Статья 'Исторические аспекты развития института правовой помощи между государствами по уголовным делам в Азербайджанской Республике' - журнал 'Юридические исследования' - NotaBene.ru
по
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > About the Journal > Requirements for publication > Council of editors > Redaction > Peer-review process > Policy of publication. Aims & Scope. > Article retraction > Ethics > Online First Pre-Publication > Copyright & Licensing Policy > Digital archiving policy > Open Access Policy > Article Processing Charge > Article Identification Policy > Plagiarism check policy
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Back to contents
Legal Studies
Reference:

Historical aspects of development of the institution of legal assistance between states in criminal matters in the Republic of Azerbaijan

Askerova Matanat Pasha

PhD in Law

Senior Educator, Docent, the department of Criminal Procedure, Forensics and Forensic Examination, Academy of Justice of the Ministry of Justice of the Republic of Azerbaijan

AZ1000, Azerbaidzhan, g. Baku, ul. Vidadi, 158

matanat@list.ru
Other publications by this author
 

 

DOI:

10.25136/2409-7136.2021.7.36043

Received:

30-06-2021


Published:

07-07-2021


Abstract: The subject of this research is the historical-legal grounds of rendering mutual legal assistance in the Republic of Azerbaijan. Research methodology is comprised of formal-legal, comparative-legal, and historical-legal methods. Normative framework is formed by the Constitution, provisions of the criminal procedure legislation and laws, international acts acceded by the Republic of Azerbaijan, which regulate mutual legal assistance issues. Objective: to develop proposals for improving the Institute of mutual legal Assistance. assistance in criminal matters based on the historical experience in this field. The research results are as follows: mutual legal assistance has evolved from elementary extradition of fugitive serfs, one-time provision of diplomatic assistance to institutionalized legal assistance based on multilateral and bilateral agreements; from the absence of  legislative framework to codification; from inclusion of separate norms on certain aspects of the agreement on friendly relations, peace, cooperation or even submission to conclusion of special bilateral agreements. The acquired results can be implemented in intergovernmental relations regulation of rendering mutual legal assistance in criminal matters. The novelty of this research consists in consideration of legal assistance based on the historical-normative acts of the Republic of Azerbaijan. The following conclusions were made: in some historical periods, legal assistance included such institutions as the presence of state representative of the accused in administration of justice against a foreigner, unconditional extradition of criminals who committed grave crime, stiff punishment of those reluctant to peace, elimination from jurisdiction of certain criminals, transfer of prosecution, etc. can still be currently used to regulate or improve the institution of legal assistance in criminal matters, including reasonable terms for submitting court requests. For example, a reasonable term for criminal proceedings is one of the guarantees of effective legal proceedings, the violation of which also entails an infringement of such a fundamental right to fairness of proceedings.


Keywords:

mutual legal assistance, extradition, proceeding transfer, execution, letter of rogatory, reasonable time, exceptions of jurisdiction, treaties on friendship, legal procedure, diplomatic assistance

This article written in Russian. You can find original text of the article here .

Институт правовой помощи между государствами прошел длительный путь развития, с разовой, иногда дипломатической помощи перешел к наложенной постоянной помощи, расширялся объем правовой помощи от передачи беглого раба до выполнения процессуальных и судебных действий, передачи преследования. Исторический подход к изучению института правовой помощи между государствами помогает усовершенствованию и дальнейшему развитию института.

Институт правовой помощи была связана с историей и политическими тенденциями внутри государства. Изучение этих процессов поможет более надежному обеспечению прав человека при оказании помощи и достижению целей уголовного правосудия. В течении исторического развития института правовой помощи между государствами, институт всегда носил на себе влияние политических вмешательств, связанные с понятием, так называемых политических преступлений, экстрадицией политических заключенных и т.д. Поэтому детальное изучение истории даст возможность формировать более независимую правовую помощь в борьбе с организованной преступностью, которые приобретают более изощренный и специализированный характер.

Историю института правовой помощи между государствами по уголовным делам следует связывать с первобытнообщинным строем, точнее с меж общинными отношениями. И.И. Лукашук пишет, что «…Между племенами заключались соглашения о мире, о совместных военных действиях, о разграничении владений и др… Все это свидетельствует о том, что даже на самых ранних стадиях отношения между независимыми образованиями нуждались в регулировании. [5, с.66].

