одним из крупнейших поставщиков энергоресурсов на мировой рынок. Доля топливно-энергетического комплекса (ТЭК) в ВВП страны в 2013 г. составила 30%, при этом на энергоресурсы в общем объёме внешней торговли приходится около 70% , что говорит о сильной продолжающейся зависимости. По добыче нефти и газа Россия делит первое место с Саудовской Аравией, её доля в мире составляет около 12% и, по оценкам экспертов, продолжит увеличиваться в будущем. По добыче газа – второе место и 18% мировой добычи после США. Однако, несмотря на большой удельный вес ТЭК в структуре внешней торговли России, большая часть добычи (55%) идёт на удовлетворение внутренних нужд. По всем статистическим данным важнейшим рынком сбыта нефти и газа для России по сей день продолжают оставаться страны Европейского союза. После финансового кризиса 2008 г. для России ещё чётче обозначилась проблема волатильности мировых цен на энергоресурсы, к чему можно добавить замедление темпов экономического роста в странах ЕС, что не может не вызывать обеспокоенности. При этом также стоит обратить внимание на то, что 27 марта 2013 г. Европейской комиссией была принята стратегия ЕС в сфере энергетики и борьбы с изменением климата до 2030 г. , согласно которой предполагается достижение ряда целей по данному направлению, в том числе обеспечения энергетической безопасности в среднесрочной и долгосрочной перспективе путём диверсификации поставщиков и источников энергии. С целью соблюдения обязательств, определяемых Киотским протоколом, предполагается сокращение выбросов парниковых газов на 80–95% к 2050 г. по сравнению с 1990 г., что говорит о продолжающейся перефокусировке экономической политики на возобновляемую энергетику и отход от использования традиционных источников сырья. Данный факт, а также последние политические события придают дополнительный импульс российскому руководству к поиску новых пространств и рынков, а также развитию и углублению разных форм сотрудничества, в том числе на восточном направлении, со странами, характеризующимися энергоёмкой структурой национальной экономики - Китаем и Индией.

Таким образом, итоговые документы саммитов констатируют наличие существенного потенциала для сотрудничества, как по традиционным, так и по возобновляемым источникам, и стремление стран-участниц к реализации этого потенциала. Прежде всего, это вызвано самой экономической структурой каждого из рассматриваемых государств. Несмотря на стремление к внесению изменений и развитию новых отраслей производства, исторически сложившая структура остаётся преобладающей. Вкупе с этим, нацеленность на повышение уровня энергоэффективности экономик каждого из государств и диверсификацию источников энергии, инициируемую климатическими изменениями, в большей степени определяется важностью обеспечения энергетической безопасности, выстроенной на базе возобновляемых источников энергии. Без сомнения, страны БРИКС являются и будут оставаться одними из основных игроков на мировом энергетическом поле.

Во-первых, Россия, будучи крупнейшим в БРИКС экспортёром энергоресурсов, опасается стать сырьевым придатком стремительно развивающегося Китая, что затрудняет ведение переговоров о поставках нефти и газа, а также создание и работу совместных предприятий. Стоит отметить недавнее заключение между двумя странами таких соглашений, как Соглашение о расширении сотрудничества в сфере торговли сырой нефтью (март 2013 г.), а также Соглашение о поставках газа в долгосрочной перспективе (май 2014 г.), работа над которым велась более десяти лет.

Во-вторых, Бразилия всё же пока сохраняет ориентацию на западные рынки и ищет расположения западных инвесторов. ЮАР же продолжает проводить политику открытости для европейских и американских интересов. Таким образом, эти две страны являются своеобразным буфером между Западом и остальными участниками блока. Учитывая принципиальный подход всех пяти стран к невмешательству и проведению, прежде всего самостоятельной внешнеэкономической политики, данные противоречия, несомненно, оказывают сильное сдерживающее воздействие на энергетическое сотрудничество БРИКС. Кроме того, между рядом стран блока существуют уже устоявшиеся связи в области торговли и инвестиций, как в целом, так и непосредственно в области энергетики, в частности это касается взаимодействия с третьими странами. Несмотря на расширение блока и выявление появление новых возможностей, традиционным проверенным связям всё же всегда отдается предпочтение. В области совместных проектов следует иметь в виду, что иностранные инвестиции предполагают получение инвестором права на ресурс или продукт с более высокой добавочной стоимостью, получаемый при его использовании. Это в ряде случаев играет сдерживающую роль и предполагает детальную проработку данного аспекта с учётом основных направлений государственной политики. В части, касающейся биологического топлива, как во внешней торговле в целом, важную роль играют нетарифные ограничения, а именно стандарты качества, в странах БРИКС не унифицированы. Разработка стандартных требований к производителям могла бы оказать положительное воздействие на формирование российского рынка биотоплива.

