Статья 'Фарфоровые куклы из усадьбы Неудачиных в Тобольске' - журнал 'Genesis: исторические исследования' - NotaBene.ru
по
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > About the Journal > Requirements for publication > Editorial collegium > The editors and editorial board > Peer-review process > Policy of publication. Aims & Scope. > Article retraction > Ethics > Online First Pre-Publication > Copyright & Licensing Policy > Digital archiving policy > Open Access Policy > Article Processing Charge > Article Identification Policy > Plagiarism check policy
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Back to contents
Genesis: Historical research
Reference:

Porcelain dolls from Neudachiny estate in Tobolsk

Zagvazdina Yana Gennad'evna

ORCID: 0000-0002-1169-1578

Junior Scientific Associate, Tobolsk Scientific Station of Ural Branch of the Russian Academy of Sciences

626152, Russia, Tyumenskaya oblast', g. Tobol'sk, ul. Imeni Akademika Yuriya, 15

wandy00@mail.ru

DOI:

10.25136/2409-868X.2021.12.37063

Received:

05-12-2021


Published:

12-12-2021


Abstract: The object of this research is the finds of porcelain dolls discovered by L. N. Sladkova in 1998 during the excavations of Neudachiny estate in Tobolsk. The goal lies in studying two pieces of porcelain dolls, which most likely were imported and symbolize material wealth for the majority of Tobolsk resident in the late XIX – early XX centuries. Having explored the items from other collections of the Tobolsk Historical and Architectural Museum-Reserve, the author attempts to determine the prevalence of such porcelain dolls in Tobolsk in the late XIX – XX centuries, and which social classes could afford them. The relevance of this work is substantiated by the absence of publications dedicated to archaeological finds of the imported porcelain dolls in the territory of Western Siberia, as well as Russian-language literature on attribution and study of this category of toys of the XI – early XX century. The author carries out the attribution of porcelain dolls found on the territory of the Neudachiny estate, and concludes that such finds are imported and manufactured in the late XIX – early XX centuries. The preserved hallmark allowed establishing that one of the dolls was manufactured in Germany at Armand Marseill factory. In correlation of the income of different categories of residents with the cost of porcelain dolls, the author indicates that not all segments of urban population could afford such porcelain dolls. The items may also contain information on commercial ties, as well as peculiarities of the childhood of Tobolsk residents of that time.


Keywords:

archeology, Upper town, Tobolsk, porcelain dolls, Armand Marcelle, imports, Western Siberia, toys, status things, Modern age

This article written in Russian. You can find original text of the article here .

Введение. Куклы в истории человечества появились очень давно. На Руси известны находки деревянных кукол, относящихся к XI – XIII вв. [16]. И хотя всё чаще стали появляться публикации, посвященные игрушкам русского населения Сибири, упоминания о куклах в них нет [19, 13, 20, 24, 25].

Археологические находки кукол – нечастое явление, еще реже можно встретить в культурном слое находки фарфоровых кукол. К сожалению, пока нет информации об археологических находках кукол в целом и фарфоровых кукол, в частности, связанных с русским населением Западной Сибири. Но обломки кукол встречены при раскопках на территории Мурома в 2016 г. [4], на поселении Усть-Громатуха в Амурской области, где была обнаружена глиняная кукольная голова [12] и других территориях нашей страны. Возможно, исследователи обращают меньше внимания на эту категорию находок вследствие ее относительно позднего бытования.

Тем не менее, ввиду того, что фарфоровые куклы появились и получили широкое распространение уже ближе к современности, довольно большое их количество сохранилось до сегодняшнего дня в музейных и частных коллекциях. Благодаря изучению этих экспонатов и предметов археологии можно восполнить информацию о детстве сибиряков в конце XIX – начале ХХ вв. Несмотря на то, что Тобольск за последние два десятилетия довольно неплохо был изучен археологически [5], находки фарфоровых кукол встречены лишь единожды – при раскопках усадьбы Неудачина.

Целью данной статьи является изучение двух находок обломков фарфоровых кукол, которые, по всей видимости, являлись предметами импорта и определенным символом достатка для большинства жителей города Тобольска в конце XIX-начале XX вв.

Основная часть. Исследования на территории, где некогда размещалась усадьба Неудачина, проводились в 1998 г., под руководством Л. Н. Сладковой. Была изучена территория в нагорной части города (верхний посад), вдоль современных улиц Октябрьская и им. Академика Юрия Осипова. В ходе работ были обнаружены 2 обломка от голов фарфоровых кукол. Найденные фрагменты были зафиксированы в слое XIX - начала XX вв. [17, с. 5].

Фрагменты принадлежат двум разным куклам. Для удобства назовем их кукла №1 и кукла №2. Ввиду того, что тело куклы изготавливалось, как правило, не из фарфора, а из других материалов, термин «фарфоровая кукла» является достаточно условным, но мы считаем возможным использовать его как устоявшийся.

