Статья 'Предпосылки и перспективы внедрения электронной формы уголовного дела в деятельность судебных органов' - журнал 'Юридические исследования' - NotaBene.ru
по
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > About the Journal > Requirements for publication > Council of editors > Redaction > Peer-review process > Policy of publication. Aims & Scope. > Article retraction > Ethics > Online First Pre-Publication > Copyright & Licensing Policy > Digital archiving policy > Open Access Policy > Article Processing Charge > Article Identification Policy > Plagiarism check policy
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Back to contents
Legal Studies
Reference:

Prerequisites and perspectives of introduction an digital form of a criminal case into the activities of judicial bodies.

Abdulvaliev Almaz Firzyarovich

ORCID: 0000-0002-0390-393X

PhD in Law

Docent of the chair of criminal law disciplines, Institute of State and Law, University of Tyumen

38 Lenin Street, Tyumen, Tyumen region, 625000, Russia

a.abdulvaliev@mail.ru
Other publications by this author
 

 

DOI:

10.7256/2305-9699.2013.5.345

Received:

17-04-2013


Published:

1-5-2013


Abstract: The goal of this work is to study a digital form of a criminal case and to establish the prerequisites for the use of this technology by the courts in judicial criminal procedure and establishing legal, technical and social barriers precluding its introduction.  The author uses analysis of criminal legal norms, federal target programs, opinions of legal scholars and practicing lawyers  on the possibilities for the introduction and use of modern digital technologies into the activities of judicial bodies as a method for his studies.  The author draws a conclusion that a number of scientists and practicing lawyers prefer new and progressive technologies  in criminal procedure, including in the form of digital criminal case. The federal target programs on development of the judicial system in the Russian Federation also contain a number of prerequisites, pushing the judicial reform to introduction of judicial case files.  In the opinion of the author it is more viable to form federal target programs for the pre-trial proceedings on criminal cases. The existing provisions of criminal procedural legislation on the use of modern technologies shall allow to test new digital cases within the next decade without the need for significant amendments of the Criminal Procedural Code of the Russian Federation. However,   there shall be a need for legislative regulation of the possibilities for the use of this technologies, to eliminate the barriers, and to resolve the problems which could appear due to introduction of digital criminal case file.


Keywords:

jurisprudence, judicial procedure, criminal, process, court, technology, digital, carrier, information, program

This article written in Russian. You can find original text of the article here .

Исторически сложилось так, что бумага является основным носителем информации по уголовному делу. Различные следственные действия, решения следователя и суда так или иначе находят отражение в письменных процессуальных документах. Даже фотографии, полученные по результатам осмотра места происшествия и иных следственных и процессуальных действий, приобщались к уголовному делу в качестве фототаблиц, оформленных на бумажном носителе. Сложность и многоэпизодность уголовного дела, многочисленные судебные экспертизы, значительное число обвиняемых, свидетелей и потерпевших неизбежно приводит к большому количеству материалов расследования, что, в свою очередь, способствует появлению на свет объемных и тяжеловесных томов уголовного дела. Судебная практика знает немало случаев, когда объем уголовного дела составлял свыше 100 томов. Кроме того, бумага никак не защищена от воздействия огня, вследствие чего уголовное дело легко поддается уничтожению. К сожалению, судебная практика знает ряд случаев, когда уголовные дела подвергались своеобразной девастации и вместе с ними исчезали бесследно все сведения о преступлениях и о лицах, их совершивших.

Поэтому одним из первых шагов в модернизации уголовного судопроизводства должен стать переход на новую форму уголовного дела и отказ от бумажных процессуальных документов. В свете этого предлагается в качестве альтернативы использовать электронную форму уголовного дела, которая должна в значительной мере упростить процедуры собирания доказательств и составления процессуальных документов.

