Статья 'Антикоррупционная информированность: понятие, содержание, условия формирования ' - журнал 'NB: Административное право и практика администрирования' - NotaBene.ru
по
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > About the Journal > Requirements for publication > Editorial collegium > Editorial board > Peer-review process > Policy of publication. Aims & Scope. > Article retraction > Ethics > Online First Pre-Publication > Copyright & Licensing Policy > Digital archiving policy > Open Access Policy > Article Processing Charge > Article Identification Policy > Plagiarism check policy
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Back to contents
NB: Administrative Law and Administration Practice
Reference:

Anti-corruption awareness: concept, content, conditions of formation

Kabanov Pavel Aleksandrovich

Doctor of Law

Professor, the department of Criminal Law and Procedure, Kazan Institute of Economics, Management and Law

420111, Russia, respublika Tatarstan, g. Kazan', ul. Moskovskaya, 42, of. NII protivodeistviya korruptsii

kabanovp@mail.ru
Other publications by this author
 

 

DOI:

10.7256/2306-9945.2016.2.18846

Received:

17-04-2016


Published:

25-04-2016


Abstract: The purpose of the research is to form the general idea of anti-corruption awareness, its content, the conditions of formation, and the measures of improvement. The research tasks are: the analysis of statutory acts of various levels (federal, regional, municipal, local) regulating the issues of formation of anti-corruption awareness of the population and various social groups; the development of scientific (doctrinal) legal definition of anti-corruption awareness; the disclosure of the legal essence of anti-corruption awareness as a form of anti-corruption activity; the detection of the main conditions of anti-corruption awareness formation; the disclosure of obstacles to the formation of anti-corruption awareness; the formulation of measures of anti-corruption awareness provision. The research methodology is based on dialectical materialism and the related general scientific methods of cognition: analysis, synthesis, comparison, and other methods used in the contemporary legal science. The author formulates the legal definition of anti-corruption awareness, defines its forms and the conditions of its formation, reveals the main obstacles to its formation, and offers the particular methods of anti-corruption awareness provision in the contemporary Russian society. 


Keywords:

Corruption, anti-corruption, anti-corruption policy, anti-corruption education, anti-corruption consulting, anti-corruption campaign, anti-corruption awareness, anti-corruption legislation, anti-corruption behavior, anti-corruption activities

This article written in Russian. You can find original text of the article here .
Введение

Информированность человека, социальных групп и общества о состоянии коррупции, её причинах и принимаемых антикоррупционных мерах является основой правомерного поведения. Иногда такое состояние личности и общества именуется термином «антикоррупционная информированность». В отдельных нормативных правовых актах данное словосочетание заменяется на другие термины, производные от него: «информированность о положениях антикоррупционного законодательства» [20], «информированность о снижении коррупционных рисков» [47], «информированность о результатах работы по противодействию коррупции» [49]. Смысл этих словосочетаний заключается в том, что они обозначают результат информационного воздействия заинтересованных в этом лиц на личность, социальную группу и/или общество.

В соответствии со сложившейся практикой информационного сопровождения противодействия коррупции в России для достижения антикоррупционной информированности населения или его отдельных представителей, в том числе и социальных групп, используются такие инструменты как антикоррупционное просвещение, антикоррупционная пропаганда, антикоррупционная агитация, антикоррупционная реклама и производных от них средств информационного воздействия. Правовое регулирование использования этих информационных антикоррупционных инструментов закреплено в федеральных, региональных и муниципальных нормативных правовых актах, однако в них не раскрывается содержание термина «антикоррупционная информированность». Отсутствует это определение и в современных терминологических словарях по вопросам противодействия коррупции [2; 17; 18; 19]. Это свидетельствует о том, что до настоящего времени в российской юридической науке и правотворческой практике не сформировано понятие «антикоррупционной информированности», не раскрыто его содержание, а также условия её формирования, что обеспечивает научную новизну подготовленного нами исследования и его практическую значимость для правотворческой деятельности.

Вместе с тем, имеющиеся результаты научных исследований отечественных специалистов [58, с.5-15; 59, с.192-204], в том числе и автора настоящей работы [10, с. 178-185; 11, с. 20-26; 12, с. 1130-1138; 13, с.38-45; 15, с. 42-51; 16, с.12-27], позволяют развить информационную составляющую государственной политики противодействия коррупции и сформулировать правовое понятие «антикоррупционная информированность», раскрыть его содержание и условия формирования, а также предложить некоторые меры по её совершенствованию.

Цель настоящего исследования – сформировать общее представление об антикоррупционной информированности, её содержании, условиях формирования и выработке мер по её совершенствованию.

Задачами исследования выступают:

- анализ нормативных правовых актов различного уровня (федеральных, региональных, муниципальных, локальных), регулирующих вопросы формирования антикоррупционной информированности населения и отдельных социальных групп;

- разработка научной (доктринальной) правовой дефиниции «антикоррупционная информированность»;

- раскрытие правовой сущности антикоррупционной информированности как вида антикоррупционной деятельности в современном российском обществе;

- определить основные условия формирования антикоррупционной информированности в современном российском обществе;

- вскрыть препятствия формирования антикоррупционной информированности в современном российском обществе;

- предложить меры по обеспечению надлежащей антикоррупционной информированности в современном российском обществе.

