Статья 'Украшения из бивня мамонта в якутской культуре: ретроспективный анализ и современное состояние' - журнал 'Genesis: исторические исследования' - NotaBene.ru
по
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > About the Journal > Requirements for publication > Editorial collegium > The editors and editorial board > Peer-review process > Policy of publication. Aims & Scope. > Article retraction > Ethics > Online First Pre-Publication > Copyright & Licensing Policy > Digital archiving policy > Open Access Policy > Article Processing Charge > Article Identification Policy > Plagiarism check policy
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Back to contents
Genesis: Historical research
Reference:

Mammoth tusk jewelry in the Yakut culture: retrospective analysis and current state

Prokopieva Aleksandra Nikolaevna

ORCID: 0000-0002-8329-159X

Scientific Associate, Institute for Humanities Research and Problems of Indigenous Peoples of the North of the Yakut Scientiific Center of Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences

677027, Russia, respublika Sakha, g. Yakutsk, ul. Petrovskogo, 1

sendiele@gmail.com
Yakovleva Kapitolina Maksimovna

ORCID: 0000-0002-5381-8960

PhD in History

Docent, the department of World and Russian History, Ethnology and Archeology, Ammosov North-Eastern Federal University

677000, Russia, respublika Sakha (yakutiya), g. Yakutsk, ul. Belinskogo, 58

kapa1985@list.ru
Sleptsova Aitalina Alekseevna

ORCID: 0000-0002-8774-2570

Junior Scientific Associate, Institute for Humanities Research and Problems of Indigenous Peoples of the North of the Yakut Scientiific Center of Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences

677027, Russia, respublika Sakha (yakutiya), g. Yakutsk, ul. Petrovskogo, 1

aytalina92s@gmail.com

DOI:

10.25136/2409-868X.2021.11.36795

Received:

06-11-2021


Published:

17-11-2021


Abstract: This article is dedicated to the history of making jewelry from mammoth tusk in the Yakut culture. The hypothesis is advanced that Yakut mammoth tusk carving stems from the local traditions of wood carving and scrimshaw, and represents the raw material for making household items for the local population, and use of tusk as a raw material is associated with the appearance of the first professional scrimshaw craftsmen in Yakutia. The first part of the article examines the history of tusk carving and the prerequisites for the emergence of the new direction in jewelry. The second part of the article describes the peculiarities of making mammoth tusk jewelry in the modern Yakut culture. The current problems of taking, sale and use of mammoth tusk are relevant topics in the scientific discourse. However, jewelry and souvenirs from mammoth tusk, as well as the origins of modern scrimshaw in Yakutia have not previously become the subject of special research. For giving a better perspective on the problem the author interviewed the Soviet and contemporary artisans. It is established that influence of the Soviet scrimshaw school is still traced in modern neo-mythologized representations. The pliability of the material and availability of the raw materials for the Yakut craftsmen substantiated the popularity of the mammoth tusk and its adaptability to modern fashion trends.


Keywords:

modern culture, mammoth, paleofauna, bone carving, jewelry, religious idea, modern craft, Yakuts, Yakutia, Arctic

This article written in Russian. You can find original text of the article here .

Интерес к добыче бивня мамонта усиливается с каждым годом, что связано с правовыми, экономическими и земельными вопросами. Развитие арктических территорий России и вытекающие отсюда проблемы как государственного, так и муниципального характера, еще более привлекают внимание к добыче бивня и торговле этим сырьем. Между тем, изготовление сувенирной продукции и изделий декоративного-прикладного искусства народов Якутии из бивня мамонта в XX-XXI вв. – практически неизученный вопрос.

Целью исследования является вычленение процесса появления украшений из бивня мамонта и их присутствие в якутской культуре XX-XXI вв. Под подобным ракурсом тема украшений изучается впервые, т.к. ювелирное дело всегда изучалось с той точки зрения, что якутские украшения – металлические, а косторезное дело еще не рассматривалось в данном контексте. Между тем бивень мамонта в изготовлении украшений якутскими мастерами используется на протяжении 50 лет и в наши дни этот процесс набирает все большие обороты. Сегодня мы находимся в той точке на пути развития этого направления, когда уже можно изучить историю украшений из бивня и выделить современные тенденции.

