Статья 'Тенденции развития сервисной деятельности в Якутии во второй половине XIX в.' - журнал 'Genesis: исторические исследования' - NotaBene.ru
по
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > About the Journal > Requirements for publication > Editorial collegium > The editors and editorial board > Peer-review process > Policy of publication. Aims & Scope. > Article retraction > Ethics > Online First Pre-Publication > Copyright & Licensing Policy > Digital archiving policy > Open Access Policy > Article Processing Charge > Article Identification Policy > Plagiarism check policy
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Back to contents
Genesis: Historical research
Reference:

Development trends of service industry in Yakutia in the late XIX century

Andreeva Elena Vasilevna

PhD in Pedagogy

Docent, the department of Socio-Cultural Service and Tourism, Ammosov North-Eastern Federal University

677000, Russia, respublika Sakha (yakutiya), g. Yakutsk, ul. Belinskogo, 58

klio_e@mail.ru
Other publications by this author
 

 

DOI:

10.25136/2409-868X.2020.11.34453

Received:

23-11-2020


Published:

30-11-2020


Abstract: The object of this research is the establishment of service industry in Yakutia, while the subject is its development trends in the second half of the XIX century. Attention is focused on examination of the documents from the National Archive of Sakha Republic (Yakutia), namely content of the documents of Yakut regional administration for the period from 1850s to 1900s, reports of the town governors of the Yakut region, and comparison with the existing research on the history of Yakutia of this period. The author explore the peculiarities of service industry as a social and historical process; determine natural-climatic and historical factors impacting the development of service sector in Yakutia; review social composition of the participants, as well as headmost services in Yakutia in the late XIX century. The conclusion is made that in the late XIX century, service sector in Yakutia was at its infancy, and characterized by a contradictory tendency, which on one hand combined limitedness of the content and types of services due to immaturity of the craft, state control and initiative in this sphere; and on the other –  engaged the representatives of different social groups, set vector towards the forming consumer requests, rudiments of legal culture and civil society. The author makes an assumption that due to the historical and political development of our country, the indicated contradiction was not resolved in subsequent periods and retains certain effect on the current state and development of service sector in Yakutia. The novelty of this work consists in attraction and examination of the extensive archival material that allows broadening the knowledge on the establishment of service sector in Yakutia.


Keywords:

service activities, mentality, natural and climatic conditions, historical conditions, Yakut regional administration, customized services, artisans, philistines, medical services, drinking houses

This article written in Russian. You can find original text of the article here .

Предмет исследования. Якутия получила возможность социально-экономического и культурного развития после вхождения в состав Российской империи в XVII в. Этот регион был важной территориальной и политической составляющей Российской империи. Самодержавие использовало его как источник и место сбора налогов, ссылки, затем постепенно началось освоение природных ресурсов, развитие хозяйства. Целью этого развития было обеспечение государственных нужд по сбору и отправке ясака, основными субъектами хозяйствования были казаки - представители царской администрации, затем русские крестьяне, ссыльные всех категорий, но со временем в хозяйственную, экономическую деятельность включилось местное население. Несмотря на суровые природно-климатические условия, ментальную инерционность, присущую северным народам, местные скотоводы, охотники, рыболовы приобщились к земледелию [1]. Развитие земледелия, оседлого хозяйства в середине XIX в., по мнению якутского губернатора К. Н. Григорьева, привело к тому, что якуты «начали уже привыкать к опрятностям и удобствам жизни» [2, с. 10]. Это обстоятельство привело к рождению новых бытовых потребностей, удовлетворение которых происходило в процессе самообслуживания, на основе народных промыслов и традиций. Во второй половине XIX в., а именно с 1860-х гг., в Якутии зарождаются товарно-денежные отношения, увеличивается оборот якутских ярмарок [3]. Как приезжие, так и местные жители постепенно втягиваются в рыночные отношения. С развитием городской культуры формируется слой мещан, занятых мелкой торговлей, ремеслом, развивается сфера обслуживания.