Для достижения названной цели нами осуществлен анализ нормативно-правового регулирования антикоррупционного информирования в количестве 270 федеральных, региональных, муниципальных и локальных нормативных правовых актов по вопросам противодействия коррупции, принятых различными субъектами правотворчества в период с 2008 года по первый квартал 2016 г., а также 112 информационных материалов, размещенных на официальных сайтах органов государственной власти, органов местного самоуправления и хозяйствующих субъектов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Основное содержание работы (исследовательская часть)

Проведенный нами анализ нормативных правовых актов по вопросам антикоррупционной информированности свидетельствует о том, что это многоплановый и многоуровневый процесс информирования различных групп населения с использованием различных средств информационного воздействия. В региональном антикоррупционном законодательстве закреплены инструменты такого информационного воздействия: антикоррупционная пропаганда [30; 31; 32], антикоррупционное просвещение [25; 28; 33], антикоррупционное образование [24; 29] и некоторые другие, механизмы применения которых, определены в подзаконных нормативных правовых актах [41] и раскрываются в научно-исследовательских работах современных российских специалистов [3, с.73-79; 4, с.11-15; 5, с.32-28; 6, с.39-46; 7, с.53-57; 57, с.60-64; 60, с.126-128; 61, с.188-191; 62, с.106-109; 63, с.199-202; 64, с.5]. При этом правотворческие органы не раскрывают содержание не только результата такого информирования, но и его сущность. Более того, подход к содержанию антикоррупционной информированности у различных субъектов правотворчества не одинаков. Для одних – это профессиональная деятельность субъектов противодействия коррупции по формированию или повышению уровня антикоррупционной информированности как основное направление деятельности [23; 51], для других – это уже наступивший ожидаемый результат антикоррупционного информирования – повышение информированности населения, целевых групп или его отдельных представителей о результатах противодействия коррупции по сравнению с предыдущим периодом [56]. Например, в Государственной программе Псковской области «Обеспечение общественного порядка и противодействия преступности в Псковской области на 2014-2020 годы» указано, что уровень информированности граждан и предпринимателей о реализации мер противодействия коррупции увеличился на 25% и составил 55% [40]. Для третьих – это одна из задач противодействия коррупции с заранее планируемым результатом – увеличение степени информированности населения о проблеме коррупции до 90% [39], а в отдельных региональных документах среднесрочного планирования, этот показатель доходит даже до 100% [42].

В современной российской научной литературе, не редко, антикоррупционная информированность рассматривается как разновидность правовой информированности, выступающая в качестве средства противодействия коррупции [1, с.80-87; 8, с.74-78]. Однако, как показал анализ нормативных правовых актов, такой подход не находит своего применения в современной российской правотворческой деятельности.

Проведенный нами анализ нормативных правовых актов, регулирующих вопросы информационного сопровождения государственной политики противодействия коррупции, ни в одном из них не указывается, каковы цели антикоррупционной информированности. По всей видимости, они являются теми же, что и антикоррупционного информирования – формирование устойчивого антикоррупционного мировоззрения, антикоррупционной культуры и основанного на них антикоррупционного поведения [14, с.40-46]. При этом в нормативных правовых актах, регулирующих вопросы антикоррупционного информирования, не всегда указывается адресат – объект на которое направлено информационное воздействие. Хотя в отдельных региональных нормативных правовых актах указывается, что таким объектом антикоррупционной информированности выступают отдельные социальные (целевые) группы:

а) субъекты предпринимательской деятельности [55];

б) предприниматели и граждане [40];

в) только граждане [45];

г) жители города [26] или региона [38];

д) государственные служащие [48];

е) муниципальные служащие [36; 50];

ж) специалисты [9];

з) иные лица [22; 54].

Однако в значительной части нормативных правовых актов указано, что объектом формирования антикоррупционной информированности выступает широкий (неопределенный) круг субъектов – население [21; 43; 49]. При этом следует выделять несколько основных видов (направлений) антикоррупционной информированности населения, отдельных социальных групп и личности. Во-первых, это правовая антикоррупционная информированность о знании определенными категориями лиц нормативных правовых актов в сфере реализации государственной политики противодействия коррупции. Во-вторых, это антикоррупционная информированность о результатах деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, учреждений, организаций и институтов гражданского общества по противодействию коррупции. В-третьих, это широкое понимание антикоррупционной информированности, включающее в себя дополнительно к первым двум видам (правовой антикоррупционной информированности и антикоррупционной информированности о результатах противодействия коррупции) ещё и информированность о состоянии коррупции и причинах её существования (распространения) в обществе. Безусловно, каждый из указанных выше подходов имеет право на существование и реализацию.