Межплеменные отношения, связанные с развитием межплеменного обмена, носили характер взаимопомощи, уважения и регулировались скорее всего обычаями, поэтому здесь не может идти речь о правовой помощи. Поэтому, что правовая помощь характеризуется высоким уровнем правовой организации и нормативной техники, которые присущи государствам.

Одним из первых форм оказания правовой помощи между государствами считают выдачи беглых рабов. Союзный договор между хеттским царем Хаттушилем и египетским фараоном Рамсесом II содержал специальный раздел «Выдача беглецов». [14].

Географическое расположение территории, природное богатство Азербайджана всегда привлекало иностранных государств, в том числе соседних государств. Поэтому история Азербайджана богата самыми разными военными действиями захватнического характера в отношении территории Азербайджана. В различные периоды истории Азербайджан, или его отдельные территории входили в состав России, Ирана, Турции и был предметом спора между отдельными государствами. Поэтому и история правовых наук и правовой регламентации, как и история Азербайджана, связана в Россией, Турцией, Ираном и Европейскими государствами Англией, Францией и т.д. При заключении договоров о мире, капитуляции, торговле и т.д. коснулись и вопросов о подсудности, выдачи преступников и т.д. Почти во всех договорах чувствуется право сильного и победившего. В некоторых договорах предусматривалось изъятия из местной юрисдикции в отношении своих граждан или специальные нормы о ведении судопроизводства с участием представителя подданства обвиняемого и другие вопросы процессуального характера. Иногда процессуальные вопросы по уголовным делам содержались и в других договорах о торговле и т.д.

Как уже было отмечено, в договорах о мире, дружбе или даже капитуляции можно найти отдельные вопросы по правовой помощи между государствами по уголовным делам и торговым вопросам. Стамбулский трактат между Россией и Османской империей от 3 июля 1700 года, Версальский договора между Сефевидским государством и Францией от 15 августа 1715, Гянджинский трактат от 10 марта 1735 г. между Российской Империей и Иранским Государством предусматривали нормы о возвращении беглых подданных в присутствии представителей другого государства [22, с.38; 56-57;136].

Период ханства в Азербайджане продолжается и после присоединения их к России 1800-1830 годы. Трактаты, заключенные между Россией и отдельными ханствами, содержат и нормы о подсудности отдельных дел в отношении и Азербайджанцев и подданных России. Новая русско-иранская война в 1826 году закончилась победой России и 10 февраля 1828 года в селении Туркменчай близ Тебриза был подписан мирный договор.

«Особый акт о торговле», который заключен в селении Тюркменчае 10 февраля 1828 года между Россией и Падишахом Персидского, несмотря на то что посвящен вопросам торговли между двумя государствами, регулировал и отдельные процессуальные вопросы правовой помощи по уголовным делам. Имеются нормы о подсудности и участия консулов при осуществлении правосудия в отношении подданных России [22, с.331]. Вопросы возвращения преступников предусмотрены и ст. VI Яссинского договора между Россией и Османской империей от 29 декабря 1791 года [22, с.193].

После присоединения Азербайджанских ханств к России вопросы правовой помощи по уголовным делам регулировались в основном Российскими законами, договора Российской империи относились и к Азербайджану. Российское законодательство XYIII века содержал специальные нормы о правовой помощи между государствами по уголовным делам.

Ст. 7 Трактата между Россией и Китаем от 13 июня 1858 года об определении взаимных отношений определяет, что разбирательство всякого дела между русскими и китайскими подданными в местах, открытых для торговли, не иначе должно производиться китайским начальством, как сообща с русским консулом... [16].

Судебные уставы России от 20 ноября 1864 года детально регулировал юрисдикционные вопросы подсудности уголовных дел в отношении иностранцев, дипломатов и т.д., была предусмотрена и осуществление правовой помощи дипломатическим путем, посредством министров юстиции и иностранных дел, однако это не всегда было наиболее оптимальным вариантом для эффективной деятельности соответствующих органов государства [17].

