Статья 'Криминалистическая экспертиза подделки' - журнал 'Юридические исследования' - NotaBene.ru
по
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > About the Journal > Requirements for publication > Council of editors > Redaction > Peer-review process > Policy of publication. Aims & Scope. > Article retraction > Ethics > Online First Pre-Publication > Copyright & Licensing Policy > Digital archiving policy > Open Access Policy > Article Processing Charge > Article Identification Policy > Plagiarism check policy
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Back to contents
Legal Studies
Reference:

Forensic expertise of falsification.

Yarovenko Vasilii Vasil'evich

Doctor of Law

Professor, Department of Justice, Prosecutor Supervision and Forensic Studies, the Far Eastern Federal University

Russia, 690090, Vladivostok, ul. Oktyabrskaya, d.25

crim@chair.dvgu.ru
Other publications by this author
 

 
Atanova Kseniya Alekseevna

student of the Far Eastern Federal University

Russia, 690090, Vladivostok, Oktyabrskaya, d.25. YSH DVFU

prosvet91@mail.ru

DOI:

10.7256/2305-9699.2013.3.612

Received:

15-02-2013


Published:

1-3-2013


Abstract: It is shown that currently the criminals legalize unlawfully obtained card via various falsifications in the sphere of registration, customs clearance and transfer of proprietary rights to a vehicle.  There are more and more cases when the automobiles are sold with fully counterfeit vehicle registration documents, as well as cases of unlawful changes in such documents.  The main means of counterfeiting are erasure, etching, washing, adding of information, drawing, and falce information is usually provided on the year when an automobile was produced, engine volume, date of registration, and date of registration closure. In cases when an automobile was used for personal needs, special marks are destroyed. The authors analyze the practice of assigning and holding judicial technical and forensic expertises of vehicle registration passports. Knowledge of these means of falcification is necessary when holding visual examination in the process of registration and verification of documents on the road by the State Traffic Safety Inspectorate officers, and it may be helpful for the buyers of vehicles.


Keywords:

automobile business, passport, document, counterfeit, forgery, expertise, erasure, adding information, etching, transportation vehicle

This article written in Russian. You can find original text of the article here .
Введение.

В настоящее время в связи с развитием научно-технического прогресса, появлением новых технологий всё больше совершается преступлений, связанных с использованием поддельных документов. Для установления их подлинности применяется технико-криминалистическое исследование - судебная технико-криминалистическая экспертиза. Предмет технико-криминалистической экспертизы докумен­тов составляют факты и обстоятельства, связанные с исполнением документов, способов внесения в них изменений, выявлением не­видимых записей, отождествлением материалов и предметов, ко­торые могут иметь доказательственное значение по уголовным делам [1].

Криминалистическому экспертному исследованию подвергаются документы, которые содержат в себе материальные признаки подделки, то есть содержат следы преступных действий, являются непосредственными объектами посягательства, получены в результате совершения преступления или могут служить средствами для обнаружения преступления и установления обстоятельств уголовного дела [2].

В настоящее время широкие масштабы приобретает криминальный автобизнес, который для легализации своих действий использует различные современные способы подделки паспортов транспортных средств как путем полной подделки, так и частичной: уничтожение отдельных частей записи с помощью подчистки, травления, смывания либо добавлением новых знаков (дописки, дорисовки, рисовки) [3].

Основная часть.

Паспорт транспортного средства (ПТС) оформляется на каждое транспортное средство и является главным, основополагающим документом, который предназначен, во-первых, для упорядочивания транспортного средства к участию в дорожном движении, так как содержит сведения о технических характеристиках автомобиля, его наличие свидетельствует о пригодности транспортного средства к легальной эксплуатации; во-вторых, для борьбы с хищением и другими правонарушениями на автомобильном транспорте, поскольку содержит подробную информацию об автомобиле – технические данные, идентификационные данные основных агрегатов, данные собственника; в-третьих, ПТС предназначен для регистрации транспортного средства в ГИБДД и снятия его с регистрационного учета, так как подтверждает право собственности на автомобиль; в-четвертых, значимость данного документа проявляется в эффективности контроля за ввозом транспортного средства на территорию РФ – при ввозе автомобиля в паспорт вносятся соответствующие отметки; в-пятых, паспорт транспортного средства необходим для совершения сделок с транспортными средствами.