Следует иметь в виду, что правовая антикоррупционная информированность достигается путем обращение к информационным базам данных о правовом регулировании противодействия коррупции, то антикоррупционная информированность о результатах противодействия коррупции имеет определенные сложности. Эти сложности обусловлены ограниченной доступностью для значительной доли заинтересованных лиц документов о результатах деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц по противодействию коррупции. Здесь антикоррупционная информированность зависит от познавательной активности лиц, для которых эта информация необходима и обеспечивается функционированием системы антикоррупционного информирования. Она не может быть результатом случайности – получения антикоррупционных знаний от посторонних лиц, не обладающих соответствующей квалификацией. Поскольку получение недостоверных (искаженных) сведений от лиц, не обладающих надлежащим уровнем подготовки (антикоррупционный дилетантизм) может привести к дезинформации. При этом следует иметь в виду, что антикоррупционная информированность для лиц участвующих в противодействии коррупции является элементом квалификационных требований (профессиональной компетентности), а её использование важнейшим средством формирования активного антикоррупционного поведения. Разумеется, что антикоррупционная информированность не является естественным состоянием для лиц участвующих в противодействии коррупции. Антикоррупционная информированность категория относительная и изменчивая, без постоянного поддерживания её на надлежащем уровне (обновления) она может снижаться и даже утрачиваться. Специалистам в области противодействия коррупции следует иметь в виду, что использование устаревших (не соответствующих действительности) сведений ведет с одной стороны к дезинформации обратившихся, а с другой – к дискредитации лиц, предоставляющих такую информацию. В связи с этим сотрудникам подразделений по профилактике коррупционных и иных правонарушений федеральных и региональных органов власти, органов местного самоуправления и хозяйствующих субъектов требуется постоянное ознакомление с необходимой информацией о состоянии коррупции, её причинах и принимаемых антикоррупционных мерах, а также обучение их навыкам обращения с ней.

Проведенное нами исследование позволяет нам сформулировать доктринальное правовое понятие «антикоррупционная информированность». На наш взгляд, антикоррупционная информированность – это система устоявшихся, постоянно обновляемых, изменяемых и дополняемых знаний о состоянии коррупции, причинах её порождающих и мерах принимаемых по её предупреждению, методах приобретения таких знаний в целях формирования антикоррупционного мировоззрения, антикоррупционной культуры и на их основе антикоррупционного поведения личности, социальных групп и общества.

Разумеется, антикоррупционная информированность в государстве и обществе зависит от целого ряда объективных факторов. На наш взгляд, таковыми выступают:

а) открытость и доступность информационных ресурсов о состоянии коррупции, причинах её порождающих и мерах принимаемых по её предупреждению;

б) понятность предоставляемой информации о состоянии коррупции, причинах её порождающих и мерах принимаемых по её предупреждению для широкого круга лиц;

в) возможность получения квалифицированной информационной помощи по вопросам противодействия коррупции от квалифицированных специалистов.

Если говорить об открытости и доступности информационных ресурсов о состоянии коррупции, причинах её порождающих и мерах принимаемых по её предупреждению, то современным российским государством создаются все условия по их обеспечению:

- принимаются нормативные правовые акты, регулирующие порядок размещения документов и материалов о состоянии коррупции, причинах её порождающих и мерах принимаемых по её предупреждению, в том числе и на официальных сайтах органов государственной власти в информационно-телекоммуникационной сети Интернет [34; 35; 37];

- формируются организационно-правовые механизмы их реализации, путем предоставления необходимой информации в графическом, табличном и иных видах, в том числе для лиц с ограниченными возможностями с использованием специальных информационных технологий, тем самым достигается не только доступность, но и понятность предоставляемой информации для широкого круга лиц.

Возможность получения квалифицированной информационной помощи по вопросам противодействия коррупции от квалифицированных специалистов реализуется органами государственной власти и органами местного самоуправления за счет функционирования «горячих линий» по вопросам противодействия коррупции, в том числе и антикоррупционного просвещения, обеспечивающих профессиональное антикоррупционное информирование широкого круга лиц [53].

Проведенное нами исследование показало, что имеется и ряд причин, препятствующих высокому уровню антикоррупционной информированности населения и отдельных социальных групп. В числе таких причин выделяются:

а) отсутствие единой многоуровневой национальной антикоррупционной информационной политики;

б) не удовлетворительное состояние правового регулирования антикоррупционного информирования населения;

в) не полнота представления информации о состоянии коррупции, причинах её порождающих, а также мерах принимаемых по её предупреждению уполномоченными на то органами и должностными лицами.

Как отмечают отечественные специалисты, полнота антикоррупционной информированности общества, социальных групп и личности не возможна без создания и функционирования многоуровневой национальной антикоррупционной информационной политики, которая бы не только позволяла получать, обрабатывать, использовать и хранить необходимую информацию, но и предоставлять её уполномоченным на то органам государственной власти, органам местного самоуправления, их должностным лицам и иным субъектам антикоррупционного информирования. В настоящее время в Российской Федерации такого направления единой государственной политики просто не существует.

Информацию о состоянии коррупции, причинах её порождающих и мерах принимаемых по её предупреждению в отдельных федеральных органах государственной власти, в отдельных субъектах Российской Федерации и в отдельных муниципальных образованиях можно получить обративших к официальным сайтам этих органов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Вместе с тем единого сводного документа о состоянии коррупции, причинах её порождающих и мерах принимаемых по её предупреждению в Российской Федерации в открытом доступе не имеется. Более того, даже документы об исполнении Национальных планов противодействия коррупции не обнародуются. Хотя на уровне отдельных регионов предоставление ежегодных отчетов о реализации мер противодействия коррупции является обыденным делом [44; 46].