Материалы и методы. Для написания истоков косторезного дела была изучена опубликованная научная и публицистическая литература, мемуары и альбомы-каталоги музейных собраний. В контексте работы было выявлено, что при изучении этого вопроса искусствоведческие и культурологические работы практически не учитывают археологические материалы. Между тем, за последние десятилетия открыты и изучены уникальные памятники, содержащие в себе образцы косторезного дела XVII-XVIII вв.

При изучении современного этапа изготовления украшений из бивня мамонта были проведены полевые исследования в районах и столице РС(Я). Исследования включали анкетирование и экспертное интервью с мастерами, занимавшимися изготовлением украшений из бивня в советское время и в наши дни, а также были опрошены потребители. Было проведено наблюдение за ассортиментом ювелирных магазинов г. Якутска, участием ювелирных компаний в специализированных конкурсах для выявления тенденций в использовании бивня мамонта в производстве украшений.

Косторезное дело и появление украшений из бивня мамонта. Ретроспективный анализ. Косторезному делу современных народов Якутии посвящены труды искусствоведов и этнографов и к данному моменту сложилось две точки зрения о происхождении резьбы по бивню мамонта: согласно первой, добыча бивня мамонта и резьба по нему существовали до знакомства местных обществ с русской культурой [1, с. 61; 4, с. 9], а другая говорит о том, что эти явления были вызваны знакомством с русским косторезным делом, в частности холмогорской школой [7, с. 156; 15, с. 8]. На наш взгляд, изготовление бытовых и культовых предметов из бивня в якутской культуре несомненно имеет местные корни, восходящие к традициям резьбы по дереву и кости, о чем свидетельствуют археологические материалы [13]. Но массовая добыча мамонтовой кости и становление его как одного из основных промыслов арктических сообществ, связано с появлением русских переселенцев в XVII в.: со второй половины XVII в. начинается прииск мамонтовых костей [15, с. 24], а ко второй половине XVIII в. косторезное дело получает широкое распространение [2, с. 8], так как с переселенцами проникает и косторезное искусство [7, с. 156; 6, с. 13-15; 8]. Таким образом, к середине XVIII в. в якутской резной мамонтовой кости сложилось два направления: первое – самобытное, основанное на традициях и техниках резьбы по кости и дереву местного населения; второе – зарождающееся косторезное искусство, основанное на подражании северорусской косторезной школе. Для первого направления характерно изготовление бытовых и культовых предметов для местного населения: гребней, рукоятей, ложек и пуговиц с плоскорельефной резьбой. А мастера второго направления изготавливали высокохудожественные изделия в виде подчасников, ларцов, головоломок и пр. с объемной и сквозной резьбой в европейском стиле.

Временем расцвета косторезного искусства в Якутии по праву считается XIX в. Якутские мастера перенесли свой опыт изготовления объемных скульптур из дерева в резьбу по кости. В дальнейшем, объемная резьба по кости станет излюбленной техникой якутских косторезов. Зачастую в объемной пластике изображали зверей, птиц и рыб, а исполнение было более схематичным. Особую популярность имели скульптурные композиции, которые строились по принципу макета. Исследователи и путешественники заказывали у местных мастеров макеты и модели предметов и сцен из якутского быта. Например, композиция «Ысыах» середины XIX в. состоит из нескольких элементов и изображает различные сцены празднества: благословление (алгыс), спортивная борьба (хапсагай), круговой танец (осуохай) и т.д. Этот макет хранится в Британском музее и до сих пор вызывает интерес исследователей [16].

