Статья 'Административная юстиция в современном мире: актуальные вопросы' - журнал 'NB: Административное право и практика администрирования' - NotaBene.ru
по
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > About the Journal > Requirements for publication > Editorial collegium > Editorial board > Peer-review process > Policy of publication. Aims & Scope. > Article retraction > Ethics > Online First Pre-Publication > Copyright & Licensing Policy > Digital archiving policy > Open Access Policy > Article Processing Charge > Article Identification Policy > Plagiarism check policy
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Back to contents
NB: Administrative Law and Administration Practice
Reference:

Administrative justice in the modern world: topical issue.

Prizhennikova Alena Nikolaevna

PhD in Law

Associate Professor of the Department of Civil and Arbitration Process of the Financial University under the auspices of the Government of the Russian Federation

Russia, 109456, Moskva, 4 Veshnyakovskii pr-d, d.1.

alenaprizhen@mail.ru
Other publications by this author
 

 

DOI:

10.7256/2306-9945.2013.11.1031

Received:

18-10-2013


Published:

1-11-2013


Abstract: In Russia theory and practice of administrative justice have long history: from the quasi-judicial institutions of administrative justice ("mixed" tribunals) headed by the First Department of the Governing Senate, which was characterized by a number of significant shortcomings in organizational and practical aspects to the partially formed model created by the Temporary Government.  Then the problem was seemingly solved in the Russian legal science in early XX century, which was reflected in the legislative definition of administrative justice as a form of judicial power. However, in the modern conditions the discussions on the primary justice models, which would be most adequate to the Russian situation, are revived. The approach of the representatives of the Supreme Arbitration Court of the Russian Federation is quite a vivid example, they offer to form a system of Administrative Chambers within the framework of administrative branch of government.  They should be accountable to the Administration of the President or to the Ministry of Justice at the federal level, and to the Plenipotentiaries of the President in the Federal Districts at the level of the constituent subjects of the Russian Federation. At the same time, the chambers may be specialized: tax, customs, anti-monopoly, currency regulation and control, cadastral reporting. It basically would mean making administrative justice a system of quasi-judicial institutions, which Russia used to have in the XIX century. Such a situation requires a cleare definition on the issues of correlation between the terms "administrative justice" and "administrative judicial procedure". The issues of formation and development of administrative justice were of interest to many administrative law scholars, such as D.N. Bakhrakh, A.B. Zelentsov, I.V. Panova, N.G. Salischeva, V.V. Skitovich, Y.N. Starilov, M.S. Studenikina, N.Y. Khamaneva, etc.  The author makes a conclusion that studies of the foreign experience may assist the Russian Federation in choosing the optimum approaches to the formation of its own model of administrative justice, using the practical experience. Russia needs administrative courts. Administrative cases should be dealt with within an independent administrative process, and to be regulated by the Administrative Judicial Procedural Code, which would establish methodology, other procedural acts on hearing and resolving cases arising from such legal relations. 


Keywords:

administrative justice, administrative judicial procedure, administrative courts, administrative dispute, justice, specialized courts, courts of general jurisdiction, arbitration courts, civil judicial procedure, administrative legal relations

This article written in Russian. You can find original text of the article here .
Соотношение понятий «административная юстиция» и «административное судопроизводство»

Теоретические проблемы административной юстиции все более актуализируются. В свете проводимых судебных реформ, ведутся активные споры о том, какую модель данного института, выбрать России. Нужна ли России самостоятельная ветвь судебной власти - административные суды? О возможном статусе административных судов в России высказывались разные точки зрения [1].

В Российской Федерации отсутствует единое, точное определение понятия «административная юстиция» [2].

Мы считаем, что административная юстиция — это судебный механизм защиты прав человека от нарушений и злоупотреблений со стороны публичной администрации. Именно в этом ее ценность в правовом государстве. Именно институт административной юстиции обязан уравновесить юридическое неравенство сторон.

Отсутствует единая точка зрения относительно понятия «административное судопроизводство» [3].

Итак, административное судопроизводство следует понимать прежде всего как правосудие, осуществляемое специализированными административными судами в особом судебном процессуальном порядке, по рассмотрению и разрешению административных и публичных дел с целью защиты прав, свобод и охраняемых законом интересов человека и гражданина, юридических лиц и их объединений от произвола чиновников. От административного судопроизводства следует отличать административную юстицию. Понятие административная юстиция более широкое т.к. включает в себя рассмотрение административных споров вытекающих из публично-правовых отношений и связанных с защитой прав граждан и организаций против действий (бездействия) органов государства в особом (административном) порядке как судебными, квазисудебными и внесудебными административно-юрисдикционными органами. Административное судопроизводство осуществляется только в судах, независимо от того специализированные суды или общие суды.