Цель исследования. В историографии Якутии процессы развития сферы услуг отражены, в основном, в контексте развития общих социально-экономических, исторических процессов. Наиболее изученным в этом отношении является период с конца XIX – начала XX вв. и последующие периоды. В этой связи изучение становления сферы услуг в Якутии во второй половине XIX в. позволит выявить тенденции и особенности данного процесса, место и роль сервисной деятельности в социально-экономическом развитии Якутии в указанный период.

Методы и материалы исследования. В рамках исследования нами были изучены архивные документы Якутского областного управления за период с 1850 по 1900-е гг., содержащие сведения о составе населения Якутской области по сословиям, развитии промышленности, сельского хозяйства, торговли, состоянии народного образования, медицинского обеспечения, ветеринарного обслуживания, финансовой отчетности. На основании анализа данных документов, сопоставления с имеющейся исторической информацией выявлены наиболее развитые виды услуг, изучен социальный состав участников, определены тенденции в развитии сферы услуг в Якутии во второй половине XIX в.

Результаты исследования. Сфера услуг, сервисная деятельность – это деятельность, целью и результатом которой является удовлетворение потребностей людей путем оказания индивидуальных услуг. Практика сервисной деятельности трактуется исследователями как обширное пространство хозяйственной активности, в которую вовлечены две основные стороны: производитель услуги и ее потребитель. Специфика отношений между ними, с точки зрения Т. А. Фоломкиной, определяется, с одной стороны, принципами рыночного обмена, с другой стороны, такими неэкономическими характеристиками, как эмоции, ценностные ориентации, духовные запросы [4]. Кроме выгоды и прибыли, отмечает В. Ф. Буйленко [5], участие людей в сервисной деятельности позволяет укрепить собственную значимость и незаменимость, реализовать ту или иную социальную роль. Г. А. Аванесова [6], прослеживая процесс становления сферы услуг, указывает, что в традиционных обществах, вступивших на путь модернизации, развитие сервисной деятельности проходит несколько этапов: от услуг, нацеленных на вещное производство и потребление, через услуги по развитию инфраструктуры к услугам, ускоряющим индустриальное развитие общества. Указанные процессы в российской практике, по мнению О. А. Фокиной [7], осложнялись преобладанием в сознании россиян элементов патернализма, ценностей коллективизма, настороженным отношением к практикам индивидуализма и накопления богатства. В Якутии суровые условия жизни, ограниченный цикл и содержание сельскохозяйственных работ, аласный тип хозяйства не способствовали выходу производителя из границ своего домохозяйства, установлению хозяйственных связей с другими субъектами, а также между сельской местностью и городом. Хозяйственная деятельность народа саха (якутов) носила природопотребляющий характер, что не предполагает активное преобразование природы и окружающего мира. Данный фактор, по мнению якутских ученых, формирует такие ментальные черты народа саха, как неторопливость, размеренность, спокойное принятие житейских трудностей, избегание риска, отсутствие авантюрности, самодостаточность [8]. В очерках якутского врача Г. И. Попова начала XX в. находим такую характеристику: «якут-кочевник – сибарит; высидеть на одном месте ему скучно, трудно и психологически невозможно даже полгода… Даже перспектива голодного существования не пугает его, лишь бы была свобода, простор…». [9]. Еще одно качество якутов выделил В. Л. Серошевский, определив его как «нежелание идти в услужение»: «Несмотря на то, что положение якутского работника относительно сносно, что он сыт, а у богатых более или менее прилично одет, якуты неохотно идут в услужение и при малейшей возможности устраиваются самостоятельно» [10, с. 408].