Новое Уголовное Уложение с приложениями в отделении втором регулировал вопросы о пространстве действия уголовного уложения, вопросы выдачи и т.д. [6, с.14].

Уже в XIX веке в России появился специальный закон от 1911 г. "О выдаче преступников по требованиям иностранных государств", который более детально регулировал вопросы выдачи преступников и Согласно ст.85216 Закона вопросы выдачи относились к полномочию министерства юстиции. Выдача допускалась за наиболее значительные преступные деяния, влекущие наказания не ниже заключения в тюрьме [11].

Правовая помощь между государствами формировалась как часть торговых отношений и регулировала вопросы преимущественно гражданского права. Но в торговых договорах государств можно найти и некоторые аспекты правовой помощи по уголовным делам и уголовному процессу. До XIX века правовая помощь по уголовным делам между государствами ограничивалась только взаимодействием в вопросах выдачи преступников и некоторыми уголовно-процессуальными аспектами оказания правовой помощи. Процессуальные вопросы оказания правой помощи были связаны с подсудности уголовных дел о гражданах других государств, участие в уголовном процессе представителя иностранного государства и т.д.

Анализ законодательных актов Азербайджанской Демократической Республики показывает, что отсутствует специальные акты о правовой помощи по уголовным делам между государствами. Но, согласно Постановлению от 23 июня 1918 года, № 155 «О временном сохранении в силе ранее действующих законов», все действующие ныне законы по всем отраслям управления и суда сохранили в силе до тех пор, пока они не будут отменены или изменены правительством установленным законным порядком [1, с. 193]. Поэтому вопросы правовой помощи по уголовным делам между государствами регулировались вышеуказанными законодательными актами Российской Империи.

28 апреля 1920 года после вхождения Азербайджана в состав СССР, законодательство Азербайджанской ССР определялось союзным законодательством. Основы уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик от 31 октября 1924 года, регулировали вопросы выполнения отдельных процессуальных действий по уголовным делам и выдачи преступников. Выдача лиц, привлеченных к следствию или суду, а также осужденных судебными учреждениями, по требованию правительств иностранных государств, обращенному к Правительству Союза ССР, допускается только в случаях и порядке, установленных договорами, соглашениями и конвенциями Союза ССР с иностранными государствами, или по специальным соглашениям Правительства Союза ССР с иностранными правительствами, а также специальным законом, издаваемым в порядке общесоюзного законодательства [7].

Закон СССР «О судоустройстве СССР, союзных и автономных республик» от 16 августа 1938 года не коснулся вопросов правовой помощи между государствами [3].

В первом УПК Азербайджанской ССР 21 июля 1923 года отсутствуют нормы об оказании правовой помощи.

После внесения Законом от 1 февраля 1944 года изменений в Конституцию СССР, согласно ст. 8-а, каждая Союзная республика имела право вступать в непосредственные сношения с иностранными государствами, заключать с ними соглашения и обмениваться дипломатическими и консульскими представителями. Но, это право носило формальный характер. Азербайджанская ССР фактически не участвовала в международных отношениях самостоятельно и через центральные органы Союза ССР, но исполняла отдельные поручения иностранных государств под руководством и контролем центральных органов СССР.

После второй мировой войны СССР начинает активное сотрудничество с государствами социалистического лагеря и другими государствами, в том числе и в области правовой помощи между государствами.

Основы уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных Республик, от 25 декабря 1958 года не предусматривает нормы об оказании правовой помощи по уголовным делам [8]. Отсутствие законодательной регламентации оказании правовой помощи Азербайджанской Республикой существовало 1983 года. Даже во второго УПК Азербайджанской ССР, утвержденного Законом от 8 декабря 1960 года, не предусматривались нормы, регулирующие оказания правовой помощи. Только Указом от 30 сентября 1983 года в УПК были внесены статьи 23-1 и 32-2, посвященные оказании правовой помощи по уголовным делам.

В целях обеспечения выполнения международных договоров СССР о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам Президиум Верховного Совета СССР принял Постановление от 21 июня 1988 г. N 9132-XI «О мерах по выполнению международных договоров СССР о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам. В постановлении определены органы сношения при оказании правовой помощи с соответствующими органами государств, заключивших договоры. Министерство юстиции СССР и Прокуратура Союза ССР в случае необходимости разрабатывают по согласованию с Министерством иностранных дел СССР образцы формуляров, используемых при оказании правовой помощи [9].

