Статья 'Особенности идеологии феминистского движения первой волны в Альберте: материнский феминизм, англоканадский национализм и евгеника' - журнал 'Genesis: исторические исследования' - NotaBene.ru
по
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > About the Journal > Requirements for publication > Editorial collegium > The editors and editorial board > Peer-review process > Policy of publication. Aims & Scope. > Article retraction > Ethics > Online First Pre-Publication > Copyright & Licensing Policy > Digital archiving policy > Open Access Policy > Article Processing Charge > Article Identification Policy > Plagiarism check policy
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Back to contents
Genesis: Historical research
Reference:

The peculiarities of ideology of the first-wave feminist movement in Alberta: maternal feminism, Anglo-Canadian nationalism, and eugenics

Sidorenko Viktoriia

Postgraduate student, the department of American Studies, Saint Petersburg State University

191060, Russia, gorod Sankt-Peterburg, g. Saint Petersburg, ul. Smol'nogo, 1/3, of. 1

sidorenko.viktoria1@yandex.ru
Other publications by this author
 

 

DOI:

10.25136/2409-868X.2021.5.35670

Received:

04-05-2021


Published:

11-05-2021


Abstract: This article examines certain ideological peculiarities of the first-wave feminist movement in the Canadian province of Alberta, and intertwinement of Anglo-Canadian nationalism, maternal feminism and eugenics in the ideological basis of the feminist movement in the early XX century. The author examines the fusion of the questions of gender and nationality in ideology of the feminist movement, and analyzes the formation and realization of a particular feminist agenda in Alberta, which was based on the specific ideology of maternal feminism. Paying special attention to similarity of the ideology and objectives of the Anglo-Canadian nationalistic and feminist movements in the province, the author notes the causes for rapid success of the feminist movement by pivotal goals of the agenda. The scientific novelty of this research is substantiated by the fact that the author is first within the Russian historiography to explore the intertwinement of nationality and gender in ideology of the feminist movement in Alberta. The conclusion is drawn on the interinfluence of Anglo-Canadian nationalism, maternal feminism and eugenics in the ideological basis of the first-wave feminist movement in Alberta, as well as placing in the agenda the question of equal rights of men and women as an important aspect in preservation of Anglo-Canadian ideals for the future generations in Alberta.


Keywords:

feminist movement, Canada, maternal feminism, Alberta, Canadian West, suffrage, feminism, nationalism, eugenics, English-Canadian nationalism

This article written in Russian. You can find original text of the article here .

Активная деятельность женского движения и женских организаций в Канаде началась в конце XIX – начале XX вв., что маркировало собой начало первой волны феминизма в стране. Феминистки первой волны в Канаде выступали за расширение социальных и политических прав женщин, в частности, целью движения стало обеспечение равного доступа к образованию и получение женщинами права голоса на федеральных и провинциальных выборах. Несмотря на то, что в различных провинциях Канады деятельность и стратегия феминисток первой волны отличалась, можно отметить, что англоканадское женское движение в своей идеологии сближалось с англоканадским национализмом [2, с. 580]. Особенная ситуация сложилась в провинции Альберта, где идеология феминисток первой волны опиралась не только на националистические, но и на евгенистические идеи.

Актуальность работы определяется возрастающей в современном мире важностью изучения пересечения национальности, гендера и других социальных и политических идентичностей в историческом развитии отдельных социальных явлений. В своем исследовании автор опирается на ряд работ зарубежных исследователей, посвященных изучению идеологии и деятельности феминистского движения первой волны в Альберте (Бакки К. [1, 2], Картер С. [5, 6], Грин Г. [16]), исследованию развития англоканадского национализма и евгенистических идей в провинции (Грекул Дж., Кран А., Одинак Д. [17], Дак М. [9], Колфилд Ф., Робертсон Дж. [7]), описанию переплетения вопросов национальности и гендера в идеологии феминистского движения Альберты (Гиббонс Ш. Р. [14, 15], Стам Г. Дж. [22], Девро С. [10]).