Несмотря на разнообразие изделий из бивня мамонта в XVIII-XIX вв., среди них не встречаются какие-либо виды личных украшений. Вероятно, это связано с мифологическими представлениями якутов. Так, мамонт в якутской культуре обозначается как уу огуса (водяной бык) и символически связан с подземным миром, водной стихией и миром мертвых [3]. Обнаружение останков мамонта воспринималась как дурная примета и предвестие беды. В целом появление предметов из бивня мамонта в домашнем обиходе якутов к XVIII в. можно трактовать как постепенное острожное изменение отношения к материалу как к более дорогому и престижному [13]. Торговля и социально-экономические отношения, в которых фигурировала добыча и вывоз бивня как сырья и готовых изделий из него, изменили коннотацию на более благоприятную. Прежде всего это произошло в городской среде, где были свои критерии редкости и престижа вещей, и предметы обихода и интерьера из бивня мамонта несомненно были в их числе.

Переломным моментом в использовании бивня мамонта как сырья стало появление первых профессиональных косторезов в Якутии. В 1909 г. по распоряжению губернатора И.И. Крафта, Д.М. Никифоров, К.И. Неустроев и А.И. Говоров, были отправлены на учебу в Сергиев Посад Московской области [9, с. 8]. Обучал их знаменитый сергиево-посадский резчик И.С. Хрустачев. В 1912 г. вернувшись после обучения из Москвы якутские резчики не смогли открыть мастерские по обучению резьбе по кости из-за отсутствия средств. Но в 1913 г. была организована выставка изделий из дерева и мамонтовой кости Д.М. Никифорова, К.И. Неустроева и А.И. Говорова, где было представлено более 150 изделий якутских резчиков, в которых прослеживались большие изменения: вплоть от тематики произведений до технического оформления изделий из кости. Широкое распространение получили новые предметы современного быта – ножи для резки бумаги, ручки, чернильницы, подставки, брелоки, подсвечники и пр., а также анималистическая миниатюра.

В 1924 г. якутские косторезы объединились в артель «Муосчут» (Косторез), первостепенной задачей которых было возрождение косторезного промысла: Е.Н. Алексеев, И.Ф. Мамаев, А.В. Федоров, Д.М. Никифоров. В работах данных мастеров преобладали жанровые скульптурные изделия: декоративные пластины, шахматы, чороны, украшенные родными сюжетами из сцен повседневной жизни. Помимо этого параллельно начали появляться самодеятельные косторезы, с которыми увеличилось изготовление «предметного ширпотреба». Чаще всего мастера изготавливали курительные трубки, гребни, ножи для разрезания бумаги, обычно украшенные простым орнаментом, иногда использовали цветную гравировку, в чем прослеживается подражание чукотских резчиков по кости. В эти годы якутское косторезное искусство находилось на грани исчезновения, и сохранялось благодаря отдельным мастерам, которые сохраняли опыт и традиции.

Постепенно, в послевоенное время, начался новый этап в косторезном искусстве Якутии. Этому способствовал Союз художников, ориентировавший якутских мастеров на создание художественных произведений. В 1947 г. на выставке, посвященной 25-летию Якутской АССР, была представлена жанровая композиция «На колхозном дворе» П.П. Романова. В.Х. Иванов считал, что именно с этой выставки начался новый путь развития косторезного искусства в Якутии. А также он выделил три периода советского косторезного искусства в Якутии: 1-й от середины 1940-х – до середины 1950-х гг., который характеризуется активным участием якутских мастеров в художественной жизни; 2-й от середины 1950-х – до середины 1960-х гг. – начало творческой деятельности выпускников Якутского художественного училища, внесших новые веяния; 3-й – от середины 1960-х гг. – синтез профессионального и народного в косторезном искусстве [6, с. 61]. Помимо профессиональных косторезов в Якутии широкое распространение получили «самодеятельные» мастера, вышедшие из кружков юных косторезов, обычные рабочие, служащие и т.д. К сожалению, имена и изделия многих мастеров не сохранились, т.к. выставки их работ проводились не так часто, а состав участников был непостоянен. Среди таких мастеров можно выделить П. Григорьева, М. Яковлева, А. Плотникова, А. Прокопьева, А. Бурцева, Н. Новгородова, Н. Баишева [6, с. 99].