Дискуссионным является вопрос о предмете административного судопроизводства[4]. При определении предмета административно-правового спора под ним чаще всего имеют в виду [5]:

нормативные или индивидуальные правовые акты, административные действия (бездействия);

материальное или иное благо, получения которого добивается податель жалобы (заявления) – признание незаконным или недействительным акта органов управления, отмена принятых мер ответственности, возмещение причиненных убытков, взыскание компенсации за причиненный вред и т.д.;

в одних случаях – административные акты, в других – требование (например, требование о взыскании штрафа);

законность нормативного правового акта, действия (бездействия), решения органа государственной власти или должностного лица;

нарушенные права и свободы, охраняемые законом интересы;

требование заинтересованного лица об отмене или изменении постановления об административном наказании либо прекращении дела об административном взыскании, требования, направленные на защиту субъективных прав в области административных правоотношений.

Современные модели системы административной юстиции

Так, мы выяснили, что отсутствует единое понимание института административной юстиции. На сегодняшний день, не существует единой модели построения системы административной юстиции. Во Франции, например, действуют две независимые судебные системы: общих и административных судов. В настоящее время система административных судов Франции включает в себя административные суды общего права, специализированные административные суды, апелляционные суды и Государственный Совет, который выполняет функции высшего административного суда.

В Великобритании унифицируется система административных трибуналов. Трибуналы в Англии являются органами административной, или дисциплинарной (внутренней), юстиции.

В Германии пять самостоятельных систем (общая юстиция, социальная юстиция, финансовая юстиция, трудовая юстиция, административная юстиция). Административные суды расположены во всех землях.

В Италии административная юстиция также образует самостоятельную систему во главе с Государственным советом, который является одновременно и консультативным, и судебным органом.

Административные трибуналы восприняты в Австралии как незаменимый инструмент хорошего государственного управления (good governance), который постоянно обновляется и меняется в зависимости от фактических потребностей австралийского общества. Отличительной особенностью данных органов от аналогичных институтов других стран является их полномочие на принятие нового административного решения по результатам пересмотра по существу первоначального решения [6].

Современная административная юстиция развивается в странах бывшего СССР.

В Грузии административное судопроизводство введено с 2000 г. В систему административных судов в Грузии входят: судьи-магистраты, суды первой инстанции – районные или городские суды, в которых единолично или коллегиально (в составе трех судьей) рассматриваются административные дела; палаты по административным делам апелляционных судов; палата по административным делам Верховного суда.

В Республике Молдова Административными судами являются судьи, назначенные в судах, коллегии или составы административного суда апелляционных палат, коллегия административного суда Высшей судебной палаты, уполномоченные законом осуществлять судебную проверку законности административных актов, издаваемых органами публичной власти в связи с организацией исполнения и исполнением закона, а также с управлением публичными делами.

В Украине система административных судов построена следующим образом:

1) местные общие суды и окружные административные суди - рассматривают административные дела по первой инстанции;

2) апелляционные административные суды - как правило осуществляют апелляционный пересмотр решений судов первой инстанции в административных делах;

3) Высший административный суд Украины - осуществляет кассационный пересмотр решений местных и апелляционных административных судов, а также исполняет функции суда первой или апелляционной инстанции для некоторых категорий дел, связанных с выборами;

4) Верховный Суд Украины - осуществляет пересмотр решений после Высшего административного суда Украины в связи с исключительными обстоятельствами.

В Литовской Республике действуют специализированные административные суды. Высший административный суд Литвы и окружные административные суды являются специализированными судами, рассматривающими дела по спорам, возникающим из административных правовых отношений (Закон Литовской Республики от 31 мая 1994 г. № 1-480т «О судах»).

Ученые, исследовавшие проблему административной юстиции, выделяют различные виды моделей (систем) административной юрисдикции [7].

Выводы

В своих исследованиях, мы писали о том, что дела, возникающие из административно-правовых отношений должны рассматриваться только судами как органами, не зависящими от государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов [8]. Так, административное судопроизводство в рамках действующей судебной системы осуществляется помимо судов общей юрисдикции и системой арбитражных судов РФ. Если говорить о соотношении административного судопроизводства и гражданского судопроизводства, то гражданское судопроизводство - это вид судопроизводства, посредством которого осуществляют судебную власть суды общей юрисдикции и арбитражные суды в пределах своей компетенции. Порядок осуществления гражданского судопроизводства судами общей юрисдикции урегулирован нормами Гражданского процессуального кодекса РФ от 14.11. 2002 № 138-ФЗ. Гражданское судопроизводство отличается от судопроизводства в Арбитражных судах предметом; субъектным составом; порядком и спецификой рассмотрения дел; процессуальными сроками.