Во второй половине XIX – начале XX вв. социальная и демографическая ситуация в Канаде начала меняться в связи с приростом количества мигрантов: в период с 1851 г. по 1921 г. в Канаду иммигрировало 4 млн. человек [20, c. 172]. В этот период наибольшее этническое разнообразие среди мигрантов наблюдалось в западных провинциях Канады [13], и, помимо этого, в последней четверти XIX в. рождаемость среди англоканадского населения прерий падала, в то время как рождаемость среди мигрантов увеличивалась, что угрожало «самой системе канадских ценностей, в частности, социальной чистоте» [16, c. 51]. Одновременно на Запад мигрировали жители других провинций Канады из-за существующей в обществе экспансионистской пропаганды: канадские прерии представлялись в качестве «сельскохозяйственной утопии» [14, c. 126]; помимо этого, прерии должны были стать последним бастионом англоканадцев, и англоканадцам необходимо было сохранить свою идентичность и сформировать в западных провинциях лучшее общество, основываясь на национальных традициях [10, c. 54]. Все это повлияло на формирование специфической идеологии женского движения в канадских прериях, в том числе и в Альберте.

Феминистское движение первой волны в западных провинциях Канады, как и англоканадское женское движение в Онтарио, строило свою идеологию на принципах трезвенности (англ. temperance; движение трезвенности — социальное движение против распространения и употребления алкоголя для элиминации сопутствующих употреблению алкоголя преступлений и явлений в обществе), однако именно в канадских прериях идеи трезвенности переплелись с англоканадским национализмом, материнским феминизмом и евгеникой. Важнейшей целью деятельности феминистского движения первой волны в Альберте стало достижение равенства в избирательных правах между мужчинами и женщинами на провинциальном уровне; предполагалось, что возможность выражать свою политическую волю поможет женщинам влиять на упрочение англоканадских идеалов в обществе провинции.

Можно отметить ряд важных особенностей в деятельности феминистского движения первой волны в Альберте: во-первых, начало плодотворной деятельности феминистского движения в Альберте пришлось лишь на 1910-е гг.; во-вторых, получение права голоса женщинами и изменение роли женщины в обществе активно поддерживали местные англоканадские и фермерские организации в провинции, состоящие преимущественно из мужчин [5, c. 83], что являлось отражением общности идеологии женского движения и англоканадского национального движения. В ходе первой волны феминизма представительницы женского движения были непосредственно вовлечены в социальную и политическую жизнь провинции, а также сформировали систему взглядов на материнство и нацию, создав специфическую феминистскую теорию, существовавшую на границе восприятия гендера и национальности.

Известнейшей феминисткой группой первой волны в Альберте стала «Знаменитая пятерка» (Н. МакКланг, А. Парлби, Э. Мерфи, Г. Мьюр Эдвардс, Л. МакКини). Все члены знаменитой пятерки являлись видными участницами и лидерами феминистского движения в западных провинциях Канады. В 1928 г. «Знаменитая пятерка» инициировала «Дело о личностях», известное судебной разбирательство, по результатам которого женщины получили право быть назначенными в Сенат, а также было принято широкое и эволюционное толкование конституционных норм в Канаде. Э. Мерфи и Н. МакКланг, участницы «Знаменитой пятерки», одновременно являлись идеологическими лидерами феминистского движения в провинции и теоретиками материнского феминизма, который стал идейным базисом в проведении феминисткой стратегии в канадских прериях.