Пленум Верховного Суда СССР трижды обсуждал вопросы выполнения судами договоров с иностранными государствами об оказании правовой помощи и принял соответствующие постановления от 19 июня 1959 №2 , от 30 мая 1967 г. № 5 и 11 июля 1972 года №6.

Пленум Верховного суда от 19 июня 1959 года №2 отметил, В случае необходимости советские суды могут обращаться к судам иностранных государств с поручениями об оказании правовой помощи (вручение документов, допрос обвиняемых, свидетелей, экспертов, опрос сторон и т.д.). При исполнении поручений судов иностранных государств применяется советское процессуальное законодательство. Однако по просьбе учреждения, от которого исходит поручение, может быть применено процессуальное законодательство соответствующего иностранного государства, если оно не противоречит советскому законодательству. Этот вопрос решается Верховным Судом СССР [10].

Советский Союз заключил свыше 40 договоров СССР с иностранными государствами о правовой помощи , которые предусматривали и обьем правовой помощи, в которую включали [15]. составления и пересылки документов, проведения обысков, изъятия, пересылки и выдачи вещественных доказательств, проведения экспертизы, допроса обвиняемых, свидетелей, экспертов, опроса сторон и других лиц, непосредственного судебного осмотра, а также путем вручения документов. Предусмотрены условия выдачи, обязанность возбудить уголовное преследование и т.д. [2].

Советский период развития оказания правовой помощи между государствами характеризуется тем, что до восьмидесятых годов прошлого века оказание правовой помощи законодательно входило в полномочие только центральных органов СССР, носил постоянный конвенционный и договорной характер. Союзные республики, в том числе Азербайджанская Республика, выполнили судебные запросы иностранных государств под контролем центральных органов СССР. Даже после признания за союзными республиками возможности заключать международные договора 1944 году и законодательного закрепления этого процессуального права в восьмидесятые годы пошлого века оно носило формальный характер.

30 августа 1991 года Верховный Совет Азербайджана принял Декларацию «О восстановлении государственной независимости Азербайджанской Республики», а 18 октября был принят Конституционный акт «О государственной независимости Азербайджанской Республики», который учредил основы государственного, политического и экономического устройства независимого Азербайджана. После восстановлении государственной независимости начинаются бурные процессы по усовершенствованию и принятию нового законодательства Азербайджанской Республики.

Глава LVII «Производство по оказанию правовой помощи по уголовным делам» УПК Республики регулирует вопросы оказания правовой помощи между государствами. Согласно ст. 488.2 УПК АР в случае отсутствия соответствующего договора об оказании правовой помощи между Республикой и запрашивающим иностранным государством применяются положения настоящего Кодекса и Закона Республики «О правовой помощи по уголовным делам» от 29 июня 2001 года. Республика присоединилась к основным международным конвенциям по вопросам оказания правовой помощи между государствами. Республика является стороной Кишиневской Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 2002 года. Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1959 года с Дополнительным протоколом 1978 года Европейская конвенция о правовой помощи ратифицирована Республикой. Республика заключила двусторонние договора с одиннадцатью государствами об оказание правовой помощи по уголовным делам и по другим вопросам, связанные с оказанием правовой помощи [21, с.7-274].

Считаем, что после исламизации нормы шариата влияли и деятельность государств по оказанию правовой помощи согласно историческому развитию и развитию общества в целом. Одним из основополагающих принципов ислама является сотрудничество и имеется в виду сотрудничество между народами, племенами: «О люди! Мы создали вас мужчиной и женщиной и сделали вас народами и племенами, чтобы вы знали друг друга. Ведь самый благородный из вас пред Аллахом – самый благочестивый. Поистине, Аллах – знающий, сведущий!»1 (Св.Коран, 49:13) Священный Коран предусматривает обязательное соблюдение обещаний и соглашений: «И будьте верны своим обещаниям, ибо за обещания вас призовут к ответу» (Св. Коран, 17:34), «Будьте верны завету с Аллахом, который вы заключили; не нарушайте клятв после того, как вы их скрепите, ведь вы сделали Аллаха своим Поручителем. Воистину, Аллах ведает о том, что вы совершаете!» (Св. Коран, 16:91) [12].