Указанные обстоятельства влияли на тот факт, что в активную хозяйственную, рыночную деятельность включалась только часть населения, проживающая во второй половине XIX в. в немногочисленных городах, прежде всего, в городе Якутске. По данным А. И. Гоголева [3], в 1889 г. во всех пяти городах Якутии проживало 8324 человека, т. е. 3,2 % от всего населения области, 79 % всех горожан жили в Якутске, который по внешнему виду напоминал уездный город с неразвитой культурой предоставления и потребления услуг. Данный факт якутскими историками объясняется тем, что изначально Якутия была скорее местом сбыта «колониальных» товаров, сбора и отправки мяса, пушнины, мамонтовой кости, рыбы в другие регионы, чем местом производства товаров повседневного пользования [11]. Тем не менее, во второй половине XIX в. городское население, особенно якутское купечество, активно усваивало быт русской городской буржуазии, что создавало предпосылки для развития ремесел, сферы обслуживания.

В середине XIX в. ремеслом в городе Якутске занимались как русские, так и якуты. Среди них были представлены мастера не менее 23 специальностей (хлебники, пекари, булочники, прянички, мясники, портные, сапожники, печники, медники, ювелиры, резчики по кости и др.), но только отдельные отрасли носили товарный характер. Население, живущее около городов Якутска, Вилюйска, изготовляло на продажу домашнюю утварь, мебель, бочки, сани, телеги. А. И. Гоголев [3], указывает, что во второй половине XIX в. среди якутов было немало столяров и плотников, профессионально занимающихся своим ремеслом. Значительное развитие получило кузнечное ремесло. Улусные кузнецы занимались, в основном, скотоводством и изготавливали изделия преимущественно при наличии заказов, хотя доставляли их на продажу и на городские рынки. Тем не менее, продукция местных кузнецов для массового потребления не могла конкурировать с привозными товарами из-за дороговизны. Так, например, тульский купец второй гильдии Е. А. Ваныкин в 1889-90-е гг. поставлял в Якутию ножные кандалы, замки и наручники для арестантов, так как тульские изделия обходились казне дешевле, нежели местные. То же происходило и с пошивом одежды для арестантов: одежда, как нижняя, так и верхняя, шилась в городе Иркутске. Только в последние годы изучаемого периода (1888-90 гг.) из-за некачественности пошива стали шить одежду на месте «трудом арестантов», и областное правление официально разрешило заготовление одежды и обуви для ссыльных и пересыльных арестантов осуществлять в якутской области [12].

Анализ тематики и содержания документов Якутского областного управления за 1880-90-е гг. показал, что наибольшее количество дел якутской канцелярии в указанный период относится к организации услуг по перевозке продуктов и казенного груза, а также деятельности питейных домов и винных (ренсковых) погребов. Дела об оказании индивидуальных услуг составляют в общем реестре дел Якутского областного управления в изученной выборке незначительное количество.

Из дел о доходах и расходах за 1880-1890-е гг. видим, что деятельность по перевозке продуктов и казенных грузов осуществлялась двумя путями – через передачу в аренду прав перевоза продуктов частным лицам, в том числе инородцам (местным якутам), сроком на четыре года, и «якутской местной командой», находящейся на государственном довольствии. Для перевозки грузов организовывались торги, и право осуществлять эту деятельность передавалось лицам, предоставившим доверенность и «общественное одобрение», данное доверителями (купцами, уважаемыми горожанами) на определенные суммы. Кроме продуктов, осуществлялась перевозка стратегического товара - пороха, свинца. Единственным заказчиком выступали государственные органы власти в лице якутского областного правления. За нарушение сроков поставки продуктов и казенных грузов подрядчикам грозил штраф [13].

Необходимо отметить, что во второй половине XIX в. царская администрация заботилась о распространении ремесла в провинции. Об этом свидетельствует распоряжение Государственного Совета от 28 июня 1865 г., которое разрешало евреям – представителям различных ремесел и профессий – законно проживать повсеместно в Российской империи при условии предоставления свидетельства их знаний и ремесла. Это было сделано с целью облегчения положения евреев-инородцев, находящихся за чертой оседлости, и развития ремесленного производства в провинциях. Однако, как показало время, многие евреи-ремесленники, поселившиеся по данному распоряжению в различных областях российской империи, уклонялись от ремесленнической деятельности, занимаясь торговлей и другими «сомнительными промыслами». Вследствие этого через несколько лет после введения данного указа по областям был сделан запрос о его эффективности, в рамках которого необходимо было выяснить численность евреев-ремесленников и их семей, степень их занятости ремеслом, виды ремесла, а также определить, насколько данный циркуляр способствовал увеличению ремесленного производства на местах.