Материнский феминизм (англ. maternal feminism) основывался на убеждении о том, что женщины являлись «матерями нации», то есть именно на их плечи ложились задачи воспроизводства населения и воспитания новых поколений в соответствии с традициями, принятыми в обществе. Материнский феминизм был распространен среди англоговорящих феминисток по всему миру, однако, именно в западных провинциях Канады он достиг наибольшей актуализации, переплетаясь с националистическими англоканадскими идеями. Женщины, в соответствии с идеями материнского феминизма, должны были «ввести такие восстановительные в расовом отношении меры, как законы в отношении трезвенности <…> и привлечь белых женщин к миссии по оцивилизовыванию» [11, c. 178]. Существование в обществе Альберты алкоголя, наркотиков и преступности напрямую связывалось с увеличением числа мигрантов на территории провинции.

В рамках материнского феминизма как конструировался прогрессивный идеал общества, так и признавалась существующей угроза вырождения нации и морали, и женщины и возможность женщин влиять на политику и социальную ситуацию в обществе становилась центральной идеей в рамках идеологии. Представители идеологии материнского феминизма связывали между собой идеи англоканадской нации, социальной чистоты и здоровья, и центральную роль в «очищении» [1, c. 466] общества от пороков должны были сыграть женщины, как «матери нации»; представления о гендере и национальности в риторике феминисток первой волны в канадских прериях были переплетены. Воспитание новых поколений детей приравнивалось к созданию нации. Женщины также были обязаны «заботиться о доме и детях» [15, c. 35], однако, данная обязанность не могла быть в полной мере реализована без получения права голоса.

В качестве идеологического лидера феминистского движения Э. Мерфи написала ряд популярных книг и статей, в которых высказывала свою позицию в отношении избирательного права для женщин, права собственности и связи англоканадских женщин с чистотой нации. Наибольший интерес в отношении выражения идей материнского феминизма представляет собой книга «Черная свеча» (1922). В книге Э. Мерфи рассматривает влияние иммигрантских групп на увеличение количества «пороков» в обществе Альберты: так, она напрямую связывает распространение наркотиков с иммигрантами азиатского происхождения, а растущую преступность – с иммигрантами афроамериканского происхождения. В увеличении числа мигрантов наблюдалась угроза для англоканадского общества, и, по мнению Э. Мерфи «черная и желтая расы еще могут получить власть» [3, c. 340], что привело бы к элиминации «англо-саксонского господства» [3, c. 340]. Женщины, таким образом, получив право голоса и возможность влиять на политику, помогли бы сформировать социальную среду в обществе Альберты, близкую к идеалам и традициям англоканадской нации, так как обладали моральным превосходством в сравнении с мигрантами.

В своей работе «Джейни Канук на Западе» Э. Мерфи рассматривала вопросы здоровья (связывая его с жизнью в сельской местности) и нездоровья (связывая его с жизнью в городе). Здоровые личности могли сформировать лучшее будущее в прериях, а здоровая нация, чье существование напрямую зависело от женщин в провинции, должна была стать основой лучшего будущего Канады [12]. Тема здоровья и национальной чистоты в ее работах позднее стали включать и вопросы ментального здоровья, и выражение евгенистических принципов.

Евгенистические идеи Э. Мерфи нашли отражение в ряде статей в 1920-х – 1930-х гг., в которых отмечались последствия Первой мировой войны: лучшие мужчины провинции были вынуждены отправиться на войну и даже погибнуть на фронте, в то время как остальные получили возможность размножаться. На женщин, как на «матерей нации», возлагалась обязанность сформировать новое поколение англоканадцев. Одновременно в качестве угрозы рассматривалось увеличенные числа ментально нездоровых людей; Э. Мерфи также связывала это с приростом мигрантов в Альберте. В своей статье «Стерилизация душевнобольных» она отмечала, что «70% душевнобольных Альберты не являются уроженцами этой самой новой провинции Конфедерации, а являются выходцами из стран за пределами Канады» [19]. Решением вопроса с увеличением числа ментально нездоровых людей в провинции, по ее мнению, являлась принудительная стерилизация.