Харун Яхья считает, что договор Наджран и Мединское соглашение являются примером справедливости Пророка, которые провозглашали равноправие между религиозными общинами и обеспечивали защиту их интересов, позволили покончить с многолетней враждой. Одной из самых важных особенностей Мединского соглашения стал пункт о поддержке иудей [18].

«…Мухаммад в период своей пророческой миссии заключил ряд договоров с различными племенами. В условиях отсутствия политического единства на Аравийском полуострове в период раннего ислама каждое из племен считалось отдельной политической единицей. Поэтому заключение любого договора между этими племенами имело международный статус». [13, с.45-46]

Хасан ибн Мухаммад Сафар, исследуя вопросы посольской деятельности во времена Пророка, отмечает, что «..В интерес же, дозволенный шариатом, включалась вероятность при­нятия Ислама, установление мира, организация экономических взаи­моотношений, предотвращение причинения вреда мусульманам, об­ращение соседей с предложением установить сотрудничество [19].

Шейх Вахбех аль­Зухили «Ислам принял древний принцип взаимности и руководствуется им в отношениях с другими народами как в условиях мира, так и во время войны, чтобы обеспечить торжество справедливости, установить стандарты добропорядочности и беспристрастности и гарантировать, что неприятель не преступит установленные пределы в своих действиях. ..В связи с этим необходимо упомянуть хотя бы один чрезвычайно важный стих Корана: «И если вы наказываете, то наказывайте подобным тому, чем вы были наказаны. А если терпите, то это – лучше для терпеливых» [20, с.55].

В Священном Коране предусматривается пресечение правонарушений и помощь в пресечении нарушений. Коран не различает помощь между государствами и людьми, а определяет общие условия помощи: «Если бы Аллах не позволил одним людям защищаться от других, то были бы разрушены кельи, церкви, синагоги и мечети, в которых пре- много поминают имя Аллаха. Аллах непременно помогает тому, кто помогает Ему. Воистину, Аллах — Всесильный, Могущественный» (Св. Коран, 22:40); " Помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности, но не помогайте друг другу в грехе и посягательстве. Бойтесь Аллаха, ведь Аллах суров в наказании" (Св. Коран, 5:2). «Сражайтесь на пути Аллаха с теми, кто сражается против вас, но не преступайте границы дозволенного. Воистину, Аллах не любит преступников.» (Св. Коран, 2:190) [12].

Считаем, что вопросы в отношении иноверцев, договоров, обязательного соблюдения договоров Священного Корана и договорная практика Пророка относятся и к правовой помощи между племенами и другими народами в отношении преступников, выдачи и других вопросов.

Считаем, сто указанные Кузнецовой Е. С. в качестве этапов развития взаимодействия государств в сфере гражданского и уголовного права с участием России шесть хронологических отрезков, характеризующих процесс формирования и развития взаимодействия Российского государства в сфере гражданского и уголовного права [4, с.4-5]. нельзя применить к истории правовой помощи Азербайджана из-за различий в исторической развитии государственности, которым характеризуется правовая помощь между государствами по уголовным делам.