Ещё одним фактором, препятствующим высокому уровню антикоррупционного информирования, является не удовлетворительное состояние правового регулирования антикоррупционного информирования. Например, из 85 субъектов Российской Федерации только два (Санкт-Петербург и Республика Башкортостан) приняли подзаконные нормативные правовые акты, регулирующие вопросы организации и осуществления антикоррупционной пропаганды [27; 52], невзирая на то, что в большинстве из них региональным антикоррупционным законодательством этот инструмент информационной антикоррупционной политики предусмотрен. Кроме того, не все субъекты Российской Федерации приняли нормативные правовые акты, регулирующие вопросы размещения и наполнения информацией о противодействия коррупции официальных сайтах органов государственной власти в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Более того, даже в тех субъектах Российской Федерации, где имеются нормативные акты регулирующие вопросы размещения и наполнения информации по вопросам противодействия коррупции на официальных сайтах органов государственной власти в информационно-телекоммуникационной сети Интернет отдельные органы власти принимают правовые акты, ограничивающие полноту размещения этой информации.

Для устранения факторов, препятствующих высокому уровню антикоррупционного информирования населения и отдельных групп населения, в современном российском обществе необходимо принять следующие организационно-правовые меры. Во-первых, разработать и принять на федеральном уровне концепцию единой многоуровневой национальной системы информационной антикоррупционной политики. Во-вторых, закрепить в федеральном и региональном антикоррупционном законодательстве антикоррупционное информирование населения в качестве одного из средств противодействия коррупции, а в последующем принять необходимые подзаконные нормативные правовые акты по его организации и осуществлению. В-третьих, подготавливать и обнародовать ежегодные отчеты о состоянии коррупции, её причинах и результатах реализации государственной политики противодействия коррупции на всех уровнях власти.

выводы (основные результаты исследования)

Проведенное нами исследование феномена антикоррупционной информированности позволяет сформулировать следующие выводы. Во-первых, предложить собственное доктринальное правовое определение антикоррупционной информированности, раскрывающее её сущность. Согласно нашим представлениям, антикоррупционная информированность – это система устоявшихся, постоянно обновляемых, изменяющихся и дополняемых знаний о состоянии коррупции, причинах её порождающих и мерах принимаемых по её предупреждению, методах приобретения таких знаний в целях формирования антикоррупционного мировоззрения, антикоррупционной культуры и на их основе антикоррупционного поведения личности, социальных групп и общества. Во-вторых, констатировать, что принимаемые органами государственной власти, органами местного самоуправления, средствами массовой коммуникации и иными участниками антикоррупционного информирования меры не достаточны для повышения антикоррупционной информированности населения и его отдельных представителей в современной России. Это обусловлено рядом причин объективного характера, к которым относятся: а) отсутствие единой многоуровневой национальной антикоррупционной информационной политики; б) не удовлетворительное состояние правового регулирования антикоррупционного информирования населения; в) не полнота представления информации о состоянии коррупции, причинах её порождающих, а также мерах принимаемых по её предупреждению уполномоченными на то органами и должностными лицами. В-третьих, для устранения факторов, препятствующих высокому уровню антикоррупционного информирования населения и отдельных социальных групп необходимо принять следующие организационно-правовые меры: а) разработать и принять на федеральном уровне концепцию единой многоуровневой национальной системы информационной антикоррупционной политики; б) закрепить в федеральном и региональном антикоррупционном законодательстве антикоррупционное информирование населения и отдельных социальных групп в качестве одного из средств или направлений противодействия коррупции, с принятием подзаконных нормативных правовых актов по его организации и осуществлению; в) подготавливать и обнародовать ежегодные отчеты о состоянии коррупции, её причинах и результатах реализации государственной политики противодействия коррупции на всех уровнях власти.