В научном мире среди российских юристов - ученых и практиков - идет активная дискуссия о необходимости создания административных судов: высказываются разные точки зрения, проводятся фундаментальные научные исследования, изучаются различные проблемы [9].

Мы считаем, что в современных условиях необходима специализация судов и судопроизводства по административным спорам, поскольку их количество неуклонно возрастает. Законодатель признал, что производство, возникающее из административных и иных публично-правовых отношений, является самостоятельным видом судопроизводства, в связи с этим, административное судопроизводство должно осуществляться административными судами.

References
1. Zhadnov Yu. Sistema administrativnykh sudov ne dolzhna sovpadat' s administrativno-territorial'nym deleniem // Rossiiskaya yustitsiya.-2002.-№ 9.-S. 24; Salishcheva N.G., Khamaneva N.Yu. Administrativnaya yustitsiya, administrativnoe sudoproizvodstvo // Gosudarstvo i pravo.-2002.-№ 1.-S. 8; Vlasov A. Kakoi budet administrativnaya yustitsiya? // Rossiiskaya yustitsiya.-2002.-№ 11.-S. 18; Studenikina M. Administrativnaya yustitsiya: kakoi put' izbrat' Rossii? // Rossiiskaya yustitsiya.-1996.-№ 5.-S. 36; Bakhrakh D. Nuzhna spetsializatsiya sudei, a ne sudov // Rossiiskaya yustitsiya.-2003.-№
2. -S. 11; Radchenko V. Kompetentsiya administrativnykh sudov nam ponyatna // Rossiiskaya yustitsiya.-2001.-№ 6.-S. 10; Ego zhe. Razvitie sistemy administrativnoi yustitsii v Rossiiskoi Federatsii // Rossiiskaya yustitsiya.-2005.-№ 4.-S. 4; Starilov Yu.N. Administrativnye sudy: novye argumenty «za» i «protiv» / Pod red. V.N. Radchenko. M., 2004.-S. 95; Prizhennikova A.N. Aktual'nye voprosy v sovershenstvovanii administrativnogo sudoproizvodstva v Rossii // Sbornik molodykh uchenykh, MGIU. M: 2004; Ona zhe: Administrativnoe sudoproizvodstvo v RF: sostoyanie i perspektivy razvitiya: avtoref. dis. …kand. yurid. nauk: 12.00.14 / Prizhennikova A.N. M., 2005; Baranov V.A., Prizhennikova A.N. Aktual'nye aspekty administrativnogo sudoproizvodstva v RF // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo industrial'nogo universiteta. M:MGMU, 2005; Prizhennikova A.N. Sozdanie administrativnykh sudov – nasushchnaya neobkhodimost' rossiiskoi sudebnoi sistemy // Administrativnoe pravo i protsess.-2010.-№
3. Starilov Yu.N. Administrativnoe sudoproizvodstvo i administrativnye sudy v Rossiiskoi Federatsii: real'nost' i perspektivy // Rossiiskii sud'ya, 2012.-№ 2. Ego zhe. Administrativnaya yustitsiya. Teoriya, istoriya, perspektivy. M.: Norma, 2001.-304 s.; Sovremennye problemy rossiiskogo administrativnogo protsessa // Rossiiskoe gosudarstvo i pravovaya sistema: sovremennoe razvitie, problemy, perspektivy / Pod red. Yu.N. Starilova. Voronezh, 1999.-S. 633-650; Ego zhe. O sushchnosti i novoi sisteme administrativnogo prava: nekotorye itogi diskussii // Gosudarstvo i pravo, 2000.-№ 5.-S. 18-19 (v soavt.); Ego zhe. Administrativnye sudy: kakimi im byt'? // Rossiiskaya yustitsiya, 2001.-№ 1.-S. 18-20; Ego zhe. Upravlencheskii protsess, administrativnye protsedury i administrativnoe sudoproizvodstvo v sisteme sovremennogo administrativnogo prava // Pravovaya nauka i reforma yuridicheskogo obrazovaniya: Sb. nauchnykh trudov. Aktual'nye problemy sovremennogo rossiiskogo prava. Vyp. 14. Voronezh, 2002.-S. 220 – 246; Loriya V. A. Sushchestvuet li administrativnaya yustitsiya v sovetskom prave? // Pravovedenie, 1970.