Анализируя результаты проведенных исследований историю правовой помощи между государствами по уголовным делам можно выделить следующие периоды: 1) древний период и средние века межгосударственных отношений в области правовой помощи по уголовным делам от государств Манна, Мидия, Кавказская Албания- до исламизации, характеризуется почти полным отсутствием отношений в области правовой помощи, можно найти единичные случаи таких отношений, которые были связаны в основном выдачей преступников; 2) период государств Кара-Коюнлу, а затем Ак Коюнлу и становления дипломатических отношений, который характеризуется дипломатическим решением вопросов правовой помощи по уголовным делам-XIY-XY века н.э.; 3. период государств Ширваншахов, Сефевидов до убийства Надир Шах в 1747 году, период усиления государственности и межгосударственных отношений между государствами, который характеризуется договорным решением вопросов правовой помощи по уголовным делам. В договорах о дружбе, мире и капитуляции, торговых договорах содержались нормы о подсудности уголовных дел, выдачи преступников и некоторые процессуальные вопросы. 4. период ханств, Карабахское ханство, Шекинское ханство, Ширванское ханство,Бакинское ханство, Гянджинское ханство, Кубинское ханство, Нахичеванское ханство, Талышское ханство, Эриванское ханство, охватывает до присоединения их к России в начале XYIII века, характеризуется усилением местных правителей, торговых отношений. Правовая помощь носила разовый характер и охватывал вопросы выдачи; 5. период присоединения ханств к России до 1917 года, характеризуется с совершенствованием законодательства Российской Империи, заключением договоров в сфере гражданского и уголовного права, большим количеством специальных трактатов как в сфере гражданского, так и уголовного права, этот период характеризуется эпизодическими случаями оказания правовой помощи и носил ограниченный характер; 6) период Азербайджанской Демократической Республики от 1918 года до создания СССР, заключаются договора о дружбе, сотрудничестве и мире с другими государствами, развиваются демократические институты, принимаются законодательные акты, но из-за действия всего 23 месяцев АДР не смогла подготовить нужные законодательные акты и расширить деятельность по оказанию правовой помощи путем заключения двусторонних договоров. В этот период по Постановлению от 23 июня 1918 года, № 155 «О временном сохранении в силе ранее действующих законов», все действующие ныне законы по всем отраслям управления и суда сохранили в силе до тех пор, пока они не будут отменены или изменены правительством установленным законным порядком. Поэтому вопросы правовой помощи по уголовным делам между государствами регулировались вышеуказанными законодательными актами Российской Империи. ; 7. советский период до объявления независимости до 1991 году, характеризуется тем, что правовая помощь относилась к полномочию центральных органов СССР и соответствующие органы союзных республик, в том числе Азербайджанской ССР выполнили судебные запросы иностранных государств под контролем центральных органов, но смотря на получении в 1944 года формальной возможности участвовать в межгосударственных отношениях до 80-тых годов прошлого века эта деятельность носила фрагментарный характер, 80-ы годы характеризуется законодательным закреплением оказания правовой помощи на внутригосударственном законодательстве, но опять нельзя говорить о активной деятельности и независимой деятельности, все судебные запросы выполнялись под контролем и руководством центральных органов СССР; 8. период независимого Азербайджана, характеризуется усилением межгосударственных отношений, законодательства в области правовой помощи по уголовным делам, присоединением к многосторонним договорам, заключением двусторонних договоров о правовой помощи по уголовным делам.

История Азербайджана богата многочисленными фактами захвата, передачи территорию другим государствам, которые оставили и отпечаток на правовом регулировании вопросов правовой помощи. После исламизации Азербайджана в средние века до вхождения Азербайджана в состав СССР, Азербайджанское право являлось почти исламским правом и положения мусульманского права регулировали и вопросы правовой помощи между государствами.

Правовая помощь по уголовным делам между государствами в АР прошла путь от элементарной выдачи беглых крепостных, разового оказания помощи в дипломатическом порядке до институализированной правовой помощи на основе многосторонних и двусторонних договоров другими государствами, от отсутствия законодательной основы до кодификации вопросов оказания правовой помощи, от включения отдельных норм об отдельных аспектах правовой помощи в договора о дружбе, мире, сотрудничестве или даже капитуляции до заключения специальных двусторонних договоров об оказании правовой помощи по уголовным делам. В отдельные периоды истории правовая помощь включала такие институты как присутствие представителя государства обвиняемого при осуществлении правосудия в отношении иностранца, безоговорочная выдача преступников, совершивших тяжкое преступление, жестокое наказание сопротивляющихся миру, изъятие из юрисдикции в отношении отдельных преступников, передача преследования и т.д. могут быть использованы и сегодня для регулирования или усовершенствования института правовой помощи по уголовным делам, в том числе разумным срокам выполнения судебных поручений. Разумный срок уголовного судопроизводства является одним из гарантий эффективности судопроизводства, нарушение которого влечет и нарушение такого фундаментального права как права на справедливое судебное разбирательство. Проверенные историей институты оказания взаимной правовой помощи следует вернуть в рамки двусторонних и многосторонних договоров.

