Статья 'Конституционный минимум при оплате труда.' - журнал 'Юридические исследования' - NotaBene.ru
по
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > About the Journal > Requirements for publication > Council of editors > Redaction > Peer-review process > Policy of publication. Aims & Scope. > Article retraction > Ethics > Online First Pre-Publication > Copyright & Licensing Policy > Digital archiving policy > Open Access Policy > Article Processing Charge > Article Identification Policy > Plagiarism check policy
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Back to contents
Legal Studies
Reference:

Constitutional minimum in payment for labour.

Eseva Elena Yur'evna

Postgraduate student, the department of National Security, Baikal State University of Economics and Law

665719, Russia, Irkutska oblast', g. Bratsk, ul. Sovetskaya, 32, of. 1

e.eseva@yandex.ru
Other publications by this author
 

 

DOI:

10.7256/2305-9699.2013.6.816

Received:

18-05-2013


Published:

1-6-2013


Abstract: The article is devoted to the problem of implementing a constitutional guarantee in the sphere of payment for the labor no lower than the minimum wage.  The author analyzes the current Russian legislation in the sphere of current regulation of the minimum wage and minimum living level.  The author studies the functioning of the institutions of minimal guarantees in the sphere of payment for the labor, uncovering the defects in the legal field in this sphere.  Currently the minimum labor wage is lower than the minimum living standard for a working person and his family members, while international law currently provides for totally different standards based upon the decent work concept.  Decent work should be guaranteed with decent payment, which should not be lower than the minimum living standard in a region.  Accordingly, Russia needs to change its legislation based upon the generally recognized global standards of legal status of persons, which is necessary for fighting poverty and social integration support.


Keywords:

minimum wage, minimum living standard, fair remuneration, decent living of a person, economic viability , decent work, decent payment, constitutional guarantee, the ILO, special law

This article written in Russian. You can find original text of the article here .

Конституция Российской Федерации[1] в части 3 статьи 37 устанавливает, что каждый имеет право на вознаграждение за труд, без какой то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Реализация данной конституционной гарантии возложена на отдельный федеральный закон – Трудовой кодекс Российской Федерации.[2]

В соответствии со статьей 130 Трудового кодекса Российской Федерации величина минимального размера оплаты труда в Российской Федерации включается в систему основных государственных гарантий по оплате труда работников.

Статья 133 Трудового кодекса Российской Федерации указывает, что минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного человека.

Однако, в статье 421 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что порядок и сроки введения размера минимальной заработной платы не ниже прожиточного минимума устанавливаются федеральным законом.

В то же время, федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» от 03 декабря 2013 года с 1 января 2013 года установил минимальный размер отплаты труда в сумме 5 205 руб. в месяц, что гораздо ниже прожиточного минимума.

Прожиточный минимум за 3 квартал 2012 г. по Иркутской области установлен в сумме 6956 рублей.[3]

Сегодня субъекты Российской Федерации, не получающие дотации из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации имеют право совместно с трехсторонней комиссией по регулированию трудовых отношений субъекта Российской Федерации устанавливать повышенный минимальной размер оплаты труда. Тем не менее, в Иркутской области минимальный размер оплаты труда находится на уровне федерального.

Бесспорно, уровень минимальной оплаты труда, установленный в настоящее время в Российской Федерации, является чрезвычайно низким, не соответствующим действительной стоимости труда. Что в конечном итоге приводит к занижению цены рабочей силы и уровня жизни трудящихся граждан.

Статья 7 Конституции Российской Федерации провозглашает Россию социальным государством, обеспечивающим достойную жизнь человека, в том числе и при установлении минимального размера оплаты труда.

Достойная жизнь человека обеспечивается достойным вознаграждением за труд, которое в свою очередь не имеет права быть ниже прожиточного минимума соответствующей местности.

Таким образом, названная статья Конституции России непосредственно затрагивает сферу минимального размера оплаты труда, а именно установление минимального размера оплаты труда не ниже прожиточного минимума.[4]

Статьей 7 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах[5] участвующие в настоящем Пакте государства признали право каждого на справедливые и благоприятные условия труда, включая, в частности:

а) вознаграждение, обеспечивающее, как минимум всем трудящимся:

i) справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности без какого бы то ни было различия,

ii) удовлетворительное существование для них самих и их семей в соответствии с постановлениями настоящего Пакта;

Согласно части 3 статьи 23 Всеобщей декларации прав человека[6] каждый работающий имеет право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование для него самого и членов его семьи.