Другим известным идеологическим лидером материнского феминизма и участницей «Знаменитой пятерки» являлась Н. МакКланг. Важнейшей работой автора в отношении идей материнского феминизма является работа «Во времена, вроде этих» (1915). В книге рассматривается влияние Первой мировой на изменение социальной ситуации и гендерной роли женщины в обществе Альберты. Учитывая потери, которые Канада несла в ходе военных действий, на женщин ложилась дополнительная обязанность в воспитании новых поколений. Одновременно с этим автор отмечает необходимость социальных изменений в отношении положения женщин, в частности, получения женщинами права голоса для выражения своей политической воли и искоренения алкоголизма и преступности. Вместе с этим Н. МакКланг отмечает важность роли женщины в сохранении идеалов англоканадской нации в связи с приростом мигрантов, голоса которых на провинциальных выборах были «продажными» [19]. По ее мнению, женщины также смогли бы обратить внимание на те аспекты политической и социальной жизни, какие оставались вне поля зрения мужчин. Влияние женщин и матерей на такие аспекты было бы ключевым для создания прогрессивной нации [19].

Отличительной особенностью деятельности феминистского движения первой волны в канадских прериях в целом и в Альберте в частности являлась широкая поддержка со стороны местных англоканадских организаций, в частности, фермерских, которым была близка националистическая риторика материнского феминизма, и, равно, как и феминистки первой волны в провинции, фермеры стремились к достижению лучшего будущего на западе. Одновременно феминистки напрямую связывали существующий в канадских прериях идеал нации и человека с фермерской жизнью: работа в поле помогала человеку стать здоровым и противопоставляли присущие городскому обществу пороки и жизнь в сельской местности. Совместный упорный труд мужчин и женщин по построению лучшего общества виделся необходимым для укрепления национальных идеалов и маргинализации мигрантов в провинции: «нация была продуктом людей <…> упорный труд стал самой основой нации» [15, c. 31].

Ранняя политическая деятельность женщин в провинции была связана с моральным долгом для создания более здоровой и развивающейся нации: изначально женщины в Альберте сосредоточили свою деятельность в продвижении идей трезвенности и развитии здравоохранения путем поддержки этих вопросов через акции Женского христианского союза трезвенности.

Феминистские организации в Альберте, целью которых являлось улучшение социального положения женщин и получение права голоса на провинциальных выборах, стали появляться лишь в 1910-х гг., при этом они были тесно связаны с аграрными организациями в провинции. Женщины осознавали свою роль в создании лучшей социальной ситуации прериях и в развитии англоканадской нации в соответствии с идеалами общества. Именно женские вспомогательные организации внутри фермерских союзов стали первыми феминистскими объединениями, ставившими цели получения политического равенства. Фермерские объединения включали женский вопрос в свою повестку, опираясь на сложившееся в аграрном обществе представлении о роли женщины на ферме и в домохозяйстве: мужчины были фермерами, а женщины – «помощницами» [18, c. 89]. Равно как и в домашнем хозяйстве, женщины могли «помочь» англоканадским фермерам в провинциальной политике, получив право голоса: роль женщины в прериях заключалась в том, чтобы «помочь своему мужу превратить бесплодную прерию в сад и предотвратить вырождение» [6, c. 280]. Получение женщинами права голоса также считалось важным для увеличения числа голосов для более широкого выражения англоканадских национальных идей в провинции. Политическое равенство между мужчинами и женщинами также рассматривалось в качестве важного шага для предотвращения «деградации здоровья, образования, нравственности и социального развития нации» [15, c. 35].