Следовательно, наличие паспорта транспортного средства является обязательным условием для его легализации, допуска к участию в дорожном движении и различных сделок с ним [4]. Поэтому в большинстве случаев преступники в качестве способа легализации используется поддельный паспорт транспортного средства. С целью установления наиболее характерных мест и способов подделки паспортов транспортных средств, мы изучили 30 заключений экспертов. 9 бланков паспортов транспортных средств не соответствовали технологии изготовления ГОЗНАКА. Об этом свидетельствовали следующие признаки: графическое искажение реквизитов, цветовое искажение изображений, отсутствие и имитация специальных защитных элементов, способ и качество полиграфического воспроизведения. Здесь налицо полная подделка паспорта транспортного средства.

В соответствии с технологией ГОЗНАКА бланки паспортов относятся к специальной продукции, подлежащей строгому учету, имеют водяные знаки, защитную полосу. Каждый бланк имеет отличительные коды субъектов РФ в соответствии с перечнем цифровых кодов регионов РФ, применяемых на бланках паспортов транспортных средств и паспортов шасси транспортных средств, а также учетные серию, номер и полиграфические средства защиты. При изготовлении паспортов их учетные серии и номера одновременно не повторяются.

Наиболее распространенным способом подделки паспорта транспортного средства является частичная подделка - подчистка. Из 30 исследованных паспортов транспортных средств в 16 из них первоначальное содержание текста было удалено с помощью подчистки, что указывает на преимущественное его использование по сравнению с иными способами, так как он не требует специальных навыков, технического оборудования и химических веществ. В частности, методом травления первоначальный текст был удален только в 2 из 30. Об этом свидетельствовали следующие признаки: повреждение бумаги (ломкость, трещины, разрывы); нарушение проклейки бумаги (становится пористой, шероховатой, матовой); изменение цвета бумаги в месте травления; обесцвечивание или изменение цвета защитной сетки; расплывы в штрихах новых записей; остатки штрихов первоначального текста; различие в цвете видимой люминесценции; наличие кислой или щелочной среды в местах травления [5].

В трех документах обнаружены изменения первоначального текста серийного номера, совершенные путем дописки. С помощью метода микроскопического исследования установлено наличие повреждений линий защитной сетки, взъерошенность волокон бумаги, утончение бумаги, потеря глянца бумаги, остатки штрихов первоначальных записей. Дописка данного документа характеризуется отсутствием красящего бортика по периметру штрихов, неравномерным распределением красящего вещества в штрихах, отличием красящего вещества в измененных цифрах и буквах от остальных изображений серийного номера по оттенку, насыщенности, блеску, в УФ-излучении установлено различное свечение измененных цифр и букв по отношению к остальным буквам и цифрам номера и серии паспорта транспортного средства [6].

В пяти документах применялся способом дорисовки. Этот способ часто используется в дополнение к другим. Два паспорта транспортных средства были подделаны методом травления и последующей дорисовки. Для данных способов подделки характерны такие признаки: менее интенсивная окраска линий защитной сетки по сравнению с остальной поверхностью документа, нарушение линий защитной сетки, утончение слоя бумаги, обнаружение остатков красящего вещества штрихов, которые относятся к числу нечитаемых записей, а также установление наличие люминесцирующих пятен светло-голубого цвета [7]. В ходе проведения экспертизы не представилось возможным установить первоначальное содержание, имевшихся ранее цифр и букв, в связи со значительным удалением красящего вещества штрихов.

