Статья 'Источниковедение в структуре истории политических и правовых учений: предмет, целевая направленность, функции, значение' - журнал 'Genesis: исторические исследования' - NotaBene.ru
по
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > About the Journal > Requirements for publication > Editorial collegium > The editors and editorial board > Peer-review process > Policy of publication. Aims & Scope. > Article retraction > Ethics > Online First Pre-Publication > Copyright & Licensing Policy > Digital archiving policy > Open Access Policy > Article Processing Charge > Article Identification Policy > Plagiarism check policy
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Back to contents
Genesis: Historical research
Reference:

Source studies within the structure of the history of political and legal doctrines: subject, goal, functions, and role

Kodan Sergei Vladimirovich

Doctor of Law

Honored Lawyer of the Russian Federation; Chief Scientific Associate, Department of Scientific Research Governance; Professor, Department of Theory of State and Law, Ural State Law University

620137, Russia, Sverdlvskaya oblast', g. Ekaterinburg, ul. Komsomol'skaya, 21, of. 210

svk2005@yandex.ru
Other publications by this author
 

 

DOI:

10.25136/2409-868X.2021.10.36375

Received:

30-08-2021


Published:

30-10-2021


Abstract: The subject of this research is determination of the place and role of source studies within the structure of the history of political and legal doctrines. The questions of source studies in the indicated legal science have not been previously studied, at best designated as such in works of the thinkers. Further research of the political-legal thought requires elaboration of the theoretical problems of source studies of the history of political and legal doctrines, first and foremost, determination of the initial parameters of the section of source studies of this legal science. The modern development of the theory of source studies in social sciences and humanities creates the prerequisite for its highlight and description. It is also necessary to consider the experience of studying the sources in the history of sociopolitical thought and the history of philosophy, in which the section of source studies of the specified sciences develop dynamically. This article is first within the works on history of political and legal doctrines explores the characteristics of the section of source studies of this science, i.e. its subject, goal, and functions. Emphasis is also placed on the importance of studying sources as the foundation for acquiring new knowledge on the history of political-legal thought, the need to work with the sources and lean on the achievements of other sciences of social-humanistic orientation.


Keywords:

history of philosophical thought, history of social thought, history of political thought, legal sciences, historical and legal sciences, history of political doctrines, history of legal doctrines, political right thought, social and humanitarian source study, historical and legal source study

This article written in Russian. You can find original text of the article here .

История политических и правовых учений выступает в качестве историко-юридической науки, специфика которой состоит в том, что основным источником её познания являются произведения мыслителей. И если это признать в качестве отправного тезиса работы с носителями информации в данный научной дисциплине, все, казалось бы, исчерпывается именно на этом. Но это далеко не так – неразвитость источниковедения в данной науке давно препятствует её развитию, не создаёт условий для современного исследования политико-правовой мысли в русле современных направлений и методологический подходов социогуманитаристики. Развитие изучения политико-правовой мысли настоятельно требует проработки теоретических проблем источниковедения истории политических и правовых учений и, прежде всего, определения исходных параметров источниковедческого раздела данной юридической науки. На этих вопросах и остановимся в рамках настоящей статьи, обозначив ряд проблем.

1. Источниковедение истории политических и правовых учений в изучении политико-правовой мысли

Источниковедение истории политических и правовых учений позволяет обратиться к носителям информации о развитии политико-правовой мысли через призму своеобразной триады направленности анализа их содержания как произведений мыслителя относительно его взглядов, доктринальных подходов и оценок развития политико-правовых процессов и институтов в контрено-исторической проекции времени и социально-территориального пространства. В этой историко-юридической науке, как в других научных дисциплинах социогуманитаристики, источники познания являются не только базовыми элементами эмпирической информации для исследовательских практик, но и позволяет изучать развитие учений о государстве и праве через привлечения всей палитры самых разнообразных и необходимых сведений о личности и деятельности того или иного изучаемого представителя истории политических и правовых учений. Именно исследование источников – произведений наиболее ярких представителей политико-правовой мысли в совокупности с другими свидетельствами о их деятельности и творчестве – позволяют сделать вывод, что «история политических и правовых учений - это систематизация многовекового опыта индивидуального (не коллективного) осмысления государственно- правовых явлений» [8, c. 12].