В 1912 г. крупнейшая фермерская организация провинции Объединение фермеров Альберты включила вопрос женского избирательного права в свою программу. Важной платформой для продвижений идей феминизма в западных провинциях стала газета Grain Growers' Guide, изначально предназначенная для выражения мнения фермеров Саскачевана, Альберты и Манитобы. Начиная с 1908 г. на страницах газеты появилась регулярная колонка, посвященная проблемам женщин. В 1910 г. на страницах газеты был опубликован список из двенадцати причин почему необходимо поддерживать женское избирательное право [9, c. 111]. В 1912 г. колонка была посвящена исключительно вопросу получения женщинами избирательного права на провинциальных выборах и была переименована в «Let Women Vote». В 1912 г. и в 1913 г. Grain Growers' Guide под своей эгидой дважды провел референдумы на канадском западе для выяснения мнения общества по вопросу получения женщинами избирательного права на провинциальных выборах, и оба раза мнение общества по данному вопросу было положительным [23, c. 158]. Англоканадские организации поддерживали женское движение и политическое представление женщин, считая важным продвижение идей трезвенности и национальной чистоты в Альберте.

В 1914 г. Объединение фермеров Альберты подтвердило свою поддержку феминистским идеям: «Принимая во внимание, что женщины в сельской местности Альберты несут наравне с мужчинами бремя борьбы за лучшие условия и равные права, и поскольку мы считаем, что по закону наши женщины должны пользоваться равными привилегиями с мужчинами, следует принять решение о том, что жены и дочери наших фермеров должны организовываться на местном и провинциальном уровнях в соответствии с принципами Объединения фермеров Альберты для улучшения условий жизни в сельской местности в моральном, интеллектуальном и социальном плане, и мы призываем всех наших членов оказывать всяческую помощь и развитие такой организации» [15, c. 42]. Внутри Объединение фермеров Альберты была создана вспомогательная группа, чьей целью стало получение права голоса женщинами на провинциальных выборах. Для выражения поддержки члены Объединения начали носить на груди белые ленты: не только как знак солидарности с женщинами, но и как знак приверженности к идеям сохранения «чистой и белой нации» [22, c. 111].

Поддерживая постулаты материнского феминизма, англоканадские фермерские организации проводили мероприятия в поддержку феминистского движения и получения женщинами права голоса, что повлекло бы за собой увеличение числа избирателей, поддерживающих идеалы англоканадской нации. Так, например, 26 февраля 1915 г. Объединение фермеров Альберты направили ряд спикеров для встречи с членами законодательной ассамблеи провинции и премьер-министром А. Сифтоном (в числе спикеров была Н. МакКланг). Члены Объединения фермеров Альберты, выступавшие за запрет распространения алкоголя в провинции, хотели получиться поддержкой женщин на предстоящем плебисците по данному вопросу. Целью делегации спикеров было убедить премьер-министра разрешить женщинам участвовать в плебисците. Н. МакКланг в своей речи задала вопрос «почему политика должна осквернять женщин? Женщины очистили все остальные сферы жизни, в которые они были включены, и когда они будут включены в политику, очистят также и ее» [14, c. 131]. Вопросы национальной чистоты и расширения политических прав женщин тесно переплелись в риторике феминистского движения первой волны в провинции.

Незадолго до обретения права голоса на провинциальных выборах в 1916 г. вспомогательная группа внутри Объединение фермеров Альберты выделилась в отдельную организацию - Объединение женщин-фермеров Альберты. Президентом организации была избрана А. Парлби, еще одна участница «Знаменитой пятерки». После принятия закона и женском избирательном праве в провинции 19 апреля 1916 г. Объединение женщин-фермеров Альберты посвятило свою деятельность цели улучшения будущего англоканадской нации через участие в политической жизни провинции по вопросам социального обеспечения, образования и здравоохранения. А. Парлби отмечала, что важнейшей ролью женщин в провинции всегда будет воспитание будущих поколений [4, c. 5], так как женщины остаются «матерями нации». А. Парлби характеризовала место женщины в обществе как центральное, так как именно от женщин зависит будущее нации, и феминистки в провинции должны вместе с мужчинами продолжать бороться за женские права: что «какими бы ни были женщины, такой будет и нация» [15, c. 45]. Вопрос увеличения числа мигрантов, и, по мнению феминисток, распространения, в связи с этим, преступности, увеличения количества нездоровых физически и ментально людей в демографическом составе провинции, после достижения избирательного равенства между мужчинами и женщинами на провинциальном уровне стал центральным для разрешения в феминистской повестке первой волны в Альберте.