Изучение показало, что подделке могут подвергаться одновременно серия и номер паспорта транспортного средства. Было установлено четыре документа с изменением серийного номера ПТС путем подчистки цифр и букв и применения затем способа дорисовки, рисовки. Показательным является заключение эксперта № 655 по материалам уголовного дела №182825. При визуальном исследовании записей кода региона и серийного номера паспорта транспортного средства «77 УВ 714414» с использованием микроскопа в естественном отраженном и проходящем свете, в УФ- и ИК – диапазонах спектра в месте расположения второй цифры «7» кода региона и обеих букв серии «УВ» были установлены следующие признаки: нарушение линий защитной сетки, разволокнение поверхностного слоя бумаги, отсутствие красочного бортика по периметру отдельных штрихов, неровные края штрихов, наличие отдельных штрихов красного цвета, не относящихся к читаемым записям. Указанные признаки свидетельствуют о том, что записи кода региона и серийного номера подвергались частичному изменению путем подчистки: первоначальная вторая цифра кода региона, предположительно, «4» путем подчистки была удалена и на место удаленной способом дорисовки нанесена имеющаяся цифра «7» («77»); первоначальная первая буква серии, предположительно, «И» или «М» путем подчистки была удалена, на место удаленной способом рисовки нанесена имеющаяся буква «У» («УВ»); первоначальная вторая буква серии, предположительно, «Н» путем подчистки была удалена и на место удаленной способом рисовки нанесена имеющаяся буква «В» («УВ»).

Два ПТС содержали изменения в серийном номере, внесённые путем подчистки и последующей наклейки с помощью клеящего вещества и фрагментов бумаги с имеющимися цифрами, вырезанном из другого ПТС. О подделке свидетельствовало ярко свечение по периметру измененных цифр серии и номера ПТС при осмотре в УФ-лучах, различная конфигурация и цвет линий защитной сетки на участках бумаги непосредственно прилегающих к измененным цифрам и на остальном бланке паспорта транспортного средства, наличие надрезов бумаги по периметру имеющихся цифр. При расслаивании бумаги установлено, что фрагменты бумаги с изображением измененных цифр наклеены на участки бумаги, подвергшихся подчистке, для которой характерно отсутствие линий защитной сетки и каких-либо изображений над наклеенными цифрами, взъерошенность волокон.

Следует указать, что в одном паспорте транспортного средства при проведении экспертизы было обнаружено применение нескольких способов подделки. Так, на экспертизу был представлен паспорт транспортного средства 25 МЕ 252205 на автомашину TOYOTA HILUX SURF. Перед экспертом были поставлены вопросы:

1) изготовлен ли бланк паспорта транспортного средства 25 МЕ 252205, представленного на исследование предприятием «ГОЗНАКА»?

2) имеются ли изменения, внесенные в первоначальное содержание паспорта транспортного средства 25 МЕ 252205, представленного на исследования.

Экспертом были выявлены следующие признаки подделки: взъерошенность волокон бумаги, отсутствие линий защитной сетки, утончение слоя бумаги, нарушение проклейки бумаги, остатки красящего вещества штрихов первоначальной записи. Выявленные признаке свидетельствую о том, что первоначальные серия и номер, расположенные в правой части лицевой стороны паспорта транспортного средства были частично удалены: сначала способом травления, а затем способом подчистки. Микроскопическим исследованием серии и номера «25 МЕ 252205», расположенных в левой части лицевой стороны ПТС, при различном увеличении в отраженных, косопадающих и проходящих лучах света и в УФ-лучах, были выявлены следующие признаки: менее интенсивная окраска линий защитной сетки по сравнению с остальной поверхностью документа, нарушение линий защитной сетки, утончение слоя бумаги, остатки красящего вещества штрихов, не относящихся к читаемым записям. Данные признаки позволяют сделать вывод о том, что первоначальные серия и номер, расположенные в левой части лицевой стороны паспорта транспортного средства, а именно цифры и буква «25 МЕ 252205» были внесены путем дорисовки, на место ранее имевшихся букв и цифр, удаленных методом травления.