Обломок головы куклы №1 на затылочной части имеет прочерченную надпись «1894 А. М. DEP. Germany 10/0». Голова куклы выполнена из бисквитного фарфора, сохранилась частично – уцелела шея, затылочная часть, одно ухо целиком и часть второго уха, то есть практически вся голова, кроме лицевой части. Размеры сохранившегося фрагмента – 4,0х4,8 см, размер отверстия в шее – 1,1 см.

Обломок головы куклы №2 лишен каких-либо меток, так как уцелела лишь часть лица, куда клейма не наносились. Сохранился лишь фрагмент левой нижней лицевой части, размером 2,6х1,5 см.

Куклы, как уже было отмечено, существовали у русского населения с древности. Помимо уже упоминавшихся деревянных кукол, на Русском Севере, к примеру, вероятно, как и в других регионах, они могли быть как тряпичными, так и изготовленными из глины [10, с.135]. Фарфоровые же куклы как таковые, появляются достаточно поздно. Считается, что самые первые фарфоровые куклы были изготовлены во Франции в XVIII в. [11]. Так как фарфор считался дорогим материалом, а, возможно, еще и в силу того, что он был хрупок, тело куклы изготавливалось из ткани или кожи, а фарфоровыми были только голова и конечности [26].

Начиная с 1840 г. глазурованный фарфор применялся для изготовления кукол в таких крупных центрах керамического производства, как Мэйсен, Лимож, Лимбах [18]. Стоили фарфоровые куклы довольно дорого, и изначально, позволить купить своей дочери такую дорогую игрушку могли далеко не все, даже в богатых семьях. Но со временем производство кукол становится более массовым, дешевеет, а с выходом на рынок германских фабрикантов, куклы оказываются доступными для более широкой аудитории.

Именно французские и немецкие мастера считаются лидерами в производстве кукол, хотя изготавливали их и в других странах, но в значительно меньшем количестве. Среди первых наиболее была востребована продукция таких мастеров как Жюмо, Готье, Штайнер, Брю. Не менее популярны были куклы немецких производителей – таких как, Арман Марсель, Хойбах, Камер и Рейнхардт, Шанау и Хоффмейстер, Симон и Хальбиг, Кестнер и других.

Головы кукол первоначально изготавливались из глазурованного фарфора, но затем стал использоваться бисквитный (неглазурованный) фарфор, который обладает матовостью и пористостью, что позволяет куклам выглядеть более естественно. Готовую кукольную голову тонировали в цвет кожи [1].

Глаза могли быть нарисованными или вставными стеклянными. Часто верхняя часть головы срезалась для того, чтобы можно было установить стеклянные глаза. Стеклянные глаза могли оставаться неподвижными, быть «спящими», то есть закрывающимися, а также двигающимися в разные стороны (влево-вправо, т.н. «флиртующие» глаза). Впервые спящие глаза появились у кукол в 1860-х гг., но широкое распространение они получили только в 1880-х гг.[7]. Ресницы по верхнему и нижнему веку прорисовывали тонкими штрихами черной краской.

Брови у фарфоровых красавиц, как правило, были нарисованы, но имели место и приклеенные брови из мохера. После установки глазного механизма отверстие закрывалось специальной крышкой (пейт) и сверху надевался парик, представляющий собой, как правило, кусок ткани с нашитыми на него мохеровыми или натуральными волосами [15]. Иногда затылок мог замазываться гипсом или глиной. Уши обычно были рельефными с разной степенью проработки. Также они могли иметь отверстия, для того, чтобы кукла могла «носить» серьги.

Губы также были рельефными, и первоначально изображали только закрытый рот, с сомкнутыми губами. Но со временем происходят изменения в кукольной моде, и, несмотря на то, что куклы с закрытым ртом с производства полностью не снимают, на первый план выходят фарфоровые головки с приоткрытым ртом и вставленными или формованными зубками [15]. Также рот мог быть и открытым, в этом случае имело место наличие сквозного отверстия.

Туловища могли быть изготовлены из разных материалов. Один из самых доступных вариантов – текстиль, вариант подороже - кожа, в 1920-1930-е гг. могли использовать ткань, пропитанную краской. Для набивки использовали солому, древесную стружку, опилки, реже – другие материалы. Для того, чтобы руки и ноги сгибались, делались т.н. «подрезы». Были и жесткие туловища, которые изготавливались из дерева, папье-маше и композита. Существовали куклы, полностью изготовленные из фарфора. Они могли быть как цельнолитыми, с неподвижными частями тела, так и иметь двигающиеся конечности. Одежда и волосы тоже могли быть отлиты вместе с куклой, а могли быть изготовлены из другого материала. Самыми популярными были куклы, у которых из фарфора была изготовлена только голова, а также куклы с неподвижной головой и плечами из фарфора (т.н. куклы-бюстики)[3].