Источниковедение истории политических и правовых учений относится к числу системообразующих разделов истории политических и правовых учений как историко-юридической науки и, наряду с историографией и методологией, образует основу для исследовательских практик [5]. В указанной научной и учебной дисциплине источниковедческая проблематика не относится к числу достаточно разработанных. В лучшем случае в ней лишь упоминается о наличии источников познания политико-правовой мысли, преимущественно о произведениях мыслителей. При этом следует подчеркнуть, что изучение предметной области истории политических и правовых учений, как и любой науки социально-гуманитарного профиля, опирается на комплекс носителей информации, которые изучаются в их рамках источниковедческими дисциплинами или разделами, и которые на основе общих наработок источниковедения в социогуманитаристике и предметной специфики каждой научной дисциплины представляют исследователю комплекс знаний, необходимых для понимания системы источников познания её предметной области и методологии их изучения.

Важнейшей предпосылкой и основой для выделения и анализа источниковедческой проблематики применительно к истории политических и правовых учений являются учёт и опора на источниковедческие наработки в современной социогуманитаристике – сфере социально-гуманитарного знания о носителях социальной информации. Источниковедение как научное направление возникло в недрах исторической науки и на протяжении XVIII – начала XXI столетий прочно укоренилось вначале как вспомогательная, а затем и как самостоятельная, историческая наука, связанная с изучением носителей информации в ретроспективной проекции. Развитие исторического источниковедения с проработкой в нем теоретико-методологических основ изучения социальной информации привело к принципиально новому пониманию его значения в исследовательских практиках научного познания ­­­­– вывело источниковедение на уровень самостоятельной науки в составе социогуманитаристики. Эти парадигмальные изменения в источниковедении создают базу для развития источниковедческих направлений в рамках отдельных социально-гуманитарных наук как на уровне их собственной предметности, так и на уровне междисциплинарных взаимодействий.

В 1980-е – 2010-е гг. источниковедение выделилось в отдельную междисциплинарную научную дисциплину и сконцентрировало знания синтетического характера, содержащие общетеоретические, методологические и технологические сведения, ориентированные на исследование источников познания в предметных сферах различных социально-гуманитарных наук. Источниковедение приобрело ярко выраженный инструментальный характер и стало необходимым для получения точного и проверяемого научного знания, обеспечивающего достоверность и научную значимость результатов научных исследований. В социально-гуманитарных науках аксиоматичным стало положение о том, что источники познания социальных явлений, процессов и институтов являются основой любого социогуманитарного научного исследования, а их репрезентативность, достоверность и проверяемость доказывают качество и точность полученных результатов в научном исследовании. «Историк, антрополог, социолог, психолог, политик – каждый из них обращается к источникам со своими вопросами, стремясь узнать о том, что представляет собой предмет изучаемой науки. Но все они черпают свою информацию из общей совокупности источников, созданных людьми. Поэтому специалист должен понимать, что общая совокупность источников составляет проекцию культуры во времени, сокровищницу человеческого знания и мирового опыта. Он должен уметь отыскивать и выбирать те виды источников, которые особенно важны и интересны для данной науки; уметь ставить вопросы, находить в источниках ответы, уметь различать голоса людей прошлого, доносимые до нас историческими источниками, и интерпретировать эти данные в соответствии с современным уровнем науки и культуры. Наука, специально разрабатывающая эти проблемы, – источниковедение» - подчёркивает известный российский историк, источниковед и методолог О. М. Медушевская [9, c. 6].

В современном источниковедении творческими усилиями учёных-историков И. Д. Ковальченко и О. М. Медушевской сформировалась информационная теория исследования социальных источников, которая позволяет использовать её положения и в источниковедении истории политических и правовых учений [3; 10]. В контексте информационного подхода центральными проблемами современного источниковедения в социогуманитаристике, имеющими прямое отношение к изучению источников изучения истории политических и правовых учений, являются вопросы информационного обмена и ресурсов познания социальных явлений и институтов. В этом плане источниковедение связано «с раскрытием информационного ресурса, который закладывается в интеллектуальный продукт при его создании. Человек в процессе своей целенаправленной деятельности создаёт этот интеллектуальный продукт, продукт имеет материальный образ, в котором и сохраняется, поэтому может служить источником непосредственного наблюдения и интерпретационных процедур. Произведения, созданные целенаправленно и осознанно, соотнесены с человеческим целеполаганием и с реальностью окружающего мира» - отмечает О. М. Медушевская [11, c. 21].

