Статья 'Система преступлений, связанных с незаконным оборотом ценных бумаг в России (часть 2) ' - журнал 'Юридические исследования' - NotaBene.ru
по
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > About the Journal > Requirements for publication > Council of editors > Redaction > Peer-review process > Policy of publication. Aims & Scope. > Article retraction > Ethics > Online First Pre-Publication > Copyright & Licensing Policy > Digital archiving policy > Open Access Policy > Article Processing Charge > Article Identification Policy > Plagiarism check policy
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Back to contents
Legal Studies
Reference:

System of offences associated with securities fraud in the Russian Federation (Part 2)

Sidorenko Elina Leonidovna

Doctor of Law

Doctor of Law, Professor of the department of Criminal Law, Criminal Procedure and Forensics, Director of the Center of Digital Economics and Financial Innovations, Moscow State Institute of International Relations of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation

119454, Russia, Moskovskaya oblast', g. Moscow, prospekt Vernadskogo, 76

12011979@list.ru
Khalizeva Ekaterina Aleksandrovna

Master's Degree, the faculty of International Law, Moscow State Institute of International Relations of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation

119454, Russia, Moskovskaya oblast', g. Moscow, prospekt Vernadskogo, 76

Khalizeva_E_A.@yahoo.com

DOI:

10.25136/2409-7136.2021.9.36342

Received:

22-08-2021


Published:

29-08-2021


Abstract: This article is a sequence of research conducted by the authors on the topic of offences related to digital securities fraud (Part 2). It completes the design of the system of such offences, determining the “subsystem” that considers the economic nature of the Central Securities Depository. For this purpose, analysis is conducted on the articles of the Criminal Code of the Russian Federation that form the system of offences related associated with the fraud of non-digital securities (Articles 185-186) from the perspective of their applicability to digital securities and peculiarities of such application. The research is based on the systemic approach, comparative-legal method, logical techniques of analysis and synthesis of information, as well as the method of deduction. The authors conclude on applicability of the Articles 185, 185.1, 185.2 and 185.4 of the Criminal Code of the Russian Federation to unlawful acts related to digital securities, taking into account the specificity of their legal regulation, namely the absence of necessity of state registration of stocks in the form of digital financial assets, the registration of rights to central securities depository by the information system operator that issued them, etc. Summarizing the results of this research with the results acquired in the Part I, the authors form the system of offences associated with the digital securities fraud, which includes the aforementioned elements, as well as the elements stipulated in the Article 187.1 “Organization of illegal trafficking of digital Rights” of the Draft Federal Law “On Amendments to the Criminal Code of the Russian Federation”. The Russian legal science unfortunately does not give due attention to examination of this problem, and such system is developed for the first time. The authors anchor hopes that the system of offenses they have designed would be effectively used in the law enforcement practice in the context of classification of unlawful action associated with central securities depository.


Keywords:

digital securities, uncertified securities, digital financial assets, The Criminal Code of the Russian Federation, draft federal law, amendments, system of crimes, non-digital securities, Corpus delicti, digital bonds

This article written in Russian. You can find original text of the article here .

Цифровые ценные бумаги, введенные в гражданский оборот 1 января 2021 г. в связи с вступлением в силу ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» от 31.07.2020 № 259 [1], имеют сложную правовую природу. Следует упомянуть, что авторы под данным видом цифровых финансовых активов (ЦФА) как предметом преступления (являющимся необходимым элементом составов преступлений, рассматриваемых в статье) понимают акции, выпускаемые в виде ЦФА в информационной системе, построенной на базе технологии распределенного реестра (в частности, блокчейн), а также акции, размещаемые с целью привлечения инвестиций на платформе, также построенной на базе данной технологии. Смешанная природа ЦЦБ (экономическая как ценных бумаг и техническая (технологическая) как разновидности цифровых прав, в частности, ЦФА) предопределяет систему преступлений, связанных с их незаконным использованием.