References
1. Attaeva M.Zh., Egiadaryan K.A. Snizhenie urovnya korruptsii v zdravookhranenii putem povysheniya pravovoi informirovannosti grazhdan // Pravo i upravlenie. XXI vek. 2014. №2. S.80-87.
2. Vse o korruptsii i protivodeistvii ei: terminologicheskii slovar' /Ageev V.N., Ageeva O.V., Bikeev I.I. i dr.; pod obshch. red. I.I. Bikeeva, P.A. Kabanova. Kazan', 2014.
3. Gavrilova N.V. Protivodeistvie korruptsii na munitsipal'noi sluzhbe: dostupnost' informatsii o deyatel'nosti munitsipal'nykh sluzhashchikh kak sredstvo protivodeistviya korruptsii // Gosudarstvennaya vlast' i mestnoe samoupravlenie. 2012. №10. S.73-79.
4. Garmaev Yu.P., Falileev V.A. Realizatsiya mer antikorruptsionnogo prosveshcheniya organami prokuratury vo vzaimodeistvii s yuridicheskimi vuzami // Gosudarstvennaya vlast' i mestnoe samoupravlenie. 2015. №1. S.11-15.
5. Gorshenkov G.N. Antikorruptsionnaya propaganda kak instrument protivodeistviya korruptsii: ponyatie i sushchnostnoe soderzhanie // Sledovatel'. 2010. №10. S.32-38.
6. Gorshenkov G.N. Antikorruptsionnaya propaganda: ponyatie i soderzhanie // Aktual'nye problemy ekonomiki i prava. 2010. №4. S.39-46.
7. Dmitriev A.A. Antikorruptsionnaya propaganda: ponyatie i soderzhanie (analiz regional'nogo zakonodatel'stva) // Dialektika protivodeistviya korruptsii: materialy III Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, 4 dekabrya 2013 g. Kazan', 2013. S.53-57.
8. Egiadaryan K.A., Attaeva M.Zh. Povyshenie pravovoi informirovannosti grazhdan o poluchenii meditsinskoi pomoshchi kak metod bor'by s korruptsiei // Obshchestvennoe zdorov'e i zdravookhranenie. 2014. №1. S.74-78.
9. Informatsiya o khode vypolneniya raboty po realizatsii antikorruptsionnoi politiki v sfere obrazovaniya po itogam III kvartala 2009 goda: pis'mo Ministerstva obrazovaniya i nauki Respubliki Tatarstan ot 18 dekabrya 2009 goda №9725/9.
10. Kabanov P.A. Antikorruptsionnaya agitatsiya kak informatsionnoe sredstvo protivodeistviya korruptsii: ponyatie i soderzhanie // Administrativnoe i munitsipal'noe pravo. 2014. №2. S.178-185.
11. Kabanov P.A. Antikorruptsionnaya propaganda v Respublike Tatarstan: ponyatie, pravovoe regulirovanie i perspektivy razvitiya // Sledovatel'. 2013. №8. S.20-26.
12. Kabanov P.A. Antikorruptsionnaya propaganda kak instrument protivodeistviya korruptsii v Respublike Tatarstan: voprosy povysheniya kachestva pravovogo regulirovaniya // Pravo i politika. 2013. № 9. S.1130-1138.
13. Kabanov P.A. Antikorruptsionnaya reklama v Respublike Tatarstan kak informatsionnoe sredstvo protivodeistviya korruptsii: problemy i perspektivy // Aktual'nye problemy ekonomiki i prava. 2013. №4. S.38-45.
14. Kabanov P.A. Antikorruptsionnoe informirovanie kak forma antikorruptsionnogo prosveshcheniya: Ponyatie i soderzhanie // Monitoring pravoprimeneniya. 2015. №2. S.40-46.
15. Kabanov P.A. Antikorruptsionnoe prosveshchenie kak sredstvo protivodeistviya korruptsii: ponyatie i soderzhanie // Aktual'nye problemy ekonomiki i prava. 2014. №4. S.42-51.
16. Kabanov P.A. Ponyatie i soderzhanie antikorruptsionnogo prosveshcheniya kak sredstva profilaktiki korruptsii // Yuridicheskie issledovaniya. 2015. № 2. S.12-27.
17. Kabanov P.A., Mulyukov Sh.M., Gazimzyanov R.R. Korruptsiya i bor'ba s nei: Kratkii terminologicheskikh slovar'. Kazan', 2004.
18. Korruptsiya i antikorruptsionnaya politika: Slovar'-spravochnik / Bikmukhametov A.E., Gazimzyanov R.R., Kabanov P.A. i dr.; pod obshch. red. P.A. Kabanova. – M., 2008.
19. Korruptsiya i antikorruptsionnaya politika: terminologicheskii slovar' / Bikeev I.I., Bikmukhametov A.E., Garipov I.M. i dr.; pod obshch. red. G.I. Raikova, P.A. Kabanova, D.K. Chirkova. M., 2010.
20. Metodicheskie rekomendatsii po razrabotke i prinyatii organizatsiyami mer po preduprezhdeniyu i protivodeistviyu korruptsii // http://www.rosmintrud.ru (Data obrashcheniya 16.04.2014).
21. O Gosudarstvennoi programme Kabardino-Balkarskoi Respubliki «Profilaktika pravonarushenii i ukreplenie obshchestvennogo poryadka i obshchestvennoi bezopasnosti v Kabardino-Balkarskoi Respublike na 2013-2020 gody»: postanovlenie Pravitel'stva Kabardino-Balkarskoi Respubliki ot 2 sentyabrya 2013 goda №240-pp // Ofitsial'naya Kabardino-Balkariya. 2013. 6 oktyabrya.
