Статья 'Обсуждаем политическое и правовое значение конституционной реформы в России 2020 года' - журнал 'Юридические исследования' - NotaBene.ru
по
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > About the Journal > Requirements for publication > Council of editors > Redaction > Peer-review process > Policy of publication. Aims & Scope. > Article retraction > Ethics > Online First Pre-Publication > Copyright & Licensing Policy > Digital archiving policy > Open Access Policy > Article Processing Charge > Article Identification Policy > Plagiarism check policy
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Back to contents
Legal Studies
Reference:

Discussing the Political and legal importance of the 2020 Russian Constitutional Reform

Adygezalova Gyul'naz Eldarovna

Doctor of Law

Docent, the department of Constitutional and Municipal Law, Kuban State University

350000, Russia, Krasnodarskii krai, g. Krasnodar, ul. Rashpilevskaya, 43, of. 20

gyulnaz_2000@mail.ru
Kuryachaya Marina Mikhailovna

PhD in Law

Docent, the department of Constitutional and Municipal Law, Kuban State University; Member of the Public Chamber of Krasnodar, Member of Public Expert Council of Electoral Commission of Krasnodar

350000, Russia, Krasnodarskii krai, g. Krasnodar, ul. Rashpilevskaya, 43

mmkur@list.ru
Other publications by this author
 

 
Dzidzoev Ruslan Mukharbekovich

Doctor of Law

Professor, the department of Constitutional and Municipal Law, Kuban State University

350000, Russia, Krasnodarskii krai, g. Krasnodar, ul. Rashpilevskaya, 43

drm@law.kubsu.ru
Shapiro Irina Valerevna

PhD in Law

Docent, the department of Constitutional and Municipal Law, Kuban State University

350000, Russia, Krasnodarskii krai, g. Krasnodar, ul. Rashpilevskaya, 43

sonten@mail.ru

DOI:

10.25136/2409-7136.2021.2.35076

Received:

15-02-2021


Published:

22-02-2021


Abstract: This article provides an overview of the speeches given by the participants of the All-Russian Scientific Practical Conference including international members “2020 Russian Constitutional Reform: political and legal importance” held remotely on December 4, 2020 by the Department of Constitutional and Municipal Law of Kuban State University jointly with the Interregional Association of Constitutionalists of Russia in Krasnodar Krai. The author describes the key provisions of the reports of the Russian and foreign participants, as well as messages received by the organizational committee of the conference. The general conclusions on the conference results are formulated. In the course of discussions were outlined the primary theoretical problems and practical aspects of constitutional legal development, as well as the trends of further improvement of the legislation. Within the framework of the discussion of 2020 constitutional reform, the participants placed emphasis on the peculiarities of modern Russian constitutionalism, its historical and theoretical aspects; questions of social and civil activism, expansion of the constitutional principles of civil society; renewal and transformation of the entire system of legal regulation; enhancement of the social component in the Constitution; consolidation of the unity of public authority; changes in the judicial system, broadening of competence of the Constitutional Court of the Russian Federation; networking of public legal relations; protection of human rights and fundamental freedoms, guarantees of rights and support of particular categories of Russians (minors, compatriots residing outside of Russia, etc.); correlation between the norms of international and national law. A number of participants gave attention to voting on the amendments to the Constitution of the Russian Federation.


Keywords:

The Constitution of the Russian Federation, constitutionalism, constitutional reform, constitutional amendments, public authority, human rights, democracy, civil society, social solidarity, public activity

This article written in Russian. You can find original text of the article here .

Кафедрой конституционного и муниципального права юридического факультета имени А.А. Хмырова Кубанского государственного университета совместно с Межрегиональной ассоциацией конституционалистов России в Краснодарском крае 4 декабря 2020 года была организована и проведена в дистанционном формате (на платформе Zoom) Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием: «Конституционная реформа в России 2020 года: политическое и правовое значение».

Конференция была посвящена конституционным изменениям, произошедшим в 2020 году и качественно изменившим принятую в 1993 году Конституцию РФ. Участие в конференции приняли более 50 правоведов и юристов-практиков из России и ряда зарубежных стран (Франция, Италия, Республика Мали, Республика Ирак, Камерун, республика Казахстан, Южная Осетия, Абхазия), а также аспиранты, студенты и магистранты.