Это должен быть электронный носитель, предназначенный для хранения цифровой информации – материалов уголовного дела, полностью заменяющий собой бумажный вариант уголовного дела, позволяющий использовать его совместно с портативным компьютером для собирания доказательств в рамках расследования и рассмотрения уголовного дела. При этом в данном цифровом носителе должна быть заложена программа по формированию уголовного дела, содержащего в себе алгоритм последовательных действий (движения уголовного дела) с момента возбуждения дела и до момента исполнения приговора, включающий в себя бланки и шаблоны отдельных процессуальных документов (например, протокол осмотра происшествия или протокол предъявления для опознания, графы которых будут заполняться необходимой информацией) и позволяющий прикреплять к данным документам в электронной форме все сведения о полученных доказательствах, включая фото, кино- и видеоизображения, а также иные файлы и программные продукты. Электронная форма уголовного дела может ограничиться всего лишь одним цифровым, но прочным носителем, в котором будут содержаться все материалы по делу либо по нескольким делам.

В связи с этим, на данный момент целесообразнее определить не технические характеристики электронной формы уголовного дела, а предопределить возможность появления данной технологии в ближайшие годы и выявить, какие имеются законодательные и процессуальные предпосылки для внедрения электронной формы дела в уголовное судопроизводство Российской Федерации.

Для начала следует отметить, что Уголовно-процессуальный кодекс РФ содержит в своих нормах положения по применению современных технологий при расследовании и рассмотрении уголовного дела. Так, согласно ч. 6 ст. 164 УПК РФ, "при производстве следственных действий могут применяться технические средства и способы обнаружения, фиксации и изъятия следов преступления и вещественных доказательств". В ч. 2 ст. 166 УПК РФ указано, что " протокол может быть написан от руки или изготовлен с помощью технических средств". А в ч. 5 ст. 166 УПК РФ отмечено следующее: "в протоколе должны быть указаны также технические средства, примененные при производстве следственного действия, условия и порядок их использования, объекты, к которым эти средства были применены, и полученные результаты. В протоколе должно быть отмечено, что лица, участвующие в следственном действии, были заранее предупреждены о применении при производстве следственного действия технических средств". Согласно ч. 2 ст. 259 УПК РФ, "протокол может быть написан от руки, или напечатан на машинке, или изготовлен с использованием компьютера. Для обеспечения полноты протокола при его ведении могут быть использованы стенографирование, а также технические средства". В соответствии с ч. 2 ст. 303 УПК РФ: "приговор должен быть написан от руки или изготовлен с помощью технических средств одним из судей, участвующих в его постановлении".

Проанализировав изложенные нормы, можно отметить, что уголовно-процессуальный закон толкует понятие "технические средства" очень широко, разрешая при этом участникам уголовного судопроизводства использовать любые цифровые устройства для работы с материалами уголовного дела. Не исключено, что и электронное уголовное дело может подпадать под понятие "технические средства", так как функции указанного девайса совпадают с параметрами иных цифровых устройств, используемых органами следствия, дознания и суда при расследовании и разрешении уголовных дел. Отдельно стоит отметить тот факт, что летом 2012 года в уголовно-процессуальном законодательстве было закреплено понятие "электронный носитель информации". Так, согласно п.5 ч. 2 ст. 82 УПК РФ, "Вещественные доказательства в виде электронных носителей информации: а) хранятся в опечатанном виде в условиях, исключающих возможность ознакомления посторонних лиц с содержащейся на них информацией и обеспечивающих их сохранность и сохранность указанной информации; б) возвращаются их законному владельцу после осмотра и производства других необходимых следственных действий, если это возможно без ущерба для доказывания".

В данном случае речь идет именно только о тех цифровых носителях, которые были изъяты у участников уголовного судопроизводства, в том числе и в ходе следственных действий, и были приобщены к материалам дела в качестве доказательств. Причем под электронными цифровыми носителями, исходя из толкования уголовно-процессуального закона, имеются в виду различные твердотельные накопители информации: USB-флешки, карты памяти, SSD-диски и т.п., а также шпиндельные накопители информации: HDD-диски, CD/DVD/Blue-Ray-диски и т.п. Следует отметить, что по смысловому значению понятие "электронный носитель информации" очень близко к понятию "электронная форма уголовного дела", и имеют очень схожие конструктивные и технические характеристики, причем с процессуальной точки зрения эти носители позволяют накапливать и хранить в цифровом виде разнообразные материалы уголовного дела, включая как электронные документы, так фотографии и видеофайлы.