-№ 1.-S. 110—114; Boitsova V. V., Boitsov V. Ya. Administrativnaya yustitsiya: K prodolzheniyu diskussii o soderzhanii i znachenii // GiP, 1994.-№ 5.-S. 42; Chechot D. M. Administrativnaya yustitsiya: Teoreticheskie problemy. L., 1973.-S. 31; Bakhrakh D.N. Administrativnoe sudoproizvodstvo i administrativnaya yustitsiya // URL:// http://www.lawmix.ru / comm/959/; Salishcheva N.G., Khamaneva N.Yu. Administrativnaya yustitsiya i administrativnoe sudoproizvodstvo v Rossiiskoi Federatsii // URL://www.ex-jure.ru/law/news.php; Serkov P.P. Administrativnaya yustitsiya v Rossii: problemy teorii i praktiki // Rossiiskii sud'ya.-2012;-№ 2; Zakharova D.I. Administrativnaya yustitsiya i administrativnoe sudoproizvodstvo: voprosy sootnosheniya // Mirovoi sud'ya. 2011.-№ 4 i dr. 3.Anokhin V.S. Privlechenie u administrativnoi otvetstvennosti predprinimatelei i yuridicheskikh lits // Arbitrazhnaya praktika.-2005.-№ 1.-S. 74-81; Kononov P.I. Spornye momenty pri rassmotrenii del ob administrativnykh pravonarusheniyakh // Arbitrazhnaya praktika.-2006.-№ 9.-S. 21-24; Zakharova O.S. (Rogacheva). Ponyatie administrativnogo sudoproizvodstva po delam ob administrativnykh pravonarusheniyakh // Rossiiskii sud'ya.-2008.-№ 7; Bakhrakh D.N. Administrativnoe sudoproizvodstvo, administrativnaya yustitsiya i administrativnyi protsess // Gosudarstvo i pravo.-2005.-№ 2.-S. 22; Studenikina M.S. Protsessual'nye formy osushchestvleniya pravosudiya po administrativnym delam // Sudebnaya reforma v Rossii. M., 2001. S. 177; Minashkin A.V. Formirovanie printsipov administrativnogo sudoproizvodstva // Arbitrazhnyi i grazhdanskii protsess, 2005. N 2. S. 37; Vlasov A. Kakoi budet administrativnaya yurisdiktsiya?/Rossiiskaya yustitsiya, 2002.-№ 11; Panova I.V. Administrativnoe sudoproizvodstvo ili administrativnyi sud?//Administrativnoe pravo i protsess. – 2013.-№ 3; Starilov Yu.N. «Odnoznachnoe ukazanie» dlya sovremennogo razvitiya administrativnogo sudoproizvodstva v Rossii // Administrativnoe pravo i protsess. – 2013.-№ 3; Ego zhe. Administrativnoe sudoproizvodstvo i administrativnye sudy v Rossiiskoi Federatsii: real'nost' i perspektivy // Rossiiskii sud'ya. 2012.-№ 12 i dr.
4. Zelentsov A.B. Yakhin F.F.O predmete administrativno-pravovogo spora // Yurist. 2003. № 11. S. 35 // SPS «Konsul'tant Plyus»; Nadol'skaya Yu.V. Administrativnoe sudoproizvodstvo: teoreticheskie, pravovye i organizatsionnye aspekty: Avtoref. ... kand. yurid. nauk. M., 2003. S. 8; Il'inskaya N.G. Sovremennaya sudebnaya reforma: problemy i perspektivy//"Administrativnoe pravo i protsess", 2007, № 4 // SPS «Konsul'tant Plyus».
5. Zelentsov A.B. Zelentsov A.B. Administrativno-pravovoi spor: voprosy teorii. M., Izd-vo Rossiiskogo universiteta druzhby narodov, 2005. S. 385-386.
6. Muratova E.V. Opyt vvedeniya sistemy administrativnoi yustitsii v Avstraliiskom Soyuze // Advokat.-2011.-№ 4.
7. Boitsova V.V., Boitsova L.V. Sistemy sudebnogo kontrolya za administratsiei: klassicheskie modeli i modifikatsii. Materialy seminara. – M., 2002. – S. 18-31; Salishcheva N.G., Khamaneva N.Yu. Administrativnaya yustitsiya i administrativnoe sudoproizvodstvo v Rossiiskoi Federatsii. –M., 2001. S. 4-21; Zelentsov A.B. Administrativnaya yustitsiya// URL: http://rudocs.exdat.com; Zherar Marku. Struktura administrativnoi yustitsii: opyt primeneniya razlichnykh modelei // Mezhdunarodnyi ekspertnyi seminar «Rol' administrativnoi yustitsii v zashchite prav cheloveka» 14-15 dekabrya, 2009 g.// URL://http://eu-kaz-humanrights-2012, org.