В преддверии конференции отделом Научной библиотеки КубГУ на юридическом факультете была организована тематическая книжная выставка «Конституционная реформа в России 2020 года: политическое и правовое значение», на которой были представлены новинки научной и учебной литературы по конституционно-правовой тематике, в том числе – учебник авторского коллектива кафедры конституционного и муниципального права КубГУ «Конституционное право Российской Федерации» [1], получивший по итогам IХ Общероссийского конкурса изданий «Университетская книга-2020» грамоту в номинации «Лучшее издание по юридическим наукам».

С приветственным словом к участникам конференции обратился заместитель декана юридического факультета КубГУ, доктор юридических наук, профессор Е.Б. Лупарев, отметивший широкое представительство среди участников конференции ведущих российских и зарубежных конституционалистов, их вклад в развитие конституционной науки и практики.

Председатель Организационного комитета конференции доктор юридических наук, профессор кафедры конституционного и муниципального права КубГУ Р.М. Дзидзоев охарактеризовал нынешний этап реформирования Конституции России и предоставил слово для выступления одному из разработчиков современной Конституции, члену Рабочей группы по подготовке предложений о внесении поправок в Конституцию РФ, доктору юридических наук, профессору, заведующему кафедрой конституционного и муниципального права Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова С.А. Авакьяну. Как председатель Межрегиональной ассоциации конституционалистов России он отметил эффективность работы Краснодарского отделения ассоциации по изучению и осмыслению конституционных реформ и их реализации в интересах граждан России, вовлечению в конституционно-правовые исследования студентов и магистрантов, а также привлечение внимания мировой юридической общественности к проблемам конституционного развития России.

В своем выступлении в рамках темы конференции С.А. Авакьян затронул аспекты влияния Конституции РФ, в том числе поправок 2020 года, на развитие общественной активности; обратил внимание на необходимость сочетания коллективных и индивидуальных прав и свобод человека и гражданина в обеспечении участия личности в общественных процессах, в связи с чем требуется расширение конституционных основ гражданского общества. Упоминание единожды гражданского общества в новеллах Конституции лишь при характеристике задач Правительства РФ нельзя считать достаточным. Также, по мнению ученого, требуют к себе внимания такие пути реализации общественной активности граждан, как их манифестационные акции, использование возможностей трудовых коллективов и собраний по месту проживания. Немаловажно в связи с этим также думать о совершенствовании избирательного законодательства и о правах личности в виртуальном мире. Докладчик отметил высокую потребность в междисциплинарных научных исследованиях общественной активности, в том числе в исследованиях теории и практики гражданской активности на муниципальном уровне[2] и в сетевом пространстве[3], которые ведутся на кафедре конституционного и муниципального права КубГУ.

Профессор Р.М. Дзидзоев, выступил с докладом «Конституционная реформа: российское измерение», задав тон и направление научной дискуссии в рамках конференции. Докладчик напомнил, что начало нынешнего этапа конституционной реформы было положено Президентом России В.В. Путиным в Послании палатам Федерального Собрания Российской Федерации, с которым он выступил 15 января 2020 года. Масштаб проводимой конституционной реформы, затронувшей 41 статью Конституции с добавлением 5 новых статей, позволяет говорить о конституционном преобразовании России, о новом этапе конституционной эволюции государства, о новой редакции Конституции РФ. Конституционная реформа пополнила Основной закон страны такими совершенно новыми конституционными составами, как запрет на отчуждение территории России; об исторически сложившемся государственном единстве; о почитании памяти защитников Отечества и защите исторической правды; о признании детей важнейшим приоритетом государственной политики России; о признании культуры уникальным наследием многонационального народа России и другими, впервые включенными в текст Конституции. Наибольшая часть конституционных изменений коснулась организации публичной власти в стране, значительной коррекции был подвергнут статус главы государства, в том числе в части ротации президентской должности. Самое примечательное здесь состоит в ограничении президентской легислатуры двумя сроками, вместо прежних двух сроков подряд. Конституционная реформа существенно повысила полномочия главы государства в сфере публичной власти. Это проявилось, в частности, в том, что Президент, согласно новой конституционной редакции, назначает на должность и освобождает от должности Генерального прокурора РФ и его заместителей (ранее это относилось к Совету Федерации); назначает председателей, заместителей председателей федеральных судов; вносит в Совет Федерации представление о прекращении полномочий Председателя, заместителей и судей Конституционного и Верховного судов, кассационных и апелляционных судов. Новые полномочия главы государства могут показаться избыточными с позиций полупрезидентской формы государственного правления, изначально заложенной в российской Конституции, но они выглядят закономерными в плоскости президентской республики. В новой конституционной редакции Президент откровенно позиционируется как глава исполнительной власти, что, собственно, и отличает президентскую форму государственного правления. Конституционная реформа в России 2020 г. не просто повысила статус главы государства, она преобразила Россию из полупрезидентской (смешанной) формы государственного правления, концептуально заложенной в Конституции РФ 1993 г., в президентскую, характеризуемую главенствующим положением Президента в системе исполнительной власти, прямым руководством Президентом Правительством, включая определение задач и приоритетов правительственной деятельности.