Одежда могла быть разнообразной. Так, на фабрике Армана Марселя, большинство кукол одевали в простые сорочки, чтобы снижать затраты на производство, и, соответственно, итоговую стоимость игрушки. Но этих же кукол могли наряжать в платья и шляпки, используя недорогую ткань. Когда куклы помещались в коробки, то выглядели привлекательно для детей и их родителей. Но фабрика Марселя выпускала и дорогих кукол, рассчитанных на самого взыскательного покупателя [8].

При атрибуции фрагментов кукол, обнаруженных Л. Н. Сладковой в 1998 г. при раскопках усадьбы Неудачина, удалось установить следующее. Голова куклы №1 (рис.1 -1) выполнена из бисквитного фарфора и затонирована в цвет кожи. Тонировка довольно бледная, возможно, это связано с тем, что перед нами затылочная часть головы. На затылке куклы № 1 присутствует процарапанное клеймо: «1894 А. М. DEP. Germany 10/0». Клеймо на головке куклы нам указывает номер молда (формы, в которых формовались кукольные головки), который в данном случае соответствует нижней границе года изготовления [14] и страну-изготовителя. «А. М.» означает фирму, выполнившую куклу. В данном случае, это Арманд Марсель (Armand Marseille) один из крупнейших немецких фабрикантов – изготовителей голов для кукол из бисквитного фарфора того времени [18; 15].

Рис. 1.Фрагменты кукол № 1 (1) и №2(2).

Относительно сокращения «DEP.» существуют две точки зрения. Согласно одной из них, широко распространенной в литературе, считается, что таким образом помечались образцы, предназначенные для экспорта, например, во Францию [26; 9]. Но есть и другое мнение, на наш взгляд, тоже заслуживающее внимания. Согласно альтернативной точке зрения, данное сокращение сообщает нам, что данная модель куклы зарегистрирована, согласно требованиям того времени: от нем. «deponieren» – заложить на хранение. При выпуске новой модели куклы изготовители защищали ее как промышленный образец: сами куклы, их восковые модели, фотографии, либо рисунки передавались в окружной суд для хранения [27]. Цифры 10/0 указывают, вероятно, на размер изделия.

Арман Марсель, на фабрике которого была изготовлена найденная кукольная головка, родился в 1856 г. в Санкт-Петербурге, впоследствии семья уезжает из России, чтобы обосноваться в Германии. В начале 1880-х гг. Арман становится владельцем игрушечной фабрики Ламберта, а затем приобретает еще и фарфоровую фабрику. В 1890 г. были изготовлены первые кукольные головы из фарфора, а уже через несколько лет они стали одними из самых популярных в мире [28, с.116-123]. Продукция фабрики идет на экспорт по всему миру: практически сразу после основания фабрики сам Арман Марсель, владеющий несколькими языками налаживает деловые контакты с зарубежными покупателями [8].

Ввиду неполной сохранности, внешний облик куклы нам восстановить не удалось. Лицевая часть не уцелела, но по срезанной верхней части кукольной головы мы можем сделать вывод о том, что у куклы имелись вставные стеклянные глаза, а волосы, скорее всего, были мохеровыми или натуральными. Уши не имеют отверстий, то есть эта кукла не могла «носить» серьги. Практически целиком сохранилась шея и отверстие в ней, которое говорит о том, что у куклы была поворачивающаяся голова, крепившаяся к телу. Туловище могло быть как деревянно-композитным, так и кожаным [8]. Куклы этой модели были чрезвычайно популярны не только у себя на родине, но и по всему миру, поэтому нет ничего удивительного в том, что кукла Армана Марселя могла быть привезена и в Тобольск.

Голова куклы №2 (рис. 1-2) также выполнена из бисквитного фарфора и имеет тонировку, которая является чуть более насыщенной, чем у первой куклы. Так как на месте глаза – прорезь, то можно утверждать, что кукла имела вставлявшиеся отдельно стеклянные глаза, возможно, снабженные механизмом их закрывания. В связи с этим есть большая вероятность того, что у куклы была срезанная верхняя часть головы, для того чтобы глазной механизм можно было поместить внутрь. Вероятно, кукла имела парик из мохера или натуральных волос. Относительно рта ничего определенного сказать нельзя, так как эта часть куклы утрачена. Сохранились прорисованные длинные тонкие ресницы по нижнему веку. По присутствующей на фрагменте нижней части уха мы можем судить о том, что у куклы №2 уши не имеют отверстий, однако в то время были очень популярны и пользовались большим спросом куклы, которые имели возможность «надевать» сережки.

