Статья 'Становление системы высшего энергетического образования и науки России в отечественной историографии 1990-х – 2010-х гг.' - журнал 'Genesis: исторические исследования' - NotaBene.ru
по
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > About the Journal > Requirements for publication > Editorial collegium > The editors and editorial board > Peer-review process > Policy of publication. Aims & Scope. > Article retraction > Ethics > Online First Pre-Publication > Copyright & Licensing Policy > Digital archiving policy > Open Access Policy > Article Processing Charge > Article Identification Policy > Plagiarism check policy
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Back to contents
Genesis: Historical research
Reference:

Establishing the system of higher energetics education and science of Russian in domestic historiography

Pavlenko Arsen Rustemovich

External Doctoral Candidate, the department of Contemporary Russian History, Moscow Region State University

105005, Russia, Moskovskaya oblast', g. Moscow, ul. Radio, 10a

arcen.pavlenko.@yandex.ru
Iusupov Rakhimian Galimianovich

Doctor of History

Professor, the department of State Law, Bashkir State University

450076, Russia, respublika Bashkortostan, g. Ufa, ul. Zaki Validi, 32

yusupovr.g@yandex.ru

DOI:

10.25136/2409-868X.2020.6.33163

Received:

05-06-2020


Published:

12-06-2020


Abstract: This article is devoted to the contemporary historiography of higher school for energetics in USSR and the Russian federation. The subject of this research is comprised of formation of modern scientific perceptions on emergence and development of Russian system of training energy personnel. The object of this research is the body of 1990s-2000s publications of historic and multidisciplinary profile on the contemporary history of higher energy education and university energetics in Russia. The goal of this research is to determine the main problematic vectors and theoretical approaches forming in the process of scientific research of this topic, as well as understanding of the results and further prospects of its development. The novelty of this research consists in determining, systematizing and analyzing the content of the body of historiographical sources on history of Russian energetics and education during XX and XXI centuries. The authors conclude that within the framework of this historiographical branch, there is a current scientific base that allows transitioning to a new level of discovery and theoretical generalization of materials. It seems relevant to transition from “milestone stories” of universities and departments to study of the role of higher education and academic science in the process of implementation of state energy policy in Russia, as well as development of international energy dialogue.


Keywords:

historiography of Russia, historiography of regions, science and technology, history of higher education, state energy policy, higher technical education, energy science, energy complex of the country, market reforms, academic science

This article written in Russian. You can find original text of the article here .

Введение

Актуальность избранной темы обусловлена научно-теоретической и практической значимостью осмысления исторического опыта реализации государственной энергетической политики России в XX – начале XXI веков. Стратегическая роль энергетического комплекса в жизни современной России и активный рост инновационного потенциала мировой энергетики определяют необходимость создания эффективной научно-образовательной системы энергетического профиля как основы для дальнейшего технологического и кадрового развития отечественной энергетики.

Новизна исследования определяется недостаточной изученностью проблем историографии российского энергетического комплекса, включая тему развития энергетического образования и науки в СССР и Российской Федерации. Между тем, аналитическая оценка историографической ситуации в данной сфере позволит осуществить постановку и решение новых научных задач в области изучения истории российской энергетической науки и образования.

При постановке темы учитывалась сложившаяся в исследовательском сообществе России в рамках историографии энергетической высшей школы традиция комплексного изучения научно-образовательных процессов. В значительной степени данная тенденция была обусловлена развитием в СССР и Российской Федерации системы вузовских научных центров энергетического профиля.