Оживленную полемику среди участников конференции вызвали доклады зарубежных участников, среди которых были: Иван Марино – кандидат юридических наук, руководитель аналитического центра «Оsservatorio russia» государственного университета Università degli Studi di Perugia (Италия), выступивший с докладом «Конституционная реформа 2020: как на это смотрели авторы Основного Закона в 1993 году?!», в котором он сделал подробный теоретико-исторический анализ создания современной Конституции России и поправок-2020 с точки зрения авторов первоначального текста Конституции РФ; Мари-Элизабет Бодуэн – профессор публичного права, зам. декана юридического факультета Университета Клермон Овернь (Франция), осветившая влияние общегуманитарных ценностей, толерантности и глобализации на развитие института прав и свобод человека в национальных конституциях современных государств.

Доктор юридических наук, профессор кафедры административного и финансового права Северо-Кавказского филиала Российского государственного университета правосудия Л.В. Бутько, подчеркнув многогранный знаковый характер принятых в 2020 году конституционных поправок, особое внимание сосредоточила на их роли в кардинальных изменениях правового регулирования многих сфер общественных отношений. Необходимость обновления и трансформации всей системы правового регулирования продемонстрировала и предопределила основные направления и проблемы таких изменений. Предстоит решить главный вопрос: чему отдать предпочтение и какие нормы права реформировать в первую очередь – нормы, регулирующие сферу власти и политики в условиях противоборства интересов, взглядов и идеологий, нормы экономического права, регулирующие сферу кризисной во всем мире экономики с намерениями в создании новой модели отношений хозяйствования и собственности, или же социальное права, призванное стабилизировать социальную сферу с постановкой целей обеспечения достаточного и достойного уровня жизни населения страны. По мнению докладчика, состояние всех сфер общественных отношений порождает сомнение в том, что удастся быстро выстроить качественную и перспективную программу совершенствования правового регулирования общественных отношений в ключе принятых конституционных поправок. Решение этой многотрудной задачи потребует учета собственных традиций, опыта и ошибок, допущенных на предыдущих этапах.

В докладе доктора юридических наук, заведующей кафедрой конституционного и муниципального права КубГУ «Социолого-правовые идеи в российских конституционно-правовых нормах 2020 года» Г.Э. Адыгезаловой сделан акцент на том, что Закон о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 №1-ФКЗ подчеркнул и усилил в Конституции социальную составляющую, призванную сплотить российское общество. Такие понятия, как «социальная солидарность», «социальное партнерство», «согласие», «социальная интеграция», которые характерны для социологического правопонимания и для социолого-правовых концепций, часто упоминаются в новой редакции Конституции РФ. Г.Э. Адыгезалова, анализируя идею солидарности Э.Дюркгейма и взгляды Р.Паунда о соотношении социальных и частных интересов, делает вывод о необходимости баланса интересов социума и индивида, о возможном ущемлении прав и свобод человека и гражданина в условиях этатизации, а также социализации частно-правовых институтов [4].