В процессе анализа заключений эксперта по исследованию паспортов транспортных средств было выявлено внесение изменений не только в серийный номер, но и в реквизиты строк паспорта транспортного средства.

Значительным по количественному составляющему является наличие изменений, содержащих признаки подделки, в сроке «5.Год изготовления ТС». Из 30 экспертных заключений выявлено пять паспортов транспортных средств, имеющих изменение первоначального текста в данной строке. В четырех из данных документах изменения внесены методом подчистки и последующим внесением на их место соответствующей записей, выполненных машинописным способом. Об этом свидетельствует нарушение линий защитной сетки, уменьшение плотности бумаги на просвет, взъерошенность волокон бумаги, различие в цвете и оттенке красителя, наличие остатков красящего вещества черного цвета и пробелы в линиях защитной сетки, не относящихся к значащимся записям [8]. В одном из паспортов установлено частичное изменение цифры и записи года изготовления, внесенных путем дорисовки, на место ранее имевшихся записей, частично удаленных способом подчистки.

Вчетырех паспортах транспортных средств имелись изменения в графе особые отметки, в строке «Год выпуска кузова». Так, в паспорте транспортного средства «25МЕ 647854» были выявлены изменения в виде подчистки и замазывания года выпуска кузова в записи рукописного текста «1994». При микроскопическом исследовании данного фрагмента и при различных режимах освещения и увеличения с использованием УФ-лучей было выявлено, что в цифре «9» правые вертикальные элементы отсутствуют (стерты), отсутствует глянец и имеется разволокнение текстуры бумаги. Кроме того, в отдельных ПТС в графе особые отметки, в строках «Документ на право собственности», «Дата регистрации», «Дата снятия с учета» были установлены признаки, указывающие на удаление первоначальных записей методом подчистки и внесением на их место несоответствующих действительности записей, выполненных машинописным способом.

Согласно правилам заполнения паспорта транспортного средства все соответствующие реквизиты в строках и графах должны быть выполнены типографским способом и заполнены машинописным текстом чёрного цвета. Из 30 исследованных заключений эксперта данный метод использовался во всех случаях. Соответственно использование метода световой микроскопии и визуального исследования с применением светофильтров позволяет обнаружить в тексте признаки подчистки, дописки, травления, смывания.

Заключение.

При анализе 30 экспертных заключений по исследованию паспортов транспортного средства было установлено 14 паспортов транспортных средств с изменением номера и серии документа. Изменению способом подчистки с последующей допиской подверглись три документа, в которых был изменен серийный номер. С подделкой серии и номера ПТС, совершенной способом подчистки с последующей наклейкой выявлено два документа. Подделка ПТС способом травления с последующей дорисовкой – два документа. Изменение способом подчистки с последующей дорисовкой – четыре ПТС. Остальные ПТС имеют изменения в серийном номере, но ввиду того, что сам бланк документа является поддельным, соответственно данный факт влечет собой недействительность всего документа в целом.