Следуя данным нормам международного права, государство, ратифицировавшее Международный пакт и Всеобщую декларацию прав человека, коим является Российская Федерация, обязано установить минимальный размер заработной платы, обеспечивающий удовлетворительное существование каждого работника и членов его семьи, а именно не ниже прожиточного минимума на каждого работающего и членов его семьи.[7]

Так, в статье 15 Конституции Российской Федерации, в пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 8 от 31 октября 1995 года «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» закреплено, что международные договоры и соглашения являются составной частью правовой системы Российской Федерации и имеют приоритет над нормами российского законодательства.

Таким образом, мы приходим к выводу, что статья 421 Трудового кодекса Российской Федерации в полной мере противоречит международным правовым актам, Конституции Российской Федерации и общей частью Трудового кодекса Российской Федерации, поскольку ограничивает применение норм о минимальном размере оплаты труда не ниже прожиточного минимума, поскольку требует принятия специального закона, определяющего условия и порядок установления минимального размера оплаты труда.

Более того, фактически статья 421 Трудового кодекса Российской Федерации отменяет положения Международного пакта, Всеобщей декларации прав человека, Конституции Российской Федерации, и общей части Трудового кодекса Российской Федерации в части установления минимального размера оплаты труда не ниже прожиточного минимума, так как не позволяет правоприменителю руководствоваться ими, что недопустимо для правового государства, провозгласившего права и свободы человека и гражданина высшей ценностью.

В Российской Федерации нарушение установленных сроков выплаты заработной платы или выплата ее в неполном размере считается принуждением к труду. Принудительный труд запрещен статьей 4 Трудового Кодекса Российской Федерации, и что еще более важно, частью 2 статьи 37 Конституции Российской Федерации, а также Конвенцией Международной организации труда № 29 от 1930 года «О принудительном труде», Конвенцией Международной организации труда № 105 от 1957 года «Об упразднении принудительного труда», и частью 2 статьи 4 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, которые в силу части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации имеют приоритет над нормами национального законодательства.

Статья 15 Конституции РФ в частях 1 и 2 провозглашает: Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В соответствии с частью 2 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, установив при разрешении гражданского дела, что нормативный правовой акт не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, применяет нормы акта, имеющего наибольшую юридическую силу.

В силу положений части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы Международного права и Международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерацией установлены иные правила, чем предусмотрены законом, то применяются правила международного договора».

Исходя из смысла изложенных положений, правоприменители, в частности такие как судьи имеют все правовые основания по требованиям работников, получающих заработную плату ниже прожиточного минимума, взыскать в их пользу суммы, недостающие до прожиточного минимума для самого работающего и нетрудоспособных членов его семьи, причем на основании статьи 395 трудового кодекса Российской Федерации за весь период нарушения прав работников, когда им выплачивалась заработная плата ниже установленного минимума.

Во исполнение международных соглашений в области оплаты труда Российская Федерация заявила о разграничении полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ в сфере трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений, принципах и порядке осуществления государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также системе и полномочиях федеральных органов государственной власти, осуществляющих надзор и контроль, о чем говорит статья 6 Трудового кодекса Российской Федерации.

Государство заявило, что берет на себя функции надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права, установленные статьями 353-369 Трудового кодекса Российской Федерации.

Однако, на деле государство в лице судей районных судов контролем за соблюдением трудового законодательства не занимается.

Так, исходя из анализа решений районных судов Иркутской области за период с 2009 по 2013 годы судьи при принятии решений по спорам о выплате заработной платы ниже прожиточного минимума руководствуются не нормами международного права, Конституции России и общей частью Трудового кодекса Российской Федерации, а как раз таки пресловутой статьей 421 Трудового кодекса Российской Федерации и соответствующим федеральным законом о минимальном размере оплаты труда.

Так, например судья Падунского областного суда Кравчук И.Н. в решении по делу № 2-1038/2010[8] указала, что действующим законодательством предусмотрен минимум заработной платы и этот минимум установлен Федеральным законом о минимальном размере оплаты труда.

Той же позиции придерживалась Судебная коллегия Иркутского областного при принятии Определений по делу № 33-8431/10[9] и по делу № 33-3710/11[10].