В своем докладе профессор кафедры юриспруденции Алматинского филиала Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов О.В. Вербовая рассмотрела вопросы влияния конституционной реформы на дальнейшее развитие права, подчеркнув, что внесение в Конституцию РФ изменений, прямо гарантирующих ее приоритет в правовом пространстве России над международным законодательством, международными договорами и решениями международных органов, направлено на недопущение ограничения прав и свобод человека и гражданина. Был поднят вопрос о необходимости изменений в отраслевом законодательстве в части регламентации материальных источников права.

Доктор юридических наук, профессор кафедры правового обеспечения государственной и муниципальной службы Российской академии народного хозяйства и государственной службы Л.А. Нудненко выступила перед участниками конференции с анализом постановлений Конституционного Суда РФ, особо обратила внимание на наделение Конституционного Суда РФ полномочием по рассмотрению дел о возможности исполнения решений иностранных или международных судов. Докладчик отметила, что в последние десять лет в науке конституционного права активно обсуждалась проблема исполнения отдельных решений ЕСПЧ на территории РФ. Названная проблема была предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ, который в Постановлении от 14 июля 2015 г. №21-П фактически наделил себя властным полномочием, которого не было в статье 125 Конституции РФ. Впоследствии 14 декабря 2015 г. в Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» была внесена поправка, возлагающая на Конституционный Суд РФ полномочие решать вопрос о возможности исполнения решения межгосударственного органа по защите прав и свобод человека по запросам федерального органа исполнительной власти, наделенного компетенцией в сфере обеспечения деятельности по защите интересов РФ при рассмотрении в межгосударственном органе по защите прав и свобод человека жалоб, поданных против Российской Федерации. Пробел в конституционной регламентации полномочий Конституционного Суда РФ был ликвидирован внесением в 2020 г. поправки в статью 125 Конституции РФ.

Рассмотрение реформы правового статуса Конституционного Суда РФ продолжили в своем совместном докладе кандидаты юридических наук, доценты кафедры конституционного и муниципального права КубГУ, О.А. Ковтун и Н.Д. Терещенко, которые проанализировали этапы законодательного закрепления полномочий Конституционного Суда РФ, дали характеристику и оценку полномочий федерального судебного органа конституционного контроля.

Доктор юридических наук, заведующий кафедрой «Основы правоведения» Донского государственного технического университета Л.В. Акопов представил собственную концепцию системы публичной власти в России, исходящую из внесенных в 2020 году поправок в Конституцию РФ, привел данные сравнительного анализа количества федеральных, региональных и муниципальных органов публичной власти, обозначил проблему соотношения их полномочий, подчеркнув что необходимо стремиться к воплощению конституционного императива утверждения демократического федеративного правового с республиканской формой правления Российского государства.

Развивая дискуссию о новой организации публичной власти в России, доктор юридических наук, заведующий кафедрой теории государства и права Дагестанского государственного университета А.М. Муртазалиев, рассмотрел основные проблемные вопросы функционирования института местного самоуправления с принятием поправок в действующую Конституцию Российской Федерации по созданию единой системы публичной власти. По его мнению, поправками в Конституцию РФ предусмотрены не просто изменения, а принципиального характера новеллы относительно института местного самоуправления, выступающего одной из основ конституционного строя современной России. При этом обновленная поправками Конституция РФ, по сути, сохраняет статус этого института. С точки зрения докладчика, необходимо детально проработать вопросы о предмете и формах взаимодействия органов местного самоуправления с органами государственной власти; четко охарактеризовать в федеральном законодательстве (ограничительным перечнем) основания и порядок участия органов государственной власти при формировании органов местного самоуправления, назначении на должность и освобождении от должности должностных лиц местного самоуправления; создать правовой режим, при котором новеллы Конституции способствовали бы развитию института местного самоуправления.

Кандидат юридических наук, доцент кафедры государственного и административного права Национального исследовательского Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарёва М.В. Масловская в своем выступлении на тему «Конституционная реформа 2020 года и ее влияние на развитие местного самоуправления в России» остановилась на характеристике поправок, внесенных в главу 8 Конституции РФ, высказав мнение, что конституционные нормы в их новом формате означают дальнейшее «огосударствление» местного самоуправления, а в последующем – неизбежную тенденцию встраивания органов местного самоуправления административных центров (столиц) субъектов Российской Федерации в вертикаль государственной власти.