22. O gosudarstvennoi programme Chelyabinskoi oblasti "Optimizatsiya funktsii gosudarstvennogo (munitsipal'nogo) upravleniya Chelyabinskoi oblasti i povyshenie effektivnosti ikh obespecheniya" na 2014-2016 gody: postanovlenie Pravitel'stva Chelyabinskoi oblasti ot 22.10.2013 №359-P (v red. ot 16.12.2015 №649-P) // Yuzhnoural'skaya panorama. 2013. 28 dekabrya.
23. O Komissii po protivodeistviyu korruptsii v Komitete po fizicheskoi kul'ture i sportu: prikaz Komiteta po fizicheskoi kul'ture i sportu Sankt-Peterburga ot 15 iyunya 2015 goda №98.
24. O merakh po protivodeistviyu korruptsii v gorode Moskve: zakon g. Moskvy ot 17.12.2014 №64 (v red. ot 18.11.2015 №64) // Vedomosti Moskovskoi gorodskoi Dumy. 2015. №1. St. 387.
25. O merakh po protivodeistviyu korruptsii v Yaroslavskoi oblasti: zakon Yaroslavskoi oblasti ot 09.07.2009 №40-z (v red. ot 05.11.2015 №88-z) // Gubernskie vesti. 2009. 13 iyulya.
26. O monitoringe sostoyaniya i effektivnosti protivodeistviya korruptsii (antikorruptsionnom monitoringe) v munitsipal'nom obrazovanii «gorod Ekaterinburg»: postanovlenie Glavy Ekaterinburga ot 15 aprelya 2009 goda №1249 // Vechernii Ekaterinburg. 2009. 17 aprelya.
27. O Poryadke organizatsii antikorruptsionnoi propagandy v Sankt-Peterburge: postanovlenie Pravitel'stva Sankt-Peterburga ot 24.03.2010 №307 (v red. ot 06.10.2015 №875) // Vestnik Administratsii Sankt-Peterburga. 2010. №4.
28. O protivodeistvii korruptsii v Arkhangel'skoi oblasti: zakon Arkhangel'skoi oblasti ot 26.11.2008 №626-31-OZ (v red. ot 17.10.2013 №13-2-OZ) // Volna. 2008. 9 dekabrya.
29. O protivodeistvii korruptsii v Ivanovskoi oblasti: zakon Ivanovskoi oblasti ot 18.06.2009 №61-OZ (v red. ot 16.12.2009 №147-OZ) // Ivanovskaya gazeta. 2009. 19 iyunya.
30. O protivodeistvii korruptsii v Leningradskoi oblasti: oblastnoi zakon Leningradskoi oblasti ot 17.06.2011 №44-oz (v red. ot 12.11.2015 №103-oz) // Vesti. 2011. 29 iyunya.
31. O protivodeistvii korruptsii v Respublike Bashkortostan: zakon Respubliki Bashkortostan ot 13.07.2009 №145-z (v red. ot 06.07.2012 №559-z) // Vedomosti Gosudarstvennogo Sobraniya – Kurultaya, Prezidenta i Pravitel'stva Respubliki Bashkortostan. 2009. №17(311). St.1087.
32. O protivodeistvii korruptsii v Respublike Ingushetiya: zakon Respubliki Ingushetiya ot 04.03.2009 №8-RZ (v red. ot 28.03.2016 №7-RZ) // Ingushetiya. 2009. 12 marta.
33. O protivodeistvii korruptsii v Ul'yanovskoi oblasti: zakon Ul'yanovskoi oblasti ot 20.07.2012 №89-ZO (v red. ot 09.03.2016 №16-ZO) // Ul'yanovskaya pravda. 2012. 24 iyulya.
34. O trebovaniyakh k razmeshcheniyu i napolneniyu podrazdelov, posvyashchennykh voprosam protivodeistviya korruptsii, ofitsial'nykh saitov gosudarstvennykh organov Respubliki Bashkortostan: Ukaz Prezidenta Respubliki Bashkortostan ot 29.04.2014 №UP-108 (v red. ot 09.10.2015 №UG-249) // Vedomosti Gosudarstvennogo Sobraniya – Kurultaya, Prezidenta i Pravitel'stva Respubliki Bashkortostan. 2014. №16(454). St. 725.
35. O trebovaniyakh k razmeshcheniyu i napolneniyu podrazdelov, posvyashchennykh voprosam protivodeistviya korruptsii, ofitsial'nykh saitov organov ispolnitel'noi vlasti Respubliki Kalmykiya, a takzhe podvedomstvennykh im gosudarstvennykh uchrezhdenii: ukaz Glavy Respubliki Kalmykiya ot 03.06.2015 №88 // Khal'mg unn. 2015. 9 iyunya.
36. Ob usilenii raboty po protivodeistviyu korruptsii v Respublike Sakha (Yakutiya): ukaz Glavy Respublike Sakha (Yakutiya) ot 15.06.2015 №532 (v red. ot 09.10.2015 №701) // Yakutskie vedomosti. 2015. 23 iyunya.
37. Ob ustanovlenii edinykh trebovanii k razmeshcheniyu i napolneniyu podrazdelov ofitsial'nykh saitov ispolnitel'nykh organov gosudarstvennoi vlasti Respubliki Buryatiya, posvyashchennykh voprosam protivodeistviya korruptsii: postanovlenie Pravitel'stva Respubliki Buryatiya ot 22.08.2013 №453 // Buryatiya. 2013. 27 avgusta.