Тем самым, можно заметить, что Уголовно-процессуальным кодексом РФ заблаговременно предусмотрены условия для внедрения электронной формы уголовного дела, в том числе, благодаря содержащимся в нормах расширенным понятиям "технические средства" и "электронный носитель информации". Однако уголовно-процессуальное законодательство не является единственной предпосылкой для внедрения электронной формы уголовного дела в уголовное судопроизводство.

Существенное значение для интеграции современных технологий, в частности, электронного уголовного дела в уголовное судопроизводство придали федеральные целевые программы "Развитие судебной системы России" на 2002-2006 годы и на 2007-2012 годы [2], и особенно федеральная целевая программа "Развитие судебной системы России на 2013-2020 годы", чья концепция была утверждена Правительством России 20 сентября 2012 года [3].

Как известно, "первая" федеральная целевая программа наряду с реконструированием судов и повышением престижа, эффективности и качества судопроизводства предусматривала замену разрозненной и устаревшей вычислительной техники на компьютеры и создание в судах компьютерных автоматизированных рабочих мест для судей, помощников судей и работников аппаратов судов, локальных вычислительных сетей, оснащенных централизованными и общедоступными информационно-правовыми и другими информационными ресурсами. Следующая федеральная целевая программа вместе с обеспечением доступности и открытости правосудия определила создание информационно-коммуникационной системы Верховного Суда Российской Федерации, интегрированной с информационной системой судов общей юрисдикции "Государственная автоматизированная система Российской Федерации "Правосудие"", а также формирование необходимой телекоммуникационной инфраструктуры для обеспечения эффективного взаимодействия судов общей юрисдикции. В частности, на базе ГАС "Правосудие" были созданы сайты судов общей юрисдикции, предоставляющие гражданам ценнейшую информацию о судопроизводстве, в том числе о рассматриваемых делах и о решениях, принятых судом по каждому делу.

Большинство перечисленных в Федеральных целевых программах мероприятий были реализованы на практике, в связи с чем суды стали технологически сформированы. Следует отметить, что благодаря выполненным мероприятиям была создана благодатная "почва" для внедрения в суд технологий нового поколения, в том числе и для электронной формы уголовного дела.

Между тем федеральная целевая программа "Развитие судебной системы России" на 2013-2020 годы содержит в себе много новых принципиально важных мер, связанных с внедрением отдельных видов технологий в уголовный процесс и предусматривает создание условий для электронного судопроизводства, предусматривающего упрощение процедур, в том числе и для подачи жалоб в электронной форме. В частности, предлагается создание «облачной» вычислительной архитектуры, которая позволит максимально эффективно, надежно и безопасно использовать технологии и специализированное «облачное» программное обеспечение для автоматизации судебного и общего делопроизводства, что в дальнейшем существенно сократит затраты на развертывание, поддержку и модернизацию программного обеспечения. Решение этих задач позволит реализовать возможность удаленного доступа как со стороны судов, так и со стороны участников судебных процессов из любой точки страны и мира, и с любого устройства, в том числе мобильного. Кроме того, предлагается расширение возможностей использования мобильных устройств в качестве доступа к информационным ресурсам, программным комплексам и базам данных арбитражных судов Российской Федерации посредством использования «облачных» технологий для судей и работников аппарата судов - мобильного правосудия, то есть теперь любой участник уголовного судопроизводства сможет приносить в суд ходатайства, заявления и жалобы в электронной форме на своих мобильных устройствах, а у самого суда появится возможность напрямую через "облачную" программную систему напрямую получать информацию из баз данных и от других органов (в том числе и между судами), минуя письменные запросы. Нет сомнений в том, что подобный задел позволит в дальнейшем интегрировать в судебный процесс новые технологии и облегчит процедуру внедрения электронной формы уголовного дела.

Но самой важной новеллой федеральной целевой программы является создание пилотного проекта "Электронное дело", суть которого заключается в организации входного сканирования всех поступающих в суды документов и формирование электронных дел. Очевидно, что здесь речь идет как раз об электронной форме дела, применение которого планируется в первую очередь в арбитражных судах. Именно этому суду предстоит "проложить дорогу" использования электронной формы дела и наработать практику ее применения для других судов, в том числе для рассмотрения и разрешения уголовного дела.