В современных социально-гуманитарных науках источниковедение выступает как междисциплинарная научная дисциплина и основание социально-гуманитарного знания, представляющее собой совокупность знаний об источниках получения сведений о социальных явлениях и процессах, а также методах, методиках и технологиях извлечения из них наиболее полных и достоверных данных. «В новой социокультурной и теоретико-познавательной ситуации, сложившейся главным образом в последней трети XX - начале XXI в., источниковедение выступает как интегрирующее начало гуманитаристики, поскольку его предмет — исторический источник, понимаемый как культурный феномен, как продукт творчества человека и социума в широком смысле, - выступает одновременно как объект исследования других гуманитарных и социальных наук. Современное источниковедение принципиально полидисциплинарно, оно обращается ко всей совокупности произведений культуры с целью понимания Другого (человека, социума, культуры), расширения на этой основе опыта собственной культуры, обогащения мировосприятия» - подчёркивает М. Ф. Румянцева [18, c. 7].

Особо следует обратить внимание на то, что в настоящее время в науках социально-гуманитарного профиля происходит активное развитие источниковедческих дисциплин или разделов – они выделились или выделяются в таких науках как история, философия, культурология, лингвистика, литературоведение и др. Так, например, источниковедение в истории философии, как наиболее близкой к истории политических и правовых учений науке, рассматривается как «комплекс вспомогательных дисциплин, позволяющих выверить эмпирическую базу и обоснованно построить теоретические концепции развития философского знания» и в ней обращается внимание на то, что многие науки «во многом обязаны своими успехами надёжной источниковедческой базе. Источниковедение в истории философии пока слабо разработано, хотя есть достижения в издании античных и средневековых авторов. Но по-прежнему доминирует анализ печатных изданий и гораздо реже – архивных и рукописных материалов. Привычная схема историко-философской работы должна быть пересмотрена и перестроена на основе современных методов структурного и семиотического анализа. Это предполагает расширение круга источников, которые обычно разделяют на четыре большие группы – вербальные, письменные, невербальные, смешанные. К первым относится звучащее слово, ко вторым – все, что выражено тем или иным письменно зафиксированным словом (рукопись, публикации, магнитофонная запись и др.). Среди источников – наиболее репрезентативны прижизненные издания трудов профессиональных философов, их рукописи. Но для историко-философской реконструкции важны и романы, публицистика и переписка. В историко-философской работе не следует игнорировать и другие источники – прежде всего памятники материальной и духовной культуры. … Современные методы исторической реконструкции позволяют извлечь из разных произведений культуры скрытое содержание, без которого общая картина мировоззрения той или иной эпохи будет неполной. Чем шире база и совершеннее методика источниковедения, тем объективнее и глубже выводы пользующегося ею интерпретатора. К невербальным источникам относятся многообразные произведения культуры. Среди смешанного типа источников – такие произведения искусства, как иллюстрированные книга, музыкальные партитуры с текстом и др.» [2, c. 183].

Следует заметить, что и в юриспруденции начинает выделяться и развиваться в качестве исследовательского направления юридическое источниковедение [4]. Но в истории политических и правовых учений источниковедческая проблематика пока ещё остаётся вне её чёткой артикуляции. В рамках данной науки не выделены и не определены её предметная направленность, цели, задачи, функции, междисциплинарные взаимодействия, содержательные характеристики и др. вопросы, требующие проработки в рамках данной научной юридической дисциплины. «Дефицит соответствующих разработок как в отечественной, так и в зарубежной юридической литературе крайне негативно сказывается на качестве отбора исходного материала исследований и формулировании достоверных научных выводов, позволяющих надлежащим образом осуществлять историко-философские и проблемно-теоретические реконструкции правовых и политических идей прошлого и современности» - справедливо подчёркивает В. С. Горбань [1, c. 78].