В результате исследования, проведенного в предыдущей статье (часть 1), авторы пришли к выводу о необходимости криминализации такого рода деяний – установления уголовной ответственности за организацию незаконного оборота цифровых прав (и цифровых ценных бумаг как их разновидности) (ст. 187.1 УК РФ в соответствии с Проектом федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ», разработанным Министерством финансов РФ; Приложение к Письму Минфина России от 28.08.2020 г. № 05-06-05/76180 [2, с. 2]). Помимо того, что ЦЦБ – это цифровые финансовые активы, они также являются ценными бумагами и, согласно ФЗ «О цифровых финансовых активах» (ч. 3 ст. 13), на них распространяет свое действие ФЗ «О рынке ценных бумаг» от 22.04.1996 № 39 [3] (т. е. правовой режим ЦЦБ сопоставим с правовым режимом бездокументарных ценных бумаг, особенно, в части выпуска (эмиссии)) [1]. Следовательно, система преступлений, связанных с незаконным оборотом обычных ценных бумаг (статьи 185-186 УК РФ) [4], применима к незаконным деяниям с цифровыми ценными бумагами, но с учетом особенностей правового режима последних. В статье авторы стараются учесть все эти особенности и завершить конструирование системы преступлений, связанных с незаконным оборотом ЦЦБ, и возлагают надежду на дальнейшее ее эффективное использования, в частности, в правоприменительной практике (для надлежащей квалификации таких незаконных деяний).

О применении статей 185-186 Уголовного кодекса РФ к незаконным деяниям, связанным с цифровыми ценными бумагами

Обычно к преступлениям, связанным с незаконным оборотом ценных бумаг, относят преступные деяния, связанные с (со):

‒ злоупотреблениями при эмиссии ценных бумаг (статья 185 УК РФ),

‒ злостным уклонением от раскрытия или предоставления информации, определенной законодательством РФ о ценных бумагах (статья 185.1 УК РФ),

‒ нарушением порядка учета прав на ценные бумаги (статья 185.2 УК РФ),

‒ манипулированием рынка (статья 185.3 УК РФ),

‒ воспрепятствованием осуществлению или незаконным ограничением прав владельцев ценных бумаг (статья 185.4 УК РФ),

‒ фальсификацией решения общего собрания акционеров (участников) хозяйственного общества или решения совета директоров (наблюдательного совета) хозяйственного общества (статья 185.5 УК РФ),

‒ неправомерным использованием инсайдерской информации (статья 185.6 УК РФ),

‒ изготовлением, хранением, перевозкой и сбытом поддельных денег или ценных бумаг (статья 186 УК РФ) [4].

В литературе отмечается, что преступные деяния, предусмотренные статьями 185.3, 185.5 и 185.6 Уголовного кодекса РФ не относятся к преступлениям, связанным с незаконным оборотом ценных бумаг [5, с. 42-47]. Так, в частности, говорится, что деяния, предусмотренные статьей 185.5, направлены не на подрыв нормального функционирования рынка ценных бумаг, а нацелены на захват управления хозяйственным обществом (такие деяния называют рейдерскими и проводят параллель с английским термином «takeover» (в переводе с англ. – поглощение, захват; такой захват власти, управления может быть дружественным (friendly) или враждебным (hostile)), используемым в ряде зарубежных стран, в т. ч. в Англии и США). Авторы статьи считают, что исключение преступлений, предусмотренных статьей 185.5, из системы преступлений, связанных с незаконным оборотом ценных бумаг, является логичным и обоснованным, в отличие от составов, предусмотренных статьями 185.3 и 185.6, которые напрямую связаны с незаконным оборотом ценных бумаг (хотя и не ограничиваются им) и включены в систему данных преступлений во многих зарубежных странах (в частности, в США). Однако статьи 185.3 и 185.6 УК не применимы к цифровым ценным бумагам в РФ в силу ограничений, установленных ФЗ «О цифровых финансовых активах» и ФЗ «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ». Указанные статьи были включены в Уголовный кодекс РФ в 2010 г. (и вступили в силу в 2011 г.) в связи с принятием ФЗ от 27.07.2010 № 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» и используются только при размещении эмиссионных ценных бумаг путем открытой подписки. Согласно ФЗ «О цифровых финансовых активах», только непубличные акционерные общества могут выпускать акции в виде ЦФА, и, согласно ФЗ «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ», тоже только непубличные акционерные общества могут размещать свои ценные бумаги (акции и облигации, конвертируемые в акции) с использованием инвестиционной платформы, т. е., согласно обоим законам, цифровые ценные бумаги размещаются путем закрытой, а не открытой подписки [1; 6]. Не применима к цифровым ценным бумагам и статья 186 УК РФ (незаконное обращение в т. ч. ценных бумаг), поскольку, исходя из содержания самой статьи, она применима не к бездокументарным, а к документарным ценным бумагам, цифровые же ценные бумаги имеют много общего с бездокументарными ценными бумагами и представляют собой виртуальный актив, не имеющий материального воплощения. Интересно отметить, что, в связи с изменениями в ФЗ «О рынке ценных бумаг», с 2020 г. разрешена эмиссия только бездокументарных ценных бумаг [3].