Вопросы историографии российского образования и науки энергетического профиля нашли частичное отражение в работах, посвященных изучению советского опыта подготовки инженерно-технических кадров и выполненных, как правило, в рамках тематических исследований по истории отраслевых и региональных образовательных систем [1; 2]. В историографии новейшего периода истории высшей школы в России основное внимание уделяется трудам в области общих проблем модернизации образования и педагогики в 1990 – 2000-е гг. [3] В то же время, современной историографической аналитикой были выявлены ключевые аспекты в отражении постсоветского этапа развития отечественной высшей школы. Так, А.В. Идиатуллин отмечает рост внимания исследователей к таким вопросам, как влияние глобализации и сферы международных отношений на эволюцию образовательной системы России на рубеже XX – XXI, становление системы негосударственного образования, взаимодействие высшей школы, промышленности и бизнеса [4]. В целом, имеющийся объем и тематический спектр научных публикаций по истории высшего технического образования и науки в России приводит авторов историографических обзоров к выводу о недостаточной изученности данной проблемы и актуальности её дальнейшей разработки [5, c.22; 6, c.156].

Авторами предпринято рассмотрение основного круга отечественных научных исследований 1990-х – 2010-х гг., раскрывающих процесс становления и эволюции научно-образовательного пространства российской энергетики, с целью выявления основных тенденций, результатов и перспектив историографического освоения данной темы в российской исторической литературе. В статье упоминаются также отдельные публикации более ранних лет, оказавшие влияние на последующее развитие историографического процесса.

Отбор историографического материала осуществлялся исходя из понимания энергетики как междисциплинарной научно-исследовательской и образовательной сферы, на которой базируется развитие технологий и подготовка специалистов для электроэнергетики, атомной энергетики, ТЭК и других отраслей энергетического комплекса. Различные аспекты истории отечественной энергетической науки и образования отражены в монографиях, научных статьях, диссертациях, тематических сборниках документов, изданиях историко-биографического жанра, составляющих объект настоящего исследования.

Предметом изучения является развитие тематических направлений, теоретических подходов, научных концепций и методов, формирование информационных комплексов, осуществленное в рамках изучаемого историографического направления.

Методология исследования включает принципы научной объективности, системности и историзма. Работа выполнена на основе представлений об объективном содержании историко-познавательного процесса, его многообразии и обусловленности комплексом внутренних и внешних факторов, с применением специальных исторических и историографических исследовательских методик [7; 8].

Традиционные и новые направления в современной историографии российской энергетики

К настоящему времени в отечественной научной литературе сложилось несколько исследовательских направлений, связанных в той или иной степени с темой становления энергетической науки и образования: история государственной энергетической и кадровой политики, история науки и техники, высшей и средней специальной технической школы, история энергетического комплекса России, история регионов.

Интерес к ретроспективному изучению развития энергетических наук и государственной энергетической политики, включая проблематику подготовки специалистов для различных отраслей энергетического комплекса страны, проявляется в отечественном научном сообществе в конце 1960-х – 1970-е гг. на фоне достижений СССР в атомной и гидроэнергетике [9, 10]. Несмотря на неизбежный схематизм и замалчивание системных проблем в развитии энергетики и высшей энергетической школы СССР, научные статьи и диссертации, выполненные в данном ключе, сыграли важную роль в выявлении архивных документов и иных источников по истории отечественного энергетического образования и науки. Кроме того, благодаря работам советских авторов были заложены традиции исторического изучения региональных и отраслевых систем подготовки энергетических кадров. Тематические направления, утвердившиеся в советской историографии отечественного энергетического образования и науки, получили дальнейшее развитие в 1990-е – 2000-е гг. в условиях методологического плюрализма и обновления теоретической платформы гуманитарного знания, стимулировавших, в том числе переосмысление уже изучавшихся ранее проблем. Кроме того, в новейший период начал складываться новый круг исследовательских интересов, связанных, с одной стороны, со снятием идеологических запретов и доступом к закрытым ранее архивным данным. Так, выходят в свет научные работы и документальные публикации, посвященные судьбам советских ученых репрессированных в 1920-х – начале 1950-х гг., в том числе энергетиков («Дело Свирьстроя» 1921 года и др.), нефтехимиков, геологов [11]. С другой стороны, существенным фактором в развитии историографии отечественного образования и науки на рубеже XX – XXI веков становится актуализация исторического познания и рост востребованности междисциплинарных исследований, включение в орбиту исторических исследований проблематики и методов социологии, политологии, экономики [12].