Интеграционные процессы, интернационализация преступности создают новые проблемы в оказании правовой помощи по уголовным делам, которые требуют дальнейшего усовершенствования и развития этого института с учетом исторического опыта.

References
1. Azerbaidzhanskaya Demokraticheskaya Respublika (1918-1920) Zakonodatel'nye akty Sbornik dokumentov. Baku, Izdatel'stvo Azerbaidzhan, 1998, 560 s.
2. Dogovor mezhdu SSSR i Narodnoi Respublikoi Albaniei ob okazanii pravovoi pomoshchi po grazhdanskim, semeino-brachnym i ugolovnym delam" (podpisan v g. Moskve 30.06.1958) // Sait Konstitutsii RF /http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_123663/ (data poseshcheniya 30.06.2021)
3. Zakon «O sudoustroistve SSSR, soyuznykh i avtonomnykh respublik» ot 16 avgusta 1938 goda http://ru.wikisource.org/wiki/Zakon_SSSR_ot_16.08.1938_o_sudoustroistve_SSSR,_soyuznykh_i_avtonomnykh_respublik(data poseshcheniya 30.06.2021)
4. Kuznetsova E. S. Vzaimodeistvie Rossii s inostrannymi gosudarstvami v sfere grazhdanskogo i ugolovnogo prava v XVIII-nachale XX vv.: Avtoreferat dissertatsii na soiskanie uchenoi stepeni kandidata yuridicheskikh. Ekaterinburg,2002.-19 s.
5. Lukashuk I.I. Mezhdunarodnoe pravo. Obshchaya chast': ucheb. dlya studentov yurid. fak. i vuzov / I.I. Lukashuk; Ros.akad. nauk, In-t gosudarstva i prava, Akadem. pravovoi un-t. — Izd. 3-e, pererab. i dop. — M.: Volters Kluver, 2005. — 432 s.
6. Novoe ugolovnoe ulozhenie. Vysochaishe utverzhdennoe 22 marta 1903 goda. SPb.: Izd. V.P.Anisimova, 1903-250s.
7. Osnovy ugolovnogo sudoproizvodstva SSSR i soyuznykh respublik. Prezidium TsIK SSSR ot 31.10.1924 // Biblioteka normativno-pravovykh aktov SSSR/ http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_2234.htm(data poseshcheniya 30.06.2021)
8. Osnovy ugolovnogo sudoproizvodstva Soyuza SSR i soyuznykh Respublik, Ukaz Prezidiuma VS SSSR ot 25.12.1958// http://www.libussr.ru/doc_ussr/usr_5359.htm (data poseshcheniya 30.06.2021)
9. Postanovlenie Prezidiuma Verkhovnogo Soveta SSSR ot 21.06.1988 N 9132-XI «O merakh po vypolneniyu mezhdunarodnykh dogovorov SSSR o pravovoi pomoshchi po grazhdanskim, semeinym i ugolovnym delam // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_115101/(data poseshcheniya 30.06.2021)
10. Postanovlenie Verkhovnogo Suda SSSR ot 19 iyunya 1959 goda №2 «O voprosakh, svyazannykh s vypolneniem sudami dogovorov s inostrannymi gosudarstvami ob okazanii pravovoi pomoshchi po grazhdanskim, semeinym i ugolovnym delam» (v red. Postanovleniya Plenuma Verkhovnogo Suda SSSR ot 11.07.1972 N 6 )// http://russia.bestpravo.ru/ussr/data04/tex16023.htm (data poseshcheniya 30.06.2021)
11. Rossiiskii Zakon 1911 g. «O vydache prestupnikov po trebovaniyam inostrannykh gosudarstv»/ P.A.Stolypin. Programma reform P.A.Stolypina. V 2-kh tomakh. Dokumenty i materialy. Tom 2, Khronos Russkaya natsional'naya filosofiya/ http://www.hrono.ru/libris/stolypin/stpn2_09.html (data poseshcheniya 30.06.2021)