Доктор юридических наук, профессор кафедры конституционного и муниципального права Воронежского государственного университета, Е.В. Сазонникова заострила внимание участников конференции на новых аспектах конституционно-правового регулирования в области культуры. Во-первых, установлено предписание общего характера о культуре в Российской Федерации – уникальном наследии ее многонационального народа, о поддержке и охране культуры государством (ч. 4 ст. 68 Конституции РФ). Во-вторых, закреплено предписание о защите культурной самобытности народов (ч. 2 ст. 69 Конституции РФ). В-третьих, появилось предписание о сохранении культурной идентичности соотечественников за рубежом (ч. 3 ст. 69 Конституции РФ). В-четвертых, в Конституции РФ расширен смысл понятия «культура»: помимо основного смысла – о культуре как о наследии, в дополнение к такому известному виду культуры как «физическая» (ч. 2 ст. 41), закреплены другие виды культуры: «культура ответственного отношения граждан к своему здоровью» (п. «ж» ч.1 ст. 72) «экологическая культура» (п. «е_6)» ч.1 ст.114). Новые нормативные предписания Конституции РФ направлены на укрепление духовно-нравственных ценностей российского общества и государства и выражение в Конституции культурно-воспитательной, просветительской и социальной функции государства. По мнению профессора, проблематика государственной культурной политики должна быть широко представлена в конституционно-правовом образовании, в первую очередь, в содержании дисциплины «Конституционное право».

Проблемы борьбы с коррупцией в контексте реализации конституционных прав и свобод граждан, обеспечения эффективного функционирования системы публичной власти поднял доктор юридических наук, декан юридического факультета Сочинского института (филиала) Российского университета дружбы народов И.А. Иванников. Он отметил, что предпосылками коррупции являются падение традиционной морали и нигилистическая переоценка политико-правовых ценностей, кризис государственного правосознания. Теоретические и практические формы проявления коррупции можно предотвратить только совершенствованием политической и правовой системы общества, повышением уровня и качества воспитательной и правопросветительской работы обучающихся школ, колледжей и высших учебных заведений.

В рамках конференции прошла апробация отдельных результатов научного исследования «Неформальные практики гражданского участия в осуществлении публичной власти: эффекты сетевизации и проблемы правовой институционализации», осуществляемого при финансовой поддержке РФФИ и ЭИСИ в рамках научного проекта № 20-011-31771. Руководитель научного коллектива кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и муниципального права КубГУ М.М. Курячая отметила, что цифровые технологии активно взаимодействуют с традиционными институтами и процессами, меняя их возможности и расширяя горизонты использования, проникают в новые сферы. Развитость современных каналов коммуникации, а также источников информации обеспечивают формирование государства нового типа – электронного государства. В то же время в качестве одного из эффектов сетевизации стали появляться, структурироваться и реализовываться неформальные практики гражданского участия в принятии публично-властных решений, в деятельности органов публичной власти, не считаться с которыми уже невозможно. В то же время неформальные сетевые практики гражданского участия в осуществлении власти, имея не меньший потенциал и уровень риска, еще не стали объектом комплексного социально-правового и политико-правового исследования. Конституционная реформа-2020 легализовала единство подходов к осуществлению публичной власти в России, установив «органы местного самоуправления и органы государственной власти входят в единую систему публичной власти и осуществляют взаимодействие для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории» (ст. 132 Конституции РФ). В этой связи необходим поиск правовых форм и механизмов реализации конституционного права граждан на участие в управлении делами государства и осуществлении местного самоуправления в ходе сетевого взаимодействия с органами публичной власти.

Член научного коллектива – преподаватель кафедры конституционного и муниципального права КубГУ К.Ю. Полякова представила доклад «Инициирование референдума как способ участия населения в осуществлении публичной власти», в котором обозначила основные проблемы непосредственного участия населения в решении вопросов местного значения и предложила пути их решения с использованием современных информационно-коммуникационных технологий и механизмов электронной демократии.