Несмотря на то, что сохранился фрагмент шеи, мы не можем точно сказать, была ли эта отдельная голова, которая крепилась к телу или кукольная голова, соединенная с головой и плечами (т.н. куклы-бюстики). Ничего определенного, к сожалению, нельзя сказать и об изготовителе этой куклы, но с большой долей вероятности можно говорить о том, что она является предметом импорта (вероятнее всего, немецкого или французского производства). Датировать эту игрушку можно довольно широко – с 1867 г., когда был запатентован метод разрезания бисквитных кукольных голов, для того, чтобы можно было вставить стеклянные глаза [18] до начала XX в. и позже.

В конце XIX – начале XX вв., т.е. в то время, когда были созданы обнаруженные куклы, на месте проведения археологических изысканий находились дворовые постройки, относившиеся к владениям Неудачиных. Согласно переписи населения 1897 г., в доме, находящемся на территории усадьбы проживала потомственная дворянка, вдова Екатерина Андреевна Неудачина 55 лет с детьми: сыновьями 35 и 25 лет и дочерями 22, 20, 18 и 14 лет [23]. Самая младшая из дочерей, Варвара, вполне могла за три года до переписи, в то время, когда могла быть изготовлена кукла Армана Марселя, будучи 11-летней, еще играть в куклы. Если предположить, что вторая из обнаруженных кукол была изготовлена чуть раньше, чем кукла Армана Марселя, то можно также высказать версию о принадлежности ее кому-то из старших сестер Варвары.

Но нельзя исключать и того, что куклы попали в детский дом, существовавший на этой территории уже в советское время [23], когда многие состоятельные горожане, в связи с изменившейся политической ситуацией в стране, были вынуждены уехать из Тобольска, оставив здесь часть вещей. Можно предположить, что фарфоровые куклы, как часть национализированного имущества, были переданы сиротам в первой половине XX в.

Заключение. Несмотря на то, что куклы сохранились фрагментарно, все же на основании этих находок можно сделать ряд выводов. Обе куклы можно датировать концом XIX – началом XX вв. По всей видимости, оба изделия являются импортными, так как на территории Российской империи фарфоровые куклы изготавливались в очень небольшом количестве [17]. Также можно сказать, что, скорее всего, принадлежали они представителям сословия, обладающего определенным уровнем дохода – купцам, состоятельным мещанам, дворянам или чиновничеству. В пользу этого утверждения говорят несколько факторов.

Так, например, за все годы проведения раскопок в Тобольске, эти две фарфоровые куклы – пока единственные находки. Хотя до этого были встречены другие изделия, которые можно отнести к категории «игрушки». Среди обширной коллекции Тобольского музея-заповедника имеется всего лишь одна фарфоровая кукла [22].

В фондах Тобольского музея имеются фотографии детей с фарфоровыми куклами, но они также немногочисленны, и в основном – с представителями купеческого сословия [21]. В частности, есть фотография Нины Корниловой – представительницы одного из богатейших купеческих семейств Тобольска.

В рождественском каталоге игрушек фирмы Триака размещена информация о стоимости французских фарфоровых кукол. В зависимости от размера, стоимость куклы варьировалась от 75 копеек до 16 рублей [6]. К сожалению, в публикации не указан год выпуска каталога, но, судя по всему, он относится к концу XIX – началу XX вв.

Если соотнести стоимость кукол с доходами жителей Тобольска, получается следующая картина. Так, например, кузнец в Тобольске в 1890 г. получал в день 1 рубль, плотник 1 рубль 60 копеек [2, с.27]. Учитывая, что самой массовой категорией городского населения было мещанство, значительная часть которого была ремесленниками, мы можем предположить, что материальное положение не позволяло им приобретать детям такие дорогие игрушки. Не лучшим было и положение духовенства: в 1860-х гг. настоятель Тобольской церкви получал жалование 180 рублей в год [2, с.23]. Большинство сибирских чиновников также жили весьма бедно, часто не имея средств для приобретения даже самых необходимых вещей [2, с.24, 62, 98]. Всё это говорит о том, что фарфоровые куклы в городе были, но, по всей вероятности, доступны они были далеко не всем. Учитывая доходы различных сословий, представители которых проживали в губернском городе, мы можем предполагать, что позволить приобрести своим дочерям фарфоровую куклу могли лишь представители дворянства, высшего и среднего чиновничества, купечества, и отдельные представители мещанства, обладавшие относительно высоким уровнем достатка.

Таким образом, эту категорию игрушек определенно можно считать статусной вещью, свидетельствующей об уровне благосостояния ее владельцев. Находки кукол могут стать дополнительным источником информации о торговых связях старинного сибирского города с другими регионами и странами, а также дополнить картину детства тоболяков конца XIX – начала XX вв. Кроме того, благодаря довольно узкому периоду бытования могут стать источником для датирования культурного слоя.

References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
Link to this article

You can simply select and copy link from below text field.


Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.