12. Svyashchennyi Koran. Koran. Perevod smyslov i kommentarii Iman Valerii Porokhovoi. Izdatel'stvo: Ripol-Klassik, 2014 g. 14-e izdanie, dopolnennoe. 800 s.
13. Sanai Mekhdi. Musul'manskoe pravo i politika: Uchebnoe posobie.-M.: Institutu filosofii RAN, 2004,96 s.
14. Soyuznyi dogovor mezhdu khettskim tsarem Khattushilem i egipetskim faraonom Ramsesom II / "Khrestomatiya po istorii drevnego mira" pod red. V. V. Struve Tom I. Drevnii Vostok "Uchpedgiz", Moskva, 1950 // http://www.detskiysad.ru/raznlit/vostok28.html (data poseshcheniya 30.06.2021)
15. Sbornik spetsial'nykh mezhdunarodnykh dogovorov Rossiiskoi Federatsii po voprosam pravovoi pomoshchi i pravovykh otnoshenii po grazhdanskim, semeinym, ugolovnym i inym delam. V 2-kh tomakh. T. 2-M.: TISSO-Poligraf, 2006.-608 c.
16. Traktat mezhdu Rossiei i Kitaem ob opredelenii vzaimnykh otnoshenii/ Material iz Vikipedii// ru.wikipedia.org/wiki/Tyan'tszin'skie_traktaty_(1858) (data poseshcheniya 30.06.2021)
17. Uchrezhdeniya sudebnykh ustanovlenii 1864 g.// Sait Konstitutsii Rossiiskoi Federatsii/ http://constitution.garant.ru/history/act1600-1918/3450/ (data poseshcheniya 30.06.2021)
18. Kharun Yakh'ya. Otnoshenie Proroka k nemusul'manam// sait Khristianstvo i islam, 30.11.2011/ http://oneislam.ru/?p=4400 (data poseshcheniya 30.06.2021)
19. Khasan ibn Mukhammad Safar. Posol'skaya deyatel'nost' vo vremena Proroka, ee osobennosti i tseli// Khasaniiskie chteniya v Svyashchennyi mesyats Ramadan 1996. Ezhegodnyi sbornik dokladov. Moskva. S. 169–187// http://www.idmedina.ru/books/history_culture/mavlid/4/4-safar.htm. (data poseshcheniya 30.06.2021)
20. Sheikh Vakhbekh al'-¬Zukhili. Islam i mezhdunarodnoe pravo// Mezhdunarodnyi zhurnal Krasnogo Kresta, Tom 87, nomer 858, iyun' 2005, s.47-65.
21. Azәrbaycan Respublikasının hüquqi yardım sahәsində ikitərəfli beynəlxalq müqavilələrinin toplusu.Bakı 2014, 294 c. (Svod dvustoronnikh mezhdunarodnykh dogovorov Azerbaidzhanskoi Respubliki v oblasti pravovoi pomoshchi (na azerbaidzhanskom yazyke). Baku, 2014, 294 s. //Ofitsial'nyi sait Ministerstva Yustitsii Azerbaidzhanskoi Respubliki)// http://www.justice.gov.az/images/toplu-2014.pdf (data poseshcheniya 30.06.2021)
22. Yaqub M. Mahmudov, Kərim K. Şükürov.Vətən tarixi. Azərbaycan Beynəlxalq münasibətlər və diplomatiya tarixi. Dövlərlərarası müqavilələr və digər xarici siyasət aktları 1639-1828. Dörd cilddə, Birinci cild, Azərbaycan Milli Elmlər Akademiyası A.A.Bakıxanov adına Tarix İnstitutu. Regionların İnkişafı İctimai Birliyi. Bakı 2009, 512 səhifə.(Yakub M.Makhmuzhov,Kerim K.Shyukyurov. Istoriya Rodiny. Istoriya mezhdunarodnykh otnoshenii i diplomatii. Mezhgosudarstvennye dogovora i drugie vneshnepoliticheskie akty 1639-1828.V 4tomakh.Pervyi tom. Institut Istorii imeni Bakikhanova A.A. Natsional'noi Akademii Azerbaidzhana. Obshchestvennoe Ob''edinenie razvitiya regionov. Baku, 2009, 512 s.
Link to this article

You can simply select and copy link from below text field.


Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.