В развитие затронутой темы кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного права Горского государственного аграрного университета А.С. Лолаева в докладе «Факторы развития механизмов цифровой (электронной) демократии в России» выделила такие факторы, определяющие успешное развитие электронной демократии, как формирование инфраструктуры информационного общества, государственная политика в сфере развития институтов гражданского общества, активное освоение гражданами устройств связи и программного обеспечения для реализации своих прав, формирование нормативно-правовых основ электронной демократии, цифровое преобразование социально-экономической деятельности и появление ее новых электронных форм (электронная коммерция, удаленная работа, дистанционное образование, телемедицина и электронная демократия), расширение возможностей вовлечения государственных структур, структур гражданского общества и рядовых граждан в новую информационно-коммуникационную среду; параллельное формирование виртуального пространства государственными и негосударственными структурами. Докладчик выявила и серьезные препятствия для развития механизмов электронной демократии в современной России, среди которых недостаточная распространенность электронного взаимодействия граждан с органами власти из-за отсутствия необходимых и достаточных процедур; проблема идентификации и аутентификации участников информационного взаимодействия; цифровой разрыв между федеральным центром, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями; отсутствие эффективных инструментов популяризации механизмов электронной демократии среди населения.

Новые по своей правовой природе правовые механизмы – дополнительные процедуры голосования (голосование на придомовых территориях, в труднодоступных населенных пунктах, а также досрочное голосование в помещении и вне помещения для голосования), впервые примененные в процессе голосования по поправкам к Конституции Российской Федерации 1 июля 2020 года, а затем реализованные в единый день голосования 13 сентября 2020 года рассмотрела в своем выступлении кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и муниципального права КубГУ Н.Ю. Турищева. Приведенные автором статистические данные свидетельствуют о том, что в рамках установленных новаций, призванных максимально полно обеспечить реализацию прав граждан, участники голосования активно воспользовались предоставленными им возможностями. Вместе с тем докладчик подчеркнула, что «вживление» нового механизма в устоявшуюся структуру действующего избирательного законодательства требует детального регулирования в федеральном законодательстве.

Проблемы конституционно-правового регулирования и правовой охраны интересов несовершеннолетних детей подняла в своем докладе доцент кафедры конституционного и муниципального права КубГУ, кандидат юридических наук Л.А. Ефименко. Она поддержала конституционные поправки, направленные на укрепление статуса семьи и обеспечение интересов детей, в частности, нормы о детях как о важнейшим достоянием Российской Федерации и возложении на государство обязанности по созданию условий, способствующих их всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному, физическому развитию, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим; принятию государством обязанностей родителей в отношении несовершеннолетних детей, оставшихся без попечения.

Доцент кафедры конституционного и муниципального права КубГУ, кандидат юридических наук И.В. Шапиро в своем докладе «Переселение соотечественников в РФ: теоретико-правовые проблемы» коснулась конституционной новеллы, урегулированной частью 3 статьи 69, согласно которой Российская Федерация оказывает поддержку соотечественникам, проживающим за рубежом, в осуществлении их прав, обеспечении защиты их интересов и сохранении общероссийской культурной идентичности. Было отмечено, что, закрепляя данное положение на конституционном уровне, российское государство обозначило огромное значение поддержки связи и взаимодействия со своими соотечественниками, проживающими за рубежом, в том числе при переселении их в Российскую Федерацию и получении гражданства. В выступлении автором были обозначены проблемы правового регулирования переселения соотечественников в Российскую Федерацию, внимание слушателей было обращено на то, что позитивные изменения законодательства решают не все проблемы, с которыми сталкиваются переселенцы, в связи с чем нормативно-правовая база должна совершенствоваться.

Выступление ассистента кафедры конституционного и муниципального права КубГУ К.А. Бардеева с темой«Механизмы пересмотра конституций в работе Шарля Боржо ″Учреждение и пересмотр конституций в Америке и Европе″, 1892 г.» было посвящено историко-теоретическим и сравнительно-правовым аспектам реализации механизма изменений Основного закона страны. Ассистент кафедры теории и истории государства и права КубГУ Н.Д. Пальцева изложила взгляды Джона Остина на проблему соотношения права и морали в конституционно-правовых нормах.