8. Prizhennikova A.N. Sozdanie administrativnykh sudov-nasushchnaya neobkhodimost' rossiiskoi sudebnoi sistemy // Administrativnoe pravo i protsess.-2010.-№ 3.
9. Vlasov A. Kakoi budet administrativnaya yustitsiya? // Rossiiskaya yustitsiya, 2002.-№ 11.-S. 18; Salishcheva N.G., Khamaneva N.Yu. Administrativnaya yustitsiya, administrativnoe sudoproizvodstvo // Gosudarstvo i pravo, 2002.-№ 1.-S. 8; Starilov Yu.N. Administrativnye sudy: novye argumenty «za» i «protiv» / Pod red. V.N. Radchenko. M., 2004.-S. 95; Prizhennikova A.N. Aktual'nye voprosy v sovershenstvovanii administrativnogo sudoproizvodstva v Rossii // Sbornik molodykh uchenykh, MGIU. M: 2004; Ona zhe: Administrativnoe sudoproizvodstvo v RF: sostoyanie i perspektivy razvitiya: avtoref. dis. …kand. yurid. nauk: 12.00.14 / Prizhennikova A.N. M., 2005; Baranov V.A., Prizhennikova A.N. Aktual'nye aspekty administrativnogo sudoproizvodstva v RF // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo industrial'nogo universiteta. M: MGMU, 2005; Prizhennikova A.N. Sozdanie administrativnykh sudov – nasushchnaya neobkhodimost' rossiiskoi sudebnoi sistemy // Administrativnoe pravo i protsess.-2010.-№ 3.
10. Prizhennikova A.N. Sostoyanie pravovogo regulirovaniya administrativnogo sudoproizvodstva: puti resheniya. // NB: Administrativnoe pravo i praktika administrirovaniya. - 2013. - 5. - C. 70 - 85. URL: http://www.e-notabene.ru/al/article_8739.html
11. E.V. Smirnova ADMINISTRATIVNAYa YuSTITsIYa NA SOVREMENNOM ETAPE RAZVITIYa ADMINISTRATIVNOGO PRAVA // Aktual'nye problemy rossiiskogo prava. - 2007. - 1. - C. 112 - 118.
12. M.V. Kostennikov K voprosu o nekotorykh aktual'nykh problemakh administrativnogo prava // Pravo i politika. - 2013. - 5. - C. 700 - 707. DOI: 10.7256/1811-9018.2013.05.14.
13. P.Yu. Osotkin Administrativno–pravovye voprosy realizatsii programmno–tselevogo podkhoda k stimulirovaniyu osvoeniya mestorozhdenii s trudnoizvlekaemymi zapasami nefti // Zhurnal zarubezhnogo zakonodatel'stva i sravnitel'nogo pravovedeniya. - 2011. - 4. - C. 173 - 176.
14. Mikulin A.I. Printsip sostyazatel'nosti v proizvodstve po delam ob administrativnykh pravonarusheniyakh. // Administrativnoe i munitsipal'noe pravo. - 2010. - 10. - C. 64 - 72.
15. Krivonosov A.N. K voprosu o ponyatii administrativnogo pravonarusheniya // Administrativnoe i munitsipal'noe pravo. - 2010. - 4. - C. 66 - 69.
16. Sukhareva N.V. Sravnitel'no-pravovoi analiz administrativno- protsessual'nogo zakonodatel'stva v Rossii i Germanii (voprosy sisitematizatsii) // Zhurnal zarubezhnogo zakonodatel'stva i sravnitel'nogo pravovedeniya. - 2012. - 2. - C. 84 - 92.
17. Molchanov A.A. K voprosu ob opredelenii predmeta administrativnogo pravonarusheniya pri soobshchenii tamozhennomu organu nedostovernykh svedenii o vvezennom (vyvozimom) tovare. // Administrativnoe i munitsipal'noe pravo. - 2010. - 11. - C. 54 - 57.
18. Kostennikov M.V. K voprosu o nekotorykh aktual'nykh problemakh administrativnogo prava // NB: Administrativnoe pravo i praktika administrirovaniya. - 2013. - 4. - C. 71 - 95. URL: http://www.e-notabene.ru/al/article_8840.html
Link to this article

You can simply select and copy link from below text field.


Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.