В середине XX в. появляются молодые профессиональные мастера – Т.В. Аммосов, Д.И. Ильин, С. Пестерев, К.Ф. Герасимов, М.М. Павлов, И.И. Попов, работы которых пополнили сокровищницу якутского изобразительного искусства. Из-под их рук появляются первые украшения из бивня мамонта. В Национальном художественном музее РС(Я) хранятся кулоны и колье, созданные Т.В. Аммосовым в 1973 г. По своему общему виду колье отсылает к якутским нагрудным крестам «сюрэх» XIX в., но православный крест заменен на кулон в технике объемной сквозной резьбы с изображением всадника. В этом изделии выражена идея объединения традиции и инновации, отхода от религиозной символики, что будет четко прослеживаться в работах мастеров 1980-1990-х гг.

В 1969 г. в Якутске была основана сувенирная фабрика «Сардаана», целью которой было современное прочтение декоративно-прикладного искусства народов Якутии для создания сувенирной продукции. Фабрика имела филиалы в районах Якутии, привлекала к работе надомников. В числе направлений работы было изготовление продукции из бивня мамонта. Фабрика «Сардаана» первой стала массово изготавливать изделия из бивня и работы ее мастеров стали классикой своего времени. Фабрика работала не только на местный рынок, но и на внешний: из бивня изготавливали заготовки печатей (ханко/инкан) из бивня мамонта для экспорта в Японию. Украшения из бивня в ассортимент товаров фабрики вошли к 1990-м гг., и долгое время не были массовыми изделиями. Мастера, работавшие на фабрике в 1980–1990-е гг., вспоминают, что украшения чаще всего изготавливали по единичным частным заказам, что можно обозначить как личную подработку [17].

В 1970 – 1980-е гг. возрос спрос на национальные украшения. Открылись ювелирные цеха в районах Якутии, появилось большое количество самодеятельных мастеров [14, с. 127]. В это время появились украшения с изображением хомуса, стерхов, северного оленя. К концу 1980-х гг. в районах Якутии украшения из бивня мамонта изготавливали отдельные частные мастера. По сведениям жителей Усть-Янского района, в п. Депутатский жил один умелец, который за определенную плату мог сделать заказ (украшения для жен, небольшие фигурки на подарок) из найденных местными жителями мамонтовых костей. К сожалению, фамилия мастера неизвестна, но сделанные ими фигурки сохранились в семьях и по сей день [21].

С 1990-х гг. украшения из бивня мамонта стали необычными подарками эксклюзивного характера и остаются таковыми до сих пор. Чаще всего это был комплект серег и нагрудного украшения в якутском стиле. Звенья и швензы изготавливали из сплавов недрагоценных металлов. Мастера отталкивались от мотивов традиционной деревянной резьбы, чаще всего используя различные вариации лировидного орнамента «кёгуёр ойуу». Опрос, проведенный среди жительниц г. Якутска, показал, что у некоторых из них сохранились подарки с 1990-х гг. от мужей или отцов в виде украшений из бивня. Большинство из них отметило, что такие украшения в то время были редкостью и в привычку повседневного ношения они так и не вошли. Многие боялись повредить материал и часто не знали как с ним правильно обращаться. Одна из опрошенных поделилась, что источник происхождения изделий часто оставался неизвестным и она до сих пор не знает каким образом ее супруг «достал» комплект украшений [22].