References
1. Aver'yanova T.V. Kriminalistika: uchebnik dlya vuzov. M., 2000. S. 320
2. Balashov D.N. Kriminalistika: uchebnik. M., 2005. S.180-181
3. Sosenushkina M.N. Osnovy tekhniko-kriminalisticheskoi ekspertizy dokumentov. M., 1996. S. 23
4. Lesnikov P.A. Pasport transportnogo sredstva kak osobyi vid informatsionnogo obespecheniya pri legalizatsii transportnykh sredstv // Problemy prava. 2009. № 3. S. 149-150
5. Tekhniko-kriminalisticheskoe issledovanie dokumentov. Volgograd, 2002. S. 87-88
6. Issledovanie dokumentov, pervonachal'nye zapisi kotorykh izmeneny putem podchisti: metod. posobie dlya ekspertov. Volgograd, 1978. S.13-17
7. Aginskii V.N. Sovremennye metody ustanovleniya vnesennykh v tekst dopisok: metod. rekomendatsii. M., 1989. 51-52
8. Shashkin S.B. Tekhniko-kriminalisticheskoe issledovanie dokumentov so spetsial'nymi sredstvami zashchity ot poddelki. Saratov, 2002. S.36-37
9. V. V. Yarovenko. Kriminalisticheskaya kharakteristika predmetov, ispol'zuemykh v kachestve oruzhiya soversheniya prestupleniya // Pravo i politika. – 2012. – № 3. – S. 104-107.
10. Yarovenko V.V.. Obshchestvennaya opasnost' otdel'nykh vidov oruzhiya i ugolovnaya otvetstvennost' za nego // Administrativnoe i munitsipal'noe pravo. – 2012. – № 3. – S. 104-107.
11. A. V. Aleksova. K voprosu o provedenii ekspertizy dlya ustanovleniya otnosimosti ob''ekta k ognestrel'nomu oruzhiyu // Pravo i politika. – 2012. – № 8. – S. 104-107.
12. V. V. Yarovenko. Primenenie spetsial'nykh znanii pri issledovanii ob''ektov sudebnoi ballistiki (obzor praktiki) // Pravo i politika. – 2012. – № 4. – S. 104-107.
13. V. V. Yarovenko, O. V. Poleshchuk. Kriminalisticheskoe issledovanie patronov k ognestrel'nomu oruzhiyu. // Pravo i politika. – 2007. – № 10.
14. V. V. Yarovenko. Ponyatie kriminalisticheskoi dermatoglifiki // Pravo i politika. – 2011. – № 3.
15. V.V. Yarovenko, T.V. Yarovenko. Problemy ekspertizy ognestrel'nogo i kholodnogo oruzhiya // Pravo i politika. – 2010. – № 4.
16. A.I. Komarov, T.V. Yarovenko. Nekotorye problemy proverki versii prichineniya smerti iz ognestrel'nogo oruzhiya po neostorozhnosti // Pravo i politika. – 2009. – № 7.
17. V.V. Yarovenko, A.V. Prisekin. Ponyatie i vidy tainikov kak chast' sposoba sokrytiya prestupnoi deyatel'nosti. // Pravo i politika. – 2009. – № 4
18. Yarovenko V.V. Problemy primeneniya spetsial'nykh znanii pri issledovanii razlichnykh vidov ognestrel'nogo oruzhiya i boepripasov // NB: Voprosy prava i politiki.-2012.-2.-C. 146-163. URL: http://www.e-notabene.ru/lr/article_165.html
19. A. V. Aleksova K voprosu o provedenii ekspertizy dlya ustanovleniya otnosimosti ob''ekta k ognestrel'nomu oruzhiyu // Pravo i politika.-2012.-8.-C. 1434-1439.
20. Yarovenko V.V., Atanova K.A. Kriminalisticheskaya ekspertiza poddelki // NB: Voprosy prava i politiki.-2013.-3.-C. 318-329. DOI: 10.7256/2305-9699.2013.3.612. URL: http://www.e-notabene.ru/lr/article_612.html
21. V. V. Yarovenko Kriminalisticheskaya kharakteristika predmetov, ispol'zuemykh v kachestve oruzhiya soversheniya prestupleniya // Pravo i politika.-2012.-3.-C. 597-602.
22. A. V. Aleksova Uchastie spetsialista pri rassledovanii prestuplenii, svyazannykh s primeneniem nezakonno izgotovlennogo ognestrel'nogo oruzhiya // Pravo i politika.-2012.-7.-C. 1227-1232.
23. Yarovenko V.V., Karataev A.V. Kriminalisticheskaya kharakteristika i neotlozhnye sledstvennye deistviya po delam o nezakonnoi okhote // NB: Voprosy prava i politiki.-2013.-5.-C. 351-377. DOI: 10.7256/2305-9699.2013.5.791. URL: http://www.e-notabene.ru/lr/article_791.htm
Link to this article

You can simply select and copy link from below text field.


Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.