Из доклада якутского губернатора по данному запросу видим, что приехавшие в Якутию евреи-ремесленники, в основном, сосредоточились в г. Якутске и на золотых приисках Олекминской и Витимской системы, и что в пределах якутской области в 1888 г. занимался ремеслом только один - Яков Сталерман. На золотых приисках проживало в 1888 г. свыше 20 евреев, из них ни один не занимался своим ремеслом, хотя были среди них портные, винокуренных дел мастера и др. В основном, они выполняли работу служащих (писари, управляющие), рабочих и чернорабочих, жили за счет извоза, мелкой торговли, услуг по найму, было даже три золотопромышленника. Таким образом, указанное распоряжение не способствовал развитию и увеличению ремесла в Якутии, оказание услуг сосредоточивалось, по-прежнему, в индивидуальной сфере, что и было отмечено в докладе якутского губернатора [14].

Сфера индивидуальных услуг в изучаемый период не была разнообразной и развитой: починка инструментов, часов, индивидуальный пошив одежды, по большей части для арестантов, изготовление мебели. Практически не развита была сфера домашней прислуги. Невозможность найти более-менее сносную прислугу, по словам Г. И. Попова, было «хронической болезнью Якутска» [9]. Значимой для города Якутска в данный период была работа частной бани М. Г. Игумнова, постройка которой была разрешена ему в 1883 г. Баня работала три года, но в 1886 г. по решению городского собрания была закрыта за не соответствие санитарным нормам того времени [15]. После этого рассматривался вопрос об открытии так называемых «торговых» бань, однако желающих заняться организацией подобных услуг не нашлось [16]. В документах за 1886 г. находим сведения об открытии первой фотомастерской. Разрешение на занятие фотографическими услугами было выдано якутскому мещанину Н. С. Горохову после того, как он предоставил «удостоверение о гражданской правоспособности», справку от исправника о своей благонадежности и уплатил налог [17]. Находим также информацию о предоставлении частных медицинских услуг: на золотых приисках Олекминского и Киренского округов занимались частной медицинской практикой политические ссыльные Эдуард Лазовский и Станислав Голецкий [18]. Только незначительная часть политических ссыльных имела возможность проживать в г. Якутске, где они работали в качестве статистиков, врачей, адвокатов, домашних учителей. В дореволюционной Якутии было крайне мало специалистов, добровольно прибывших из центра, но если таковые приезжали, то работали «верой и правдой». Находим этому подтверждение в деле о службе повивальных бабок Якутской области за 1880-1890 гг. [19]. В формулярных списках указаны данные шести повивальных бабок, списочный состав которых не менялся практически в течение десяти лет. Одна из них, Александра Ивановна Иванова, была включена в ведомость безупречно служивших лиц ведомства министерства внутренних дел и получала по окончании деятельности солидную пенсию. Кроме этого, указаны были фамилии повивальных бабок, которые должны были прибыть в Якутск из центра, но так и не прибыли. В целом медицинские услуги оказывались врачами малочисленных государственных больниц, однако их не хватало, а венерические, инфекционные заболевания, туберкулез были повсеместно распространены. Данный факт побудил якутского губернатора К. Н. Григорьева в 1855 г. предложить обучать по одному-два молодых якута в каждом улусе, чтобы они могли оказывать медицинские услуги «за отсутствием врачей и больших расстояний» [2, с. 17]. Однако осуществить подобную идею было практически невозможно, так как специфика оказания лечебных услуг требовала, как минимум, нахождение врача на рабочем месте, а удержать работника-якута на одном месте было трудно, особенно летом, когда начинался цикл сельскохозяйственных работ [3]. Ситуация осложнялась тем, что медицинские учреждения и аптеки до 1900 г. находились в ведении Иркутского комитета общественного призрения, и выделить средства из местной казны на развитие данной сферы было затруднительно. Поэтому частная инициатива поощрялась властями. Так, В 1898 г. был открыт частный аптекарский магазин Пророкова, затем частная аптека провизора Чарновского [20].