Стоит также отметить, что новая федеральная целевая программа впервые вышла за рамки судебной деятельности, предусмотрев ряд мероприятий для модернизации экспертной деятельности и модернизации Федеральной службы судебных приставов в рамках исполнения судебных решений. В частности, с целью повышения уровня оперативности проведения судебных экспертиз предлагается обеспечить создание и ведение единого федерального банка данных судебных экспертиз и экспертных организаций путем, например, внедрения компонентов автоматизированной системы в судебно-экспертных учреждениях и их подразделениях, и создания ведомственного удостоверяющего центра для возможности применения электронной цифровой подписи. В рамках повышения прозрачности и доступности системы принудительного исполнения для сторон исполнительного производства, уровня оперативности действий должностных лиц государства в ходе исполнения требований исполнительных документов предлагается создание электронного архива для хранения электронных документов с целью перехода на принудительное исполнение в электронном виде, а также создание вычислительной инфраструктуры банка данных исполнительных производств регионального уровня, объединенной общей средой мониторинга и репликации данных в каждый территориальный орган Федеральной службы судебных приставов.

В целом, подобная электронная и информационная интеграция позволит объединить всю судебную систему вместе с экспертными органами и службой судебных приставов в единую коммуникационную сеть, что полностью исключит в дальнейшем какой-либо бумажный документооборот и позволит вплотную подойти к реализации электронной формы уголовного дела в будущем. Есть все основания полагать, что и после 2020 года последующая Федеральная целевая программа предусмотрит модернизацию иных институтов и органов, чья деятельность непосредственно связана с правосудием.

Если же анализировать мнения ученых и практикующих специалистов по поводу новых современных технологий в уголовном судопроизводстве, то можно выделить следующие моменты. Важно отметить тот факт, что в научных кругах постепенно встает вопрос об использовании электронных дел в судопроизводстве, которые будут содержать в себе электронные документы и доказательства. Обосновывая правовые позиции использования электронной формы уголовного дела, ряд молодых ученых отмечает, что "правовая основа для введения электронного протокола в уголовный процесс, можно сказать, уже сформирована. Кроме того, основные требования, предъявляемые к электронным документам, представляемым в качестве доказательств в уголовном процессе, уже содержатся в п. 6 ч. 2 ст. 74 и ч. 2 ст. 8 УПК РФ" [1]. Применительно к электронному протоколу О.В. Тульская пишет, что "такие документы должны быть составлены в ходе следственного действия или непосредственно после его окончания, содержать указание на место, дату и время его производства, необходимые персональные данные участников, описание его проведения и полученных при этом результатов, а также применением технических средств, замечания участников и быть заверены в установленном порядке электронно-цифровой подписью соответствующих должностных лиц" [5].

Однако, как и у любой новой технологии, внедрению электронной формы уголовного дела могут помешать определенные барьеры, которые не позволят в должной и полной мере реализовать задуманное.

Во-первых, без проработки на сегодняшний день системы защиты электронного уголовного дела и электронных баз данных от вредоносных программ, несанкционированного доступа и хакерских атак невозможно будет внедрить данные технологии в уголовное судопроизводство и спокойно использовать их; к сожалению, могут найтись "недоброжелатели", которые готовы будут стремиться к получению всех сведений по уголовным дела с целью дальнейшей перепродажи и шантажа, либо к полному уничтожению материалов дела. Кроме того, предстоит соблюсти требование, изложенное в ст. 161 УПК РФ, и касающееся недопустимости разглашения данных предварительного расследования. Не исключено, что возможны различные утечки информации из материалов уголовных дел, в связи с чем уже сейчас необходимо продумать систему предотвращения потери данных из электронной формы уголовного дела [4].

Во-вторых, необходимо решить вопрос, связанный с оснащением всех следственных органов, органов дознания и прокуратуры мобильными автоматизированными системами и технологиями для того, чтобы указанные участники уголовного судопроизводства могли беспрепятственно и свободно заниматься расследованием уголовного дела, а также своевременно, оперативно и качественно формировать электронные материалы дела.