Изготовление украшений из бивня мамонта в наши дни. Если раньше изделия из бивня были больше ориентированы на туристов и носили сувенирный характер, то сегодня ощущается переориентация на местное население. Прежде всего это выражается в самом характере изделий. Для сувенирной продукции была характерна эксплуатация стереотипов о Якутии: миниатюры в виде мамонтов и оленей, брелки и подвески с надписью «Якутия» или «Саха Сирэ». Подобные изделия остаются массовыми и продаются во всех туристических зонах Якутска и сегодня. Но наряду с этим, изделия из бивня, в частности украшения, появляются в ассортименте обычных магазинов, ориентированных на местных жителей. На сегодняшний день популярности украшений из бивня способствуют социальные сети, в частности такие платформы как Instagram. Здесь можно найти большое количество якутских частных мастеров, предлагающих свои услуги по выполнению заказных работ и продаже готовых изделий. В большинстве случаев обращаются к мастерам за эксклюзивными украшениями для себя или в качестве подарка. При этом часто мотивируют это тем, что «изделие будет передаваться из поколения в поколение» как семейная реликвия [19]. Чаще всего заказывают серьги, броши и браслеты с серебряной фурнитурой. Фурнитура из простых металлов сегодня редко встречается среди работ столичных мастеров. Это можно объяснить тем, что бивень мамонта прочно вошел в сознание общества как ценный материал и равноправное сырье для ювелирного изделия. Мастера-косторезы как правило заказывают изготовление фурнитуры у местных частных ювелиров. Материал для изготовления украшений покупают в виде щепы, либо обменивают на изделия [20]. Многие мастера украшений отметили, что найти щепу бивня сегодня – не является большой проблемой: его можно как купить, так и обменять на изделие. Сегодня в некоторых ювелирных и сувенирных магазинах Якутска любой желающий может купить щепу бивня. Мастера, работающие в больших масштабах и объемах (как мастерская сувенирной и подарочной продукции), закупают у знакомых «копателей бивня» цельные куски, но редко говорят об этом открыто. В арктических районах добыча бивня носит полулегальный характер и этим занимаются специально организованные для этого артели. Рассказы о рисках, опасностях, вывозе заграницу и о больших деньгах часто сопровождают тему добычи бивня мамонта.

Вероятно, именно с этим связано то, что сегодня бивень мамонта все еще может иметь отрицательную коннотацию. Среди местного населения можно встретить мнение, что бивень, как добываемый из-под земли материал, несет в себе плохую энергетику. Некоторые считают, что вместо найденной щепы или бивня следует оставить что-то взамен, тогда ничего плохого не случится. В целом можно сказать, что сегодня вокруг бивня мамонта возникают или реанимируются разные суеверные представления, но они не мешают популярности этого материала. Здесь скорее наблюдается взаимозависимый эффект: актуализация материала рождает вокруг себя нарратив.

Сами мастера ценят в бивне его податливость, возможность обыграть градации цвета, творческий простор. Многие из мастеров, с которыми нам удалось пообщаться – самоучки. Доступность материала и инструментов подталкивает творческих людей взяться за это ремесло. Среди мастеров есть как имеющие художественное образование, так и не имеющие такового. Во время экспедиции по Чурапчинскому району нам удалось познакомиться с мастером, который научился резьбе по бивню в исправительном учреждении. После освобождения он вернулся в родное село и помимо изготовления украшений из мельхиора и латуни, делает их из бивня мамонта. Он отметил, что в селе редко удается продать свои изделия, и поэтому приезжает продавать их на ярмарки художественных промыслов в столицу [18].

В проведенных интервью мастера указывают, что особой популярностью украшения из мамонтовой кости пользуются среди местных женщин, а также в качестве сувенира у приезжих. Со слов одного из мастеров, «иметь украшение из бивня, это как иметь коготь дракона». Кроме того, сам материал является символом Севера и брендом Якутии. То есть, люди понимают уникальность данного материала, и он ценится наравне с золотом и серебром. Мастера отмечают сезонность спроса на украшения из мамонта (в преддверии национальных праздников, 8 марта и Нового года) и снижение спроса в связи с кризисом, объясняя это тем, что «первое от чего легче отказаться, то это от покупки украшений» [20], а не снижением популярности именно украшений из мамонтовой кости. Другой тенденцией последнего года стало то, что мастерам начали приносить украшения из бивня советского периода, пришедшие в негодность. Один из мастеров отметила, что просят как воссоздать максимально близко к первоначальной форме, так и переделать под современные модные тенденции [20]. Причины этой волны не были объектом отдельного изучения, но мы можем предположить, что это связано как с актуализацией темы «ретро» и ностальгическими настроениями в мировой моде, так и с экономическими проблемами.