Старший преподаватель Сочинского института (филиала) РУДН В.Д. Резван обозначил проблему соотношения международного и национального права в свете изменения конституционно-правовых норм. Преподаватель кафедры конституционного и муниципального права КубГУ Р.М. Абредж, выступая с темой «Конституционная реформа в России 2020 года: причины и результаты», отметила особенности современного этапа конституционной реформы в России и обратила внимание на развитие форм взаимодействия Президента Российской Федерации с законодательной и судебной ветвями власти.

Активное участие в конференции приняли не только конституционалисты, но и теоретики права. Так, в выступлении на тему «Правовое и политическое значение общероссийского голосования 1 июля 2020 г.» кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права КубГУ В.Д. Ярыш провела анализ Закона о поправке и установила, что общероссийское голосование являлось обязательным для приобретения поправками к Конституции РФ юридической силы, то есть имело самое высокое из возможного правовое значение, а также являлось обращением власти за поддержкой народа, то есть заключало в себе и высокий политический потенциал для повышения авторитета власти в глазах народа.

Кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права КубГУ Т.В. Фарои выступила с докладом «Судебная власть в механизме современного российского государства: проблемные аспекты», в котором были затронуты проблемные вопросы места и роли судебной власти в механизме сдержек и противовесов современного российского государства в свете проведенной конституционной реформы. В ходе выступления было отмечено значение судебного (в том числе конституционного) контроля как одной из форм реализации судебной власти, позволяющей ей осуществлять функцию сдерживания и уравновешивания других ветвей государственной власти [5]. Докладчиком были проанализированы не только различные трактовки понятия судебного контроля, но и приведены примеры его реализации на практике, причем показаны как успехи, так и нерешенные проблемы.

Доценты кафедры теории и истории государства и права КубГУ, кандидат юридических наук И.С. Кич и кандидат философских наук А.А. Чупрова в совместном докладе, продолжая идеи конституционалистов, указали, что пандемия коронавирусной инфекции (COVID-19) остро поставила вопрос модернизации организационно-правовых форм взаимодействия органов региональной и муниципальной власти. Сложившаяся ситуация потребовала максимально слаженных действий всех уровней региональной публичной власти в части организации согласованной работы органов по профилактике, противодействию коронавирусу и устранению рисков, с которыми столкнулась Российская Федерация в целом и в каждом регионе отдельно. Активность принимаемых мер субъектами Российской Федерации представлена достаточно разнообразной региональной практикой, подлежащей анализу и изучению в целях устранения дефицита горизонтальных коммуникаций между регионами путём заимствования передового опыта и эффективных форм управленческий решений в сфере безопасности региона и обеспечения конституционных прав и свобод граждан, сделан вывод о необходимости изучения положительного регионального опыта и возможности его тиражирования на практику иных регионов, как оперативного временного решения организационно-правового взаимодействия органов публичной власти в условиях пандемии коронавируса, в период карантинных мер.

Старший преподаватель кафедры теории и истории государства и права КубГУ Д.Е. Михель в своем докладе обратила внимание участников конференции на то, что современная правозащитная система РФ, базирующаяся на правозащитной идее свободной реализации и защиты прав и свобод, представляет собой сложный многоуровневый механизм, сторонами которого, с одной стороны, выступает государство, а с другой – человек. Защищать и восстанавливать нарушенные права возможно, используя различные механизмы защиты прав: основанные на конституционной обязанности государства – государственные формы защиты прав, включающие судебную защиту и государственные институты несудебной защиты, или основанные на конституционном праве личности на самостоятельную защиту своих прав негосударственные формы защиты, которые представлены внесудебными процедурами разрешения споров. Широкое применение и развитие, а также внедрение в российскую культуру разрешения споров таких форм защиты, как процедуры внесудебного разрешения споров, в значительной степени сокращало бы число жалоб и обращений в государственные органы и существенно облегчило бы функционирование правозащитного механизма.

В целом, конференция прошла продуктивно, позволила обменяться научными мнениями, услышать взгляды ученых на вопросы, связанные с обновлением российских конституционно-правовых норм, реализацией положений Конституции РФ, соотношением норм международного и национального права. По итогам конференции готовится к изданию электронный сборник материалов, в который войдут полные тексты доклады ученых и практиков, аспирантов и магистрантов, участвовавших в конференции.

References
1.
2.
3.
4.
5.
Link to this article

You can simply select and copy link from below text field.


Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.