Несмотря ни на что, мы являемся свидетелями укрепления взаимодействия между странами, как в целом, так и конкретно по данному направлению, особенно перед лицом новых вызовов и противоречий, а также кризисных политических ситуаций в мире. Это отчётливо проявилось в ходе VI саммита БРИКС, на котором особое внимание было уделено созданию «институтов стабильности» в условиях волатильности потоков капитала - Банка развития БРИКС и пула условных валютных резервов, а также дальнейшим шагам по наращиванию сотрудничества между странами-участницами с целью обеспечения экономической безопасности. Впервые были озвучены предложения непосредственно по укреплению взаимодействия в области энергобезопасности – создание Энергетической ассоциации БРИКС.

Перспективы сотрудничества БРИКС в энергетической сфере зависит от ряда факторов. Очевидно, что Китай является локомотивом среди стран группы с точки зрения темпов экономического роста: его ВВП превышает суммарный показатель всех остальных четырёх членов блока. Торговля носит преимущественно двусторонний характер. Важным является то, какой будет экономическая политика России и Индии в сложившихся условиях, а также внешнеэкономические приоритеты Бразилии и ЮАР, в том числе смогут ли они реструктурировать свои торговые предпочтения. На сегодняшний день взаимодействие в области энергетики БРИКС в большей мере является двусторонним, однако неравномерным по степени развитости связей, что обусловлено также разной необходимостью доступа к энергоресурсам каждой страны с целью обеспечения энергетической безопасности государств-участников блока.