Одной из важнейших проблем развития источниковедения истории политических и правовых учений является включение в её исследовательское пространство теоретических и методологических наработок в рамках изучения общественной мысли [14; 20]. Это исследовательское направление социогуманитаристики в последнее тридцатилетие получило принципиально новое развитие в условиях снятия партийно-идеологических ограничений, а основной концепт понимания феномена общественной мысли основывается на том, что она выступает в качестве «осознанного и социально значимого отображения реально существовавшей и существующей социальной действительности в виде определённой, исторически обусловленной динамической системы идей и взглядов данного общества в противоречивом, диалектическом единстве представлений составляющих данное общество индивидов, социальных слоёв и групп» - подчёркивает В. В. Журавлев [19, c. 43]. Не менее важным является и использование теоретико-методологических подходов новых направлений исторической науки - интеллектуальной истории, биографики, биоисториографии, источниковедения историографии и др. [16] Их использование может вывести изучение носителей информации по истории политико-правовой мысли на новый уровень осмысления и интерпретаций казалось бы хорошо известных положений произведений мыслителей прошлого. Актуальным остаётся высказанное ещё в 1976 г. замечание выдающего отечественного философа права и историка политико-правовой мысли В. С. Нерсесянца: «Судьба и форма жизни классических учений прошлого - подвергаться все новым трактовкам, оценкам, обсуждениям, в ходе которых новая историческая, духовная, социально-политическая ситуация и проблематика сопоставляются с идеями уже признанного мыслителя» [12, c. 94]

Итак, необходимо подчеркнуть, что современное развитие истории политических и правовых учений в своём развитии в качестве историко-юридической науки испытывает потребность в разработке источниковедческой проблематике. Формирование и развитие указанного направления может и должно способствовать повышению научной и методологической культуры, уровня научной новизны и качества научных исследований, вовлечению в научный оборот новых и актуализации имеющихся носителей информации, а также развитию междисциплинарного источниковедческого пространства в юриспруденции и социогуманитаристике.

2. Позиционирование источниковедения в истории политических и правовых учений

Вопросы определения места источниковедения в структуре истории политических и правовых учений представляют достаточно сложную и интересную проблематику, ориентирующую исследователя на понимание процессов развития данной науки через призму источников её познания. Рассмотрение источниковедческих контекстов изучения политико-правовой мысли не может не опираться на наработки этого плана в социогуманитаристике, но требует учёта специфики предметной направленности указанной научной дисциплины. Поэтому важно определить основные науковедческие характеристики источниковедения в качестве раздела истории политических и правовых учений как историко-юридической науки.

Источниковедение в исследовательском пространстве истории политических и правовых учений позиционируется как направление/раздел данной юридической науки. Необходимость его выделения связана с предметом указанной научной дисциплины и определяется тем, что в её рамках через носители информации «исследуется и освещается специфический предмет – история возникновения и развития теоретических знаний о государстве, праве, политике и законодательстве, история политических и правовых теорий, история теорий права и государства» [13, c. 11]. Здесь источниковедение в общем плане ориентировано и непосредственно связано с формированием, развитием и анализом политико-правовых учений, и через источники познания политико-правовой мысли позволяет выявить и показать «теоретически оформленные в доктрину (учение) взгляды на государство, право, политику» [7, c. 2]. При этом заметим, что и раскрытие предмета истории политических и правовых учений как в общем плане, так и в рамках конкретных исследований, требует основательной разработки и знания исследователями теоретических, методологических и практических вопросов работы с источниками познания политико-правовой мысли. И тем самым источниковедение становится необходимой компонентой развития предмета данной историко-юридической науки. Также подчеркнём и то, что без основательной содержательной проработки источниковедческих подходов изучение политико-правовой мысли будет находится в пределах повторения уже хорошо изученного и известного в прошлом, хотя и несколько «подзабытого» новым поколением исследователей.

Предметная направленность источниковедения в структуре истории политических и правовых учений предполагает выделение основных характеристик данного направления/раздела в составе указанной научной дисциплины. С учётом изучения места и роли источниковедения в отдельных социально-гуманитарных науках и состояния изученности источниковедческой проблематики в юриспруденции представляется возможным выделить следующие основные составляющие элементы, определяющие собственный предмет источниковедения в структуре истории политических и правовых учений как науки.

Науковедческая составляющая предполагает акцентирование внимания на вопросах позиционирования источниковедения, его целевых установках, задачах, функциях, а также на рассмотрении динамики изучения источников познания политико-правовой мысли. Также немаловажным аспектом является и места и роли изучения источников в исследовательских практиках развития истории политических в правовых учений как науки в ретроспективной проекции – традиций и преемственности в обращении произведениям мыслителей и методологи их изучения.