Перейдем теперь в рамках данного исследования к рассмотрению особенностей применения статей 185, 185.1, 185.2 и 185.4 УК РФ к цифровым ценным бумагам.

Об особенностях применения статей 185-186 Уголовного кодекса РФ к незаконным деяниям, связанным с цифровыми ценными бумагами

Статья 185. Данной статьей предусмотрена ответственность за внесение в проспект эмиссии ценных бумаг заведомо недостоверной информации, за утверждение (подтверждение) проспекта (отчета (уведомления) об итогах выпуска ценных бумаг), содержащего такую информацию, а также за размещение ценных бумаг, выпуск которых не прошел государственную регистрацию (если регистрация необходима) [4]. Составление проспекта эмиссии ценных бумаг необходимо именно для госрегистрации их выпуска. Согласно ФЗ «О цифровых финансовых активах», госрегистрация выпуска акций в виде ЦФА не предусмотрена, регистрация осуществляется оператором выпуска в соответствии с правилами информационной системы [1]. Значит, статья 185 УК РФ не применима к выпуску акций непубличного акционерного общества в виде ЦФА. Что касается ценных бумаг (акций и облигаций, конвертируемых в акции), размещаемых с использованием инвестиционных платформ, (которые можно считать отчасти цифровыми, если они размещаются на платформе, построенной на базе технологии распределенного реестра, в частности, блокчейна), то непубличные акционерные общества имеют право в течение года размещать их на платформе на максимальную сумму, при которой государственная регистрация выпуска не требуется, и, следовательно, составление проспекта эмиссии ценных бумаг не является обязательным [6]. В случае, если НПАО составляют проспект и осуществляет госрегистрацию выпуска, при этом совершая деяния, предусмотренные статьей 185 УК РФ, то эта статья применима к такому выпуску.

Статья 185.1. Согласно ФЗ «О цифровых финансовых активах», нормы ФЗ «О рынке ценных бумаг» применяются к выпуску, учету и обращению акций в виде ЦФА, но с учетом особенностей, предусмотренных данным законом [1]. Поскольку особые нормы в отношении раскрытия и предоставления информации не предусмотрены, действуют общие нормы. Однако специальная статья предусмотрена в ФЗ «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ» и касается раскрытия и предоставления информации оператором информационной системы (в т. ч. появляется новый субъект, к которому предъявляются требования о раскрытии и предоставлении информации и который эти требования может нарушать). В соответствии с данной статьей, оператор на своем сайте обязан, в частности, раскрыть информацию о себе и о своей деятельности, разместить правила инвестиционной платформы с историей всех изменений в них, годовой отчет о результатах своей деятельности [6]. В Законе подробно прописано, какую информацию о себе должен раскрыть оператор инвестиционной платформы, а также указано, какую информацию должен содержать годовой отчет о результатах его деятельности [6]. Согласно данной статье, оператор также обязан предоставить инвесторам информацию о лицах, привлекающих инвестиции, и об их инвестиционных предложениях, и в Законе детально перечисляется, какую именно [6]. Также по запросу инвестора оператор инвестиционной системы должен раскрыть информацию о его участии в качестве инвестора в рамках данного проекта (платформы) указанной инвестором третьей стороне [6].

Статья 185.2. В ФЗ «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ» отсутствуют специальные нормы о ведении реестра владельцев ценных бумаг, размещаемых с использованием инвестиционной платформы, следовательно, действуют общие нормы, предусмотренные ФЗ «О рынке ценных бумаг», а также нормативными актами Центрального банка РФ, регулирующими данную сферу. В ФЗ «О цифровых финансовых активах» есть специальные положения, при этом следует учитывать, как минимум, три момента: устав непубличного акционерного общества и решение о выпуске акций в виде ЦФА должны содержать информацию о том, что учет прав на такие акции будет осуществляться в информационной системе, в которой они выпускаются; учет осуществляет оператор выпуска (т. е. появляется новый субъект преступления – оператор выпуска в лице его единоличного исполнительного органа или члена коллегиального исполнительного органа (если такой предусмотрен) в случае совершения им деяний, предусмотренных статьей 185.2 УК РФ) и порядок учета прав на акции определяется данным федеральным законом [1]. В частности, Законом предусмотрено, что цифровые финансовые активы, в т. ч. акции в виде ЦФА учитываются в виде записей, способы этих записей определяются правилами информационной системы; записи вносятся в систему или изменяются в ней по указанию лица, их выпустившего, обладателя ЦФА (лица, которое состоит в реестре пользователей информационной системы, и обладает уникальным кодом для доступа к ней), иного лица или в силу действия, совершенного в рамках сделки, предусматривающей исполнение сторонами возникающих из нее обязательств при наступлении определенных обстоятельств без направленного на исполнение обязательств отдельно выраженного дополнительного волеизъявления сторон путем применения информационных технологий (смарт-контракт); записи погашаются в случае прекращения обязательств, удостоверенных ЦФА; права, удостоверенные ЦФА, переходят к новому приобретателю, а обременения или ограничения права распоряжаться ими возникают с момента внесения соответствующих записей в информационную систему [1]. В отношении части 2 статьи 185.2, которая содержит отдельный состав, следует отметить, что применение технологии распределенного реестра (блокчейн) в силу свойств самой технологии (в частности, такого, как распределенность) позволит существенно сократить вероятность совершения преступных деяний, предусмотренных данной частью (внесение в реестр владельцев ценных бумаг недостоверных сведений и т. д.).