38. Ob utverzhdenii gosudarstvennoi programmy «Sovershenstvovanie gosudarstvennogo upravleniya»: postanovlenie Pravitel'stva Permskogo kraya ot 3 oktyabrya 2013 goda №1327.
39. Ob utverzhdenii Gosudarstvennoi programmy Murmanskoi oblasti «Gosudarstvennoe upravlenie i grazhdanskoe obshchestvo»: postanovlenie Pravitel'stva Murmanskoi oblasti ot 30 sentyabrya 2013 goda №555-PP.
40. Ob utverzhdenii Gosudarstvennoi programmy Pravitel'stva Pskovskoi oblasti «Obespechenie obshchestvennogo poryadka i protivodeistviya prestupnosti v Pskovskoi oblasti na 2014-2020 gody»: postanovlenie Administratsii Pskovskoi oblasti ot 28 oktyabrya 2013 goda №503 // Pskovskaya pravda. 2014. 17 yanvarya.
41. Ob utverzhdenii Gosudarstvennoi programmy Khabarovskogo kraya «Obespechenie obshchestvennoi bezopasnosti i protivodeistvie prestupnosti v Khabarovskom krae»: postanovlenie Pravitel'stva Khabarovskogo kraya ot 31.12. 2013 №482-pr (v red. ot 30.12.2015 №490-pr) // Sobranie zakonodatel'stva Khabarovskogo kraya. 2013. №12. (chast' III).
42. Ob utverzhdenii gosudarstvennoi programmy Sakhalinskoi oblasti «Obespechenie obshchestvennogo poryadka, protivodeistviya prestupnosti i nezakonnomu oborotu narkotikov v Sakhalinskoi oblasti na 2013-2020 gody»: postanovlenie Pravitel'stva Sakhalinskoi oblasti ot 29 dekabrya 2012 goda №695 (v red. ot 04.02.2016 №40) // Gubernskie vedomosti. 2013. 26 yanvarya.
43. Ob utverzhdenii gosudarstvennoi programmy Udmurtskoi Respubliki «Sovershenstvovanie sistemy gosudarstvennogo upravleniya v Udmurtskoi Respublike»: postanovlenie Pravitel'stva Udmurtskoi Respubliki ot 29 dekabrya 2014 goda №561.
44. Ob utverzhdenii itogovogo otcheta o realizatsii dolgosrochnoi tselevoi programmy Moskovskoi oblasti "Protivodeistvie korruptsii v Moskovskoi oblasti na 2009-2011 gody": postanovlenie Pravitel'stva Moskovskoi oblasti ot 31.07.2012 №954/27 // Informatsionnyi vestnik Pravitel'stva Moskovskoi oblasti. 2012. №10.
45. Ob utverzhdenii Kontseptsii antikorruptsionnoi politiki v Velikom Novgorode: reshenie Dumy Velikogo Novgoroda ot 25 iyunya 2015 goda №530 // Novgorod ofitsial'nyi. 2015. 3 iyulya.
46. Ob utverzhdenii otcheta o realizatsii Oblastnoi dolgosrochnoi tselevoi programmy "Protivodeistvie korruptsii v Rostovskoi oblasti" na 2010-2014 gody za 2013 god": postanovlenie Pravitel'stva Rostovskoi oblasti ot 15.05.2014 №365 // Sobranie pravovykh aktov Rostovskoi oblasti. 2014. №5 (chast' I). St. 848.
47. Ob utverzhdenii Plana meropriyatii po protivodeistviyu korruptsii na 2014-2015 gg., realizuemogo Federal'nym agentstvom lesnogo khozyaistva: prikaz Rosleskhoza ot 27 maya 2014 goda №175.
48. Ob utverzhdenii Plana protivodeistviya korruptsii v Ministerstve zdravookhraneniya Permskogo kraya na 2014-2016 gody: prikaz Ministerstva zdravookhraneniya Permskogo kraya ot 31 yanvarya 2014 goda №SED-34-01-06-1000.
49. Ob utverzhdenii Plana protivodeistviya korruptsii Federal'nogo agentstva po turizmu na 2012-2013 gody: prikaz Rosturizma ot 3 avgusta 2012 goda №209.
50. Ob utverzhdenii Polozheniya o Glavnom upravlenii regional'noi bezopasnosti Moskovskoi oblasti: postanovlenie Gubernatora Moskovskoi oblasti ot 16.10.2015 №444-PG (v red. ot 30.11.2015 №516-PG) // Ezhednevnye Novosti. Podmoskov'e. 2015. 27 oktyabrya.
51. Ob utverzhdenii Polozheniya o komissii po protivodeistviyu korruptsii v administratsii Krasnosel'skogo raiona Sankt-Peterburga: rasporyazhenie Administratsii Krasnosel'skogo raiona Sankt-Peterburga ot 30 iyunya 2015 goda №1562.
52. Ob utverzhdenii Poryadka organizatsii antikorruptsionnoi propagandy gosudarstvennymi organami Respubliki Bashkortostan: postanovlenie Pravitel'stva Respubliki Bashkortostan ot 05.08.2013 №353 // Vedomosti Gosudarstvennogo Sobraniya – Kurultaya, Prezidenta i Pravitel'stva Respubliki Bashkortostan. 2013. №24(426). St.1086.
53. Ob utverzhdenii Poryadka provedeniya v Ministerstve zdravookhraneniya Respubliki Altai "pryamykh linii" s grazhdanami po voprosam antikorruptsionnogo prosveshcheniya i protivodeistviya korruptsii: prikaz Minzdrava Respubliki Altai ot 26.11.2015 №201// Ofitsial'nyi portal Respubliki Altai http://www.altai-republic.ru. (Data obrashcheniya 01.12.2015).