Кроме частных мастеров украшения из бивня стали делать и некоторые крупные ювелирные компании Якутии. Если еще пару лет назад украшение из бивня можно было заказать только частному мастеру и с фурнитурой из сплава простых металлов, то сегодня ювелирные фирмы предлагают украшения из золота и серебра с включением драгоценных и поделочных камней, где в основе композиции – бивень мамонта. Цена за изделия, включающие в себя бивень, постепенно повышаются, что сами компании объясняют эксклюзивностью изделия и «древностью» материала. Одним из последних достижений якутских ювелирных фирм стала победа на всероссийской ювелирной выставке. Колье было выполнено из природных богатств, добываемых в Якутии: серебра, чароита, аметиста, хромдиопсида и бивня мамонта. В целом для ювелирных компаний характерен выжидательный подход в формировании ассортимента, что вероятно связано с финансовыми рисками. Так, ювелирные изделия с бивнем вошли в постоянный ассортимент магазинов только тогда, когда спрос на них стал устойчивым. Этим можно обозначить, что сами ювелирные фирмы не формируют спрос, а следуют ему. Вероятно, в ближайшем будущем мы сможем увидеть, что изделия с бивнем войдут в ассортимент гораздо большего числа ювелирных фирм, чем сейчас.

На данный момент по используемым в украшениях из бивня орнаментальным мотивам, можно выделить четыре группы: анималистические образы (олени, стерхи), традиционные якутские (лировидные и криволинейные орнаменты), ботаническое напраление и минималистичные геометрические формы.

Первая группа – одна из самых популярных и чаще всего используется в изготовлении серег. Олени и стерхи в якутских украшениях появились еще в советское время и отражают стереотипы восприятия Севера, сложившиеся к 1970-м гг. под влиянием романтических образов, сформировавшихся во время промышленного освоения Арктических территорий Советским государством. Согласно определению Т.М. Красовской «образ формируется в результате соединения рационального опыта и художественного восприятия» [10]. Если в традиционных представлениях «Север» – это опасность, место откуда исходят болезни, где живут «абаhы» (злые духи) [12], то в наши дни «Север» – это уникальное историко-культурное пространство, «хранилище живых народных культурно-бытовых традиций, письменных, устных и вещественных памятников народного творчества» [11]. Популярность образа Севера в украшениях позволяет рассматривать его как тренд региона, положительный символ красоты Северного края. Образы оленя и стерха прочно вошли в ювелирное искусство Якутии и стали классикой советского периода истории ювелирного дела. Сегодня появляются неомифологические представления о том, что все животные и птицы должны быть парными, иначе хозяйка украшения не найдет счастья в любви, при чем это касается как костяных, так и серебряных украшений. Довольно распространенными были ожерелья со стерхами с открытыми крыльями, танцующими птицами на брошах. Популярен мотив бегущего оленя, который изображался на колье, брошах. Н.К. Данилова отмечает: «Данный мотив перекликается с мифологическим образом священного оленя, с которым связано все жизненное пространство северного человека. Олень является не только покровителем и хранителем от суровых климатических условий, но также представляется и как даритель кут – души человека» [5].

В последнее время актуальными становятся украшения с изображениями хищных птиц. По утверждению мастера, многие видят в них оберег [19]. Серьги, подвески с птицами дополняются полудрагоценными камнями, вставками из костей других животных, серебром. Из новых зооморфных мотивов можно отметить изображения лошади, лисы, китайских драконов.

Вторая группа тоже относится к распространенным мотивам и является логическим продолжением изделий 1980-1990-х гг. – это стилизованные растительные криволинейные орнаменты, в частности лировидные. Чаще всего это серьги, близкие по форме к традиционным якутским серьгам XIX в. Современные лировидные серьги из бивня выполняются в более объемной форме, могут быть инкрустированы полудрагоценными камнями и минералами, подвесками из популярного сегодня конского волоса. Лировидные серьги среди современных якутов считаются самыми «традиционными», «настоящими якутскими», отсюда и популярность этой формы. Лировидный мотив в якутской культуре связывают с представлениями о древе жизни и культом триады богинь в якутском пантеоне: Айысыт, Иэйэхсит и Аан Алахчын, которые являются источниками жизни и изобилия. На этой основе во второй половине ХХ века в результате мифотворчества народа, появились представления о том, что такая форма серьги олицетворяет женщину, у которой много детей, а внутри нее эмбрион будущей жизни.