В-третьих, предстоит решить проблему, связанную с унификацией процессуальных форм электронного уголовного дела для того, чтобы во всех регионах и во всех структурных подразделений следствия, дознания, прокуратуры и суда был единый стандарт (единое программное обеспечение) по формированию уголовного дела с целью исключения какого-либо видоизменения или фальсификации документов.

В-четвертых, очень важно при использовании «электронного уголовного дела» не допустить какого-либо нарушения или ущемления прав участников уголовного судопроизводства (особенно подозреваемого, обвиняемого или потерпевшего), что, в свою очередь потребует, внесения глобальных изменений в существующее процессуальное законодательство.

В-пятых, для успешного использования технологии электронного уголовного дела необходимо, чтобы все в обществе умели свободно пользоваться компьютерными технологиями, поскольку в настоящий момент до сих пор не все граждане нашей страны овладели подобными навыками (особенно старшее поколение) и не способны, например, подавать электронные жалобу или заявление, что может явиться препятствием к свободному доступу к правосудию. Кроме того, как показывают исследования некоторых молодых ученых, в правоохранительной сфере встречаются лица, которые не в полной мере овладели навыками использования компьютерных технологий.

В-шестых, потребуется разрешить вопрос, связанный с проставлением на электронные материалы уголовного дела печатей следственных, экспертных, судебных и иных органов для их заверения, так как в системе электронной подписи отсутствуют цифровые формы печатей, а новым Федеральным законом "Об электронной подписи" [6], к сожалению, никоим образом не урегулирован данный вопрос.

В-седьмых, стоит добавить, что переход от старых технологий к новым, в том числе и к электронной форме уголовного дела должен быть плавным и последовательным, т.е. без каких-либо резких переходов. Не исключено, что некоторое время на начальном этапе параллельно будут существовать две формы уголовного дела, потому что данный фактор необходим для того, чтобы дать новой технологии возможность "притереться" и устранить многие ошибки и недостатки в процессе функционирования электронной формы уголовного дела.

В-восьмых, для развития и внедрения электронной формы уголовного дела необходима поддержка, в первую очередь, федеральных органов исполнительной власти, в частности Правительства РФ, наряду с правоохранительными органами. Например, только для модернизации досудебного уголовного судопроизводства необходимо принять отдельную федеральную целевую программу для развития, обновления и совершенствования следственного аппарата и органов дознания с тем, чтобы на стадии предварительного расследования появились передовые высокие технологии. Без подобной федеральной целевой программы невозможно внедрить и процессуально закрепить возможность применения электронной формы уголовного дела.

  1. Гарифуллина А.Х., Сухарева О.С. Электронный протокол как новый вид доказательства и новый элемент удостоверительного аспекта уголовного судопроизводства // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2012. № 9. С. 111-117.
  2. Постановление Правительства РФ от 20.11.2001 №805 (ред. от 06.02.2004) "О федеральной целевой программе "Развитие судебной системы России" на 2002-2006 годы// Собрание законодательства РФ, 03.12.2001, №49, ст. 4623; Постановление Правительства РФ от 21.09.2006 №583 (ред. от 13.06.2012) "О федеральной целевой программе "Развитие судебной системы России" на 2007-2012 годы // Собрание законодательства РФ, 09.10.2006, №41, ст. 4248.
  3. Распоряжение Правительства РФ от 20.09.2012 №1735-р "Об утверждении федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России" на 2013-2020 годы" // Собрание законодательства РФ, 01.10.2012, №40, ст. 5474.
  4. Синельников А. Защита от утечки информации // Финансовая газета, №23, июнь 2011 г.
  5. Тульская О.В. Некоторые проблемы использования электронных документов в качестве доказательств в уголовном судопроизводстве // Вестник Академии Генеральной прокуратуры РФ. №6 (14). - 2009. С.74-79.
  6. Федеральный закон от 06.04.2011 №63-ФЗ (ред. от 10.07.2012) "Об электронной подписи" // Собрание законодательства РФ. 11.04.2011. №15. Ст. 2036.
References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
Link to this article

You can simply select and copy link from below text field.


Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.