Получение права голоса не было для феминисток самоцелью, а лишь средством для достижения идеалов материнского феминизма и англоканадского национализма; феминистки оказали влияние на ряд важных политических и социальных реформ, которые повлияли на историю провинции. Наиболее заметным политическим выражением деятельности феминистского движения первой волны в Альберте стало принятие в 1928 г. Стерилизационного акта и создание Совета по евгенике Альберты. Представительницы феминистского движения, в частности, А. Парлби, Э. Мерфи, Л. МакКинни, Н. МакКланг активно поддерживали реализацию евгенистических мер в провинции и выступали в поддержку стерилизации отдельных групп населения. Алкоголизм, ментальные заболевания и преступность, в представлении феминисток, являлись пороками, передающимися по наследству, при этом считалось, что люди, которым эти пороки присущи, склонны иметь большое количество детей [7, c. 65]. Для формирования лучшего будущего в канадских прериях необходимо было предотвратить возможность размножения со стороны ментально нездоровых людей.

По Стерилизационному акту 1928 г. был создан Совет по евгенике в провинции Альберта, в его состав входили 4 человека (двое из сферы медицины, и двое нет). Представители психиатрических учреждений могли представлять на рассмотрение Совета пациентов, предоставляя краткую характеристику их жизни: уровень образования, диагноз, национальность, вероисповедание и т. д. Совет выносил решение о необходимости стерилизации. В период с 1928 г. по 1972 г. (вплоть до отмены Стерилизационного акта), Совет рассмотрел около 4800 дел, 99% решений Совета были в пользу стерилизации [17, c. 367]. Если изначально вопрос о стерилизации решался при наличии согласия близкого родственника пациента, то с 1937 г. была введена принудительная стерилизация, так как ментально нездоровые люди «накладывали дополнительную нагрузку» [9] на общество после Великой депрессии. Стоит отметить, что чаще всего в соответствии с решениями Совета по евгенике Альберты стерилизовали коренное население и представителей этнических меньшинств в провинции [17, c. 365]. Феминистское движение первой волны в провинции, основываясь на принципах материнского феминизма, поддерживало данные инициативы: стерилизация рассматривалась в качестве верного шага по искоренению социальных проблем в провинции и формированию лучшего общества, основанного на идеалах англоканадской нации.

Таким образом, особенности идеологического базиса деятельности феминистского движения первой волны в Альберте были выражены в переплетении вопросов национальности и гендера. В ходе своей деятельности феминистки опирались на идеологию материнского феминизма. Женщины, как «матери нации», должны были посвятить себя вопросу воспитания новых поколений англоканадцев, искоренению пороков общества для формирования новой здоровой нации. Существование преступности и ментально нездоровых людей в Альберте напрямую связывалось с увеличением числа мигрантов в демографическом составе общества, поэтому важным аспектом идеологии материнского феминизма являлось утверждение англоканадских традиций и сохранение чистоты нации. Националистская риторика материнского феминизма была поддержана англоканадским национальным движением, что обеспечило широкую поддержку феминистскому движению первой волны и стало важным аспектом быстрого решения одного из центральных вопросов повестки – вопроса получения женщинами права голоса на провинциальных выборах. Добившись равенства в избирательных правах между мужчинами и женщинами, феминистки Альберты сосредоточились на реформировании социальной ситуации в провинции в соответствии с идеями материнского феминизма, в частности, идеями евгенистическими, что вылилось в активную поддержку принятия дискриминационного Стерилизационного акта в Альберте.

References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
Link to this article

You can simply select and copy link from below text field.


Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.