Последние две группы (растительный и геометрический мотив) являются новыми для украшений из бивня и появились только в последние годы. В качестве подвесок серег и брошей популярны бутоны и распустившиеся цветы. Здесь можно усмотреть близость с популярными в 1960-е гг. украшениями из целлулоида и бакелита на ботаническую тему. Геометрические мотивы в виде кругов, сфер, квадратов и различных их сочетаний в стиле минимализма только начинают обретать популярность. Иногда в магазинах можно встретить авторские фантазийные броши известных в Якутии мастеров и дизайнеров в стиле кубизма. Эти два направления, в отличии от двух первых, как правило не трактуются мастерами или заказчиками как имеющие сакральный и религиозный сюжет. В ботаническом направлении отсутствует интерпретация в контексте общепринятого «языка цветов», кроме популярных в Якутии даурской лилии и прострела. Видимо, в отличии от первых двух, украшения из этих групп не воспринимаются как «якутские» и не имеют семантической нагрузки в глазах общества. Но сам факт существования этих украшений говорит о том, что первичным здесь является материал.

Выводы. В итоге исследования мы можем сказать, что якутская резьба из бивня мамонта исходит из местных традиций резьбы по дереву и кости. С появлением представителей северорусской школы косторезного дела началось развитие нового направления – художественной резьбы, и изготовления предметов интерьера и роскоши. Отрицательная коннотация бивня, как элемента подземного мира и его семантическая связь с темой холода и смерти постепенно отступил перед представлениями о престиже и ценности материала.

Актуализация бивня как сырья, несомненно, связана с появлением первых профессиональных косторезов в Якутии. Их деятельность оказала большое влияние на сложение местной школы косторезного дела, как кустарного, так и профессионального. Популяризация деятельности мастеров и их изделий путем выставок и смотров в советский период позволили по-новому взглянуть на этот материал и использовать их в изготовлении украшений. Первые украшения профессиональных косторезов из бивня появились в 1970-е гг. и были в русле тенденций тех лет: новое прочтение традиционных изделий, привнесение новшеств в материал и форму. Но кустарные мастера сохраняли традиционные формы украшений, в частности лировидный облик серег, что особенно заметно по украшениям 1980 – 1990-х гг. Несмотря на разрозненность мастеров и единичность изделий, эта тенденция явно проявляется в их работах.

Современный этап изготовления украшений из бивня мамонта имеет четкий отпечаток влияния мастеров советского периода. Это видно не только на популярной лировидной форме, но и на анималистичных мотивах в виде стерхов и оленей, появившихся в ювелирном деле как воплощение образа Советского Севера. Лировдную и зоо- и орнитоморфные формы по праву можно считать классическими не только в ювелирном деле Якутии, но и в косторезном. Между тем, бивень, как податливый и доступный материал, быстрее следует как общемировым, так и локальным модным тенденциям и быстрее адаптируется под спрос потребителей. Появляются новые формы, новые соединения материалов. Этому так же способствует то, что современные мастера часто являются самоучками и воплощают в материале свое творческое видение мира.

В украшениях из бивня ценят эксклюзивность и воспринимают их как способ проявить свою индивидуальность. Но именно на изделиях из бивня видно, что приверженность "традиционности" - одна из характерных черт современного якутского общества. Самыми популярными являются укаршения из бивня, повторяющие форму якутских украшений XIX в., поэтому на них переносятся те же неомифологические представления, окружающие серебряные. Здесь видно, что в украшениях смысл больше вкладывается в орнаментальный мотив и форму, чем в материал. Одновременно с этим, в сознании современных якутов украшения из бивня не воспринимаются как "традиционные украшения" или "настоящие якутские". В целом эта тема требует своего дальнейшего изучения, т.к. показывает как изменяется восприятие форм и материалов украшения как мастерами, так и заказчиками.