Происходившие в условиях рыночных реформ 1990-х – начала 2000-х гг. изменения социально-экономических и правовых условий деятельности энергетического комплекса страны явились стимулом для изучения новейшего исторического опыта развития энергетического образования и науки в России. Постановка исследовательских задач осуществлялась в контексте таких проблем как формирование энергетической и экологической политики Российской Федерации, акционирование и приватизация энергетических объектов и предприятий ТЭК и др. [13; 14].

Существенным фактором в становлении междисциплинарных подходов к изучению проблем подготовки энергетических кадров в России 1990-х – 2000-х гг. явился выход в свет многочисленных научных трудов, посвященных развитию отечественной экономики и социальной сферы в период рыночных реформ. Так, тема становления отечественных нефтегазовых и энергетических компаний, вопросы их кадровой и технологической политики рассматривались в монографиях Я.Ш. Паппэ и Я.С. Галухиной [15], В.Э. Полетаева [16; 17] и др. Развитие российской энергетики и подготовки энергетических кадров в эпоху реформ непосредственно связано с интеграцией России в глобальное экономическое пространство, включая установление прочных финансовых, торговых, культурно-образовательных связей со странами Евразийского региона и БРИКС. Значение данных факторов во внутренней и внешней политике России 1990-х – 2010-х гг. отражено в научных исследованиях В.Ф.Ершова [18; 19].

Существенное значение для формирования фактологических и теоретических основ изучения отечественного энергетического образования и науки XX – XXI вв., являются исследования истории и современности государственной энергетической и научно-технической политики, проводящиеся в Российском государственном университете нефти и газа им. И.М. Губкина [20]. Целый ряд публикаций 1990-х – 2010-х гг., в том числе работы Б.А. Алексеева, В.А. Баринова, В.С. Варварского, А.Ф. Дьякова, И.В. Рогожи и др., был посвящен проблемам развития российского энергетического комплекса, включая вопросы его научно-кадрового обеспечения [21; 22].

Одновременно происходило формирование теоретической базы изучения проблем развития профессионального образования, вузовской и академической науки в России и российских регионах [23]. В течение 1990-х – 2010-х гг. существенно возросло общее количество, а также разнообразие жанров и форм публикаций, расширились хронологические и географические рамки исследований, посвященных российской энергетике, ее производственным, научным и образовательным структурам, персоналиям ведущих российских энергетиков и деятелей ТЭК.

Публикации по истории высшей энергетической и нефтегазовой школы России: основные тенденции и перспективы исследований

На рубеже XX – XXI веков многие флагманы высшей технической школы России, включая ведущие энергетические и нефтегазовые вузы, обращаются к истории своих корпоративных традиций как к ориентирам на непростом пути преобразований образовательной системы, реализуя, в то же время, задачи гуманизации инженерно-технического образования [24]. Одним из ведущих современных центров изучения истории отечественного энергетического образования и науки является Национально-исследовательский университет «МЭИ». С 1996 г. здесь началось проведение гуманитарных студенческих научных конференций – «Лефортовских чтений», ряд которых был приурочен к юбилейным датам МЭИ. Эта инициатива способствовала вовлечению в мир истории российской энергетики и родного вуза специалистов и студентов не только гуманитарных, но и технических кафедр. Так, к Лефортовским чтениям 2000 года, посвященным 70-летию МЭИ, «каждый факультет и институт «Большого МЭИ» с любовью и уважением подготовил доклады о своих отцах-основателях» [25, c. 90]. В 2010-е годы выходят в свет работы В.А. Кузнецовой, И.И. Дзегеленка и других авторов, посвященные истории структурных подразделений и персоналиям выдающихся деятелей Московского энергетического института [26; 27; 28]. Аналогичная научно-исследовательская и публикаторская работа была развернута во второй половине 2000-х гг. специалистами Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета «ЛЭТИ»[29].