Культурологическая составляющая связана с тем, что именно на основе источников познания представляется возможным ознакомление с итогами многовекового развития политико-правовой мысли не только в рамках истории политических и правовых учений, но и в разрезе отраслевых юридических наук. Особенно это важно в формировании способности исследователя к осознанию современного звучания многих научных идей и концепций прошлого в современном исследовательском пространстве истории политических и правовых учений с учётом их преемственности и значения в современных условиях.

Теоретическая составляющая ­­– в необходимости разработки на теоретическом уровне положений относительно исследования источников познания политико-правовой мысли с выводом их на проблемные пространства новых направлений и тематик в исследовательских практиках в рамках юридических наук. Теоретические положения в предметном пространстве источниковедения истории политических и правовых учений создают основу для качественного изучения носителей политико-правой информации в исследовательских практиках.

Методологическая составляющая ориентируется на проработку имеющихся и разработку познавательных средств для обеспечения исследовательских познавательных практик на инструментальном и технологическом уровнях. Здесь важным аспектом представляется как включение имеющейся в социогуманитаристике методологии в пространство познания политико-правовой мысли, так и разработка специфического источниковедческого инструментария в рамках истории политических и правовых учений.

Междисциплинарная составлявшая вводит источниковедение истории политико-правовой мысли в пространство взаимодействия с различными науками социально-гуманитарной направленности и выводит на уровень взаимного информационного обмена полученными результатами освоения источников познания развития общественной мысли. Междисциплинарность источниковедения в изучении учений о политике, государстве и праве обеспечивает как трансляцию в юриспруденцию знаний, способствующих преодолению сугубо позитивистских подходов к изучению политико-правовых явлений и институтов, так и передачу, введение в более широкий научный оборот наработок юридической науки в части исследования развития политико-правовой мысли.

На основе расмотренного материала можно предложить следующее определение. Предметом источниковедения истории политических и правовых учений как раздела указанной дисциплины является исследование комплекса теоретических, методологических и прикладных проблем изучения носителей информации о творчестве представителей политико-правовой мысли - сочинений различной жанровой направленности, материалов о жизненном пути мыслителей и исследований о них. Источниковедение характеризуется собственными специфическими чертами предмета и в качестве раздела призвано обеспечивать качественную исследовательскую проработку источников информации политико-правового характера.

Место источниковедения в структуре истории политических и правовых учений ставит прежде всего проблему его демаркации в структуре данной историко-юридической науки. Ориентация данного направления обращена на знание теоретико-методологических основ и технологии работы с носителями информации политико-правового характера – понимание природы, владение знаниями о классификации, общее рассмотрение корпуса источников познания политико-правовой мысли, понимание места и роли отдельных типов, видов и разновидностей источников в исследовательских практиках. Здесь важно учитывать, что источники изучения истории политических и правовых учений не исчерпываются произведениями представителей политико-правовой мысли различной жанровой направленности, хотя и являются базовыми носителями информации, и их исследование требует обращения к материалам о жизненном пути, времени и среде деятельности мыслителей - автобиографические материалы и биографические документы, авторские эго-источники, произведения и источники личного происхождения современников и др. Важное значение имеют и историографические источники - научные труды по истории политико-правовой мысли. В источниковедческо-исследовательском пространстве также складываются и отрабатываются конкретные познавательные средства – методологический инструментарий, методика и технологии проведения исследований, обобщается опыт их использования, и выстраиваются новые теоретические построения.

Целевая направленность источниковедения в структуре истории политических и правовых учений состоит в разработке теоретических, методологических и методических основ работы с источниками познания политико-правовой мысли с использованием имеющихся наработок и опыта изучения произведений мыслителей в социально-гуманитарных науках.

Соответственно, задачи источниковедения, решаемые посредством его выделения в указанной историко-юридической дисциплине, направлены на обеспечение рассмотрения комплекса вопросов науковедческой направленности – определения предмета, места, роли и функций; теоретического характера – рассмотрения понятия и особенностей источника в истории политических и правовых учений, классификационных оснований, типов, видов и разновидностей носителей информации политико-правого характера; методологического инструментария – разработки методов, методик и технологий изучения источников познания политико-правовой мысли.