Статья 185.4. ФЗ «О цифровых финансовых активах» предусмотрен выпуск наряду с акциями в виде ЦФА цифровых финансовых активов, удостоверяющих возможность осуществления прав по эмиссионным ценным бумагам [1]. Сочетание этих двух видов ЦФА (опять же за счет преимуществ блокчейна) позволит акционерам максимально эффективно осуществлять свои права, снизить угрозу ограничения этих прав или воспрепятствования их осуществлению из-за незаконных действий третьей стороны.

Итак, проведенный анализ показал, что статьи 185, 185.1, 185.2 и 185.4 Уголовного кодекса РФ могут применяться к цифровым ценным бумагам (акциям, выпускаемым в виде ЦФА, и эмиссионным ценным бумагам, размещаемым с использованием инвестиционной платформы). В целом, статья 185 УК РФ не применима к таким ценным бумагам, поскольку выпуск акций в виде ЦФА и ценных бумаг (акций и конвертируемых в них облигаций), размещаемых на инвестиционной платформе, не требует государственной регистрации (хотя в отношении вторых это может быть сделано эмитентом добровольно). Касательно статьи 185.1 УК РФ следует учитывать, что в отношении раскрытия и предоставления информации оператором инвестиционной платформы действуют специальные нормы, предусмотренные ФЗ «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ», а касательно статьи 185.2 УК РФ – что учет прав на акции, выпущенные в виде ЦФА, ведет оператор выпуска в соответствии с порядком учета, предусмотренным ФЗ «О цифровых финансовых активах».

Обобщая результаты исследования, проведенного в предыдущей статье и в рамках данной работы, сконструированная авторами система преступлений, связанных с незаконным оборотом цифровых ценных бумаг, в России будет иметь вид, представленный на рисунке 1.

Рис. 1. Система преступлений, связанных с незаконным оборотом цифровых ценных бумаг, в РФ

Источник: составлено автором

Несмотря на то, что ФЗ «О цифровых финансовых активах» вступил в силу 1 января 2021 г., на момент написания статьи авторам не известно ни об одном примере выпуска акций в виде ЦФА, многие операторы выпуска и обмена цифровых финансовых активов находятся сейчас на этапе получения лицензии на осуществление данной деятельности от Центрального банка РФ (например, оператор «Атомайз Россия» (ПАО «ГМК «Норильский никель»)) [7; 8]. Следует отметить, что известны два примера выпуска ЦЦБ (долговых ценных бумаг – облигаций) в России еще до принятия и вступления в силу вышеупомянутого закона (но с учетом действовавших правовых норм): в конце 2017 г. – ПАО «МегаФон» (эмитент) и Райффайзенбанком (организатор и инвестор), в мае-ноябре 2018 г. – ПАО «МТС» (эмитент), Национальным расчетным депозитарием и Сбербанком КИБ (организатор и инвестор) [9; 10]. ФЗ «О ЦФА» выпуск долговых ценных бумаг в виде цифровых финансовых активов не предусмотрен. Со временем неминуемо будут совершаться незаконные деяния, связанные с ЦЦБ, и авторы возлагают надежду, что сконструированная ими система преступлений, связанных с незаконным оборотом цифровых ценных бумаг, будет полезна в правоприменительной практике и облегчит квалификацию такого рода деяний.

References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Link to this article

You can simply select and copy link from below text field.


Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.