В 1990-е – 2000-е гг. наращивание инфраструктуры и финансово-экономической мощи топливно-энергетических компаний создали возможности для укрепления позиций нефтегазовых и геологических вузов в системе высшего образования России. В ряде субъектов Российской Федерации, как, например, в Республике Башкортостан, подготовка кадров ТЭК рассматривалась как существенный компонент образовательной и социально-демографической политики, фактор повышения престижа региона в общероссийском и международном пространстве [30]. Соответственно, росла востребованность публикаций, посвященных историческому пути центров нефтегазового образования и науки, причем большое значение придавалось идее преемственности поколений, формированию у молодых преподавателей и студентов чувства гордости за свой вуз, принадлежности к элитной профессиональной корпорации. Так, в 1997 г. вышли в свет подготовленные А.И. Спиваком два выпуска историко-биографического словаря, посвященные выпускникам и профессорам Уфимского государственного нефтяного технического университета (УГНТУ) [31; 32]. В 2000-х гг. был выпущен еще ряд научно-информационных изданий и документальных публикаций по истории УГНТУ и его подразделений [33; 34]. Значительный вклад в историографию нефтегазового образования был внесен профессором УГНТУ, доктором химических наук Д.Л. Рахманкуловым и научными коллективами, подготовившими под его руководством ряд научных трудов по проблемам становления высшей нефтяной и химико-технологической школы в России и Башкирии [35; 36]. Тема взаимодействия вузов и академических учреждений Башкортостана в сфере технологического и кадрового развития республиканского энергетического комплекса затрагивалась в работах К.К. Каримова, С.А. Халфина и Р.Г. Юсупова [37; 38]. Кроме того, специалистами Башкирского государственного университета была начата разработка проблем новейшей отечественной истории, связанных с переходом Башкортостана к рыночной экономике. Стимулом к освоению данной темы явились, в частности Саммиты ШОС и БРИКС в Уфе в 2015 г., благодаря которым, как отмечают А.А. Сукиасян и Р.Г. Юсупов, активизировались международные инвестиционные связи республики, возрос приток иностранных студентов, в том числе будущих энергетиков, в вузы Башкортостана [39].

Книги и статьи об историческом пути вузов, осуществлявших подготовку инженерных кадров для различных отраслей российской энергетики, в 1999-е – 2000-е гг. были также изданы в Тюмени, Якутске и других крупных региональных центрах высшего технического образования. В частности, заслуживают внимания исследования тюменских авторов В.Е. Копылова, И.М. Ковенского, С.В. Скифского, в которых показана роль вузовской и академической науки в становлении нефтегазового комплекса Западной Сибири [40; 41].

В научном сообществе 2000-х гг. прослеживается тенденция комплексного изучения процессов модернизации энергетических комплексов и научно-образовательных систем российских регионов. Примером подобного подхода являются, в частности, труды самарского историка В.Н. Курятникова, сочетающие проблематику становления нефтяной промышленности Урало-Поволжья с изучением вклада в науку и образование системы ТЭК Самарского государственного технического университета (СамГТУ) [42].

В работе М.Р. Минкина и И.Ю. Даниловой выявлена логическая взаимосвязь между ускоренным индустриальным ростом Татарстана в 1950-х гг., становлением в регионе нефтегазового образования и этно-демографической динамикой, в совокупности создавших потенциал для последующей социально-экономической и культурной модернизации республики [43]. Аналогичные процессы в сфере электроэнергетики Чувашии раскрыты в публикациях чебоксарских авторов В.А. Щедрина, Л.А. Ефимова и Л.А. Харитонова[44; 45]. Тема подготовки кадров для энергетического комплекса CCCP и Российской Федерации 1990-х – 2000-х гг. затрагивается в той или иной степени в исторических исследованиях обобщающего характера по истории высшей школы и научно-технической интеллигенции, в том числе в трудах Г.А Будник [46], М.Н. Гусаровой [47], Е.В.Бодровой и В.В.Калинова [48].