Из задач вытекают и функции источниковедения, которые направлены на решение задач по следующим основным направлениям: познавательная функция обеспечивает понимание исследователем происхождения и природы носителей источников познания политико-правовой мысли, значения отдельных носителей информации, диапазона возможного получения сведений и др.; мировоззренческая функция формирует необходимые для изучения произведений мыслителей эрудицию и кругозор; инструментальная функция призвана обеспечить исследователя набором культурно-познавательных и методологических средств для работы с источниками познания развития политико-правовой мысли.

Назначение источниковедения в структуре истории политических и правовых учений состоит в том, что оно обеспечивает систему трансляции знаний источниковедческого характера к исследователю и проявляется на трёх уровнях: на уровне «исследователь – источниковедческое знание» источниковедение представляет собою специализированные знания - комплекс сведений науковедческого, теоретического и методологического характера, овладение которыми способствует эффективной исследовательской работе с источниками познания политико-правовой мысли; на уровне «исследователь – исследование источника» источниковедение представляет собою вспомогательные знания - совокупность сведений об энциклопедических и справочных изданиях, местах и особенностях организации хранения в библиотеках, архивах, музеях, в электронных базах носителей информации политико-правового характера, - помогающие учёному в их поиске и отборе для исследования; на уровне «исследователь – исследование источников» источниковедение представляет собою знания прикладного характера – набор апробированных в исследовательских практиках методологических средств, методик и технологий работы с носителями информации, которые связаны с развитием политико-правовой мысли.

Итак, представляется возможным указать на то, что источниковедение в структуре истории политических и правовых учений ориентировано на обеспечение исследовательских практик комплексом специализированных знаний, обеспечивающих исследователя истории политико-правовой мысли теоретико-методологическими знаниями, обеспечивающими плодотворное и качественное изучение произведений мыслителей в контексте современных подходов социогуманитаристики к раскрытию

1.3. Источниковедение истории политических и правовых учений в междисциплинарном пространстве социогуманитаристики

Междисциплинарность источниковедения истории политических и правовых учений связана с предметной направленностью данного раздела в составе указанной науки. С одной стороны это связано с тем, что история изучения политико-правовой мысли как историко-юридическая наука в своей предметной направленности находится на пресечении исторических и юридических наук, взаимодействует и с другими науками социально-гуманитарной направленности и, соответственно, испытывает их влияние и использует знания этих областей знания. С другой же стороны - и само источниковедение в рамках истории политических и правовых учений накапливает собственные знания теоретического и методологического характера, транслирует их в юриспруденцию и социогуманитаристику. Междисциплинарные взаимодействия источниковедения истории политических и правовых учений с социально-гуманитарными науками, включая и юриспруденцию, можно представить в трёх основных направлениях.

Общекультурный контекст взаимодействия источниковедения истории политических и правовых учений с социально-гуманитарными науками прежде всего связан с культурно-познавательными средствами изучения социума - социальной памятью, культурным наследием и преемственностью. Источники изучения политико-правовой мысли в культурном пространстве социума как одна из важных составных частей духовной культуры человечества представлены в произведениях мыслителей прошлого, в которых, как подчёркивает В. С. Нерсесянц, «сконцентрирован громадный политико-правовой опыт прошлых поколений, отражены основные направления, вехи и итоги предшествующих исследований проблем свободы, права, законодательства, политики, государства. Этот познавательный опыт, идеи и достижения прошлого оказывают заметное влияние на современные политические и правовые воззрения и ориентации, на теорию и практику наших дней». Он также обращает внимание на то, что «по мере того как остаётся позади все более значительный пласт культурного прошлого и увеличивается совокупный объем приобретённого человечеством опыта и знаний, возрастают также роль и значимость истории для современности. Это познавательное, просветительское, ценностное, воспитательное, духовно дисциплинирующее и общекультурное значение истории в полной мере относится и к истории политических и правовых учений, которая сегодня актуальна как никогда ранее» [13, c. 9].