References
1. Glaz'ev S.Yu. Strategiya operezhayushchego razvitiya Rossii v usloviyakh global'nogo krizisa. Monografiya.-M.: Ekonomika, ISBN 978-5-282-03056-3. 2010 g., s.1-6.
2. Anikin V.I., Surma I.V. Mezhdunarodnye aspekty i strategicheskie otsenki ekonomicheskoi bezopasnosti Rossii v usloviyakh geopoliticheskoi nestabil'nosti // Voprosy bezopasnosti. — 2014.-№ 5.-S.137-174. DOI: 10.7256/2409-7543.2014.5.14293. URL: http://e-notabene.ru/nb/article_14293.html
3. Anikin V.I. Strategiya natsional'noi bezopasnosti RF do 2020 g. (voenno-politicheskie i sotsial'no-ekonomicheskie aspekty). Analiticheskaya razrabotka. M., Izd. DA MID RF.2009.
4. Anikin V.I. Konversiya: problemy, teoriya, metodologiya: ekonomicheskie aspekty mezhdunarodnykh otnoshenii.-M., Izd. DA MID RF, 1993.
5. Perspektivy i strategicheskie prioritety voskhozhdeniya BRIKS. Nauchnyi doklad k VII sammitu BRIKS. /Pod red. V.A. Sadovnichego, Yu.V. Yakovtsa, A.A.Akaeva. – M.: MISK-INES-NKI BRIKS. 2014. S.195-198.
6. Ukaz Prezidenta RF ot 12 maya 2009 g. № 537. «O strategii natsional'noi bezopasnosti Rossiiskoi Federatsii do 2020 goda». [Elektronnyi resurs]. URL: http://www.rg.ru/2009/05/19/strategia-dok.html (data obrashcheniya 26.10.14).
7. Akaev A.A., Anufriev I.E., Kuznetsov D.I. 2012. O strategii innovatsionno-modernizatsionnogo razvitiya rossiiskoi ekonomiki. Modelirovanie i prognozirovanie global'nogo, regional'nogo i natsional'nogo razvitiya. M.: LIBROKOM. S.178-209.
8. Plama D.G. Mest' rynka na rant'e. Pochemu neoliberal'nye doklady o kontse istorii yavlyayutsya prezhdevremennymi. [Elektronnyi resurs]. URL: http://www.econ.cam.ac.uk/dae/reec/ca/pdf/cwpe0927/pdf.2009.c.16-18 (data obrashcheniya: 19.10.2014)
9. RuchirSharma. Comment: «The Ever-Emerging Markets» Foreign Affairs Magazine. January /February 2014. Volume 93.Number 1.
10. Sovmestnoe zayavlenie stran BRIK. 16.06.2009 Rezhim dostupa: http://news.kremlin.ru/ref_notes/209
11. M.O. Ryazanova. ENERGETIChESKOE VZAIMODEISTVIE V RAMKAKh BRIKS: AKTUAL''NOST'' VOPROSA. Posol'stvo Rossiiskoi Federatsii v Velikobritanii. London, 6/7 KensingtonPelesGardens, W8 4QP.
12. Sovmestnoe zayavlenie glav gosudarstv i pravitel'stv stran-uchastnits Vtorogo sammita BRIK. 15.04.2010. Rezhim dostupa: http://www.brics.mid.ru/brics.nsf/WEBdocBric/8B8AE397B54634E7C325780900468661
13. Deklaratsiya, prinyataya po itogam sammita BRIKS. g. San'ya, o. Khainan', Kitai, 14.04.2011. Rezhim dostupa: http://www.brics.mid.ru/brics.nsf/WEBdocBric/9AF718AA83D590FAC32578720022EB1A
14. Deliiskaya deklaratsiya.g. N'yu-Deli, Indiya. 29.03.2012. Rezhim dostupa: http://news.kremlin.ru/ref_notes/1189
15. Putin V.V. Zayavlenie dlya pressy po itogam sammita BRIKS. Durban, YuAR. 27.03.2013. Rezhim dostupa: http://news.kremlin.ru/transcripts/17756
16. Putin V.V. Vystuplenie na peregovorakh liderov BRIKS v rasshirennom sostave. Durban, YuAR. 27.03.2013. Durban, YuAR. Rezhim dostupa: http://kremlin.ru/transcripts/17754
17. Prezident Putin prizyvaet strany BRIKS uglublyat' vzaimodeistvie v ekonomike. Rezhim dostupa: http://www.brics.mid.ru/brics.nsf/WEBNovBric/C325786100462DFEC3257D170008456
18. Rabkin S.V. Rossiiskaya ekonomicheskaya shkola: kontseptsiya «neveshchestvennogo bogatstva» kak institutsional'nyi faktor formirovaniya natsional'noi modeli ekonomicheskoi bezopasnosti. // Genesis: istoricheskie issledovaniya.-2014.-5.-C. 1-16. DOI: 10.7256/2409-868X.2014.5.13508. URL: http://www.e-notabene.ru/hr/article_13508.html
19. Khan' Kh. Rol' Rossii v obespechenii energeticheskoi bezopasnosti Evropy v geopoliticheskom kontekste // Politika i Obshchestvo.-2014.-12.-C. 1571-1576. DOI: 10.7256/1812-8696.2014.12.14052.
20. Manoilo A.V. Geopoliticheskaya kartina sovremennogo mira i upravlyaemyi khaos // Mirovaya politika.-2015.-1.-C. 66-80. DOI: 10.7256/2409-8671.2015.1.12665. URL: http://www.e-notabene.ru/wi/article_12665.html
21. Rabkin S.V. Rossiiskaya ekonomicheskaya shkola: kontseptsiya «neveshchestvennogo bogatstva» kak institutsional'nyi faktor formirovaniya natsional'noi modeli ekonomicheskoi bezopasnosti. // Genesis: istoricheskie issledovaniya. - 2014. - 5. - C. 1 - 16. DOI: 10.7256/2409-868X.2014.5.13508. URL: http://www.e-notabene.ru/hr/article_13508.html
22. A. I. Gusher Geopoliticheskie protsessy
v Aziatsko-Tikhookeanskom regione.
Natsional'nye interesy i
bezopasnost' Rossii na Dal'nem Vostoke // Mezhdunarodnye otnosheniya. - 2012. - 1. - C. 25 - 35.

23. Gusher A.I. Vyzovy i ugrozy bezopasnosti Rossii // Mirovaya politika. - 2014. - 1. - C. 64 - 75. DOI: 10.7256/2409-8671.2014.1.10748. URL: http://www.e-notabene.ru/wi/article_10748.html
Link to this article

You can simply select and copy link from below text field.


Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.