Выводы

В течение 1990-х – 2010-х гг. российскими исследователями велось изучение исторического пути ведущих энергетических и нефтегазовых вузов и сложившихся в них научных школ, а также отдельных региональных систем подготовки кадров инженеров и ученых-энергетиков, атомщиков, нефтяников.

В рассматриваемый период отечественной историографией энергетической науки и образования была преодолена идеологизированность, свойственная отечественной гуманитарной литературе советского периода, заполнены многие информационные пробелы, благодаря расширению тематического спектра публикаций и введению в научный оборот новых архивных документов, существенно возрос теоретический уровень исследований.

Одной из главных тенденций в современной научно-исследовательской литературе и публикаторских проектах стала персонификация истории отечественной науки и техники. Так, в новейшей историографии российского энергетического образования прочно утвердился историко-биографический жанр, представленный монографиями, научными статьями и биографическими словарями. Лидерство в подготовке подобных изданий принадлежит старейшим энергетическим и нефтегазовым вузам – МЭИ, УГНТУ и др.

Значительная часть вышеназванных документальных публикаций, историко-биографических и хроникальных изданий выполнена в рамках юбилейной историографии университетов, которая, как отмечает Л.П. Репина, играет важную общественно-культурную роль, «связывая профессуру и студентов разных поколений, предъявляя университет «внешнему миру» и утверждая его высокую миссию и статус в обществе» [49, c. 142]. Для данного круга изданий характерно широкое использование вузовских архивов и мемуарных источников, что позволило существенно расширить информационную базу истории отечественной энергетической школы. Однако рамки «юбилейного жанра» не позволяют авторам раскрыть многие проблемные и дискуссионные аспекты ее развития, не предполагают проведения сравнительных исследований работы вузов в рамках отрасли или региона. Особенностью данных публикаций является принадлежность большинства их авторов к кругу специалистов-энергетиков, что определяет их сосредоточенность на проблемах истории технологий как основы энергетического образования, но, как правило, ограничивает привлечение исследователями теоретических подходов и специального инструментария современной исторической науки. При этом историография высшего энергетического образования фактически распадается на множество отдельных историй вузов, главным образом – исторических хроник и сборников биографий.

Среди новейших публикаций, позволяющих получить обобщающие представление об истории и тенденциях развития отрасли высшего энергетического образования в целом, следует выделить фундаментальную статью Г.Ф. Ковалёва, Д.С. Крупенёва и Л.М.Лебедева [14] и труд Д.Л. Рахманкулова [36].

Многие аспекты подготовки квалифицированных кадров для энергетического комплекса России в XX – начале XXI вв. пока что не нашли отражения в научных публикациях исторического профиля. Среди перспективных направлений работы – комплексные исследования государственной политики России в области развития энергетического образования и науки на федеральном и региональном уровнях, а также рамках различных отраслей, включая «зеленую энергетику». Недостаточно изученным остается также исторический опыт международного сотрудничества России в сфере подготовки энергетиков и др. В данном контексте остается актуальным вопрос о расширении источниковой базы по вышеназванным и другим темам конкретно-исторических исследований в рамках рассмотренного в настоящей статье историографического направления.

Таким образом, отражение проблематики энергетического образования и науки России в отечественной историографии 1990-х – 2010-х гг. характеризуется интенсивным накоплением и осмыслением фактологического материала при одновременном расширении сферы теоретического осмысления роли высшей энергетической школы в хозяйственно-экономическом, социальном и научно-технологическом развитии страны, а также в глобальном энергетическом и экологическом диалоге начала XXI века.

References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
Link to this article

You can simply select and copy link from below text field.


Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.