Научно-коммуникативный контекст взаимодействия источниковедения истории политических и правовых учений с социально-гуманитарными науками предусматривает как наличие прямых, линейно направленных каналов связи - трансляции источниковедческих знаний из отдельных научных дисциплин социогуманитаристики в историко-юридическую науку, так и обратную, взаимную связь - обмен знаниевой информацией между науками. При этом следует учитывать и то, что источниковедение истории политических и правовых учений, имея дело со свой предметной направленностью, ориентирует исследователей на учёт специфики работы с носителями политико-правовой информации, формирует познавательный инструментарий, который представляет интерес не только для наук юридического профиля, но и других социально-гуманитарных наук. Важной чертой в информационном обмене между науками, их объединяющим началом является то, что источниковедение в социогуманитаристике в целом на междисциплинарном уровне (независимо от его общих начал и научно-дисциплинарной фрагментации) выступает как «эмпирическая гуманитарная наука, объектом которой являются интеллектуальные продукты, созданные в ходе целенаправленной человеческой деятельности, а предметом – конкретная содержательная значимость их информационного ресурса как источников для изучения человека, общества и мира в целом» - обращает внимание на коммуникативную роль источниковедения О. М. Медушевская [10, c. 352].

Инновационно-познавательный контекст взаимодействия источниковедения истории политических и правовых учений с социально-гуманитарными науками связан с новыми исследовательскими пространствами в социогуманитаристике, которые сложились на рубеже XX и XXI столетий в результате многочисленных методологических поворотов в социогуманитаристике и которые повлекли формирование принципиально новых или значительно обновлённых проблемных полей в изучении различных аспектов прошлого. В результате этого, как отмечает Л. П. Репина, произошло «беспрецедентное расширение взаимодействия истории с другими социальными и гуманитарными науками, возникли новые объекты и методы исторического исследования, был вовлечён в научный̆ оборот колоссальный массив новых источников, выработан целый ряд принципиально новых подходов к анализу источников традиционных, появились новые эффективные способы обработки информации» [17, c. 12]. Соответственно изучение развития политико-правовой мысли в источниковедческом плане должно развиваться в пространстве таких новейших исследовательских направлений как интеллектуальная история, новая биографика, биоисториография, история понятий и др.

Инструментальный контекст взаимодействия источниковедения истории политических и правовых учений с социально-гуманитарными науками определяется тем, что источниковедческие знания в сфере истории политических и правовых учений носят универсальный характер и применимы к изучению политико-правового наследия не только относительно развития теоретического и исторического знания о государстве и праве, но и отраслевых правовых учений в конституционном, административном, гражданском, уголовном праве и др. как научных дисциплинах. В итоге расширяются возможности более глубокого изучения политико-правовых произведений с использованием современных познавательных средств и новых подходов к изучению источников, сложившихся в пространстве социально-гуманитарного знания. Именно источники, как подчёркивают Т. Н. Радько, создают непосредственную «возможность знакомиться с основными произведени­ями известных философов, политиков, юристов … при изучении курса теории государства и права не в интерпретации другими авторами, а прак­тически по первоисточникам» [15, c. 3].

Образовательный контекст взаимодействия источниковедения истории политических и правовых учений с социально-гуманитарными науками проявляется в необходимости формирования знаний, умений и навыков работы с носителями информации политико-правового характера. Это актуализирует значение организации специальной источниковедческой подготовки аспирантов - знакомство начинающих учёных с проблематикой современного источниковедения в социально-гуманитарных и юридических науках, включая и особенности обращения к различным источникам изучения истории политических и правовых учений – от произведений мыслителей до научных исследований о их деятельности и творчестве. В этом плане источниковедческая подготовка в части работы с носителями политико-правовой информации исходит из того, что «всякая теория, всякое учение в той мере, в какой они отвечают на вопрос, как понимать такие политические явления, как государство и право, являются методологическими, образуют методологию исследования государства и права во всех ее аспектах: общемировоззренческом, познавательном, оценочном» - делает вывод В. В. Лазарев [6, c. 251].

Итак, формирование источниковедения истории политических и правовых учений возможно лишь на междисциплинарном пересечении и взаимодействием с различными социально-гуманитарными науками. Имеющиеся в них наработки источниковедческого характера и новые исследовательские направления создают теоретико-методологическую базу и могут быть адаптированы для изучения источников познания политико-правовой мысли.

* * *

Подводя итоги, можно констатировать, что выделение, позиционирование и разработка источниковедческой проблематики в истории политических и правовых учений становится принципиально важным вопросом, связанным с углублением изучения политико-правовой мысли, новыми интерпретациями и реконструкциями положений произведений мыслителей на основе современных теоретических и методологических подходов в социогуманитаристике. Современный уровень развития источниковедческого знания в социально-гуманитарных науках позволяет использовать их опыт и основные подходы для формирования источниковедения и в рамках истории политических и правовых учений - юридической науки, находящейся на пересечении предметно-дисциплинарных пространств различных областей знания социогуманитаристики.