Очевидно, что судебная власть сегодня не справляется со своей функцией защиты прав и свобод. Решения, принимаемые судами по данному вопросу законны и неправосудны.

29 декабря 2010 года Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений было заключено Генеральное соглашение между Общероссийскими объединениями профсоюзов, Общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2011 – 2013 годы.

В соответствии с данным соглашением Правительство России, как и работодатели, считают необходимым в названный период разработать и реализовать комплекс мер, обеспечивающих право работника на достойный труд, повышение уровня реальной заработной платы, совершенствование политики доходов и повышение уровня жизни населения.

Стороны берут на себя обязательства способствовать совершенствованию организации труда и заработной платы, повышению квалификации работников, росту производительности труда с целью устойчивого развития экономики и обеспечения стабильной занятости, в том числе и создание механизмов обеспечения минимального размера оплаты труда, предусмотренного частью первой статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации.[11]

Однако, уже в 2012 году Правительство Российской Федерации в отчете о своей работе за 2011 год заявило: «при повышении минимального размера оплаты труда необходимо повышать тарифные ставки для работников бюджетной сферы, а это непосильно для бюджета».[12]

На сегодняшний день 34% работающих в Российской Федерации получают заработную плату ниже прожиточного минимума.[13]

Таким образом, сегодня в России принцип античных правителей «Закон для моих подданных, а для меня целесообразность» стоит выше прав и свобод человека и гражданина. В то время как, Конституция Российской Федерации устанавливает, что Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Международная организация труда еще в 1970 году приняла Конвенцию № 131 «Установление минимальной заработной платы с особым учетом развивающихся стран» 1970 г.[14], предусматривающая защиту работающих по найму лиц от неоправданно низкой заработной платы, которая является общеприменимой, но уделяет особое внимание потребностям развивающихся стран.

Российская Федерация является участником Международной организации труда, однако к данной Конвенции Россия так и не присоединилась.

Международная организация труда в своей концепции «Достойный труд», дает определение достойного труда, как достойной работы в условиях свободы, справедливости, гарантий защищенности и безопасности и человеческого достоинства.[15]

На сегодняшний день достойный труд – это все еще цель и для России в том числе. Достижение данной цели необходимо не только для работников, но и для работодателей и всего государства в целом, поскольку достойный труд является определяющим фактором развития частного бизнеса и экономики страны. Многие страны мира поддержали Концепцию Международной организации труда и активно занялись поиском путем и методов обеспечения достойного труда.

Ключевым моментом достойного труда является достойная оплата за труд. Отсюда – значимость уровня оплаты и недопустимость установления оплаты ниже минимального размера оплаты труда.[16]

России так же необходимо включаться в эту работу сегодня. Необходима как разработка соответствующих программ совместно с организациями профсоюзов и работодателей, так и поиск источников финансирования их реализации.

Политика государства в сфере оплаты труда должна базироваться на правильном использовании государственного дохода, основанном на нормах Конституции России, согласно которым Человек его права и свободы являются приоритетным направлением всей государственной политики, в том числе и по вопросу формирования годового бюджета страны.

Прожиточный минимум устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным Законом «О прожиточном минимуме в Российской Федерации». Данный минимум определяется в каждом регионе России исходя из стоимости потребительской корзины законом субъекта Федерации. Именно величина прожиточного минимума в соответствующем субъекте Федерации и должна являться основой для выплаты работникам минимальной заработной платы.

На сегодняшний день стоимость потребительской корзины и уровень жизни в субъектах Российской Федерации весьма различны. Соответственно, необходимо сбалансированное перераспределение финансов между субъектами, и наибольшее финансирование проблемных регионов с низким уровнем жизни и заработка, и приведение их к уровню законодательно установленному.

Таким образом, принятие специального федерального закона для установления минимального размера оплаты труда, как это предусмотрено статьей 421 Трудового кодекса Российской Федерации, не требуется.

Сегодня необходим федеральный закон, который должен определить источники выплаты заработной платы в размере не ниже прожиточного минимума на работающего и нетрудоспособных членов его семьи. Для работников частных организаций таким источником являются средства этих организаций, для бюджетников – средства соответствующего бюджета, в частности федерального, регионального, местного.

В то же время, статья 421 должна быть исключена из Трудового кодекса Российской Федерации, как противоречащая самому кодексу, Конституции Российской Федерации и международным правовым нормам.

References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
Link to this article

You can simply select and copy link from below text field.


Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.