54. Ob utverzhdenii programmy "Protivodeistvie korruptsii v munitsipal'nom obrazovanii gorodskogo okruga "Syktyvkar" (2016-2017 gody)": reshenie Soveta munitsipal'nogo obrazovaniya gorodskogo okruga "Syktyvkar" ot 10.12.2015 №03/2015-59 // Panorama stolitsy. 2015. 16 dekabrya.
55. Ob utverzhdenii programmy «Antikorruptsionnoe prosveshchenie v Novosibirskoi oblasti na 2015-2016 gody»: postanovlenie Pravitel'stva Novosibirskoi oblasti ot 28 yanvarya 2015 goda №26-p // Sovetskaya Sibir'. 2015. 21 fevralya.
56. Ob utverzhdenii Programmy Kurskoi oblasti «Protivodeistvie korruptsii v Kurskoi oblasti» na 2014-2018 gody: postanovlenie Pravitel'stva Kurskoi oblasti ot 14 oktyabrya 2013 goda №486 // Novyi mir. 2013. 15 noyabrya.
57. Sorokin R.S. Prozrachnost' kak osnovnoi printsip protivodeistviya korruptsii v sfere gosudarstvennogo upravleniya // Administrativnoe pravo i protsess. 2015. №10. S.60-64.
58. Talapina E.V. Antikorruptsionnyi informatsionnyi standart v gosudarstvennom upravlenii: podkhody k ponimaniyu // Gosudarstvo i pravo. 2011. №3. S.5-15.
59. Talapina E.V. Otkrytost' informatsii kak antikorruptsionnyi standart gosudarstvennogo upravleniya//Aktual'nye problemy realizatsii natsional'noi antikorruptsionnoi politiki. Vtorye kudryavtsevskie chteniya (10 aprelya 2008 g.). Sbornik nauchnykh trudov. Otv. red. S.V. Maksimov. M.: Institut gosudarstva i prava RAN, 2010. S. 192-204.
60. Toguzeeva E.N. Antikorruptsionnaya propaganda kak element gosudarstvenno-pravovoi politiki // Protivodeistvie korruptsii: gosudarstvennaya politiki i grazhdanskoe obshchestvo: sbornik nauchnykh statei. Saratov, 2015. S.126-128.
61. Khairutdinova L.R. Antikorruptsionnoe prosveshchenie kak effektivnyi sposob protivodeistviya korruptsii // Dialektika protivodeistviya korruptsii: materialy IV Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, 3 dekabrya 2014 g. Kazan', 2014. S.188-191.
62. Khairutdinova L.R. Antikorruptsionnoe prosveshchenie: ponyatie, tseli i znachenie // Gumanitarnye nauchnye issledovaniya. 2015. №1-1 (41). S.106-109.
63. Chagina E.O., Shikhovtsova A.O. Antikorruptsionnaya propaganda: sravnenie regional'nogo zakonodatel'stva // Dialektika protivodeistviya korruptsii: Materialy IV Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. Kazan', 2014. S.199-202.
64. Yusupov M.R. Antikorruptsionnoe prosveshchenie v Rossii – apologet pravovoi gramotnosti // Vertikal'naya vlast' federatsii. 2015. №2-3. S.5.
65. Kabanov P.A. Antikorruptsionnoe konsul'tirovanie kak raznovidnost' antikorruptsionnogo prosveshcheniya: ponyatie i soderzhanie // Administrativnoe i munitsipal'noe pravo. - 2015. - 6. - C. 634 - 642. DOI: 10.7256/1999-2807.2015.6.15342.
66. Kabanov P.A. O sootnoshenii antikorruptsionnogo obrazovaniya i antikorruptsionnogo prosveshcheniya kak vidov antikorruptsionnoi deyatel'nosti // Administrativnoe i munitsipal'noe pravo. - 2015. - 9. - C. 978 - 985. DOI: 10.7256/1999-2807.2015.9.15178.
67. Kabanov P.A. Polnomochiya spetsializirovannykh regional'nykh
soveshchatel'nykh antikorruptsionnykh organov
v oblasti informatsionnogo soprovozhdeniya
formirovaniya i realizatsii gosudarstvennoi
politiki protivodeistviya korruptsii:
analiz pravovogo regulirovaniya i nekotorye
napravleniya ego sovershenstvovaniya // Administrativnoe i munitsipal'noe pravo. - 2014. - 1. - C. 58 - 64. DOI: 10.7256/1999-2807.2014.1.10525.

68. Kabanov P.A. Antikorruptsionnoe obrazovanie kak
pravovaya kategoriya regional'nogo
antikorruptsionnogo zakonodatel'stva:
opyt kriticheskogo analiza // Politseiskaya deyatel'nost'. - 2014. - 1. - C. 81 - 92. DOI: 10.7256/2222-1964.2014.1.10653.

69. Ageev V.N. Protivodeistvie korruptsii na mestnom urovne: ogranichenie prav i svobod munitsipal'nykh sluzhashchikh // Sotsiodinamika. - 2013. - 2. - C. 243 - 268. DOI: 10.7256/2409-7144.2013.2.426. URL: http://www.e-notabene.ru/pr/article_426.html
Link to this article

You can simply select and copy link from below text field.


Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.