References
1. Gorban' V. S. O razrabotke metodologii istochnikovedeniya v oblasti istorii filosofii prava // Genesis: istoricheskie issledovaniya. 2020. № 3. S. 78-92.
2. Gromov Μ. Η., Ogurtsov A. P. Istochnikovedenie v istorii filosofii // Novaya filosofskaya entsiklopediya v chetyrekh tomakh. Spravochnoe izdanie.-M., 2010.-T. 2. S. 183
3. Koval'chenko I. D. Metody istoricheskogo issledovaniya.-M., 1987. 440 s.
4. Kodan S. V. Istoriko-yuridicheskoe istochnikovedenie v strukture sovremennogo rossiiskogo pravovedeniya // Rossiiskii yuridicheskii zhurnal. 2018. № 4. S. 31-36.
5. Kodan S. V. Metodologiya istoriko-yuridicheskogo istochnikovedeniya: tselevye ustanovki, funktsional'naya napravlennost', urovni organizatsii poznavatel'nykh sredstv // Genesis: istoricheskie issledovaniya. 2018. № 12. S. 67-80.
6. Lazarev V. V. Kurs istorii politicheskikh uchenii: znachenie, predmet, metod // Leningradskii yuridicheskii zhurnal. 2005 S. 233-251.
7. Leist O. E. Predmet istorii politicheskikh i pravovykh uchenii // Istoriya politicheskikh i pravovykh uchenii.-M., 2000. S. 1-23
8. Machin I. F. Predmet istorii politicheskikh i pravovykh uchenii // Istoriya politicheskikh i pravovykh uchenii. Pod. red. M. N. Marchenko.-M., 2019. S. 11-21.
9. Medushevskaya O. M. Vvedenie // Danilevskii I. N., Kabanov V. V., Medushevskaya O. M., Rumyantseva M. F. Istochnikovedenie. Teoriya. Istoriya Metod. Istochniki rossiiskoi istorii.-M. 2004. S. 5-16.
10. Medushevskaya O. M. Teoriya i metodologiya kognitivnoi istorii.-M., 2008. 358 s.
11. Medushevskaya O. M. Istoriya kak nauka: kognitivnyi aspekt i professional'noe soobshchestvo // Vestnik Rossiiskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta. Ser. Istoriya. Filologiya. Kul'turologiya. Vostokovedenie. 2008. № 4. S. 17-30.
12. Nersesyants V. S. Politicheskie ucheniya v ikh istoricheskom dvizhenii i v svyazi s sovremennost'yu // Politicheskie ucheniya: istoriya i sovremennost'. Domarksistskaya politicheskaya mysl'.-M., 1976. S. 68-95.
13. Nersesyants V. S. Istoriya politicheskikh i pravovykh uchenii.-M., 2018. T. 1. 352 c.
14. Pushkarev L. M. Soderzhaniya i granitsy ponyatiya «obshchestvennaya mysl'» // Otechestvennaya istoriya. 1992. № 3 S. 73-81
15. Rad'ko T.N. Khrestomatiya po teorii gosudarstva i prava. 2-e izd. -M., 2009. 720 s.
16. Repina L. P. «Novaya istoricheskaya nauka» i sotsial'naya istoriya.-M., 2009. 320 s.
17. Repina L. P. Istoricheskaya nauka na rubezhe XX–XXI vv.: sotsial'nye teorii i istoriograficheskaya praktika. -M., 2011. 559 s.
18. Rumyantseva M. V. Vvedenie // Istochnikovedenie.-M., 2019. S. 7-17.
19. Russkaya Atlantida. Obsuzhdenie entsiklopedii «Obshchestvennaya mysl' russkogo zarubezh'ya». Rossiya XXI. 2010. № 6. S. 40-89.
20. Shelokhaev V. V. Obshchestvennaya mysl' Rossii: metodologicheskie problemy ee izucheniya // Voprosy istorii. 2010. № 6. S. 37-53.
Link to this article

You can simply select and copy link from below text field.


Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.