Самой доходной статьей в бюджете якутской области в изучаемый период была деятельность питейных домов и ренсковых погребов. Питейные дома предоставляли услуги по торговле и потреблению спиртных напитков, а ренсковые погреба торговали спиртными напитками на вынос. Достаточно большое количество изученных дел за период с 1850 по 1890 гг. содержит материалы об этом виде услуг. Если в 1855 г. в якутской области было 8 питейных домов, 6 винных погребов (в основном, в городе Якутске и в окружных городах Олекминске, Верхоянске, Колымске, Охотске), то только в одном 1888 г. было выдано разрешение на открытие 29 питейных заведений и 10 ренсковых погребов, и еще предполагалось открыть в течение следующего года 30 питейных домов и 15 ренсковых погребов. Желающих организовать такой вид услуг было много, разрешение выдавалось по жребию. Владельцами таких заведений являлись купцы, мещане-инородцы, отставные чиновники. При этом власти заботились о том, чтобы данные заведения не нарушали общественный порядок, и не разрешали устраивать ренсковые погреба на центральных улицах, площадях, возле церквей, гостиного двора и на расстоянии меньше 60 саженей от торговых бань. Государство также четко фиксировало все нарушения Питейного устава. Питейный сбор был доходным источником наполнения казны, однако при этом в 1888 г. в ней не нашлось пятьсот рублей в год на образование ремесленного училища [21, 22].

При анализе тематики мы выявили дела, как разрешающие заниматься тем или иным видом услуг, так и дела, рассматривающие жалобы на незаконное наложение штрафов, спорные вопросы между конкурентами, частными лицами и общественными организациями, ходатайства и прошения о материальной помощи, государственной поддержке. Конечно, тексты прошений были написаны чиновниками, так как грамотных просителей практически не было, но сам факт обращения к властям свидетельствует о том, что в указанный период закладываются основы правовой культуры, зачатки гражданского общества.

Выводы. Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы и предположения.

Во второй половине XIX в. развитие сферы обслуживания происходило под влиянием природно-климатических, исторических и социальных факторов, обусловивших противоречивые тенденции в ее развитии: с одной стороны, слабое развитие ремесла и отсутствие в этой связи видового разнообразия услуг, ограниченный социальный состав участников, обусловленность государственными задачами и потребностями, формирование иждивенческих позиций участников; с другой стороны - выделение субъектов сервисной деятельности (производителя и потребителя услуг), ориентация на запросы потребителя; расширение социального состава участников сервисной деятельности (имея первоначальный капитал и заручившись общественной поддержкой, могли начать свое дело и ссыльные, и инородцы); усвоение опыта предпринимательства, применения правовых норм; развитие традиции диалога с властью.

Вследствие указанных противоречий развитие сферы услуг находилось на этапе «вещного производства и потребления» (по Г. А. Аванесовой), шло по пути удовлетворения, прежде всего, государственных потребностей по наполнению казны, организации снабжения, содержания казенных учреждений. Во вторую очередь сфера услуг была направлена на удовлетворение потребностей городского населения, прежде всего, города Якутска, частично удовлетворяя насущные потребности горожан.

Во второй половине XIX в. значительного влияния на социально-экономическое развитие якутской области сфера сервиса не оказывала, были заложены только основы для ее развития. Последующее политическое развитие страны не позволило данному процессу развиться в полной мере, выявленные противоречия не успели разрешиться в последующий период и, на наш взгляд, влияют на развитие сферы сервиса в Якутии в настоящее время.

References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
Link to this article

You can simply select and copy link from below text field.


Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.