References
1. Alekseev N. A. Obzor razvitiya yakutskoi rez'by po kosti // Materialy nauchno-tvorcheskoi konferentsii po voprosam yakutskogo dekorativno-prikladnogo iskusstva. – Yakutsk: 1966. – S. 60–65.
2. Anuchin D.N. Po povodu restavratsii mamonta dlya Antropologicheskoi vystavki : Iz protokolov zasedanii komiteta po ustroistvu Antropologich. vystavki O-va lyubitelei estestvoznaniya, antropologii i etnografii, № 46. – Moskva : tip. Lavrova, 1879. – 17 s.
3. Vasil'eva O.V., Kuz'mina A.A., Fedorova A.R. Voobrazhenie Severa v kontekste osvoeniya prirodnoi sredy: mamont v mifologicheskikh predstavleniyakh yakutov // Nauchnyi dialog. – 2021.-№ 1. – S. 194-210.
4. Vereshchagin N.K. Pochemu vymerli mamonty. – L.: Nauka, 1979. – 196 s.
5. Danilova N.K. Kontsept «Sever/khotu» v predstavleniyakh naroda sakha i dolgan // Arktika XXI vek. Gumanitarnye nauki. – 2015. – №2(5) – S.121-126.
6. Ivanov V. Kh. Yakutskaya rez'ba po kosti. – M: Nauka, 1979. – 109 s.
7. Ivanov S.V., Sergeev M.A. Izobrazitel'noe iskusstvo narodov Sibiri // Sibirskie ogni. – 1956. – № 4. – S. 155-168.
8. Ivanova-Unarova Z.I. Kostoreznoe iskusstvo Yakutii: tendentsii razvitiya // Izobrazitel'noe iskusstvo Urala, Sibiri i Dal'nego Vostoka. – 2019. – № 1. – S. 122-133.
9. Kollektsiya reznoi kosti: v sobranii Natsional'nogo khudozhestvennogo muzeya RS(Ya): al'bom-katalog. – Yakutsk, 2008. – 252 s.
10. Krasovskaya T.M. Obraz russkogo severa: osobennosti formirovaniya v sovremennoi geografii i iskusstve // Natsional'nyi psikhologicheskii zhurnal. – 2013. – № 3(11). – S. 42-46.
11. Krylova M.N. Kontsept «sever» v obraznoĭ sisteme sovremennogo russkogo sravneniya // Sibirskiĭ filologicheskiĭ zhurnal. – 2013. – № 4. – S. 215–220
12. Kulakovskii A.E. Nauchnye trudy. – Yakutsk : Yakut. kn. izd-vo, 1979. – 483 s.
13. Prokop'eva A.N., Sleptsova A. A. Izdeliya iz bivnya mamonta v Yakutii XVIII veka (po materialam pogrebal'nykh pamyatnikov) // Problemy sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Sibiri. – 2020. – № 3(41). – S. 110-115.
14. Savvinov A.I. Traditsionnye metallicheskie ukrasheniya yakutov: XIX-nachalo XX veka: (Istoriko-etnograficheskoe issledovanie). – Novosibirsk: Nauka, 2001. – 171 s.
15. Shelekhov S. O nachale i razvitii sibirskoi torgovli : Rech', proiznes. v torzhestv. sobr. Mosk. kommerch. uch-shcha pansionerom Sergeem Shelekhovym iyunya 22 dnya 1846. – Moskva : tip. Avgusta Semena, 1846. – 32 s.
16. Argounova-Low T., Brown A.K., Jansari S. Model of a Summer Camp. Object in Focus. (1 ed.). – British Museum Press. 2020. – 64 p.
17. PMA – Alekseev Petr Kuz'mich, 1965 g.r. Yakutsk, 2021.
18. PMA – «Anatolii». S. Myndagai, Churapchinskii r-n, RS(Ya), 2013.
19. PMA – Illarionov Aleksandra Georgievich, 1984 g.r. Yakutsk, 2021.
20. PMA – Malardyrova Marianna Maksimovna, 1977 g.r. Yakutsk, 2021.
21. PMA – Sleptsova Keskil Anatol'evna, 1975 g.r. Yakutsk, 2020.
22. PMA – Smetanina Nadezhda Petrova, 1962 g.r. Yakutsk, 2021.
Link to this article

You can simply select and copy link from below text field.


Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.